[Дебют] Анатолий Гольдштейн: Как писать стихи

Loading

Читатель: есть особенность одна, / Вам упростит стихосложение она. / Поскольку в русском языке нет строгого порядка слов, / Чем больше слов в строке, тем больше шансов для сложения стихов!

Как писать стихи

Анатолий Гольдштейн

«Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
тысячи тонн словесной руды».
В. Маяковский

Вступление

Читатель, довелось ли вам прочесть мою «Фантазию…»?1
Когда писал её, возможно, был в экстазе я,
Иль состояние особой концентрации
Вдруг наступило после медитации?

На тему МГУ мечты в ней наши разыгрались,
И в космос улетать уж мы почти собрались,
Однако же замешкались, и на Земле остались,
Обдумывая жребий свой.

Забыли? Что ж тогда вот Вам — мое задание:
Еще разок прочесть фантазию о главном здании.
Вопрос такой — как это вообще возможно
Писать об МГУ так вольнодумно и неосторожно?

Какой такой прием иль метод автору был нужен?
Иль автор просто заболел, ну скажем, был простужен?
Ну что ж, поскольку «теоретик» я недаром
Давайте мы про метод погутарим.

Я опишу для вас здесь этот метод,
Точней — для ловли рыб-стихов мой невод!
И вы увидите, что главный метод здесь — не мой,
А невод сей столь древний, сколь живой!

О технике стихосложения

Моя задача вам помочь найти,
Конечно, лишь для тех, кто сам того желает,
К стихосложению короткие пути.
Так голос внутренний мне это объясняет.

Читатель: есть особенность одна,
Вам упростит стихосложение она.
Поскольку в русском языке нет строгого порядка слов,
Чем больше слов в строке, тем больше шансов для сложения стихов!

И если рифму не находит ваша голова,
Достаточно лишь переставить вам слова,
И это рифму часто вам позволит отыскать.
Потом вы этот трюк не раз примените опять.

И кроме рифм, перестановки, словно коромысла,
Помогут сбалансировать оттенки смысла.
Читатель, с «Памятником» Пушкина2, конечно, вы знакомы!
Но посчастливилось ли Вам прочесть «Трактат…» Седова3?

Как и у Пушкина в нем много длинных строк:
Да строки хоть и велики́, но как изящен у Седова слог!
И все ж на слишком длинную строку не тратьте силы понапрасну,
Поскольку ваш читатель может в ней легко увязнуть!

Напротив, более изящна и легка
При чтении короткая строка.
Я здесь вас успокоить поспешу:
Хоть я перестановками грешу,

Я заверяю вас, читатель мой,
Что музу не заменят трюки со строкой!
Лишь в музе скрыт источник вдохновенья!
Лишь с нею ваше оживет стихотворенье.

Музе

«Остановись мгновенье, ты прекрасно!»
И. В.  Гете «Фауст»

Я описать хочу мгновенье,
Когда я к колдовству готов,
Когда приходит вдохновенье,
И в битву рвутся сонмы слов.

Слова расплавлены, что ж, к делу!
Их в мысли слепит дирижер.
С подсказкой музы он умело
Направит к цели мыслей хор.

Наряд на музе столь искусный
И, припадая в реверанс,
Она бросает взгляды с чувством,
И сам слагается романс!

И вновь с улыбкой чуть игривой
И, веером взмахнув едва,
Каким-то чудом, молчаливо,
Послушные мне шлет слова…

Ну что ж, в который раз, напрасно
Постичь хотел я этот миг…
Мгновенье, стой! Ты столь прекрасно!
Готов был с губ сорваться крик.

И в комфортабельном молчании,
Качаясь в кресле в полусне,
Я вновь лелею упования…
И что же? Муза снится мне!

Графомания

«… ищу союза волшебных звуков, чувств и дум»
А. С. Пушкин

Хоть я и враг чистописания
и часто кляксами грешу,
мной овладела графомания —
я здесь о ней вам расскажу…

В особом нужно настроении
Быть, чтоб стихи текли рекой,
Глядишь: тогда стихотворение
Слагается само собой!

Пусть только музы перст божественный
Мой разум умиротворит,
И сад идей, давно бездейственный,
Она рукой своей взрыхлит.

Ждать урожая скучно грешным нам,
Но, как это бывает в снах,
Здесь тесто чувств и дум замешано,
Оно восходит на глазах!

Слова как будто продиктованы,
Не надо в муках их рожать!
В душе как будто заколдованной
Одно желание — писать!

Пошлет крупицу вдохновения
мне муза — и готов куплет!
Читатель сам составит мнение
поэт я или не поэт…

Творчество

«Навис покров угрюмой нощи»
А. С. Пушкин

Рассейся, сгинь покров ночной!
Растайте тени сновидений!
Пусть будет день очередной
Днем поэтических сражений!

Пусть хлещет долгожданный дождь!
Пусть облаков громады реют!
Пусть ветер, их упрямый вождь,
Потоком непрестанным веет.

В такие дни всего милей
Мне жизни пенящая сладость:
Мой ум кипит, душа смелей,
Я предвкушаю боя радость!

Является в такие дни
Ко мне изменчивая муза.
С ней остаемся мы одни.
Плоды заветного союза

Послужат ли кому-нибудь,
День коротающему в скуке?
Взволнуют ли младую грудь?
В ней отзовутся ль эти звуки?

Грядущее тому судья.
О нас его сужденья строги.
Упрёки все опередя,
Спешу продлить я эти строки.

Один совет рискну я дать
Судье исчезнувших столетий:
Ему советую читать
Меня, когда бушует ветер!

Я верю, что он различи́т
В душе природы отраженье,
И суд, возможно, свой смягчит
Со скидкою на поколенье.

Вернемся в наши времена,
Сулящие нам перемену.
«Шалунья муза» мне верна.
Штурмую я искусства сцену!

Не скоро вечер охладит
Вздымающее грудь волненье,
Лишь поздней ночью замолчит
Пылающее вдохновенье.

О поэзии в период застоя

«Восстань пророк, и виждь и внемли
Исполнись волею моей
И обходя моря и земли
Глаголом жги сердца людей»
А. С. Пушкин

Разверзлась пропасть стихотворства;
Кому над пропастью парить?
Скажу без всякого притворства:
Не всем судьба стихи творить.

Кому под силу без испуга
Глаголом жечь сердца людей,
Когда вокруг бушует вьюга,
Когда кругом — стена дождей?

Кто все ж осмелится глаголом
Нам сердце гордое обжечь,
Того окружат частоколом
И вмиг его иссякнет речь…

Кто ж через многие страданья
Сумеет доблесть пронести,
Тому народные преданья
Навек сулят почить в чести!

Что ж, обходите, молодые,
Моря и земли, города.
Почтит сынов своих Россия
Лишь через долгие года.

Тому ж, кто чрез искусства пропасть
Мосты желает навести,
Изменит муза вмиг за робость,
Почет ему не обрести.

Медитация

Чтоб творчества осваивать стремнины
Да глубже в мир поэзии забраться,
Поярче для читателя нарисовать картины,
Порою авторам полезна медитация.

Хоть много видов медитации известно миру,
Одна из них других серьезней и глобальней.
Она поможет вам настроить вашу лиру.
Зовется эта медитация трансцендентальной.

Очистить голову от стресса — в том ее задача.
И если вам удастся этого добиться, практикуя,
Что ж, шансы есть, что к вам придет удача:
Знакомиться мы будем с вашим творчеством, ликуя!

Так на какой же почве вы взрастите творчества плоды?
Хоть наша цель не в том, чтобы писать об этом диссертации,
Рискну предположить: они растут из той ментальной пустоты,
Что наступает в результате медитации.

Когда экран из стресса и обычных мыслей отодвинут,
То иногда становятся возможны чудеса:
Волною мысли необычные прихлынут,
Как будто вам открылись небеса.

И если многое легко вдруг получаться стало —
Минута — и стихи свободно потекли,
Кто знает, может из другого мира получили вы сигналы?
Вы больше не зажаты рамками известной нам Земли!

Гиперстих

Пожалуй, вам не стоит думать, что я — псих.
Ведь гиперстих — лишь частный случай гипертекста!
Ну или так: коль гиперстих — жених,
То гипертекст — его невеста.

Представьте, что занять строку мне невтерпеж
У Тютчева — блестящего поэта.
Ну например «Мысль изреченная есть ложь«!4
(Да, Федор Тютчев завещал нам это).

И чтобы далее развить его стихи,
Свои идеи к ним добавить,
Не только я хочу начать с той Тютчевской строки,
Но также ссылку прямо в стих мой вставить!

Конечно, интернет мне в этом подсобит!
Он сократил всей ссылочной работы сроки:
Я спрячу ссылку-линк внутрь Тютчевской строки,
И, кликнув, вы прочтёте остальные Тютчевские строки!

Итак, друзья — отныне пишем гиперстих!
Когда на классика сослаться надо,
Вы с ним сообразите на двоих
В процессе совершенья акколады!

Вас классик в рыцарский свой орден посвятит
И этим ваши строки оживит!

Литература

1. А. Гольдштейн. Фантазия на тему главного здания МГУ. В кн.: Alma mater, химфак МГУ, 1971-1976, т.2, 1-е изд. — Москва, 2019, с. 418.
2. А.С. Пушкин. Памятник. Собр. соч. в 10 тт. Т. 2. Стихотворения 1823—1836. 1836.
3. А.Е. Седов. Трактат об инакомыслии. В кн. «Второе слово», Москва 1995, См. на интернете.
4. Ф.И. Тютчев. Silentium. Даты написания: 1829 г. Источник: Ф.И. Тютчев. Полное собрание стихотворений. Л.: Советский писатель, Ленингр. отд-е, 1987 (Б-ка поэта. Большая серия).

Print Friendly, PDF & Email

7 комментариев для “[Дебют] Анатолий Гольдштейн: Как писать стихи

  1. «Ай да Толя! Ай да…» Жаль, что не видно: я аплодирую стоя! В наше время спец.сокращений и формирующегося в «сетях» птичьего языка: «видос супИр, спс», погружение у Анатолия в чарующее звучание русского языка, изысканную игру слов и смыслов — праздник души. Столько тонкостей и отсылок, стиль, форма, юмор, содержание — чистое наслаждение! Браво!

  2. Если кому интересно, книгу ALMA MATER в двух томах можно загрузить или просто почитать здесь https://yadi.sk/d/qH2BsiXT_pq7Gg. Кроме моей фантазии на тему небоскреба МГУ (т.2, с. 418) там много любопытных материалов как в прозе, так и в стихах. Опусы эти выходят далеко за рамки химфака МГУ: детально и увлекательно описана жизнь студентов в общагах ФДС и Главного Здания МГУ (см. Сенченко, Гуро, т.1, с.427 сл.), рекомендую рассказ Рожковой «Опасные игры со временем» (т.2, с.176), пародии Когана «Отеллин» (с. 443) и «Ревизор» (с.358), обе в т.2; о случайной встрече нашего однокурсника Плотникова с Владимиром Высоцким, которая мога оказаться роковой для последнего, но к счастью все обошлось (т.2, с.44-48). Любопытны воспоминания иностранных студентов. Конечно, всем перечисленным мемуары далеко не исчерпываются и могут представлять интерес для выпускников любых факультетов МГУ и, конечно, для всех бывших или настоящих студентов.

  3. Идея гиперстиха так же хороша, как и идея гиперромана (осуществлённая, кстати, лет сорок, кажется, назад), который можно читать с любого места.
    Мой коллега даже отчёт по инженерно-стоимостному анализу, кажется, как-то в гипертексте написал — со всеми вытекающими последствиями.
    Последствия состояли в том, что быстро извлечь требуемую информацию из этого отчёта мог только автор (мой коллега), а дочитать этот отчёт до конца вообще никто не мог — разве только тот, кто «видел конец Microsoft Excel».
    В последнее время я пользуюсь очками, а тут, читая стих про гиперстих их (очки) не надел и прочитал «гиперстих», как «гиперпсих».
    Потом понял, что «очитался», но само слово мне так понравилось (без всякой связи со стихами и гиперстихами), что я себе этого гиперпсиха представил и, оказалось, что Голивуд давно о таких фильмы снимает, но пользуется понятиями раздвоения, растроения рас/з… личности. А потом ещё вспомнил, что давным-давно прочёл несколько книг о таких же.
    Потом вспомнил свою разработку о так называемых системах с нечёткой, «плавающей» иерархией… Такая система в человеческом случае (и не только) как раз и превращается в этакого гиперпсиха.
    Короче, «гиперпсих» — хороший термин и просто обязан войти в учебники по психиатрии. 🙂

    1. Автор, Анатолий Гольдштейн -«Выпускник группы «теоретиков» химфака МГУ…» — Любопытное совпадение: из 4-х ахматовских сирот, трое — из Технологического, химики и лирики одновременно…Впрочем, самый известный из сирот — ни химик, ни технолог, а просто поэт.
      «Пожалуй, вам не стоит думать, что я — псих.
      Ведь гиперстих — лишь частный случай гипертекста!…»
      Ну что Вы, дорогой Анатолий Давыдавич, никто (надеюсь) не подумает,
      у нас народ гостеприимный. А что до коротких путей, когда Вы «будете готовы к колдовству», — буду ждать с нетерпением. Через годик-два можете попасть в лауреаты Конкурса, за Круглым столом.
      Желаю удачи и много улыбок, у нас в них такая недостача.

Добавить комментарий для Лев Мадорский Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.