Борис Э. Альтшулер: Об этногенезах славян и о происхождении славянских языков

 584 total views (from 2022/01/01),  2 views today

К концу VII — начале VIII вв., с расцветом Хазарии всё больше готов Крыма стали принимать в городах иудаизм и всё больше евреев стали селиться на этих землях. Возможно в этот период стал образовываться новый язык этой довольно многочисленной общины Ашкеназ — язык протоидиш.

Об этногенезах славян и о происхождении славянских языков

Борис Э. Альтшулер

Еврейское европейское наследие сегодня — важная составляющяя часть исследований славистов во многих университетах во всём мире.

1.

Наука не даёт точного ответа, когда и где возник славянский этнос. Этногенез славянских племён изучается на стыке археологии и лингвистики с привлечением этноистории соседних народов. По мнению немецкого лингвиста Ханса Краэ (Hans Krahe), во 2-м тысячелетии до н.э. (бронзовый век) в Центральной Европе существовала какая-то этноязыковая праобщность индоевропейских племён. Существуют различные гипотезы о том как индоевропейцы появились в Европе, но в целом учёные согласны с началом проникновения близких по образу жизни, обрядам и языку индоевропейцев в центр Европы ещё в 3-м тысячелетии до н.э.

Довольно оригинальную теорию развития индоевропейского праязыка предложили археологи и антропологи из американского Хартвик-колледжа Дэвид Энтони (David W. Anthony) и его супруга, тоже археолог, Доркас Браун (Dorcas Brown). Оба cпециализируются в сравнительной археологии в сочетании со смежными дисциплинами, прежде всего с антропологией и лингвистикой. Энтони занимался изучением как североамериканских доколумбовых культур, так и прото-индоевропейских степных культур (последних — в тесном сотрудничестве со многими археологами России и Украины). Кроме того, Энтони является куратором по вопросам антропологии в Хартвикском музее искусства и культуры им. Егера (Нью-Йорк).

Так, в Самарской области России обнаружены останки по меньшей мере двух церемоний посвящения позднего бронзового века, в которых подростки становились воинами, употребляя в пищу мясо собак и волков. Спорные находки, которые встречаются между примерно 3900 и 3700 гг. назад, могут служить первым археологическим свидетельством существования тайных мужских союзов, описанных в индийских древних текстах. Майкл Витцел, авторитет по древним текстам Индии и сравнительной мифологии в Гарвардском университете, согласен с тем, что Энтони и Браун обнаружили первые археологические данные в поддержку древних индоевропейских мифов о молодых воинственных «волках», которые жили вне законов общества. В соответствии с этим Энтони сделал заключение о ритуалах инициации молодых мужчин, воинов-псов. Для исследователей полученные результаты явились наглядным свидетельством существования мужских союзов за столетия до упоминания о них в древнеиндийской «Ригведе».

Дэвид Энтони связал историю коневодства и институт мужских военных союзов воинов-псов в уральских степях и, особенно, в северном Причерноморье с возникновением пра-индоевропейского языка. По его гипотезе со своей превосходящей культурой всадников, использования лошадей и колесниц индоевропейцы предпринимали обширные завоевательские рейды на Восток и на Запад, способствуя быстрому распостранению языка и этноса. Кроме оренбургских и казахских степей Алтай и Кавказ стали центрами этногенезов народов всадников, скифов и их наследников в античности и в раннем средневековье. Об этом говорят артефакты из Сибирского собрания Эрмитажа в Санкт-Петербурге, особенно находка, найденная в кургане Чертомлык близ города Никополь на Украине.

Миграции больших коллективов предполагают «наличие некоего серьезного и продолжительного негативного фактора, погнавшего людей через степи. Это могли быть, например, хронические болезни или эпидемия», — говорит археолог Дэвид Энтони (David Anthony), специалист по степной миграции бронзового века, принимавший участие в исследованиях на юге России совместно с русскими учеными (см. монографию A Bronze Age Landscape in the Russian Steppes: The Samara Valley Project). «Миграция … могла быть в первую очередь завоевательной, а быстрое распространение … обеспечили технологические преимущества», — считает популяционный генетик Расмус Нильсен из университета Беркли, ознакомившийся с результатами исследования. Технологические преимущества — это стратегическое использование недавних достижений человечества того времени: приручения лошади и изобретения колеса.

Ботайская культура — археологическая культура энеолита, существовавшая в 3700—3100 годах до н.э. на севере Казахстана (Акмолинская область). Названа по селу Ботай. Имеено ботайцы стали разводить лошадей, но использовали их ещё как домашних животных. Пришедшая им на смену ямная археологическая культура эпохи позднего медного века — раннего бронзового века (3600—2300 года до н.э.) характеризуется захоронениями в ямах под курганами. В степной полосе от реки Дунай на западе до верховьев реки Маныч на востоке насчитывается примерно 160 погребений ямной культуры с остатками колесного транспорта (колёс, возов), а также их глиняные модели и остатки рисунков. Древнейшие из находок датируются по калиброванной шкале 32 веком до н.э.

Влиятельный британский археолог Эндрю Шеррат (Andrew Sherratt) предложил в свое время концепцию о прорыве или толчке, который произошел в истории Европы между 3500-2500 гг. до н.э. Так называемая «революция вторичного производства» (РВП) стала тогда главной движущей силой изменений по всей Европе. Взгляды Шеррата на одомашнивание лошади менялись со временем, но он считал, что главная роль лошадей заключалась в военной сфере, где около 2000 г. до н.э. появились боевые колесницы с металлическими удилами, а с 800 г. до н.э. — кавалерия. Эти процессы начались на Ближнем Востоке в Месопотамии, а затем распространились на территорию Казахстана и на Европу. Шеррат считал, что лошади до 2000 г. до н.э. были ещё слишком малы для военного дела, и управление ими с помощью неметаллических удил (кожаных ремней или веревок) было в битвах неэффективным. Ряд археологов придерживались мнения, что лошади в конце 4-го тысячелетия до н. э были символами престижа и езда на них была затруднительной.

В 1987 г. группа челябинских учёных под руководством С.Г. Боталова открыла Аркаим — укреплённое поселение эпохи перехода от верхнего палеолита к бронзе. Находка расположена в южно-уральской степи, в 8,2 км к северо-северо-западу от посёлка Амурского и 2,3 км к юго-юго-востоку от посёлка Александровского в Брединском районе Челябинской области. С 1991 г. Аркаим объявлен заповедной зоной и включён в состав Ильменского заповедника. Города и укреплённые поселения аркаимского типа в настоящий момент обнаружены на значительной площади, охватывающей юг Челябинской области, юго-восток Башкортостана, восток Оренбургской области и север Казахстана. Хронологически они относятся к эпохе средней бронзы, т.е. их возраст примерно 3800–4000 лет. Культура Аркаима выделена — т. наз. Синташта-Петровка-Аркаим (Южный Урал — северный Казахстан, 2200–1600 гг. до н.э.). Носители аркаимской культуры относительно недолго жили на территориях северных степей. Через полтысячеление они покинули свои поселения и отправились в другие степи, возможно, на Северо-Черноморское побережье или на Алтай. Предполагается, что отсюда начался марш всадников, носителей праиндоевропейского языка, о котором пишут Энтони и Браун, на запад, на Русскую равнину.

Кстати, недавно в раскопках в знойной пустыне китайско-уйгурского Турфана были найдены самые древние с мире штаны, впервые пошитые для всадников около 3000 лет назад. Без таких штанов верховая езда в горячем пуcтынном климате была просто невозможна. Таким образом, именно восточные скифы-наездники являются изобретателями штанов, до этого великие цивилизации ходили в туниках и халатах.

Что же вызвало миграции древних народов Евразии, Балкан и Ближнего Востока? Известно, что между VI и IV тыс. до н.э. в результате сейсмических процессов произошло понижение или обвал уровня почвы в районе нынешнего пролива Босфор, и вода из Средиземного моря стала заливать черноморскую впадину. Геологический катаклизм привел к экологической катастрофе: древнее пресноводное озеро превратилось в соленое море и постепенно затопило районы, где жили многие индоевропейские племена. Процесс заполнения Черного моря занял десятки, а может быть, и сотни лет, поэтому он не мог привести к массовой гибели людей, но заставил их мигрировать. Новообразовавшееся море буквально «выдавило» индоевропейцев с их прежней территории, причем больше всего это коснулось тех племен, которые занимали северное и западное Причерноморье; там вода затопила наибольшую по площади территорию.

Судя по известным из истории передвижениям индоевропейских племен, северо-запад Причерноморья занимали кельты и германцы, север — балтийские и славянские племена, северо-восток — предки киммерийцев, сарматов и скифов, далее, на юго-востоке, жили индо-иранские племена. Вероятно, юго-западнее кельтов и германцев, в северной части Балканского полуострова, жили предки италийских племен и греков. Хетты, лувийцы, палайцы и все те, кого мы относим к анатолийской группе индоевропейской языковой семьи, видимо, занимали самые южные районы Черноморской впадины и были вытеснены наступавшим морем на север Малой Азии и в Анатолию. Впоследствии кельты, а за ними германцы постепенно стали занимать северо-запад Европы, славяне и балты распространились по северо-восточной Европе, где жили финно-угорские племена, а носители индо-иранских языков вторглись на территории Ирана, Центральной Азии и Северной Индии.

Модель распространения наездников-индоевропейцев во все стороны от наступавшего на них Черного моря находит косвенное подтверждение в свидетельствах античных и раннесредневековых историков о жизни германских племен остготов в Крыму в первых веках н.э., о соседстве восточнославянского племени древлян с «заблудившимся» племенем германцев на территории современной Украины и о пребывании балтийских племен латов (предков латышей) в Верхнем Поволжье (Jordan, III, 12). Движение индоевропейцев на юг и восток привело в свою очередь к вытеснению семитских племен с их прародины в северо-западной Месопотамии. Но семиты были не единственными, кого индоевропейцы заставили покинуть родные места. Аналогичная участь постигла в Восточной Анатолии и хурритов. Они тоже были вынуждены уйти на юг и осели в северной Сирии и Месопотамии, существенно потеснив там семитов (И. П. Липовский 2010).

Изображения на штандарте из Ура свидетельствуют о том, что колесницы появились впервые в Месопотамии уже около 2600 лет до н.э. После установления в XXIII-м в. до н.э. власти династии Аккада, в связи с изменением структуры армии в Междуречье были учреждены превалирующие функции боевых запряжек, первых двухосных и одноосных колесниц: их функциями стали стрелковая и транспортная. Древние племена Южного Урала модифицировали колесницы Ближнего Востока: они стали легче, на колёсах появились спицы, была изменена сбруя и упряжка. Новые археологические находки говорят в пользу того, что первые попытки приручения лошадей были предприняты уже около 5500 лет тому назад в Степи вблизи казахской столицы Нур-Султан, т.е. приблизительно в тот же период как и в Месопотамии или немного позже. Только в раскопках группы русско-немецких археологов под руководством профессора Л.Н. Коряковой из Института истории и археологии Уральского отделения РАН и профессора Рюдигера Краузе из университета Франкфурт около уральской Синташты в роскошных погребениях древней степной знати были найдены остатки двадцати полусгнивших двухколёсных колесниц, а, кроме того, избражения свастики. Свастика была широко распостранена в Древнем мире в качестве магического знака наряду с гексаграммой, пятиконечной «печатью Соломона», и шестиконечной звездой («маген Давид» — щит Давида). К примеру — мозаичный пол античной синагоги на территории кибуца «Маоз Хаим» на израильских Голанах, раскопки которой начались в 1974 г., выложен рядом с обязательной менорой изображениями свастики.

Есть три основных версии происхождения носителей индоевропейской культуры:

теория местного субстрата,

теория ближневосточого происхождения Синташты (С. А. Григорьев),

теория миграций с Запада, причина которых — распад циркумпонтийской металлургической провинции.

Известно, что циркумпонтийские культуры были издавна тесно связаны с ближневосточными. В 2002 г. В.П. Путенихин на надувном катамаране провёл экспериментальную археологическую экспедицию, пройдя по Караганке и реке Урал 1500 км до Каспийского моря. Срединный участок этого маршрута проделал ещё в 1998 г. Рим Миргазов. Актуальные события того времени в турецком Курдистане и напряжённая ситуация вокруг и внутри Ирака заставила Путенихина прервать передвижение водным путём в Месопотамию и к Индийскому океану, используя течение рек Урал, Карасу, Мурад и Евфрат — от Аркаима к иракской Басре. Путенихин уверен однако в том, что путём своего эксперимента он доказал возможность миграции в древности из Аркаима в Месопотамию. С другой стороны, этим экспериментом была убедительно доказана намного более вероятная возможность обратного маршрута миграции: из Ближнего Востока по долинам рек и побережью Каспийского моря — из Месопотамии на Южный Урал.

Довольно внятно в пользу трансфера культуры из Ближнего Востока на Урал и в Западную Сибирь где-то около 2000–1800 гг. до н.э. говорит в первую очередь сам «взрывной» характер цивилизационного процесса в этом регионе в течение относительно короткого отрезка времени. Самые вероятные кандидаты на роль «северных семитов» на Южном Урале и Северном Казахстане — мигранты из Ближнего Востока, принесшие в «холодные горы» Урала и Зауралья представление о семитской цивилизации Двуречья и Израиля. Согласно исследованиям Альберта Студенцова топонимика и гидронимика Великой Евразийской степи только лишь в 1500 примерах тесно связана с культурой древнего Ближнего Востока в переводах с древнесемитских (ханаанских) языков. Позже эту эстафету переняли «потеряные» десять колен Северного царства Израиля. Другие авторы (в том числе учёный-металлург Леонид Ейльман) пишут о том, что преархеометаллургия началась на Ближнем Востоке и оттуда распостранилась на Евразию (С. А. Григорьев, а также R.Pleiner, U.Zwicker). Тот же С.А. Григорьев убеждён в том, что:

«…существенные технологические изменения, произошедшие в волго-уральской металлургии в начале ПБВ [Поздний бронзовый век, 1600–1200 гг. до н.э. — Б. А.], были стимулированы импульсами с Ближнего Востока. Этими импульсами привнесены первичные знания о получении и использовании железа. В дальнейшем распространении этих знаний Волго-Уральский регион играл весьма важную роль

2.

Современной науке не удаётся ретроспективным методом проследить смену и преемственность археологических культур до начала нашей эры, носителей которых уверенно можно было бы отнести к славянам или их предкам. Ранние эпиграфические источники сообщают о славянских племенах венедов (Venethae), склавинов (Σκλαβηνοί) и антов (Άνται) в середине VI в. Иоанн Готский описывает в «Гетике», что в VI в. в Галлии близ Нарбон появился народ, называвший себя венедами.

Особый интерес в историографии вызывает неудачная осада Константинополя аварами в 626 г. c участием в ней неких славян, которые вышли тогда к границам Византии и впервые оказались зафиксированы в письменных источниках. С другой стороны ландшафты варваров Европы и первых ашкеназийских евреев были к тому времени издавна территориями интенсивных миграций Десяти Колен Израилевых, особенно по понятным причинам в период Великого Переселения народов (IV–VII вв.). Активные миграционные перемещения семитов были связаны и с ролью еврейских апостолов в становлении христианства.

На Крайнем Севере России, в Северном Ледовитом океане, существует пролив, отделяющий Северный остров Новой Земли от Южного и соединяющий Баренцево море с Карским — это Маточкин Шар. Другой пролив тоже почему-то Шар, на этот раз Югорский Шар, — пролив между островом Вайгач и берегами Югорского полуострова материка Евразия. Как оказался еврейский топоним означающий в переводе ворота, вход или проход на русском Крайнем Севере? Оказывается и в Западной и Центральной Европе есть много фамилий, а также топо — и гидронимов заар/шаар: река Заар, земля Заарланд, Зааргемюнд в Лотарингии, Заармунд и Бад Зааров в Бранденбурге, Шаарбеек близ Брюсселя, и др. В Израиле на Голанах под горой Хермон также течёт речушка Саар. Не редкость голландская фамилия Ван дер Сар, фамилия Заар/Саар нередка у немцев и у ашкеназийских евреев. Интересно, что топонимика Восточной Европы фиксировала также места обрезаний исраилитов в Европе: напр., Рязань в России или Резекне, по-русски Режица, в Латвии.

Азербайджанский автор, тюрколог Эльшад Алили пишет о протоашкеназийском этнониме/антропониме «Ашкеназ» в Азербайджане VII-го в. Кроме того, им упоминаются известные надписи орхон-енисейским шрифтом на двух надгробных камнях в местности Ихе-Асхете (Iche-Askhete) в Монголии.

В обеих надписях речь идёт о термине «asğanaz er», который один из ведущих советских тюркологов Сергей Ефимович Малов (1880-1957) определял как антропоним и переводил его как человек «Асганаз». В свою очередь выдающийся немецко-русский ученый Василий Васильевич Радлов (Wilhelm Friedrich Radlow, 1837-1918), который из-за любви к тюркологии и к тюркологическим исследованиям перебрался в Россию и связал с ней свою жизнь, определял это выражение как этноним в смысле «человек Asğanaz». Согласно исследованиям Джозефа Эйдельберга (2005) семитские следы ведут далее на восток: в Манджурию, Корею и Японию.

Первым, отождествившим потерянные колена Израиля с восточноазиатской нацией, был Жуан Родригес (João Rodriguez, 1561–1634), миссионер и переводчик иезуитов, который ещё в 1608 г. утверждал, что китайцы произошли от потерянных колен Израиля. Родригес также считал, что китайские мудрецы Конфуций и Лао Цзы взяли свои идеи из иудаизма. Позже, под давлением церковников, он был вынужден отказаться от своей теории.

В 1870 г. Николас Маклеод (Nicholas McLeod) опубликовал эпитому — краткое изложение большого научного или литературного произведения, составленное эпитоматором, историком излагающим содержание произведений своих предшественников о древней истории Японии с иллюстрациями. Эпитома показывала: японский народ включает в себя потомков «потерянных племен Израиля», сформировавших аристократию и традиционную священническую касту. В качестве доказательства теории было приведено сходство между описанием легенд об императоре Джимму и Моисее, наличие в некоторых японцах «португальско-еврейских» расовых черт, что было связано с маранами, и сходство между синтоизмом и иудаизмом. На сегодняшний день в японском языке насчитывается как минимум около тысячи слов, которым удаётся доказать убедительную связь с арамейским и ивритом.

Таким образом мы можем обоснованно предполагать, что древние семиты и ашкеназы, оказавшиеся в Евразии, основательно её исследовали и оставили о себе память в топонимике и гидронимике. Интересно, что актуальные генетические исследования татарских этнических групп в России практически не обнаружили следов монгольских и татарских гаплогрупп. Это в свою очередь поддерживает интересные выводы украинского автора Александра Зинухова в книге «Чингисхан, сын Исаака Киевского» (2005) о непрерывном очень древнем, аутохоном присутствии семитов, израильтян и их потомков, их культурного наследия и социологий на Кавказе, в Крыму и в Понтийских степях Черного моря ещё до становления Хазарии.

Как это часто бывало в переломных моментах еврейской истории палестинские евреи издавна искали поддержку в диаспоре у Десяти пропавших колен Израилевых. Если в VI в. до н.э. таким ярким протагонистом был пророк Иеремия, то 700 лет спустя евреи уже приняли самое активное участие в христианизации Европы. Согласно христианскому вероучению двенадцать евреев — апостолов, учеников Иисуса, разделили между собой в первом веке н.э. страны, в том числе те Восточной Европы и Кавказа, куда они, обращая язычников, несли евангельскую проповедь. Андрею выпали по жребию Фракия и Скифия, позже Новгород; Филипп проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии, апостолы Фаддей и Варфоломей заложили основы христианства на Кавказе. Последние подготовили объявление Армении первым христианским государством (301 г.). Сегодня существует достаточно доказательств того, что ранняя история Севера Европы и скандинавских стран тесно связана со скифскими, сарматскими и неосарматскими миграциями «арамеев» и их этногенезами.

Древнее сосуществование предков ашкеназов со Степью, со скифами, сарматами, булгарами, готами, аварами, гуннами и прочими древними народами как и их совместное участие в походах на Западную Европу привело к образованию новой коммуникации, созданию древнего протославянского языка, в котором протоидиш, иврит и арамейский язык сыграли большую роль и который Кирилл с Мефодием «нашли» и обработали в 863 г. в Крыму. Интересно, что в своих книгах профессор университета Дерпта И. Эверс свидетельствует о существовании первых рукописных хроник русских казаков, написанных… на иврите. В Анапе, на Кубани и в столице донских казаков Новороссийске были найдены многочисленные еврейские артефакты. Европейское еврейское наследие сегодня — это важное составляющее многих исследований славистов во многих университетах во всём мире.

Иврит имеет свою непрерывную литературную традицию, как минимум с конца второго тысячелетия до н.э. Именно благодаря тому, что на иврите и арамейском была написана Библия, он оказал решающее влияние на европейскую и общемировую иудео-христианскую цивилизацию, а история еврейского народа стала историей мировой цивилизации вообще. Только письменная история иврита насчитывает более трех тысячелетий. Особое непреходящее значение иврита и арамейского языка основано на ТОРЕ. На этих языках, на т. н. ханаанском иврите, написаны практически все книги ТАНАХа (Ветхого Завета). Поэтому неудивительно, что в первом тысячелетии н.э. в Европе, наряду с латынью, кельтскими языками и, особенно, греческим, иврит-арaмейский и его различные диалекты были третьим большим языком варварской диаспоры и Европы первого тысячелетия н.э.

Древним ареалом обетования евреев был Кавказ. Там тысячелетия существовала одна из старейших еврейских диаспор в мире, уходящая ещё ко временам Вавилонского пленения, — особенно на территории Грузии. Еврейские кварталы (Урия, Ебери) существовали в Мцхете и Урбниси уже 2000 лет назад, средневековые грузинские хроники Картлис Цховреба упоминают еврейский район «Урия Мцхетели». Есть предполагаемые изображения меноры на ойнохойя (др.-греч. ἡ οἰνοχόη — кувшин для вина), датируемые первыми веками н.э. и найденные в Кацрети.

Наиболее интересны письменные свидетельства. Известны две надгробные надписи из Самтавро — неких Йосеба Бар Хазана и Йегуды по прозвищу Гурки, — обе датируются IV веком н.э. Но особенно интересна третья надпись, выставленая в Национальном музее в Тбилиси. Надпись выполнена на тонком золотом листе на арамейском языке, датируется IV-VI вв. н.э. Его по всей видимости носили свернутым в трубочку амулетом на шее. Текст амулета гласит среди прочего: «Это добрый амулет Авраама, сына Сарры, для его дома. Это печать, при помощи которой царь Соломон запечатал [злых духов] так, чтобы они не смогли навредить Аврааму сыну Сарры или членам его семьи…»

Элиоз, глава огромной еврейской общины, отправляясь в далёкую Иудею, был снабжен большим охранным отрядом, состоящим из ужиков или оссов (предков осетин — Б. А.), в числе прочих пришедших в Иерусалим во главе с Лонгином, который сопутствовал ему на пути в Иерусалим. Они могли быть слушателями проповедей святых апостолов, иначе автор хроники не внес бы их в своё повествование. Указанную информацию из «Деяний Апостолов» можно найти во всех рукописных и печатных вариантах книг Нового Завета и в житии св. Нины (гр. Нунэ), которые до сих пор в обиходе Грузинской православной Церкви, — но только на грузинском языке.

Билингва из Армази на Кавказе около Мцхеты довольно подробно информируют о большой еврейской общине на территории Грузии. Этот памятник материальной культуры свидетельствует также о присутствии сарматского компонента в правящем классе Древней Иберии и о возможном семитском происхождении сарматов. Отметим, что такой выдающийся лингвист как академик Н.Я. Марр считал происхождение грузинского языка семитско-еврейским, учитывая пути миграций Ашкеназа из Медии на побережье Северного Причерноморья и на Кавказ. Указанная билингва, исписанная греческим и иудео-арамейским шрифтами, была найдена при раскопках Иберийского города Армази 25 ноября 1940 г. Текст расшифровал Георгий Церетели в 1941 г. Ею оказалась надгробная плита 21-летней девушки благородного происхождения по имени Серапит.

«Я, Серапит, дочь Зеваха, младшего питиахша (сатрапа царя Б. А.) царя Фарасмана, жена Иодмангана-победоносца (военачальника), много побед одержавшего (сделавшего) двороуправителя царя Хсефарнуга — сына Агриппы, двороуправителя царя Фарасмана. Горе тебе, которая была молодой. И столь хорошая и красивая была, что никто не был ей подобен по красоте. И умерла (на) 21 году (жизни).»

Надпись необычна по форме и начертанию букв в версии иудео-арамейского алфавита и получила известность как «армазское письмо». Иудео-арамейский текст этой «Армазской билингвы» выполнен еврейским шрифтом, графика которого очень похожа на курсивные тексты Judendeutsch Нового времени, например, в переписке семьи банкиров Ротшильдов.

В VI–VII-х вв. в Европе появляются первые письменные упоминания об европейском «Ашкеназе» в связи с описанием еврейских общин в Скандинавии, в Швеции, в германских землях, во Франции и Северной Италии, в Южной и в Центральной Европе. Их начало связывается с Великим Переселением народов, в первую очередь с готскими, аварскими и аваро-славянскими завоеваниями. Ранее географические районы славян в Восточной Европе были описаны в еврейской литературе библейским топонимом: «Земля К (ħ) анаан». Интересно, что почти все аварско-еврейские рунические письмена, даже в захоронениях, как и многие другие памятники и следы культуры аварской цивилизации были после войн и сокрушительных побед Карла Великого в 791-796 гг. и последующей массивной христианизации на территории современных Австрии и Венгрии тщательно уничтожены.

Первое упоминание «славян» — рабов — вместе с вендами («Sclavi coinomento Winidi») мы находим в хронике Фредегара ок. 660 г. при описании Само, первого известного кратковременного, политического образования, приписываемого славянам в Европе, отколовшегося от Аварского каганата и так названного по имени их франкского короля. Королевство Само (lat. regnum Samoni) было основано ок. 623/624 гг. в Центральной Европе. Как это описано в хронике Фредегара, а позднее повторено в словах летописца Сильвестра в «Повести временных лет» («Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет; да и пойдите княжить и володеть нами») — в обоих случаях, в Центральной Европе и позже в России иноземные князья были призваны молодыми славянскими народами без государственных структур на правление.

Начало болгарской государственности датируется 632 г. как основание Великой Болгарии. Интересно, что в 1981 г. на территории Болгарии была обнаружена древняя синагога, построенная в III в. до н.э. В 678 г. после развала царства сюда вновь вернулись болгары, на этот раз под предводительством князя Аспаруха из династии Дуло, и отвоевали практически весь Балканский полуостров назад.

Этноним славян окончательно возник уже в Новом времени в тщательно отредактированных и подогнанных под заранее заданные лекала анналах русских царей, создавших новую империю, новый народ и новую историю. Особенно необходимо подчеркнуть двуязычие периода Великого Переселения народов, которое хорошо осветил и лингвистически доказал Владимир Исаакович Шнейдер (1998 г.). По свидетельству В.И. Шнейдера евреи создали как минимум две дюжины больших смешанных языков. Из них к славянской языковой семье относятся многочисленные смешанные иудео-славянские языки, такие как, например, иудео-белорусский, иудео-сорбский, иудео-украинский и иудео-чешский. Особую роль в еврейских респонсах и книгах еврейских учёных средневековья играл иудео-чешский, да и сам чешский язык, который даже определялся как «лашон Канаан». Это обстоятельство можно, по-видимому, как-то связать с государством Само. Исследователь и автор нескольких больших израильских словарей д-р Елена Бандас продолжила работу Владимира Шнейдера по выявлению семитской этимологии на примерах различных индоевропейских языков, показав их ивритскую и арамейскую природу или влияние.

Византийский историк Менандр описал аварских воинов под стенами Константинополя не только с хохолком на по степному обычаю побритой голове, но и с двумя странными косичками около ушей. Возможно ими были семитские пейсы аваров. Указанный топоним и этноним Ашкеназ мигрировал на протяжении тысячелетий из Эрец Исраэль в Мидию, куда был депортирован народ Северного Израильского царства, а уже оттуда на Кавказ и в Северное Причерноморье, где израилиты приняли активное участие в создании Хазарского и Аварского Каганатов, и окончательно закрепились в Восточной, Юго-Восточной и Западной Европе, особенно в германских землях. Скандинавские историки — норвежец Торфей, швед Иоганнес Магнус и датчанин Саксон Грамматик описывают древние миграции племён балтов и угро-финнов. Некоторые из балтийских князей носили имена, которые несмотря на несколько деформированную их передачу позволяют говорить о возможной семитской природе, напр., принцесса Овда. Это же относится к топонимам и гидронимам Балтии. Первые письменные упоминания племён, проживавших на прилегающих к южному побережью Венедского (ныне Балтийского) моря территориях, обнаруживаются в сочинении «Германия» римского историка Публия Корнелия Тацита (98? г. н.э.) на латинице (De origine et situ germanorum liber), где они названы эстиями (лат. aestiorum gentes). Маршруты миграций народов в Европе были известны с доисторических времён, ещё с периода древних исходов и депортаций семитских племён Ближнего Востока.

Интересно сегодня молоупоминаемое сообщение о надписи в крымской Готии, найденной профессором Даниилом (Йосефом) Абрамовичем Хвольсоном среди четырёх надгробных плит из Партенита (у подножья горы Аю-Даг), исследованных еще в XIX в. этим отцом русской гебраистики и датированных им между II и VII—IX веками н.э. Обилие плит из относительно небольшого поселения, свидетельствует о присутствии там достаточно крупной еврейской общины. На трех из них, помимо изображений семисвечника, находятся также эриграфии на иврите. Наиболее любопытна одна из них, на которой, по мнению Даниила Хвольсона, упоминается священник-коэн (коген), носивший… готское имя Herfidil, и которая исписана еврейскими буквами («Херфидил hакоэн тануах нафшо» — коэн Херфидил, да успокоится его душа). Возможно в оригинале у него было готское имя HRFIDIL, производное от Herifrid. По графике шрифта Хвольсон датировал надпись на надгробном камне Херфидила примерно V в. Хвольсон опубликовал также находки памятников готского периода, найденные близ Партенита (у подножья горы Аю-Даг), которые он датирует III-VIII веками. Он опубликовал среди прочего надпись из синагоги в Феодосии, которую датирует 909 г., и еще две надписи оттуда же из 1018 и 1309 гг. Надписи были переведены в вышедшем в Петербурге в начале ХХ–го в. сборнике «Регесты и надписи». Они же упомянуты в качестве подлинных в Еврейской Энциклопедии и последующих справочных изданиях. Крымские готы (готаланы, готы-трапезиты по горе Чатыр-Даг, — ранее также была известна отдельная группа крымских готов в Восточном Крыму), известны как субэтническая группа одного из германских племён, откочевавшая во время Великого Переселения народов в III в. в районы Северного Причерноморья, а затем в Крым.

Евреи познакомились с германцами ещё до разрушения Второго Храма. Иосиф Флавий описывает германцев в Иудее во время похорон как личную гвардию царя Ирода Великого. Иудейский царь Ирод Агриппа II (27–93 гг. н.э.) выделил их в своей речи перед повстанцами непосредственно перед Великим Восстанием в 66 г. н.э.

Последние эпиграфические данные о существовании готов в Крыму относятся к IX в., хотя по ряду источников известно, что их история длилась в Крыму гораздо дольше, — до XVI в. Постепенно они были ассимилированы греками, достаточно долго сохраняя готский язык (крымско-готский язык). В разное время готы обитали на Керченском полуострове и в южной части Крыма, которая стала именоватся Готией, — там же находилось также средневековое христианское княжество Феодоро, оно же именовало себя Ашкеназ.

С IV в. среди части готов начало распространяться христианство арианского толка, которое имело много общего с иудаизмом. Ариане не признавали троицы. По их концепции Иисус не был богом, он стал им позже на I-ом Никейском соборе в 325 г., где его объявили таковым по решению римского сената и императора. Большая часть готов приняла религию арианского толка, которую распространяли среди них греки. Иная часть готов Крыма или земель вокруг полуострова в результате знакомства готов с евреями, их культурой и религией приняла иудаизм. Эти люди и стали основывать вероятно уже с IV-V вв. общины иудеев-прозелитов. В VIII в. часть крымских готов приняла православие.

Евреи появились в Крыму и на землях вокруг него ещё в первых веках н.э., примерно в это же время Крым и земли севернее него заселили готы. Они начали заселять Крым с III в., а уже в IV в. господствовали здесь в городах и вокруг их. Именно тогда же начались тесные контакты готов с евреями. Началось всё с Крыма, но более позднее взаимное влияние двух народов продолжилось в городах и селениях на территории нынешней Украины, возможно также в Тамани и в Приазовье.

Практически все крымские памятники с изображением меноры стилистически аналогичны плитам с Таманского полуострова. Таманские плиты, зачастую содержащие эпиграфику на иврите, датируются большинством исследователей III—V вв. Изначально они были установлены вне всякого сомнения на местных еврейских кладбищах, расположенных неподалеку от античных поселений, где еврейские общины проживали.

К концу VII — начале VIII вв., с расцветом Хазарии всё больше готов Крыма стали принимать в городах иудаизм и всё больше евреев стали селиться на этих землях. Возможно в этот период стал образовываться новый язык этой довольно многочисленной общины Ашкеназ — язык протоидиш. Одновременно он стал также языком смешавшихся готов-прозелитов. C VIII в. в Крыму и на землях вокруг него стали под властью Хазарии селиться славяне. Некоторая часть из них, когда влияние евреев и иудаизма сильно возросло, стали в свою очередь также смешиваться с готско-еврейским населением. По Полу Векслеру языковые иврит-немецкие контакты могли иметь место еще в Италии у лангобардов (конец VI в. н.э.), а, кроме того, у вестготов в областях романских языков — у франкских Меровингов и в Испании. Интересно, что стихотворение из XII в. на итальянском (иудео-итальянском) языке является одним из самых ранних стихотворений итальянской литературы и итальянского языка вообще.

Возвращаясь к Даниилу Хвольсону, который происходил из семьи литовских евреев, надо сказать, что после своего крещения в 1855 г., он возглавил кафедру еврейской, сирийской и халдейской словесности на восточном факультете Санкт-Петербургского университета. Позже, в 1858–1883 гг. Хвольсон в сане протоиерея преподавал еврейский язык (иврит) и библейскую археологию в Петербургской духовной академии, в 1858–1884 гг. — иврит в Петербургской римско-католической академии. В 1910 г. он был избран почетным членом Российской академии наук. Д.А. Хвольсон оставил большой след почти во всех областях ориенталистики. Он блестяще знал древние языки, был фантастически эрудирован в области древней и средневековой семитской литературы. Хвольсон описал и ввел в научный обиход множество рукописей и эпиграфических памятников Древнего Междуречья, средневековые арабские рукописи, еврейские эпиграфические памятники Крыма.

Интересно, что надгробие Херфидила было документировано, привезено в Ст.-Петербург и зафиксировано на фотографиях. Информация о находке была обработана и опубликована в академической прессе, после чего артефакт неожиданно исчез. Похожее странное массовое исчезновение описаных важных, древних семитских и еврейских артефактов («моабитика») имело место в Бразилии, США, в Австрии и пр.

Кстати, здесь нужно также подчеркнуть долголетнюю и плодотворную археологическую деятельность Н.Я. Марра, нашедшую свое выражение в произведенных им исследованиях у города Ани (ани — на иврите Я как древнее определения Бога), бывшей древней столицей Армении, развалины которой находятся на правом берегу Арпачая, в Александропольском уезде Эриванской губернии (языческие могильники свидетельствуют, что поселение здесь было ещё в дохристианскую эпоху). Раскопки Н.Я. Марра в Ани начались в 1892 г., затем они прервались, но с 1904 г. вплоть до первых лет ПМВ регулярно проводились ежегодно в течение летних месяцев. В общей сложности было организовано 16 экспедиций. Военные действия 1918 г. и оккупация региона турецкими войсками помешала продолжению работ. Марру всегда удавалось находить для раскопок средства и привлекать к себе надлежащих помощников. Раскопки всё ещё далеко не закончены, но и то, что они дали, выходит далеко за пределы местного армянского интереса. Анийские древности важны не только для изучения истории армянского народа, но и для изучения культурной истории Передней Азии и восточно-христианского искусства. Сегодня место раскопок находится в Турции, многие артефакты этой эпохи просто пропали, поэтому сохранившиеся дневники, протоколы и публикации Николая Марра имеют большое значение для науки.

Продолжение
Print Friendly, PDF & Email

26 комментариев к «Борис Э. Альтшулер: Об этногенезах славян и о происхождении славянских языков»

  1. Vladimir Bershadsky
    Археология может сочетаться с лингвистикой лишь в том случае, когда археолог находит артефакт с надписью. В данном случае артефактов не представлено!
    …………………………………….
    Дэвид Энтони и Доркас Браун занимались палеоархеологией. Aрхеология отличается от палеонтологии, которая в свою очередь изучает ископаемые остатки. Aрхеология особенно важна для изучения доисторических обществ, у которых не могло быть письменных документов для изучения. В указанных исследованиях американских учёных письменных документов дописьменных культур ещё не существовало. Были иные артефакты, указывавшие на, напр., параллели c позднее описанными ритуалами инициации в „Ригведе“ и т. д.
    …………………………………………………………………………………………………..
    Понятие «индоевропейский» и т.п. относятся только к речи, к языку и не может быть распространено на антропологические останки.
    Формально это вроде бы и правильно, но вот уже более 200 лет лингвистические терминологии и представления тесно сваязаны с антропологией, религией, историей, философией, политикой, этнологией, географией, семиотикой, социологией, текстологией, информатикой, статистикой, палеоэкологией, палеографией и т. д. Они были „расширены“ и активно применены в философии и в политических теориях и аргументациях. Хорошим примером актуально является понятие „расизма“, которое очутилось далеко от его первоначального смысла и сыграло важную роль в недавних волнениях в США.
    ……………………………………………………………………………………….
    Альберт Студенцов занимался 15 лет назад топонимикой России, Прибалтики и Кавказа. Очевидно он не ставил своей целью строго академическую работу с приведением вас интересующего прописания топо- и гидронимов на всевозможных древних языках как это, к примеру, сделал Владимир Шнейдер в своём словаре (Шнейдер, Владимир Исаакович: Печать Ашшура. О двуязычии древних германцев, славян, тюрок и др., Беер-Шева 2013). Студенцов написал интересную книгу о которой можно и нужно дискутировать, А уж детальную дискуссию по отдельным фрагментам вы можете взять, например, на себя. Но это уже тема отдельных статей.
    ………………………………………………………………………………………………………………
    Ни одного скифского слова не сохранилось. Зато имена скифских царей несут СЕМИТСКИЕ словокорни.
    ……………………………………………………….
    Имена скифских царей и скифская топонимика из греческих и персидских источников – это те самые „скифские слова“, которые побудили голландского филолога Марка Цюриуса ван Боксхорна в 1647 г. к созданию индо-скифской теории, рассматривающую особенные отношения между немецким, иллирийским, греческим и итальянским языками с одной стороны и персидским с другой. Славянский, кельтский и балтийские языки были добавлены сюда позже. Поскольку Boxhorn рассматривал оригинальный праязык этих языков как наследие скифов, он назвал этот гипотетический язык „скифским“.

  2. Согласно исследованиям Альберта Студенцова топонимика и гидронимика Великой Евразийской степи только лишь в 1500 примерах тесно связана с культурой древнего Ближнего Востока в переводах с древнесемитских (ханаанских) языков.
    ————————————————————————————————————-
    (Студенцов, Альберт Федорович: Тайна происхождения Древней Руси, Феникс 2006). —————————————————————————————————————————-
    К сожалению, мне не удалось найти следы Студенцова. Его книгу Я пытался проверить на корни иврита, но Студенцов не написал ни буквы на иврите, а его пирочтения русскими буквами не нашли подтверждения в корневых словарях Дрора и Шапиро. Поэтому и выводы Студенцова Я подвергаю сомнению.
    ========================================================

  3. Кстати, недавно в раскопках в знойной пустыне китайско-уйгурского Турфана были найдены самые древние с мире штаны, впервые пошитые для всадников около 3000 лет назад. Без таких штанов верховая езда в горячем пуcтынном климате была просто невозможна. Таким образом, именно восточные скифы-наездники являются изобретателями штанов, до этого великие цивилизации ходили в туниках и халатах.
    —————————————————————————————————————
    И СЛОВО «ШТАНЫ», и слово «БРЮКИ» — семитского происхождения.
    Штаны – от שתן / шетен // штан – от слова שת / шт – «седалище» и שתן / шетен // штан /// шатен – «моча» (это штаны сечевых казаков, которые несли в мотне своеобразные памперсы из сена и в них можно было мочиться, не слезая с лошади). Шатеновый цвет – цвет мочи.
    Брюки – от слова ברך / берех // брак – «колено» — кавалерийские штаны – брюки были только до колен!
    ========================================================

    1. Владимир, спасибо, умеете вы удивить! Очень интересно. Это я насчет штанов и шатена! И с легко просматриваемой логикой, которую я нахожу весьма убедительной.

      1. Ася, Я удивлён, что Вы смогли удивиться моим «неожиданным» выводам! Ведь достаточно взять корневые иврит-русские словари Дрора или Шапиро и немножечко поработать с ними, как можно прийти к тем же самым выводам, к которым пришёл не только Я, но и пок. Владимир Шнейдер, и Исраэль Палхан, и Сергей Кулибаба и ещё некоторые серьёзные учёные археолингвисты. Не сомневаюсь, что к этим же выводам пришёл в своё время и Николай Марр.

        1. Уважаемый Владимир (Бершадский). Я удивилась в положительном смысле, в смысле изумилась. И отсюда слово «изумительно!» . Меня действительно изумляет эта четко просматриваемая лингвистическая связь, доказательность. Спасибо

  4. Миграции больших коллективов предполагают «наличие некоего серьезного и продолжительного негативного фактора, погнавшего людей через степи. Это могли быть, например, хронические болезни или эпидемия», — говорит археолог Дэвид Энтони (David Anthony), специалист по степной миграции бронзового века, принимавший участие в исследованиях на юге России совместно с русскими учеными (см. монографию A Bronze Age Landscape in the Russian Steppes: The Samara Valley Project). «Миграция … могла быть в первую очередь завоевательной, а быстрое распространение … обеспечили технологические преимущества», — считает популяционный генетик Расмус Нильсен из университета Беркли, ознакомившийся с результатами исследования. Технологические преимущества — это стратегическое использование недавних достижений человечества того времени: приручения лошади и изобретения колеса.
    ——————————————————————————————————————
    Миграция целого народа с женщинами, детьми, стариками в условиях бездорожья практически НЕВОЗМОЖНА!!
    Имели место только завоевательные и грабительские походы отдельных отрядов или армий не более чем в несколько тысяч воинов на конях. Или морские и речные походы на судах, но без женщин и детей, и стариков.
    Во время похода взрослые мужчины поголовно истреблялись, а женщины и дети обращались в рабынь. Если войско завоевателей осатвалось на завоёванной территории, то покорённые женщины давали новый народ.
    =========================================================

  5. Кроме оренбургских и казахских степей Алтай и Кавказ стали центрами этногенезов народов всадников, скифов и их наследников в античности и в раннем средневековье.
    ——————————————————————————————————————
    Ни одного скифского слова не сохранилось. Зато имена скифских царей несут СЕМИТСКИЕ словокорни.

  6. Довольно оригинальную теорию развития индоевропейского праязыка предложили археологи и антропологи из американского Хартвик-колледжа Дэвид Энтони (David W. Anthony) и его супруга, тоже археолог, Доркас Браун (Dorcas Brown). Оба cпециализируются в сравнительной археологии в сочетании со смежными дисциплинами, прежде всего с антропологией и лингвистикой.
    ————————————————————————————————————
    Археология может сочетаться с лингвистикой лишь в том случае, когда археолог находит артефакт с надписью. В данном случае артефактов не представлено!
    ===================================================================

    Энтони занимался изучением как североамериканских доколумбовых культур, так и прото-индоевропейских степных культур (последних — в тесном сотрудничестве со многими археологами России и Украины). Кроме того, Энтони является куратором по вопросам антропологии в Хартвикском музее искусства и культуры им. Егера (Нью-Йорк).
    —————————————————————————————————————-
    Понятие «индоевропейский» и т.п. относятся только к речи, к языку и не может быть распространено на антропологические останки. Ни форма челюсти, ни структура зубов, ни форма черепа не скажут, на каком языке говорил сей скелет.

  7. К концу VII — начале VIII вв., с расцветом Хазарии всё больше готов Крыма стали принимать в городах иудаизм и всё больше евреев стали селиться на этих землях.
    ————————————————-
    Слово
    «иудей»
    идёт от корней:
    1. [ודא ] ▬► יודאי / йодаи – «Он удостоверяет Меня» — когда хотели знать точно значения слов Библии, обращались к иудею – знатоку иврита и арамита/
    2. ידע]] ——► «знание, мудрость»▬► יודעי / Йодаи = «он знает Меня»
    3. [הוד]——► «прославление, благодарение» ▬► יהודי / Йехуди // яхуди = «Он прославляет, благодарит Бога (יהוה)».
    Первоначально слово «Иудея» распространялось на название еврейского царства, которое на протяжении 150 лет воевало с другим еврейским царством Палестины под названием «ישראל / Исраэль». Они воевали от того, что царство Исраэль с 10 коленами (Элогимисты — от אלהים / ЭлоГим – «Всесильный; Все силы») не желало подчиняться яхвистам и культу Бога יהוה , который навязывали иудейские «саддукеи» {צַדֹקים / цадоким – «праведники, правильные; צַדֹ сторонники דֹק неба»}.

    В сознании иудеев средневековья 10-коленные исраэльтяне были еретиками и о них было принято говорить, что они растворились среди гоев (народов).

    Все эти понятия могут быть распространены и на любую другую религию.
    А религии отличаются только разными порядками поклонения Высшим силам, т.е. культом и канонизированными в религиях символами веры и культом. Последнее слово:
    Культ \ כוללת – «Господь Б-г ++ общее для всех».

    Мы не знаем, какой культ был в VII веке и был ли он похож на культ иудаизма в веке ХХ.

  8. Леонид Цальман

    Уважаемый Леонид,
    я с большим интересом прочитал Ваш постинг о еврейской топонимике Севера России и Европы. Во многом он перекликается с работой российского автора Альберта Студенцова (Студенцов, Альберт Федорович: Тайна происхождения Древней Руси, Феникс 2006). Похожие топонимические находки зафиксированы не только в языках угро-финнов и тюрков, но и у скандинавов с балтами и прочими народами Северной Европы. Кстати, в немецком многие сотни таких примеров.
    По-моему, очень многое может объяснить индосемитская лингвистическая теория, которая отражает в своей сути напряжение между иудаизмом и христианством Нового времени. Несмотря на то, что это довольно муторная работа, мне пришлось по совету Елены Бандас перевести свою немецкую работу на русский и основательно её обработать и отредактировать. После публикации второй части моей актуальной статьи о славянах я собираюсь попросить Евгения Берковича опубликовать этот труд.

    1. Во многом он перекликается с работой российского автора Альберта Студенцова (Студенцов, Альберт Федорович: Тайна происхождения Древней Руси, Феникс 2006). —————————————————————————————————————————- К сожалению, мне не удалось найти следы Студенцова. Его книгу Я пытался проверить на корни иврита, но Студенцов не написал ни буквы на иврите, а его пирочтения русскими буквами не нашли подтверждения в корневых словарях Дрора и Шапиро. Поэтому, к сожалению, и выводы Студенцова Я подвергаю сомнению.

      1. словари
        с которыми рекомендуется работать археолингвисту

        Литература, используемая для исследований:

        • Еврейско (Иврит)-русского словаря Михаэля Дрора, Tel-Aviv 1992 М.Дрор,

        • Ф.Шапиро. Иврит-русский словарь (ФШ) — (под. Ред. Проф. Б.М. Гранде, М. 1963), ,

        • Абрам Соломоник, Давид Моррисон. (АС) «Маскилон I – Корневой ИВРИТ-АНГЛО-РУССКИЙ словарь.» (Иерусалим-1996)

        • Корневой словарь Позина – (Поз ) — http://multidict.co.il/Dictionary/RootDict.aspx?fbclid=IwAR1rlXwFGxJmQZGaxxv_yHs5jMWYkhv4E36MKShMe-y_YlM9l-KDC_rqayg

        • «Русско-еврейский словарь» (РЕС) — составитель И. Керен под редакцией А. Эвен-Шошана, изд. Ам Овэд, Тель-Авив, 1990 г.

        • Иврит-русский Удобный (корневой) словарь (УС), изд. «Ахаз», 2001 г.

        • Практический Словарь Иврита (ПСИ) Хаима Балцана, 1995


        • Еврейско русский, Русско-еврейский словарь с фонетической транскрибцией Ицхак Амир (ИА)
        • Superсловарь Вайнбах (Sup) — изд. «Ариэль»

        • Арамейско-ивритский словарь (Ар) раввина Ezra Tsion Melamed; 1997 г. — http://slovar-axaz.org/kadum-klu4.html

        • Словарь 2-х буквенных корней «231 ворота Сефер ецира» из книги Д.А.Халса «Ключ ко всему»; (_/231) http://world.lib.ru/b/bershadskij_wladimir_ewgenxewich/231vorota-462-x.shtml
        • Йорам Лемельман. «Иврит. От буквы к корню. Иерусалим 1997. (по Лемельману) — https://www.rulit.me/author/lemelman-joram/ivrit-ot-bukvy-k-kornyu-get-403124.html — каждая буква семитского языка имеет свое смысловое значение. Две буквы образуют смысловую ячейку. Автор — Йорам Лемельман — рассказывает об этой теории на конкретных примерах. http://axaz.org — Сайт по изучению семитских языков

        • • Гематрии — понятий на Святом языке, Современная каббалистическая энциклопедия Дэвида Годуина (= =) (СКЭ)

        • Еврейский и халдейский словарь Библии О.Н. Штейнберга (Шт) (http://khazarzar.skeptik.net/books/jud/shteynb1/ ),
        • ), 72 Имени Бога Шем ха-мефораш; (__/72)

        • «Учебник древнееврейского языка. Томас О. Ламбдин. Пер. с английского» М. 2003

        На основе этих «академических» словарей и учебников мною сис-тематизированы слова, построенные из словокорней иврита, арамита, аккадского, шумерского языков, в следующих словарях соответствий:
        • Владимир Бершадский ▬►
        • Русско-ивритский этимологический словарь соответствий (РИЭСС)
        • Тюркско — ивритский этимологический словарь соответствий (ТюркИ-ЭСС)
        • Англо-германо- ивритский этимологический словарь соответствий (АнгерИЭСС)
        • Японско — ивритский этимологический словарь соответствий (ЯпИЭСС)
        — так готовится база для построения Единого Мега-словаря словокорней иврита и арамейского языка в языках ЕВРазии (ЕМС).


        Для проверки качества этимологий в археолингвистике требуется не только хорошее знание указанной литературы, но и качественные и полные знания по истории, географии, этнологии, фольклору, знания как Танаха, так и Библии в целом, включая как Ветхий, так и Новый заветы, Корана и знаний в некоторых других науках, таких, как химия, астрономия и астрология, каббала и т.д.
        Книги, заслуживающие доверия:
        • Владимир Шнейдер. «След десяти»
        • Шломо Громан. «Слова ивритского происхождения в русском языке и как они помогают изучать иврит» — http://b-tor.ru/viewtopic.php?t=253908
        • И. Палхан. «Иврит, хазары и русская речь»
        • Борис Альтшулер. «Последняя тайна Европы»
        • Лев Климовицкий. «Хазария»
        • Артамонов. «Хазары» — 1936 г. — http://world.lib.ru/b/bershadskij_wladimir_ewgenxewich/khazars_artamonov1936.shtml
        Желающие подискутировать: пока не выучите всё, даже не начинайте!

        Владимир Бершадский Те словари, которые Я привёл, не известны в России, так как с 1928 года за изучение иврита в СССР давали 10 лет без права перепис-ки, т.е. расстрел.
        Кроме того, антисемитская компания 1948-1953 гг. повторилась и в 1956, и в 1967 и в последующие годы, вплоть до 1989 года, а это кардинально помешало развитию настоящей (архео)лингвистики и истинной этимологии в СССР и в России.

        Развитию истинной этимологии и археолингвистики мешает юдофобия (боязнь еврейского в тебе) и антиивритизм (нежелание изучать иврит в высших учебных заведениях РФ-ии в т.н. «лингвистике Эрефии» цветёт и пахнет!) И умолчание о семитских словокорнях святого языка в русском языке, нежелание разобраться по существу на научной основе с ивритом и его словокорнями — основными составляющими слов русского языка — наводит меня, подчас, на мысль, что Я говорю как бы с глухой стенкой. Но притча о Сеятеле помогает мне продолжать эту миссию.

        Результатом долголетних (моих — с 2002 г.) исследований археолингвистов является факт, что все автохтонные слова русского языка и многие слова других государствообразующих языков ЕВРазии построены из словокорней святого языка (לשון הקודש / лашон а-кодеш ~ «иврит»).

  9. Avraam
    Содержание не очень коррелирует с заголовком.
    ———————————————-
    Пожалуйста потерпите до публикации второй части статьи.

    Асе Крамер и Елене Бандас
    Дорогие Ася и Елена,
    надеюсь, что информация о Великом Черноморском потопе поставила многое на свои места. Люди не скакали просто так на конях, а были вынуждены искать новую родину. В этом смысл большинства древних скитаний, а также Великого переселения народов.

  10. Уважаемые коллеги,
    спасибо за ваши отклики на публикацию первой части статьи.
    Сначала ответ г-ну Гоммерштадту. Около двадцати тысяч лет назад бассейн Чёрного моря был полностью изолирован от Мирового океана. Источником пополнения водных запасов служили многочисленные пресные реки. Фактически Чёрное море в тот период являлось озером. Через десять тысячелетий переполненный пресноводный черноморский водоем соединился с Мраморным морем через пролив Босфор. Океанская вода, обогащённая солями, ринулась бурным потоком активно наполнять его. Этот природный катаклизм описан в Ветхом завете и известен как Всемирный потоп. Греки, появившиеся у берегов Крыма в VIII столетии до н. э., называли Чёрное море Понт Аксинский — море Негостеприимное. Для них это было море полное пиратов, где берега кишели племенами диких аборигенов. Но проходили века, предприимчивые эллины постепенно обживали крымские берега, основывали города, развивали торговлю, и спустя столетия Чёрное море назвали Понт Эвксинский — море Гостеприимное. Тысячу лет назад Чёрное море называли Сурожским. Тогда, через современный Судак, а в прошлом Сурож – пролегал Великий шелковый путь. Называли его также и Русским морем.
    Одна из гипотез возникновения Чёрного моря (Теория Черноморского потопа) гласит, что 7500 лет назад оно представляло собой самое глубокое на Земле пресноводное озеро, уровень которого был ниже современного на сто с лишним метров. По окончании ледникового периода уровень Мирового океана поднялся, и Босфорский перешеек был прорван. Было затоплено в общей сложности более 150 тыс. км² земли, в том числе освоенной людьми. Похожую версию происхождения моря высказывал ещё Плиний Старший. Геологическая же история этого моря насчитывает многие тысячи лет. Мне ближе мнение проф. И. П. Липовского, согласно которому период затопления Черноморской впадины между VI и IV тысячелетиями оказал судьбоносное влияние на Европу и Азию, когда все без исключения народы и этнии на его берегах после масштабной катастрофы были вынуждены начать центробежное движение на запад, восток или юг в поисках новой родины.

    1. Около двадцати тысяч лет назад бассейн Чёрного моря был полностью изолирован от Мирового океана. Источником пополнения водных запасов служили многочисленные пресные реки. Фактически Чёрное море в тот период являлось озером.
      Через десять тысячелетий пресноводный черноморский водоем соединился с Мраморным морем через пролив Босфор.
      Одна из гипотез возникновения Чёрного моря (Теория Черноморского потопа) гласит, что 7500 лет назад оно представляло собой самое глубокое на Земле пресноводное озеро, уровень которого был ниже современного на сто с лишним метров. По окончании ледникового периода уровень Мирового океана поднялся, и Босфорский перешеек был прорван. Было затоплено в общей сложности более 150 тыс. км² земли, в том числе освоенной людьми. Похожую версию происхождения моря высказывал ещё Плиний Старший.
      По-видимому, произошла какая-то природная катастрофа, разрушившая перемычку между Европой и Азией в районе Босфора (в переводе с вольного греческого – «Бычий брод» — т.е. в этом месте бык ( / bodi ~ англ. BODY – «туша») мог свободно перейти с одного берега на другой — возможно, что здесь перегоняли (или перевозили на баржах? ) стада быков для Города Стамбула.
      На самом деле греческое  / foros – “налог”).
      Босфор \ בעת פער / баът паър // бос фор = « страшный, наводящий панику ++ зиять, разевать».
      По- видимому, на месте Босфора в глубокой древности был гигантский 100 метровый водопад, где морская средиземноморская вода изливалась в пропасть будущего Чёрного моря, а вода на дне этого водопада была страшного чёрного цвета.
      «Чёрный» \ צרני / церни // черний – «кремнёвого [צר /цар – «кремний, крепкий»] чёрного цвета; 2. приносящий беду, несчастье (кремниевые наконечники стрел и копий)».

      • Босфоров два – фракийский и киммерийский
      1. – в районе Стамбула \ סתם בול / ситэм бул // стам бул = «סתם затыкать, закупоривать ++ בול 1. Глыба, чурбан; 2. урожай, плод {башня для сбора пошлины}; בול 3. марка {квитанция об оплате}; 4. центр цели {центр мира – Стамбул — Константинополь}; потоп — מבול / маБуль» и
      2. Босфор Киммерийский – в районе Керчи / חרץ / кхерец // керц /// керч = «царапина, надрез; борозда; истребление» — в глубокой древности там тоже была, по-видимому, природная перемычка, через которую воды переполненного реками Доном и Кубанью, Миуса и Кальмиуса Азовского моря изливались в пропасть будущего Чёрного моря громадным водопадом.
      По-видимому, произошло землетрясение и цунами, которые разрушили перемычку в районе Босфора.
      Последнее гигантское цунами было вызвано взрывом и обрушением вулкана Санторин примерно 3,6 тыс. лет назад (Источник: https://labuda.blog/754291)
      в в 1560 году до н.э…. (Источник: https://newinform.com/218282-uchenye-nazvali-datu-izverzheniya-vulkana-santorin ).
      Возможно, что Этот природный катаклизм описан в Ветхом завете и известен как Всемирный потоп, а в греческих мифах – как девкалионов потоп (מבול / маБуль).
      Океанская вода, обогащённая солями, ринулась бурным потоком активно наполнять пропасть Чёрного моря.
      Греки, появившиеся у берегов Крыма в VIII столетии до н. э., называли Чёрное море Понт Аксинский — море Негостеприимное. Для них это было море полное пиратов, где берега кишели племенами диких аборигенов. Но проходили века, предприимчивые эллины постепенно обживали крымские берега, основывали города, развивали торговлю, и спустя столетия Чёрное море назвали Понт Эвксинский — море Гостеприимное.
      Тысячу лет назад Чёрное море называли Сурожским. \ סו ראש / су рош = «соединение с царским (градом)» — от Сурожа по прямой через море суда шли курсом юго-юго-запад прямо к Босфору.
      Cурож \ סוראש / сурош // сурож = «Лодочник ++ царь, главный, головной» — «Царь лодочников»
      Тогда, через современный Судак, а в прошлом Сурож – пролегал Великий шелковый путь. Называли его также и Русским морем – от слова Рус \ ^ סור – «лодочник» или רוסס / росс – «обрызгивает, окропляет»;
      или רועעושה / RoэОse – «רועע разбивает, сокрушает; רועע сдруживает {ср. Гостеприимное море} ++ עושה делает».

  11. Уважаемый Борис! Ваш обширный обзор теорий этногенеза начинается сравнением двух возможных направлений миграции народов и культур. Первый – с севера на юг, когда из поселений аркаимского типа (на востоке Оренбургской области и севере Казахстана в 2200 – 1600 гг. до н. э.) спустя полтысячелетия началось перемещение на Север Черноморского побережья или на Алтай, а оттуда, возможно, — марш всадников, носителей праиндоевропейского языка. Вопрос: могут ли быть носители индоевропейского языка наследниками культуры Казахстана и Приуралья, какое отношение имеют к Индии и Европе?
    Второй вопрос дилетанта. «Носители индоиранских языков вторглись на территории Ирана и Сев. Индии”. То-есть, были носителями ещё до вторжения – или территории были тогда безымянными?
    Ввиду таких географических нестыковок представляется несомненным Ваш вывод: более вероятны миграции, трансфер культуры с Ближнего Востока, из Месопотамии к Ю. Уралу. Два довода, подтверждающих эту гипотезу – топонимика семитского происхождения на Севере и распространение металлургии с Ближнего Востока в 1600 -1200 гг. до н.э. Копи царя Соломона — факт исторически достоверный.
    Возможно, более доступным для непосвящённых был бы материал разбитый на разделы-главки. Спасибо

  12. Автор пишет: «С другой стороны ландшафты варваров Европы и первых ашкеназийских евреев были к тому времени издавна территориями интенсивных миграций Десяти Колен Израилевых … На Крайнем Севере России, в Северном Ледовитом океане, существует пролив, отделяющий Северный остров Новой Земли от Южного и соединяющий Баренцево море с Карским — это Маточкин Шар. Другой пролив тоже почему-то Шар, на этот раз Югорский Шар, — пролив между островом Вайгач и берегами Югорского полуострова материка Евразия. Как оказался еврейский топоним означающий в переводе ворота, вход или проход на русском Крайнем Севере?».

    Позволю ответить на вопрос уважаемого автора интересной научной статьи.
    Кто дал наименования морским проливам-северных морей: «Маточкин Шар», «Матюшев Шар», «Майгол Шар»?
    В словаре географических названий читаем: «Это древнейшие названия морских проливов у поморов». Однако «еще в середине XVIII века олонецкий помор Савва Лошкин, по поморским преданиям, обошел вокруг всей Новой Земли, проведя две зимовки на восточном (Карском) его побережье. Он не знал, по-видимому, ничего о проливе Маточкин Шар» (Маркин В.А. \»Русские путешественники\») ), разделяющий Новую Землю на два острова.

    Предложим догадку о происхождении названий этих проливов, а также названий «Карские ворота» и «Карское море».

    Известно, что господство Испании и Португалии в XV-XVI веках на южных морских путях в Индию вынудило купцов Англии и Голландии искать северо-восточный путь в Китай. Англичане в 1553 году достигли южного побережья архипелага Новая Земля, разделяющего Баренцево и Карское моря. В 1556 году они снова были на Новой Земле и встретили там русскую ладью. Поморы добывали моржовые клыки, песцовые, медвежьи, тюленьи шкуры, гусей, гагачий пух.

    Карское море из-за большого материкового стока пресной воды (реки Енисей, Обь и др.) характеризуется круглогодичным наличием льдов. Поэтому Карское море и пролив «Карские ворота» были всегда трудны для плавания судов. В 1580 году голландские корабли прошли по проливу, разделяющему архипелаг Новая Земля на две части. Пролив был свободен ото льдов.

    «Сильный холод» на иврите – «кара», лёд – «керах». Возможно, ивритское слово «кара» (холод) учредило на морских картах название моря «Карское» и пролива «Карские ворота», который соединяет Баренцево и Карское моря.

    Пролив «Маточкин Шар» был нанесен на карте Исаака Массы , изданной в России в 1612 году. Возможно, название «Маточкин Шар» появилось на географических картах ранее при их изготовлении в школе морской картографии на острове Майорка, которую основали в XIV века Абрахам Креск и его сын. Они были известны как «евреи карты». Мореплаватели всех стран приобретали у них географические карты и таблицы морских лоций. Можно предположить, что названия природных объектов картографы образовывали на основе рассказов мореплавателей. Тогда становится понятным появление слова «шар» в названиях проливов.

    Чем поражают воображение моряков проливы в негостеприимных и часто смертельно опасных для плавания морях Арктики? Узкие природные водные проходы для судов в стене ледовых гор напоминают ворота неприступной крепости.

    Возможно, у еврейских купцов-мореплавателей и еврейских картографов слово иврита «шаар» (ворота) стало частью наименования морских проливов. Наличие корня «мат» (на иврите «мэт» – мёртвый) в названиях пролива «Маточкин Шар» и залива «Матюшев Шар», а также название пролива «Майгол-Шар» (на иврите «магьил» – отвратительный) укрепляет догадку о происхождении слова «шар» как название мореплавателями проливов в северных морях словом иврита «шаар» (ворота).

    В статье упоминание легендарных «исчезнувших Колен Израиля» связано с нахождением еврейских топонимов на северных морях. Такая связь, думаю, недоказуема. Никаких 10 или 9 исчезнувших колен Израиля библейская история не знает. Заключение автора закрывает для исследования истории морских путешествий и географических открытий еврейских мореплавателей-радонитов интернациональной торговой организации «радания».

    1. Евреи — народ грамотный, поэтому вопрос: «Почему не осталось НИКАКОЙ информации о Карском море, Маточкином Шаре и т.п.»? Неужели их не поразили невозможность отпраздновать Шабат из-за полярного лета, животные, о которых не было сказано в Торе. Вас это не удивляет?

  13. Inna Belenkaya
    16 июня 2020 at 4:04 |
    Исследователь и автор нескольких больших израильских словарей д-р Елена Бандас
    ___
    ?
    ———————
    Инночка, как понять ваш одинокий вопросительный знак? Вы разве не знали, что Елена Бандас — автор Ботанического и Биологического словарей? Я то надеялась, что хоть вы в них заглядываете часто… Плюс автор нескольких довольно широко цитируемых (и не только на Портале) работ?

  14. Дорогой Борис, я приступила к чтению вашей работы. Она большая, насыщенна, поэтому читаю медленно, по частям.
    По частям с вашего позволения, и вопросы хочу задать. И не потому что подвергаю сомнению. А потому что хочу систематизировать, чтобы понять.

    Для того чтобы лучше войти во всю эту тему и весь информационный массив, не могли бы вы дать для начала просто схематично, упрощенно: как по вашему распространялся т.наз “Индоевропейский” язык. Или, в целом, если хотите, культурные и технологические наработки.
    Я знаю, что в России во главу угла поставлен Аркаим. Это дескать основа основ и родина всего. И к ним ни с каким семитским воздействием и не подходи! У вас немного другое:

    1.
    Носители аркаимской культуры относительно недолго жили на территориях северных степей. Через полтысячеление они покинули свои поселения и отправились в другие степи, возможно, на Северо-Черноморское побережье или на Алтай. Предполагается, что отсюда начался марш всадников, носителей праиндоевропейского языка.
    2.
    Новые археологические находки говорят в пользу того, что первые попытки приручения лошадей были предприняты уже около 5500 лет тому назад в Степи вблизи казахской столицы Нур-Султан, т.е. приблизительно в тот же период как и в Месопотамии или немного позже.
    3.
    Движение индоевропейцев на юг и восток привело в свою очередь к вытеснению семитских племен с их прародины в северо-западной Месопотамии. Но семиты были не единственными, кого индоевропейцы заставили покинуть родные места. Аналогичная участь постигла в Восточной Анатолии и хурритов. Они тоже были вынуждены уйти на юг и осели в северной Сирии и Месопотамии, существенно потеснив там семитов (И. П. Липовский 2010).
    4.
    Путенихин уверен однако в том, что путём своего эксперимента он доказал возможность миграции в древности из Аркаима в Месопотамию. С другой стороны, этим экспериментом была убедительно доказана намного более вероятная возможность обратного маршрута миграции: из Ближнего Востока по долинам рек и побережью Каспийского моря — из Месопотамии на Южный Урал.
    Довольно внятно в пользу трансфера культуры из Ближнего Востока на Урал и в Западную Сибирь где-то около 2000–1800 гг. до н.э. говорит в первую очередь сам «взрывной» характер цивилизационного процесса в этом регионе в течение относительно короткого отрезка времени. Самые вероятные кандидаты на роль «северных семитов» на Южном Урале и Северном Казахстане — мигранты из Ближнего Востока, принесшие в «холодные горы» Урала и Зауралья представление о семитской цивилизации Двуречья и Израиля.

    Что-то я запуталась. Кто кого вытеснил и потеснил. И как это отразилось на изначальном словаре?

  15. Richard N. Hiskott, Ali E. Aksu, Pete J. Mudi, Michael Kaminski…
    10,500 — 8500 лет до НЭ отток из Чёрного моря в Средиземное. После этого современный Босфор.

  16. Многое, видимо, справедливо. Я не специалист — не мне судить. Но упоминать, хотя бы и вскользь, мифические «Десять колен», право же, не солидно. Уже не я один указывал на то, что в Кн.Царств чётко сказано об оставшихся «коленах» — чьей судьбой в последующем была исламизация. Это нынешние палестинцы — в той же степени генетически «нечистые», как и все мы. Что не удивительно — если учесть временной промежуток.

  17. Исследователь и автор нескольких больших израильских словарей д-р Елена Бандас
    ___________________________
    ?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *