Борис Э. Альтшулер: Об этногенезах славян и о происхождении славянских языков. Продолжение

 308 total views (from 2022/01/01),  1 views today

Хазария превратилась в одну из могущественнейших держав того времени. Во власти каганата, охранявшего международную торговлю радонитов с центром логистики в Крыму и в Киеве, оказались важнейшие торговые пути Восточной Европы: Великий Волжский путь, путь «из Варяг в греки» и Великий шелковый путь из Азии в Европу.

Об этногенезах славян и о происхождении славянских языков

Борис Э. Альтшулер

Продолжение. Начало

3.

Лингвист из Беэр-Шевы В.И. Шнейдер провёл в своё время тщательный анализ словаря индоевропейской лексики: синтаксиса, морфологии и грамматики, в т. ч. немецкой и, особенно, славянской. Он установил, что в немецком языке, существуют сотни смешений с семитским субстратом (особенно с арамейским и ивритом), — в славянских языках их тысячи. В свою очередь синтаксис, морфология и грамматика европейских языков указывают на то, что исход в Евроазиатскую Степь происходил на протяжении долгого периода, около тысячи лет после разгрома Северного Израильского царства — с VII в. до н.э. до VII в., т.е. ещё до времени Великого Переселения народов. К тому же у евреев Десяти колен Израиля была с собой в диспоре универсальная коммуникация — их ханаанские семитские языки: древний иврит и арамейский, а также первая мировая руническая, буквенная азбука иудео-финикийского шрифта, которая была перенята древними греками, куда те добавили буквы для гласных. Позже эту еврейскую рунику переняли многие европейские, азиатские и по сей день североафриканские народы.

Лингвистические наблюдения академика Н.Я. Марра перекликаются с выводами русско-израильского автора Ирмы Ивановны Хайнман об освоении Северного Причерноморья семитскими ивритоязычными маргиналами Раша или Рашия, что, возможно, эллинизировалось в РОС, поскольку в греческом нет буквы «ш». В англо-саксонской и испанской культурах Рус является одним из популярных антропонимов. Согласно указаниям И. Хайнман массовые переселения евреев из Мидии на северное побережье Черного моря происходили ещё до завершения окончательной редакции Ветхого Завета, а возникновение термина «рос — рус» связано с этими или более ранними событиями в еврейской истории и может быть прослежено в Торе. По И. Хайнман народ Рош или Рос упоминается в греческой транслитерации дважды в Библии: … термин «Рос — Русь — Россия», относящийся к народу или государству, произошел от двух ивритских слов с перекрывающимся значениями:

  1. «рош» — народ (сын Вениамина), живущий в северном Причерноморье. Само имя, связанное с отступничеством, позволяет понять, почему Иезекиль рассматривает этот народ как потенциального врага Израиля наряду с другими, не родственными народами.
  2. «раша» — «отступник», «злодей» и «враг Израиля» (Исайа 13: 11; 14: 5 — о Вавилоне).

Именно благодаря тому, что иврит имеет непрерывную литературную традицию, как минимум с конца второго тысячелетия до н.э. и на нём была написана Библия, он оказал решающее влияние на европейскую и общемировую иудео-христианскую цивилизацию. Только письменная история иврита насчитывает более трех тысячелетий. Непреходящее значение иврита и арамейского языка основано как уже было указано выше на авторитете ТОРЫ. На этих языках, на т. н. ханаанском иврите, написаны практически все книги ТАНАХа (Ветхого Завета). Поэтому не удивительно, что в первом тысячелетии н.э. в Европе, наряду с латынью, кельтскими диалектами и, особенно, греческим, иврит-арaмейский и его различные диалекты были третьим большим языком варварской диаспоры и Европы первого тысячелетия н.э. Как мы видим из многочисленных примеров ареал Десяти Колен Израилевых распостранялся от Шаров Карского моря на севере России до Северного Причерноморья, Крыма и Кавказа — и далее на восток до Алтая, до степей и гор Монголии, до местности Ихе-Асхете. Евреи и крипто-евреи вроде крестителя Руси и киевского князя Владимира с дядей Добрыней были в этих странствиях менеджерами, полководцами, технологами, торговцами и воинами, принесшеми в Евразию модерную цивилизацию того времени.

Исследование генетиков из Цюриха показали, что только шесть процентов немцев являются германцами по отцу, десять процентов популяции имеют еврейские корни (!). Об этом сообщил в воскресенье в ноябре 2007 г. таблоид Bild, сославшись на исследование швейцарской компании Igenea, в котором сравнивали 19.457 генетических анализов современных немцев. Говоря о геноме австрийцев сквозь зубы отрывочно допускается восемь процентов генетического наследия «финикийцев».

В связи с легендами и отдельными научными исследованиями польские учёные М. Меховита и М. Бельски (M.Miechowita, M.Belski) сформулировали в XVI в. тезис о происхождении шляхты от сарматов (Sarmatismus), которые завоевали местное славянское население в первые века н.э. Тезис о семитских завоеваниях, по-польски Najazdu, используется до сих пор некоторыми польскими историками в попытках объяснить генеалогию и этногенез польского народа. Легенда к билингве из Армази около Мцхеты свидетельствует о присутствии сарматского компонента в правящем классе Древней Иберии и о возможном семитском/еврейском происхождении сарматов.

Показательна древняя польская легенда об еврее Абраме Проховнике (польск. Abraham Prochownick), который сыграл очень важную роль в истории основания Польши в IX в. и возвёл Пиаста и его династию на престол. Эти и многие другие свидетельства дали некоторым идишистам основания полагать, что идиш родился как минимум ещё до 1100-1200 гг. в немецкой земле, в Гессене на относительно небольшой территории у впадения реки Майн в Рейн.

Иосиф Флавий определил в первом веке н.э. легендарного Магога как скифов. Те же еврейские хазары остались для окружающих народов скифами во времена, когда бывшие скифы образовали в Степи новые этнии и отказались от своих старых этнонимов. Об этом совершенно ясно пишет «Повесть временных лет» (ПВЛ): «Пришли от скифов, то есть от хазар, так называемые болгары».

Полевое изучение этимологии различных топонимов, гидронимов и оронимов Германии, Австрии и Швейцарии, а также ономастики германо-немецких имён выявляет большое количество примеров, которые невозможно объяснить традиционной индогерманистикой. Самый ранний документ, упоминающий евреев, римских граждан в Центральной Европе, — это декрет римского императора Константина от 321 г. Позже евреи были идентифицированы на старой римско-германской границе, limes, в других районах Рейна и Дуная, особенно в Майнце, Вормсе, Трире, Аугсбурге и Регенсбурге. На важных узлах сообщения существовали поселения еврейских колонистов, купцов и ремесленников. Условным началом развития национальной культуры европейских евреев и их языка идиш считается год 801, к которому относится найденное в документах упоминание о некоем «Ицхоке Абину из Ашкеназ», возможно из германских земель времён побед Карла Великого или же из княжества Феодоро в Крыму, называвшего себя Ашкеназ.

В русском народном творчестве, в былинах показательно приветствие трёх знаменитых богатырей путникам, которых они грабили на дорогах. При встрече своей очередной жертвы они обычно приветствовали её так: «Эй, гой еси, добрый молодец!». Но если добрый молодец был гоем, то русские богатыри тогда, получается, были евреями-хазарами. Так что можно предположить, что не только Илья Муромец и Добрыня Никитич, но и третий богатырь, Алеша Попович, вполне мог быть сыном раввина, на языке былин «попа» и представителем той части хазарско-еврейской элиты, да и самого этноса, которая поспешила перейти на сторону победивших и крестившихся киевских князей.

Еврейские хазары, очевидно мигранты из Степи, из Хазарского Каганата, оказались в XI в. в Восточной и Западной Европе после разгрома их государства в качестве пиетических «Хасидей Ашкеназ» (חֲסִידֵי אַשְׁכְּנַז — благочестивые ашкеназы). Считается что движение Хасидей Ашкеназ зародилось в Регенсбурге (Южная Германия) и распространилось в общинах Шпейера, Майнца и других городов долины Рейна, а также во Франции. Учение Хасидей Ашкеназ занимает промежуточное положение между еврейской философией и Каббалой и подобно им явилось формирующим фактором, оказавшим влияние на развитие еврейской мысли в Европе в эпоху высокого средневековья. Становление учения Хасидей Ашкеназ пришлось на тяжелый для еврейского населения Западной Европы период разгрома и исчезновения обоих Каганатов, Аварии и Хазарии, а также время крестовых походов.

Топонимы и этнонимы европейских евреев — ашкеназов мигрировали в период Великого Переселения народов на протяжении тысячелетия из Эрец Исраэль через Мидию/Кавказ на Северное Причерноморье, в Евразийскую Степь (Хазарский и Аварский Каганаты), чтобы окончательно закрепиться в Восточной и Западной Европе германских земель и стать еврейским топонимом Германии. Поэтому Ашкеназ более поздних еврейских респонсов — это обозначение Германских земель.

В национальной поэме немцев «Песнь о Нибелунгах» (Das Nibelungenlied), написанной неизвестным автором в высоком средневековье в начале XI в. на средневерхнем немецком языке, довольно хорошо представлены этногенезы коллективов Великой Евроазиатской степи, оказавшиеся в Центральной Европе в период Великого переселения народов. Так, в главе «Как Кримхильд и Этцель (Атилла поэмы, Б. А.) отпраздновали свою свадьбу в Вене», которая могла иметь место около 450 г. пишется:

«Многие люди приехали из России и Греции,

поляки и валлахи ехали в широком потоке

с нагруженными лошадьми, в огромном караване,

и никто не подавлял их родные обычаи.

Многие путешествовали из Киевской страны

и дикие печенеги на лошадях

стреляли в птиц из луков;

они так тянули свои стрелы на сухожилии, пока те ломались (перевод Б. А.).»

Неизвестный автор стихотворения также описывает город Тульн в Австрии на Дунае, где Кримхильд увидела «странные обычаи». Топоним Тульн является немецкоязычным аналогом русского города Тулы, — оба означают на иврит-ханаанском языке «лук для стрельбы». Из этого следует, что Кримхильд была знакома с такими стрелками.

4.

Согласно положениям этнолога Д.К. Зеленина, антрополога М.В. Битова и археолога Валентины Седовой венды/венеды произошли от западнославянского племени, которое во время Великого Переселения народов в последних столетиях первого тысячелетия н.э. пришло на территорию нынешней латвийской Курземе. Свою теорию Седова обосновывает кольцевыми или пальцевидными фибулами, одна из которых найдена в низовье Немана, вторая в Селонии, третья в низовье Венты. Другим её доказательством являются захоронения по обряду трупосожжений, характерных для славян. Седова связывает указанные фибулы со славянами, другие исследователи пишут об угро-финской природе вендов. О присутствии вендов на территории Латвии говорят её топо — и годронимы: река Вента (Вентава, Wynda, Winda), город Вентспилс как и старое название Цесиса, Venden и т.д. Современные латвийские исследователи определяют вендов как угро-финнов на территории Балтии. В Латвии были идентифицированы многие места и артефакты, связанные с угро-финскими и неславянскими вендами. Одно из древних языческих святилищ вендов было обнаружено под эспланадой в центре Риги.

С другой стороны Иордан Готский пишет в «Гетике», что в VI в. в Галлии близ Нарбон, в бывшей Септимании появился народ называющий себя венедами/вендами, что в переводе с ханаанского иврита можно этимологизировать как сыновья достопочтимых родителей. Известно, что в Европе существуют различные венедские топонимы: Венден/Wenden в немецкой Вестфалии и в Латвии, река Вента/Venta и город Вентспилс/Ventspils в той же Латвии, Венло/Venlo с постфиксом ло — не (нет сына или не сын) в Нидерландах, возможно Венеция (Venezia/Venedig) в Италии и т.д. Таким образом венеды, которые сегодня определяются русской националистической, исторической школой как неординарная «славянская суперэтническая группа» появились не только на территории Балтии, на побережье Венедского (Балтийского) моря, но и на франкском средиземноморском побережье поздней античности. В Центральной Европе есть значительное количество лиц, несущих указание на возможную венедскую природу предков в своих антропонимах: Вендт, Вентов, Венцлов и т.д.

Американо-израильский историк Пол Векслер (Paul Wexler) освещает в своих многочисленных публикациях этногенезы и этнографию западнославянских племён вендов, полабов и кашубов, связывая их с еврейскими миграциями средневековья. Он исходит из того, что идиш был создан между IX-XII вв., когда иудейские сорбы впервые поменяли свой язык на верхненемецкий (точнее на средневерхненемецкий язык, созданный с 1050 по 1350 гг., некоторые исследователи указывают в качестве времени окончания периода формирования языка 1500 г.). По П. Векслеру к XV в. потомки иудейских хазар также переосмыслили свои киево-полесские языки. Известно, однако, что авары в период их господства в Центральной и Западной Европе депортировали часть сербов (зораби) в болота Лужицы (Lausitz), где они живут по сегодняшний день, официально сохранив свои этнонимы сорбов и вендов, пользуяcь в Германии культурной автономией. Их актуальное традиционное самоопределение венды. Согласно исследованиям П. Векслера ашкеназийские евреи показывают этнографические следы славянских влияний в языке идиш ещё из времён когда венды были язычниками. Среди языков, которые имеют непосредственную историческую связь со средневерхненемецкими языками, выделяют идиш и люксембургский язык. Автор также считает, что раскладистые бороды ашкеназы позаимствовали от тогдашних языческих западных славян. В его трактовке наименование еврейского праздничного хлеба хала для субботы является производным от имени северной языческой богини Холле (Frau Holle), описаной в сказке братьев Гримм, для которой в качестве подношений испекалась «косами» плетёнка, хала (der Zopfbrot).

По теории Векслера влияние славян было настолько сильным, что он даже объявил идиш пятнадцатым славянским языком. С другой стороны идиш, который сегодня хорошо изучен, явно является ветвью немецкого индогерманского языка. Около 70% его фонда состоит из немецкой лексики, более 20% приходится на иврит-канаанитскую лексику, оставшиеся 10% делят между собой в первую очередь славизмы, тюркизмы и иные заиствования. Enciclopaedia Britannica определяла до Второй мировой войны, до Холокоста, идиш как седьмой по значению язык мировой культуры.

Постоянные завоевания Европы варварами требовали общей коммуникации и им стал праславянский язык различных народов всадников, появившихся в Европе с Востока. Покорение Европы главным образом с периферии Римской империи было инициировано вторжением гуннов в середине IV века н.э., которые к тому времени успели уничтожить государство остготов Германариха между Балтийским и Чёрным морями. Сюда же относится начало перемещения народов через Дакию (территорию современной Румынии). Среди них были гунны и гепиды (450 г.), авары (455 г.), булгары и славяне (680 г.), венгры (830 г.), печенеги (900 г.), куманы (1050 г). Азиатские кочевые племена аваров создали государство на территории современных Венгрии и Нижней Австрии (570 г.). Аварский каганат в Центральной Европе был государством авар, мигрировавшим из Великой степи и существовавший с 562 по 823 гг. В период расцвета он занимал территории современных Венгрии, Австрии, Швейцарии, Словакии, Германии (особенно Баварии), Польши, Украины, Белоруссии, Литвы (частично), Хорватии, Сербии, Румынии, Болгарии и Северной Македонии. В отношении Баварии (лат. Bavaria, нем. Bayern) интересен тот факт, что этот топоним мог возникнуть ещё во времена Аварского каганата, когда оба народа совместно боролись против франкской агрессии Карла Великого, в результате которой они стали его жертвами. Bavaria могла на иврите означать «в Баварии — бе Авария» как часть Аварского каганата. Очевидно в этот период окрепло ощущение новой исторической европейской родины евреев и топонима Ашкеназ для германских земель. В коротком историческом периоде раннего средневековья Авария была четверть тысячелетия самым могущественным государством Европы, которое было основано каганом авар — Баяном I. Оно было одним из самых влиятельных государств эпохи Великого Переселения народов, долгое время контролировала всю Восточную Европу, в том числе часть земель поздней Киевской Руси.

В 626 г. авары поддержали Персию в ирано-византийской войне и во главе славянских ратей осадили Константинополь. Византийцы нанесли аварам поражение из-за того, что штурмовые суда, моноксилы (плоскодонные лодки, выдолбленные из единого ствола дерева), в которых сражались и женщины, не смогли противостоять византийскому флоту. Разбушевавшийся каган стал убивать своих союзников, которые сразу же покинули место дислокации. Без славянской пехоты и штурмовых лодок авары не смогли взять такой великолепно укреплённый город как Константинополь. Неудачная битва и ускользнувший громадный трибут стали началом конца Аварского каганата. Булгары же в свою очередь отвоевали часть пограничной с Византией территории и после битв и противостояний стали сами получать трибут от ромеев.

В 623 г. в документах впервые упомянуты западные славяне под предводительством Само, которые подняли восстание против авар. После победы восстания бывший франкский торговец был избран их князем. Само вёл успешные войны с аварами и франками — в частности, после 631 г. отвоевал у франков земли, заселённые лужицкими сербами, которых сегодня именуют сорбами/вендами. В начале VII в., вероятно, в верховье реки Майн образовалось первое славянское государство под руководством князя Само, центр которого находился предположительно в Моравии. История этого государства, распавшегося после смерти его основателя, описана в «Хронике Фредегарда» (середина VII в.). В источниках IX в. данный регион значится уже как «Terra Slavorum». Самое старое из известных письменных упоминаний о топониме «Остаррихи» (Ostarrichi), от которого произошло более позднее название Австрии, упомянуто 1 ноября 996 г. в дарении римско-германского императора Отто III, адресованного епископу Фрайзинга Готшалку фон Хагенау в документе по имени «Остаррихи» (Ostarrichi).

Только в раннем средневековье франкскому императору Карлу Великому, тогда ещё королю из династии Каролингов удалось окончательно победить варваров в лесах Германии. Более 30 лет понадобилось ему для того, чтобы победить племя саксонцев, 4500 его противников был казнены после «кровавого суда» в Вердене (Verden). Не менее жестоко шло после этого завоевание синкретического еврейского (?) Аварского каганата в т. наз. «Аварских войнах» 791-794 гг. в Паннонии, на территории Баварии, Венгрии и современной Австрии. В 796 г. их «хринг», кругообразная ставка кагана, был взят штурмом франкскими солдатами, а сын Карла Пипин раскинул на этом месте свой лагерь. Сокровища, веками накопленные аварами и перешедшие в руки победителей, были согласно летописцам настолько обильны, что обрушили цены драгоценных металлов в Европе. Малую часть этих сокровищ сегодня можно увидеть в Культурно-историческом музее Вены, а также в Музее Боде в Берлине. Карл Великий щедро раздавал их церковным и светским сановникам, а также своим верным приверженцам.

Вслед за этим, несмотря на жуткую экономическую катастрофу поражения от Карла Великого, четыре года спустя, с 799 по 803 гг. вспыхнуло большое восстание авар против франков. В 805 г. покорившемуся кагану авар, которого крестили на имя Абрахам, вернули его ранг, пока в 828 г. новое административное разделение восточных земель окончательно ликвидировало куцую аварскую независимость. Авары восточных земель «исчезли», зато в Центральной и Восточной Европе появились довольно значительные общины евреев и очень большое количество аварославян. Язык устоявших и более удачливых чем авары протоболгар стал калькой новых славянских языков и остался ею по сей день.

Весьма интересна информация об археологических исследованиях на территории бывшего бенедиктинского монастыря Корвай вблизи Хекстер (Höxter) на Везере (Corvey an der Weser), где на сохранившихся фризах и фресках запечатлены люди со средиземноморскими чертами лица, возможно характерных для побеждённых авар. Интересно, что в коллективной исторической памяти европейских народов, особенно на Балканах, евреи до сегодняшнего дня остались «аварами».

В тени монастырской церкви Корвай на северо-западе Германии находится могила поэта Гофмана фон Фаллерслебен (Hoffmann von Fallersleben), автора слов национального гимна Германии, который работал здесь библиотекарем в XIX-м в. Вполне вероятно, что каменное здание в старых контурах монастыря Corvey было использовано как плацдарм жестокой христианизации. В своё время вёлся спор между сторонниками нынешней парадигмы, по которой культура Древнего Рима и Римской католической церкви в этом монастыре была принесена в Европу с одной стороны извне, и сторонниками независимого германского субстрата этого монастыря c другой. Архитектор города Эссена Хорст Лейерман (Horst Leiermann), бывший планировщик города Лемго Герхард Кроос (Gerhard Kroos) и археолог Уве Лоббедай (Uwe Lobbedey) считают, что находки намного старше времен Каролингов. «Если Corvey римского происхождения, то должны существовать и НЛО», — иронизировал Уве Лоббедай, который поделился своими мыслями в ТВ-программе Западногерманского радиовещания. Согласно старому методу запугивания, против одного из сторонников дерзкого мнения даже было начато судебное преследование по обвинению в том, что он, якобы, захватил с собой позолоченный гвоздь из раскопок в монатыре Corvey. Это показывает насколько политической может внезапно стать археология и история европейскойкультуры.

Раскопки и находки группы югославских археологов П. Буднаржича и С. Живановича (Р. Budnardžiċ, S. Živanoviċ) в аварском некрополе Челарево близ города Нови Сад в югославской провинции Воеводина в 1972 г. выявили в общей сложности 263 аварских захоронения из VIII-го столетия. Черепа захороненных носили монголоидные особенности. На одном из черепичных осколков, найденном в могиле некоего Иегуды, была надпись на иврите «Иуда, о!» В некоторых могилах по древней скифско-израилитской традиции были обнаружены скелеты лошадей с декоративной упряжью, оружием и желтой керамикой, чем-то похожие на находки в Аркаиме и Синташте. На около 70 фрагментах из могил — типичные еврейские символы, такие как менора, шофар, изображения этрога, кроме того подсвечники, пепельницы, а также щипцы для свечей. Югославские археологи П. Буднаржич и С. Живанович пришли к выводу: иудаизм этих людей был довольно конкретным. С другой стороны Главный раввин Венгрии Александр Шайбер подчеркнул в своих комментариях: находки в Челарево свидетельствуют о фактах смешанных браков полторы тысячи лет назад и о синкрезии.

Мы можем поэтому обоснованно предполагать, что и археологические аварославянские находки в Австрии являются следами еврейских аваров и говорят о синкретизме. Самая древняя австрийская «Хроника 95 правителей», написанная венским августинским отшельником Леопольдом Штайнрайтером († около 1400 г.), посвящена истории Австрии до 1398 г. В истории Центральной Европы средневековья существует любопытное изложение, связанное с историей иудаизма в Австрии. Известно, что территория Австрии в дохристианскую эпоху, до конца VIII-го в., была под контролем израилитско-еврейских аваров. Даже династии австрийских кайзеров Габсбургов приписывается семитское происхождение (от средневековых аварских каганов?). Многие из бывших паннонийских князей были, согласно летописям, иудейской веры. В вышеуказанной древнейшей австрийской «Хронике 95 правителей», записанной венским писцом во времена правления герцога Альбрехта III в XIV-м в., была собрана и зафиксирована интересная информация о 22-х еврейских князьях, правивших в Паннонии беспрерывно, — около четверти тысячелетия подряд. Археологические данные подтверждают информацию древней Хроники.

5.

Другой синкретический Хазарский каганат в период своего расцвета стал гигантским государством, занимавшим Северное Причерноморье, большую часть Крыма, Приазовье, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье и Прикаспийское Заволжье. Его центр находился первоначально в приморской части современного Дагестана, позже он переместился в низовья Волги. Элита государства и часть населения приняла иудаизм. Во главе Хазарии стоял каган, происходивший из аристократической степной династии Ашина/Асена. Его власть держалась на военной силе и на глубочайшем народном почитании. В глазах язычников-хазар каган был олицетворением Божественной силы. Он имел 25 жен из дочерей правителей и народов подвластных хазарам и 60 наложниц.

Каган являлся неким залогом благополучия государства. В случае серьезной военной опасности хазары выводили перед противником своего кагана, один вид которого, как считалось, мог обратить врага в бегство. Правда, при каком-либо несчастье — военном поражении, засухе, голоде, а кроме того, при развитии старческой деменции — знать и народ могли потребовать смерти кагана, так как бедствие напрямую связывалось с ослаблением его духовной мощи. Постепенно власть кагана слабела, он все более становился «священным царем», сакральным каганом, чьи действия были скованы многочисленными табу. Известно, что верховный каган пребывал в постоянном затворничестве в своём дворце, у него был трон с балдахином и гарем. Народу он показывался редко, по праздникам.

После сокрушительного поражения остаточного Хазарского каганата в южнорусских степях в 965 г. часть этих аристократов эмигрировала и оказалась по прошествии двух веков, возможно, в Болгарском царстве. В этом отношении интерес вызвает указание на династию известных болгарских царей Асеневцев. Асени (болг. Асеневци) стали династией болгарских царей, между 1187 и 1280 гг. Она была основана братьями Петром и Иваном Асенем, название которой произошло от их прозвища. На рубеже 1185 и 1186 гг. из-за повышения налогов в Болгарии началось восстание против Византии, которое возглавили братья. В результате победы было создано Второе Болгарское царство, первыми правителями которого и стали Асени. Первые цари из династии Асень носили титул «Цари Болгар и Валах», в годы наивысшего расцвета государства царь Иван Асень II называл себя «Царь Болгар и Грек». Согласно болгарской теории предполагается, что братья были выходцами из области Валахия. С другой стороны, по тюркской теории имена первых правителей явно имеют тюркское происхождение (возможно половцы или печенеги?). Например, Белгун — прозвище Ивана Асеня — является производным от тюркского слова «bilgun», которое означает «мудрый».

Где-то в IX в. в Хазарии возникает двоевластие: реальная власть переходит к правителю, которого источники титулуют по-разному — каган-бек, пех или царь («малик»). Вскоре появляются заместители и у царя — кундуркаган и джавшигар. Впрочем, некоторые исследователи настаивают на версии, что это — лишь титулы тех же кагана и царя…

Впервые хазары и славяне столкнулись во второй половине VII в. Это было встречное движение — хазары расширяли свои владения на запад преследуя отступавших протоболгар хана Аспаруха, а славяне колонизировали Подонье. В результате относительно мирного столкновения, судя по данным археологии славянские племена начали платить хазарам дань. В числе данников были поляне, северяне, радимичи, вятичи и упоминаемое хазарами таинственное племя «с-л-виюн», которым, возможно, были славяне жившие в Подонье. Точный размер дани неизвестен, хотя сохранились различные сведения (беличья шкурка «с дыма» и «шеляг» — еврейское название серебряной монеты, шелег — «снег» — от рала (с рыла, со двора). Напрашивается предположение, что эта дань была не очень тяжелой и воспринималась как плата за безопасность, поскольку не были зафиксированы попытки славян как-то от неё избавиться. Именно с этим периодом связаны первые археологические хазарские находки в Поднепровье — в их числе была раскопана ставка одного из каганов.

В результате многочисленных успешных военных сражений Хазария превратилась в одну из могущественнейших держав того времени. Во власти каганата, охранявшего международную торговлю радонитов с центром логистики в Крыму и в Киеве, оказались важнейшие торговые пути Восточной Европы: Великий Волжский путь, путь «из Варяг в греки» и Великий шелковый путь из Азии в Европу. Хазарам удалось остановить арабское нашествие на Восточную Европу и несколько столетий сдерживать рвавшихся на запад кочевников. Огромная дань, собираемая с многочисленных покоренных народов и особенно оплаченая в качестве налогов торговля, обеспечивала процветание и благополучие государства. Этнически Хазария представляла из себя конгломерат тюркских, финно-угорских народов и иранских племён, ведших полукочевой образ жизни. В еврейской литературе хазары признавались потомками колена Симеона и возводились к потомку ветхозаветного патриарха Ноя — Фогарме (евр. Тогарме).

Еврейских автор конца IX в. Эльдад hа-Дани сообщает: «Колено Симеоново и пол-колена Манасово находятся в земле Козарь (Хазарии)». Помимо информации Эльдада ha-Дани о потомках пропавших колен Израиля из позднего периода IX-го в. сообщал в XII-м в. итальянский купец Иерахмиэль. Один из документов собрания Иерахмиэля попал в коллекцию другого купца — Эльханана. Этот документ сообщает в свою очередь о встречах с собратьями в «стране Касдим» (Халдее), очевидно в сегодняшнем Южном Ираке. Другой документ из собрания летописей «Маасе Иерахмиэль» также предоставляет информацию о потерянных коленах Израиля на Кавказе под названием «Десять высылок Синедриона» — речь идёт о колене Эфраим, «полуколене» Манасе и колене Звулун, говоривших на «языке Кедара» — на тюркских языках. Мы можем предположительно говорить об особой роли колен Звулун и Манассе (Менаше). К концу эпохи Второго храма и после его разрушения еврейское население Галилеи значительно выросло. Хотя в этот период подразделения на колена и наделы уже не существовало, главные центры еврейского самоуправления и учености (как, например, Циппори, Бет-Шеарим, Иодфат) находились на территории бывшего надела Звулуна, члены которого были войнами, купцами и известными мореходами. Поэтому неудивительно, что и в диаспоре колено Звулун сыграло большую роль.

Эльдад hа-Дани обнаружил в свою очередь потомков Менаше и Эфраима во время им описанных странствий, живущих в горах, недалеко от арабского города Мекка: они были отважными воинами, совершавшими верховые набеги в долину. Другая, более многочисленная часть колена Менаше жила вместе с потомками Шимона в стране Кейдар, в шести месяцах пути от Иерусалима, — и магометане платили им дань

Согласно исследованию Нормана Голба антропонимика лиц, подписавших «Киевское письмо», показывает, что часть Киевской общины того времени (IX в.) составляли евреи-прозелиты, причём хазары по происхождению. Однако рядом с именами авторов встречаются их израильская титулатура «коген» (потомок ааронидского священника) и «леви» (левит, т.е. потомок Левия, сына Иакова). С такой информацией вполне корреспондирует похожее упоминание когена-гота Херфидила на надгробной стеле из Патернита найденой Хвольсоном. Всё это говорит в пользу десятиколенной еврейской диаспоры, дошедшей до причерноморских степей и смешавшейся с местным населением. Зимой хазары проживали в городах, в теплое время года кочевали и обрабатывали землю, а также устраивали регулярные набеги на соседей. Вероятно самоназвание «хазары» было объединяющим, империальным и первоначально не являлось ни родовым, ни племенным. Сегодня азербайджанцы трогательно берегут память о хазарах: к примеру, Каспийское море там вновь зовётся Хазарским.

Наиболее близко к пониманию исторических процессов, происходивших в Древней Руси, подошел Велемир Хлебников. Из его ранней поэмы «Внучка Малуши», написанной, по-видимому, около 1907 г., но опубликованной в 1913 г., явствует: истоки русской государственности поэт видит в сочетании трёх сил — язычества, хазарского иудаизма и христианства. Более того, Хлебников не исключал еврейского происхождения Малуши, поскольку один из героев поэмы хазарский каган (или по Хлебникову «хан») «жид Хаим», тесно связанный по сюжету с внучкой «рабыни» Малуши, чудесным способом превращается из старика в молодого еврея.

В конце VIII-IX вв. поляне освободились от хазарской зависимости, а вокруг Киева стало складываться самостоятельное мощное государство. Походы русов на Каспийское море (913 г. и 943 г.) через территорию Хазарии свидетельствуют о том, что Хазария в Х в. была уже недостаточно сильна и не могла противостоять Киевской Руси. Этим обстоятельством в полной мере воспользовался Святослав, нанесший смертельный удар каганату. В 960-х годах (скорее всего, в 965 и 968/69 гг.) он совершил два похода в Хазарию. Разгромив болгар и буртас, князь спустился вниз по Волге и разграбил столицу Итиль с государственной казной в ставке кагана на острове, а потом добрался до Семендера, куда смогли прорваться бежавшие хазары, и опустошил его. Почти вся столица, город Итиль, состояла из глинобитных и деревянных строений. Каменными были только дворец Кагана, синагоги и мечети. Ни сколько-нибудь солидных оборонительных стен, ни башен, ни рвов оборудовано не было, хазары надеялись на мощь армии и на островное расположение Итиля. Святослав не только разгромил хазар, но и овладел территориями на Волге, а также закрепился на Дону и в Керченском проливе.

Окончание
Print Friendly, PDF & Email

18 комментариев к «Борис Э. Альтшулер: Об этногенезах славян и о происхождении славянских языков. Продолжение»

  1. Уважаемый Борис!
    Из былины «Илья Муромец и соловей-разбойник»:
    «Говорил-то старыя казак да Илья Муромец:
    Есть я с славнаго из города из Муромля,
    Из того села да с Карачирова,
    Есть я старыя казак да Илья Муромец,
    Илья Муромец да сын Иванович!-
    Говорит ему Владымир таковы слова:
    Ай же старыя казак да Илья Муромец,
    Да й давно ли ты повыехал из Муромля
    И которою дороженькой ты ехал в стольнёй Киев-град?»
    Нет ни единого возражения тому, что «Владымир» из этой былины- киевский князь Владимир Святославич, равноапостольный креститель Руси. На момент сего знаменательного события ему было не более 30-и лет, так как родился он около 960г, а крещение случилось не позже 989г.,так что «старыя казак Илья Муромец да сын Иванович» появился на свет до крещения Руси. Откуда ж тогда у него, уроженца далёкого от Киева села да ещё с неславянским названием Карачирово, библейское имя Илья (не говоря уже о том, что и после крещения русы ещё долгое время поклонялись прежним богам и не спешили давать детям незнакомые имена)? Странно, что на этот очевидный аргумент в пользу «придуманности» Ильи Ивановича не обратили внимания. Впрочем, и имя его отца пришло на Русь после принятия христианства- до этого Иваны не упоминаются.
    Поэтому стоит прислушаться к тому мнению, согласно которому определение Муромец(Муромский) следует понимать как «Моравлянин»(Моравский). Именно под этим именем Илья Муромец впервые упомянут в послании 1574г. Кмиты, старосты белорусского города Орши к своему начальнику, в котором он, описывая стоящие перед ним трудности по охране границы, восклицает:
    «Придет час, будет надобность в Илье Муравленине и Соловье Будимировиче, прибудет час, коли службе нашей будет потреба» .
    Исследователи русских былин обратили внимания на изменяемость имени богатыря в зависимости от той местности, где былины были записаны:
    «В совокупности все варианты прозвания Ильи Муромца: «Мурамец», «Моровлин», «Муравленин», «Муравец» имеют однозначное лексическое значение: «Моравский»,»выходец из Моравии».

  2. Ув. Ася! По моему глубокому убеждению начало Приднепровской (Кивской ) Руси исходит из Таманской Руси(Острова русов), которую Вы упоминаете. Но историческая «фишка» в данном случае состоит в том, что ближайшими соседями таманских русов были евреи, жившие в Самкерше –еврейском («В Самкерше-еврее находилась таможня и хорошо снаряжённыные люди хазарского царя» .Еврейские купцы образовали с воинами и мореходами русами торгово-военный союз «Радания-Русь» , державший в Раннем Средневековье монополию торговли межу Кордовой и Китаем. Об этом союзе и об одной из его факторий в Южной Галии пишет и О.Прицак.- Вы также его упоминаете. Что до Киевской Руси, то я бы начинал с того, что
    «торговый,а может быть таможенный пункт у Киевских высот существовал задолго до постройки Кием «града», получившего его имя…Уже высказывалась мысль: не является ли название киевской крепости Самбат древним именем торгового пункта, подступавшего к самому Днепру? .Этимология слова не ясна»
    Как говорится: угадайте : кто основал задолго до Киева древний торговый пункт с неясной этимологией?

  3. Михаил Поляк, Eugene и примкнувший к ним Аркадий
    Уважаемые коллеги, в отношении русских былинных богатырей мною была в феврале 2012 г. опубликована в „Мастерской“ заметка „Ещё раз к ранней истории Киевской Руси“, где обсуждалась возможность какого-то возможного еврейства этих хороших бандитов с большой дороги, встречавших своих жертв традиционным русским вопросом — „Гой еси?“ Но если жертвы были гоями, то сами-то былинные протагонисты кем были?
    Рав Финкель в приведенном мною видео http://www.iton.tv/chernym-po-belomu/6518-kazaki-proizoshli-ot-evreev-skandalnoe-zayavlenie-rava-finkelya.html даёт довольно обоснованную версию возникновения многочисленных „Раша“ ок. 948 г. в результате браков между евреями по закону Моисея и языческими женщинами. В отличие от мусульман, христиан и язычников такие семьи с неясным статусом семьи не могли оставаться среди хазар и были высланы на переферию Каганата, на Дон и на Кубань. Дети, родившиеся в результате смешанных браков, нередко не хотели принимать иудаизм. Из-за этого произошла религиозная чистка в Хазарии, в результате которой обиженные потомки смешанных браков были депортированы на переферию, где они и стали казаками, ненавидящими евреев и воевавшие с Жидовином. Актуально в столице донских казаков Новороссийске и в остатках поселений Кубани на Таманском полуострове были в раскопках обнаружены многочисленные еврейские артефакты. Кстати, где-то похожие находки были обнаружены и в раскопках аварославян в Австрии. Настроение еврейско-русского симбиоза можно уловить в поэме Велимира Хлебникова, в публикациях израильского культуролога Дудакова и пр.
    Сразу оговорюсь, что документальных письменных свидетельств о рождении Ильи Муромца и Со. в ортодоксальных еврейских семьях Хазарии я не нашёл, а высказанное мною предположение остаётся на уровне теоретизирования и гипотез о феномене „Раша“ на Киевской Руси. Интерес представляет информация проф. Эверса из начала XIX в. о наличии рукописной истории казаков… на иврите.

    1. Спасибо за коллеги, меня больше умиляет, что «великий и могучий русский язык», который мы любим, и вдруг: «молодость» — это מי לידה, «зрелость» — это מי זרע, а «старость» — это מוסתר. В свое время всяких В. Розановых возмущало, что эмансипированные евреи лезут в русскую литературу. Вот бы их в то время ткнуть бы в «молвить», «молкнуть», «млчать» и «молить» от еврейского «מילה״. Как жаль, что поздновато.

  4. Михаил Поляк
    Уважаемый Михаил, суровая правда ДНK-генеалогии состоит в том, что, например, исследования генетиков из Цюриха показали, что только шесть процентов немцев являются германцами по отцу, десять процентов популяции имеют еврейские корни(!!!). Об этом сообщил в воскресенье в ноябре 2007 г. таблоид Bild, сославшись на исследование швейцарской компании Igenea, в котором сравнивали 19.457 генетических анализов современных немцев. Говоря о геноме австрийцев сквозь зубы отрывочно допускается восемь процентов генетического наследия «финикийцев».
    Около 40% предков современных ашкеназийских евреев согласно их митохондриальной ДНК могут теоретически происходить от среднеевропейских женщин, которых идентифицируют во времена Карла Великого в районе Рейна.
    —————————————-
    „«Еврейские», т. н. «коэнские» гены указывают на их происхождение с Ближнего Востока“ – это a priori! Но смешения всё же постоянно имели место. В конце концов на это указывает такой выдающийся учёный как израильский демограф с мировым именем Серджио Делла Пергола, об этом говорит мозаичная структура еврейских гаплотипов.
    В отношении этнификации Ильи Муромца и Ко. сошлюсь на упомянутое мною выше видео рава Михаила Финкеля.

  5. Уважаемые коллеги,
    перед тем как продолжить дискуссию позвольте указать на интересную публикацию профессора Липовского (Липовский И.П.: Библейский Израиль: история двух народов, 2010 http://maxima-library.org/knigi/knigi/b/16122?format=read) об изначальном двународном составе еврейских коллективов древности.
    В видео рава, адвоката и публициста Михаила Финкеля обсуждается интересная этимология термина казак, о котором я не раз писал в своих работах,- впервые в монографии Die Aschkenasim… в 2006 г. В публикациях украинских и российских учёных подчёркивается, что казаки — основа этноса украинцев и во многих отношениях важная составляющая русского народа.

  6. Маркс Самойлович. Уважая ваш литературный талант, не могу все-таки не спросить, почему вас так волнует детский вопрос: «украшаемся ли таким»? Евреи не нарциссы, озабоченные только своим обликом и как он отражается в зеркале. Кроме того, мне кажется, вы же в вопросах этимологии не очень? Заметьте, я не говорю конкретно об этой статье. Но языковые загадки весьма увлекательны и интересны. Надо только чуть разнообразить и нарастить свой лингвистический запас. Вы вполне можете открыть для себя новое увлечение — никогда не поздно.

  7. Справка:
    Вале́рий Алексе́евич Чуди́нов (род. 30 июня 1942, Москва) — советский и российский философ, специалист по философским вопросам естествознания. Доктор философских наук, профессор.
    Также известен как автор псевдонаучных теорий и публикаций в области древнерусской истории и лингвистики. Работы Чудинова, претендующие на открытия в области эпиграфики и палеографии, не признаются научным сообществом. Специалисты причисляют его концепции к жанру фолк-хистори. Выводы этих концепций Чудинова не основаны на научных методах работы с источниками, а его работы по истории и лингвистике в рецензируемых научных журналах не публиковались.
    ==
    От себя — вся эта публикация есть нагромождение дикого вздора. Немудрено, что в комментариях к ней есть и такая сентенция: «… Принято считать, что Илья Муромец не был евреем …».

    1. Когда-то, сказать о чьей то теории как о псевдонаучной, работало как донос. Сейчас это холостые выстрелы. Пора менять терминологию. Научные статьи посылают печатать в Nature или в Science, а здесь и без науки обойтись можно. Кто то спросил меня, а так ли уж много в русском ивритских слов (корней). Кстати «керен» קרן- луч. Я подумал, что слово «много» от глагола «лимнот» לימנות на иврите «насчитывать». Ну что мысль научная или псевдо? Товарищ скептик — ругатель.

      1. Ну какое «слово» вы на это «молвите»? Кстати «молвить» от слова «мила. מילה» на иврите «слово».

  8. «Русский язык — великое достояние всего человечества
    Этруски — это русские, а Перуджа — это Поруссия
    Факты, по мнению исследователей, слишком очевидны, чтобы от них отмахиваться
    Этруски — загадочный народ, создавший великую культуру и искусство.
    А не попытаться ли нам найти ответ на вопрос о происхождении этрусков с помощью… русского языка? «Какое отношение имеет русский язык к вопросам древней истории народа, который когда-то жил на территории современной Италии, то есть очень далеко от современной России?» — недоверчиво спросит скептик. «Никакого!» — безапелляционно ответит приверженец академической науки. Однако целый ряд ученых, давно исследующих эту проблему, предлагает не торопиться с выводами…» акад. В. Чудинов.
    Чудинов — «акад» т.н.РАЕН, и наш вышепредставленный автор тоже мог бы претендовать на такое звание. Только разговор не о русских, а об евреях. И речь, следовательно, не об этруссках, а о самих русских, о греках, да что там — о всей мировой истории!
    «Факты, по мнению исследователей(!), слишком очевидны, чтобы от них отмахиваться!»
    Украшаемся ли таким?..

  9. “Если же так рассудить, что все народы, сколько их разных названий было и есть, по уверению Моисееву, от одного Ноя и его сынов произошли, то значит, все равны. Но чтоб можно сказать, кто от которого сына пошел, оное весьма сомнительно, ибо тысячи лет народы переходя мешались, иногда пленниками и покоренными себя умножали, иногда пленением и обладанием от других язык свой переменить и оставить принуждены были, следственно, по языку иным народ, нежели на самом деле, считаются. Потому точнее будет сказать, что все сарматы и татары покоренные и от других народов издавна в Русь пришедшие, язык и веру переменив, по языку, ныне употребляемому, славянами или русскими с древности себя полагают. Что, думаю, и о прочих народах разуметь можно, о чем в гл. 9 и 10.” стр.1850

    “Кроме того, славяне некоторые слова еврейские и сирские в языке своем сохранили, как например царь, князь и пр. по сути еврейского, а не славянского языка. стр. 1886

    Excerpt From: Василий Никитич Татищев. “История Российская. Часть 1.” АСТ, 2003.

  10. Ув.Аркадий и Борис: стала писать ответ, но вспомнила что все что я хотела сказать, уже сказано в статье «Сами мы не местные, иоирусский с евреем…». http://club.berkovich-zametki.com/?p=43284. , которая по случайному совпадению принадлежит моему авторству. Отсылаю желающих к ней в виде отзыва на материал Альтшулера, и потом можем продолжить разговор.

  11. Уважаемый Борис! Говоря об общих генах евреев и германцев, надо указать о каких именно гаплотипах идет речь. «Еврейские», т. н. «коэнские» гены указывают на их происхождение с Ближнего Востока. Общность, которой Вы пишете, может быть результатом внедрения германских генов в ДНК ашкеназов.
    Принято считать, что Илья Муромец не был евреем.

  12. Уважаемый Борис!
    1. Ирма Хайнеман, автор книги «Еврейская диаспора и Русь» выдвинула небезосновательную гипотезу согласно которой «решающую роль в создании Киевского государства и давшей ему своё имя», сыграла военно-торговая организация Русь, сформировавшаяся в Раннем Средневековье в Северном Причерноморье. Ядро этой организации по мнению автора составляли евреи, но уже давно отошедшие от веры предков к язычеству:
    «Евреи, отказавшиеся от иудаизма в пользу язычества в соответствие с термином, принятым в Торе и «Книге Маккавеев» назывались «раша» или «рашия»
    (Известно, что ивритское «шин» в славянских языках произносится и как «с»— отсюда «рос», «русь», «расия», росия»).
    Но можно ли согласиться с тем, что слово «рашия» стало названием торговой организации евреев — ведь в иврите «раша, рашия» имеет и параллельное, даже более распространённое значение — «злодей, злой злобный»? Вряд ли для купцов иных стран, среди которых также было немало евреев (например, Испании, Персии, Греции), могло оставаться тайной, что их восточноевропейские партнёры именуют сами себя «злодеями». Представляте себе название торговой организации — «Злодеи», плавно перешедшее в название государства Киевская Русь и в национальный определитель её граждан.
    2.Ваше откровение по поводу того, что русские былинные богатыри грабили прохожих,а Алёша Попович, оказывается, плохо воспитанный сын равина- .просто умиляет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *