Лев Мадорский: Слава Богу, у нас есть свои… нееврейки, ставшие еврейками, или Три знаменитые гиёрет

Loading

Я вспомнил трёх неевреек, ставших еврейками, но от древности до наших дней число, даже если говорить только о женщинах и только о знаменитых, их значительно больше… Хочется об этом ещё раз напомнить тем, кто мимикрирует, скрывает, уходит от вопроса: «папа юрист».

Слава Богу, у нас есть свои…
нееврейки, ставшие еврейками, или
Три знаменитые гиёрет

Лев Мадорский

Лев МадорскийХочу продолжить серию, в которой я писал о евреях ворах, проститутках, антисемитах, скрипачах, шахматистах, феминистках, долгожителях и некоторых других. Напомню, что есть разные версии происхождения фразы, вынесенной в заголовок. По одной — её произнёс Теодор Герцль, когда у него в Эрец Исраэль вытащили бумажник. По другой — так по подобному поводу среагировал в Тель-Авиве 20-х годов прошлого века, поэт Хаим Нахман Бялик. Существует миф, что по этому случаю евреи Тель-Авива даже устроили праздник…

Многие знаменитые евреи (я уже не говорю о простых смертных) крестились. Многие мимикрируют. В Германии, например, учитывая «нашествие» мусульман, которые, сами будучи потомками первого еврея Авраама и семитами, своих кузенов, мягко выражаясь, не очень любят, мимикрируют под русских немцев (тем более фамилии похожи), русских или просто, по возможности, игнорируют вопросы о национальности: «мама русская, папа юрист».

Но в этой заметке речь не о них, а о знаменитых нееверях, а, точнее, нееврейках (гиёрет), принявших гиюр. И не либеральный или консервативный, когда достаточно твоего согласия стать членом самого преследуемого народа, а ортодоксальный.

Почему так сложно?

Если принять христианство или мусульманство довольно просто, то перед желающим стать евреем огромное количество препятствий, преодолеть которые в силах далеко не каждый. Подчас, для этого нужны не дни и даже не месяцы, а годы. Необходимо не только выучить все молитвы на иврите и прочитать кучу еврейской, религиозной литературы, но и глубоко проникнуться всем прочитанным. Причём сделать это можно не в еврейских общинах стран Диаспоры, а в Израиле. Или в присутствии трёх опытных судей-раввинов. Судей, которые лучше самого совершенного полиграфа умеют распознавать, кто действительно верующий, а кто просто хочет получить гражданство Израиля, или какие-то другие выгоды.

Не случайно по еврейским понятиям, считается, что геры и гиёрет это люди высших духовных качеств. Когда вспоминаю своё знакомство с магдебургскими немцами, прошедшими гиюр, (не называю их по имени, так как не знаю новых, полученных после гиюра еврейских имён), то могу подтвердить, что это люди необыкновенно чистые и добрые. К ним тянутся. У них просят совета в трудных обстоятельствах. Таких людей в нашем меркантильном мире встретишь не часто…

Как-то спросил у раввина: «Почему так сложно? Разве это плохо, если количество евреев будет увеличиваться? Их ведь так мало». Ребе ответил так:

«Желающие стать евреями должны понять, что это большая ответственность и тяжёлая ноша. Миссия, возложенная Богом на евреев, нести людям справедливость, любовь и милосердие и при этом испытывать преследования и дискриминацию. Прозелиты (другое название желающих принять иудаизм Л. М.) должны это понять».

Руфь (Рут — иврит)

Руфь Маовитянка, жившая в IХ веке до н.э. (Моав — земля на территории сегодняшней Иордании), была, пожалуй, самой известной гиёрет древности. Интересно, что согласно библейской легенде, её родители, с одной стороны, считаются предками Иисуса Христа, а, с другой, Руфь — прабабушка царя Давида. Её именем названа «Книга Рут» — одна из 24 книг, которая входит в Танах. В этой книге подробно рассказано о жизни великой прозелитки. Выйдя замуж за еврея Хилеона, Руфь приняла гиюр (в те времена достаточно было её желания), а после ранней смерти мужа, со свекровью (Ноеминь) из Моава переехала в Вифлеем (Иудея). Кстати, в Танахе о гиюре Руфь-Рут ничего не говорится. Мы узнаём об этом из прошедших через века словах, которые Руфь сказала Ноеминь перед дорогой на новое место: «... куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог — моим Богом; и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду. Смерть одна разлучит меня с тобою». В этих словах точно и ярко выражены настроения тех, кто искренне принимают гиюр. В Вифлееме Руфь встретила своего второго мужа Вооза (в другой версии Боаза). Их дальнего родственника. У них родился сын Овид, дед царя Давида. Сегодня, согласно еврейской традиции, Руфь воспринимается как праведная прозелитка-гиёрет, которая присоединилась к еврейскому народу не из выгоды или страха, а вполне искренне.

Хочется добавить, что если бы сегодня было так же легко пройти гиюр, как это сделала Руфь, то, возможно сбылась бы мечта автора и комментатора нашего сайта Анатолия Стеклова и количество евреев значительно увеличилось бы. Впрочем, подробно об этом я уже писал.

Мадонна (Эстер-Эсфирь)

Другая знаменитая гиёрет, (при рождении Мадонна Луиза Вероника Чиконне) — одна из самых успешных и богатых певиц не только Америки, но и всего мира, королева поп-музыки, актриса, режиссёр, танцовщица, писательница (наверняка есть и другие стороны её деятельности) родилась в Мичигане (США) 18 августа 1969 года. Мама умерла, когда девочке было пять лет и её взяла в свою семью мачеха, у которой уже было пять детей.

Мадонна не сумела полюбить новую маму, дерзила, жила не по её, а по своим правилам. Да и с братьями-сестрами отношения были сложные. Мачеха, в свою очередь, считала, что падчерица «с приветом» и всячески третировала её. Папа целиком был погружён в работу и в их отношения не вмешивался. Как напишет позже Чикконе:

«Со мной обходились жестоко, но я не позволяла вытирать об себя ноги и только подчёркивала свою чужеродность».

Можно сказать, что социальное бунтарство девочки-Мадонны, как это часто бывает, началось с бунтарства в семье. Не складывались отношения Луизы и в школе. Она училась очень хорошо и одноклассники завидовали девочке-отличнице. Возможно, именно отсюда «есть пошла» невероятная смелость певицы на сцене, граничащая с безрассудством, её презрение к устоявшимся правилам и традициям.

На школьном конкурсе талантов 14-летняя пай-девочка и отличница всех поразила. Она пришла в бикини, а ее тело было раскрашено красками. Тот сексуально-развязный танец Чикконе на конкурсе под песню «Baba O’Riley» группы «The Who» можно считать первым танцем в стиле, который стал на долгие годы её фирменным стилем. Девочку стали называть одноклассники «шлюхой» и с тех пор лейтмотив «девственница-шлюха» проходит через всё творчество Мадонны.

Период невероятной, всемирной популярности певицы начинается в начале 80-х и продолжается до сих пор. Но в этой заметке речь о другом. Хотя певица, как и Рут, не проходила ортодоксальный гиюр, она считает себя еврейкой и приняла еврейское имя Эстер (по некоторым источникам Эсфирь) и просит так называть её новых друзей. Она носит звезду Давида, регулярно посещает синагогу и совершает молитвы. В шаббат все концерты Эстер-Эсфирь отменяются. Всё началось с увлечения Мадонны в 1995 году Каббалой. Для евреев Каббала это вершина религиозного познания, доступная лишь мужчинам, перешагнувшим рубеж сорокалетия.

Впрочем, с еврейством Мадонны не всё так однозначно. На прямой вопрос корреспондента «Вы еврейка?» Мадонна ответила: «Я не иудейка, я еврейка». В другом интервью певица объяснила, что это значит:

«Я следую многим религиозным предписаниям иудаизма, таким как соблюдение Шаббата, чтение Торы и проведение бар-мицвы для сына, но считаю, что эти традиции характеризуют меня как еврейку, а не как иудейку».

Нельзя не упомянуть и о том как прокомментировал слова Мадонны раввин Элиягу Эссас:

«Гиюр, то есть процесс присоединения к нашему мировоззрению и образу жизни, открыт для каждого человека. И исполнительница поп-музыки, которая выступает под именем Мадонна, не может быть в данном вопросе исключением».

Также он сказал, что простого желания стать еврейкой недостаточно. Необходимо доказать себе и окружающим, что она живет так, как предписывают еврейские законы, всерьез и годами, включая соблюдение шаббата и кашрута.

«Только после этого, если раввинский суд убедится в истинности ее устремлений и примет решение о том, что она готова завершить процесс гиюра, присоединение к нашему народу может реально осуществиться».

Иванка Мари Трамп (еврейское имя Яэль)

И ещё одна из самых известных гиёрет нашего времени, дочь экс-президента США Трампа, фотомодель, предпринимательница, писательница, (бестселером стала её книга «Козырная карта» о том, как побеждать в работе и в жизни -Л. М.) родилась 30 октября 1958 года в Нью-Йорке. Окончила с отличием Пенсильванский университет (экономика). В 1981 году вышла замуж за еврея Джареда Кушнера, сына лидера еврейской общины Нью-Йорка Чарльза Кушнера. У них трое детей. Иванка прошла ортодоксальный (!) гиюр, получила еврейское имя Яэль, жертвует деньги на синагоги и еврейские школы.

Джаред и Иванка-Яэль в годы президентства Дональда Трампа были его ближайшими советниками. По мнению многих обозревателей, Дональд по настоящему прислушивался к их мнению. И не только потому, что они его дочь и зять.

Несмотря на большую деловую занятость, Яэль примерная мать и жена. О том, что она приняла иудаизм не формально, чтобы выйти замуж за Джареда, говорит то, что ставшая еврейкой, ведёт еврейский образ жизни и строго соблюдает кашрут и субботу. В часы шаббата Джаред и Яэль не работают, выключают телефоны и компьютеры, проводят время с детьми, которые, посещают религиозные школы.

Послесловие

В заметке я вспомнил трёх неевреек, ставших еврейками, но от древности до наших дней число, даже если говорить только о женщинах и только о знаменитых, их значительно больше. Наиболее известные (не соблюдая хронологию) знаменитая актриса Мерилин Монро (Элишева Рахель), кинозвезда 30-х годов, получившая «Оскара», Норма Ширер, знаменитая французская оперная певица Натали Джессей, Арианда Скрябина, дочь композитора А. Скрябина и многие другие. Количество знаменитых мужчин, прошедших ортодоксальный гиюр, не меньше. Вспоминаю об этом совсем не потому что «Достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза. Смотрите, завидуйте…». Нет, конечно. Но хочется об этом ещё раз напомнить тем, кто мимикрирует, скрывает, уходит от вопроса: «папа юрист». И ещё хочется вспомнить слова американского публициста Арнольд Форстера:

«Еврей таков же, как и всякий другой человек, только в большей степени».

Print Friendly, PDF & Email

43 комментария для “Лев Мадорский: Слава Богу, у нас есть свои… нееврейки, ставшие еврейками, или Три знаменитые гиёрет

  1. Из газеты Jewish.ru от19.01.2022:»В 1754 году сюда (на остров Аруба) с женой и шестью детьми прибыл чиновник голландской Вест-Индской компании, родовитый сефард Моисей Соломон Леви Мадуро.»
    Не предок случайно? Из сефардов .

    1. 1754 году сюда (на остров Аруба) с женой и шестью детьми прибыл чиновник голландской Вест-Индской компании, родовитый сефард Моисей Соломон Леви Мадуро.»
      Не предок случайно? Из сефардов
      —————
      Спасибо, Алекс. Интересно. У моих американских родственников фамилии Мадуро и Мадофф. К послдним относится и мошенник Мадофф, который построил финансовую пирамиду и обманул вкладчиков на 50 млрд. долларов. Уже много лет за решёткой

  2. Выяснил я, уважаемый Лев, что есть две версии того, были ли принцессы Арпа (Орпа) и Гилит (Рут) гийерот. Одна версия, это версия Раши и она говорит о том, что не были. Вторая версия, это версия Ибн Эзры и она говорит, что были.
    Версия Ибн Эзры подкреплена многими вещами, например той, что Рамбам писал о том, что единственный грех семьи Элемелеха заключался в том, что она покинула Эрец Йисраэль, тогда как женитьба на гойке является грехом для иудея и если бы такое случилось, то Рамбам не преминул бы написать об этом.
    Есть ещё пара-другая вещей говорящих за то, что Рут была гийорет выходя замуж за Махлона, например смена имени и закон о гийорет говорящий о том, что если девочка до 12 лет прошла гийур, то его потом нужно подтверждать (чем объясняются уговоры Наамы вернуться к своему народу и своим богам).
    Чем конкретно обосновывает свою версию Раши я так и не понял. Тем, что Боаз проводил гийур Рут? Но как тогда быть с ибумом (левиратный брак) и выкупом поля? Если Рут была гойкой то откуда взялся у неё участок который необходимо было выкупать? Если она гойка то не было хупы и не было ктубы (брачный договор, обязательства), а без ктубы откуда может взяться право на владение участком? И ибум легитимен только по отношению к иудейке но никак не к гойке. В общем вопросов много.

    В Шулхан Арух написано, что дети гийорет являются иудеями если рождены до того, как гийорет вышла из иудаизма. Её выход из иудаизма на их статусе не отражается.
    Всё это то, что лежит на поверхности. Думаю, что рав из талмидей хахам мог бы рассказать больше.

      1. Так ведь не за что, Лев. Как видите, существуют две разные точки зрения двух практически равных по авторитету комментаторов ТаНаХа. Тут уж впору вспомнить талмудическое постановление мудрецов о том, что элу вээлу диврэй элоким хайим (и те и эти слова Бога живого).
        Что касается меня, то я не знал ни точки зрения Раши ни точки зрения Ибн Эзры, просто знал из каких-то, не помню уж каких источников, что Рут была гийорет изначально, и это не вызывало у меня никаких сомнений со стороны логики — с какой бы это радости семье (сыновьям) почтенного и уважаемого Элимелеха взять, и наплевав на законы Торы и народа своего, «жениться» да ещё и на моавийот (моави и аммони вообще до десятого колена не имели права войти в народ Израиля, моавия могла но не автоматически, по факту сожительства с исраэли, что, само по себе являлось для исраэли грехом, а только через гийур).
        Закон Мошэ и Йисраэля никогда не признал бы женой исраэли никакую женщину взятую в жёны не по закону, это было исключено, и если кто из гоек выходили замуж за исраэлим, то это означало то, что они стали гийорет.
        Ну а чем руководствовался Раши я, как писал уже, не знаю, но видимо чем-то же руководствовался, а чтобы понять чем, так это нужно иметь более глубокие знания иудаизма, чего мы, оторванные советской властью от своего народа, в большинстве своём, увы, не имеем.

  3. Ну как тут обойтись без стишка в тему про гиюр:

    С возрастом не сделались мудрее мы,
    Миром нашим правит кутерьма —
    Неевреи стать хотят евреями,
    Чтобы съесть их порцию дерьма…

    Ну и моя старая сказка о зайце, который стал кроликом тоже про это. Кстати, она основана на реальных событиях.

    Сказка о Зайце, который стал Кроликом

    Жил был Заяц. Такой же, как и все зайцы — с длинными ушами, коротким хвостом. Вот только женат он был на Крольчихе.
    Жили они счастливо — любил Заяц жену.
    Другие зайцы косо на это смотрели — Крольчиха всё таки. Поэтому решила пара из под куста в лесу перебраться на Кроличью Ферму жить . И жизнь там сытнее, и коситься не будут.
    Перебрались и зажили в своё удовольствие, но недолго. Затосковал Заяц — чужим он себя среди кроликов чувствовал.
    И тогда решил Заяц тоже Кроликом стать. Пошёл он к Главному Кролику на Кроличьей Ферме и говорит: — Слушай, Главный Кролик, хочу я тоже кроликом стать. Разве я не похож на вас — у меня тоже длинные задние ноги и большие передние зубы.
    — Ладно — Говорит Главный Кролик: — Напиши прошение и Совет Кроличьей Фермы его завтра и рассмотрит.
    Написал Заяц прошение — мол, хочу чтобы Совет Кроличьей Фермы признал меня полноправным Кроликом, поскольку у меня тоже длинные уши и короткий хвост. И женат я на Крольчихе.
    Собрался Совет обсудить прошение и решил, что поскольку Заяц на нас похож, тоже любит морковку и капусту, соблюдает наши кроличьи законы и, к тому же на Крольчихе женат — выдать ему удостоверение о том, что он с этого дня полноправный Кролик.
    Обрадовался Заяц, что Кроликом стал. Загордился. Вот только в семейной жизни у него через некоторое время проблемы начались и развёлся Заяц с Крольчихой.
    А когда его спрашивали «Почему?» — отвечал:
    — Не пристало Кролику с бывшей заячьей женой под одной крышей жить. Подстилка она заячья!»

    1. С возрастом не сделались мудрее мы,
      Миром нашим правит кутерьма —
      Неевреи стать хотят евреями,
      Чтобы съесть их порцию дерьма
      ——————-
      Спасибо, Цви-бен Дов. А то я думаю, неужели иссякли запасы четверостиший на все случаи жизни.

      1. Лучше не провоцируйте, Лев:

        «Осторожнее с вопросами — зае*** ответами»
        Я 🙂

  4. Интересный отзыв по почте от Марка Ф.
    —————————
    На самом деле, вы задеваете имеющую для современного Израиля (в понимании: Народ и в понимании Государство!) актуальную и принципиально важную для его выживания тему.

    История нашего народа знала различные периоды, когда процедура прозелитизма принимала те или иные формы от простого, без формальностей приобщения к народу еврейскому, как в примере с Рут и до современного жесткого по своим требованиям ортодоксального гиюра.

    В свое время существовали понятия «гер-цедек» (прозелит благочестивый) и «гер-тошав» (прозелит житель) т.е. различались различные степени приверженности к вере.

    Когда человек обращается с просьбой о гиюре то прежде всего пытаются узнать мотивы его поступка, ибо он присоединяется к гонимым, притесненным, страдающим и разговор с ним продолжают лишь в том случае, если он заявляет, что это положение ему известно и он его принимает.

    Важно отметить, что в наши дни все варианты «гиюра –лайт» не являются действительными.

    Вместе с тем история нашего народа свидетельствует, что в различные времена в зависимости от обстоятельств в данный конкретный период наши мудрецы находили решение вопроса в интересах народа, его существования и продолжения цепочки жизни.

  5. Вот что я узнал на сейчас, уважаемый Лев, но буду копать и дальше, сегодня я уже попросил своего коллегу, он дати, не хареди, в смысле он монотеист, чёрная кипа, цицит, мицвот етс., но без той строгости как у харедим, он учит Тору академически и берёт уроки у известного рава, да, так я попросил его задать этот вопрос раву, ну а пока вот что:
    «гера ад асара дорэй лё теваце гой бефанав — “Не обижай гоя перед гером до десятого поколения” (Талмуд. Сангедрин 94а).
    «гер ад каф-далет дорот… тофес сэаро» — “Гер до двадцати четырёх поколений может вернуться к прежнему состоянию” (Мидраш Ялкут Шимони, Рут 601) — Ялкут Шимони имеет в виду тех гоев, которые проходят гийур по низменным мотивам, а не герэй-цедек — “праведных геров”. Рецидивы (“остатки” — шираим) прошлого сохраняются в генетической карте потомков тех, кто принял иудейство неискренне, лжегеров, ещё долгое время.
    Да, есть ещё такая тема, уважаемый Лев, что души геров-праведников, это души людей из тех народов, которым Творец предлагал принять Тору но они отказались, но некоторые люди из народов-отказников, были не против принять Тору но не они решали. Все века такие души стремятся присоединиться к народу Торы, это геры-праведники. А вот лжегеры, это, как правило, души эрев рав вышедших из Египта с семьёй Йаакова.
    На протяжение истории эти души воплощались в людей, которые причинили многие беды иудейскому народу, ведя его к разложению и разрушению. Согласно Тикуней Зоар Хадаш (37), в эпоху, предшествующую приходу машиаха, эти души воплотятся как главы народа, стремясь привести его к духовному уничтожению.

  6. Лев Мадорский23 февраля 2021 at 13:05
    «Знакомый раввин говорил, что не всё так просто. Согласно иудаизму уход гера из еврейства негативно сказывается на детях»©
    =======================================================================
    Ну, раз равин говорит, значит так оно и есть, Лев. Я этот вопрос не изучал и не подумал о детях такого гера. Надо будет углубиться в этот вопрос.

  7. Лев Мадорский: » … Хотя певица, как и Рут, не проходила ортодоксальный гиюр …»
    =====
    Но в начале статьи написанно прямо противоположное: «… в этой заметке речь не о них, а о знаменитых нееверях, а, точнее, нееврейках (гиёрет), принявших гиюр. И не либеральный или консервативный, когда достаточно твоего согласия стать членом самого преследуемого народа, а ортодоксальный. …»

    П.С.: мне вспомнилась старая еврейская притча:

    Поссорились Абрам и Мойша и решили пойти к раввину, чтобы он сказал, кто из них прав.
    Абрам рассказал раввину свою версию конфликта. И раввин ему ответил: «Да, Абрам, ты прав».
    Потом Мойша рассказал раввину свою версию конфликта. И раввин ему ответил: «Да, Мойша, ты прав».
    И тут к раввину подходит его супруга Сара, которая всё слышала, и говорит ему: «Как они оба могут быть правы?». Раввин посмотрел на неё мудрым взглядом и спокойно промолвил: «И ты, Сара, права».

    1. Хотя певица, как и Рут, не проходила ортодоксальный гиюр …»
      =====
      Но в начале статьи написанно прямо противоположное:
      ——————
      Тут, Бенни, Вы явно придираетесь.Не стоит понимать так уж буквально. Конечно во времена Рут не могла идти речь об ортодоксальном или реформистском гиюре. Но её гиюр оказался самым что ни на есть ортодоксальным.

    2. Benny B22 февраля 2021 at 22:47
      «…….Раввин посмотрел на неё мудрым взглядом и спокойно промолвил: «И ты, Сара, права».»©
      =========================================================================
      А эта притча, уважаемый Бенни, она ведь родом из идишкайта и она непонятна тем, кто в идишкайте рождён не был и не рос в нём. На самом деле она, в юмористическом ключе, описывает один из постулатов иудаизма — элу вээлу диврэй элоhим хайим (и то и это слова Бога живого) — каждый со своей позиции прав.

  8. человеческая природа такова, что сегодня человек искренне хочет одного а завтра искренне хочет другого, противоположного тому, что он хотел вчера
    ———————

    Ваш комментарий, Давид, как всегда, очень интересен. Особенно любопытным был для меня тезис о пророках-экстрасенсах-ясновидящих. Хотя думаю, что в варианте Рут никакие пророки не оценивали её искренность. Тем более, вдали от Иудеи. Вынесенное вверху предложение ( я этого не знал) превращает гиюр в нечто аморфное и несерьёзное: сегодня принял гиюр, завтра передумал. Тем более, что при принятии гиюра гер отрекается от своих родителей. Так мне говорил один раввин.

    1. Лев Мадорский 22 февраля 2021 at 22:00
      «Хотя думаю, что в варианте Рут никакие пророки не оценивали её искренность. Тем более, вдали от Иудеи. Вынесенное вверху предложение ( я этого не знал) превращает гиюр в нечто аморфное и несерьёзное: сегодня принял гиюр, завтра передумал. Тем более, что при принятии гиюра гер отрекается от своих родителей. Так мне говорил один раввин»©
      ============================================================
      Так пророки и не ходили на каждый гийур типа как выездные равины, уважаемый Лев, праотцы были наделены даром провидения, им не нужно было привлекать экспертов для того, чтобы видеть искренность или неискренность гера.
      Свёкор Рут, Элимелех, был был сыном Нахшона бен Аминадава, руководителя поколения в период исхода (поколение пустыни), и потомком Переца, сына Иеhуды, думаю, что он был не менее авторитетен в любых вопросах иудаизма чем современные равы — ветвь Иеhуды, это ветвь царей, пророков и машиаха .
      Насчёт того, что гер отрекается от родителей, уважаемый Лев, то это не в буквальном смысле слова – он теряет духовную связь с ними и приобретает духовную связь с Авраhамом авину но это не значит того, что после гийура он отрекается от родителей в том смысле, в котором отрекались от родителей-врагов народа в сталинскую эпоху.
      Что же касается возможности ухода гера из иудаизма вплоть до двадцать пятого поколения, то, к сожалению, я не могу сослаться на источник но то, что читал это где-то в авторитетных источниках я вроде бы помню определённо. Попытаюсь найти источник и сообщить, если не найду, значит я ошибаюсь.
      Однако же, уважаемый Лев, то, что гер таки да может покинуть лоно иудейского народа и вернуться в лоно своего, это точно, для этого ему просто нужно прекратить соблюдать нормы и законы иудаизма, ведь только ими гер связан с иудаизмом. Иудаизм от такого ухода не пострадает, ведь по настоящему такой гер в нём и не был. На сегодняшний день равинский суд просто признаёт его гийюр недействительным.
      Вот этнический иудей покинуть лоно народа праотцов своих не может, я имею в виду не может сделать этого ни физически (кровь и генетические программы сменить невозможно) ни духовно — духовную связь с Богом не прерывается независимо от того, что иудей может быть и атеистом и выкрестом и омусульманившимся етс., его духовная связь с Богом неразрывна и неважно, осознаёт это сам этнический иудей или нет – любой из нас несёт в себе генетическую программу всех своих предков и все мы стояли у горы Синай и приносили Богу клятву в вечной верности (предки наши, кстати, тогда сказали, что они говорят и от своего лица и от лица будущих поколений).
      Вы же знаете, Лев, как в иудаизме относятся к клятвам – поклялся – исполни! Или не клянись. Бли нэдэр! Не зарекаясь! Это общеизвестная формулировка иудаизма.
      Вспомнился анекдот:
      — Дедушка Изя учил – будь честным но хитрым!
      — Как это, честным но хитрым?
      — А вот так, если дал обещание, то исполни его, будь честным.
      — Понятно. Ну а хитрым?
      — Хитрым? — Давай как можно меньше обещаний.

      1. Спасибо, Давид, за пояснения. Так как Ваши религиозные познания значительно больше моих, то вы меня убедили в отношении гиюра Рут и в отношении возможности гера выйти из еврейства. Последнее обстоятельство печально, так как, по существу, превращает гиюр в фикцию. Захетел вошёл. Захотел -вышел. И , всё-таки, думаю, не случайно геры в иудаизме считаются людьми высших моральных качеств. Учитывая немалый уровень антисемитизма в мире, есть нечто благородное в людях, которые хотят добровольно стать евреями…

        1. Разумеется, Лев, вы правы в своих рассуждениях, однако хочу вас успокоить — далеко не все геры относятся к разряду «зашли и вышли», ну а праведный гер, безусловно, в иудаизме приветствуется. Однако же жизнь есть жизнь, в ней бывает всяко, и зачем держать за полы человека, который пройдя гийур начинает, пусть даже и неосознанно, профанировать или даже осквернять иудаизм и Тору. Вот такого и не держат. Другое дело этнический иудей делающий то же, что и неискренний гер, он тоже сукин сын но он таки наш сукин сын (определение не моё и неизвестно чьё хотя приписывается Рузвельту и в отношении какого-то там латиноамериканского диктатора).

          1. Однако же жизнь есть жизнь, в ней бывает всяко, и зачем держать за полы человека, который пройдя гийур начинает, пусть даже и неосознанно, профанировать или даже осквернять иудаизм и Тору
            ———————
            Знакомый раввин говорил, что не всё так просто. Согласно иудаизму уход гера из еврейства негативно сказывается на детях

  9. Лев Мадорский
    — 2021-02-22 16:12:50(980)
    Очевидно, что упрощение гиюра в интересах нашего народа
    ===================
    Горжусь нееврейками, ставшими еврейками!
    Но никак не возьму в толк плач по упрощению гиюра. Гиюр — это не просто о присоединению к народу. К нему можно присоединьтся и просто по образу жизни: по браку с исполнений разных традиций, по приеэду в Израиль с тсполнением его законов и пр. Гиюр, — религиозный обряд, принятие иудаизма неевреем. Он есть вступление в Завет, в отношение с Богом. Не является ли это фундаментальным, радикального значения экзистенциальным актом. Что может буть болле значительным в жизни человека, чем признания себя творением Бога, если только серьезно отнситься к гиюру как свободному выбору человека? Так как можно серьезно говорить об упрощении обряда. Вообще можно взять пример с мусульман. Произнеси Шаха́да и ты мусульманин. Как просто! Конечно будут говорить, что это надо произнести осмысленно на всех уровнях души и разума и возложить на себя обязательства соблюдать постулаты религиозной практики. Но копание в душе и соблюдение обрядов потом, а в начале все так просто, все так соотвествует «интересам народа», духу времени! Лев, согласны?

    1. Но никак не возьму в толк плач по упрощению гиюра.
      ————————
      По большому счёту, Борис, я согласен с тем, что Вы написали. Переход в еврейство-серьёзный, ответственный шаг. Когда я говорю о желательном упрощении процедуры, то имею в виду те случаи, думаю не редкие, когда искреннее желание потенциального прозелита разбивается о трудности, которые он (предположим, по возрасту) не может преодолеть. Выучить наизусть молитвы и, тем более, на иврите. Не каждый на это способен. А перехать в Израиль не будучи евреем он тоже не может. По самой простой причине- денег нет.

      1. Насколько я знаю, Лев, молитвы предпочтительнее читать а не заучивать наизусть, для этого, собственно, и существуют молитвенники и эти молитвенники есть в синагогах — любой может прийти, взять его и молиться. Я в том смысле говорю, что вряд ли необходимо заучивать молитвы на иврите. Хабадники, которые стоят на улицах и предлагают возложить тфилин (у нас они таки стоят везде), так у них есть тексты молитв и на иврите и на русском, если надо, они сами подсказывают текст, остаётся только повторять за ними, т. е. никто не требует заучивать брахот на тфилин или тот же Шма Йисраэль наизусть, а ведь Шма является единственной основной молитвой Торы.
        Или вот у котэль hамаарави (западная стена Храма, «Стена плача», там же иудеи молятся тоже с молитвенниками в руках, а они, скорее всего, эти молитвы наизусть знают.
        Я, конечно, точно не знаю, ведь гийура я не проходил, и так иудей тода лаэль (слава Богу), но мне кажется, что такого требования, учить наизусть молитвы на иврите, при прохождении гийура нет.

      2. Лев Мадорский
        — 2021-02-22 23:06:

        Но никак не возьму в толк плач по упрощению гиюра.
        ————————
        По большому счёту, Борис, я согласен с тем, что Вы написали. Переход в еврейство-серьёзный, ответственный шаг. Когда я говорю о желательном упрощении процедуры, то имею в виду те случаи, думаю не редкие, когда искреннее желание потенциального прозелита разбивается о трудности, которые он (предположим, по возрасту) не может преодолеть. Выучить наизусть молитвы и, тем более, на иврите. Не каждый на это способен.
        ======================
        Эта пробема существовала тысячелетия. Раввины принимали во внмание обстоятельства и когда упрошали гиюр, то согласно конретному случаю, а не в ответ на требование «упростить гиюр»

        1. Эта пробема существовала тысячелетия. Раввины принимали во внмание обстоятельства и когда упрошали гиюр, то согласно конретному случаю, а не в ответ на требование «упростить гиюр»
          —————
          Спасибо, Борис! Я этого не знал

  10. Уважаемый Лев, спасибо. Очень интересно.
    Пара соображений. Всё же, любые игры с идентичностью – опасная штука 🙁 И без крайней необходимости лучше в них не играть. И, по-серьезному, «трудно быть евреем». Пройти гиюр – это, среди прочего, взвалить на себя дополнительную ношу, дополнительные обязанности. Нередко и те, кто прошел настоящий гиюр, хотели бы отыграть назад: да, был период энтузиазма, но теперь он прошел 🙁

    1. Всё же, любые игры с идентичностью – опасная штука
      ————————
      Спасибо за оценку. С Вашим тезисом согласен и когда я говорю о 100 млн.
      евреев, то, конечно, не серьёзно. Но уважаю тех, у кого , всё-таки, хватает смелости «перевоплотиться». В антисемитском мире это не простой шаг.

  11. Дорогой Мирон! Ваш сарказм абсолютно оправдан. Лет 50-60 лет назад еще не было так актуальной проверка искренности желания перехода в иудаизм. Тогда Израиль был глухой провинцией плюс арабский терроризм, и эти обстоятельства доказывали такую искренность геров. Теперь же, когда Израиль на верхних строчках передовых государств, очень велика вероятность, что соискатели стремятся стать не иудеями, а гражданами Израиля. Конечно есть проблема с членами семьи еврея. Но и тут тоже нужна проверка искренности. У меня есть пример среди знакомых, когда жена нееврейка сумела поменять в документах маму (!). Хотя брак потом все равно распался.

    1. У меня есть пример среди знакомых, когда жена нееврейка сумела поменять в документах маму
      ——————
      Я помню, Михаил, как в 90-годы в подземных переходах можно было недорого. купить «настоящие» метрики с любой национальносьтью родителей. Настоящие, потому что их покупали в ЗАГСе.

  12. Дочь Скрябина была Ариадной, а не Ариандой, к тому же по одной версии семья её матери — из евреев (см. Википедия, Татьяна Шлёцер). Что касается упрощения гиюра, он, как и всё остальное отсталое, требует своего искоренения в зародыше, не опускаясь до особых церемоний, трудностей и отлагательств. Вопрос просто перезрер, и евреев маловато. Так вот надо просто объявить всех землян евреями, даже не исспрашивая их согласия на это. Будет семь с половиной миллиардов евреев, и в собственном воображении озабоченных пересчётами проблема исчезнет. А все страны переименовать в Израиль, для завершения полёта фантазии и прочих терзаний.

    1. Так вот надо просто объявить всех землян евреями, даже не исспрашивая их согласия на это
      __________________
      На мой взгляд, Мирон, не стоит доводить идею упрощённого гиюра до абсурда. Тут, как и во всём, следует соблюдать золотую середину. Необходимо проверять абитуриентов в евреи на искренность, но без фанатизма, который временами, присутствует.

  13. Да что 100 млн. Вот если бы 2 млрд. Вот тогда бы антисемитизм а не было и вся планета с удовольствием ела кислосладкое мясо и мацу.
    ———————
    Такое ощущение, Анатолий, что Вы с иронией относитесь к возможностям и, особенно, последствиям лёгкого гиюра. А, по моему, это вполне реально. Хочешь стать евреем-пожалуйста. Как во времена Руфь

  14. Хорошая работа, гиур — тема важного национального значения. Как и все религиозные трудности соблюдения иудаизма, нуждается, по-моему, в упразднении архаических сложностей. Не для обретения миллионов неофитов, а для сохранения демографического баланса. Слепая верность библейским ритуалам и запретам в противоречие с современными реалиями грозит, боюсь, еврейским экзистенциальным интересам.

    1. Слепая верность библейским ритуалам и запретам в противоречие с современными реалиями грозит, боюсь, еврейским экзистенциальным интересам.
      ———————
      Приятно, Лазарь, видеть Вас единомышленником. Очевидно, что упрощение гиюра в интересах нашего народа

  15. Я поддерживаю своего тёзку Анатолия Стеклова, который считатет, что нужно значительно упростить процедуру принятиия гиюра. Одна из важных причин дискриминации евреев- нас мало. Даже сейчас, когда так убедительна версия распространения короны из Китая, антисемиты ищут виновных не среди китайцев, а среди всё тех же евреев. А если бы нас было, ну, скажем, 100 млн.? Да, что 100 млн., а если бы 2 млрд.? Вот тогда бы антисемитизм а не было и вся планета с удовольствием ела кислосладкое мясо и мацу.
    Действительно, гонять и не навидеть можно только малочисленные народы, поскольку это не страшно («…их же мало…, что они сделают…»). А попробуй-ка гонять большой народ? К примеру китайцев? Никто не осмелится: себе же будет хуже.

    1. «нужно значительно упростить процедуру принятия гиюра» — такое упрощение уже есть, называется крещение.

      1. Aharon L.: «нужно значительно упростить процедуру принятия гиюра» — такое упрощение уже есть, называется крещение.
        ======
        Лёгкого решения тут нет, хотя по-моему шаг в правильном направлении это комбинация «в Главном Раввинате Израиля за гиюр ответсвенны умеренно-либеральные религиозные сионисты» + «изменение пункта внука в Законе о Возвращении».
        Всё это часть компромисса Гавизон-Медан.

        1. Всё это часть компромисса Гавизон-Медан.
          —————-
          Согласен, Бенни! Почти. » И Вы правы» из анекдота. Но если серьёзно, разумные компромиссы в системе гиюра были бы желательны.

  16. дочь экс-президента США Трампа, … родилась 30 октября 1958 года в Нью-Йорке. Окончила с отличием Пенсильванский университет (экономика). В 1981 году вышла замуж
    ———————————————-
    ВИКИ пишет, что 30 октября 1981 года она только родилась, а замуж вышла только 2009 году!

    1. ВИКИ пишет, что 30 октября 1981 года она только родилась, а замуж вышла только 2009 году!
      ——————-
      Спасибо, Виктор, за уточнение. Это, конечно, описка.

  17. «Руфь приняла гиюр (в те времена достаточно было её желания), а после ранней смерти мужа, со свекровью (Ноеминь) из Моава переехала в Вифлеем (Иудея). Кстати, в Танахе о гиюре Руфь-Рут ничего не говорится. Мы узнаём об этом из прошедших через века словах, которые Руфь сказала Ноеминь перед дорогой на новое место: «… куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог — моим Богом; и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду. Смерть одна разлучит меня с тобою». В этих словах точно и ярко выражены настроения тех, кто искренне принимают гиюр. «©
    ==================================================================

    Уважаемый Лев, моавия Рут прошла гийур до того, как вышла замуж за Махлона, иначе она не смогла бы стать его женой — согласно законов данным Торой шэбихтав и Торой шэбэаль пэ (письменной и устной), это было запрещено.
    Имя Рут, это имя данное ей при прохождении гийура, так то её звали Галит. О том, что моавия Рут прошла гийур до того, как вышла замуж за Махлона, сына Элимелеха и Наоми (נעמי), говорится в книге Зоhар (Зоhар Хадаш, Рут 32 б).
    Слова Наоми о том, что Рут и Орпа могут вернуться в лоно своих народов были проверкой на искренность гийура, ведь их мужей уже не было в живых и если гийур был принят только ради замужества, то его можно было бы считать недействительным и тогда Рут и Орпа могли больше не считать себя израильтянками.
    Орпа так и сделала, она вернулась к своему народу, Рут же сказала Наоми вот эти вот слова об том, что народ Наоми является и её народом етс., чем подтвердила искренность своего гийура.
    Что же касается сложности прохождения сегодняшнего ортодоксального гийюра и лёгкости прохождения его в танахическую эпоху времён праотцов, то это объясняется тем, что тогда не было ещё ни Храма ни синагог ни равов, зато были пророки наделённые даром ясновидения (пророков тогда было очень много, был институт пророков игравший важную роль в общественной и политической жизни народа, но в книгу «Нэвиим» вошла очень и очень малая часть из живших в те эпохи пророков – ранние пророки книг практически не писали а поздние пророки не все писали книги), все наши праотцы были пророками, поэтому не нужно было никаких равинских судов (которых, к тому же, тогда и не существовало), – если человек желал присоединиться к народу, то искренность его желания и так была видна нашим предкам.
    Эпоха пророков закончилась Хагаем, Зхарией и Малахи (эпоха вавилонского пленения), со смертью которых пророчество исчезло из Израиля и поэтому после эпохи пророков просто по выражению желания присоединиться к народу стало невозможно, его необходимо обосновать и доказать.
    В иудаизме, в кабале, считается что герами становятся те, чьи души когда-то уже принадлежали к святой общине Израиля, по каким-то причинам потерялись и пытаются вернуться.
    Возникает вопрос, почему же тогда Наоми решила проверить искренность гийура невесток, если она уже была определена при прохождении ими гийура?
    Ну так человеческая природа такова, что сегодня человек искренне хочет одного а завтра искренне хочет другого, противоположного тому, что он хотел вчера, гер же, до двадцать пятого поколения, может выйти из лона Авраhама авину и вернуться в лоно своего народа, не вопрос, в этом ничего позорного ни для гера ни для народа Израиля нет.

    1. David Aronovich: … моавия Рут прошла гийур до того, как вышла замуж за Махлона, иначе она не смогла бы стать его женой — согласно законов данным Торой … (письменной и устной), это было запрещено. …
      =====
      Мы не можем знать, что устная Тора тогда запрещала, а что разрешала. Даже мудрецы Мишны и Талмуда это часто не знают: в Талмуде есть много споров мудрецов на тему, какие раньше были законы устной Торы.

      1. Уважаемый Бенни, Тора шэбэаль пэ, Устная Тора, она неизменна так же, как и Тора шэбихтав, Тора письменная, что же касается споров талмудических мудрецов, то они касаются трактовок того или иного положения Торы шэбэаль пэ, ну и, не забывайте об известном талмудическом законе — элу вээлу диврэй элоhим хаим (и те и эти слова Бога живого) — споры мудрецов направлены на выяснение истины и противоположные мнения противоположны лишь на первый взгляд, на самом же деле они дополняют друг друга. Школы Шамая и Хилеля с их извечным спором лучшее тому подтверждение.

Добавить комментарий для David Aronovich Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.