Леонид Рохлин: Мой блуждающий этнос. Окончание

 144 total views (from 2022/01/01),  1 views today

Завершилась более чем четырёхсотлетняя мусульманская история еврейского этноса. Время гармоничного развития иудейского и арабского этносов, создавших высокие образцы возможного сосуществования в самых различных областях человеческой деятельности. Придёт ли оно вновь? Очень хочется надеяться.

Мой блуждающий этнос

Леонид Рохлин

Окончание. Начало

Мусульманская история

Нет, нет, я не собираюсь преподать историю мусульманства. Это было бы непростительной ошибкой для непрофессионала, к тому же иудейского вероисповедания. Мне необходимо высветить в ней лишь единственное и чрезвычайно удивительное. Приход в мир мусульманства, как это не покажется сегодня парадоксальным, способствовало расцвету культуры еврейского этноса во всём обширном регионе арабского мира того далёкого времени. Причём культуры во многом предшественницы европейской цивилизации. Расцвету без революций, крови и насилия. Расцвету, длившемуся более 400 лет.

Середина YII века нашей эры. Приближается закат Сасанидской империи персов, под властью которых очень тревожно чувствуют себя оставшиеся после исхода в Византию и Хазарию иудеи некогда богатой и независимой персидской общины. Не менее тягостна жизнь еврейских общин Сирии, Палестины и Египта под гнётом православных правителей Византийской империи. Вслушайтесь в слова императора Юстиниана — … пусть стонут эти люди под тяжестью повинностей, но пусть не пользуются никакими почётными званиями, они должны оставаться в том же презренном состоянии, в каком они сами оставляют свои души…

В далёкой Испании, где после Римского геноцида осели толпы обездоленных иудеев, надеясь найти благожелательный приют, тоже было тревожно и неспокойно. Древняя Иберия (Испания), прекрасная страна для счастливого сосуществования всего живого, представляла в то время нищий край под гнётом жестоких вестготских царьков, принявших христианство. Особой свирепостью выделялись короли Рецесвинт, Эрвиг и Эгика (640–695 год). Последний, к примеру, издаёт указ, где было сказано. В виду того, что евреи не только осквернили веру и соблюдают свои прежние обряды, но сверх того ещё и дерзнули подготовить заговор с целью свержения власти в нашем государстве, они объявляются рабами и раздаются в ленное владение господам христианам, которые не имеют право отпускать их на волю…. дети с семилетнего возраста отнимаются у родителей и отдаются на воспитание к христианам…

И вдруг возникает просвет в тучах. В Аравийской пустыне, в Медине, создаётся небольшое религиозное общество. Неистовое рвение граждан, вспыхнувшее во время явной ослабленности Персидской и Византийской империй, быстро приводит к созданию огромной мусульманской державы — от Индии до Испании. Феноменальное развитие, которое становится чрезвычайно благоприятным событием для иудеев. Впервые после римского рассеяния они косвенно оказались объединёнными под властью единой религиозной и политической системы. В большинстве завоёванных стран отношение ислама к иудаизму и христианству было вполне лояльным, особенно в первоначальную пору расцвета халифатов. Конечно и в это время были факты кровавого религиозного фанатизма мусульман к иноверцам, но они носили местный характер, были кратковременны, не раздувались властями и уж никак не оформлялись общегосударственным законом.

Наоборот. Сравнительно быстро появилось и законным порядком установилось официально объявленное отношение к не мусульманам, без разделения на христиан, иудеев и т.д. Их называли “димми”. Эти люди стали пользоваться покровительством халифа на всей территории государства, за что платили особый налог. Это было гарантированное право предоставленное всем не мусульманам жить по своим религиозным законам и ритуалам, выбирать из своей среды руководителей и бюрократический аппарат, содержать его, а также быть назначенными на общегосударственные посты.

Конечно, не мусульмане чувствовали себя людьми второго сорта, но всё таки им была г а р а н т и р о в а н а государством автономия с возможностью апелляции к халифу, объединяющему духовную и государственную власть. Начинается эпоха экономического и научного расцвета арабов, плодами которых, взаимно обогащая, воспользовалась и еврейская диаспора. Золотая пора творчества евреев и арабов, пока единственная за всю историю их сосуществования. В этом естественном и невольном союзе была одна особенность. Внезапно вспыхнувшая энергия арабов и столь же внезапное огромное обогащение была настолько всеобъемлющим, что хватало не только на завоевательный процесс, но в ещё большей степени на познание богатейшего наследия многовековых естественнонаучных и философских школ ряда стран и в первую очередь Греции и Рима.

VII-IX века нашей эры знаменуются вторым рождением древних, полузабытых имён — Пифагор, Гиппократ, Геродот, Аристотель, Сократ, Платон и многие другие. Все эти имена вновь засверкали, но уже на арабском и еврейском языках и только знание последних давало возможность быть на острие интеллектуальной жизни. Эпоха длилась долго, несколько столетий и принесла всем жителям арабского мира обширные знания в области географии, философии, истории, астрономии, математики, в области различных искусств. Поначалу только арабского, ибо Западная Европа (христианский мир) в те времена находились в тисках тёмного и суеверного средневековья.

Вновь расцвели еврейские академии в Вавилонии, среди которых выделялись, как и ранее, Сурская и Пумбадитская иешивы. Вскоре некоторые из них переместились в Багдад, центр халифата. Здесь, вобрав наиболее передовое в области наук и искусств, они резко изменили программы обучения. Помните, во времена персидской эпохи иудаизма ( III — V века н.э.) в академиях изучались только положения Талмуда и Торы. Так требовало время, когда чувствовалась неустойчивость социального и политического положения остатков этноса. Теперь, благодаря взрыву естественнонаучной и философской информации, а также широкому развитию искусств, всемерно поощряемому рядом халифов (Гарун аль Рашид, Аль-Мамун и др.) программы еврейских академий стали включать светские науки.

В академии потянулась молодёжь из всех диаспор и во все центры расселения еврейских общин стали приезжать высокообразованные специалисты. Среди них появляются выдающиеся имена и не столько в масштабе местной общины, сколь для арабского мира в целом. Одним из них был Саадия бен Иосиф (882-942), который стал первым среди раввинов, кто широко использовал арабский язык в сочинениях по религиозным вопросам. Специалисты полагают, что Саадия являлся основателем светской иудео-арабской литературы, широко внедряя в сочинения, особенно для студентов, глубокую информацию по ряду естественнонаучных дисциплин.

В 36 лет он избирается главным гаоном (президентом) Сурской иешивы, создаёт современную еврейскую грамматику и переводит Библию и Мишну на арабский язык, пишет книги по богословию, философии и языкознанию. Его главный труд «Верования и мнения» посвящен исследованию сущности иудейской религии, её соотношения с наукой, знаниями вообще. Я не читал этой книги, но по выдержкам из работ других авторов, покорён ясностью и простотой изложения очень трудного религиозного материала. Хочу, хотя-бы частично, поделится с Вами его основной мыслью.

Творец сотворил мир не из готовой материи, а сотворил и материю, последовательно, поэтапно усложняя её сущность. Творец мира един по существу, при создании мира руководствовался определённой целью. Венец творения есть человек, в которого вложена разумная душа, способная отличать добро от зла и познать истину. Но человек не может сам найти истинный путь в жизни, ему на помощь всегда приходит Творец. Он дал людям откровение (Тора), то есть совокупность заповедей и законов, которые направляют деятельность человека к благим целям. Человеку предоставлена с в о б о д н а я воля. Он волен исполнять или нарушать заповеди откровения. Отсюда понятия о заслуге, добродетели и зле, отсюда смысл полного воздаяния по заслугам. Чаще всего оно происходит в будущей жизни (очень жаль — от авт.). Смерть есть не конец бытия, а переход к иному существованию…» Здесь, что ни слово, то золото…

С середины X века начинается упадок Багдадского халифата и постепенное перемещение центра культурной и научной жизни евреев на запад, в Египет и далее в Испанию. Словно каменная лавина с гор, через Гибралтар, на Иберийский полуостров, в самом начале VIII века ворвались орды в ту пору весьма экспансивных арабов. Испания проснулась от спячки и населяющие её народы внезапно познакомились с разбудившим их миром энергичного мусульманства. Познакомилась и иудейская община Испании, с той поры связав свою жизнь с ним на долгие столетия. Евреи встретили приход арабов с радостью и ожиданием возрождения.

Возникнув ещё во времена Рима, еврейская община влачила жалкое существование. Травля и разрушение синагог со стороны римских наместников. Затем жестокое, порой просто свирепое, отношение с принудительным крещением во времена первых христианских королей. Всё это тянулось столетиями. И в конце концов буквально вычистило общину от всего деятельного и энергичного.

Вот откуда радость встречи с арабами. И ещё большая, потому что за арабами потянулись иудеи из других регионов огромного Сирийского, потом и Багдадского халифатов. Из Персии, Сирии и Египта началась безудержная миграция евреев, вызванная не насильственными, а экономическими причинами. Это явление впервые наблюдаемое в мировой истории, когда вслед наступательной энергии какого-либо этноса, наполняясь ею, возрождаясь, движется, торопясь опоздать, другой этнос. Миграция шла двумя потоками, огибая с севера и юга древнее море Тетис (Средиземное).

Северный поток проникал через земли Византии и далее «… в страну Русию, землю Ашкеназ и Швецию, в Хазарию, где нашли там много евреев…» Интересный факт, ещё и ещё раз подтверждающий тесные связи Хазарского каганата с арабским миром, куда еврейские купцы-рахдониты протоптали широкую дорогу через Каспийское и Чёрное моря, через Дербентский проход. Без сомнения по этой дороге интенсивно мигрировала культурно-просветительная информация. Она обогащала не только жителей Хазарии, но и полузависимых от них славян Киевской Руси. Уже тогда в Киеве существовала небольшая еврейская община из Хазарии и Персии, тесно связанная с хазарским каганатом. Языческие князья славян доваряжской поры, видимо, не препятствовали миграции, которая усилилась в конце VIII — начале IX веков и тогда-же резко изменила своё направление, следуя на запад, в Европу и далее в Испанию.

Южный поток нёсся через Египет, в только что завоёванные арабами североафриканские земли и к середине VIII столетия достиг Испании. Прибывшие иудеи резко отличались от евреев-аборигенов римского времени появления. Это были образованные энергичные люди, а главное не сломленные духом. Они верили, что на новых землях, под эгидой просвещённых арабских монархов, можно ожидать расцвета духовной и светской жизни. Кажется, это была не слепая вера. Возможно существовала какая-то договорённость… Иначе как понять, что уже во времена правления Абдаррахмана I (755–788), еврейская община Испании уже была одной из наиболее духовно и экономически развитых. Примерно в эти же годы, прошу вспомнить Хазарскую историю, энергичные революционные индивиды появились и в еврейской общине Хазарии.

На этом аналогия заканчивается. Какое совпадение времени освоения новых пространств и какое различие в целях освоения! В Хазарском варианте захват власти и создание самостоятельного государства. В Испанском — всемерная поддержка мусульманской власти, под эгидой которой расцветает подвластный этнос. В первом случае последствия вновь трагические, как вы помните. Они не замедлили явиться через 150 лет. Во втором — богатая культурным и социальным развитием жизнь еврейского этноса, длившаяся более 400 лет. Можно смело сказать о золотом (мусульманском) веке эволюции иудейского этноса.

Наступлению золотого века помогла и политическая ситуация того времени. Исчезла враждебность между Аббасидами Багдадского халифата и Омейядами Кордовского. Последний стал совершенно самостоятельным государством, просуществовавшим почти три столетия (755–1030 годы). И вообще, это время относительного политического и военного спокойствия на огромных пространствах от Каспийского моря и до Атлантики. Исключая Византийский “узел”. Это время активного планетарного развития торговли и экономического соперничества, в котором иудейский этнос завоевал прочные передовые позиции, одно время став ( IX— X века) гегемоном на караванных дорогах международных финансово-экономических взаимоотношений (Хазарский каганат).

В Кордовском халифате сравнительное развитие двух этносов (арабов и евреев), как и в Багдадском, создало высокие образцы культуры в различных областях знаний. И что примечательно! Если ранее, в периоды Персидской и Хазарской историй, еврейский этнос не мог “похвастаться” выдающимися светскими мыслителями, философами, поэтами и учёными, то теперь внезапно, как из ящика Пандоры, посыпалась длинная череда знаменитых имён…

Хасдай ибн-Шапрут (915-970 годы) видный государственный деятель при халифе Абдуррахмане III , определяющий внешнюю политику государства. Именно он, узнав о существовании иудейской Хазарии, всеми силами пытался согласовать единую с ней политику. Известны его письма царю Иосифу и ответы последнего. Но слишком поздно… Тень забвения уже нависала над евреями Хазарии. Осуществляя руководство еврейской общиной Испании, он основал в Кордове высшую талмудическую академию, где собрал весь цвет религиозной и научной мысли нации.

Моисей бен-Ханох — кордовский раввин и толкователь Талмуда, языковеды и грамматики Менахим Донаш и Иегуда ибн-Хаюдис и много других. Расцветают науки и искусства. Испанский еврей Ибрахим ибн-Якуб (965 г.), учавствуя в Кордовском посольстве к германскому императору Оттону I, был первым путешественником в славянскую Прибалтику, Моравию и Польшу. Он оставил профессиональное описание географо-экономических и этнографических условий этих государств. Знаменитый путешественник Вениамин Тудельский (1160 -1173годы) дал прекрасное описание трёх частей света в книге “Масаот Бениамин”. Он первый из европейцев, посетивший Индию, Цейлон и Китай. Его книга пользовалась большой популярностью до XVI века. Знаменитый историк Авраам ибн-Дауд из Толедо (1196 г.) оставил подробную хронику жизни испанских евреев за период с 750 до 1180 года в книге “Сефер Га-Каббала”.

Уроженец Кордовы Самуил Галеви в течении 28 лет занимал пост визиря при Гренадском халифе. Но знаменит он другим — изданием философско-нравственных размышлений (книга “Бен-Когелет”) по образцу Экклесиаста и собранию стихов религиозных гимнов в подражании Псалмам. Пламенный поэт Соломон ибн-Габи (1020-1058 гг.) из Малаги, чьи стихи и гимны до сих пор читаются в синагогах. Он же известен и как глубокий философ. Его сочинение “Источник жизни” было особо почитаемой книгой среди христианских богословов средневековья. Романтик Моисей ибн-Эзра (1070-1138 гг.) был широко известен лирическими сборниками “Таршиш” в среде еврейских общин от Испании до Египта. Назидательные и прекрасные мотивы слышны в стихах Иегуды Галеви (1086–1142 гг.). Он воспевал полноту задумчивой нежности и романтической любви, напряженно чувствуя надежду и пороки своего этноса. С годами нежность и лиричность отступают в его стихах. Поэт превращается в мудрого и грустного созерцателя жизни. Он возвышенно философствует в книге “Козари”, излагая основы еврейского вероучения в виде беседы хазарского царя с мудрым раввином.

Его друг, Авраам ибн-Эзра (1089-1167 гг.) из Толедо, один из первых еврейских энциклопедистов. Его труды по грамматике еврейского языка, по астрономиии, математике и философии были известны далеко за пределами Испании и изучались в высших школах Византии и Египта. Особенно прославился он “Комментариями к Библии”, где пытался восстановить истинный смысл древнего писания, очистить её понимание от двусмысленных толкований.

И, наконец, гиганты философской мысли — Бахия ибн-Накуда и Исаак Альфаси, чьи труды имели целью развить в евреях глубокое нравственное сознание. Они-же усовершенствовали Талмуд, издав сочинение “Галахот” (начало законоведения), во многом сократив нравоучительные части, выделив и доступно изложив законодательные. Это значительно упростило изучение Талмуда простым народом.

Венцом развития иудаизма в мусульманской эпохе служат труды Моисея бен-Маймона, патриарха египетских евреев, но родившегося и выросшего в Кордове. Это о нём говорили — «от Моисея библейского до Моисея Маймонида не было подобного Моисею Маймониду».

Он составил полный свод еврейских законов и поучений на основании Библии и Талмуда, где в строгом порядке и прекрасным литературным языком изложены все законы, обряды и обычаи религии, а также законы семейные, государственные и общественные. На протяжении последующих веков этот труд (“Мишне-Тора”) сделался необходимым руководством для всякого раввина, судьи и главы общины.

Но мне, “советскому” еврею, кажется более значимой другая работа этого гения. Он написал книгу “Путеводитель блуждающих” (“Море невухим”, в еврейском переводе), где попытался осуществить примирение двух истин — истины откровения, возвещённые Творцом и истины, открываемые мыслящему человеку его собственным разумом.

Как верующий, Маймонид преклонялся перед учением Моисея. Как мыслящий человек признавал учение Аристотеля, отца научного метода изучения и явного материалиста. Как же Маймонид примиряет не примеримое. Гениально просто. Вдумайтесь! Чистая религия и чистый разум во всём согласны между собой, ибо оба признают существование единого Творца, как причины или начала всякого бытия и оба стремятся довести человека до высшего совершенства. Если же истина веры и истина разума так согласны между собой относительно первопричины и конечной цели бытия, то они должны совпадать и в тех промежуточных пунктах, которые лежат между этими двумя крайними точками. Маймонид умер в 1204 году в Каире. За гробом шли евреи, магометане и христиане…

Последним поэтом, географом и историком “золотого века” был Иегуда Альхаризи (1165–1225 гг.). Он много путешествовал по Испании, Франции, Германии, Египту, Палестине, Сирии. В результате чего появился огромный труд “Тахкемони”. Здесь рифмованная проза соседствует со стихами. Воспевается необходимость сельского труда и близости к Земле и Природе, очищающих человека от тревог и злости, говорится о странствиях и встреченных чудесах, даются остроумные характеристики отдельных личностей (правителей), ведутся философские беседы о жизне и судьбе еврейского народа…

С конца XII века началось постепенное утверждение среди мусульман секты альмогадов, ультражесткой позиции ко всем иноверцам. Началось с царства Марокко, потом перекинулось на Испанию. Альмогады заняли Кордову, затем Гренаду, Севилью. Везде разрушались синагоги и христианские церкви, везде разорялись еврейские общины, школы и академии. Были разрушены памятники еврейской архитектуры, убиты и пленены сотни тысяч евреев. И не только евреев! Такая-же участь постигла христианскую и арабскую культуру Иберии. Над Испанией сгустился мрак! Толпы иудеев были вынуждены покинуть и эту “Родину”. Они двигались на север, в христианский мир — Кастилию, Арагонию, Францию и Германию.

Завершилась более чем четырёхсотлетняя мусульманская история еврейского этноса. В отличии от Персидской и Хазарской она была длительной, относительно спокойной. Всё это время, в общем и целом, царствовало гармоничное развитие иудейского и арабского этносов, создавших высокие образцы возможного сосуществования в самых различных областях человеческой деятельности.

Придёт ли оно вновь? Очень хочется надеяться.

Print Friendly, PDF & Email

Один комментарий к “Леонид Рохлин: Мой блуждающий этнос. Окончание

  1. Приход в мир мусульманства, как это не покажется сегодня парадоксальным, способствовало расцвету культуры еврейского этноса во всём обширном регионе арабского мира того далёкого времени.
    ________________________
    Очень интересно. Про этот культурный арабо-еврейский симбиоз как-то мало пишут. Все больше про конфликт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *