Эдуард Малинский: Будет ли по–прежнему израильский «народ безмолвствовать»?

Loading

Огрехи и недостатки в образовании харедим не дают им возможность быть востребованными на современном рынке труда. Сегодня и служба в армии, и работа, даже на рядовых должностях, требует полного аттестата зрелости. Уровень образования не позволяет ультраортодоксам получить достойную работу и платить налоги.

Будет ли по–прежнему израильский «народ безмолвствовать»?

Эдуард Малинский

Эдуард МалинскийВ прошлой статье я рассматривал ситуацию с партией НДИ в ходе предстоящих мартовских выборов. Дело в том, что, основываясь на изучении рус скоязычных сайтов, освещающих предвыборную кампанию, можно сделать однозначный вывод: подавляющая часть авторов этих сайтов настроена против Либермана и его партии.

В упомянутой статье я привёл несколько примеров, разъясняющих позиции оппонентов лидера НДИ. Основная часть упреков касалась отношения Либермана к ультраортодоксальному сектору, причём — и это удивительно — почти все они позиционировали его как антисемита. Редкое единодушие, но основано оно на весьма недостаточно корректных доводах.

И, если прочие упрёки в адрес НДИ удалось (так мне кажется, по крайней мере,) нейтрализовать, то вопрос отношения Либермана к ультраортодоксам показался мне настолько заслуживающим особого внимания, что захотелось рассмотреть его более подробно, показать процесс в его историческом развитии.

Многие комментаторы недоумевают:

… ведь было же время, когда НДИ и партии харедим работали в одной коалиции, сидели на одной правительственной скамье, принимали совместные решения,

но, как пишет автор одного поста:

«… Либерман вдруг развернулся влево и поставил во главу угла своей программы борьбу с религиозными евреями, т.е. по сути организовал антисемитскую кампанию в Израиле»

Небольшое отступление от темы: заметки на полях.

Не следует так уж зацикливаться на прошлом: мало ли что было в прошлом. Вот, к примеру, злые языки на некоторых постах утверждают, что ны нешние напряженные отношения между Либерманом и Нетаниягу продиктованы завистью, несбывшейся надеждой заменить премьера после возможного ухода последнего в отставку и возглавить Ликуд и много ещё всякой всячины: фантазии на любой вкус. И горестные вздохи: «А какие были хорошие отношения!»

Да, были, были хорошие отношения. Я даже помню один характерный эпизод.

В 1996 году Нетаниягу, вскоре после прихода к власти, во главе большой делегации, в составе которой был и Либерман, кажется, возглавляющий в то время канцелярию главы правительства, посетил Москву. На приёме, устроенном в честь израильского премьера тогдашним мэром Москвы Юрием Лужковым в гостинице «Метрополь», Нетаниягу, представляя членов делегации, подчеркнул, что с Либерманом у него не просто хорошие служебные отношения, а даже личные, дружеские:

«Он научил меня пить водку и кушать чёрный хлеб!».

Даже так!

Да, были хорошие отношения, а потом они испортились, но это же политика, а в политике бывает всякое. Ведь политика — это не только искусство возможного, как утверждал Отто фон Бисмарк, но, добавим мы, и искусство невозможного. Право же, ничего не бывает «вдруг», всё имеет свои причины…

Так и с ультраортодоксами, было всё: и совместное пребывание в коалиции и в правительстве — с 2009 по 2019 годы, и совместные решения, когда НДИ, пойдя на выборы -2013 совместным списком с Ликудом и, подчиняясь коалиционной дисциплине, голосовала и за увеличение стипендий студентам йешив, и за увеличение полномочий главного равванута, и против упрощения процедуры гиюра, и против создания института гражданского брака между евреями в Израиле (кстати говоря, за что партия и поплатилась на последующих выборах, понеся большой ущерб в мандатах), — всё ради создания атмосферы устойчивости и стабильности в верхних эшелонах власти.

Но всему есть предел. Не встречая взаимопонимания в выполнении ещё ранее подписанных коалиционных соглашений по вопросам совершенствования законопроекта о введении смертной казни для террористов, по закону о призыве ультраортодоксов на армейскую и альтернативную службу, и стремясь ограничить ползучую экспансию харедим в ключевых постах в кнессете и правительстве по контролю за финансовыми потоками и другими важными должностями, что представляло собою уже неприкрытую узурпацию власти, Либерман просто вынужден был покинуть коалицию.

Однако, вопреки утверждению комментатора, он начал борьбу не с религиозными евреями вообще, что можно было бы с какой-то долей правдоподобия квалифицировать как антисемитизм, а инициировал борьбу, но не религиозную, а политическую с партиями ультраортодоксов ЩАС и Еврейство Торы.

Вот что пишет сам Авигдор Либерман по этому поводу в статье «Израиль, который мы заслужили» (газета «Вести — НДИ», выпуск №11):

«Попытки наших противников представить НДИ партией «только не Биби», ненавистников ультраортодоксов или даже религии — ложь и пропаганда… Для большинства партий, стремящихся во власть, харедим — самый удобный коалиционный партнёр. Лидеров ЩАС и Яадут ха — Тора не интересует ничего, кроме поступлений из казны денег и льгот для их электората… Вот почему мы будем настаивать на формировании коалиции без них в следующем Кнессете».

И целью настоящей статьи является доказательство того факта, что критика Либерманом партий ультраортодоксального сектора — это не обыкновенное злопыхательство, а аргументированная и деловая, что мы и берёмся подтвердить цифрами и фактами в руках.

Начнем, как всегда это следует при серьёзном анализе, издалека.

Согласно данным Центрального Статистического Бюро (ЦСБ) Израиля, озвученным сайтом Mignews.co от 16.09.20. население Израиля составляло в прошлом году 9,426 млн человек, в том числе евреи — 6,845 млн, это порядка 74%. Из общего количества евреев — 43,1% приходится на светский сектор; 46,2% — на евреев, соблюдающих традиции; умеренно религиозных; религиозных сионистов; и только 11,7 % приходится на ультраортодоксов (в отчёте ЦСБ они выделены в отдельную категорию), т.е. чуть больше одного млн чел. против почти 6 млн остальных евреев.

Даже по этой элементарной арифметике нельзя считать критику харедим тотальным антисемитизмом!

Итак, лагерь ультраортодоксов сегодня — уже по самым последним данным Израильского института демократии от 31.12.20, озвученным на сайте NEWSru.co,il составляет 1,175 млн чел — это 12,6% населения Израиля (как видите, рост сектора харедим — более 4% в год — настолько велик, что даже во временных рамках одной статьи, величину его приходится корректировать).

Финансовое же положение среднестатистической ультраортодоксальной и светской семей озвучил в своем выступлении ещё до мартовских выборов 2019 года управляющий Госбанка Израиля проф. Амир Ярон, поэтому можно вполне доверять этим данным.

Чтобы не утомлять читателя детальной статистикой, скажу, что даже беглого взгляда на приведенные главой Госбанка цифры достаточно, чтобы понять: по сравнению со светской семьёй ультраортодоксальная имеет доход, примерно, в полтора раза меньше, но пособий из казны получает в полтора раза больше. и налогов платит почти в три раза меньше. Такая арифметика дала проф. Ярону основание заявить, что если ситуация в этом секторе не изменится, то только прямые налоги в стране придется повысить на 16% ! Заметим, что в Израиле налоги платит всего 38% населения.

Ситуация же, конечно, изменится, но в худшую сторону: по данным ЦСБ Израиля в 2040 году доля ультраортодоксов будет составлять уже 20% от населения страны, а в 2065 году — около 32% ! И при этом, по сегодняшней статистике, каждый второй из трудоспособных мужчин-ультраортодоксов не работает! И очень мала вероятность, что эта пропорция изменится в будущем в лучшую сторону, при нынешних-то приоритетах в этом секторе.

Чем это плохо для Израиля? Дело в том, что не только почти 50% мужчин сектора не работают вообще, но даже работающие востребованы только на низкоквалифицированных работах из-за отсутствия базовых знаний, удовлетворяющих сегодняшним требованиям рынка труда.

Так почему же все это происходит? Где корни этого ненормального явления? И чья злая воля здесь правит бал?

Статистика помогает оценить размеры грозящей стране в не очень далеком будущем — не побоюсь этого слова — катастрофы. Чтобы понять, как избежать её, необходимо установить причинно — следственную связь явлений: этого требует системный анализ.

Начну с того, что я не против религии как таковой, и никогда не забываю о том, что только благодаря иудаизму, евреи, изгнанные из своей историче — ской родины и рассеянные по всем странам и континентам на протяжении почти 2х тысяч лет, находясь при этом в условиях сплошного враждебного окружения, не ассимилировались, не растворились среди других народов, подобно массе своих современников, а сохранили себя как нацию.

При всем при этом я, по своим убеждениям, атеист.

Но дело ведь не в том, что, в отличие от религиозных членов общества, атеисты не верят а существование Творца: верить или не верить — это право каждого гражданина охраняется законодательно закрепленной в Израиле свободой вероисповедания!

Очень может быть, что и существует какое-то Высшее Существо, которое записывает где-то в космосе, в т. н. Книге Судеб будущее каждого человека, и, если предположить, что приписываемая Вольфу Мессингу способность, используя только ему доступные каналы связи с этой Книгой предсказывать судьбу человека, не миф, а является достоверным фактом, то кто его знает…

Повторяю, дело не в этом, а в том, что привнесенные в 21–й век средневековые религиозные догматы, взятые на вооружение партиями ультраортодоксального сектора ЩАС и Еврейство Торы для оболванивания своей паствы, что имеет место в среде ультраортодоксов, находятся в вопиющем противоречии с социальным укладом современного израильского общества, раскалывают его, создавая в нём напряжённые отношения. Именно это главное!

Но… подробнее об этом ниже. А сейчас продолжим основную тему…

Партии ультраортодоксов возникли сравнительно недавно. В 80х годах прошлого века рав Овадия Йосеф образовал партию ЩАС сефардских, т.е. восточных ультраортодоксов-выходцев из стран Северной Африки и стран Ближнего и Среднего Востока, а в 1992-м году хасиды из партии Агудат Исраэль и литваки из партии Дегель ха-Тора пошли на выборы единым списком в формате новой партии Яадут ха-Тора ашкеназийских, т.е. выходцев из Центральной и Восточной Европы — ультраортодоксов.

Нужно сказать, что парламентский дебют этих партий в союзе с партией ЩАС впечатлил — в 1992–м году они получили 16 мандатов. Отметим также, что на выборах в Кнессет партии ультраортодоксов всегда показывают весьма стабильные результаты: уж очень их электорат дисциплинирован. Так сказать, «говорящее меньшинство» против «молчащего большинства»!

В чем же тут секрет?

Думается, что навряд ли в вопросах партийного строительства и формирования мировоззрения своего избирателя духовные руководители харедим сознательно руководствовались рекомендациями видного австрийского философа Фридриха Августа фон Хайека (1899-1992 гг. ):

«.. проще всего обрести поддержку людей легковерных и послушных, не имеющих собственных убеждений. Таким образом, ряды тоталитарной партии будут пополняться людьми с неустойчивыми взглядами и легковозбудимыми эмоциями».

Но вожди этого сектора действуют именно по этому рецепту и делают всё для воспитания своего электората в таком духе.

Итак, образование. Давно известно, что чем более образованы и интеллектуально развиты члены общества, тем более разнообразны их взгляды и вкусы и тем сложнее ожидать от них единодушия в понимании любой конкретной ситуации. Поэтому единообразия взглядов следует искать в тех слоях общества, для которых характерен низкий моральный и интеллектуальный уровень и примитивные вкусы.

И с этой задачей успешно «справляется» система образования харедим: в учебных программах школ сектора отсутствуют базовые курсы по математике, английскому языку и обучению на компьютерах.

В результате, по данным ОЭСР — организации экономического сотрудничества и развития — сегодня только 10% харедим имеют аттестат о среднем образовании (для сравнения: в целом по стране багрут имеют 70% окончивших среднюю школу, т.е. с разницей в 7 раз, а не так давно, в 2009 году, — эта разница составляла только 4 раза, так что ситуация со временем лишь усуглубляется).

Ни в одной другой стране мира правительство не позволяет клерикалам в такой степени брать под свой контроль образование, как в Израиле: по утверждению доктора Лотема Перри Хазана из Хайфского университета:

«учебные программы еврейских ультраортоксальных школ в США, Англии, Бельгии ничем не отличаются от светских».

Уж там-то, наверняка, изучают и математику, и английский, и компьютеры.

Не лучше положение в учебных заведениях рангом повыше — йешивах, где основные общеобразовательные дисциплины тоже не изучаются, или, в лучшем случае — изучаются на уровне факультативов. Основное же внимание уделяется изучению религиозных догматов, в том числе и таких, что изучение Торы приравнивается к службе в армии.

Наверное, Давид Бен Гурион трижды перевернулся бы в гробу, если мог предположить, что количество студентов в йешивах, которым он согласился на заре становления Государства — 400 человек — дать освобождение от армейской службы, увеличится настолько, что уже в 2005 году под освобождение от службы в армии попадёт около 40 тыс. ешиботников, в том числе более 7,0 тыс, достигших 18-летнего возраста (в настоящее время, по статистике, в йешивах и колелях обучается 139 тыс. человек, из них 90,5 тыс — это женатые люди!)

Таким образом, часовой механизм заложенной более 70 лет назад бомбы замедленного действия продолжает исправно действовать и сейчас, отсчитывая время, работающее явно не на пользу Израиля!

Огрехи и недостатки в образовании харедим не дают им возможность быть востребованными на современном рынке труда. Сегодня и служба в армии и работа с высокими технологиями, даже на рядовых должностях, требует полного аттестата зрелости, а имеющийся уровень образования не позволяет ультраортодоксам получить достойную работу и платить налоги. Даже спецпроекты не помогают: открытие в Араде высокотехнологичного производства с целью привлечь к работе компактно проживающих там гурских хасидов закончилось неудачей: рабочую силу требуемой квалификации пришлось привлекать из других городов.

Итак, резюме: неуклонно растущее, в геометрической прогрессии, население харедим, с многодетными семьями, не имеет достойного образования, а потому лишено возможности получить работу с достойной оплатой и, как следствие, имеет низкий доход, а потому за чертой бедности проживает более 45% контингента.

Но ведь именно этого добивается партийное руководств ШАС и Еврейства Торы: оно получает в свое распоряжение послушный электорат, которым легко манипулировать ввиду его низкого образовательного уровня; электорат с низким доходом, а потому крайне нуждающийся в социальных пособиях, льготах из госбюджета, получение которых гарантируется при условии, что он — электорат — будет исправно выполнять порученную ему роль «винтиков» в машине голосования.

Заметки на полях, в скобках.

К написанному выше, со своей стороны, могу тоже добавить кое-что, с чем сталкивался сам, лично, в полемике на некоторых сайтах.

Вызывает удивление и даже недоумение тот факт, что такие очевидные вещи, о которых сказано выше, получают иную интерпретацию на так называемых, по меткому определению д-ра Софии Рон, «харедофильских» сайтах, т.е. сайтах, авторы которых — харедофилы, являются апологетами ультраортодоксов; это люди, мягко выражаясь, достаточно обременённые познаниями в области богословия; люди грамотные, а некоторые из них — даже с учеными степенями в таких сугубо материалистических областях науки как физика.

Полемика эта затрагивала две темы: образование и трудовая занятость в ультраортодоксальном секторе. Одни оппоненты утверждали, что харедим, обучаясь по современным программам в йешивах и колелях и заканчивая их, приобретают знания, которые помогают им при контакте с требованиями современного рынка труда, отстаивать «великую важность знаний, приобретенных в йешивах».

Например, один из авторов пишет:

«Первого марта я оказался в больнице для небольшой медицинской процедуры. Русскоязычная медсестра тщетно пыталась ввести в мою артерию иглу, но, осознав свою неудачу, извлекла ее обратно… Потом мною занялся хареди — Ицхак, и сделал все мастерски. И глядя на его значительное (так в тексте! — Э. М ) лицо, я размышлял: «Не посвяти Ицхак годы своей жизни изучению Торы, он бы и еврейской мудростью не овладел, и достойной работы не получил бы.»

Чего здесь больше: ханжества или добросовестного заблуждения?

Не очень понятно.

Ясно одно. Если многолетнее изучение Торы в действительности так «строить и жить помогает», почему же «великая важность знаний, приобретенных в йешивах», оказывается не востребованной на рынке труда?

Ведь априори понятно, что духовное богатство человека не освобождает его от обязанности быть участником рынка труда.

Что же касается уважаемого Ицхака, я рад за него: ему, как видно, удалось после окончания религиозного заведения освоить профессию медбрата на медицинских курсах и очень возможно, что обучение в йешиве действительно способствовало его серьёзному отношению к учёбе на профессиональных курсах. Всё может быть.

Тем более, что очень много лет назад я читал в фельетонах Нариньяни о существовании в Англии системы обучении молодых аристократов по методу лорда Маунбеттена, согласно которой молодые люди до 35-летнего возраста занимаются моральным самосовершенствованием: они музицируют, занимаются изящной словесностью, спортом, в том числе и верховой ездой и фехтованием и т.д. в частных заведениях, словом, живут в своё удовольствие. И только после 35 лет их начинают привлекать к общественно полезной деятельности. Но… и это главное: вся их «учеба» происходит исключительно за свой счёт.

Почему же в Израиле налогоплательщик должен оплачивать многолетнее моральное самосовершенствование ешиботников?.

Думаю, читатель согласится, что аргументы харедофилов в пользу того, что учёба в йешивах делает человека духовно богаче и одухотворённее, и, эта учёба олицетворяет еврейский характер государства и поэтому госфинансирование, преференции и социальные льготы для ультраортодоксов оправданы, звучат не очень убедительно.

Замечания же мои о том, что для демонстрации еврейского характера го — сударства и прочих подобных целей вполне достаточно тех 400 человек, которым Бен — Гурион готов был предоставить такую возможность, а сегодня эта цифра возросла почти до 140 тыс, что ложится тяжким бременем на рядового налогоплательщика, остались без ответа. Наверное, и бюджету Великобритании пришлось бы тяжеловато.

Были и другие харедофилы, но… уже на грани фанатизма. Например, один оппонент требовал знания соблюдения запретов и ограничений в объёме чуть ли не всех 613 заповедей, а другой усиленно, прямо-таки по — мессиански — призывал изучать талмуд — источник знаний, потому что для:

«… отточенного на логике Толмуда ума ешиботника нет никаких проблем с математикой: любую проблему он решает, как белка щелкает орехи»

Может быть, он намекает на Григория Перельмана, нашего современника, доказавшего гипотезу Пуанкаре, но он, как известно, закончил не йешиву, а мехмат университета.

Я не называю поименно авторов этих постов, но уверен, что они себя узнают при ознакомлении со статьёй. Подумать только, какой секрет Полишинеля: «этот Севастополь на берегу Энского моря»! А поступаю так потому, что считаю некорректным оспаривать право людей высказывать свои взгляды.

Хотя… хотя, откровенно говоря, в глубине души считаю более 75% своих оппонентов ханжами, именно в том смысле, как это трактует Толковый словарь Ожегова, т.е. лицемером, прикрывающегося добродетельностью и набожностью: ну, не может человек, сделавший научную карьеру в физике, искренне исповедовать средневековые догматы. Не может!

На том стоим!…

Но это, повторюсь, не для озвучивания и не для гласности, это мысли «не вслух».

И все-таки «не могу молчать» после прочтения статьи Бориса Камянова «Еврейская пирамида», опубликованной 9.02.21 на сайте интернет — газеты «Мастерская».

Собственно говоря, ничего нового в статье не было, там излагались всем давно известные нравственные законы, по которым живёт ультраортодоксальная община, но интерпретация их всё-таки удивила.

Впрочем, судите сами:

«Харедим в своём подавляющем большинстве не служит в армии, что вызывает ненависть антирелигиозных израильтян и справедливую озабоченность остальных, ибо в ситуации массового уклонения «золотой» светской молодёжи от армейской службы мы скоро столкнемся с серьёзной проблемой в сфере безопасности».

Каково? Это ли не шедевр словесной эквилибристики?

Вдумайтесь в написанное:

«Справедливую озабоченность общества вызывает» не то, что «харедим в своем подавляющем большинства не служат в армии» — это как бы является неизбежной, имеющей статус существующего закона, составляющей современного израильского общества, и тут уж ничего нельзя изменить, — а «серьёзную проблему в сфере безопасности» создаёт, оказывается, «массовое уклонение светской молодёжи от армейской службы».

И вот этой проблемой и должно заниматься государство.

И далее… Ешиботники же (за исключением некоторых, отлынивающих от учебы и которых всё-таки г-н Камянов милостиво разрешает рекрутировать в армию как непригодный для йешив балласт):

«… должны продолжать свои занятия на благо еврейского народа, и эти занятия не менее важны для него, чем армейская служба».

Думаю, что нет необходимости в дальнейших комментариях этих «аргументов», которыми оперирует автор упомянутой статьи. Тут всё поставлено с ног на голову.

Скобки этого продолжительного отступления закрываются.

А мы продолжим основную тему.

И эти ультраортодоксальные слои общества, малообразованные и не востребованные потому на современном рынке труда, идут за своими лидерами не только к избирательным урнам, но и для участия в уличных демонстрациях и столкновениях с полицией по любому поводу и просто без него (подробнее об этом немного позже).

При этом некоторые комментаторы утверждают, что не корректно экстраполировать отрицательные качества отдельных представителей ультраортодоксов на всю общину (община, мол, в целом состоит из хороших людей).

Спрашивается: откуда же берётся это массовое, почти поголовное участие в голосовании и прочих мероприятиях общины.

Вопрос риторический…

Но продолжим… Так всё-таки является ли критика харедим критикой религиозных евреев вообще или даже антисемитизмом?

Да, действительно, существует такой религиозный догмат, ещё с библейских времён: иудаизм может и должен исповедовать только еврей, но не представитель никакой другой нации; в отличие от других религий, как христианской или мусульманской, которые исповедуют народы разных национальностей.

И если исходить из ложной посылки: критику в адрес ультраортодоксов, т.е. харедим, отождествлять с критикой религиозных евреев вообще, и тем самым как бы перебрасывать отсюда мостик к критике евреев как таковых, то получается, что критика харедим — это антисемитизм.

Но такая упрощённая, до примитива, логика суждений напоминает классический образчик силлогизма в формальной логике:

«Земной шар — круглый; яблоко — круглое; следовательно, земной шар — это яблоко».

Не случайно назвал я это определение догматом, т.к. то, что считалось незыблемым ещё в эпоху позднего средневековья, сегодня, в 21 веке выглядит анахронизмом. Вот что говорит Закон о возвращении о понятии «еврей» (необходимо заметить, что в Законе, принятом в 1950 году, эта формулировка неоднократно менялась, и в последней поправке (1970 год) она звучит так:

«Евреем считается тот, кто рождён от матери — еврейки и не перешёл в другое вероисповедование, а также лицо, принявшее иудаизм»,

т.е. еврею не возбраняется быть даже атеистом, но ни в коем случае нельзя быть носителем религии, отличной от иудаизма. В СССР еврейство же вообще имело этническое происхождение.

. Но чтобы окончательно похоронить концепцию, что критика ультраортодоксов — это антисемитизм, сошлюсь на Декларацию Независимости Государства Израиль, принятую в 1948 году, в которой провозглашается светский характер государства, и далее:

Государство Израиль осуществляет полное гражданское и политическое равноправие всех своих граждан без различия религии, расы или пола, обеспечивает свободу вероисповедания, совести, выбор языка, образования и культуры.

Итак, продолжим линию основного сюжета заданной темы. Так чем же ещё опасна политика, которую в своих корыстных целях исповедуют партийные боссы ультраортодоксов?

Она наносит непоправимый вред не только их электорату, но и всему гражданскому обществу и даже Государству Израиль в целом. Не будем голословными, докажем и это с цифрами и фактами в руках.

Относительно ультраортодоксального сектора. На протяжении всей истории религиозные евреи разных течений во всех странах зарабатывали на жизнь упорным трудом: сама жизнь принуждала к этому.

Но в Израиле на рынке труда их очень немного: выше мы уже показали, кто виноват в этом. А согласно расчётам Международного Валютного Фонда — МВФ — причиной слабости экономики Израиля является как раз неучастие почти половины мужчин-харедим в экономической жизни страны, тогда как в целом по стране — в экономике трудятся 72% её населения. И, как следует из тех же расчетов, участие этого сектора в производительном труде в масштабе других категорий населения дало бы прирост ВВП на 15%!

Так почему все-таки эта половина не работает? Очень просто: система приоритетов, принятая в секторе, делает невыгодной работу. Выйдя на работу, харедим теряют значительную часть преференций, гарантированных государством и принятых под нажимом ультраортодоксального лобби в кнессете: это пособия, льготы и стипендии, которые получают студенты йешив и колелей; например, очутившись на рынке труда, многодетный учащийся колеля теряет почти 5,5 тысяч шекелей, т.е. сумму, которую он навряд ли заработает там ввиду отсутствия у него необходимого образования и соответствующих трудовых навыков. Поэтому он предпочитает всю жизнь изучать Тору, превратившись в заложника партийных боссов и беспрекословно выполнять указания раввинов в надежде получать от них выбиваемые у правительства очередные субсидии. Так их электорат морально развращается в нужде и безделье! (Замечу в скобках: все эти преференции — за счёт налогоплательщика!)

Скажу прямо: мне их чисто по-человечески жаль. Могут ли люди, находящиеся на иждивении и тотально зависящие от ссуд, льгот и привилегий, претендовать на те же права, которыми обладают занимающиеся производительным трудом их сограждане? Ведь если представители других секторов населения считают, что живут в справедливом обществе, а их низкий социальный статус-это следствие простого невезения или сознательного выбора, то ультраортодоксы предпочитают считать, что они живут в мире, которым правят враждебные им люди.

Такие взгляды насаждаются руководителями ультраортодоксов. Так, не очень давно глава сефардов раввин Ицхак Иосеф, сын основателя партии ЩАС Овадии Йосефа, заявил, что:

«среди репатриантов из бывшего СССР много гоев, коммунистов, ненавидящих иудаизм и являющихся частью определенного мировоззрения, пустившего прочные корни в среде религиозного истеблишмента».

А партийные боссы ультраортодоксов, реагируя на поднявшуюся волну возмущения в израильском обществе, целиком и полностью поддержали раввина, внося таким образом свою лепту в раскол общества.

Окончание
Print Friendly, PDF & Email

24 комментария для “Эдуард Малинский: Будет ли по–прежнему израильский «народ безмолвствовать»?

  1. Двадцать третьего числа
    Праздник демократии
    Будем выбирать кАзла
    Из «аристократии».

    Кто-то чей-то сын иль внук,
    Кто-то чей-то лучший друг,
    Кто-то сер, а кто-то сед,
    Кто-то автор всех побед…

    Только выборы пройдут —
    Только выберем кАзла,
    Нас уже другие ждут —
    Просто не хватает зла…

    И нельзя ведь не пойти —
    Нужно Родину спасти!
    🙂

  2. Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что не хлебом единым жив человек (и государство) и что национальная идея, национальная культура, национальное сознание — важнейшее для Израиля, его существования.Но надеюсь и вы согласитесь с тем, религиозные сионисты, которые служат в армии и практически поголовно работают, являются частью религиозного еврейства. Так может быть ультраортодоксам уже пора вырваться из построенного ими гетто и во всем брать пример с религиозных сионистов???

    1. VladiU: … Так может быть ультраортодоксам уже пора вырваться из построенного ими гетто и во всем брать пример с религиозных сионистов???
      =========
      Помните анекдот про «теоретически у нас 3 миллиона $$$, а практически — две шлюхи и старый пид**ас» ?
      Так вот: теоретически вы правы. А практические это именно вы, либерманцы, это самый лучший друг гетто-сохраняющих харедимных политиков. В нашем поколении это именно вы, либерманцы, сделали самый большой вред массе харедим, которые хотят и могут начать выходить из гетто.

      Тем либерманцам, которые честны с самим собоей — им пора начать с себя, самим выходить из своего гетто. Вы ведь тоже живёте в Израиле в своём узко-секторальном русскоязычном гетто, получаете почти всю информацию из израильской русскоязычной прессы (супер-примитивной по сравнению с ивритской израильской), многие владельцы и даже журналисты которой живут в России и само-идентифицируют себя именно с Россией.

      Для начала попробуйте понять огромную глупость своего требования смертной казни для террористов в нынешних условиях, когда Израиль не может или не хочет коллективно наказывать (особенно конфискацией земель) хамулы, которые поддерживают своих террористов. Террористинцы (и исламисты и националисты) ведь по-настоящему боятся только коллективного наказания своих хамул. А ненавистники Израиля на лево-либеральном Западе мечтают о казнях террористов в Израиле.

        1. Zvi Ben-Dov -19 марта 2021 at 17:39 |
          =====
          Читаю.

          Согласитесь: это черезвычайно трудно НЕ уметь читать иврит тому, кто закончил в Израиле школу, отслужил в ЦАХАЛе (немножко пехота, а потом тыловой офицер), дважды получил дипломы Техниона, регулярно молится в синагоге и даже немножко учит Тору.

          Вы никому не рассказываете, но я даже регулярно читаю Ха-Арец на иврите. Хотя идеологически я где-то внутри треугольника Беннет-Натаниягу-Смотрич.

          1. Zvi Ben-Dov — 19 марта 2021 at 18:44
            ======
            Вам я бы тоже посоветовал начать с себя (я иногда советую такое тем, кто выискивает соринки в чужих глазах, а в своем бревна не замечает):

            1) не пишите отупляюще-насмешливые стишки в важных вопросах, где гражданский долг требует постараться серьёзно разобраться.
            2) вместо ваших разрушающих Страну эмоциональных оров «только не биби» начните критиковать его без тупой ненависти и по-существу, за его конкретные дела.

          2. Я постараюсь учесть ваши пожелания 🙂

          3. Я постараюсь более искренне и осмысленно произносить все части молитвы «амида».

          4. Правильно, Бени, молитесь.
            Как ответил раввин из старого анекдота на вопрос» Поможет ли молитва?» — «Не повредит» 🙂

          5. Цви, я же не только молюсь. Полтора-два года назад в Торонто нескольким местным и приезжим сторонникам НДИ вежливо объяснили, что канадские законы и местная Бнай-Брит считают расжиганием ненависти — и как в Канаде с этим борятся.
            Помогло 🙂

          6. А в Канаде, оказывается, есть НДИ? Может и все остальные партии? Вы вполне можете себе там (в Канаде) устроить этакий маленький Израиль и поливать друг друга, чтобы ощутить свою причастность к тому, что происходит у нас 🙂

          7. Слава Богу в Канаде нет НДИ. Но в Торонто есть уехавшие из Израиля НДИ-шники, которым и здесь доставляет удовольствие продолжать ненавидеть харедим. А какие-то мелкие израильские НДИ-шники об этом узнали и приехали сюда толкать речи и развести лохов на бабло и собирать пожертвования.

            Эдуард Малинский пишет вежливо и аргументированно (хотя ОЧЕНЬ односторонне), а те НДИ-шники были дикие и наивные. Вместо бесплатных залов для их речей от местной «ассоциации еврейских общин» они сами получили несколько неприятных речей 🙂

      1. Benny B
        19 марта 2021 at 17:15 «..это именно вы, либерманцы..»
        Я решил для себя-с хамами не дискутировать. Поэтому отвечу вам всего несколькими словами-я за НДИ не голосую…

        1. VladiU: Я решил для себя-с хамами не дискутировать. Поэтому отвечу вам всего несколькими словами-я за НДИ не голосую…
          ======
          1) Не голосуете, но соглашаетесь.

          2) Если вы прекратите путать взаимность с хамством, то количество хамов вокруг вас уменьшится 🙂
          Для прекращения путаницы вам стоит начать замечать здоровенные бревна в глазах своей части народа прежде, чем выискивать соринки-ветки-брёвнышки в глазах других частей народа.

  3. Еще раз повторю: не хлебом единым жив человек (и государство). Национальная идея, национальная культура, национальное сознание — важнейшее для Израиля, его существования. Из покон веков их носителями было и остается религиозное еврейство. Пока нет и, наверное, не может быть ему замены, разве что развитие и стыковка с мировой культурой в какой-то перспективе.
    А об экономических проблемах и харедим читайте здесь: https://www.facebook.com/groups/814655448717078/

  4. Ребята! Причем здесь Либерман? Оголтелой против Израиля демократической адвинистрации США может противостоять только Нетаниягу.

  5. Эти выборы — решающие во всей истории Израиля. Сравнимы с последними выборами в США, когда стало совершенно понятно, что, манипулируя даже в пределах Конституции, «демократы» уже не допустят к власти противников. Отношения сторон стали слишком очевидными. Чёрная революция лишь набирает обороты. «Чёрная» — именование просто по типу «цветных», не обязанное далеко не преобладающим присутствием в ней чернокожих. Испаноязычная иммиграция отнюдь не «чёрная». Но она существеннейшее пополнение «демократического» электора. Так неуклонно — да и неизбежно — преображается демократия, что замечено, кажется, ещё Аристотелем…
    Меняется не только мораль; уже вторжение — в саму природу человека, особенно заметное в сфере эроса, секса — мировое и МОРОВОЕ поветрие. Отголосок и в Израиле. Но здесь пока что набирает обороты КАК БЫ обратное — фальшивое увлечение «традицией» (в др.Израиле в жару потели как раз в таких чёрных сюртуках под такими же черными шляпами?) — сиречь, пошлое ханжество. О чём прекрасно сказано в этой статье — автора, у которого узнаю больше, чем у полусотни других.

  6. С большим удовольствием открыл для себя нового автора, который пишет о происходящем в стране. Причем пишет спокойно, со знанием дела и без желания \»заклеймить\» и навесить ярлыки (чем грешат его оппоненты!). Приятно удивило и то, что автор даже не поднимает традиционный вопрос \»Кто виноват?\», не дает рецептов для изменения ситуации в сфере взаимоотношения светских, соблюдающих традиции (масорти) и ультраортодоксов, которуя я, как и он, расцениваю как близкую к катострофической.

  7. Б. против Г.
    Б. Г. : «Русскоязычная медсестра тщетно пыталась ввести в мою артерию иглу, но, осознав свою неудачу, извлекла ее обратно… Потом мною занялся хареди — Ицхак, и сделал все мастерски. И глядя на его значительное лицо, я размышлял: «Не посвяти Ицхак годы своей жизни изучению Торы, он бы и еврейской мудростью не овладел, и достойной работы не получил бы.»

    Э. Б.: «Я обзнакомился со всеми медсестрами и санитарами онкологии. Лучше всех колют в вену Рая и тощий, маленький, приветливый бедуинчик Юсуф.»
    И русскоязычная Рая, и бедуинчик, не обременённые Талмудом, колят лучше всех! Чудеса, однако.

  8. Либерман — один из немногих политиков Израиля, которые дело делали, а не «с флагом бегали». Я его очень уважаю, но за него всё равно не проголосую — инстинкты не позволят…
    Или таки позволят? 🙂

    1. Браво! Жалею, что после выборов закончится Ваш перформанс «Одинокий думающий избиратель».

Добавить комментарий для Benny B Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.