Михаил Ривкин: Недельный раздел Маттот-Масэй

Loading

В книгах Шемот и Бемидбар стоянки и походы сынов Израиля перечисляются несколько раз, в тех местах повествования, где это подходит по смыслу. Эти перечисления восходят к древнейшим хроникам, не сохранившимся до наших дней, которые, в свою очередь, базируются на устной саге, ещё более древней.

Недельный раздел Маттот-Масэй

Михаил Ривкин

Обеты и зароки, которые принимает женщина (Бемидбар 30:2-17)

В эпоху Второго Храма соблюдение принятых индивидуально обетов и запретов было не очень строгим, и довольно часто они нарушались. Религия Израиля строилась, в первую очередь, на храмовых религиозных обрядах, а не на исповедании догматов веры. Наряду с заповедями Торы, которые соблюдались строжайшим образом, евреи принимали на себя те или иные индивидуальные обеты. Смысл обета состоял в том, что человек отказывался от чего-то, или запрещал себе что-то, что Тора дозволяла. Такой обет принимался пожизненно или на заранее оговоренный срок. Общий принцип, который лежит в основе индивидуального обета, это идея самоустрожения и самоограничения. Считалось, что чем строже человек себя ограничивает, чем больше он лишает себя наслаждений и удовольствий, тем ближе он приближается к тому идеалу, который установлен Торой. Не важно, что сама Тора ничего подобного не предписывает: чем ты строже к себе — тем ты становишься лучше и чище. В эпоху персидского владычества, когда источник Р был окончательно отредактирован, такое «устрожающее» поведение вступило в явный конфликт с основными идеями и принципами храмового иудаизма. Возникла необходимость такого рода поведение как-то регламентировать и ограничить. Особенно это касалось самовольного устрожения женщин, которое иногда создавало трудности в семейной жизни. В результате установили: обет незамужней девушки подлежит утверждению отца, в доме которого она живёт, как минимум — утверждению по умолчанию. Если отец, узнав об обете, отменит его в тот же день, то обет считается недействительным. Если же отец промолчит, то обет становится обязательным для девушки, во всяком случае — до момента замужества. После замужества высший авторитет переходит к мужу. Он вправе отменить любой обет принятый ранее его женой в тот день, как он об этом обете узнает — не обязательно в первый день брака. Но если, узнав, он промолчит — обет обретает окончательную силу. Все новые обеты, принятые замужней женщиной, подлежали утверждению мужа, как минимум — утверждению по умолчанию. Обеты вдовы или разведённой никто не вправе отменять. Таким образом за женщиной сохраняется правосубьектность, хотя и ограниченная. Мужчина может вмешаться в её религиозную жизнь, но лишь в определённый момент, если он не захотел вмешаться, не был до конца уверен, что этот обет следует отменить немедленно — его полномочия прекращаются. Как и в случае «дочерей Целафхада» этот закон стремится сочетать достаточно широкую правовую автономию женщины с решающим авторитетом патриархальной семьи и рода.

Выделение наделов на Восточном берегу Иордана (Бемидбар 32:1-42)

О выделении наделов рассказано и в книге Деварим (3:12-20), но там приводится, безусловно, другая версия, отличающаяся от версии автора Р во многих важных деталях. Согласно версии Р, колена Реувена, Гада и половина колена Менаше обратились к Моше с просьбой, чтобы он разделил между ними ту часть земли Обетованной, которая была уже захвачена на исходе сорока лет странствий в пустыне. Сначала Моше сильно возмутился, и даже сравнил эту просьбу с Грехом Разведчиков. Однако вожди этих колен сумели объяснить чистоту своих намерений и готовность принять на себя устрожающие обязательства. Тогда Моше сформулировал обязательное требование: два с половиной «заиорданских» колена должны, вместе со всеми остальными, принять участие в завоевании всей земли Обетованной. Перед нами один из множества примеров «расширения», или прото-мидраша, призванного дополнить первоначальную, кратчайшую версию, колоритными деталями. В рассказе появляются споры и диалоги, которые описывают мысли и чувства героев так, как их понимает автор этого прото-мидраша. Для автора Р психология, мотивы, внутренний мир героев не менее важны, чем те или иные конкретные события. Изначальная версия была сухой хроникой. Версия Р — увлекательный и поучительный рассказ.

В рассказе о разделе Заиорданья можно выделить некую историческую основу. Первоначальный мотив заселения Заиорданья и нежелания идти дальше состоит в изобилии скота у отделяющихся колен:

«И множество скота было у сынов Рыувэйна, и у сынов Гада весьма много; и увидели они землю Язэйр и землю Гилад, и вот, место это — место для скота” (там 32:1)

Мы видим в дальнейшем, что колено Реувена стало вполне самодостаточным, как экономически, так и политически. В Песне Деворы с горечью сказано про колено Реувена, что оно не пришло на помощь своим братьям в войне против царя Сисры:

«В среде отделившегося Реувена — большие сердечные сомнения» (Шофтим 5:16)

Историчность упоминания колена Гада, однако, вызывает некоторые сомнения. В Песне Деворы колено Гада вообще не упомянуто, отсюда можно сделать вывод, что в самом раннем разделении на двенадцать колен Гад вообще не фигурировал. Однако в период Судей это колено стало одним из участников амфиктионного союза. В надписи на стелле Мейша сказано: «и люди Гада сидят в….» и далее перечислено несколько городов, в том числе и те, которые по списку городов в нашей главе относятся к колену Реувена. Вероятно, люди колена Гада в самый древний период освоения Заиорданья жили вперемежку с людьми Реувена. Однако к моменту написания той версии, которую мы имеем в книгах Бемидбар и Деварим, все эти исторические обстоятельства были уже забыты. На их место пришла канонизированная традиция, согласно которой колена Реувена и Гада осели в Заиорданье во времена Моше.

Странствия сынов Израиля в пустыне (Бемидбар 33:1-49)

В книгах Шемот и Бемидбар стоянки и походы сынов Израиля перечисляются несколько раз, в тех местах повествования, где это подходит по смыслу. Эти перечисления восходят к древнейшим хроникам, не сохранившимся до наших дней, которые, в свою очередь, базируются на устной саге, ещё более древней. Этими списками воспользовался и редактор окончательной версии исчточника Р, который счёл нужным ещё раз поместить последний, итоговый список стоянок, уже после того, как все истории и эпизоды, связанные со странствием, рассказаны. К более ранним спискам добавлено несколько стоянок. Эти новые стоянки, ранее нигде не упомянутые, очень трудно как-то привязать географически. Мы можем только указать, с определённой вероятностью, что речь идёт об оазисах в пустыне. В таком оазисе обязательно был источник чистой воды, и растущие вокруг него деревья и кусты, создававшие естественную тень в жаркие дни. Такие оазисы могли появляться и, с течение времени, исчезать, в зависимости от перемен климата, изменений в почве и т.д.

Print Friendly, PDF & Email

Один комментарий к “Михаил Ривкин: Недельный раздел Маттот-Масэй

  1. «Особенно это касалось самовольного устрожения женщин, которое иногда создавало трудности в семейной жизни».
    «Самовольное устрожение женщин», это — великолепно. И подпись: капитан Лебядкин. Михаил, дорогой, ну, читайте же свой собственный текст. Это чудовищно.

Добавить комментарий для Bormashenko Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.