Лев Мадорский: Тополь на Средиземном море

 877 total views (from 2022/01/01),  1 views today

Эдуард Владмирович не только российско-американо-израильский, но и еврейский писатель. Может быть не такого уровня, как, скажем, Шолом-Алейхем, но еврейский. В этих книгах не просто герои евреи. В них раскрывается суть еврейской жизни, её проблемы, высвечивается свой, особый, национальный колорит.

Тополь на Средиземном море

(Об открытом письме «еврейским олигархам-миллиардерам»)

Лев Мадорский

Эдуард Владимирович Тополь

Недавно прислали это забытое письмо и появилось желание написать о его авторе…

* * *

Среди наиболее экзотических фигур американо-российско-израильской литературной жизни Эдуард Владимирович Тополь (Эдмонд Хаимович Топельберг) занимает особое место. В середине семидесятых он совершил невозможное: эмигрировав в Штаты в сорок лет, сумел почти сразу завоевать пресыщенную американскую аудиторию. Книги Тополя стали издаваться миллионными тиражами.

Такое бывает редко. Из известных, навскидку единицы — С. Довлатов, И. Бродский. Ранее И. Бунин, Н. Коржавин. Обычно литературная адаптация в новой стране — сложный, мучительный процесс. Тем более, что будучи советским сценаристом, Эдуард писал совсем другую литературу. В основном, романтическую, прославляющюю, идеализирующюю. И тут неожиданный разворот. Он пишет книги острые, разоблачающие, обвиняющие.

В США гениальная еврейская голова удивительно точно находит темы для книг и слова для их выражения. Не будучи великим (в высоком смысле) мастером слова, Тополь, как, скажем, его соплеменник, Михаил Веллер, приобретает огромную популярность. Мгновенно раскупаются и переведены на многие языки, не только его политические, но и эротические книги: «Россия в постели», «Новая Россия в постели», «Женское время или война полов», «Невинная Настя» и другие. Книги, которые, как и любая хорошая эротика, хотя и не являются, как правило, шедеврами, всегда находят покупателя.

Интересна публицистика Эдуарда Владимировича — яркая, бьющая наотмашь, доводящая любую тему до гротеска. Особенно заинтересовали меня статьи и интервью Тополя, касающиеся его еврейства. Это больная тема в эмиграции. Многие немецкие иммиграты-евреи от еврейства уходят, или, точнее, пытаются уйти. Мимикрируют под русских, русских немцев, армян и далее по списку. Особенно страсть к такого рода мимикрии развивается сегодня на фоне «нашествия мусульман», что, впрочем, учывая негативное отношение последователей Аллаха к своим двоюродным братьям, более или менее понятно. Знаю таких, которые выходят из еврейской общины только потому, что получают от неё письма с указанием данных обратного адресата. Тополь не только не мимикрирует, он своё еврейство постоянно подчёркивает. В книгах, статьях, многочисленных интервью. Почитайте его романы на еврейскую тему: «Любожид», «Русская дива», «Римский период», «Московский полёт», «Юность Жаботинского, некоторые другие и вы это почувствуете.

Не все знают, что писатель уже третий год проживает в Израиле, в Нетании. (Кстати, в том же приморском городе, где живёт автор «Заметок» Берковича, Владимир Янкелевич. Теперь уже не только публицист и военный обозреватель, но и — читайте «Мастерскую»! — писатель, романист). В статье хочу попытаться проанализировать отношение Тополя к еврейству и к еврейским проблемам на примере некоторых интервью и, особенно, упомянутого в заголовке открытого письма, адресованнму Березовскому: «Возлюбите Россию, Борис Абрамович».

Написано было скандальное письмо в необычное время — в сентябре 1998 года. В год всероссийского дефолта. Только что, вроде бы, к концу покатились криминальные девяностые, когда преступность, крышуя мелкий и средний бизнес, правила бал, милиция бездействовала, люди боялись выходить на улицы. Всё, казалось, потихоньку начало устаканиваться. И тут как гром среди ясного неба: казна страны опустела, банки закрылись, сбережения граждан превратились в труху, люди рылись в помойках в поисках хлеба, участились самоубийства. Страна полетела в пропасть, конца которой не было видно.

Казалось, назревал российский бунт, беспощадный и кровавый. Такой талантливый человек с обострённым еврейским самосознанием, как Эдуард Владимирович, не мог не понимать, что бунт этот, как показывает многовековая история, может закончиться Погромами. Тополь срывает маски, ставит точки над i, называет вещи своими именами. Как Эдуард позже вспоминает в интервью:

«Мне не нужно было искать слова. Они сами приходили свыше. Надо было только записывать».

Письмо было опубликовано на другой день в популярной российской газете «Аргументы и факты» и вызвало огромный резонанс. По мнению одних, это письмо, в котором подчёркивалось еврейское происхождение не только самого автора, но и Березовского, Гусинского, Ходорковского, Смоленского, других миллиардеров, может только спровоцировать антиеврейские настроения. По мнению других, письмо, напротив, было вполне уместно, так как противопоставляло олигархам простых евреев, страдающих от дефолта вместе со всеми.

Чтобы подчеркнуть эмоциональную силу письма приведу небольшой фрагмент:

«Впервые за тысячу лет с момента поселения евреев в России мы получили реальную власть в этой стране. Я хочу спросить вас в упор: как вы собираетесь употребить [власть]? Что вы собираетесь сделать с этой страной? Уронить её в хаос нищеты и войн или поднять из грязи? И понимаете ли вы, что такой шанс выпадает раз в тысячу лет? И чувствуете ли свою ответственность перед нашим народом за свои действия?

Сегодня народ, среди которого мы живем, в настоящей беде. В стране нищета, хаос, отчаяние, голод, безработица, мародерство чиновников и бандитов. Наши возлюбленные, русские женщины на панели. Так скиньтесь же, чёрт возьми, по миллиарду или даже по два, не жидитесь и помогите этой нации на её кровавом переходе от коммунизма к цивилизации. И скиньтесь не только деньгами — скиньтесь мозгами, талантами, сноровкой, природной и Божьей сметливостью, употребите всю свою силу, волю, власть и богатство на спасение России из пропасти и излечение её от лагерно-совковой морали и этики. Люди, которых вы спасёте, оградят нас и вас от погромов, а матери ваши, ваши еврейские матери, скажут вам тихое «мазул тоф!».

С одной стороны, Тополь пишет о том же, о чём на антисемитских, российских сайтах писали юдофобы:

«Евреи правят в стране. Они обворовывают Россию. От них все российские беды», но, с другой, совершенно по новому ставятся акценты. Да, евреи сегодня в России захватили власть, считатет писатель. Финансовую власть. Но у них в руках не только деньги. У них «мозги, талант, сноровка и, главное, Божья сметливость…»

Тополь подводит читателя к мысли, которой не встретишь на упомянутых сайтах: «евреи — Божий народ»:

«Да, — говорит он в одном из интервью, — мы избранники Божьи. Мы избранный им народ. Но мы избраны не для личного обогащения, а чтобы вывести народы мира из язычества и варварства в мир солюдения десяти библейских заповедедей. Еврейские таланты, их головы от Бога. Поэтому у евреев особая миссия и особая ответственность».

В этом необычном письме писатель призывает евреев — олигархов вспомнить о Боге и «… поднять страну из грязи». «Такой шанс, — пишет он, — бывает раз в тысячу лет». Удивительно точно и неожиданно лирично заканчивается отрывок словами еврейских матерях: «… которых вы оградите от погромов и которые скажут вам тихое “мазл тов!”»

Сильное писаьмо. В нём нет лишних слов и «растекания по древу». Так иногда возникают под диктовку свыше геиальные стихи. Помните у Александра Сергеевича: «К чернилам тянется перо, перо к бумаге…» Всё на своих местах в точном, прямо-таки, скульптурном выражении.

Еврейство Тополя

Откуда у писателя, выросшего в советской, ассимилированной семье, такое глубокое еврейское самосознание, которое автоматически подводит любую проблему к вопросу: «А как это будет для евреев?» Откуда у верующего, но не соблюдающего человека, как он сам выражается, «заострённое еврейство»? В интервью Эдуард Владимирович рассказывает:

«Меня евреем сделали пацаны в городе Полтаве, когда напали на меня, повалили на землю, сели сверху, тыкали лицом в землю и орали: «Ты нашего Христа распял, жиденыш!». Это и было посвящение в еврейство, которое я пронес через всю жизнь».

Обычная история. В атеистических семьях евреев евреями делали антисемиты. Я, например, узнал о своей национальности не от родителей (Сарры и Рувима), не от пацанов, как Тополь, а (мы жили в коммуналке) от соседа-юдофоба. Сосед, когда напивался, стучал к нам в дверь с криком: «Убью, жиды!» Папа постоянно был в командировках и ответить было некому. Один раз зимой он ломился к нам с топором и я в восьмилетнем возрасте со старенькой бабушкой, не успев одеться, вылезли из окна второго этажа (кто-то внизу, на наши крики о помощи, притащил лестницу) и побежали по морозу в милицию. Соседа сажали в тюрьму три раза, но ненависть к евреям была сильнее. Почему? Что они сделали ему плохого? Прошло много лет, но загадка осталась неразгаданной.

В другом интервью писатель объясняет как евреи сумели пронести еврейство сквозь тысячелетия преследований, дискриминаци, геноцида. Тополь приводит две основные причины. Первая — жёсткие, религиозные правила:

«Была установка, что тот, кто ушел от пунктуального соблюдения всех религиозных правил, уже не еврей. Традиция жестко отсекала всех отступников».

Вторая — всеобщая образованность. Она выделяла потомков Авраама из толпы и, одновременно, была причиной ненависти. Возможно, что когда я пишу о высоком проценте среди евреев выдающихся музыкантов, шахматистов или нобелевских лауреатов, то как раз вызываю у читателей не евреев зависть и даже эту самую ненависть.

Прочитал несколько, написанных на еврейскую тему, книг Тополя, и понял, что Эдуард Владмирович не только российско-американо-израильский, но и еврейский писатель. Может быть не такого уровня, как, скажем, Шолом-Алейхем, но еврейский. В этих книгах не просто герои евреи. В них раскрывается суть еврейской жизни, её проблемы, высвечивается свой, особый, национальный колорит. Уважение вызывает и тот факт, что уже в немолодом возрасте (1948 год рождения) три года назад Тополь пустил корни в Израиле. Тополиное дерево живёт долго, до ста и более лет. Пожелаем Эдуарду Владимировичу до 120-ти! Лехаим!

Print Friendly, PDF & Email

55 комментариев к «Лев Мадорский: Тополь на Средиземном море»

  1. Лев Мадорский 16 декабря 2020 at 14:04
    «Удивительно и то, что »юдофил» Ницше входил в число философов, к которым тяготел Адольф, считавший себя »сверхчеловеком»»©

    А я же и написал о том, что Ницше не менее известен чем парадоксален – вся его философия выстроена на парадоксах и он, хорошо осознавая это, боялся того, что его труды попадут не в те руки и будут использованы не так, как должно было их использовать. Он говорил про это сам, не кто-то про него.
    Чего он боялся то и вышло, его философию прибрали к рукам нацисты и истолковали её так, как им хотелось, сам же он совершенно не то имел в виду, что выудили из его философии нацисты.
    Если у Ницше сверхчеловек должен был стать вершиной творения, интеллектуальным и нравственным идеалом, то у нацистов он превратился в человека которому все дозволено потому что у него есть пистолет и дубинка.
    К тому же его сестра, Элизабет Фёрстер-Ницше, жена юдофоба и сама ярая юдофобка, член НСДАП, пользуясь болезнью брата а потом и его смертью издавала его труды со своими существенными поправками, так что порой неизвестно, что в последних работах Ницше его а что его сестры.
    Это она, кстати, познакомила Хитлера, йимах шмо, с трудами брата.
    Насчёт филосемита я может быть и перегнул палку но юдофобом Ницше, это уж точно, не был и близко, и он таки да говорил о том, что юдофобов следует расстреливать.
    В причинах ссоры его со старшим его другом Вагнером юдофобия последнего сыграла не последнюю роль — зоологического антисемитизма Вагнера Ницше на дух не принимал.
    Что же касается Лазаря, Лев, то можно предположить, что у него была какая-то душевная травма, может быть в детстве, и такое отношение могло быть защитной, из чувства самосохранения, реакцией психики, кто знает? Дядюшка Фройд разобрался бы а нам не дано.

    1. Если у Ницше сверхчеловек должен был стать вершиной творения, интеллектуальным и нравственным идеалом, то у нацистов он превратился в человека которому все дозволено потому что у него есть пистолет и дубинка.-
      ——————-
      Вы совершенно правы, Давид. Нет более противоречивого философа чем Ницше. С одной стороны, чуть ли не чеховское, романтическое:»В человеке всё должно быть прекрасно» и дифарамбы маниловскому-коммунистическому, идеальному человеку будущего, а, с другой, презрительное отношение к слабым, больным, немощным.Место которым, по его мнению, на свалке. С одной ( Вы правы) ненавистьсть к антисемитам, а , с другой, полное неприятие иудейо-христианского милосердия и всепрощения. И так во всём. Удивительная фигура…

      1. «…..а, с другой, презрительное отношение к слабым, больным, немощным.Место которым, по его мнению, на свалке. С одной ( Вы правы) ненавистьсть к антисемитам, а , с другой, полное неприятие иудейо-христианского милосердия и всепрощения.»©

        Там не о презрении речь идёт, Лев, там чисто рациональное — он считал, что роду нужна гибель неудавшихся, слабых, выродившихся, а вот как раз христианство, по его полаганию, усиливает инстинкт слабых, вставляя палки в колеса отбора, он за это христианство постоянно хаял. К раннему иудаизму он относился положительно, бывало лестно о Ветхом Завете отзывался, в смысле не о нём самом в общем но о типажах из него. Буддизм нахваливал, политеизм греков.
        Но вообще-то каких-то там глубоких теологических знаний у него не было, он критиковал христианство как явление, не углубляясь в его разбор. В общем таки парадоксальный парень он был.

        Многие его вещи актуальны и по сей день. Вот, например:

        Ирония. — Ирония как педагогический метод уместна только со стороны учителя в любого рода общении с учениками: её цель — унизить, пристыдить, но таким целебным способом, чтобы разбудить хорошие устремления и побудить нас к почтению и благодарности в отношении того, кто нас таким образом полечил, словно он и впрямь врач. Употребляющий иронию разыгрывает неосведомлённость, да так ловко, что вводит в заблуждение беседующих с ним учеников, а те, будучи полностью уверены в своём превосходстве, смелеют и всячески обнаруживают своё невежество; они теряют осторожность и раскрываются до нутра, — пока в один прекрасный момент светильник, который они подносили к лицу учителя, не начинает очень унизительно для них бросать лучи на них же самих. — Там, где нет таких отношений, как между учителем и учениками, ирония становится невоспитанностью, пошлым аффектом. Все писатели-ироники рассчитывают на глупую породу людей, которым очень нравится чувствовать своё превосходство над всеми другими вместе с автором, а на него смотрят как на рупор своего высокомерия. — Привычка к иронии, а равным образом и к сарказму, вообще портит характер, она мало-помалу вырабатывает в человеке постоянное злорадное ощущение своего превосходства: в конце концов он уподобляется кусачей собаке, которая научилась не только кусаться, но и смеяться.

        Из его книги «Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов». Раздел шестой: «Человек в общении».

        1. Ирония как педагогический метод уместна только со стороны учителя в любого рода общении с учениками: её цель — унизить, пристыдить, но таким целебным способом, чтобы разбудить хорошие устремления и побудить нас к почтению и благодарности в отношении того, кто нас таким образом полечил, словно он и впрямь врач
          ——————-

          Спасибо, Давид за отрывок из Ницше. Книгу эту не читал. Сам метод ницшевского, иронического разговора напомнил мне метод Сократа, когда он спорил со своими оппонентами. Вроде бы соглашадся и даже хвалил, но, в конечном счёте, вскрывал абсурдность их позиции.

          1. Да, точно, метод Сократа. Вопросы и ответы. Вопросы задавал он – отвечали его ученики.
            Но он не просто вскрывал абсурдность ответов или наоборот, выявлял правильность в ответах, в смысле он не троллил учеников, он их в такой форме обучал. Видимо Ницше именно метод Сократа в виду и имел, когда говорил о учителе и учениках – про Сократа-то он знал немало.
            Вот, кстати, из той же книги:

            Что узнал Сократ. — Если человек стал мастером в каком-нибудь деле, то обыкновенно именно поэтому в большей части всех других дел он останется полным профаном; но сам думает об этом прямо противоположное, что и узнал уже Сократ. Вот то зло, которое делает неприятным общение с мастерами.

            Вообще-то, думаю, что «мастера в каком-нибудь деле» все скопом под это определение не попадают, есть ведь и разносторонние личности, но как правило таковых намного меньше чем тех, про которых «узнал уже Сократ «, и это логично – за двумя зайцами погнаться то можно, не вопрос, но велик риск того, что не поймаешь ни одного, да ещё и, не дай Бог!, упадёшь и что-нибудь себе сломаешь, уж лучше за одним зато основательно.

      2. Большое спасибо, Давид, за наш продолжительный и очень интересный для меня обмен мнениями.

  2. Л. Беренсон
    — 2020-12-15 18:24:03(840)

    ТОПОЛЬ-СТРАДАЛЕЦ
    (комметарий к ст. Льва Мадорского поместить под статьёй не удалось)
    —————————————
    Эдмонд Хаймович Топельберг, взывая из своего американского убежища «возлюбить Россию», лицемерил, ибо мог сделать многое в этом направлении сам, даруя ей в помощь частицу немалых своих гонораров.
    Он прекрасно понимал, что подливает горючее в нетленное буйство бытового антисемитизма. Его «ату их!» успешно подхватили истинные адресаты его письма. Кто-то из комментаторов статьи уважаемого Л.Мадорского совершенно справедливо указал на смысловую и побудительную связь статьи Э.Х.Т. с письмом Сталину Захара Прилепина. Да и среди наших комментариев есть соответсивующая реакция, подтверждающая антисемитскую функцию призыва Тополя.
    Сейчас, живя в Израиле, он озабочен судьбой США и называет всё тех же виновников ускоренного движения Штатов к пропасти.
    28.11.2020 в интернет-газете КОНТИНЕНТ большая его статья:
    «Эдуард Тополь | Eвpeи виноваты
    Реквием
    К своему стыду и горю, вынужден резюмировать: в наступающей гибели Великих Соединенных Штатов Америки персонально виноваты Джордж Сорос, Марк Цукерберг, Сергей Брин, eвpeйские колумнисты и хозяева американских СМИ и все остальные американские eвpeи и «полезные идиoты», которые эту Америку про*рали. Оплатили беспардонную вакханалию выборов и своими руками срубили сук настоящей демократии, на котором сидели…».

    Вот стыд и горе сопричастности еврейским непотребствам (тогда в РФ, теперь с США) отравляют жизнь герою статьи госп. Мадорского и не дают радоваться позднему счастью обретения родины.

    1. Л. Беренсон : ТОПОЛЬ-СТРАДАЛЕЦ
      ======
      Полностью согласен: еврею ОЧЕНЬ плохо публиковать такие письма в прессе, которую массово читают бытовые антисемиты.
      Его «озабоченная судьбой США» статья опубликованна в гораздо менее опасном месте, но её слишком агрессивный и обобщающий стиль тоже ОЧЕНЬ плох.

      Вместе с этим:
      1) Тополь оказался очень удачным провидцем, ощутившим последствия огромного недовольства россиян олигархическим хаосом 1990-ых, которое НЕ приняло антисемитскую форму только из-за резкого наполнения бюджета России нефтедолларами и филосемитизма президента Путина. Посмотрим, что сейчас будет в США.

      2) Оценивая оба письма Тополя как «ОЧЕНЬ плохо» я ГОРАЗДО ХУЖЕ оцениваю любое публичное отрицание любым евреем (особенно американским) факта кражи этих выборов в США.
      У Тополя есть зуд бежать впреди паравоза трампистов-националистов — и это идёт за счёт вреда евреям. А у отрицающих кражу этих выборов евреев тоже есть зуд бежать впреди паравоза глобалистов — и это ГОРАЗДО ХУЖЕ для евреев.

      1. еврею ОЧЕНЬ плохо публиковать такие письма в прессе, которую массово читают бытовые антисемиты.
        Уважаемый Лазарь и Бенни, я внимательно прочитал ваши близкие по смыслу комменты и, склоняюсь к мнению, что во многом вы правы. Особенно в свете цитаты, вынесенной сверху. Антисемиты видят в письмах о евреях только то, что хотят видеть. В своём первом, сильном эмоциональном, письме, о котором идёт речь, ( второе « ещё хуже» пока не читал) Тополь , конечно, не просчитал реакции юдофобов.. Он писал из лучших намерений и искренне выразил то что думал, но вы, повторяю, правы. Это было рискованное письмо и последствия для евреев в условиях дефолта, всеобщего раздражения, панических настроений могли оказаться самыми печальными
        С американскими оценками, Бении, роли в выборах дем.евреев согласен.

  3. «… а Г. Шехтман даже считал, что оно оказалсь «подарком для антисемитов»:
    http://jewniverse.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=840»

    Уважаемый Виктор Брук, мнения Шехтмана по письму Тополя и безумным «перлам» Ходоса я прежде не читал, спасибо за линк, и хочу сказать то, что я тоже думаю, что письмо Тополя таки да явилось огромным подаром юдофобам — это можно понять прочитав «Письмо товарищу Сталину» одного из идеологов российской юдофобии Захара Прилепина. Оно написано позже письма Тополя, в 2012 году, написано от имени российской «либеральной» (еврейской) интеллигенции, и по своему контексту продолжает тему письма Тополя еврейским олигархам.
    Письмо еврейским властителям материальной стороны российского бытия и письмо от имени еврейских «властителей дум» того же российского народа, являются близнецами, и если бы не знать того, что первое написал этнический российский иудей а второе идеолог российской юдофобии, то можно было бы смело предположить то, что оба эти опуса принадлежат перу матёрых юдофобов или одного матёрого юдофоба.
    А Ходоса я читал – с его нелёгкой руки ХАБАД в России, Украине и Беларуси, действительно, пользуется твёрдой «славой» фашиствующей иудейской секты, мало того, ещё и секты не признаваемой в иудаизме.

    Хочу заметить также и то, что «команда» иудео-российских олигархов о которой вы пишете, никогда иудейской и не была, не была она и еврейской, разве что определение «еврейская» не понимать как название ОПГ, как-то: Ореховские, Зуевские, Башмаки етс., — всё это вполне советские люди имеющие отношение к иудеям только генетическое, да и то, не все из них и генетическое имеют, ведь в православии к евреям причисляют по отцу а в иудаизме по матери, поэтому тот, кто в России иудей по отцу, тот в иудейском народе гой по матери.
    Сейчас выгодно показывать свою причастность к Израилю и они её показывают, только это внешнее, по сути же своей они как были советскими людьми так ими и остались.

  4. Мне очень нравится стиль статей Льва Мадорского, их всегда интересно читать, эта –не исключение
    В Центре статьи — разбор письма Э. Тополя ( обращения к нескольким «олигархам») Очевидно, оно бесполезно для бывших и нынешних олигархов, а Г. Шехтман даже считал, что оно оказалсь «подарком для антисемитов»:
    http://jewniverse.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=840
    Мне кажется, что деятельность персон, упомянутых Тополем, и других, в письме не упомянутых, представляет гораздо больший интерес, чем Тополь и его опусы.
    Кириенко и Чубайс – до сих пор во власти в РФ, а об остальных «олигархах» можно сказать– «иных уж нет а те далече».
    Нынешние – постоянно фигурирующие в СМИ РФ — Вексельберг, Ротенберги, Абрамович -Дерипаска-Фридман, В. Кантор («У каждого хора есть свой Кантор»), Ю. Мильнер, гражданин Михельсон и т.д.- все эти «гении» знают: «.. за это нам ничего не будет».
    Зато компромата (неважно, верного или нет) на каждого, в открытой сети – более чем достаточно и на десяток- другой «криминального чтива», и на то, чтобы прогноз Тополя оправдался.
    Вот две свежие «вести с российских полей» – история про мост, построенный вместо старой переправы компанией Ротенберга через реку Пур на Ямале – мало того, что цены за проезд (370 000 рублей( $5000) должен заплатить дальнобойщик, чтобы проехать 1 км по ямальскому мосту) разоряют людей, их лишили возможности использовать старую переправву – ее закрыли, и это закрытие было «делом шумным: с привлечением Росгвардии, ГИБДД, выставлением бетонных блоков», если это не мафия, то что?
    На Сахалине местную компанию «Сахалинская мехколонна №68» – имевшую подряд на модернизацию аэропорта – отстранили от строительства, не заплатив за выполненные работы (60-67% всего объема), и хотят еще оштрафовать – а будет его перестраивать компания Вексельберга.
    Есть штука, общая для всех этих баальших людей: заслуженная поганая репутация.

    1. Спасмбо,Виктор Брук и Давид за тёплые слова в адрес моих текстов. Также спасибо,Виктор за информацию о современных евреях-олигархах.

  5. Victor Blokh 14 декабря 2020 at 20:32
    «Реалистический он разве что с точки зрения традиционного иудаизама. Не берусь утверждать это, но никакой другой реалистичности я в нем не нахожу.»©

    Г-н Блох пишет о том, что традиционный иудаизм, это нереальная чушь и галиматья (пишет и в этом и в двух других своих комментариях в этом фиде).
    Г-н Блох, как это видно из его уничижительного отношения к традиционному иудаизму, не понимает того, что традиционный иудаизм является неотъемлемой интегральной частью нашего иудейского народа (начиная, официально, с 1312 г. до н.э. а неофициально с намного раннего времени), так же, как иудейский народ, он же народ Израиля, является его неотъемлемой интегральной частью.
    Это именно традиционный иудаизм сохранил наш народ как народ в более чем жёстких условиях в которых мы вынуждены были выживать тысячелетиями.
    Народ же выжил как народ только потому, что все эти тысячелетия хранил иудаизм и, храня, следовал ему и жил в нём.
    В тысячу пятисотый раз объясняю г-ну Блоху – традиционный иудаизм, это не зарисовки из Библии для верующих и неверующих Емельяна Ярославского (Минея Израилевича Губельмана) и не страшные агитки партий НДИ и Еш атид-Телем, в которых, по контексту, hалаха приравнена к нацизму а верующие иудеи к штурмовым отрядам Рема — традиционный иудаизм, это образ жизни отдельно взятого иудейского (израильского) народа выстроенный на этических монотеистических мировоззренческих концепциях изложенных в Торе (в Торе в её широком понимании, т. е. и в ТаНаХе и в Талмудах и в мидрашах и в hагадот етс.).
    Тысячу пятьсот моих объяснений до сознания г-на Блоха не дошли, может быть это, тысяча пятьсот первое, дойдёт?
    Дойдёт и г-н Блох осознает то, что ни ему, ни НДИ, ни Еш атид-Телем етс., не переломить станового хребта иудейскому народу и иудаизму, как бы им этого не хотелось.
    Хочется надеяться.

    1. Народ же выжил как народ только потому, что все эти тысячелетия хранил иудаизм и, храня, следовал ему и жил в нём.
      ——————-
      Именно так. Ктолько не приглашал евреев прейти жить в их дом ( христиане, мкскльмане, отдельно к евангеликам Мартин Лютер, они всегда отказывались. Потому и остались жить. В отличие от других древних народов в изгнании.

        1. «Приглашал», это мягко сказано. Эвфемизм наверное?
          —————-
          Да, конечно. Очень-очень мягко выражаясь…

    2. Опять вы, David Aronovich, стараетесь ввести людей в заблуждение.
      1314 годом до н.э. датируется дарование Торы Моисею, а не появление традиционного иудаизма (https://toldot.ru/Tanah.html).
      «Ортодоксальный (традиционный — V.B.) иудаизм — общее название течений в иудаизме, приверженцы которых, с исторической точки зрения, продолжатели еврейского религиозного мировоззрения, сформировавшегося в эпоху Талмуда, и затем оформившегося в эпоху Позднего Средневековья и в начале Нового времени. Хотя ортодоксальный иудаизм сложился в период античности и средневековья, само применение к нему термина «ортодоксальный» началось в первой половине XIX века в качестве реакции на возникновение реформизма в иудаизме, распространение Хаскалы и секуляризацию еврейской жизни в ходе эмансипации» (//www.ejwiki.org/wiki/Ортодоксальный_иудаизм).
      «Вавилонский Талмуд создавался вавилонскими амораями в 3–7 вв. … Иерусалимский Талмуд — произведение амораев Эрец-Исраэль, созданное в период между началом 3 в. и концом 4 в.» (//ejwiki.org/wiki/Талмуд).
      Как видим, традиционный иудаизм появился на свет божий не в 1314 г. до новой эры, а спустя полторы тысячи лет. Что же происходило в иудаизме в течение этих полутора тысяч лет? А были в иудаизме различные течения и школы с разными обычаями и даже с разными текстами священных книг. Некоторые из этих течений дошли до наших дней и соблюдают свои иудейские обычаи. И они намного старше ортодоксального (традиционного) иудаизма.
      В своем ответе Льву Мадорскому здесь, на форуме, вы пишете: «в разных местах Союза юдофобия по нему была распределена неравномерно. Государственная равномерно». Откуда у вас сведения о равномерном распределении государственной юдофобии? Хотелось бы все-таки получить хоть какое-то фактологическое подтверждение этой вашей сентенции.
      Ваша осведомленность в иудаизме сродни вашей осведомленности в православии (которую вы не так давно демонстрировали здесь). И такова же степень вашей осведомленности в особенностях жизни евреев в Советском Союзе. Наверное, отсюда и проистекают ваши иудо-советско-православные химеры.
      И что-то я не припомню, чтобы Еш Атид или НДИ приравнивали верующих иудеев к штурмовым отрядам Рема. Потрудитесь, будьте любезны, предоставить соответствующую ссылку, иначе это ваше заявление будет банальной клеветой.
      Я ограничился фактологической стороной ваших опусов, потому что не хочу мараться разбором ваших гнусностей в адрес советских евреев. В этой связи у меня возникает только один вопрос: в какой мере вы, по вашей собственной оценке, представляете позицию ортодоксального иудаизма в отношении советских евреев?

      1. «Опять вы, David Aronovich, стараетесь ввести людей в заблуждение.
        1314 годом до н.э. датируется дарование Торы Моисею, а не появление традиционного иудаизма…..»

        Г-н Блох, вы уже не в первый раз позволяете себе флудить в чужих темах и я вам на это неоднократно указывал. Хотите с кем-то (не со мной, я бред не обсуждаю) обсудить волнующие вас вопросы, такие например, как ваши представления об иудаизме или православии етс., — напишите материал и опубликуйте его, под чьими-то же материалами — не нужно, разве что если сам автор не предложит вам высказаться на волнующие вас темы.

        1. Это из вашего поста, David Aronovich, от 15 декабря 2020 at 9:58 :
          «Г-н Блох пишет о том, что традиционный иудаизм, это нереальная чушь и галиматья…»
          «Г-н Блох … не понимает…»
          «до сознания г-на Блоха не дошли…»
          «г-н Блох осознает…»
          «объясняю г-ну Блоху…»
          ———————————————————————-
          И вы утверждаете, что это не касающаяся меня тема. Вы, David Aronovich, обсуждаете меня за глаза, — что вы сейчас подтвердили, возмутившись моим вмешательством в это ваше тихое занятие, — сочиняя для меня мои высказывания и стараясь угадать, почему я не согласен с вами.
          Не надо приписывать мне свои нечистоплотные фантазии и прятаться за иудаизм — галиматьей я назвал ваши авторские опусы (если вы отождествляете ваши писания с иудаизмом, то это не значит, что я тоже отождествляю их).
          Вы не читаете бред? Вы пишите его.
          «разве что если сам автор не предложит вам высказаться на волнующие вас темы»
          ———————————————————————————————————-
          В светском публичном пространстве действуют другие правила: если уж вы представили свое творение публике, то любой индивид вправе высказать свое мнение о нем. Кстати, то же самое гласят правила этого портала: «Никто не может ограничить кого бы то ни было в праве высказаться».
          Если помните, я спрашивал вас, в какой степени, — по вашей собственной оценке, — ваши писания отражают позицию традиционного иудаизма в отношении советских евреев. Отождествив свои писания с иудаизмом, вы фактически ответили на этот вопрос.

  6. Лев Мадорский 14 декабря 2020 at 19:31
    «Хотя мы жили в одной стране и, видимо, примерно, в одно время, у нас несколько разный опыт. Когда Вы пишете о своих евреях, которые лучше чужих ( украинские лучше русских и наоборот), то это точное наблюдение. В классе ко мне и другим»©

    Они, украинские националисты я имею в виду, не украинских и русских иудеев сравнивали, Лев, они сравнивали русских как всех относящихся к России и украинских иудеев, а русские иудеи для них входили в общее число русских, они их никак особо не выделяли, т. е. степень юдофобии была одинакова в отношении всех иудеев скопом.
    Насчёт разного опыта вы, Лев, безусловно правы, разумеется опыт у всех у нас разный, ведь жили мы все в разных местах Союза а юдофобия по нему была распределена неравномерно. Государственная равномерно но чтобы под неё попасть необходимо было пытаться делать карьеру в каких-то определённых областях, пытаться поступить в какие-то престижные ВУЗы етс., а этого все подряд не делали, так что если иудей не подпадал под проявления государственной юдофобии, да ещё и жил в тех местах, где не было юдофобии бытовой (я не про вас), то такой иудей вообще понятия о юдофобии в СССР не имеет и я таких иудеев встречал.
    Хаг Ханука самэах и вам и всем, уважаемый Лев.

    1. И Вам, дорогой Давид, ещё раз Хаг Самеах. Этот праздник не пересластишь. Согласен, что особые проблемы были у евреев , пытающихся попасть в особенно престижные институты. Например, в МГИМО или в физтех. У меня есть в Москве близкий приятель- еврей, который говорит, что никогда ( никогда!) не испытывал ни малейшего антисемитизма. Я объясняю тем, что он никогда не пытался перейти запретный для евреев рубикон. Окончил ПТУ, работал на заводе. Служил в армии. Кончил культпросвет eчилище по классу домры. Преподавал в нашей. муз школе. Так что, допускаю, что, действительно, с антисемитизмом мог не столкнуться. Хотя всё равно несколько странно…

      1. «Так что, допускаю, что, действительно, с антисемитизмом мог не столкнуться. Хотя всё равно несколько странно…»

        Знаете, Лев, вот реально такие люди были, причём даже в местах в которых юдофобии не было а на расстоянии вытянутой руки она была.
        В пример могу привести Хабаровск и военный городок под Хабаровском. В военном городке инженерные части а в них, среди офицеров, полно кого? Ну понятно кого в инженерных частях СССР было, нашего, естественно брата там полно было, а раз полно понятно кого там было, то и юдофобии там откуда взяться? Это риторический вопрос.
        А совсем рядом, в Хабаровске юдофобии сколько угодно но человек там только набегами бывает, как гость, как турист етс.
        И вот человек прожил в военном городке с рождения и лет до тридцати, а потом возьми да и переберись жить, скажем, в Украину.
        Упс! Вот тут-то он и узнаёт о том, что юдофобия, это не сказки а суровая проза жизни и что он тоже под неё, оказывается подпадает по факту неправильного рождения. Теперь он, точно не будет убеждать всех в том, что в СССР юдофобией даже не пахло.
        А вот не переехал бы он в Украину жить, и что тогда? А ничего, с чистой совестью клеймил бы тех, кто о юдофобии в СССР рассказывает, западными наймитами и наглыми лжецами. И ведь клеймят.
        Это я вам реальный случай рассказал, не гипотетический. Но то, о чём вы рассказали, это вообще верх чего-то. Я понимаю, что мог он вполне не столкнуться, бывает, мазаль такой у человека. Но ведь Москва же! Рядом же столько ярких примеров, как же не знать? Видимо не желал знать.

        1. Но ведь Москва же! Рядом же столько ярких примеров, как же не знать? Видимо не желал знать.
          ——————
          Я на эту тему, Давид, разговаривалс московским приятелем, психологом , д-р наук. Он высказал такую версию. Наш герой, Бейгельман Лазарь Абрамович, обладал особым психотипом. От него все эти «жидовская морда» и т.п. джентельменский набор антисемита отскакивали как мячик, не задевая. Как пустышки, не несущие смысла. Как привычные матерные выражения, которые ничего не выражают. Он их не замечал. Я хорошо знаю Лазаря и допускаю, что так оно и было.

          1. «От него все эти «жидовская морда» и т.п. джентельменский набор антисемита отскакивали как мячик, не задевая. Как пустышки, не несущие смысла. Как привычные матерные выражения, которые ничего не выражают.»©

            Так такое и от меня отскакивает как мячик, уважаемый Лев, если такое принимать близко к сердцу, то и повеситься можно от безысходности.
            Думаю, что такое каждый советский еврей скажет.
            Только вот то, что такое не воспринимается остро не отменяет того, что это именноюдофобия а не что либо иное, что и даже такое не комильфо, и что она никак не может быть безобидной, ведь мы все, ну, или почти все, хорошо знаем то, чем для нас может закончится то, что начинается с такого «джентльменского набора», если дать этим «джентльменам волю. Они не остановятся получив либо отмашку либо команду «фас».
            И одно дело не акцентировать чересчур на этом внимание и совсем другое дело говорить о том, что юдофобии не существует, что это всего лишь «джентльменский набор» не имеющий с юдофобией ничего общего и потому не стоящий внимания.
            То есть я имею в виду то, что если Лазарь Абрамович относился (или относится?) к первому типу людей, т. е. наличие юдофобии полностью признавал но не горел желанием это обсуждать, то это ничего, это в пределах нормы, однако если ко второму типу, типу отрицающему наличие юдофобии В СССР, то это уже психическая патология.

            Ну и потом, уважаемый Лев, кому-то в СССР юдофобия только «джентльменским набором» рыло своё казала, кому-то, меньшинству, вообще никак себя не казала, а кому-то ею всё представлено было. Я вот жил в местах бывшей черты осёдлости, там она никак не маскировалась, там её во всей её «красе» наблюдать можно было, и не только наблюдать но и участником её действ, включая физические аспекты, можно было быть невозбранно.
            В связи с чем не премину сослаться на мнение не менее известного чем парадоксального философа-филосемита (его перу принадлежит изречение «Будь моя воля, я бы расстреливал антисемитов») – Фридриха Ницше, который совершенно справедливо заметил то, что всё, что нас не убивает, то нас делает сильней. Такое закаляет.

          2. если ко второму типу, типу отрицающему наличие юдофобии В СССР, то это уже психическая патология.
            ———————
            Лазарь не отрицал наличие юдофобии, а только говорил с ней никогда не сталкивался… Это другое, но тоже странно. Самое странное, что он не врёт. Это человек, который паталогически не умеет врать.
            ——————-
            Фридриха Ницше, который совершенно справедливо заметил то, что всё, что нас не убивает, то нас делает сильней. Такое закаляет.
            ——————
            Удивительно и то, что \»юдофил\» Ницше входил в число философов, к которым тяготел Адольф, считавший себя \»сверхчеловеком\»

  7. Последнее произведение Тополя — чистое порно.
    Явно ради денег. Ему-то чего не хватало?

    1. Тополя — чистое порно.
      Явно ради денег. Ему-то чего не хватало?
      —————
      Согласен, Соплеменник. И последнее и некоторые другие эротические. Тут Эдуард прав. Слаб человек. Особенно в этом направдении.Привычка писать это своеобразный наркотик. Когда нельзя в реальности, можно в словесном выражении.

  8. О чём дискуссия, начатая Львом Мадорским? Еврей ли Эдуард Тополь? Кто-нибудь сомневается? Я — нет.
    Писатель ли Эдуард Тополь? Нет. Он «всплыл» в проруби, называемой «перестроечное время».
    Закончилась «перестройка, постперестройка» и писатель Тополь сдулся.

    Так о чём спор? НИ О ЧЁМ.

    1. Закончилась «перестройка, постперестройка» и писатель Тополь сдулся.
      ——————
      Тут, Яков К. «на вкуи на цвет…» Для кого-то сдклся, для кого-то нет. Сейчас, когда ему за 80-т «сдулся» по жругой причине. Все мы рано или поздно сдуваемся…

  9. Комментарии Давида Ароновича «спровоцированные», так сказать, статьёй Льва Мадорского заслуживают больше внимания, чем сама статья. В этих комментариях представлен реалистический и одновременно, с точки зрения традиционного иудаизама и сионистской теории, не ортодоксальный вагляд на советских евреев по паспорту но по культуре и воспитанию не иудеев.

    1. Реалистический он разве что с точки зрения традиционного иудаизама. Не берусь утверждать это, но никакой другой реалистичности я в нем не нахожу.

    2. Согласитесь, уважаемый, что не будь статьи Льва Мадорского, то не было бы и стольких интересных откликов на неё. Заслуга Льва в том, что он выбирает для своих материалов животрепещушие темы побуждающие людей откликаться на них. Его материалы и их обсуждения нужно рассматривать как единое целое, т. е. общественное мнение формируется не только материалом или не только откликами на него но ими обоими вкупе.

  10. Нет, David Aronovich, проблемы (с восприятием текста) у вас: галиматьей я назвал весь остальной ваш опус, да и все, что вы писали здесь раньше об иудеях, о советских евреях и о православии.

  11. Писанина Тополя — дикая, не имеющая никакого отношения к литературе, порнографическая графомания, обреченная на бесконечный успех, именно потому что порнографическая. Обсуждение этой писанины — позор сайта.

    1. Писанина Тополя — дикая, не имеющая никакого отношения к литературе, порнографическая графомания,
      ——————
      В отношении эротики, Эдуард, в основном, согласен. Но это только малая толика из его 61 книги. В других книгаз у Вашего тёзки, свой почерк, свой, подчас талантливый взгляд. Не стоит всё в одну кучу. И в тексте речь идёт, в основном, не об этом, а о нестандартном письме еврейским олигархам.

  12. Уважаемый Лев, хочу сказать то, что Тополь, писатель хоть и очень интересный но никак не иудейский а сказать, что он писатель еврейский никак не возможно – еврейские писатели СССР являлись советскими а не еврейскими писателями, даже те из них, кто был рождён ещё до 1917 года, получил иудейское воспитание и писал на идиш, писали (за крайне редкими исключениями), те же вещи, что писали и другие советские писатели на русском.
    Ну а какие-то недостатки системы, краями и оставаясь сугубо советскими людьми, описывали и евреи и неевреи, в этом тоже никакой разницы не было.
    Мы, бывшие советские евреи, являемся, вернее являлись в бытность свою гражданами СССР, советской общностью под названием «советские евреи», общностью целиком и полностью отрезанной, сначала насильственно а через поколение от насильственной ассимиляции уже добровольно и естественно от народа праотцов своих.
    Мы были (а кто-то из нас и остаётся) полностью советскими людьми дискриминируемыми в СССР исключительно из-за записи в пятом пункте учётного листка в паспортном столе.
    Наших предков-иудеев дискриминировали за то, что они имели своё мировоззрение основанное на этическом монотеизме и вели основанный на нём образ жизни резко отличающийся от образа жизни юдофобски настроенных народов среди которых они вынуждены были жить, мы же имели советско-православное, как и все славянские советские люди, мировоззрение и вели точно такой же образ жизни как и все – кроме как за запись «еврей» (это советский аспект) и за то, что мы «их бога убили» (православный аспект) нас не за что было дискриминировать.
    Причём если с записью мы как-то ещё смирились (кроме тех, которые её сменили на менее позорную «русский»), то с утверждением об убийстве их бога было целых две непонятки – страна была во-первых, как бы атеистическая, при чём тут, казалось бы какой-то бог в которого, как декларировалось, никто и верить-то не должен и, тем более, мстить за него.
    Во-вторых мы же, вместе со всеми, апостола Иуду держали за предателя со всеми истекающими и израильскую военщину как и все не любили за то, что она «наших арабов оккупирует», добавляя при этом то, что есть евреи а есть жиды, вот мы, дескать, как раз и есть евреи, а израильтяне, те жиды пархатые (это про свой родной иудейский народ! Но разве ж мы это знали?!)
    Тополь написал это письмо не как иудей-сын иудейского народа (каковым он, хоть и не знал этого, в действительности и являлся) а как советский человек еврейской национальности — с точки зрения своего народа он юдофоб мнящий себя не юдофобом на основании того, что его предки были иудеями (евреями в советском новоязе) и сам он еврей.
    Это не в укор ему, он-то, как и все мы, тинок шэ-нишба, пленный младенец, т. е. человек не по своей воле ставший таким.
    С иудейской точки зрения что юдофобские «перлы» на юдофобских сайтах, что письмо советского человека Тополя таким же советским как и он людям «еврейской национальности», письмо написанное лексиконом советско-православного юдофобского дискурса и набитое юдофобскими клише и ярлыками, — одинаковы по смыслу, а его ссылки на то, что мол мы же де евреи етс., не меняют в этом смысле ровно ничего.
    Я уж не знаю как сам Тополь сейчас расценивает то письмо, надеюсь, что критически, всё-таки он давно уже не в СССР и его мировоззрение должно было бы поменяться, но я расцениваю его не как письмо иудея к иудеям а как письмо советского еврея-юдофоба к советским евреям юдофобам же.
    Не сомневаюсь в том, что найдётся немало иудеев полагающих так же.

    Насчёт «двоюродных братьев», Лев. Не двоюродные мы арабам братья, они хамиты а мы шэмиты. Их праматерью была дочь фараона-куши (чернокожего) — hагар, сначала наложницей а после смерти Сарры женой нашего праотца.
    hагар была матерью прародителей многочисленных арабских племён (в ТаНаХе они названы hагарим), произошедших от сыновей hагар и Авраhама авину – Ишмаэля, Зимрана, Йокшана, Медана, Мидьяна, Ишбака и Шуаха. Жёны их были тоже хамитки и кроме Авраhама авину в арабских родословных шэмитов больше не было.
    Согласно Каббале душа ребёнку передаётся через мать, поэтому арабы, имея в своих матерях хамиток, и сами являются хамитами. Ну а вообще-то они, разумеется, в широком понимании этого понятия братья нам, братья и по Адаму и по Ноаху – в этом смысле все люди на земле братья и сёстры.

    1. «а израильтяне, те жиды пархатые» — а вот это я впервые услышал от вас, David Aronovich, и это резануло слух даже на фоне всей остальной давно привычной галиматьи.

      1. Блох, если вам что-то режет слух, не торопитесь называть это галиматьёй, скорее всего с вашим слухом что-то не то. Бывает.

    2. Спасибо, Давид, за чрезвычайно интересное и насыщенное письмо. Кое с чем в нём, правда, не могу согласиться.
      ———————
      те из них, кто был рождён ещё до 1917 года, получил иудейское воспитание и писал на идиш, писали (за крайне редкими исключениями), те же вещи, что писали и другие советские писатели на русском.
      ————
      Были в России-Союзе и именно еврейские писатели, (наиболее яркий пример Шолом-Алейхем) которые писали совсем не те же вещи и не тем же языком, а сугубо национальные еврейские. Хотя, согласен, их было немного. Я не знаю читали ли Вы книги Тополя на еврейскую тематику ( названия в тексте), но они, по моему, тоже о чисто еврейских проблемах. Разве когда еврей пишет о еврейских проблемах это не еврейский писатель?
      ———————-
      Мы были (а кто-то из нас и остаётся) полностью советскими людьми дискриминируемыми в СССР исключительно из-за записи в пятом пункте учётного листка в паспортном столе.
      ——————-
      Всё таки мы были чужаками. И это основная причина отторжения. У нас-атеистов, оставались несколько свои, особые представления о детях ( еврейская мама), о семье о своих праздниках. Связь эта была особенно сильна пока были живы дедушки и бабушки. Вы пишете, что нас не за что было дискриминировать. Полностью согласен. Но дискриминировали же. И ещё как. Правда, если Вы уроженец Баку или Ташкента, то там это было не так заметно.
      ———————
      Не двоюродные мы арабам братья, они хамиты а мы шэмиты.
      —————
      Строго говоря, Вы тут, Давид, правы. Но это у меня , скорее крылатое, чем сущностное выражение.

      1. И ещё. Никак не согласен, что, как Вы пишете, письмо еврейским миллиардерам адресовано юдофобам и написано юдофобским языком. Тополь никогда не был антисемитом. Как Маркс, безумный Фишер, или , скажем, Холмский..Не говоря уже о том, что ко времени написания
        письма он давно жил в Штатах и был по мировоззрению не типично советский человек.
        Письмо похоже на юдофобское по некоторым нюансам, но, если вчитаться, совсем другое.

        1. Тополя, Лев, я читал, как писатель он мне нравится, я же и написал, что как писатель он интересен.
          Еврейская тематика в Союзе, она была очень специфична, ведь в первую и основную очередь мы, советские евреи а на самом деле этнические иудеи полностью отсечённые от своего народа, были советскими людьми, евреями нас заставляла быть только дискриминация, но евреями а не иудеями, ведь мы не имели ни малейшего представления о том, что значит быть иудеем, больше того, мы и не знали что мы иудеи а не евреи (а разница между советским евреем и традиционным иудеем несоизмеримо огромна), так что советский еврейский писатель в Союзе писал не на еврейскую тематику а на советско-еврейскую тематику и, кстати, если и писал о юдофобии, то, как и любой советский писатель, писал о ней только в стиле «кое-кто у нас порой», если вообще не спихивал её проявления на враждебную работу американских империалистов, сионистского врага или тлетворное влияние загнивающего Запада.
          Ну а вне Союза, разумеется, писали не стесняясь но это уже не совсем то – как говорится – дорога ложка к обеду.
          Кроме юдофобии, как бытовой так и государственной, у нас другой, отличной от советской, тематики не было, всё остальное касалось равно всех советских людей.

          Пока были живы бабушки-дедушки мы таки слышали идиш которому они, увы, нас не учили из боязни и за себя и за нас, и видели какие-то осколочки иудейской жизни но даже не знали что они означают. Потом бабушки-дедушки ушли, зихрам ливраха, и даже если какая-то эфемерная связь с историей своего народа через них и была, то и она с их уходом прервалась.

          А бытовые вещи типа кнэйдлах-гефилтэ фиш, аз ох ун вэй, а-hицн ин паровоз, киш мих ви ди йидн hобн герут или киш мир тухэс етс., это же тянуло только на вставить в анекдот, да и анекдот тот, зачастую, ещё и юдофобским был.
          То же и праздники – маца на яйцах и масле, при том, что прекрасно знали (я про бабушек), что так делать нельзя.

          Юдофобия Тополя о которой я говорю, она не та звериная юдофобия гоев-юдофобов, она куда мягче и она подсознательная, отчёта себе в ней ни Тополь ни кто либо из нас просто не отдавал, мы просто жили в таком, пропитанном юдофобией, дискурсе и не вдумываясь (откуда мы знали что нужно вдумываться?), пользовались его лексиконом, клише и речевыми оборотами, верили в юдофобские наветы, не во все, в самые дикие не верили но в какие-то верили етс., – я и сам, Лев, вспоминая какие-то жизненные ситуации, понимаю, что выступал в них с юдофобских позиций при этом не будучи юдофобом ни разу.
          Стыдно быть юдофобом когда ты уже знаешь что к чему и что почём, а когда не знаешь, то тут уж стыдиться нечего – сейчас-то информации по истории нашего народа хоть отбавляй а тогда её не было от слова вообще, та же что была, та была ложной.
          Что касается того, что если вот человек не живёт в Союзе то он уже и не совсем советский, то вспомните, Лев, эту американскую поговорку — «You can take the girl out of the country, but you can’t take the country out of the girl» – о девушке которую можно вывезти из страны но страну из девушки не вывезешь – это ведь не шутка а сухая констатация факта.
          Я вот осознаю то, что очень многие вещи в моём мировоззрении обусловлены именно моей советской ментальностью. Среди них есть и хорошие (советская ментальность-то не вся сплошь плохая) и плохие. Одёргиваю себя если замечаю, однако всегда замечать такие вещи невозможно, они же на подсознании проходят.

          А Шолом Алейхем, Шломо Нахумович Рабинович (Соломон Наумович по русски), он умер в 1916 году, Лев, в Нью Йорке, он не был советским писателем, однако следует заметить то, что писатели из насильственно ассимилированного поколения, т. е. люди рождённые ещё в иудаизме, получившие иудейское воспитание етс, не были в буквальном смысле слова советскими, ведь они-то хорошо знали кто они, а вот уже мы, их внуки, понятия не имели ни об иудейском народе, ни об иудаизме его ни об истории его, и наши отцы (я говорю о поколениях 50-60 г.г.) были уже советскими людьми, тем паче советскими людьми росли мы.
          Юдофобия да, в СССР была распространена неравномерно. Бытовая. Государственная, поскольку спускалась сверху, была одинакова везде, разве что на местах где не было бытовой её старались смягчить.

          Не думаю, что мы были в Союзе чужаками, Лев. Мы были дискриминируемы, мы служили козлами отпущения за всё, но мы были своими, советскими козлами и вот хотите верьте, хотите нет, но мне это в глаза высказывали украинские националисты-юдофобы, они говорили, что ты хоть и жид но свой жид, а вот русские, это чужие, это враги.

          В общем где-то вот так я и думаю, Лев, но жизнь идёт и кто знает, может быть моё мнение ещё и претерпит какие-то изменения – новый жизненный опыт, свежая информация етс, всё повлиять может.

          1. Ещё раз спасибо за уточнение и объяснение Вашего взгляда на нашу советско-еврейскую, канувшую в лету жизнь. С чем-то согласен, с чем-то не очень. Хотя мы жили в одной стране и, видимо, примерно, в одно время, у нас несколько разный опыт. Когда Вы пишете о своих евреях, которые лучше чужих ( украинские лучше русских и наоборот), то это точное наблюдение. В классе ко мне и другим одноклассникам евреям при высоком уровне детского антисемитизма ( что ты бьёшь мяч по еврейски, что ты завязывыаешь ботинки по еврейски , даже ходишь в шахматы (!) по еврейски) относились хорошо: вы свои, хорошие евреи, а вот в 7 «Б» собрались настоящие жиды.
            Желаю, дорогой Давид, сладкой Хануки !

  13. Открытое письмо Тополя поныне актуально:
    «Апелляционный суд обязал Россию выплатить $50 млрд по иску ЮКОСа
    Бывший совладелец ЮКОСа Леонид Невзлин заявил РБК, что Россия «с учетом штрафов и процентов» должна уже 55 млрд долларов. Акционеры будут пытаться арестовать имущество России на территории других стран.
    Государственный апелляционный суд в Нидерландах оставил в силе три вынесенные в 2014 году в Гааге решения международного арбитража по искам акционеров ЮКОСа. Арбитраж взыскал с России в их пользу в общей сложности 50 млрд долларов.
    В 2016 году исполнение этих решений было приостановлено первой инстанцией нидерландского суда, удовлетворившего жалобу России, но теперь они вновь разблокированы. Власти России намерены дойти до Верховного суда Нидерландов».

    1. «Апелляционный суд обязал Россию выплатить $50 млрд по иску ЮКОСа
      Бывший совладелец ЮКОСа Леонид Невзлин заявил РБК, что Россия «с учетом штрафов и процентов» должна уже 55 млрд долларов. Акционеры будут пытаться арестовать имущество России на территории других стран.
      ————————
      Скорее всего, арест имущества Ходорковского-Невзлина, как и 10-летнее содержание владельца ЮКОСА в российской тюрьме ( как мы знаем, мягко выражаясь, не самой гуманной) далеки от справедливости. Но в данном случае, Маркс, обличительный пафос письма Тополя обращён не к России, а к самим олигархам. То есть с обратным знаком…

      1. «Скорее всего, арест имущества Ходорковского-Невзлина, как и 10-летнее содержание владельца ЮКОСА в российской тюрьме далеки от справедливости».
        Лев, вы, наверное, знаете, как торговцу джинсами можно в два-три года стать миллиардером?..

        1. Лев, вы, наверное, знаете, как торговцу джинсами можно в два-три года стать миллиардером?..
          ———————
          Да, Маркс, в послеперестроечные годы состояния делались, строго говоря, в обход закона. Но у всех олигархов, а не только у Ходорковского. Переход от одной экономики к другой все нормы ( юридические, экономические, моральные) ломает через коленку, Тем более в России.

  14. Если уж ассоциировать Тополя с деревом, то, по моему, больше подходит тополиный пух. Легковесный и у некоторых его книги вызывают аллергию.

    1. Если уж ассоциировать Тополя с деревом, то, по моему, больше подходит тополиный пух. Легковесный и у некоторых его книги вызывают аллергию
      ———————-
      Возможно, и было что-то легковесное в эротических книгах Тополя, но никак не в этом письме еврейским миллиардерам. Сильное, бьющее в точку, тяжеловесное письмо.

    1. Спасибо, Евгений, за уточнение. Классиков надо цитировать точно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *