Джонатан Сакс: Мудрец выше Пророка. Перевод Бориса Дынина

 628 total views (from 2022/01/01),  2 views today

Я верю, такие институты как пророчество выживают, когда они перевоплощаются из утопических идеалов в практические действия. Величие Мудрецов, все еще не полностью оцененное миром, состоит в том, что, руководствуясь видениями Пророков, они дали нам инструкции, как идти от сегодняшнего дня к будущему.

בס״ד

Мудрец выше Пророка

A Sage is Greater than a Prophet (Shoftim 5780)

Джонатан Сакс
Перевод с английского Бориса Дынина

В главе Шофтим Моисей говорит о великих институтах иудаизма: судах, судьях, служителях, королях, священниках, левитах и ​​пророках. О пророках Моисей говорит от имени Бога:

«Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему». (Втор. 18:18)

Фразу «Пророк… такой, как ты» нельзя понимать буквально. По характеру и ясности общения с Богом Моисей был уникален. Он был уникален и в совершенных им чудесах. Самое главное, только ему было дан авторитет провозгласить Тору: он был единственным законодателем Израиля. И король, и Синедрион имели полномочия принимать временные постановления во имя общественного порядка. Пророкам была дано право предписывать конкретные действия в определенное время. Но никто не мог прибавить или отнять заповед к тем 613 , что были даны Богом через Моисея.

Вот объяснение Рамбама:

“Почему в Торе сказано: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их» (Втор. 18:18)? Он придет не для того, чтобы установить какую-либо религию, но чтобы приказать им соблюдать слова Торы, предостерегая народ не преступать их, по слову последнего из Пророков: «Помните закон Моисея, раба Моего» (Мал. 3: 22)”.[i]

Другими словами, пророки, которые следовали за Моисеем, от Илии до Малахии, не были революционерами. Их намерением было не создание чего нового, а восстановление чего-то старого. Их задача заключалась в том, чтобы призвать людей к исполнению миссии, которую заповедовал им Моисей: оставаться верными Богу и создавать справедливое, сострадательное общество.

В конце концов, во время или после периода Второго Храма, большинство этих институтов прекратили свое существование. Царей не было, потому что у Израиля не было суверенитета. Не было священников, потому что не было Храма. Но не было и пророков. Насколько это было важно? А что случилось с пророчеством? Талмуд дает два радикально противоположных ответа. Первый:

Рабби Йоханан сказал:

«Со дня разрушения Храма передан пророческий дар людям с ущербной психикой и детям».[ii]

Мы не можем быть уверены в том, что имел в виду рабби Йоханан. Возможно, он имел в виду, что дети и юродивые иногда видят то, чего не видят другие (как Ганс Христиан Андерсон проиллюстрировал в известной сказке «Новое платье короля»). Однако он мог иметь в виду обратное, что пророчество ухудшилось в конце периода Второго Храма. Было много лжепророков, прорицателей, предсказателей рока, мистиков, провозвестников апокалипсиса и мессианских движений. Все они уверенно предсказывали конец истории и рождение нового порядка вещей. Возникли религиозные секты. Были ессеи, ожидающие прихода Учителя праведности. Были мятежники, которые верили, что их военный герой победит Рим и принесет свободу, даже мессианскую эпоху. Это было лихорадочное, переломное время, и рабби Йоханан, возможно, хотел дискредитировать любую зависимость от якобы уверенного проникновения в Божественный план будущего. Пророчество стало детской болтовней или бессвязным бредом.

Однако Талмуд приводит и другое мнение:

«Рав Авдими из Хайфы говорит: «С того дня, как был разрушен Храм, пророчество было взято у Пророков и передано мудрецам…» Амеймар сказал: «Мудрец выше пророка, как сказано: Пророк имеет «сердце мудрости» (Пс. 90:12). Кто с кем сравнивается? Вы должны сказать, что меньшее сравнивается с большим».[iii] (Поскольку у Пророка должно быть сердце мудрости, Мудрец, олицетворяющий мудрость, должен быть сильнее).

Это очень интересно. Первыми Судьями в Израиле были коэны.[iv] Когда Моисей благословлял народ в конце своей жизни, он сказал о колене Левии:

Они «учат законам Твоим Иакова и заповедям Твоим Израиля» (Втор. 33:10).

Когда Ездра учил израильтян Торе, он поместил левитов среди народа, чтобы они объясняли Тору. Все это указывает на то, что, когда Мудрецы — учителя и мастера еврейского закона — прослеживали свою интеллектуально-духовную родословную, они должны были видеть себя наследниками коэнов и левитов. Но они этого не сделали. Как сказано в знаменитой мишне, открывающей Пиркей Авот:

«Моше принял Тору на Синае и передал ее Йегошуа, Йегошуа [передал Тору] старейшинам, старейшины — пророкам, пророки передали ее Великому собранию ученых».

Мудрецы считали себя наследниками Пророков. Но в каком смысле? И как они смогли увидеть себя не просто их наследниками, но более великими, чем Пророки? Более того, приводимое ими основание ничего подобного не означает. Стих в Псалме 90 говорит: «Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое». Талмуд играет на том факте, что два совершенно разных слова звучат одинаково: נבא (мы можем получить) и נביא (Пророк). Другими словами, только искусственно, можно принять этот текст за доказательство.

Нечто странное происходит здесь. Мудрецы, кто ценил смирение, кто знал, что пророчество закончилось в дни Аггея, Захарии и Малахии за пять веков до разрушения Второго Храма, кто верил, что самое большое, что можно услышать с Небес, это бат колтихий голос, отдаленное эхо, утверждают, что они не только пророки, но и превосходят Пророков.

Все это говорит нам, что мудрецы взяли идеалы Пророков и превратили их в практические программы. Вот один пример. Увещевание народа, осуждение отклонения от правильного пути было ключевым моментом пророческой задачи. Вот как Иезекииль выразил ее:

“И Он сказал мне: сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня,… и ты скажешь им: «так говорит Господь Бог!» Будут ли они слушать, или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них”. (Иез. 2: 3-5)

Иезекииль должен был занять твердую позицию перед народом. Сделав это, он выполнил свой долг. Народ предупрежден, и если он не послушает, это будет его вина.

У Мудрецов же был совершенно другой подход. Во-первых, они понимали, что право протеста принадлежит всем, а не только Пророкам. Именно так они прочли слова:

«Обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха». (Лев. 19:17).

Во-вторых, они считали, что это следует делать не один раз, а, если необходимо, до ста раз.[v] Фактически, вы должны продолжать обличать злоумышленника, пока он не ударит вас, не проклянет или не отругает вас.[vi] Однако это применимо только в том случае, если есть разумные шансы улучшить ситуацию. Если нет, то должно следовать правилу:

«Так же, как мицва сказать что-то, к чему будут прислушиваться, так и мицва не говорить то, что не будет принято во внимание».[vii]

Обратите внимание на разницу между двумя подходами. Пророк занимает героическую позицию, но не берет на себя ответственность за то, слушают люди или нет. Раввины не занимают героической позиции. Фактически, они демократизируют ответственность за увещевание, чтобы ей следовал каждый. Но они очень чувствительны к тому, эффективно это или нет. Если есть шанс изменить кого-то в лучшую сторону, то надо сто раз попробовать, а если нет вообще шансов, лучше помолчи. Этот подход не только мудр, но и очень эффективен.

Подумайте о мире. Никто не выразил более величественного видения мира по всей земле, чем пророки Израиля:

«Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море». (Исайя 11: 6-9)

А теперь рассмотрим раввинское учение:

«Ради мира не следует препятствовать бедным язычникам собирать урожай, забытые снопы и углы поля… Наши учителя учили: ради мира нужно поддерживать бедных из язычников, как мы поддерживаем бедных Израиля; больных язычников следует посещать, когда мы посещаем больных Израиля; и мертвых из язычников следует хоронить, как мы хороним мертвых Израиля».[viii]

Разница очевидна. То, что для Пророков было ослепительным видением далекого будущего, для Мудрецов было практической программой добрых общественных отношений, способом поддержания мирного сосуществования между еврейской общиной и ее соседями-язычниками. Мысль Мудрецов была творческой, глубокой и работоспособной.

Есть много других примеров. Мудрецы достигли нечто экстраординарное. На протяжении всей библейской эпохи израильтян постоянно искушали идолопоклонство и чужие обычаи. Пророки часто доходили до отчаяния. В раввинскую же эпоху евреи стали народом верным одной религии, ее заповедям, учению и молитвам, сохраняя их добровольно и не поддаваясь давлению принять господствующие религии. Этому способствовало именно то, что раввины сосредотачивались не на дальних горизонтах, а на практических программах. Возможно, этим программам не хватало драматизма, но они работали.

Мудрецы, возможно, к своему удивлению увидели: там, где Пророки потерпели поражение, они преуспели. Я верю, такие институты как пророчество выживают, когда они перевоплощаются из утопических идеалов в практические действия. Величие Мудрецов, все еще не полностью оцененное миром, состоит в том, что, руководствуясь видениями Пророков, они дали нам инструкции, как идти от сегодняшнего дня к будущему.

The Sages, perhaps to their surprise, realised this: where the Prophets failed, they succeeded. I believe that institutions like prophecy survive when they are translated from utopian ideals into practical policies. The greatness of the Sages, still not fully appreciated by the world, is that guided by the visions of the Prophets, they gave us the instructions for how to get from here to there.

Шаббат Шалом,

___

[i] Mishneh Torah, Foundations of the Torah, Chapter 9

[ii] Baba Batra 12b.

[iii] Baba Batra 12a.

[iv] См. Втор. 17:9.

[v] Baba Metzia 31a.

[vi] Arachin 16b.

[vii] Yevamot 65b.

[viii] Mishnah Shevi’it, 4:3, 5:9, Gittin 5:9, Tosefta, Gittin 3:13-14, Avodah Zarah 1:3; Babylonian Talmud, Gittin 59a-61a.

Print Friendly, PDF & Email

15 комментариев к «Джонатан Сакс: Мудрец выше Пророка. Перевод Бориса Дынина»

  1. «Кароче: побольше старайтесь понять, что вам пишут другие люди (особенно, если они уровня рава Сакса) и поменьше читайте лекции о своих знаниях. А то пока я выучил от вас только то, как примитивно выглядит полу-невежда с великим апломбом.» © Benny B 21 августа 2020 at 13:30

    Ну что можно ответить на этот ваш крик души, «Бенни Б»? Разве что напомнить вам древнюю как цивилизованный мир истину о том, что всё то, что ( и как) человек высказывает (пишет) о других, в первую очередь говорит о нём самом?
    Если эта истина была секретом для вас, то отходя нынче вечером ко сну вы отойдёте к нему зная на один, в этой жизни, секрет больше.

  2. Нет смысла сравнивать мудрецов и пророков, это две разные институции которые несли разные функции. Пророки всего лишь говорили то, что вкладывал в их уста Бог и видели то, что он давал им видеть. Знаний о Боге они не имели и могли общаться с ним только в рамках данного им пророчества.
    Некоторые из них могли творить чудеса. Если Бог наделял их этим даром.
    Имели влияние на политическую и общественную жизнь и не имели никакого отношения к устному закону, для устного закона были коhэны-левиты, это им он был передан Мошэ. Пророки побуждали народ жить в соответствии с Хумашем, Торой Мошэ. Могли быть советниками.
    В «Нэвиим» только самые выдающиеся вошли а так-то их тысячи были. К тому же эпоха пророков давным давно закончилась, тогда как мудрецы существуют и посейчас.

    1. David Aronovich
      — 2020-08-20 11:34:49(676)

      Нет смысла сравнивать мудрецов и пророков, это две разные институции которые несли разные функции.
      ======================
      Сравнивать две «институции», имевшие фундаментальное значение в истории одного народа (цивилизации), не только есть смысл, но и поучительно для понимания этой истории. Как сравнивать и какие делать выводы из сравнения — следующий вопрос

      1. Разумеется эти институции фундаментальны, однако каждая из них фундаментальна по своему и одна не дублирует другую.
        Сравнивая мы их или уравниваем или противопоставляем а это имеет ровно такой же смысл, как уравнивание или противопоставление двух сторон одной медали – они являются двумя частями одного единого целого и, собственно, они это одно единое целое и составляют, однако же и идентичными они ни в коем случае не являются – у каждой из них свои функции не входящие в конфронтацию друг с другом – они дополняют друг друга, делая тем самым единое целое полным.

        1. David Aronovich
          — 2020-08-20 22:47:14(712)

          Сравнивая мы их или уравниваем
          С чего это сравнение есть уравнение. В тексте как раз нет уравнения.

          или противопоставляем а это имеет ровно такой же смысл, как уравнивание или противопоставление двух сторон одной медали

          Сравнение и противопоставление идет в рамках разговора об одной истории особого народа. В рамках ее и обнаруживается смысл того и другого.

          Влияние Пророков не отрицалось ни сравнением, ни противопоставлением их Мудрецам. Когда рабби пишет: «такие институты как пророчество выживают, когда они перевоплощаются из утопических идеалов в практические действия, то это и означает, что в продолжающейся истории евреев (по Вашим словам) «они являются двумя частями одного единого целого и, собственно, они это одно единое целое и составляют, однако же и идентичными они ни в коем случае не являются – у каждой из них свои функции не входящие в конфронтацию друг с другом – они дополняют друг друга, делая тем самым единое целое полным».
          Вы раскрываете для себя то, что сказал рабби Сакс. При этом, Вам кажется, что Вы говорите иное. Не важно. Важно, что суть дела проясняется для по разному настроенных умов.

          1. С чего это сравнение есть уравнение? Откуда я знаю? Это вы сказали, вы и объясните. А я сказал то, что при сравнении мы либо уравниваем либо противопоставляем. Или-Или.
            Если мы не хотим сделать того или другого, то зачем вообще сравнивать?
            А в тексте как раз и сравнивается работа пророков и работа мудрецов и не только сравнивается но и оценивается. И оценка эта не в пользу пророков – «Мудрецы выше пророков», вот как звучит эта оценка. И я не знаю, как это рав Сакс не говорит такого, разве что заголовок не принадлежит ему.

            Что касается пророков, то пророки получали от Бога прямое знание вещей которые, без осмысления, нужно было передать народу — в этом было предназначение пророков.
            Мудрецы, для того, чтобы передать те же знания народу, осмысливали информацию полученную ими из Торы и только в результате и на основании этого осмысления приходили к тому, к чему приходили и результаты своего осмысления передавали народу – мудрецам ничего не давалось по наитию, только через интеллектуальную работу разума.
            Два совершенно разных процесса получения и передачи одних и тех же знаний объединённые конечной целью – передачей этих знаний народу.
            И то и другое было обусловлено волей Всевышнего. Вы полагаете, что Всевышний задумал всё это для того, чтобы мудрецы могли сказать, что мы выше пророков и для того сознательно обеднил работу пророков?
            Всевышний, который создал Адама в единственном числе для того, чтобы «….не говорил человек человеку: “Мой отец выше твоего» (Сангедрин, 37а), не мог изъявить воли к тому, чтобы кто-то считал себя выше кого-то, это исключено.
            Уж кому-кому а мудрецам это было известно лучше чем кому-либо другому, поэтому они не могли заявлять того, что они выше или лучше, или умнее пророков, или добились большего чем пророки (это было бы равносильно заявлению о том, что они добились большего чем Бог).

            Это мы можем констатировать то, что умственная работа мудрецов тяжелее работы пророков потому, что пророкам вообще не нужно было думать, за них думал Всевышний, им оставалось только озвучивать то, что вкладывал Всевышний в их уста, тогда как мудрецы вынуждены были осознавать и осмысливать каждое слово Торы в полном её объёме (Тора шэбихтав и Тора шэбэаль пэ) а потом облекать результаты осмысления в формы пригодные к пониманию.
            Но мы это мы, а мудрецы не мы, они такую постановку вопроса, кто выше, они или пророки, даже рассматривать не стали бы.

          2. 1) David Aronovich: … «Мудрецы выше пророков», вот как звучит эта оценка. И я не знаю, как это рав Сакс не говорит такого, разве что заголовок не принадлежит ему. …
            ======
            Заголовок из Талмуда (рав Сакс даже дал на это ссылку, но вы это не заметели).
            Эта идея из самых фундаментальных предпосылок Талмуда, из-за которой он занимается не только заповедями, но и изучением объективных законов «природы человека». Наверное 2/3 Талмуда это из этой области. Нобелевская премия по экономике Исраэля-Роберта Аумана — это тоже один из многих примеров этой области.

            2) … Вы полагаете, что Всевышний задумал всё это для того, чтобы мудрецы могли сказать, что мы выше пророков и для того сознательно обеднил работу пророков? …
            =======
            Иудаизм (Кабалла) полагает, что пророк это уровень служения «раб Бога», мудрец — это более высокий уровень «сын Бога», а в будущем будет синтез — «партнер Бога».

            П.С.: Послушайтесь совета из Мишны (пиркей авот): «Кто мудр? Тот, кто учится от любого человека.».

            Кароче: побольше старайтесь понять, что вам пишут другие люди (особенно, если они уровня рава Сакса) и поменьше читайте лекции о своих знаниях. А то пока я выучил от вас только то, как примитивно выглядит полу-невежда с великим апломбом.

          3. «… я сказал то, что при сравнении мы либо уравниваем либо противопоставляем. Или-Или. …»
            =======
            Даже не или-или, а и-и.
            Но суть в другом: сравнения бывают очень разные.
            Можно сравнить студента в 20 лет с им-же уже инженером в 40 лет (цель это понять развитие), а можно сравнить ребёнка-Чикатило с им-же уже маньяком (цель это понять паталогию).

  3. По-моему пророки не могли принять постоянный супер-принцип вроде «опасность для жизни отталкивает Шабат».
    В эпоху пророков вообще не было нужды в похожих постоянных супер-принципах и каждый случай решался индивидуально. Наверное только с таким подходом ещё возможно примитивное идолопоклонство 🙂

    1. Benny B
      — 2020-08-19 04:32:30(584)

      По-моему пророки не могли принять постоянный супер-принцип вроде «опасность для жизни отталкивает Шабат»
      =============
      Это интересный пункт.
      Бенни, Вы хотите сказать, что во времена Пророков священность жизни еще не осознавалась ясно евреями и была раскрыта выпуклее раввинами (Мудрецами) в Устной Торе?

      1. Нет, священность жизни тут ни при чём.
        Я хотел сказать другое:
        На основании истории «соревнования» пророка Элияу на горе Кармель против жрецов Баала (Книга Царств 1, 18:40).
        Там Элияу нарушил запрет Торы устанавливать жертвенники на высотах: пророкам нельзя отменять и добавлять запреты и повеления к Торе, но сама Тора разрешает им временно их приостанавливать.

        Мой вывод: у пророков было довольно мало причин и возможностей комментировать Устную Тору, то есть делать галахическое законодательство. Они просто имели право сказать «этот случай это исключение, тут мы один раз должны делать так».
        А мудрецы следующих эпох занимались именно законодательством: им надо было дать новое общее уточнение к старому правилу — и для этого случая и для всех случаев на будущее.

  4. К сожалению, в наше время лишь очень немногие просвещенные евреи смогли сочетать верность традициям с занятием наукой и другими полезными делами. Большинство же считает вслед за Бен-Гурионом, что мы должны быть «как все» (иметь воров и проституток).

  5. Уважаемый Emil,
    Я тоже остановился на этом предложении. Думаю, смысл заключается в том, что усилия Пророков хранить Израиль как Божий народ постоянно стакивались с отходом народа от путей праведных и опасностью его растворения среди язычников. Благодаря мудрости раввинов и их «путей мира» Израиль на две тысячи лет стал воплощением верности Богу, чудом непрерывности существования.

  6. «Мудрецы, возможно, к своему удивлению увидели: там, где Пророки потерпели поражение, они преуспели».
    ===================
    Не уверен, что так можно сравнивать. Скорее, я думаю, есть время пророков, и есть время мудрецов. Причем, смена этих времен не обязательно одноразовая, если мы ждем пророка Илиягу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *