Смотрю я на фотографию Саши и не верится, что его уже нет много лет. Ах, Александр Сергеевич! Пожить бы тебе ещё несколько десятков лет! Сколько бы ты ещё смог сделать! Впрочем, и то что сделал, уникально и бесценно. На таких людях и Россия, и Земля держится!
Ах, Александр Сергеевич
Яков Логвинович
Как-то сам собой возник в памяти цельный образ Александра Сергеевича Кулика, взявшего впоследствии в качестве псевдонима фамилию отца — Гуревич.
Кажется, обычный студент. Но была в нём всегда какая-то необычность, что-то незримо витало вокруг него в воздухе. Когда он что-то интересное рассказывал, его лицо преображалось, а глаза просто светились.
С каким упоением он рассказывал о показанном на телевидении малюсеньком фрагменте с концерта «Биттлз»! Практически все его смотрели, но на него он произвёл неизгладимое впечатление. Так рассказывать и восхищаться как он умели немногие!
В мае 1979 года в Советский Союз приезжает Элтон Джон и выступает с концертами в Ленинграде и Москве. Естественно, билетов не достать. И вот однажды на пешеходном переходе Саша совершенно случайно оказывается недалеко от Элтона Джона, узнаёт его и умудряется во время перехода Невского перекинуться с ним парочкой-другой дежурных фраз на английском (типа: как поживаете?, каковы впечатления от города?) Эта встреча была для Саши (настоящего меломана) самым лучшим подарком. Все сокурсники слушали об этой сиюминутной встрече, раскрыв рты от изумления: «Во повезло! Самого Элтона Джона видел, да ещё и поговорил с ним!!»
На четвёртом курсе у нас появился предмет «Научный атеизм». Читал лекции и принимал экзамен доцент Муковозов. Дал же бог такую фамилию! А вот лекции были просто замечательные и лишь временами напоминали этот самый научный атеизм.
Математики не всегда баловали хорошим посещением лекторов по истории, философии, политэкономии,… Да и на четвёртом курсе никого уже не боялись. Однако в данном случае после первой же лекции старались их не пропускать. В его лекциях для математиков было абсолютно всё — литература, культура, искусство,… Одним словом — всё, кроме этого самого научного атеизма. Если кто-то отсутствовал, то просил рассказать, что же было интересненького на лекции (как потом спустя годы пересказывали друг другу мексиканские сериалы). Кстати, все сдали экзамен просто замечательно: кто знал — на 5, а кто ничего или почти ничего не знал — на 4. Как-то зашёл разговор о поэзии Андрея Вознесенского. Лектор высоко оценил творчество Вознесенского, прочитал наизусть некоторые из его стихов, а затем процитировал отрывок из поэмы «Лонжюмо», посвященной Ленину и слушателям его марксистской школы в Лонжюмо.
«Заряжая ораторски
философией вас,
сам,
как аккумулятор,
заряжался от масс.
Вызревавшие мысли
превращались потом
в «Философские письма»,
в 18-й том».
Как известно, находясь в эмиграции, В.И. Ленин заботился о подготовке и воспитании партийных кадров для революционной деятельности в России. Весной 1911 года он организовал в местечке Лонжюмо под Парижем партийную школу РСДРП.
Прочитав наизусть отрывок, лектор продолжил:
«По молодости я решил докопаться до истины и прочитать эти самые «Философские письма» (лекция была весной 1980 Олимпийского года). Ну, у кого столько томов? Ясно у кого, у Ленина! Иду в библиотеку, беру 18-й том, открываю и что же я вижу? 18-й том полного собрания сочинений В.И. Ленина содержит произведение «Материализм и эмпириокритицизм». Делать нечего. Может что-то в тексте этого произведения есть? Прочитал всё! Ничего подобного, никакого упоминания!»
Свои рассуждения он закончил словами: «Да! Заврался Андрюшка Вознесенский!» Последние слова я прекрасно запомнил. Они были произнесены с каким-то особым, непередаваемым словами трепетом, выдавая не желание бросить тень на поэта, а показывая истинную любовь лектора к творчеству замечательного поэта.
Саше на экзамене попался вопрос «Религия и искусство».
Однажды на письменном экзамене по философии в одном из американских университетов профессор задал вопрос: «Что такое смелость?» Все студенты погрузились в работу, кроме одного, который написал на своем листке два слова «Вот это», подписал работу и сдал ее преподавателю. Студент этот получил высший балл.
Саша написал гораздо больше слов, но не уступил в смелости американскому студенту (а, возможно, это американец повторил его подвиг: о времени американской истории мне неизвестно). Саша в качестве ответа написал на английском языке текст популярной в то время рок-оперы Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса «Jesus Christ Superstar» («Иисус Христос — суперзвезда»). Доцент Муковозов посмотрел, улыбнулся, исправил кое-где ошибки в написании слов, вернул написанное и поставил высший балл. Что же это, если не смелость!?
Одного из студентов доцент попросил назвать 10 произведений Шекспира. Студент уверенно начал: «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Король Лир», «Укрощение строптивой», «Двенадцатая ночь», «Буря», «Много шума из ничего» и остановился, лихорадочно вспоминая. Но вспомнить было не судьба! И тут студент нашёл чудесный выход. Он, хитро улыбнувшись своей изумительной находке, бодро продолжил: «Сонет № 1», «Сонет №2», «Сонет № 3», … Муковозов высоко оценил юмор студента, но впоследствии уже просил, задавая это дополнительный вопрос, называть не больше одного сонета. Этот реальный случай стремительно разошёлся в массы в виде анекдота. Слышал эту историю и Саша. Не знаю, оказали ли эти истории на него какое-то влияние. Сказать затрудняюсь, но думаю — в какой-то мере да. Спустя какой-то десяток лет Саша стал поэтом и, подобно герою фильма, подумал: «А не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира?» И замахнулся, да ещё как!
Многие его переводы сонетов Шекспира просто восхитительны! Он не испугался сложности, неизбежной критики, а просто, как настоящий мужик, не побоялся, взял и сделал!
Однажды он провинился на военной кафедре и получил выговор от начальника 2-го цикла полковника Иванова. Что делает Саша? Он приходит через неделю на занятия с изумительным по красоте анекдотом. Не знаю, сам придумал, или с кем-то, но рассказал он его отменно.
— Студент Кулик!
— Я!
— Почему вы три недели назад не были на разводе?
— Товарищ полковник, ехал на метро. Час пик, давка. Затем в автобус, снова давка. Вот и опоздал.
— А почему вы две недели назад опоздали на развод?
— Товарищ полковник, сел уже сразу на автобус. Но час пик, давка. Автобус долго стоял на остановках. Прибежал на военную кафедру, а тут перед самым носом и закрыли дверь!
— А почему прошлый раз — неделю назад — вообще не были на военной кафедре?
— Болел, товарищ полковник!
— А где справка, заверенная в университетской поликлинике?
— Понимаете, товарищ полковник, день полежал, легче стало. Какой смысл идти к врачу?
— Значит, уважительной причины снова нет! Студент Кулик!
— Я!
— Объявляю вам строгий выговор!
— Есть, строгий выговор! Товарищ, полковник, разрешите обратиться!
— Обращайтесь!
— Товарищ полковник, прошу освободить меня от занятий на военной кафедре.
— Как это освободить! Почему?
— Видите ли, товарищ полковник, я борец за мир, я не могу иметь дело с оружием, я не приемлю войну. В общем, я — пацифист!
— Кто, кто?
— Пацифист, товарищ полковник!
— Студент Кулик!
— Я!
— Этот вопрос, я один решить не могу. Пойду посовещаюсь с начальником военной кафедры генерал-майором Тюфякиным.
Спустя какое-то время начальник 2-го цикла полковник Иванов приходит и диалог возобновляется.
— Студент Кулик!
— Я!
— Мы тут посовещались и с товарищем генералом, и с товарищем майором и решили: то, что вы педераст, не освобождает вас от занятий на военной кафедре.
Какой тонкий юмор! Какая игра слов! Игра слов, которой позавидовал бы, сам Льюис Кэрролл. Какой полёт ума, какая фантазия!
А вот второй анекдот, который я впервые услышал от него.
В прерии одиноко стоит ранчо, в которое приходят три студента.
— Хозяин, нужна комната.
— Нет у меня комнаты.
Кулаки к носу.
— Есть у меня одна комната, но она очень маленькая и в ней всего одна кровать.
— Ничего, хозяин, мы разберёмся.
Заходят — удары, крики, всё стихает.
Через некоторое время на лошадях приехали три монаха.
— Хозяин, нужна комната.
— Нет у меня комнаты.
Ножики к горлу.
— Есть у меня одна комната, но она очень маленькая, в ней всего одна кровать и три студента.
— Ничего, хозяин, мы с ними разберёмся.
Заходят — удары, крики, лязг ножей, всё стихает.
Через некоторое время прискакали три ковбоя.
— Хозяин, нужна комната.
— Нет у меня комнаты.
Пистолеты к виску.
— Есть у меня одна комната, но она очень маленькая, в ней всего одна кровать, три студента и три монаха.
— Ничего, хозяин, мы с ними разберёмся.
Заходят — удары, крики, лязг ножей, пальба, всё стихает.
Через некоторое время приезжает на шикарном автомобиле молодая красавица.
— Хозяин, нужна комната.
— Нет у меня комнаты.
— Хозяин, ну, очень нужна комната.
— Есть у меня одна комната, но она очень маленькая, в ней всего одна кровать, три студента, три монаха и три ковбоя.
— Ничего, хозяин, мы с ними разберёмся.
Заходит — удары, крики, лязг ножей, пальба, всё стихает.
Наутро выходят три ковбоя.
— Хозяин, три стакана виски!
Выпили, сели на лошадей и ускакали.
Через некоторое время выходят три монаха.
— Хозяин, три стакана вина!
Выпили, сели на лошадей и уехали.
Через некоторое время выходят три студента.
— Хозяин, три стакана пива!
Выпили и ушли.
Через некоторое время появляется молодая красавица.
— Хозяин, стакан лимонада!
Села в свой автомобиль и уехала.
Мораль: только 10% населения Соединённых Штатов не употребляют алкогольных напитков.
Все, кому я рассказывал этот анекдот, ждали явно другого финала, готовы были чуть ли не побить рассказчика, а спустя доли секунды заливались звонким смехом. Действительно, шикарные анекдоты, которые должны войти в сокровищницу мирового анекдота и которые я до сих пор считаю непревзойдёнными шедеврами мысли.
После распределения по кафедрам Саша рискнул поменять специализацию и перейти на кафедру геометрии. Он стал систематически изучать книгу Рохлина и Фукса «Начальный курс топологии. Геометрические главы». Но затем, подумав, вернулся обратно.
В конце учёбы Саша женился на сокурснице Ларисе Мелиховой. Помню, как после получения дипломов Саша собственноручно написал мне и многим другим свой ленинградский адрес на улице Рубинштейна и приглашал обязательно заходить к ним с Ларисой в гости. После учёбы я был несколько раз в Ленинграде, но зайти как-то не получилось… А теперь уже поздно! В 2002 году Саши не стало, а в 2016 году трагически погиб его сын Дмитрий — талантливый композитор, внешне очень похожий на своего отца — тот же удивительно добрый, внимательный и яркий взгляд и та же улыбка.
Смотрю я на фотографию Саши и не верится, что его уже нет много лет.
Ах, Александр Сергеевич! Пожить бы тебе ещё несколько десятков лет! Сколько бы ты ещё смог сделать! Впрочем, и то что сделал, уникально и бесценно. На таких людях и Россия, и Земля держится!
Тяжело, что-нибудь добавить к этим воспоминаниям, разве что строки Василия Жуковского:
О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет;
Но с благодарностию: были.
От редакции. Читайте также: «Виктор Улин: Несколько штрихов к портрету Шуры Кулика»
Да, Саша был, действительно, и заметной, и притягательной фигурой на нашем курсе. Мне повезло пообщаться с ним и после окончания университета – работали вместе в Главной геофизической обсерватории, встречались и вне работы. Воспоминания о нем, да и об упомянутом Муковозове – это, несомненно, нечто наиболее трогательное и милое в нашей ушедшей юности.
Яша…
Я прожил рядом с тобой всю свою жизнь на матмехе ЛГУ (1976-1981).
И Шура Кулик был рядом с нами.
Сейчас, Яша, даже представить трудно, что мы с тобой видели его каждый день, общались с ним, травили анекдоты.
И все казалось незыблемым во веки веков.
Но так получилось, дорогой Яша… жизнь промелькнула как-то слишком быстро.
И вот она почти позади, а многих из нас уже нет на свете.
Спасибо тебе за эту душевную статью, мой дорогой дружище Яша!