Михаил Чабан: Папаша, пожалуйста, выпивайте и закусывайте

 217 total views (from 2022/01/01),  2 views today

И вся многочисленная рать общественно партийных чиновников куда-то сгинула, как страшный сон. Но по дороге прихватив, кто что мог. А почему бы и нет. Потом же все равно никто не хватится. Некому. Народ же у нас такой. Растащили по домам. И попрятали — в закрома, но уже в свои, в собственные, а не Родины.

Папаша, пожалуйста, выпивайте и закусывайте

Михаил Чабан

Вступление

Проницательный читатель сразу же и немедленно заметит, что фраза в заглавии откуда-то позаимствована и даже уже догадался откуда или, как говорят в Одессе — откудова. Так не будем же отрицать очевидное. Да, признаю, она взята из рассказа Исаака Бабеля «Король». Не могу отказать себе в удовольствии привести ее полностью: «Папаша,— ответил Король пьяному отцу,— пожалуйста, выпивайте и закусывайте, пусть вас не волнует этих глупостей… И папаша Крик последовал совету сына. Он закусил и выпил.»

Переворачивая странички нашей памяти и вспоминая все наши прежние жизненные события, глупости — благо и неблагоглупости, даже удивляешься, какими тупо-наивными мы были (а сейчас мы уже, конечно, умные?!?). И как легко нас было дурить. Легко — просто и долго — бесконечно. Но живем мы именно сейчас. А это было тогда! Но на самом деле было! И никуда от этого не денешься, даже если хорошо выпить. И забыть бы, да память не дает.

Речь пойдет о выпивке и закуске, то есть о «Всесоюзном обществе борьбы за трезвость». Не к ночи будь помянуто. Молодые уже и не знают, что это такое и с чем его едят, а старые уже слегка и подзабыли, а то и за склероз спрятались. По прошествии лет оно все комичней и глупее выглядит. Вроде бы и было, но не с нами (Все, что было не со мной — помню!). И мы в этом не участвовали, мы же всегда выступали за все хорошее против всего плохого. Так мы обычно думаем про себя самих, самолюбимых.

Тут вы законно и с удивлением спросите: а зачем нам этих глупостей и зачем вспоминать и ворошить прошлое? Фу, гадость какая-то — борьба с пьянством! Какое-то там скучно-глупое общество. Да и, вообще, кто старое помянет, тому… будет плохо. Да, но кто забудет — тому… еще хужее будет.

На самом деле, ведь ничего же не проходит бесследно. Это была наше жизнь, она и есть сейчас. Вспоминай — не вспоминай, думай — не думай. Тем более, что я смотрю на это дело с точки зрения непосредственного участника и исполнителя линии партии. А еще у меня скопилась большая коллекция значков, извините за выражение «членов» этого общества борьбы за трезвость, которая все время о чем-то напоминают, зудит и не дает покоя. Вот напишу и может быть оно отстанет от меня.

Борьба с алкоголизмом и выполнение планов по производству алкоголя (в свете решений партии и правительства)

Так вот, в нашей стране, тогда называвшейся СССР, но уже на последнем издыхании (хотя никто об этом еще не знал), была такая общественная организация: «Всесоюзное общество борьбы за трезвость». Вообще-то борьба с алкоголизмом не обходила Россию всегда, как и сам алкоголизм (не говоря уже о пьянстве). То больше, то меньше. В зависимости и не в зависимости от борьбы с ним. Борьба отдельно — алкоголизм отдельно. Борись, не борись, а выпить охота. Да и жизнь такая… Поэтому в основном побеждал алкоголизм. Так или иначе.

С одной стороны и одной рукой государство и партия или наоборот, партия и государство, активно боролись с алкоголизмом и этой же самой рукой были за здоровый образ жизни. Но это была только одна, наружная часть проблемы.

Вспомним хорошо ранее известную картинку. Леонид Брежнев с патриархами православной церкви (один из них, который крайний справа, похоже даже еврей) поднимают рюмку за наше общее дело. Все они любили выпить (и хорошо выпивали), хотя и проповедывали совсем обратное, как в постановлениях партии и правительства, так и в церковных вердиктах.

С другой стороны и другой рукой выпускалось громадное количество алкоголя (по некоторым оценкам более 100 литров спирта на каждого, включая старых, больных и младенцев) — надо же было выполнять план и, что самое главное, алкоголь — это одно из самых прибыльный производств, особенно при государственной монополии. Стоит в производстве копейки, а берешь с покупателя сколько хочешь. Так монополия же. А раз столько выпускается, то его же надо куда-то девать. А девать никуда и не надо — свой народ все выпьет. Ничего не жалко для родного народа. «Народ и партия едины!»

К примеру, всем известная поллитра водки «Экстра» в нашей стране стоила (вместе с бутылкой) широко известные 4 рубля 12 копеек. Но это всего-навсего поллитра. Тогда как стоимсоть целого литра спирта была 7 копеек. А, если посчитатать, то из одного литра спирта получалось полтора литра сорокаградусной водки — три бутылки «Экстры». Если еще и не разбавлять сверхмеры. Вода-то бесплатная — так государство думает. Для памяти привожу забытую, но горяче любимую этикетку «Экстры».

Доходы от алкогольной продукции составляли весомую часть государственного бюджета. По некоторым оценкам доля доходов от спиртного составляла около 50% от госбюджета СССР. Только представьте себе — почти половина доходов бюджета — это спиртное!?! По некоторым оценкам за счет водки содержалась армия. Водка = армии. Есть водка — есть армия. Нету водки — нету армии со всеми ее генералами и адмиралами, танками и самолетами. Пьешь водку — поддерживаешь родную армию!

Так тогда, как же с этим бороться, а главное — зачем?! Причем в нашей стране 56% всего спиртного приходилось именно на водку, тогда как в цивилизованных странах большинство потребления приходится на вино, пиво. А у нас пиво вообще за спиртное не считается, им водку просто закусывают или разбавляют для маскировки и придания вкуса.

Пьянство или алкоголь, что хужее

А теперь порассуждаем немного о пьянстве и алкоголизме. Кстати, а в чем разница? Если по простому, то в быту, что в лоб, что по лбу. И там, и там пьяный в стельку. Однако, в науке и теории пьянство лучше, чем алкоголизм. Пьянство — это только первая стадия алкоголизма. Надо быть сильно и часто пьяным и хорошо к этому привыкнуть, чтобы заслужить почетное звание аткоголика. Если по ученому, то пьянство — это неумеренное употребление спиртных напитков.

А вот алкоголизм по определению Большой медицинской энциклопедии обозначает «совокупность патологических изменений в организме, которые возникают под влиянием длительного и неумеренного употребления алкоголя». То есть алкоголизм — это всерьез и надолго, это уже болезнь. Так что — алкоголиков теперь жалеть надо?! Мол, больные они, бедненькие. А может и надо — наркотическая зависимость у них от алкоголя, патологическое влечение.

Так что Общество борьбы за трезвость может и могло бы здесь чем-то помочь. Тем более, что и в других странах есть что-то похожее. Например, междунароное сообщество Анонимных Алкоголиков ( Alcoholics Anonymous) .

Но только не под управлением коммунистической партии и советского правительства.

Религия и пьянство

А как насчет выпить по религиям? Согласно Библии православие так чтобы категорически не разрешает, но и также категорически не запрещает. Пей, но в меру. Кроме того, вино применяется для совершения религиозных «таинств». Что это за таинства такие — можно только догадываться — таинства же. Помните анекдот. На званном вечере священника спрашивают: «Батюшка, что вы будете пить: водку или вино?» Батюшка отвечает: «И пива тоже, сын мой».

Евреям, согласно Торе, тоже можно пить — религии не противоречит, но в меру и вино и в соответствии с ритуалами. Шоб Б-га не гневить. Вот ислам, тот за советскую власть: там абсолютно и полностью запрещен алкоголь. Там это обзывается нехорошим словом «харам» — запретное и греховное.

Например, свинина считается у мусульман сильным харамом. Нельзя и все! Так у евреев тоже свинина это харам, только там другое слово: кошер, некошер, что определяется сводом правил «кашрут». Так вот, «харам» — это «некошер» в переводе с исламского на еврейский.

Что такое трезвость и как с ней бороться

Теперь, что же такое трезвость и как с ней или за нее бороться. Легко и просто на этот вопрос отвечает всезнайка Интернет. Есть такая солидная контора Всемирная организация здравохранения. Как видите она «всемирная» и значит объязательная для всех, кто имеет на это здоровье. Так она заявляет просто и откровенно: трезвость — это «непрерывное воздержание от приема алкоголя и других психоактивных веществ».

Но это для всемирной публики, имеющей дело с разными там наркотиками, а для российской трезвость это более всего насчет водки и ей подобных жидкостей вплоть до тормозной и дихлофоса. Но Интернет про такие вещества в качестве выпивки даже и не догадывается. И хорошо, и правильно. Иначе все машины сразу же остановились бы, да и тараканов травить стало бы нечем. Но, тем не менее, кому надо — знает!

Сообразим на троих

Почему и откуда появилась эта коронная фраза «Сообразим на троих»? Почему на троих, а не на двоих или четверых? Что это за такая магическая для выпивки цифра — «три»? Есть много научных и антинаучных точек зрения на эту фразу. Неторые копают чуть ли не до трех апостолов или трех богатырей, не говоря уже о трех мушкетерах.

Но в жизни все гораздо проще. Я думаю, что фраза и затем и действие «сообразим на троих» — это исконно-посконное русское изобретение. И последнего советско-русского периода. Доказать это очень просто, как двумя пальцами честь отдать.

Вот попробуйте перевести «сообразим на троих» на любой иностранный язык, ну хотя бы на английский. Если сами не можете привлеките знатоков и полиглотов-эрудитов. В лучшем случаи они вам скажут: «to think for three» (думай на три). А в чем здесь смысл? Смысла нет. Тем более нашего, рассейского.

Потому что смысл в другом. Где там те апостолы или богатыри, когда выпить хочется, а денег мало. Да и покупать надо было целую бутыль (поллитровую). В розницу и в разлив не давали — «наш дорогой Никита Сергеевич» запретил. «Шкаликов» почти не было, приходилось брать поллитру. Вот и создавались «артели» желающих выпить по три человека, чтобы и выпить хватало — по почти 200 грамм на нос и денег немного — рубль с мелочью всегда в кармане заваляется или специально для этого дела припасен.

И тут как раз норма для человека необходимая и для большинства достаточная, и стоит немного, да и в кампании веселей пить, чем в одиночку напиваться. При выпивке исходят из простых человеческих потребностей. Если брать поллитра на двоих, то многовато выходит. А если брать эту поллитру на четырех, то уже наоборот — маловато на каждого. Все выверено многолетними годами практики, которая лучше теории. Народ хорошо соображал. Соображал на троих. Так что от «нашего дорогого Никиты Сергеевича» и пошла эта фраза «сообразить на троих». Хотя и не сам он ее выдумал. Народ сообразил.

Перестройка и выпивка

Итак, в году 1985, в период царствия последнего его величества Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Сергеевича Горбачева (1985-1991), а также в едином лице последнего Председателя Президиума Верховного Совета СССР (1988-1981) был издан Указ о введении «сухого закона» в Советском Союзе. Но что там закон. Ну, запретили выпивку на работе, ну, стали штрафовать за выпивку в общественных местах, ну, сгоряча повырубали элитные виноградники. Так и что?! Все уже нормально?

Нет этого оказалось мало и решили привлечь широкую общественность к борьбе за это правое дело. И, наконец-то, ура! через три года было создано постановлением Секретариата ЦК КПСС за 1985-86 годы Всесоюзное (и Всероссийское) добровольное общество борьбы за трезвость. Опять ура! Свершилось! Добровольное! Решением ЦК КПСС! Вы-ж понимаете.

Конечно же, как всегда, созданию этого общества предшествовала шумная антиалкогольная кампания. Надо же объяснить народу что к чему по поводу выпить. Кстати, а почему бы не выпить по этому же поводу. Было бы желание, а повод всегда найдется. Вот только почему Общества борьбы за трезвость было создано только через три года после выхода самого антиалькогольного Указа?!

Видимо, раздумывали за рюмкой чая, что дальше делать. Три года думали, судили, весь чай выпили. Указ есть, а куда его засунуть?! Или к чему бы его приложить. Вот Общество трезвости и получилось в самый раз приложением к антиалкогольному Указу. Через три года. А дальше все как обычно: «Вперед к победе коммунизма!» Все на борьбу с трезвостью! Нет, наоборот, за трезвость! А какая разница? Лишь бы бороться. И неважно с чем и с кем. Сегодня друзья, а завтра враги. Международного пролетариата!

Устав общества

Чтобы соблюсти все формальности и приличия был составлен и утвержден Устав Общества на самой настоящей Учредительсткой конференции Общества (25.09.1985). Если взять и начать читать (не дай Б-г, да и зачем?!) этот самый Устав «Общества борьбы за трезвость», то боюсь у вас на 5 минут внимания не хватит. Даже на 3. Скукотища и бюрократическая тягомотина. Тошнит с первых же строк. Все в духе марксизма-ленинизма и построения светлого коммунистического общества. Но, если все-таки найдутся желающие, то вот вам адрес в интернете: http://josweb.ru/Ustav/, читайте, наслаждайтесь. А я к этому не причастен.

Но если коротко, то Устав Общества содержит разделы, в которых естественно излагается сама суть общества. Сначала там дается определение обществу — что же это такое, наконец-то, и с чем его едят (то есть пьют). Потом определяются цели и задачи общества: цели — это по крупному, например, построение коммунистического общества, а задачи уже по мелочи — не пить, не курить и чистить зубы по утрам.

Конечно, же описываются права и объязанности членов общества. Кстати, не пить — это право или объязанность, или и то и другое? Излагается структура общества, ну как в воинской части — сверху вниз и подчиненность младшего старшему. А самый старший, конечно же, в Москве. И потом уже взносы и куда их потратить. Были бы деньги, а куда деть всегда найдем.

Значек и ксива

Каждому члену Общества торжественно выдавали на руки членский билет для уплаты взносов и значек. Все как бы по настоящему. Хотя и Общество было мертворожденное.

Взносы составляли: вступительные — 1 рубль и ежегодные тоже в размере 1 рубль для обычных граждан. Рубль за год — недорого же. А для льготных категорий: студентов, учащихся, домохозяек, пенсионеров существовала даже значительная скидка и они платили всего 20 копеек за год и вступительный взнос для них тоже был всего 20 копеек. То есть борцом за трезвость можно было стать сравнительно недорого. Напоминаю, что одна поллитра водки тогда же стоила 4.12 рубля. А тут всего один рубль за целый год! (А то и двадцать копеек). Совершенно ясно, что дешевле бороться, чем пить. Ну, это если по формальной, арифметической логике. А вот если по диалектической, то все равно выпить хочется.

Значек представлял собой металлический кружек диаметром 23 мм. В центре внутри голубого круга находилась надпись «Общество борьбы за трезвость» большими буквами и в четыре строки. Голубо-синий фон символизировал что-то хорошее, мирное, как небо. Ни в коем случае синий нос пьяницы. Вокруг синего круга было белое кольцо, которое символизировало все, что вы себе можете представить, от моральной чистоты и до белой горячки. Но ни в коем случае бутылку «беленькой».

А дальше шло еще одно кольцо, уже наружное в виде зубцов кремлевской стены, если кто не догадался. Причем здесь они к трезвости можно только, опять-таки, догадываться. Так, а что авторам значка было делать? Куда-то ж надо было прицепить коммунистическую символику к трезвости. Красную звезду, серп и молот тут явно не было куда вставить. Тогда бы совсем смешно получилось бы. Хотя, внизу надписи место есть. Видимо большие споры среди художников-дизайнеров были. Что бы туда такое коммунистическое вставить? Но, как видите, выпили, закусили и… обошлось. Все есть как есть. Ни звезд тебе с неба, ни серпом по молоту.

Значек был не наградной, но важный. И на торжественные случаи его надевали. А как же — знай наших. Тем более, если нечем другим было похвастать. Вот только перед выпивкой в честь или в ознаменование (по маленькой) его было положено снимать. Контрастировало. И в самом деле — не обмывать же его получение, как делали военные при присвоении очередных «звездочек» или получении наград.

Путин и алкоголь

Растет ли потребление алкоголя в период развитого путинизма? Вопрос, конечно интересный! А вот вам и ответ. По данным всезнающей статистики в 2017 году каждый россиянин старше 15 лет потреблял в среднем 11,1 литра чистого алкоголя. Это официальная цифра. А куда здесь деть потребление «домашних» самогонов и разных наливочек-настоечек? А предметов бытовой и машиностороительной, медицинской и другой химии? Нету такой строчечки в статистике. Это науке не известно. Наука пока не в курсе дела. Некоторые специалисты по этому делу считают, что самодельное и нелегальное спиртное достигает уровня 40-60% легального. То есть где-то половина. Ну что ж, как говорят, цифры впечатляют.

Почему наши не пьют, проживая за границей

Меня всегда удивляло, что находясь в других странах в обществе своих же соотечественников, я никогда не замечал привычной российской склонности к непомерному и непотребному употреблению спиртного. Да, все выпивают в гостях или за праздничным столом, как и здешние, но все в меру, не до свинского состояния. И я никогда здесь не видел пьяного, «отдыхающего» на улице в лежачем или полулежвачем состоянии.

Почему наши соотечественники на своей исторической родине пьют и непомерно, а переехав за границу в другие страны, легко и быстро избавляются от своих питейных привычек. А ведь спиртного здесь очень много и оно весьма разнобразное — на все вкусы и в магазине можно брать сколько хочешь «в одни руки». Хватило бы денег. Видимо потому, что это что-то такое социальное: ну нет здесь у людей такой потребности, жизнь другая, интересы другие, психология другая. Границу переехал и — все. Там одно, здесь — другое.

Коллекция значков

И теперь почти под конец рассмотрим мою коллекцию значков «Общества борьбы за трезвость». Поскольку значек круглый, то и сама коллекция собрана на круге. Тем более, что все в жизни идет по кругу.

Хотя антиалкогольный значек, не то что Орден Ленина, мог быть присвоен (или завоеван, или получен) только один раз за всю жизнь, мне удалось собрать их целую коллекцию. И поместить их на аналогичный профилю значка круг, но побольше. Теперь посчитайте сколько их там. Сам не знаю — лень считать, но приблизительно 80-85. Или больше. Или меньше. А также задумайтесь — у кого могло быть столько значков, если каждому нормальному человеку выдавался на руки (и на грудь) один и только один.

Значки ведь не представляют никакой нумизматической и никакой другой ценности. Простой кружек из дешевого металла, никаких особых рисунков, простая надпись, простой орнамент, дешевая краска — ничего примечательного или памятного. Цена его — копейка в базарный день. Иметь такую кучу значков могут только коллекционеры со сдвигом или, наоборот, со смыслом, или же просто случайно нашедшие такую кучу значков в каком-нибудь мусорном ящике.

Или же… Или же… Те, кто их раньше распределял. По простому принципу: кто распределяет — тот и имеет. Но, не подумайте, это не я распределял, я их просто купил на eBay. Повидимому, у того, который распределял. Или у того, который оптом взял у бывшего «распределителя».

А кто эти распределители? Очень просто — те, у которых они были в больших количествах. То есть, чиновники по борьбе за трезвость калибра области или даже республики, а то и выше — всесоюзные. У более низших рангов борцов значков просто не было — им выдавали «сверху» по предъявленным спискам, по общему количеству — один на нос.

Вот этот «верх» и владел фондами удостоверений и значков. А теперь вспомним немножко то время «перестройки». Все развалилось. Как-то быстро: исчезли многие общественные организации, в том числе и партийные. Начиная от октябрят, пионеров, комсомольцев и вплоть до самой-самой коммунистической партии. Сегодня были, вот тут рядом и внутри, а завтра ну нет — просто нет. Как говорят на Украине: «хутко зникли». И неизвестно куда. Только что были и вот уже нет. Полностью и окончательно. Как победа труда над капиталом по Марксу-Энгельсу.

И вся многочисленная рать общественно партийных чиновников тоже куда-то сгинула, как страшный сон. Но по дороге прихватив, кто что мог. А почему бы и нет. Потом же все равно никто не хватится. Некому. Вот некоторые схватили уже совершенно бесполезные вещи: значки, бланки. А, спрашивается — зачем? Да, незачем, просто так, раз плохо лежит и уже можно. Народ же у нас такой. Растащили по домам. И попрятали — в закрома, но уже в свои, в собственные, а не Родины.

И это сделала высшая наша общественно политическая, идеологически подкованная на все четыре копыта, «элита». Имеющая доступ к ресурсам, естественно. А чего вы удивляетесь. Ах, вы не удивляетесь, вы и так знали! Так они же тоже люди. Наши, советские. Несли все, что можно и нельзя. В момент опустошили все закрома Родины.

А теперь оказалось, что можно за это дерьмо хоть что-то получить. Может быть на бутылку хватит. Интересно, сколько значков нашего родного, но быстро забытого Общества борьбы за трезвость на одну бутылку хватит. Тут уже вы сами считайте. Вот вам входные данные. Открываю страшную коммерческую тайну: 20 значков я купил на eBay за 9.95 долларов США на сайте плюс доставка из Украины в Канаду 6.95 тех же долларов. Вот и считайте. Правда, еще зависит какую бутылку и чего вы будете брать. Чернил или ее родимую. Похоже, что значков вам понадобиться много.

Итак, впервые значек «Общества борьбы за трезвость» пришел к нам как знак «высокого доверия партии и правительства» и каждому индивидуально и торжественно, а теперь он опять пришел к нам, но уже дешевой кучей никому не нужного мусора. Попробуйте его надеть на себя и походить среди нашего одноязычного сообщества. Сохранность личности не гарантирую. Так что, что не говорите, а все в мире движется кругами и с загогулинами.

Print Friendly, PDF & Email

2 комментария к «Михаил Чабан: Папаша, пожалуйста, выпивайте и закусывайте»

  1. Правдиво и (это главное) остроумно. Взгляну на другие работы автора.
    Действительно, талант не пропьёшь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *