Аркадий Красильщиков
Марк Шагал на сцене
Талантливо, ярко, красочно!
Да еще, как теперь говорят: «для семейного просмотра».
Что еще нужно, чтобы тысячи детей и взрослых Израиля увидели этот спектакль «хореографических миниатюр» Арины Белозор и Ителлы Мастбаум? Пустой вопрос. Как раз всего этого и не нужно. А нужна дешевка, халтура и пошлость. Тогда все будет без проблем и не только по законам массового искусства, но и по более простой причине: делатели разной халтуры, как правило, люди шустрые и пробивные. Не успеешь обернуться — у них уже ангажемент на год, сценические площадки и реклама, умело выдающая черное за белое.
Есть еще одна особенность спектакля «Я жизнь прожил в предощущении чуда» — он рискнул коснуться истоков еврейской культуры галута, а это для властных социалистов Израиля, как гость в горле. Им наши «местечковые» корни не нужны. Для них история мира начинается с кибуцев Израиля.
Когда-то никак не мог понять это и в разговоре с режиссером самодеятельного театра удивился странностям его репертуара, то есть полным отсутствием спектаклей на еврейскую тему.
— Да кому это нужно, — отмахнулся он. — Мы евреи сами себе давно надоели.
Больше я в его театр не ходил и тогда же подумал: вот до конца своей долгой жизни Марку Шагалу так и не надоела «еврейская тема». Он жил ею всегда, своим детством, своим Витебском, запахом хлеба в руках матери.
Именно об этом, с удивительным, я бы даже сказал, — новаторским искусством — и сделан спектакль Белозор и Мастбаум. Сделан весело, отчаянно и совершенно нескучно, потому что авторам каким-то чудом удалось достичь кинематографического эффекта, смены разнообразных кадров при точном монтаже.
Живопись спектакля — тема особая. Я вот жалуюсь на невостребованность настоящего искусства, но в глубине души думаю: нет, такое за деньги, по заказу дяди-толстосума не сотворишь. Здесь другой Заказчик нужен, с большой буквы. Уверен, и актеры хореографического спектакля жили, прежде всего, радостью творчества. Смотрел спектакль и удивлялся количеству совершенно профессиональных исполнителей, понимая, что дело не в профессии, а в том высоком деле, в котором они были заняты. Сама тема тянула актеров наверх, туда, где разница между профессионалом и любителем исчезает без следа.
Нет, все-таки не верю, что исчезнет этот спектакль и все ограничится премьерой в Иерусалиме, пусть и очень удачной. М.А. Булгаков оказался прав, когда обещал сам себе, что «рукописи не горят».
Думаю, это относится и к настоящим спектаклям.
Автор всех фотографий — Елена Цадикович. Автор афиши — Хаим Фильцер.
Читайте также: Галина Подольская: «Я жизнь прожил в предощущенье чуда». Интервью с Ителлой Мастбаум
Уважаемый Аркадий!
Прочел в сети вашу статью Власть и Жребий — http://www.e-slovo.ru/340/7pol1.htm
И поскольку в моем четырех блочном глобальном социальном проекте блок -«место работы, включая все виды власти – по жребию и на одну каденцию среди успешно прошедших соответствующие тесты профессионального отбора для тотальной очистки от тотальной коррупции» стоит на втором месте, хотелось бы с вами на эту тему пообщаться.
К сожалению платформа для общения в том месте, где помещена ваша статья не предусмотрена.
Поэтому пришлось выбрать эту, за что извиняюсь.