Александр Габович, Владимир Кузнецов: Наличествующая мерзость и грядущая катастрофа

Loading

Можно было бы приводить ещё много цитат. Однако, делать это бессмысленно, поскольку история распорядилась иначе. Времена Ньютонов, Фарадееев, Эйнштейнов и Андерсонов прошли. Мы хотели бы ошибиться, но нам кажется, что неуклонно и стремительно наступает эпоха замены меритократии на меланократию.

Наличествующая мерзость и грядущая катастрофа

Александр Габович, Владимир Кузнецов

Ниже мы приводим русский перевод письма, посланного в когда-то уважаемый британский журнал Nature и не опубликованного без указания причин отказа. Однако, пользуясь возможностью, мы кратко изложим наше видение происходящих печальных событий. Их можно сравнить с гитлеровской чумой 1933-1945 годов и развалом Римской империи, когда «последний римлянин Боэций» застал торжество германских пастухов, пасших своих коз на Форуме. Оба печальных обстоятельства были преодолены. Первое — за 12 лет, благодаря гению и упорству Черчилля, а второе — более чем за тысячу лет. Сколько продлится нынешнее торжество идеологической напасти, дополненной прискорбным влиянием китайского коронавируса, мы не знаем, но чувствуем, что на скорое излечение надежд маловато.

Итак, в современном «образованном» обществе Британии, США, Канады и Континентальной Европы распространяется со скоростью лесного пожара при сильном ветре нарратив о том, что англосаксы являются бо́льшими и более злокозненными расистами, чем немецкие нацисты. Авторами этого сомнительного тезиса являются «профессора» особых наук, имеющих дело со специальными потребностями «чёрных людей». Но корни этого левого тезиса несомненно лежат в подрывной деятельности так называемой Франкфуртской школы,[1],[2] которая, едва избежав гибели от рук нацистов, развернула пропаганду в США о том, что прогрессивным классом на Западе стали «расовые меньшинства» вместо «рабочего класса», о котором внешне ревностно, но по сути лицемерно, пёкся заядлый антисемит Карл Маркс. Согласно его idea fix, основанной на гегелевской диалектике, всемирная победа пролетариата означала бы построение царства божьего на земле, правда, под названием «коммунизм».

Владимир КузнецовКритикой этих взглядов занимаются другие люди, более компетентные в социологических вопросах, чем мы (А. Г. и В. К.). Мы больше заботимся о чистоте риз в естественных науках, которыми и занимаемся (физикой и философией науки). Поэтому обратим внимание на зловещее влияние левизны на естественно-научные исследования, финансирование науки, оценку научной работы и профессиональный подбор кадров на Западе. Почему нас беспокоит судьба науки именно в Западных странах? Ведь у нас, в Украине, с этим гораздо хуже. Ответ на этот вопрос очень прост. А именно, у нас всегда было хуже, есть хуже и будет хуже, хотя мы очень стараемся вместе с малочисленной группой единомышленников, чтобы хуже не было. Однако раньше было на кого равняться, кому следовать, кем восхищаться. Да и подавляющее большинство полезных фундаментальных и прикладных исследований выполнялось на Западе. Сейчас немалый вклад вносят и ученые родом из Японии, Китая, Индии и других неевропейских стран, хотя они очень часто работают в США, Канаде или Европе (исключением являются японцы, создавшие свой собственный чудесный сад науки). Сделанные ими открытия признаются и вознаграждаются мировым научным сообществом, давно избавившимся, в целом, от всяких расистских предрассудков. Примерами могут служить Нобелевские премии по физике пакистанца Абдуса Салама и египтянина А́хмеда Ха́сан Зеве́йла, премия Абеля индуса Сриниваса Варадхан и Филдсовская премия иранки Мариа́м Мирзахани́. И теперь эту меритократическую основу стараются выхолостить последователи школы «святого Флойда» или BLM (Black Life Matters).

Американское физическое общество, Американское химическое общество и другие уважаемые сообщества исследователей и научные журналы официально заявили о своей институциональной поддержке BLM[3] (хорошо хоть, что Antifa на пьедестал почёта пока не возвели). Но это так: виньетка, а что же предлагают сторонники расового неравенства, выдаваемого ими за наисправедливейшую справедливость? Придвинемся поближе и приглядимся внимательнее.

Прежде всего, реформаторы предлагают упростить школьный курс математики и естественных наук. Например, вопросы по математике и решение задач признаны противоречащими чаяниям некоторых расовых меньшинств и следствием системного «белого превосходства».[4] Если упрощённо, то уже сама постановка вопроса о том, чему равен синус угла в 30 градусов, есть глубоко расистской. Намерение же задать этот вопрос ученику из ныне привилегированной части человечества является глубоко возмутительным домогательством и нарушением его сокровенных прав. Интересно, а почему ученика китайского или индийского происхождения этот вопрос не ранит в самое сердце? Этот риторический вопрос следовало бы на практике задать сторонникам борьбы с системным «расизмом» в школьной математике. Упущением является и то, что мы до сих пор не озаботились схожим вопросом: а какого цвета кожа была у древнеегипетских и древневавилонских жрецов, которые зачали эту математику? По-нашему, это никак не влияет на величину синуса, а новая «мода» утверждает, что ещё как влияет!

С наукой как таковой (sciences) ситуация является менее однозначной. То есть, можно, конечно никаких исследований не проводить, но тогда налогоплательщики робко (а они сейчас стали очень робкими, эти налогоплательщики — бывшие «работяги», бывшие любимцы коммунистов марксистско-ленинской закваски) спросят: «а за что же им платят»? Поэтому придумано, например, отделение «чёрных» физиков от прочих коллег с целью как-то их умаслить.[5] По-видимому, они будут выдавать на-гора некие специфические результаты, отличные от тех, которые будут получать научные работники из другой курии. Чем вам не отделение «арийской» науки от «еврейской»? Самое оно и есть. У нас только возникает ещё один вопрос: «А ссылаться они будут только на себя? То есть, замкнутым ли будет цикл исследований?»

Но есть и другая, прямо противоположная, точка зрения на вовлечение выделяемых на основе внешних биологических признаков (в основном, оценщиков тревожит процентное содержание пигмента меланина в эпидермисе) и теперь усиленно и демонстративно опекаемых категорий населения в науку. А именно, предлагается сделать науку инклюзивной, то есть по примеру, привлечения детей с инвалидностью в обычные классы школы (идея благородная, но не бесспорная), ввести квоты в науке, но уже не для расовых меньшинств, а для “sex and gender”.[6] Непонятно, правда, почему «и». Мы после курса биологии в средней школе, приняли как должное, что полов только два, так что в контексте цитированной статьи должно стоять «женщин» (women). Но реформаторам виднее. Они ведь не только новое общество строят, но и новую биологию внедряют, и даже особую феминистскую философию науки[7]. Однако, сторонники расовой инклюзии тоже существуют и, ратуя за поддержку (уже существующих!) научных сообществ с расовым уклоном, тем не менее приглашают расово чуждых на их заседания.[8] Правда, не понятно, с каким статусом: могут лм они, например, делать замечания по существу дела?

Однако, и сторонники разделения по расам, и сторонники квотности для расовых и «гендерных» меньшинств в своих намерениях должны опираться на экспериментальные данные. «Вы хочете песен? Их есть у меня». Оказывается, улучшатели уже давно мониторят базы данных научных публикаций и отделяют овец от козлищ.[9] Можно сообразить, как они пол авторов определяют у европейцев: имена подсказывают, хотя и такой признак отнюдь не однозначен. А у китайцев как? Но это ещё туда-сюда. А как они расу, их любимый цвет кожи, приписывают? Ведь «Смит» может быть и «чёрным», и «белым», и мулатом? В последнем случае пахари расовой нивы должны были бы впасть в ступор. Но мы за них не боимся: как им закажут, так и напишут. Всё равно ведь никто и проверять не будет. Тут мы отступим от основного текста и приведём случай из жизни одного из нас (А. Г.).

Когда он в очередной раз посетил Центр теоретической физики в Мирамаре (Триест, Италия), то всем участникам семинара раздали анкеты, куда пришлось записать гордое Caucasian (это они так европейцев нарекли). Явственно запахло тогда Третьим Райхом. Но этого мало. Как поведали бразильцы, их скопом записали в «цветные», а потому выделили деньги на перелёт и дополнительные денежки на прокорм. Однако, бразильская делегация с со смехом сообщила, что она вся состояла из «белых»: лиц португальского, итальянского и даже еврейско-сефардского происхождения. Боже, наказывая людей, ты прежде всего отнимаешь у них разум!

Вернёмся однако к более современным реалиям. Движение BLM стремится не только радикально изменить настоящее и будущее, но и повлиять на прошлое, переписывая историю, погружая в забвение имена спонсоров университетов и исследовательских учреждений, их славных профессоров, да и науку, выполненную в течение всего времени, пока лозунги BLM и Франкфуртской школы ещё не овладели средствами массовой информации и не обеспечили выходы на улицы сотен тысяч далёких от науки сторонников, но с горячим сердцем борцов. Не только памятники будут падать, но и таблички сниматься и документы переписываться.[10]

Тем временем, ведущие научные журналы рекомендуют целенаправленно изменять расовый состав университетских преподавателей, чтобы затем это же самое произошло со студентами.[11] При этом ни научные интересы учебного заведения, ни вопрос его финансирования, ни объективные оценки претендентов на должности не принимаются во внимание. Об этом вовсе не пишут и не говорят. Зато высказываются требования не равенства, о котором совершенно справедливо мечтал Мартин Лютер Кинг, а преференций, привилегий для меньшинств, не обусловленных никакими заслугами, только цветом кожи или гендером (определённым на современный антинаучный манер). Суть подобных требований хорошо выражена в очередной статье[12]:

«Слишком много людей сопротивляются признанию расизма, потому что они хотят сказать: «Мы все хорошие люди». Я говорю, что быть хорошим означает научиться распознавать расизм и культуру дискриминации, а затем принять меры. Это означает выбор [кандидатур] из тех, кого часто не замечают или активно исключают, назначение черных ученых, включая студентов и постдоков, для получения наград и приглашения выступать в качестве главных спикеров. Это означает приглашать черных ученых для оглашения докладов в департаментах. Это означает создание институциональных программ помощи черным постдокам и другим будущим научным работникам, чтобы они переходили из исторически маргинализованных групп на должности хорошо обеспеченных преподавателей».

В последней фразе важно то, чего в ней нет. А именно, в ней ни слова не говорится о том, что защищаемая группа будет заниматься научными исследованиями и преподавать, ибо их планируется приглашать только за цвет кожи. С другой стороны, заканчивается изложение тезисов словами «хорошо обеспеченных преподавателей». То есть, выдвигаются экономические требования к налогоплательщику («белому» и «черному»), но взамен ему не обещают ничего. Вся суть предлагаемой реформы Западной науки изложена здесь с предельной ясностью.

Контрпримеры, разрушающие идею леваков, что для продвижения по административным степеням в научной иерархии, необходимо давать каким-то избранным «несчастненьким» незаслуженные «плюшки» за счет государства, то есть других, «незаслуженно осчастливленных», его граждан, легко найти в литературе, начиная с биографий Ньютона или Фарадея. Но мы ограничимся свежей, хотя, увы, печальной новостью. В мартовском 2021 года выпуске журнала Nature Materials помещён некролог о скончавшемся в 2020 году выдающемся физико-химике Джоне Майриге Томасе[13]. Он за свою жизнь опубликовал более тысячи ста (1100) статей, обзоров и книг. Папа у профессора был валлийский горняк. Профессором в Кембриджском университете и директором Королевского института в Лондоне его сын стал не за отсутствие меланина в коже, а за таланты и трудолюбие. Типичный пример уходящей натуры — Западной меритократии.

Можно было бы приводить ещё много цитат, вылить на левых деятелей потоки справедливой критики и совершенно излишней, но неизбежной, жёлчи. Однако, делать это бессмысленно, поскольку история распорядилась иначе. По-видимому, времена Ньютонов, Фарадееев, Эйнштейнов и Андерсонов прошли. Мы хотели бы ошибиться, но нам кажется, что неуклонно и стремительно наступает эпоха замены меритократии на меланократию.

* * *

Уважаемые коллеги,

Мы ознакомились с письмом Фаузии Ахмад (Департамент социологии, Голдсмит, Лондонский университет, Великобритания, eml: f.ahmad@gold.ac.uk) в журнале Nature (том 582, выпуск 7813, стр. 488). [Fauzia Ahmad (Department of Sociology, Goldsmiths, University of London, UK, eml: f.ahmad@gold.ac.uk] in Nature (Vol 582, Issue 7813, p. 488). В нем она выдвигает несколько предложений для «улучшения» науки.

Прежде всего, все западные ученые должны раскаяться в «систематическом расизме в науке» и «непризнании научных достижений небелых ученых и не из западных стран». Мы категорически не согласны с этими тезисами в силу их полной ошибочности и лживости. Ни мы, ни наши коллеги по всему миру не дискриминировали кого бы то ни было из любой части планеты. Напротив, нам известны многочисленные примеры должного поведения западных ученых. Например, Альберт Эйнштейн после получения англоязычной статьи, присланной ему индийским ученым Сатьендрой Нат Бозе, перевел ее на немецкий язык и опубликовал в Zeitschrift fur Physik только под именем Бозе в 1924 году. Симптоматично, что Фаузия Ахмад не приводит ни одного конкретного примера поведения ведущих западных ученых, который бы подтверждал ее голословные утверждения.

[После требуемых первого и второго раскаяний] завершающая часть ее письма рекомендует сделать третье и четвертое практические действия.

«Регулярно публикуйте информацию об [этнических] корнях сотрудников [журнала], а также ученых, которые представляют, рецензируют и публикуются в журнале. Критически анализируйте [географическое/национальное] происхождение публикации: она должна иметь действительно глобальный охват».

Что бы она ни пыталась объяснить, эти предложения означают этнические чистки, как в нацистской Германии или в бывшем Советском Союзе. Если редакция согласится [с этими предложениями], то журнал Nature превратится в мусорное ведро. В самом деле, ко всем людям следует относиться одинаково, независимо от их происхождения, веры или пола. [В науке] должны иметь значение только научные и другие профессиональные качества авторов публикаций. Ничего больше.

Следовательно, письмо Фаузии Ахмад — это проявление типичного расизма со всеми его уродливыми проявлениями. Различные научные сообщества осудили отношение нацистской Германии к евреям. Рекомендации Фаузии Ахмад — это именно то, что хотели делать и фактически делали германские нацисты. Единственное отличие состоит в том, что предлагаемая дискриминация касается представителей «белой расы». Кстати, как она собирается определять «расу» человека? Может быть, она намеревается сделать это псевдонаучными методами нацистской Германии?

Лично для нас ее рекомендации смешны. За время нашей научной карьеры у нас было много соавторов. Их национальность или раса для нас ничего не значили. Более того, мы цитировали тысячи статей, написанных нашими коллегами по всему миру. Ни один из нас не может даже вспомнить все имена их авторов или рассказать об их расе. Поводом для ссылок в наших работах было только научное содержание цитируемых работ. Диод Эсаки, формула Стокса или эффект Джозефсона останутся в истории навсегда. Если новомодное антизападное поветрие в научном сообществе в ближайшее время не сойдет на нет, то наука погибнет.

Публикация письма Ахмада в престижной корреспондентской колонке журнала Nature означает, что редакция поддерживает расистские взгляды автора. Скоро станут очевидны тяжкие последствия их оппортунизма.

С наилучшими пожеланиями,

Александр Габович, Институт физики НАН Украины, Киев, Украина

Владимир Кузнецов, Институт философии НАН, Киев, Украина

Карлос-Улисс Моулинес, Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана, Факультет философии, философии науки и религиоведения

Клаудиу Винте, Бухарестский университет экономических исследований, Бухарест, Румыния

* * *

[Другие авторы этого отвергнутого письма не дали согласия на упоминание их имён при публикации его русского перевода].

___

[1]. А.Н. Дмитриев. Марксизм без пролетариата: Георг Лукач и ранняя Франкфуртская школа (1920-1930-e гг.) (Изд-во Европейского университета в Cанкт-Петербурге, Санкт-Петербург, 2004), 528 с.

[2] T. Wheatland. The Frankfurt school in exile (University of Minnesota Press, Minneapolis, 2009), p. 415.

[3] M. W. Makgoba, Black scientists matter, Science v. 369, N 6506, p. 884 (2020).

[4] https://www.foxnews.com/us/oregon-education-math-white-supremacy; https://www.foxnews.com/us/teachers-at-posh-nyc-school-release-8-page-anti-racism-manifesto-sparks-uproar-report.

[5] C. D. Brown, E. Gonzales. Excellence and power in the Black physics community, Nature Physics, v. 17, N 1, p. 3-4 (2021).

[6] Editorial, Accounting for sex and gender makes science better, Nature, v. 588, N 7837, p. 196 (2020).

[7] См., например, H. E. Grasswick (ed.). Feminist Epistemology and Philosophy of Science: Power in Knowledge. (Springer, Netherlands, 2011), xxx + 268. Книга входит в так называемую Feminist Philosophy Collection. Объективный и сжатый анализ причин и обстоятельств возникновения современной феминистской философии см. Г. Скирбекк и Н. Гилье. История философии. (Владос, Москва, 2000). Это перевод книги норвежских философов, которая издана на английском, немецком, французском, китайском и других языках. Заметим, что наша научная жизнь сложилась так, что мы достаточно длительное время находились в административном подчинении заведующих отделами женского пола. Они занимали эти посты не из-за своей гендерной принадлежности, а вследствие своих интеллектуальных и организационных способностей и научных достижений. Полагаем, что даже намек на то, что сделали успешную карьеру за счёт снисходительности к их полу, вызвал бы у них неподдельное удивление и воспринялся бы как оскорбление.

[8] E. K. Carlson, Building community among black physicists, Physics, v. 13, p. 185 (2020).

[9] M. Linkova, E. G. Teich, D. S. Bassett, Tackling academia’s publication inequities, Physics, v. 13, p. 191 (2020).

[10] G. Viglione, N. Subbaraman, Universities scrub names of racist leaders — students say it’s a first step, Nature, v. 584, N 7821, p. 331-332 (2020).

[11] C. Gore-Felton, C. Tara Khan, J. Njenga, Make Black history core to degrees, tie tenure to anti-racism efforts, Nature, v. 583, N 7818, p. 683 (2020).

[12] N. Bumpus, White senior academics still resist recognizing racism, Nature, v. 583, N 7818, p. 661 (2020).

[13] R. Catlow, G. Hutchings, John Meurig Thomas (1932–2020), Nature Materials, v. 20, N 3, p. 280 (2021).

Print Friendly, PDF & Email

42 комментария для “Александр Габович, Владимир Кузнецов: Наличествующая мерзость и грядущая катастрофа

  1. Уважаемый г-н хороший M. Nosonovsky!
    Какое отношение к содержанию заметки имеет возраст ее авторов, рост, цвет глаз или этнические корни? Неужели Вы тоже попали в ловушку клеймения людей за не имеющие отношения к делу их персональные признаки. Вы что сторонник разновидности «расизма» (ageism), ущемляющего людей по их возрасту?
    Авторы действительно на пенсии, однако продолжают работать и в своей области, и в области общей для них философии науки. Каждый из них не пасет задних в сферах своей и совместной научной деятельности.
    Касательно намека на необходимость заняться украинскими делами. Некоторые их совместные статьи и два издания книги посвящены критическому анализу ситуации в украинской науке (Українська фундаментальна наука і європейські цінності – есть на многих сайтах в свободном доступе). Она по понятным причинам вызвала резкое недовольство высшего академического истеблишмента, в немалой степени ответственного за эту ситуацию. Однако, несмотря на все известные и неизвестные иностранцам недостатки и пороки ситуации в Украине, никаких административных воздействий на авторов пока не последовало. В Украине еще действует принцип академической свободы, хотя правящая элита и желает его ограничить. Взять хотя бы как пример его проявления коллективные выступления украинских ученых против назначения плагиатора министром образования и науки https://zn.ua/UKRAINE/izvestnye-uchenye-vystupili-protiv-naznachenija-shkarleta.html и против ущемления свободы слова https://m.day.kyiv.ua/uk/article/den-ukrayiny/ukrayinski-naukovci-oprylyudnyly-zayavu-shchodo-sprob-utysku-svobody-slova. Замечу по поводу этих публикаций, что вопреки воплям российской пропаганды о притеснении русского языка, всеукраинские газеты «День» и «Зеркало недели» являются двуязычными.
    Прав ли я в своем предположении, что, любому в США, кто сейчас выскажется против BLM и подобных феноменов, грозит неминуемое увольнение с работы, несмотря на то, что она/он является известным специалистом? Вы можете привести примеры противоположного, хотя бы один? Каково Ваше отношение к такому прискорбному случаю? https://kontinentusa.com/linch-v-universitete/

  2. Уточнение. Я там родился как сын офицера Советской армии. Так, что не переехал, меня перевезли. Без моего ведома. Какое издевательство над правами двухлетнего ребенка. Пора начать всемирную компанию CLM (C — child). Призываю присоединится.

  3. Уважаемые господа, ругайте нас по сути, как хотите, но статьи по научным вопросам мы по-прежнему публикуем, так что в глубокие пенсионеры не записывайте. Посмотрите хотя бы в Researchgate. И ещё: мы оба подолгу бывали и работали за рубежом. Так что снобистские штучки о том, о чем мы имеем права писать, а о чём нет, придержите в кармане.

  4. Данная статья — одна из очень многих, посвящённых отпеванию Западной Европы, а теперь и США. Естественнонаучных оснований для такого отпевания нет пока ровно никаких. Что будет в удалённом будущем — не знаю, не гадалка, а научное прогнозирование далёкого поведения нелинейных систем, вроде человеческого общества — дело практически безнадёжное. Авторы занялись отпеванием физики в США и Европе — для этого также нет никаких оснований, если следить за тем, что, где и как публикуется. То, что Нейчур отверг их статью — сделал правильно — не на каждое стоит отвечать и делать дискуссию на ровном месте. Что определённые преференции по цвету кожи и полу оказывались и ранее — нет сомнений, как и нет особых оснований от них оказываться с целью обеспечения разным по полу и этническому происхождению равных начальных условий. Успокойтесь, господа, бывшие товарищи, те, кто наукой занимаются (физикой, например) пока вполне при деле. Сам я полгода проработал в чёрном университете Атланты, 1.5 года в Аргоновской национальной лаборатории, год в Дании и т.д. Феллоу американского физического общества. За литературой слежу, на семинары хожу, до ковида по 3-4 раза в год участвовал в научных международных конференциях. Так что с ситуацией знаком не по слухам или случайным статьям. Очевидно, что чёрный более чувствителен к расизму в свой адрес, чем белый, многократно превосходящий его числом. Как еврей чувствовал антисемитизм там, где русский полагал, что его нет. Объяснение простое: нарыв на чужой заднице не болит. Но это неплохо напоминать, что есть подобная черта у людей, и учить их чувствовать чужую боль, даже когда она не такая уж болезненная, как прямой погром. Человекообразие никогда не окажется в избытке — это полезное свойство. А авторам пропишу успокоительное — в демократических странах, среди котоых на первых местах США и Западная Европа натуральная наука неуничтожима.

  5. M. Nosonovsky
    — 2021-03-07 20:56:
    Предложение о математике в Орегоне явно продиктовано желанием упростить
    жизнь тупицам. Найти два правильных решения всегда сложнее, но Носовский используя явную эквилибристику левого либерализма оправдывает это.

  6. Господин аноним С.Л.! Не могли бы Вы для начала представиться, хотя бы из уважения к требованиям форума. При обсуждении заметки на актуальную тему, т.е. по определению манипуляции, имя важно, как связка со взглядами участника. Иначе трудно правильно отнестись к хамству, с которого Вы начали.
    M. Nosonovsky, уважаемый участник портала, в чем Вы и сами убедились. Мне не трудно назвать Ваши чувства по поводу его успешной научной карьеры в США, однако, Ваша реплика и сама не обманывает. И это не M. Nosonovsky, это авторы статьи выступили от лица мировой академической общественности с жалобой на посягательство на их интересы. Хотелось бы понять причину Вашего неравнодушия.
    Если я правильно понял, то М. Носоновский удивился, почему бы для начала авторам не заняться местными украинскими академическими проблемами. И я к нему присоединяюсь. Можете быть Вы о них расскажете?

    1. Касательно намека на необходимость заняться украинскими делами. Некоторые совместные статьи и два издания книги авторов посвящены критическому анализу ситуации в украинской науке (Українська фундаментальна наука і європейські цінності – есть на многих сайтах в свободном доступе). Она по понятным причинам вызвала резкое недовольство высшего академического истеблишмента, в немалой степени ответственного за эту ситуацию. Однако, несмотря на все известные и неизвестные иностранцам недостатки и пороки ситуации в Украине, никаких административных воздействий на авторов пока не последовало. В Украине еще действует принцип академической свободы, хотя правящая элита и желает его ограничить. Взять хотя бы как пример проявления этого принципа коллективные выступления украинских ученых против назначения плагиатора министром образования и науки https://zn.ua/UKRAINE/izvestnye-uchenye-vystupili-protiv-naznachenija-shkarleta.html и против ущемления свободы слова https://m.day.kyiv.ua/uk/article/den-ukrayiny/ukrayinski-naukovci-oprylyudnyly-zayavu-shchodo-sprob-utysku-svobody-slova. Замечу по поводу этих публикаций, что вопреки воплям российской пропаганды о притеснении русского языка, всеукраинские газеты «День» и «Зеркало недели» являются двуязычными.
      Любезнейший Aharon L, Вы удовлетворены ответом? Теперь, поскольку один бог без греха, могу ли я узнать о Ваших публичных выступлениях против несомненных и очевидно имеющихся недостатков в Вашей теперешней стране проживания? Или, как и в прежней стране, Вы ограничиваетесь кухонными возмущениями?

  7. M. Nosonovsky
    Ежели у вас в Киеве нет и никогда не было дискриминации небелых, то почему евреи от вас бегут, точнее, все кто мог давно сбежали?
    ::::::::::::::::::
    https://yandex.com/news/instory/V_pravitelstve_nazvali_chislo_prozhivayushhikh_v_Ukraine_evreev—6334a672c3aa0b3c40962eee75284a72
    В Украине проживает более 120 тысяч евреев и лиц с еврейскими
    корнями
    ————
    Евреи — сокращение численности в 40 раз за 100 лет | Яндекс Дзен
    https://zen.yandex.ru/media/sur3/evrei-sokrascenie-chislennosti-v-40-raz-za-100-let-5dbeb1977cccba00afd5b99f
    На сегодняшний день евреев в России осталось по разным подсчетам от 120 000 чел. до 145 000 чел.
    ______________________________
    Евреи таки бегут; отовсюду бегут, из Украины в Германию, из Израиля в Канаду, из России в Австралию и т.д.
    P.S. Oдин из авторов, Владимир Кузнецов, кстати, приехал в Украину из Австрии.

    1. Хороший у Вас источник: «Не будет преувеличением сказать, что в каждой современной еврейской семье, где бы на планете они не жили, есть предки из России.» У меня метрах в 100…150 тайманская синагога. Пойду сегодня на кабалат шаббат и порадую: — Здоровеньки булы!

    2. (продолжение) Прочтите сами гнилую заметку по ссылке. 5.5 млн. евреев в Росс.Имп. — это по той логике каждый десятый в России 🙂 Это при черте оседлости (Польша, Украина, Белоруссия…) и при массовой эмиграции миллионов евреев в США, до четверти всех приезжавших в Америку. Из заметки возникает картина, что в каждой деревне Грязнухе на 100 крестьян — 10 евреи! Класс!!!

  8. Начал читать статью, удивился (неужели авторы сталкиваются со всем, что они описывают?). Заглянул в био — оба автора живут в Киеве и им по 75 лет (то есть скорее всего они активно не работают). В Киеве практически нет небелого населения. Поэтому нет и специфических культурных проблем и запросов, с которым сталкиваются эти меньшинства при изучении физики и математики в школах и ВУЗах или при построении академической карьеры. Соответстенно, нет необходимости и в тонкой подстройке. Смысла в таких поучениях американским коллегам примерно столько же, как если бы я стал указывать украинским военным, как им правильно проводить Анти-террористическую операцию (АТО) на Донбасе.

    Авторы среди прочего пишут «Полагаем, что даже намек на то, что сделали успешную карьеру за счёт снисходительности к их полу, вызвал бы у них неподдельное удивление и воспринялся бы как оскорбление.» А я вот совсем другое слышал от знакомых евреев из Украины, именно о том, что начельственную карьеру там в большинстве случаев делали за счет анкетных данных, в частности, принадлежности к правильной национальности. Ежели у вас в Киеве нет и никогда не было дискриминации небелых, то почему евреи от вас бегут, точнее, все кто мог давно сбежали?

    1. Я не понял кто такой С.Л. и является ли он автором статьи (на что намекают слова «наконец дождался ответа»). Авторы материала — бывшие ученые из Киева, а ныне пенсионеры — написали нам статью о том, как все плохо с наукой в странах НАТО. Только вместо традиционного «у них афроамериканцев линчуют» у нынешних пригожинских пропоганд-ов все наоборот: и программы школьные меняют в Орегоне, и еще какую-то ахинею про американские физическое и химическое общество.

      В американских школах четыре уровня программ по математике и физике: (1) обычная (2) усиленная (accelerated) (3) уровня колледжа (Advance Placement) и (4) для отстающих. Причем в каждом школьном округе и тем более в каждом штате программа своя. Поскольку финансируется она из денег нелогоплательщиков (таких как я), из которых кстати платят пенсии (а пенсия от Social Security, а не из частного инвестфонда — велфер в чистом виде, забираемый из моего кармана), несмотря на гаденькие расистские взгляды некоторых из пенсионеров вроде авторов. Естественно, что педагоги пытаются что-то улучшить для отстающих.

      Авторам невдомек, что раса — социальная категория, определяемая отнюдь не содержанием пигмента меланина. Впрочем, общий уровень образования этих украинских (с выездами в Румынию и куда-то там еще) бывших «ученых» такой, что я уверен, что они не знают, что такое меланин, и хим формулу никогда не напишут (разве научатся из Википедии скопировать).

      Удивительно, как тут стали отплясывать Майофис, доказывая мне что в Украине антисемитизма никогда не было, и в научные начальники всегда назначали только по деловым качествам и научным достижениям. Молодцы!

    2. «представим дальше, как ведущий специалист авиастроительного концерна (а там тоже все шибко прогрессивные и понимающие специфику «культурных проблем») проектирует стрингер крыла самолёта»

      Я прочитал материал по ссылке, про Орегон. Там написано «Instead of focusing on one right answer, the toolkit encourages teachers to «come up with at least two answers that might solve this problem.»

      Очевидно, С.Л. и единомышленникам невдомек, что не у любой задачи есть только одно решение. Даже у квадратного уравнения уже может быть два решения. С.Л., стало быть, хочет летать на самолетах, разрaботчики которых не знают, что у задачи может быть не одно решение, зато принадлежат к белой расе и не «шибко прогрессивны» (цитирую) умом, подставля число в Эксел и получает один ответ. «Англосакс», как тут написали, видимо, прямиком из Англии с Саксонией. Ну, ну.

      1. Там про Орегон написано не только это, но и резкое осуждение идеи, что математические задачи имеют единственный верный ответ. Не решение, а именно ответ:
        «The concept of mathematics being purely objective is unequivocally false, and teaching it is even much less so,» & «Upholding the idea that there are always right and wrong answers perpetuate objectivity as well as fear of open conflict.»

        И между строк там читается требование к учителям составлят неясные задачи, которые действительно не имеют верного ответа.

  9. Bormashenko
    4 марта 2021 at 23:52
    =================
    Эдуард, я согласен (хотя от того, мы видим противоречия идеи «равенства» и связанные с ней эксцессы, она не перестает быть идеалом для тех, кто «не с нами»). Но я ведь и не отрицал наличие этих противоречий, но спросил: «Что, будем ратовать за кастовую систему того или иного типа, или просто ругаться с теми, кто говорит о равенстве»? Пока жизнь есть только на Земле и только среди людей.

  10. Benny B
    — 2021-03-04 22:10:

    Борис Дынин: … жить и действовать надо со стремлением или к восстановлению или консервации кастовой системы в том или ином виде, или к стремлению к равенству и свободе …
    =====
    У меня другое мнение: жить и действовать надо со стремлением к тому, чтобы никто не чувствовал себя униженным: ни меньшинстви и/или те, кто получают пособия — и ни большинство и/или те, у кого берут деньги чтобы дать другим пособия.

    ================
    В моем постинге было «или». то есть вопрос к выбору. С Вашим мнением, Benny, я бы согласился, да вот только вопрос: «Что это за условия, при которых никто не будут чувствовать себя униженными?» Не чувство ли равенства у тех, кто получает пособия и утех, у кого берут деньги? И мы возвращаемся на круги свои.

    1. Борис Дынин: … «Что это за условия, при которых никто не будут чувствовать себя униженными?» …
      ====
      Это изучает, например, математическая Теория Игр: решение «повторяющейся дилеммы заключённого».
      Но её ответ очень НЕ политкорректный: этим процессом принципиаьно невозможно управлять «сверху». Поэтому люди Науки и люди Государства там должны понимать своё довольно скромное место — и там обязательно есть несколько этапов «наказания обнаглевших».

  11. Бормашенко -Дынину. Борис, я заострю: равенство не есть идеал, точнее — порочный идеал. Более того, сегодня равенство не только порочный идеал, равенство — худшее из всего возможного — лозунг, идолопоклонческий лозунг. Общество, в котором снесены иерархические перегородки, неизбежно становится неустойчивым. Это знает любой инженер-системотехник. Любое возмущение, любой шум, не встречая переборок, распространяется в нем беспрепятственно. Система неизбежно теряет устойчивость. Это продемонстрировали французская и российская революции. Их пришлось усмирять Наполеону и Сталину. Сейчас волны докатились до США. Следует ожидать потери устойчивости системы. И значительно раньше, чем этого ожидают насельники США. Возможно американские элиты одумаются, а может быть уже и поздно. Следует переосмыслить триаду: свобода, равенство, братство. Что такое братство я не знаю, не видал-с, а равенство напрочь уничтожает свободу. Вернее гарантирует равенство серости и свободу тупости. Вот ведь штука, среди всего нынешнего американского шума, мне не удалось различить ничего конструктивного, творческого, созидательного. Сплошное: долой. Долой белых, писателей, математиков. Эта как-то даже хуже октябрьского переворота, иам была безумная, но грандиозная идея. А здесь сплошной вопль: долой. Опыт показывает, что в конце концов Швондеров сажают на ошейник. Но до этого пролито будет много крови.

  12. «Зато высказываются требования не равенства, о котором совершенно справедливо мечтал Мартин Лютер Кинг». Несправедливо мечтал. Нет никакого равенства среди людей. Я не могу бежать стометровку за десять секунд, а многие люди не умеют решать задая физике. Если принимаешь идеи Мартина Лютера Кинга, придется принять и cancel culture. Но это из тех истин, которые нельзя понять, но только прожить. Вот и прожили.

    1. В первую очередь Мартин Лютер Кинг известен своей мечтой об обществе, слепом к цвету кожи. В этом месте статья мне НЕ понятнa.

    2. Я не могу бежать стометровку за десять секунд, а многие люди не умеют решать задая физике. Если принимаешь идеи Мартина Лютера Кинга, придется принять и cancel culture.

      …В первую очередь Мартин Лютер Кинг известен своей мечтой об обществе, слепом к цвету кожи.

      Мне как-то казалось, что «слепота» в данном случае — это отсутствие дискриминации (как положительной, так и отрицательной) по признаку цвета кожи. Кинг имел в виду, что шансы белого и черного должны быть равными при прочих равных. Или нет?

      1. «… Кинг имел в виду, что шансы белого и черного должны быть равными при прочих равных. Или нет? …»
        ========
        Раньше американцев учили, что это стоит понимать как «НЕ замечай цвет кожи, важны только черты характера и личные качаства». Это равенство перед законом, перед моралью и принятие американских негров как своих в американском белом обществе. Нынешним «равенством результатов» это даже не пахнет.

        Но сам Кинг был близок марксизму, что по-моему простительно в его положении.

        1. Нынешним «равенством результатов» это даже не пахнет.

          Но Кинг-то в этом не виноват.

    3. Bormashenko
      — 2021-03-04 18:49:40(764)

      «Зато высказываются требования не равенства, о котором совершенно справедливо мечтал Мартин Лютер Кинг». Несправедливо мечтал. Нет никакого равенства среди людей. Я не могу бежать стометровку за десять секунд, а многие люди не умеют решать задая физике. Если принимаешь идеи Мартина Лютера Кинга, придется принять и cancel culture. Но это из тех истин, которые нельзя понять, но только прожить. Вот и прожили
      ========================

      Эдуард, по моему, Вы в данном случае упростили проблему. Конечно, один человек бежит быстрее другого (возможно, здесь статистически черные лучше белых). Конечно, один человек способен усвоить уровни математики лучше другого (возможно, здесь статистически белые лучше черных). Но Л. Кинг говорил о социальном аспекте проблемы:
      «Многие белые люди на Юге видят себя устрашенным меньшинством в океане чернокожих. Они искренне верят в глубине своего ума, что негры развратны и заражены болезнями. Они рассматривают любые попытки добиться равенства как ведущие к «разврату». Они убеждены, что расовое равенство — это коммунистическая идея, и что те, кто этого требует, подрывные элименты. Они считают, что их кастовая система — это высшая форма социальной организации». – http://kinginstitute.stanford.edu/king-papers/documents/our-struggle

      Должно ли вести признание, что равенство людей есть утопия, к установлению кастовой системы (какой формы – вопрос следующий), или, несмотря ни проблематичность идеи равенства, к равенству между ними (в каком воплощении – вопрос следующий). Было ли стремление к равенству в истории Запада только ошибкой? Не достигло ли общество многого на этом пути, в том числе и по отношению к чернокожим, и не должны ли мы относиться положительно к этим достижениям, даже если они обращаются в извращение политики равенства? Следует ли предупредить эти извращения борьбой за кастовую систему некоего рода по политическому решению или по самотеку разделения общества в силу реализации принципов меритологии?

      Не следует ли признавать первичное равенство людей в свете того, что над всеми ими есть единый Бог, сотворивших их по Своему образу и подобию, но в разнообразии, которое вызывает вторичное неравенство между ними. И не принимать кастовую систему, помня, что равенство есть идеал, который постоянно оказывается проблемой для людей, принимающих его и обнаруживающих, что равенство и свобода всегда сталкиваются между собой. Но жить и действовать надо со стремлением или к восстановлению или консервации кастовой системы в том или ином виде, или к стремлению к равенству и свободе, зная что успехи на этом пути могут быть только ограниченными, часто только временными и чреватыми извращениями. Но не возвращаться же к Египту фараона, ни к рабовладению, ни к сегрегации… Или возвращаться?

      P.S. Я знаю, Ничего оригинального я не высказал, но не все-таки хотел не оставить вопрос без внимания.

      1. Борис Дынин: … жить и действовать надо со стремлением или к восстановлению или консервации кастовой системы в том или ином виде, или к стремлению к равенству и свободе …
        =====
        У меня другое мнение: жить и действовать надо со стремлением к тому, чтобы никто не чувствовал себя униженным: ни меньшинстви и/или те, кто получают пособия — и ни большинство и/или те, у кого берут деньги чтобы дать другим пособия.
        Очень плохо быть сверх-чувстительным к унижению меньшинств — и мало-чувстительным к унижению консервативной половины страны. Но гордые своими «Благими Намерениями» никчемные элиты «Большого Государства» делают именно это.

      2. Полагаю, что должно быть равенство в стартовых возможностях, а далее, как себя покажешь. Но если даешь преимущество тем, кто неспособен решить поставленные условия, то это ведет к диктату неспособных ввиду уязвленной ущербности, которые будут самоутверждаться за счет других.
        И опять же главное: «Не делай другим того, чего не желаешь себе » и тогда общество стало бы идеальным, но такого не бывает, увы. Всегда будет выстраиваться вертикаль — так заложено в природе.

        1. «Полагаю, что должно быть равенство в стартовых возможностях …»
          =====
          Но для этого надо или забирать у родителей детей в гос.интернаты — или уровнять условия у родителей-миллионеров и у родителей-наркоманов.

  13. Тревожная статья. Надежда на то, что это уродливое поветрие встретит нарастающий, влиятельный протест, и «меланократия» как термин не войдёт в словари. Непонятно, почему некоторые авторы не поддержали русского перевода (бойкот?), ведь нашумевшая статья Илларионова была на похожую тему, и его увольнение из научного института США того же порядка, что отказ научного журнала Великобритании опубликовать эту статью.

    1. Извините, Лазарь, но как может серьёзный журнал публиковать статью, авторы которoй недоумевают по поводу термина Caucasian?

      1. Извините, Сэм, но термин «Caucasian» многими считается как устаревший. В том числе и английской википедией.

  14. По-моему современный левый анти-расизм это пост-христианская вера-религия-церковь, принципиально похожая на фанатичное христианство времён инквизиции:
    1) вместо «первородного греха» — расизм американских рабовладельцев и европейских колонизаторов.
    2) вместо веры в милосердного Иисуса — вера в «левую социальную справедливость» (равенство результатов).
    3) вместо протестантов и еретиков — консерваторы и требующие рациональных доказательств «системного расизма».
    4) вместо иезуитов, доминиканцев и т.д. — сообщества левых журналистов, университетских гуманитарных «учённых» и т.д.
    5) вместо индульгенций — пожертвования на BLM.
    6) вместо аутодафе — кансель культура.

    Эту аналогию можно ещё продолжать и продолжать. И всё это полное отрицание и идей европейского Мартина Лютера (1483-1546) и идей американского Мартина Лютера Кинга (1929-1968).

    P.S.: Курс «комиссии по правам человека» канадского Онтарио о расизме и расовой дискриминации:
    http://www.ohrc.on.ca/sites/default/files/media/html/call-it-out_en/index.html

    1. По-моему современный левый анти-расизм это пост-христианская вера-религия-церковь, принципиально похожая на фанатичное христианство времён инквизиции

      Я бы не стала ограничивать это христианством, по той же схеме построены все сообщества, религии, идеологии в периоды фанатизма.

      1. «Я бы не стала ограничивать это христианством …»

        Вы 100% правы: все сообщества повторяют, как фарс, трагедии именно СВОЕГО прошлого. И это происходит именно тогда, когда они теряют свою историческую память. Поэтому не удивительно, что современные левые пост-христианского Запада повторяют, как фарс, трагедии именно из самых мрачных периодов своего христианского прошлого.

  15. Ой, знаете, вдруг сообразила: Весь этот бред излагается и опровергается в двух словах А.К. Толстым:

    И, увидя Потока, к нему свысока
    Патриот обратился сурово:
    «Говори, уважаешь ли ты мужика?»
    Но Поток вопрошает: «Какого?»
    «Мужика вообще, что смиреньем велик!»
    Но Поток говорит: «Есть мужик и мужик:
    Если он не пропьет урожаю,
    Я тогда мужика уважаю!»

    «Феодал!— закричал на него патриот,—
    Знай, что только в народе спасенье!»
    Но Поток говорит: «Я ведь тоже народ,
    Так за что ж для меня исключенье?»
    Но к нему патриот: «Ты народ, да не тот!
    Править Русью призван только черный народ!
    То по старой системе всяк равен,
    А по нашей лишь он полноправен!»

    Тут все подняли крик, словно дернул их бес,
    Угрожают Потоку бедою.
    Слышно: почва, гуманность, коммуна, прогресс,
    И что кто-то заеден средою.
    Меж собой вперерыв, наподобье галчат,
    Все об общем каком-то о деле[8] кричат,
    И Потока с язвительным тоном
    Называют остзейским бароном.[9]

    И подумал Поток: «Уж, Господь борони,
    Не проснулся ли слишком я рано?
    Ведь вчера еще, лежа на брюхе, они
    Обожали московского хана,
    А сегодня велят мужика обожать!
    Мне сдается, такая потребность лежать
    То пред тем, то пред этим на брюхе
    На вчерашнем основана духе!»

  16. Давайте все-таки различать причину и следствие. Не потому расистский бред всплыл, что его финансируют, а потому финансировать стали, что увидели его перспективность. По той же причине финансировал Савва Морозов большевиков, а немецкие богачи — нацистов. Заблаговременно отношения налаживают с завтрашними хозяевами. Конечно, хозяева эти — не черные, как в России они пролетариями не оказались. Кто они и откуда взялись — вопрос отдельный, я думаю, что во всех трех случаях они — «глубинное государство», т.е. чиновничество.

  17. Настойчивость авторов, по-моему, смазывается неубедительностью, начиная, с попыток найти историческую глубину и до размытого целеполагания. Например, частично разрушенная при нацизме наука была ее прагматизацией и вызвала жесткую конкуренцию в мире за лучшее вооружение и материалы для него. Достаточно вспомнить ракеты и атомную бомбу. Советская наука многое потом заимствовала и развивала. Римская империя как раз уничтожила лучшее в греческом наследии, сама ничего науке не дала. В ней развивались опять же прагматичные технологии и инженерия. К тому же ее восточная наследница просуществовала до нового времени с таким же успехом, незаметно для науки.
    Европейская наука деградирует и сама по себе, процентов 80 ее содержания это графомания и плагиат. В этом легко убедиться, взглянув на результаты рядовой научной конференции (в своей специальности я пару раз проделал). Занятие ею стало привлекательной синекурой. Правда, не настолько привлекательной, как религии, которые разумных людей все-таки отталкивают безнравственностью и занудством еще со времен антисемита Вольтера.
    Далее по тексту, страшная Франкфуртская школа, переселившаяся в США, лет 50 вообще не давала о себе знать, хотя как-то легко переключилась с марксизма на расовый прогрессизм. В классическом марксизме по определению нет ни капли национализма, наоборот есть разделение общества не по нациям, а по классам обладателей собственности. Он привел к защищенности класса наемных работников всех уровней и на глаз заметному развитию социальных лифтов. Авторы и сами указывают на Джона Майрига Томаса, отец которого был валлийский горняк.
    Пугающие там и сям перекосы сопутствуют перечню ученых разных народов и стран, успешно и без расовых предрассудков вливающихся в мировую науку через американскую и европейскую.
    Феминизм — это затянувшееся противостояние сексизму, который как-то не принято признавать. Между тем, в группе, где я учился, лучшими студентами были девочки. Одна их них за пределами России стала единственным из группы профессором (в Австралии, в университете из первой сотни по рейтингу). Зато наш университет из раза в раз отбирал такую серость, что его объединили с политехом и он остался незаметен даже и в России. Сексизм отступает медленно, потому и феминизм иногда заносит. Это проблема, господа? Где ваши папы-горняки?
    И главное, где статистика, указывающая на признаки «трагедии»? Вероятно она есть и была бы убедительнее, чем пример Фаузии Ахмад.
    Коротко, «если ты за бабки рубишься, то зря, у меня их нет», как сказала девчушка-наркоманка герою фильма «Брат».

  18. По-моему, бесспорно одно — есть те, кто оплачивает всю эту расистскую мерзость,
    скажем, той же Фаузии Ахмад, разливаемую по всем широкодоступным каналам.

  19. Не впервой читаю об этом.
    А поверить затрудняюсь.
    Мне недостает следующих явлений.
    1 – костров из книг;
    2 – сведений об источниках финансирования этих идей: ведь деньги – это не бумажные изделия, а отраженное ими золотое обеспечение, динамика которого зависит от производительности науки.

    1. Mоше K. — …ведь деньги – это не бумажные изделия, а отраженное ими золотое обеспечение, динамика которого зависит от производительности науки.
      ::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
      Верно, так же как и то, что 8 Нобелевских лауреатов из Украины проживали за её пределами.
      «Хронологический ряд лауреатов Нобелевской премии, уроженцев Украины, начинается с Ильи МЕЧНИКОВА.. Еще одним Нобелевским лауреатом в области физиологии и медицины стал ученый-микробиолог из Украины Зельман Абрахам ВАКСМАН (1888 — 1973), уроженец города Прилуки на Черниговщине.
      В городе Золочев на Львовщине 18 июля 1937 года (тогда он входил в состав Тернопольского воеводства Польши) родился Роальд ГОФМАН (Сафран) — сегодня крупнейший американский специалист в области органической и квантовой химии. На украинской земле, в Галичине, прошли его первые детские годы. Юный Роальд рано познал долю малолетнего узника фашистских палачей, а впоследствии и бескорыстное проявление человеческой доброты и жертвенности со стороны учителя-украинца, который до конца нацистской оккупации Львовщины прятал Роальда и его мать Клару Розен то на чердаке своего дома, то на чердаке сельской школы. Отец мальчика погиб. Когда в 1944 году Красная армия освободила Западную Украину, мать и сын переехали в Польшу (Краков).
      Интересна биография Саймона КУЗНЕЦА (1901 — 1985). Он прошел долгий и славный жизненный путь ученого и гражданина — от Харькова, где жил до 1921 года, до мирового признания и премии Нобеля по экономике (1971 г.). Награжден как гражданин США.
      Лауреат Нобелевской премии Георгий ШАРПАК, чье детство прошло на Ровенщине, стал на чужбине одним из самых талантливых ученых-экспериментаторов современности. В 1992 году он был отмечен Нобелевской премией по физике «за изобретение устройства, отбраковывающего субатомные частицы в субатомном ускорителе»… Высшую международную премию получил как гражданин Франции.
      В ярком созвездии нобелевских избранников должное место занимает и писатель Шмуэль Йосеф АГНОН,..родился и формировался как мастер слова на Тернопольщине « http://kotljarevka.blogspot.com/2012/10/blog-post_855.html
      — — Светлана Алексиевич. Белорусская русскоязычная писательница, родилась в Станиславе (ныне Ивано-Франковск) в семье белоруса и украинки. Лауреат Нобелевской премии по литературе 2015 года.
      Эрик Кандел, лауреат Нобелевской премии по медицине и физиологии, 2000 год — за исследования сигнальной трансдукции в нервной системе (работа Кандела показала, с помощью каких механизмов формируется кратковременная и долговременная память). Его мать родом из Коломыи, из богатой семьи ортодоксальных евреев, а отец – из бедной семьи, жившей в городе Олесько Львовской области.

Добавить комментарий для Борис Дынин Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.