Оскар Шейнин: “Мыслиˮ Паскаля

 170 total views (from 2022/01/01),  4 views today

«Величие человека — в его способности мыслить… «Понятие справедливости так же подвержено моде, как женские украшения… Справедливость это нечто твердо установленное…» — Вот и пойми!

“Мыслиˮ Паскаля

Оскар Шейнин

Блез Паскаль (1623–1662) был выдающимся ученым (в истории теории вероятностей он широко известен своей перепиской с Ферма). В конце жизни оставил науку и занялся вопросами религии; свои Мысли (о религии) написал в 1657–1658 гг. (впервые были опубликованы в 1670 г.), но оставил в явно незаконченном виде. Как указано в комментариях к нынешнему изданию (с. 512), русские переводы таковы (в скобках указаны их переиздания): 1843 (1888, 1899, 1905), 1889 (1891), 1892 (1902), 1904, 1974, 1987, 1990.

Мы не знаем, какому русскому (?) изданию следовали неназванные редакторы нынешней книги, но в любом случае они должны были решительно пересмотреть структуру ее подразделений. Оставленная ими конструкция вряд ли могла быть более запутанной и непонятной. Есть Раздел 2, но Раздел 1 не указан. Этот первый раздел разбит на статьи, второй раздел — на части; те и другие подразделены, скажем, на параграфы, нумерация которых (либо арабскими, либо римскими цифрами) во втором разделе содержит пропуски, часто изрядные.

Нумерация комментариев непонятна, к тому же их большую долю следовало поместить не отдельно, а сразу же в основном тексте Паскаля. В комментариях ко второму разделу даны ссылки на номера фрагментов (Мыслей). Во многих изданиях текст Паскаля действительно разбит на фрагменты, но их нумерация вовсе не единообразна. Короче, нынешние ссылки на фрагменты бесполезны.

Мы интересовались еврейской темой Мыслей, но включили в наш текст высказывания Паскаля о Коране и некоторые его общие утверждения.

Дадим понятие о структуре текста Паскаля; обширные общие комментарии о нем, и о Мыслях мы оставляем без внимания. В нашем распоряжении был текст Мыслей, записанный в системе пдф, и нумерация страниц в нем была, возможно, чуть сдвинута по сравнению с исходным текстом.

[Раздел 1]

  1. Статья 1, §§ 1–4 (со с. 63)
  2. Статья 2, §§ 1–17 (со с. 74)
  3. Статья 3, §§ 1–1 (со с. 81)
  4. Статья 4, §§ 1–16 (со с. 91)
  5. Статья 5, §§ 1–15 (со с. 100)
  6. Статья 6, §§ 1–4 (со с. 112)
  7. Статья 7, без разбивки на параграфы (со с. 121)
  8. Статья 8, без разбивки на параграфы (со с. 129)
  9. Статья 9, §§ 1–12 (со с. 136)
  10. Статья 10, §§ 1–10 (со с. 143)
  11. Статья 11, §§ 1–8 (со с. 152)
  12. Статья 12, §§ 1–3 (со с. 156)
  13. Статья 13, §§ 1–18 (со с. 162)
  14. Статья 14, §§ 1–18 (со с. 175)
  15. Статья 15, §§ 1–5 (со с. 187)
  16. Статья 16, §§ 1–5 (со с. 192)
  17. Статья 17, §§ 1–6 (со с. 201)
  18. Статья 18, §§ 1–11 (со с. 206)
  19. Статья 19, только один параграф (со с. 212)
  20. Статья 20, §§ 1–7 (со с. 216)
  21. Статья 21, §§ 1–8 (со с. 221)
  22. Статья 22, §§ 1–94 (со с. 231)
  23. Статья 23, §§ 1–12 (со с. 270)

Раздел 2

  1. Часть 1, §§ 1–58 (со с. 281)
  2. Часть 2, §§ 60–179 (со с. 298)
  3. Часть 3, §§ 180–239 (со с. 317)
  4. Часть 4, §§ 244–290 (со с. 328)
  5. Часть 5, §§ 291–338 (со с. 334)
  6. Часть 6, §§ 340–420 (со с. 351)
  7. Часть 7, §§ 426–551 (co c. 363)
  8. Часть 8, §§ 558–577 (со с. 378)
  9. Часть 9, §§ 590–637 (со с. 381)
  10. Часть 10, §§ 644–691 (со с. 383)
  11. Часть 11, §§ 694–734 (со с. 394)
  12. Часть 12, §§ 738–799 (со с. 401)
  13. Часть 13, §§ 804–856 (со с. 406)
  14. Часть 14, §§ 860–924 (со с. 418)

Коран, Магомет

  • 597, Часть 9, с. 382, Коран служит подтверждению Магомета не более, чем Евангелие от Св. Матфея.
  • 7, Статья 17, с. 204. Магомет не имеет сведений о себе, зато должны быть очень сильны его умственные доводы, раз они основаны только на своем [его] собственном авторитете. Что же говорит он? Что ему нужно верить.
  • 596, Часть 9, с. 335. От кого исходят свидетельства о Магомете? От него самого. … Бедняга Магомет одинок.

С. 486, комментарий, В Коране нет имени Матфея, но содержатся порой довольно одобрительные высказывания как об апостолах Исы (Иисуса) вообще, так и о самом основателе христианства.

  • 17, Статья 22, с. 240. У турок есть свои обряды, свои пророки, свои ученые, свои святые, свои подвижники. А разве это противоречит Писанию?

Вероятность, справедливость, примыкающие понятия (соображения)

  • 908, Часть 14, с. 425. Не вероятно ли, что вероятность убеждает?
  • 918, Часть 14, с. 427. Освободите от вероятности — нет ничего иного, более угодного свету. Установите вероятность — не существует иного способа стать для света более всего неугодным.

Видимо, вера должна быть безусловной. К вероятности, возможно, примыкает следующее высказывание:

  • 3, Статья 20, с. 218. Я не намерен доказывать … доводами естественного разума ни существования Бога, ни Св. Троицы, ни бессмертия души и ничего подобного … не только потому, что чувствую себя недостаточно сильным находить в природе доказательства для убеждения загрубелых безбожников, но потому еще, что без Иисуса Христа это познание бесполезно и бесплодно.

Папа Римский Иоанн Павел второй заявил, что он против доказательств существования Бога, потому что (по смыслу) вера сильнее разума. Но

  • 74, Статья 22, с. 263. Малейшее движение влияет на всю природу … так и в благодати: малейшее действие влияет на все остальное.

Начало фразы: оказывается, что вероятность существует. Окончание фразы: подобное утверждение содержится в Книге Мормона (русский перевод, Солт-Лейк-Сити, штат Юта, 1988), 1Нефий 16:29: Малыми средствами господь совершает великие дела. Так мир неустойчив?

  • 346, Часть 6, с. 352. Величие человека — в его способности мыслить.
  • 309, Часть 5, с. 341. Понятие справедливости так же подвержено моде, как женские украшения.
  • 312, часть 5, с. 341. Справедливость это нечто твердо установленное.

Вот и пойми!

  • 355, Часть 6, с. 357. Природе свойственно неравномерное движение … приливы и отливы или … движение солнца.

Изменчивость — необходимое качество случайной величины.

  • 17, Часть 13, с. 172. Почему Моисей изображает жизнь первых людей продолжительной …? Потому, что события затемняются … от множества смешавшихся поколений.

О религии

  • 4, Статья 6, с. 120. Представьте себе толпу людей в цепях, приговоренных к смерти. Каждый день некоторых из них умерщвляют на виду остальных. Остающиеся видят свое собственное положение … и, смотря друг на друга с чувством скорби и безнадежности, ожидают своей очереди. Вот картина положения человечества.

В предыдущем § 3 указано, что человек пал со своего настоящего места. В § 1, Статья 12, с. 156 описана растерянность человека, не нашедшего религии. И деизм никак не устраивает Паскаля, и он безмерно осуждает Декарта:

  • 77, Часть 2, с. 303, Не могу простить Декарту: он очень хотел бы обойтись в своей философии без Бога, но так и не обошелся [допустил только первоначальный щелчок].
  • 78, Декарт бесполезен и ненадежен.
  • 75, Статья 22, с. 264. Все люди от природы ненавидят друг друга.

Пояснений нет, но оказывается, что

  • 1, Статья, 12, с. 156. Обнаруживаются в его [человека] природе удивительные противоречия.

Быть может (ср. выше) Паскаль имел в виду неустойчивость характера человека.

  • 22, Статья 22, с. 243. Человек в состоянии первобытного блаженства … становится способным к общению с Ним; … В состоянии повреждения и греха он лишился своего прежнего состояния и приравнялся животным.
  • 1, Статья 23, с. 270. Адам погубил себя и все человечество, а в саду мучений … спасен был он и с ним весь человеческий род.

Я отказываюсь понимать эти два высказывания. Адам и Ева бродили по райскому саду ничего не смысля, ни о чем не думая. Они еще не были людьми.

  • 4, Статья 13, с. 203. Мессия явился, а закон, содержащий эти обещания, перестал существовать вследствие установления закона нового.

С этим утверждением я никак не могу согласиться. Вот Послание к римлянам апостола Павла (11:29): Ибо дары и призвание Божие непреложны. На основании этого высказывания нынешний Папа римский, Франциск I, заявил, что евреи остаются народом Божьим. Вскоре он добавил, что и христиане тоже стали народом Божьим, но что подобное противоречие понимает лишь Бог.

О евреях

  • 1, Статья 12, с. 159. Странным кажется, что такой закон … соблюдался таким мятежным и нетерпеливым народом.

Комментарий к Части 2, фрагменту 156, с. 470. Это свирепое племя, и для него нет жизни без войны.

О фрагментах см. выше, перед Оглавлением текста Паскаля. Комментатор повторил слова древнеримского историка Тита Ливия.

  • 691, Часть 10, с. 393. Двое описывают нелепые истории. Один повествует о вещах ангельских, второго можно понять через каббалу, притом он рассуждает о чем-то плоском и избитом. Ветхий Завет суть шифр.

Каббала — мистическое течение в иудаизме. Паскаль мог как-то высказывать противоположные мнения о Ветхом Завете.

  • 618, Часть 10, с. 384. В одном из уголков мира нашлись люди — народ наиболее древний из живущих — заявлявшие, что все погрязло в грехе, что Бог открыл им истину, и что последняя всегда присутствовала на Земле. В результате религия, проповедующая эти заповеди, существует беспрерывно в течение 4000 лет.
  • 15, Статья 13, с. 171. [Этот народ] хранит книги, любит их, но совершенно их не понимает.
  • 18, Статья 13, с. 173. Я не могу не признать этой религии за вполне божественную по ее значению, продолжительности истории, по нравственным сторонам, по ее действиям … по страшному ослеплению иудеев [не признавших Иисуса].
  • 5, Статья 14, с. 197. Чтобы сразу доказать истинность обоих Заветов, нужно лишь убедиться, сбылись ли в Новом Завете пророчества Завета Ветхого. … Нужно понимать [пророчества], потому что если видеть в них один лишь [буквальный] смысл, то никакого предсказания о Мессии мы не найдем … Напротив, если в них заключается [буквальный и внутренний смысл], то пришествие Его в лице Иисуса Христа несомненно.
  • 3, Статья 15, с. 189. Он умирает, преданный одним из Своих учеников.
  • 7, Статья 13, с. 167. Отвергли и распяли Иисуса Христа … те самые люди, которые были и остаются хранителями книг, свидетельствовавших о Нем, предсказывавших, что Он будет отвергнут и сделается камнем преткновения. Самим отречением своим от Него они доказали Его истинность.
  • 1, Статья 12, с. 157 и 158. Этот народ велик и многочислен … руководствуется законом, который считает полученным от Него Самого … Народ с такой странной и необыкновенной историей невольно останавливает на себе внимание. …

Этот народ весьма замечателен… и по продолжительности своего существования. … Несмотря на неоднократные стремления могущественнейших государей стереть его с лица Земли, он сохранился … Тот закон, которым указанный народ руководствовался, есть абсолютно наидревнейший совершенный и единственный, непрерывно сберегавшийся в одном и том же состоянии.

Вот новейший пример таких стремлений. Разъяренные потерей своих истребителей, которых сбили израильские летчики, советские руководители, несомненно подчинившиеся серому кардиналу Кремля, Суслову, решили уничтожить Израиль (вместе с его мусульманами, с мусульманами соседних стран и своим собственным народом вблизи того же района) ядерными бомбами с подводной лодки в Средиземном море. События в Чехословакии спасли Израиль. Сообщение об этом промелькнуло в официальном советском источнике, который я не смог теперь найти.

  • 4, Статья 17, с. 202–203. Замечательно и достойно особого внимания, что еврейский народ, при всем своем несчастном положении, существует в продолжение стольких лет. Чтобы быть свидетелями Иисуса Христа, евреи должны существовать, и в то же время бедствовать за то, что Его распяли.

Бедствуют ли ныне живущие католики за зверскую инквизицию?

  • 2, Статья 12, с. 160. С любовью и верностью он хранит книгу, в которой Моисей объявляет, что евреи были всегда неблагодарны Богу, … что Бог … рассеет их между всеми народами земли. …

Моисей хочет, чтобы все эти слова были сохранены навечно, чтобы книга его находилась в Ковчеге Завета, дабы всегда могла служить свидетелем против них [евреев]. …

Тем не менее, книгу … они хранят и готовы положить за нее свою жизнь. Такая искренность беспримерна в мире и не в порядке вещей.

  • 598, Часть 9, с. 383. В Евангелии, пусть бы там и имелись неясности, … но ведь есть и великолепная ясность и пророчества, очевидные и исполнившиеся.
  • 602, Часть 9, с. 383. Порядок: видеть, что во всяком постулате евреев есть ясность и неоспоримость.

Неясности (§ 598), видимо, не относятся к постулатам.

Оказалось, что при своей громадной начитанности, Паскаль был плохо знаком с Новым заветом, иначе не утверждал бы, что евреи предали и распяли Христа. См. нашу статью Иуда, S, G, 117. Там же, в статье Из истории, мы приводим выдержки из Нового завета, которые доказывают, что, вопреки вере сотен миллионов христиан (и Паскаля в том числе), Иисус вообще не мог быть сыном божьим.

Далее, свирепое племя мятежных и нетерпеливых людей, преданных своей религии и никак не способных оценить будто бы существовавшие моральные ценности учения Иисуса, должны были каким-то чудесным образом последовать за ним… Это — логика человека, свихнувшегося на христианстве.

Вспоминается Марков (Шейнин О. Б., Публикация А.А. Маркова в газете День за 1914–1915 гг., Историко-математич. исследования, вып. 34, 1993, с. 194–206, с. 200), по поводу учащихся православных духовных семинарий:

Они обязаны подчинять свой разум указаниям отцов церкви и заменять его текстами из святого Писания.

В рамках своего письма Марков мог называть только семинаристов…

Print Friendly, PDF & Email

Один комментарий к “Оскар Шейнин: “Мыслиˮ Паскаля

  1. «Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, но не Бог Философов и ученых…Бог Иисуса Христа», — но, заметим: сам Иисус — не Б-г! (из амулета Паскаля, «Мемориал Паскаля», Википедия).
    Паскаль пришел к открытию истинного Б-га, пусть через Христианство. Оно, как и Ислам, скорее идеология, чем религия.
    Вспоминаются слова Голоса в конце фильма Ф. Феллини «Джульетта и духи», который говорит перепуганной Джульетте: «Они — только духи, ты же — сама Жизнь». Таково же соотношение других религий и Живой Торы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *