Лев Мадорский: Почему евреи уходят из общины?

 368 total views (from 2022/01/01),  1 views today

В Германии становится всё больше обеспеченных евреев. Значит, всё больше будет общин, существующих на членские взносы и частные пожертвования. И тогда прекратится мышиная возня вокруг халявных денег.

Почему евреи уходят из общины?

Лев Мадорский

Лев Мадорский

Действительно, почему? Почему многие евреи, особенно приехавшие из бывшего Союза, не только уходят из общины, но и не вступают в неё или посещают редко, только на большие праздники?

Ответ напрашивается сразу. Среди приехавших с шестой части суши потомков Авраама подавляющее большинство неверующих. Почти 30 лет состою членом общины, разговаривал на эту тему со многими родственниками и знакомыми и всё больше убеждаюсь, что ответ верный, но не полный. Три истории, приведённые ниже, помогут, как мне кажется, лучше понять, что имею в виду…

Раввин-Остап Бендер

До того момента, как эта невероятная история произошла, сравнение раввина с великим комбинатором казалось мне не только неуместным, но и кощунственным. Раввин в моём представлении был человеком глубоко верующим, а, значит, и высоконравственным. Откуда ко мне, выросшему в нерелигиозной семье и в пионерско-комсомольском окружении пришло такое представление, затрудняюсь сказать. В нашей семье Субботу не соблюдали, религиозных праздников не отмечали и в синагогу, хотя таковая в Москве имелась, не ходили. Так что с раввинами мне общаться не приходилось. Первая встреча с ребе произошла в магдебургской общине, членом которой я стал в декабре 1992 года, и, как вы уже догадываетесь, была неудачной…

В то время я, музыкант по профессии, только-только приехал в Германию, «шпрехал» почти на нулях, изнывал от безделья и приятель подал неожиданную идею: «Организуй при общине еврейский хор. Может, повезёт и тебя возьмут на работу». Идея была авантюрная. Далеко не каждый музыкант может руководить хором. Нужны специальные навыки, хормейстерские знания, умение общаться с людьми. Однако, я взялся за дело и организовал какой-никакой хор. Мы пели песни на идиш и иврит, порой, не понимая о чём поём, и даже выступали с концертами. А, главное, предположение приятеля оправдалось. Меня, действительно, взяли на работу в общину в качестве музыканта.

В то время в общине постоянно ходили разговоры о том, что как хорошо, если бы у нас был раввин. И вот однажды ребе появился. Из Израиля. Именно такой, каким я себе его представлял: с умными, проницательными глазами, уверенными движениями, медленной, неторопливой речью. Он пришёл на репетицию хора, представился: «Я ваш новый раввин, Эхуд Гольдщмидт», пожал каждому хористу руку и даже спел с нами пару песен. Все были в восторге. Особенно понравилось, что ребе свободно говорил по немецки (его бабушка и дедушка бежали от нацизма в Палестину ещё до войны) и немного по-русски.

Действительно, после прихода раввина многое изменилось к лучшему. Интереснее стали отмечаться религиозные праздники, уменьшились проблемы с миньяном, а некоторые члены общины даже приходили и советовались с ребе о своих семейных проблемах.

Всё началось через пару месяцев. Сначала по Магдебургу прокатился слух, что раввин регулярно встречается (в Израиле у ребе осталась жена и трое детей) с девицей лёгкого поведения из наших. Потом кто-то сказал, что видел господина Гольдшмидта на улице прилично выпившего. Однако, кульминацией стала совсем другая история. Ребе как-то подошёл ко мне после молитвы и спросил, приветливо улыбаясь:

— Не могли бы Вы попросить троих-четверых хористов мужчин приходить в Шаббат и петь песни, ноты которых я принесу?— Потом подумал и добавил, — Я буду платить им из своего кармана 25 марок за вечер.

Деловой подход раввина к религиозным делам несколько удивил меня, но с этого дня четверо хористов приходили по пятницам на Богослужение и пели по знаку раввина.

Через некоторое время я улетел на две недели на бывшую родину, а когда вернулся, меня ожидал сюрприз: на заранее назначенную репетицию хора явилась только одна пожилая женщина. Да и та смотрела на меня как-то странно и отчуждённо:

— Лёва, как ты мог?

— А что случилось?

— Зачем ты сказал, что раввин будет платить за пение в Шаббат?

— Он обещал.

— Раввин сказал, что никаких обещаний не давал и что это Мадорский всё придумал.

Я был в шоке и кинулся к ребе домой выяснять отношения, но дома его не застал,
а на следующий день случилось невероятное. Раввин позвонил утром секретарю общины из аэропорта Франкфурта на Майне:

— Улетаю в Израиль. Ключ найдёте в выхлопной трубе общинной машины. Место на стоянке такое-то. Раввин общине не нужен. У вас все неверующие.

Короче, как говорил Бендер: «Обниматься некогда! Прощай, любимая. Спешу на заседание малого Совнаркома. Заверни цыплёнка в дорогу». Впрочем, цыплёнок тоже был. Раввин прихватил с собой общинную Тору за 50 тыс. марок. Вдогонку за ребе-Бендером послали людей, но следы его бесследно затерялись в бескрайних израильских просторах.

Позже в магдебурской общине долгие годы был замечательный раввин, выходец из Марокко, мудрый, добрый, спокойный. Но память от встречи с Эхудом Гольдшмидт у меня, как и многих других членов общины, осталась надолго.

«Это правление. Я ничего не подписывал»

Ещё одна история связана с другой яркой личностью магдебургской общины, человеком, который пригласил на работу раввина-мошенника, управляющего делами Петером Ледерманом. Среди нескольких сотен членов общины, приехавших из бывшего Союза, Ледерман был единственным местным потомком Авраама. Он был также единственным, кто знал в совершенстве немецкий язык и имел представление о немецких законах. Всё это Петер сумел использовать в полной мере.

Так случилось, что я увидел Ледермана в трёх лицах. Можно сказать в трёх ипостасях. В начале девяностых это статный, модно одетый молодой человек, большой любитель женщин и ярких галстуков. Он заглядывал через дверь в синагогу и снисходительно посмеивался, глядя на молящихся пожилых людей. Потом, после ухода бывшего председателя общины господина Леви, Ледерман женился на немке, принявшей гиюр, и как-то сразу превратился в строго одетого руководителя общины, глубоко верующего, (приезжая на Шаббат, Петер прятал машину в соседнем переулке), ласкового со сторонниками и жёсткого с противниками. И, наконец, после увольнения (на Петера подали в суд за расходование средств не по назначению и только из — за юридических ошибок нового правления он отделался лёгким испугом), замкнутого, ожесточённого, всех презирающего.

Петер Ледерман вышел из судебных перепитий чистым и пушистым, потому что всё заранее предусмотрел. Ни на одном документе не было его подписи. Всё подписывали члены правления. Более того. После суда Петер получил компенсацию за моральный ущерб в 90 тыс марок.

Членов правления Ледерманн назначал сам из числа собрания представителей. Здесь тоже система была продумана и отработана до мелочей. Управляющий делами выбирал либо зависящих от него, так как родственники работали в общине, либо пожилых, плохо понимающих по-немецки, либо занятых своими проблемами, у которых не было ни времени, ни желания вникать в суть дела. Признаться я относился к последним, так как начал играть в дуэте с болгарским скрипачом Йорданом (скрипка-фортепиано). Мы разъезжали по Германии, выполняя заказы музыкального агентства (Cüntsler Agentur) и на общинные дела времени не оставалось. Поэтому члены правления, как говорится, «не возникали» и выполняли указания шефа.

Дело доходило до абсурда: правление, формально нанимающее Ледермана на работу, не знало какую зарплату он получает. Кстати, министерская зарплата управляющего общиной стала в суде также одним из пунктов обвинения. Другими пунктами были продажа по дешёвке общинных зданий, махинации с денежными пожертвованиями, другие дела и делишки. Но линия защиты была непоколебима и выражена в последнем слове обвиняемого ясно и определённо: «Это правление. Я ничего не подписывал»

Доброта важнее ритуала

Третью историю рассказал приятель, попросив, если буду об этом писать, не указывать где именно она произошла. Пожилые иммигранты, муж с женой, назовём их Ева и Григорий Штильман, приехали в Германию из Украины по еврейской линии. Штильманы люди верующие, но Ева неожиданно тяжело заболела и им было не до вступления в общину. Примерно, через десять месяцев после приезда Ева умерла и Григорий обратился в общину с просьбой похоронить её на еврейском кладбище. Председатель правления ответил категорическим отказом: «Она не была членом общины и не платила членские взносы. Не положено». Не помогли ни разговор с раввином, ни обращение в правление. И раввин, и члены правления говорили о том, что хоронить на еврейском кладбище можно только членов общины или членов их семьи. Итак, сначала вступите, а потом хороните. «Утром стулья-вечером деньги»

Вспоминается история, о которой я как-то писал в «Еврейской газете». Тогда правление общины запретило жене возложить цветы на могилу мужа: «По еврейским законам не положено. Только камешки». Камешки вдову не устраивали. Я выступил на стороне женщины, посчитав, что «не человек для Субботы, а Суббота для человека». Другими словами, что доброта важнее ритуала и, как писал известный раввин Тёлушкин: «… человеческое важнее божественного».

Итак, почему?

Вернёмся к вопросу, вынесенному в заголовок. Помогают ли три, приведённые здесь истории, на него ответить. На мой взгляд, помогают. Евреи уходят из общины потому, что похожие истории происходят повсеместно. Почти каждый член еврейской общины может рассказать нечто в том же ключе.

И ещё одно почему. Почему подобные истории стали обычным делом в жизни еврейских общин Германии? Вижу две причины: автономность и, значит, отсутствие контроля за действиями руководства общины и зависимость общины от государственного финансирования. Уверен, что если каждый цент, получаемый общиной, будет под контролем, то количество религиозных функционеров типа Ледермана резко уменьшится. Да и трудно себе представить, чтобы в таких общинах раввином смог бы стать мошенник вроде господина Гольдшмидта.

Заканчиваю оптимистично. В Германии становится всё больше обеспеченных евреев. Значит, всё больше будет общин, существующих на членские взносы и частные пожертвования. И тогда прекратится мышиная возня вокруг халявных денег. Общины станут богатыми и чистыми.

Но без ложки дёгтя не обойтись. Если, конечно, к тому времени новое поколение евреев придёт в общину. Сегодня подавляющее большинство её членов — пожилые люди.

Print Friendly, PDF & Email

32 комментария к «Лев Мадорский: Почему евреи уходят из общины?»

  1. Прекрасно написанная, запоздавшая однако лет на 12, если не больше, статья. Не покидают теперь евреи общины Германии! А если и покидают, то, главным образом, перебираясь на кладбище. Проблематика была актуальна тогда, когда евреи, в довольно большом количестве, приезжали в Германию. Отдадим должное: государство сделало много для возрождения еврейской жизни. Не хватило «пустяка»: энтузиастов, которые могли бы разжечь духовную жизнь в общинах. Много верного и горького можно писать о руководстве, но главная беда была не в нем, а в совковом менталитете, который в избытке привезли с собой евреи. Не имевшие чувства ответственности перед своим еврейством, они приехали не жить, а комфортно доживать.

  2. В. Зайдентрегер
    — 2020-09-04 19:55:53(374)

    Конечно, Л.М. может вам рассказать об этом более подробно.
    *************************************************************
    Позвольте, уважаемый Виктор, и мне довести до коллег некоторые подробности, так сказать инсайдерские.
    По официальным таблицам Федерального статистического управления 4 года назад средняя стоимость квадратного метра полезной площади строящегося здания религиозного учреждения составляла €2000. Наше \»полуземельное\» объединение тогда же начало строительство двух синагог, в сметы которых была заложена цена того же квадратного метра более 4000€. Мои попытки получить обоснование двукратного превышения цены привели только к гипертоническому кризу и, следовательно, под давлением семейства, к прекращению борьбы — как известно, в честной игре выигрывает жулик.
    Что касается государственний поддерки общин, то, на самом деле, это не поддержка, а финансирование из расчёта €750 за одного члена общины. Отсюда — приписки количества членов, составляющие, по моим оценкам, около 25%.
    Зарплата раввинов — торги начинаются с €5000 в месяц. В богатых общинах (Берлин, Франкфурт, Мюнхен, Кёльн), где в числе членов есть люди состоятельные, зарплата раввинов доходит до €10000/мес.

    1. Отсюда — приписки количества членов, составляющие, по моим оценкам, около 25%.
      ————————
      Всё верно. \»Мёртвые души\» в общинах обычная вещь. Человек вступил в общину, ему не понравилось, он больше не ходит, взносы не платит, но в документах остался.

  3. В повествовании автора обнаружил забавное противоречие. С одной стороны, он поддерживает позицию «не человек для Субботы, а Суббота для человека», «… человеческое важнее божественного». С другой стороны, он возмущается, что в общинах процветает именно человеческое (в частности, сребролюбие), а не божественное.

    1. В повествовании автора обнаружил забавное противоречие. С одной стороны, он поддерживает позицию «не человек для Субботы, а Суббота для человека», «… человеческое важнее божественного». С другой стороны, он возмущается, что в общинах процветает именно человеческое (в частности, сребролюбие), а не божественное.
      ——————
      Ах, Анатолий ! Если бы это были частные деньги. А то речь идёт о деньгах государственных.А в цитате, раввина Тёлушкина имеется в виду никак не «сребролюбие», а доброта и любовь. Если человек нарушает заповедь ради доброты и любви или по болезни, то в этом, и только в этом случае «человеческое важнее божественного».

  4. Не знал, что гос-во в Германии содержит раввинов (а значит и вообще священников) и религиозные общины. Да еще и членские взносы(!). А у нас светские кричат о религиозном диктате и нахлебниках как о уникальности Израиля!

    1. Не знал, что гос-во в Германии содержит раввинов (а значит и вообще священников) и религиозные общины. Да еще и членские взносы(!). А у нас светские кричат о религиозном диктате и нахлебниках как о уникальности Израиля!

      Есть разница: В Германии общинные деятели и священнослужители любых религий — чиновники, покорные воле госбюрократии, тех, кто в общины входит, государство не содержит, наоборот, они еще сами платят. У нас на гособеспечении находятся все члены некоторых общин со чады и домочадцы, никому они ничего не платят (я имею в виду не налоги, но оплату факта принадлежности к общине), а политическая ситуация позволяет им в некоторых случаях государство своей воле подчинять.

      1. В Германии общинные деятели и священнослужители любых религий — чиновники, покорные воле госбюрократии, тех, кто в общины входит, государство не содержит, наоборот, они еще сами платят.
        ——————-
        …………….
        Нет, Элла, всё, к сожалению, не совсем так. Раввины получают большие зарплаты, подчас , большие чем депутаты парламента ( бундестага). И платит им община из государственных денег. Потому что членские взносы копеечные. Исключение составляют несколько общин, существующих на деньгн спонсоров.

        1. Раввины получают большие зарплаты… из государственных денег

          Так вот и я ж про то ж! Священнослужители — госчиновники, а прихожане — платят.

    2. «Не знал, что гос-во в Германии содержит раввинов (а значит и вообще священников) и религиозные общины.»
      ———————————————————
      В Германии (и не только) существует «церковный налог», который платят члены различных конфессий, в том числе православной. Налог собирает государство и потом передаёт собранные деньги в соответствующие конфессии. Каждый гражданин сообщает, к какой конфессии принадлежит и кому его взносы следует переводить. Человек может перейти из одной конфессии в другую, а может вообще быть вне конфессий, и тогда никакого налога с него не возьмут. У меня есть такие знакомые, которые перестали платить церковный налог.
      Исключение составляют мусульманские /турецкие/ общины, которые получают финансовую помощь из-за границы, с чем немцы пытаются бороться.
      А вот еврейским общинам по известным причинам государство, действительно, помогает деньгами. Дальше уже общины платят своим сотрудникам, в том числе раввинам. Много средств выделяется государством, местными правительствами на восстановление старых или строительство новых синагог. Конечно, Л.М. может вам рассказать об этом более подробно.

      1. Вы, Виктор, всё написали правильно. Германия, действительно, выделяет значительные деньги на общины. Строит новые, очень качкственные. Плохо то, что деньги эти халявные. И тратятся, как всё что не заработано, безрассудно, легко, с ненужным шиком. Когда-нибудь об этом станет известно налогоплательщикам и выльется, в лучшем случае, в скандал. Как-то сказал об этом приятелю, который расхваливал какой был шикарный, общинный праздник в дорогом ресторане, а он ответил: «Ничего страшного. Это не только немецкие деньги, но и деньги замученных и сожжёных евреев»

        1. К слову:
          В начале 2000-х Еврейскую общину Берлина возглавлял Александр Бреннер /1925-2015/ — человек интересной судьбы /в конце будет и про зарплату/. Польский еврей, оказавшийся в годы войны где-то на Алтае. Закончил техникум по технической специальности. Вернулся после войны в Польшу. Перебрался в Германию. Закончил университет. Благодаря знанию русского языка попал на работу в МИД — техническим атташе в Москве. Много ездил по стране, везде посещал синагоги. Затем на такой же работе провёл несколько лет в Израиле. Будучи пенсионером, возглавил Еврейскую общину Берлина. Работал бесплатно, отказавшись от зарплаты Председателя в несколько десятков тысяч евро в год. /И такое, оказывается, бывает!/

          1. Работал бесплатно, отказавшись от зарплаты Председателя в несколько десятков тысяч евро в год. /И такое, оказывается, бывает!/
            ——————
            Слышал про него, Виктор! К сожалению, таких единицы.

  5. «Позже в магдебурской общине долгие годы был замечательный раввин, выходец из Марокко, мудрый, добрый, спокойный».
    ***********************************************
    @http://berkovich-zametki.com/2013/Zametki/Nomer4/Komissarenko1.php*
    Лев, ты неправ. Это он и есть. Я не хотел вспоминать эту историю — она мне дорого обошлась, но клика так опровержения и не выставила.
    А «расстриг» его ни кто иной, как рабби Джонатан Сакс, которому он показался ни мудрым, ни добрым, ни спокойным.

    1. . Я не хотел вспоминать эту историю — она мне дорого обошлась,
      ———————
      Хотя я, дорогой Леонид) был четыре года членом правления, но играл в отеле Маритим и на заседания правления не ходил. Суссана ( так звали раввина) члены общины любили. Я как-то брал у него интервью и если ( я Вам верю, конечно) , он проявил себя не лучшим образом, мне об этом ничего не известно. Впрочем, случается ( раввин-Бендер яркий пример), что внешность и суть -две большие разницы. А, скорее всего, к тому времени я уже переехал в Брауншвейг. ( 2007 год)

  6. Уважаемый Лев.
    Говоря о том, почему многие евреи уходят из общин, не плохо бы упомянуть какими способами и за какие *провинности* некоторых евреев *уходят* из общин.
    На счёт прихода молодых евреев в общины очень сомневаюсь…

    1. Говоря о том, почему многие евреи уходят из общин, не плохо бы упомянуть какими способами и за какие *провинности* некоторых евреев *уходят* из общин.
      На счёт прихода молодых евреев в общины очень сомневаюсь…
      ————————
      Вы правы, Елизавета. Знаю такие примеры. А в отношении того, что молодые в общину приходят крайне редко я написал. Ходят на 90 % пожилые люди и не из -за религии, а для общения. Религиозные общины превратились в клуб по интересам: шахматы, хор, тематические встречи. Я вёл клуб бардовской песни..

  7. Извиняюсь, что не совсем по теме, но… Обратите внимание, как скверно действует жизнь на халяву на всех двуногих — от афроамериканцев до немецких евреев включительно. А ведь это именно тот идеал, к которому стремится мейнстрим Европы и демократическая партия Америки

    1. Обратите внимание, как скверно действует жизнь на халяву на всех двуногих — от афроамериканцев до немецких евреев включительно. А ведь это именно тот идеал, к которому стремится мейнстрим Европы и демократическая партия Америки
      ——————-
      Очень даже, Элла, по теме. Когда я написал в «Еврейской газете» , что общинам, учитывая что они получают деньги налогоплательщиков и живут на дотации, надо жить скромно. На членские взносы. Не платить зарплаты по 10 тыс. долл. раввинам и не отмечать религиозные праздники в шикарных ресторанах, то на меня, буквально, накинулись: « Мадорский хочет уничтожить религиозную жизнь в Германии». Даже были угрожающие телефонные звонки. И это сумашествие во многих общинам продолжается. Хотя появляются первые общины, живущие скромно, ли на частные деньги спонсоров.

  8. Мне интереснее другое — почему многие евреи после всего, что произошло всё таки выбрали местом жительства Германию?
    🙂

    1. Мне интереснее другое — почему многие евреи после всего, что произошло всё таки выбрали местом жительства Германию?
      —————-
      Отвечаю Цви Бен-Дов честно. Как на духу. Евреи, приехавшие в Германию, это те евреи, которые не успели уехать по израильской визе в Штаты. Конечно, были у некоторых и какие-то личные, не только колбасные мотивы. Например, в смешанных семьях прислушивались к мнению не евреев ( мужа, жены), для которых ШОА не наполнена еврейским трагизмом. Добавлю то, что писал неоднократно: мы совершили аморальный поступок.

      1. Я имею в виду не только бывших советских евреев, но и израильтян, которые перебрались жить в Германию.
        Что же касается немцев — решили восстановить численность евреев в Германии до довоенного уровня и таки восстановят. До сих пор не могу забыть стелажи с пронумерованными камнями, расположенные близко к картинной галерее в Дрездене.

        1. Что же касается немцев — решили восстановить численность евреев в Германии до довоенного уровня и таки восстановят.
          ———————
          Это, Цви Бен-Дов точно нет. Еврейская община в Германии уменьшается как шагреневая кожа и вернётся не к до, а к послевоенному уровню.

          1. Значит процесс пошёл вспять? Хорошо, если так…

          2. Значит процесс пошёл вспять? Хорошо, если так
            ——————
            Что же здесь хорошего? Поголовная ассимиляция

          3. Изнутри потомков нацистов возьмём 🙂

  9. Как это может быть? С одной стороны в тексте: «Я верю в чистые и богатые общины», а , с другой в комментариях: « Еврейские общины в Европе -Германии не имеют будущего». Одна цитата противоречит другой.
    Кроме того, можно ли частные случаи обобщать на все общины в Германии? Наверняка есть и но честные раввины и добропорядочные председатели правления.

    1. можно ли частные случаи обобщать на все общины в Германии? Наверняка есть и но честные раввины и добропорядочные председатели правления.
      ——————-
      Я, Анатолий, много лет был корреспонедентом «Еврейской газеты», писал о многих общинах и знаю, что хотя порядочных раввинов большинство и встречаются ( сам их знаю) честные председатели, но атмосфера во многих общинах нечистоплотная, процветает коррупция и нецелевое использование государственных средств. Всё это серьёзные причины для ухода из общин евреев. Тем не менее, пишу не обо всех общинах, а о конкретной, магдебургской. Что там происходит сегодня знаю смутно. Много лет там не живу

  10. Замечательнейшие истории. В правдивости автора не сомневаюсь. Хотя его надежды на светлое общинное будущее не разделяю. Будучи в Израиле, я быстро увидел роль общин в политической коррупции и поэтому ни разу небыл ни в одной синагоге. По работе имел три-четыре встречи с неким раввином. Это был приятный квалифицированный человек. Но у меня не было желания общения с ним по другим вопросам кроме рабочих. Государство, в котором кандидат на пост премьера-министра едет перед выборами целовать руку какому-то шарлатану в чалме, вызывает улыбку. Требования отделить синагогу от государства в Израиле считаю абсолютно правильными.

    1. Хотя его надежды на светлое общинное будущее не разделяю.
      ————————
      Спасибо, Григорий, за оценку рассказов. Что касается светлого общинного будущего, то я как раз считаю, что еврейское присутствие в Европе-Германии подходит к концу: ассимиляция светских и репатриация религиозных.

    1. ЕВРЕЙ, ПРОСТИ АНТИСЕМИТА, ОН ИНОГДА БЫВАЕТ ПРАВ !
      ———————
      Я думаю, Яков, что уместно привести и другие строчки из стихотворения Вадима Ковда.
      Еврей, прости антисемита!
      Прости несчастного, еврей.
      Его душа черна, испита,
      Тоской и завистью размыта…
      Прости его и пожалей….

      Еврей, прости антисемита —
      он иногда бывает прав.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *