Лев Мадорский: Когда начался Галут?

Loading

Подсчитано, что евреев изгоняли из 109 стран. Последнее изгнание в 1968 году при Гомулке из Польши. Но если бы только изгоняли. Их убивали, вешали, топили целыми семьями, жгли на кострах, расстреливали, травили газом. Если же не уничтожали, то дискриминировали. Почему? Почему, чёрт возьми!

Когда начался Галут?

(К 25 декабря, Десятого тевета — עשרה בטבת, началу изгнания евреев из Израиля)

Лев Мадорский

Лев МадорскийСогласен с теми, кто считает, что история как наука — ноль без палочки. Особенно история уходящая в века. Очевидцев нет, а сами историки (даже древние), как правило, не очевидцы, а переписывают сведения у других, ещё более древних. Другими словами, по Пушкину — «Иных уж нет, а те далече. Как Сади некогда сказал». И, всё-таки, несмотря на это, для автора, имеющего историческое образование, «ноль без палочки» нужен. Просто необходим. Потому что какие-то важные отзвуки прошлого, благодаря историкам, не исчезают в веках. Они остаются в памяти, кристаллизуются, дают возможность нам, жителям 21 века, не превратиться в «Иванов, не помнящих родства».

Например, благодаря истории мы можем знать когда был разрушен Вавилонским царём Навуходоносором иерусалимский Храм, началcя Галут, и на евреев обрушилась первая волна страшной судьбы народа-изгнанника. Это произошло в 588–586 гг. до нашей эры. Две с половиной тысячи лет назад. Если посчитать, что в столетии четыре поколения, то, примерно, 100 поколений назад. По космическим меркам — совсем недавно.

Видимо, из-за трагических ассоциаций с печальными событиями в Израиле, этот день отмечают ещё и как память о 6 миллионах евреев, уничтоженных в Холокост. Может, ещё и потому, что не было бы изгнания, не было бы и Катастрофы. В этот день мы можем отметить Божье чудо, благодаря которому иудеи прошли скволь все ужасы Галуты и не исчезли как многие другие древние народы с похожей судьбой. С этого момента началась и продолжалась до возрождения современного Израиля другая жизнь евреев. Среди других народов. Вдали от родины. Именно тогда евреи дали священный обет верности Земле обетованной.

После первой волны изгнания многие евреи вернулись из вавилонского плена. Был построен Второй иерусалимский Храм, который тоже вскоре был разрушен римлянами. Но история изгнания начинается именно тогда. Именно тогда возникла еврейская Диаспора, которая по убывающей (ассимиляция, переезд в Израиль) продолжается до сих пор. Которая пережила Холокост и всегда была тесно связана с Иерусалимом и с жившими там евреями.

Как евреи выжили и остались евреями?

Этому есть единственная причина — иудаизм. Только благодаря дарованной иудеям Богом религии, они сохранили нацию. Сохранили особый дух, присущее только им отношение к жизни, к семье. Сохранили коллективную память, оставленную древними израильтянами: Танах, Талмуд, галахическую литературу. Остаться евреями помогли и священные слова:«В каждом поколении человек обязан рассматривать себя, будто он сам вышел из Египта, ибо сказано: «И скажи сыну твоему в тот день так — это ради того, что сделал со мною Господь при исходе моём из Египта». (Исх, 13:8). Слова, которые ещё каких-то сто-двести лет назад произносили на праздники наши религиозные предки и продолжают произносить ортодоксы и ультраортодоксы в Израиле. Те самые харедим, которых, порой, так бессмысленно и зло ругают некоторые русскоязычные израильятяне. Это не удивительно. Русскоязычные приехали на историческую родину из бывшего Союза. Из страны, в которой на 70 лет распалась связь времён, и где евреи остались евреями благодаря не исчезающему иудаизму, а государственно-бытовому антисемитизму.

Что пришлось иудеям пережить?

Их насильственно изгоняли из стран проживания. В 1492 году из Испании. В 1113 году по приказу Владимира Мономаха и 1742 году по приказу императрицы Елизаветы из Российской империи: «От жидов не желаю интересной прибыли». В 1290 из Англии. В разные годы из Венгрии, Франции, Германии, Италии. Практически, из всех стран. Подсчитано, что евреев изгоняли из 109 стран. Последнее изгнание в 1968 году при Гомулке из Польши.

Но если бы только изгоняли. Их убивали, вешали, топили целыми семьями, жгли на кострах, расстреливали, травили газом. Если же не уничтожали, то дискриминировали, не принимали на работу и в институты, оскорбляли, обвиняли во всех смертных грехах.

Почему? Почему, чёрт возьми!

Говорят, что у антисемитизма тысяча причин. Неправда. Причина одна — они другие. Они чужаки. Кстати, хорошо написал на эту тему Александр Гордон в книге «Коренные чужаки». У них другая религия, другие представления о жизни, другие праздники. И потому они прекрасно подходят на роль (помните песню Высоцкого) козла отпущения. И ещё. Евреев невозможно понять. Если рассуждать, конечно, с точки зрения антисемитов. Они дали миру христианство и… отказались от него. Дали миру ислам и снова отказались. Мартин Лютер звал их в ряды протестантов. И снова отказ. Представьте себя на его месте. Вы хотите совершить, как вы считаете, милосердный поступок и предлагаете бездомному поселиться в своём доме. И слышите в ответ отказ. Такой отказ, по мнению предлагающего, это личное оскорбление. Плевок в лицо. Вы неминуемо станете врагом этого человека. Так оно и случилось. И Мартин Лютер, и мусульмане, и христиане стали злобными юдофобами.

А тут ещё вдобавок невероятное: ненавидимые, отторженные евреи не прозябают, не копаются в грязи, а делают великие, гениальные открытия. Это только усиливает антисемитизм. Он становится пандемией, вирус от него, как коронавирус, разлетается по всей планете. И не так уж часто встречаются те, у кого против злобного вируса есть антитела: “Есть что-то унизительное в том, какое количество гениев среди евреев. На это я могу сказать господам антисемитам только одно — делайте сами великие открытия! „ (Николай Бердяев).

Впрочем, когда говорят, что евреев все не любят — это неправда. Таких как Бердяев. носителей антител в мире не так уж мало (евагелисты, баптисты, многие представители интеллигенции, некоторые другие) и их количество, на мой взгляд, с годами будет увеличиваться. Я не разделяю мнения, что антисемитизм вечен и неистребим…

Давайте помечтаем

Итак, за две с половиной тысячи лет изгнания евреи прошли через все девять кругов ада. Но не для грешников, как у Данте, а для всего народа. А теперь помечтаем. Представим, что не было бы того страшного дня изгнания. Навуходоносор и эллины не разрушими бы иерусалимские Храмы и евреи продолжали бы жить на своей данной Всевышним земле. Также как живут до сих пор египтяне, те же римляне или китайцы. Может быть, тогда они бы не испытали ужасов жизни в изгнании, ужасов антисемитизма и им в течение тысячелетий не пришлось бы преодолевать всевозможные препятствия. Не только чтобы поступить в престижный институт или занять определённую должность, но и чтобы выжить.

Правда, не исключено, что если всего этого не было, то потомки Авраама не стали бы теми, кем стали: великими учёными, шахматистами, музыкантами. Кто знает. Может быть, прав Макс Нордау, когда говорил: «Евреи добиваются превосходства только потому, что им отказано в равенстве»? Так это или не так мы никогда не узнаем…

Print Friendly, PDF & Email

51 комментарий для “Лев Мадорский: Когда начался Галут?

  1. Дух вашего материала, уважаемый Лев, верен. Есть какие-то неточности, типа, например, той, что иудеи дали миру христианство, но это не суть важно, основная идея материала таки верна.
    И да, вы правы, кто знает, были бы мы живы как народ не будь этого жёсткого до жестокости горнила сквозь которое нам, как народу, выпала судьба пройти? Никто этого не знает и никогда не узнает но следуя логике и примерам других, исчезнувших, растворившихся в других народах народов, нас, как народа, могло бы и не состояться. Среди этих примеров находится и пример растворения в других народах девяти наших собственных же колен которое насильственным не было.
    Что же касается того, что в фидах Мастерской нет той юдофобской грязи о которой пишут и наличие которой могут документально подтвердить и д-р Елена Римон и ведущая сайт «Сакана мибэтэну» (опасность от НДИ) Наташа Ротенберг етс., то это большая заслуга руководства сайта озаботившегося об эффективной модерации ведущейся в этом сайте. Ну и, разумеется, это большая заслуга тех людей, которые занимаются этой модерацией непосредственно.
    Записные юдофобы русскоязычных израильских сайтов хорошо знают то, что если они станут изъясняться в Мастерской тем же языком, которым они привыкли изъясняться в русскоязычных сайтах, то будут забанены. Поэтому они либо вообще не принимают участия в обсуждениях таких тем, либо, принимая участие, вынуждены умерять размах своего лексикона позаимствованного ими из российского юдофобского дискурса и тогда их юдофобия принимает более-менее приличные формы и пригодна для какой-никакой дискуссии.
    Дискуссии возможной лишь потому, что они, в большинстве своём, увы, являются нашими соплеменниками которых мы, нравится нам это или нет, должны любить как себя.
    Если бы не это, то о какой дискуссии с юдофобами могла бы идти речь? Вопрос риторический – после Шоа с юдофобом даже о погоде говорить неприлично.

    1. Что же касается того, что в фидах Мастерской нет той юдофобской грязи о которой пишут и наличие которой могут документально подтвердить и д-р Елена Римон и ведущая сайт «Сакана мибэтэну» (опасность от НДИ) Наташа Ротенберг етс., то это большая заслуга руководства сайта озаботившегося об эффективной модерации ведущейся в этом сайте.
      ——————
      Вы правы Давид! Даже на 9 канале, где, видимо, модерация не столь эффектиана, на некоторые мои материалы обрушивается такая ругань, что дискуссировать невозможно..Основной аргумент строится на помыле:: «Как герр Мадорский может что-то писать об Израиле? «
      Что касается страшной судьбы народа нашего, в которой были, конечно, светлые моменты, но немного, то появление Израиля великое счастье, Божеский подарок. Говорю искренне, хотя звучит несколько странно, для того, кто, как я подарок не принял. Но это другая тема… С Наступающим!

      1. Ну почему же на девятке модерация неэффективна? Очень даже эффективна! Там регулярно банят тех, кто умеет грамотно противостоять мутной волне невежества, хамства и юдофобии захлестнувшей, давно и прочно, и девятку и практически все другие русскоязычные израильские медиаресурсы. Причём тон в этом задают сами эти медиаресурсы публикуя провокационные пропагандистско-дезинформационные и тенденциозно поданные материалы. Они разбавляют эти материалы и такими как ваши, например, но такие материалы обсуждаются мало и обсуждения эти, в основном, несут один почти негатив, впрочем вам это и самому хорошо известно – нормально дискутировать там не получится никак, это исключено.
        Совместные усилия медиаресурсов и комментаторов фидов раскачивают и без того расколотый русскоязычный сегмент израильского гражданского общества. Это очень опасно для страны – разделённое царство не устоит, погибнет, это в ТаНаХе написано, в книге Даниэля. Противодействуют же этим пропагандистско-дезинформационным атакам лишь нескоординированные единицы которых банят без объяснения причин.
        На статьи д-ра Елены Римон организовывают ряд ответных статей в которых её материалы подвергаются необоснованным а в фидах обсуждений ещё и крайне оскорбительным нападкам. Государство делает вид, что ничего не происходит.

        Является ли г-во Израиля подарком? Ну, не знаю. Я живу в нём не потому, что в нём жить лучше чем в других местах, в других местах жить наверно таки лучше, г-во Израиля далеко не идеальная страна, однако это иудейская страна а значит и моя страна, вот я и предпочитаю жить в ней. Наверное это можно расценивать как подарок, Лев.
        Удручает только то, что и снаружи и изнутри определённые силы пытаются вышибить из Страны иудейский дух, превратить её в страну неиудейскую. На подсознании я понимаю, что это невозможно, но видеть такие вещи всё равно неприятно.

        А то, что вы выбрали для проживания Дойчланд, так это не повод считать что вы пренебрегли подарком. Есть очень много вещей не позволяющих давать такие категорические оценки, Лев. Но это уже другая тема.
        С наступающим и вас, Лев.

        1. Спасибо, дорогой Давид, за тёплые слова и понимание. Переписка с Вами ( а в течении года это было не раз) всегда интересна для меня.. Ваши оценки внутриизраильской жизни нестандартны, глубоки, и, подчас, неожиданны. Не всегда с ними соглашаюсь, но наша дискуссия всегда проходит в дружеских тонах. Надеюсь что наши виртуальные отношения продолжатся и в следующем году. Здоровья и радости в Новом году

  2. Кто бы из Знатоков провёл параллельное сравнение истории евреев, армян, цыган. Немногочисленные народы, долгожители, пережившие некоторых многочисленных, все побывали/остаются в галуте, все гонимы и даже — наши братья по Холокосту.
    Веры — разные, грамотности — разные, количество Нобелевцев — разное, а выжили и живут. Может быть, удастся найти что-то главное, что позволило им и нам сохраниться как народ?

    1. Кто бы из Знатоков провёл параллельное сравнение истории евреев, армян, цыган
      ————————

      Мне тоже это приходило, Виктор, в голову. Особенно близки по судьбе евреи и цыгане. Об этом я писал несколько лет назад. http://club.berkovich-zametki.com/?p=46298
      В Холокост нацисты уничтожали цыган наравне с евреями. Цыганам помог выжить кочевой образ жизни, который не давал им ассимилироваться.

  3. Интересный отзыв на почту от Марка Ф.
    Евреев, как нацию, как народ безусловно сохранила Книга, т.е. религия.

    Несмотря на все потери от ассимиляции добровольной и принудительной или комбинации оных мы смогли дойти до 21 века и возродить свое государство со всеми присущими современным державам атрибутами.

    Мне нравится выражение покойного Посла России в Израиле мудрейшего и благороднейшего Александра Евгеньевича Бовина: «…демонтаж современного Израиля невозможен.» (цитирую по памяти).

    Даже нерелигиозными евреями Израиля, составляющими большинство населения страны, сегодня реализуется принцип согласно которому некоторые вопросы традиции и обрядов святы и подлежат безусловному исполнению: «брит-милла», «хупа», «бар-мицва», «Йом кипур» т.е. я провожу мысль о том, что эти традиции закреплены в Израиле настолько прочно, что волноваться о еврейском характере страны, наверное, не следует.

    Что касается Галута о котором вы пишете, то еврейский характер по всей видимости сохранят только крупные религиозные (!) общины Северной Америки. Европейское еврейство подходит к концу своего существования, как общины, осознающей свою национальную принадлежность.
    ——————
    Полностью согласен с последним утверждением Марка.

  4. Думаю, что называть Десятое Тевета началом Галута не совсем корректно. Этот день является началом осады Иерусалима Навуходоносором, но только через три года, девятого Таммуза, стены города были пробиты, и сражение, длившеесе ещё месяц, завершилось девятого Ава разрушением и сожжением первого Храма. Этот день является самым скорбным днём еврейского календаря и может считаться началом Галута. В этот день соблюдающие евреи держут двадцатипятичасовой пост. С мнением автора, что если бы не было изгнания, не было бы и Катастрофы, можно согласиться, и именно в этот день, девятого Ава, во всех синагогах мира читают Книгу Плача, в поэмах которой отмечаются основные скорбные события еврейской истории, от разрушения первого и второго Храмов до Катастрофы. Одним из авторитетных источников информации о значительных днях еврейского календаря можно считать книгу Элияху Китова «Книга Нашего Наследия». Полагаться на Википедию я бы не рекомендовал.

    1. называть Десятое Тевета началом Галута не совсем корректно. Этот день является началом осады Иерусалима Навуходоносором, но только через три года, девятого Таммуза, стены города были пробиты, и сражение, длившеесе ещё месяц, завершилось девятого Ава разрушением и сожжением первого Храма
      ——————-
      Спасибо, Алекс. Вы правы. Хотя скорбными, как пишет еврейская энциклопедия, являются обе даты. И Десятое Тевета и Девятое Ава. Вторая дата чёрной молнией прорезывает всю историю евреев.

  5. Eugene 26 декабря 2020 at 6:34 |
    10 заповедей начинаются с отрицания «НЕ» — это «ЛО» на иврите, а «это» — «Зэ» на иврите, вместе З+ЛО = ЗЛО
    ________________________
    Это эпигонство — пальма первенства принадлежит В.Бершадскому

  6. Ну вообще о евреях, решивших стать «обычным народом»

    Скопившись в местах концентрации,
    Желая людьми быть простыми,
    Евреи — сыны мудрой нации
    Становятся страшно тупыми…

  7. А это уже о евреях в России

    У кого-то гонорея,
    У кого-то не стоит —
    Виноваты в том евреи,
    Всюду влез проклятый жид…

    Зря уйти евреев попросили,
    Пламя стать своими затушив,
    Выдрав с мясом Душу у России —
    Жить она не сможет без Души…

    С возрастом не сделались мудрее мы,
    Миром нашим правит кутерьма —
    Русские решили стать евреями,
    Чтобы съесть их порцию дерьма…

  8. С чего начался галут или…
    История нашей эры в четырёх строчках:

    Затеять Рим решил уборку…
    Хоть жизнь была приятной в нём,
    Он влез в еврейские разборки,
    И Мир с тех пор горит огнём…

    1. Спасибо, Цви Бен Дов, за Ваши на любой случай вирши. С Наступающим!

  9. «“— Смейтесь, смейтесь над бедным, больным, лысым евреем. Это в вашем духе, арийское чудовище! Среди нас вы — белая ворона! Когда наши предки уже достигли вершин культуры, древние германцы в звериных шкурах еще сидели на деревьях на берегах Рейна и плевали друг в друга.”

    Excerpt From: Эрих Мария Ремарк. “Тени в раю.” АСТ, 2007.

    1. Когда наши предки уже достигли вершин культуры, древние германцы в звериных шкурах еще сидели на деревьях на берегах Рейна и плевали друг в друга.”
      —————
      Cпасибо, Евгений, за цитату и ссылку. Думад, что читал всего Ремарка, но эту книгу не читал. Теперь прочитаю. С Наступающим!

  10. Отличие евреев в том, что они исповедают принцип: «НЕ делай другому того, чего ты бы НЕ хотел, чтобы делали тебе», а у других народов чаще: «Делай (или поступай)…». 10 заповедей начинаются с отрицания «НЕ» — это «ЛО» на иврите, а «это» — «Зэ» на иврите, вместе З+ЛО = ЗЛО

  11. «Как евреи выжили и остались евреями? Этому есть единственная причина — иудаизм.»
    Откуда и вас такая уверенность? Так безапелляционно и бездоказательно можно сказать о любой другой религии. Причина выживания евреев никак с религией не связана — всё дело в антисемитизме. Когда евреев изгоняли и оно поселялись в других странах, они были единственными чужаками без своей страны: в отличие от других чужаков, коих было везде немало, им просто некуда было бежать. Но являясь народом книги, они были поголовно грамотны (коренное население было поголовно безграмотно), а потому более успешны в своих ремёслах. Это вызывало зависть, а из нее происходил антисемитизм. Зависть — корень антисемитизма. Так как у евреев не было тыла (своей страны), антисемитизм постепенно развивал в них стойкость, изворотливость, инициативу, ум и умение приспосабливаться к враждебной среде: «Что меня не убивает — делает сильнее». Потому и выжили евреи через тысячелетия. Исчезнет антисемитизм, исчезнут и евреи — США наглядный тому пример. Там антисемитизма практически нет и евреи перестали быть евреями. То же произойдёт во всех других странах, включая Израиль. Иудаизм тут совершенно не при чём. Антисемитизм — единственная причина существования и выживания евреев.

    1. Антисемитизм — единственная причина существования и выживания евреев.
      ————-
      Антисемитизм исчезнет-исчезнут евреи
      ————————
      В отношении этих двух тезисов у меня, Дж.Оверт, несколько другое мнение. Евреев в антисемитском мире изгнания много раз приглашали ( чаще насильственно) сменить религию и стать такими как все: мусульмане, христиане, отдельно евангелики ( Мартин Лютер). Это был бы простой и безболезненный выход-стать как все. И конец антисемитизму. Перефразируя Иосифа: «Нет евреев-нет проблемы». И только приверженность иудаизму заставляла их не соглашаться, умирать, уходить в изгнание как в Испании в 1492году, подвергаться дискриминации. В Союзе, где религиозных было-раз два и обчёлся,мы остались евреями потому что нам не давали изменить пятый пункт.

      В отношении второго тезиса, то я тоже считаю, что антисемитизм когда нибудь исчезнет ( образование. встреча с другой цивилизацией, космополитизм) и евреи станут обычным народом. Может даже, когда -нибудь, если цивилизация не самоуничтожится, наши потомки станут не евреями, русскими и т. д., а землянами. Но дожить вряд ли удастся. А пока с Наступающим !

  12. Извините, я не отметил, что вопрос (”А почему светские русскоязычные евреи во всех прочих странах кроме Израиля не ругают местных ультраортодоксов?”) был ниже задан комментатором VladiU. Я писал свой комментарий под его и вашим постами, но портал почему то автоматически опубликовал его совершенно отдельно.

  13. ”А почему светские русскоязычные евреи во всех прочих странах кроме Израиля не ругают местных ультраортодоксов?”
    __________________________
    Ответ очень прост. Потому что во всех прочих странах ультраортодоксы не являются частью политической системы тех стран. Стран, в которых религия и государство — отдельные понятия. Стран, где на равне со светскими евреями, ультраортодоксы являются такими же гражданами-“гостями” среди титульных нации тех стран. Я уверен, что светские евреи этих стран такую разницу чувствуют существенно. Например, ультраортодоксы во всех прочих странах никак не могут навязать светским евреям запрет общественного транспорта и работающих бизнесов/учреждении (магазинов, кафе, ресторанов, музеев, кино …) в субботу.
    __________________________
    “Как евреи выжили и остались евреями? Этому есть единственная причина — иудаизм. Только благодаря дарованной иудеям Богом религии, они сохранили нацию.”
    __________________________
    Не всегда так. Множество светских евреев выжили и остались евреями не по причине религии, к которой ввиду своей светскости, не имели духовного и ритуального отношения. По этому поводу вспоминается один любопытный эпизод во время когда то давно виденного интервью с немецким гражданином турецкого произхождения, который жаловался на то, что даже после нескольких десятков лет жизни в Германий, будучи полноправным гражданином, он так и не стал в Германии восприниматься как немец. Также как и уже в Германии родившиеся его дети. В конце своей тирады, турок задался вопросом: “Сколько мне нужно тут прожить и что мне делать, чтобы стать в Германии немцем?”. Из зала последовал ответный вопрос: “А сколько должен прожить в Турции этнический немец и что он должен делать, чтобы он воспринимался там как турок?” У немецкого турка на это не было ответа.
    Так и со многими евреями, которых без какой либо связи к религии или отсутствия у них таковой, никто, нигде и никогда не воспринимал, не воспринимает и не будет воспринимать иначе как только евреями. Таковы реалии жизни. Это в Израиле эфиопы и бней-менаше евреи. А евреи в Италий, Франций, Китае или в Бразилий все равно остаются евреями, в независимости от того религиозны они или атеисты.

    1. ”А почему светские русскоязычные евреи во всех прочих странах кроме Израиля не ругают местных ультраортодоксов?”
      ——————
      __________________________
      Ответ очень прост. Потому что во всех прочих странах ультраортодоксы не являются частью политической системы тех стран.
      ———————
      На мой взгляд, Борис, ответ не -то уж прост. Точнее, Вы сами дали в вопросе ответ. Потому, что эти светские евреи живут не в еврейском государстве. В Израиле харедим составляют значительную часть населения и, естественно, что их интересы учитываются и они становтся
      «частью политической системы». Отсюда запрет автобусов по субботам и кошрут и прочее.
      ——————-
      Множество светских евреев выжили и остались евреями не по причине религии, к которой ввиду своей светскости, не имели духовного и ритуального отношения
      ——————
      Соглсен, Борис, с тем уточнением, что в прошлых веках светских евреев было не так-то много. Что касается трудности адаптации в немецкое общество мусульман, в том числе турок, согласен. Светские евреи же, мимикрирующие, скажем, под русских немцев, адаптируются, особенно, во втором-третьем поколении достаточно легко. В смешанных семьях часто принимают христианство. Потому уверен, что еврейская община в Германии не имеет будущего…

  14. Мне кажется самым удивительным, прямо-таки, невероятным в этой 2,5 тысячелетней истории, что евреи не ассимилировались, не сменили религию, а остались иудеями. В советские времена это сделать было сложно, а в другие времена и в других странах-сколько хочешь.

    1. Мне кажется самым удивительным, прямо-таки, невероятным в этой 2,5 тысячелетней истории, что евреи не ассимилировались, не сменили религию, а остались иудеями
      ———————
      Да, Анатолий. Потому и сохранились. Видимо; всегда был у евреев внутри национальный стержень, который трудно было сломать. Они гнулись, но не ломались…

  15. “Те самые харедим, которых, порой, так бессмысленно и зло ругают некоторые русскоязычные израильтяне”
    Уважаемый Лев, да русскоязычные ИЗРАИЛЬТЯНЕ действительно ругают харедим. А русскоязычные евреи в Германии (в США, Канаде, Австралии, Великобритании…далее везде) разве харедим не ругают? Насколько я знаю-вот не ругают и всё. Во всяком случае так как в Израиле. Возможно вы с этим согласитесь и может быть вы даже задавали себе вопрос: ”А почему светские русскоязычные евреи во всех прочих странах кроме Израиля не ругают местных ультраортодоксов?” У меня ответ на этот вопрос есть. Но может быть и вы выскажете свои соображения по этому поводу…А после этого помечтаем;)

    1. А русскоязычные евреи в Германии (в США, Канаде, Австралии, Великобритании…далее везде) разве харедим не ругают? Насколько я знаю-вот не ругают и всё. Во всяком случае так как в Израиле.
      ———————
      Хороший вопрос, Влади, особенно, потому, что задаёт его, видимо, тот самый рксскоязычный израильтянин, о котором идёт речь в тексте. Я отвечу так. Чтобы понять ту или иную проблему надо, чтобы она, хотя бы косвенно касалась тебя лично. У евреев Диаспоры нет такой возможности. Поэтому я допускаю, что приехав в Израиль не как турист, а как полноправный гражданин и прожив в стране несколько лет, я бы изменил своё отношение. Это отношение складывалось-ется, кстати, в том числе, и из того обстоятельства, что уважаемые израильтяне у нас на сайте резко отрицательно оценивают антихаредимовскую риторику русскоязычных израильтян. Получилось несколько коряво, но суть , по моему, ясна.

      1. Спасибо за ваш дипломатичный ответ. Вы правы, вероятно, чтобы ответить на мой простой вопрос надо жить в Израиле. BORIS выше кратко, но четко об этом сказал. Малюсенькое замечание по поводу вашей фразы о том, что “уважаемые израильтяне у нас на сайте резко отрицательно оценивают антихаредимовскую риторику русскоязычных израильтян”. Как-то он странно выглядит…На мой взгляд на этом сайте “уважаемые израильтяне“ и “русскоязычные израильтяне“ это одни и те же люди. И никакой единой оценки по поводу высказывания мнения относительно харедим ни на одном еврейском русскоязычном сайте нет и быть не может.

        1. никакой единой оценки по поводу высказывания мнения относительно харедим ни на одном еврейском русскоязычном сайте нет и быть не может.
          ———————
          Вы правы ,Влади. Я сам удивляюсь, но ни разу не сталкивался на этом русскоязычном сайте с жёсткой критикой ультраортодоксов. Или был не достаточно внимательным. Все комментаторы и авторы только осуждают израильских харедимо-ненавистников.

          1. «Или был не достаточно внимательным.»
            Вы, видимо, просто прошли мимо бурных обсуждений статей некой Е.Римон;) С Наступающим…

          2. Вы, видимо, просто прошли мимо бурных обсуждений статей некой Е.Римон;)

            Нет, Влади. Эту статью я помню хорошо. Вот ссылка.
            http://club.berkovich-zametki.com/?p=57373 Cпециально глянул ещё раз. Там есть и мои комменты. Но не нашёл среди комментов ни одного антихаредимовского. Кроме, конечно, приведённых в тексте статьи.

  16. Почему? 25 веков умножить на 4 поколения, будет 100! Вы после скобки должны были РАЗДЕЛИТЬ на 100 и УМНОЖИТЬ на 4. Как бывший в детстве студентом мехмата, ставлю вам двойку по арихметике. А Леве — пятерку!

    1. Уважаемый Лев, признаю ошибку, надо мне быть внимательнее.По поводу «живучести» нашего народа думаю, что благодарить надо антисемитизм. Пример Армении и Японии показывает, что если нет антисемитизма, древние израильтяне растворяются,
      и религия не помогла. С Наступаюим!

      1. И пример некоторых племён североамериканских индейцев 🙂
        Однажды решил постебаться на эту тему:

        «Апачи это одно из потеряных колен Израиля, которое, пройдя через всю Азиопу, переплыло Берингов пролив и с боями дошло до Мексики.
        Там где они проходили — не оставалось ничего, ноль (эфес на иврите, леапес — обнулить) отсюда и пошло «апаси», которое затем стало «апачи».»

        Но через десяток лет наткнулся на статью, где говорилось что генетический анализ вождей некоторых из североамериканских племён показал, что в их жилах относительно большой процент еврейкой крови. Причём именно у вождей, а не у «простых» индейцев.
        Ну и вера в Великого Духа Маниту о многом говорит.

        1. анализ вождей некоторых из североамериканских племён показал, что в их жилах относительно большой процент еврейкой крови
          ——————-
          Любопытно. Если это не фейк и не первоапрельский или предновогодний розыгрыш. Впрочем, Вы, Цви Бен Дов, кажется, любитель розыгрышей. А у меня с молодости на лбу было написано лох…

        2. Ред Гершель, если аф идиш, Вы забыли добавить, что Маниту, происходит от имени Моня, в оригинале имя была Моняту, но антисемиты его исказили

          1. Маниту — это скорее объединение двух английских слов money + too 🙂

          2. , если аф идиш, Вы забыли добавить, что Маниту, происходит от имени Моня, в оригинале имя была Моняту, но антисемиты его исказили
            ——————
            Если, Илья, доводить до логичесого конца, то:

            Услышал реплику маркер известный Моня,
            Об чей хребет сломали кий в кафе Фанкони,
            Побочный сын мадам Алешкер, тети Песи,
            Известной бандерши в красавице Одессе.

  17. Лева, на четыре с плюсом! Однако, нехорошо, что ты, еврей без самоотрицания, пишешь о нас, твоих кровных братьях-евреях в третьем лице? Надо бы, в первом…

    1. Спасибо, за оценку , Тошканди. Твоё мнение для меня важно. Замечание, вынесенное сверху, в следующих текстах учту обязательно.

  18. Уважаемый Лев, это наверное описка (588+2020)/4 много больше 100. «Это произошло в 588–586 гг. до нашей эры. Две с половиной тысячи лет назад. Если посчитать, что в столетии четыре поколения, то, примерно, 100 поколений назад».

    1. это наверное описка (588+2020)/4 много больше 100
      ——————
      В веке, Евгений, примерно, 4 поколения. В тысячелетии- 40 поколений. 2,5 тысячи лет как раз сто поколений. По моему, ошибки нет.

  19. Видимо, из-за трагических ассоциаций с печальными событиями в Израиле, этот день отмечают ещё и как память о 6 миллионах евреев, уничтоженных в Холокост
    \\\\\\\\\\\\\\\\\\\
    Уважаемый Лев, День па́мяти Катастро́фы и герои́зма (Йом ха-зикаро́н ла-Шоа́ ве-ла-гвура́) отмечается 27 нисана, т.е. чаще всего в апреле, перед Днём Памяти погибших в Войнах Израиля и Днём Независимости.
    Указанный же в статье день считается посвященным памяти жертв Холокоста, день смерти которых неизвестен.

    1. Указанный же в статье день считается посвященным памяти жертв Холокоста, день смерти которых неизвестен.

      Спасибо, Сэм. В Вики такое отличие не фиксируется. Но, с другой стороны, у подавляющего большинства жертв Катастрофы день смерти так или иначе неизвестен. Особенно у тех, которые погибли в КЦ- лагерях .

    2. Добавление к посту Сэма:
      Сегодня, малый пост 10 Тевета, считается днём «общего Кадиша» по жертвам Холокоста и другим евреям, день смерти которых неизвестен.

      Это Кадиш читают только ближайшие родственники убитых (внуки уже НЕ имеют права его читать) и только в миньяне. В синагогах также читают
      поминальную молитву от лица всего еврейского народа.

      P.S.: Любопытный факт: в тяжелом 2020 грегорианском году было два 10 Тевета: в начале января и в конце декабря.

      1. Cпасибо, Бенни, за интересное добавление. Всех с Наступающим!

Добавить комментарий для Лев Мадорский Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.