Лев Мадорский: Удивительная тайна человеческой природы

 566 total views (from 2022/01/01),  2 views today

С гениальным учеником (13 лет) занимаюсь сейчас. Он играет произведения высшей технической трудности и, не зная гармонии, пишет интересную музыку. Когда спрашиваю, как ты нашёл этот странный аккорд, который не вписывается ни в какие гармонические каноны, он отвечает одинаково: «Услышал»…

Удивительная тайна человеческой природы

Лев Мадорский

Лев Мадорский

«Гений — это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться»
Иммануил Кант

Я бы сказал, самая удивительная тайна. Потому что никто на протяжении человеческой истории не может её объяснить. Никто не понимает откуда у обыкновенных родителей рождается ребёнок гений. Откуда, вообще, гении берутся. Из каких невероятных генетических переплетений появляются люди, двигающие вперёд земную цивилизацию. Люди, которые, как сказал один остроумец, «… стреляют в цель, которую не видит никто — и попадают».

Гений учитель учит гениев учеников

Особенно поразительные вещи происходят, когда гениальный учитель встречает гениального ученика. Именно так случилось в начале прошлого века в Одессе. У Петра Соломоновича Столярского, скромного, никому неизвестного оркестранта одесского оперного театра, были три гениальных дара. Он умел увидеть в трёх-четырёхлетнем ребёнке гения. Умел заинтересовать ребёнка музыкой. Умел сделать (поверьте это не так-то просто) из вундеркинда великого скрипача. Недаром музыкальную школу, которую Столярский организовал прямо у себя на квартире, называли «фабрикой талантов». Из этой школы-фабрики вышли многие гениальные скрипачи: Натан Мильштейн, Борис Гольдштейн, Михаил Фихтенгольц, Самуил Фурер, Елизавета Гилельс… Список можно продолжать и продолжать. Не удивлятесь, что все евреи. Не только разговоры с мамами, но и занятия в школе-квартире происходили, в основном, на идиш.

Много лет учу детей игре на фортепиано и знаю доподлинно, что совмещение этих трёх дарований в одном человеке также невероятно, как, скажем, зарождение жизни на Земле. На мой взгляд, самый поразительный дар из этой триады — увидеть. По каким критериям Пётр Соломонович находил будущих великих скрипачей совершенно непонятно. Молодой человек ходил по Одессе и наблюдал за маленькими детьми. Иногда останавливался около песочницы, где они играли, и на глазах испуганных мамаш разговаривал с ними. А потом произносил слова, как правило, повторяю, на идиш, которые определяли судьбу ребёнка: «Приводите малыша в мою музыкальную школу. Я сделаю из него большого скрипача».

И мамы почти всегда приводили. Никто из родителей, особенно, еврейских, не откажется от такого шанса. Именно эти слова определили судьбу «Додика» — Давида Фёдоровича Ойстраха, когда тому было 4 года, Столярский увидел мальчика (просто увидел!) в первом ряду оперного театра, где его мама пела в хоре. К словам этим Пётр Соломонович добавил потрясающую фразу «У Вас обыкновенный, гениальный ребёнок».

Впрочем, и другие составляющие триады — увидеть, заинтересовать и сделать тоже невероятно сложны и им тоже нельзя научиться. Также как, например, невозможно научиться делать скрипки, сравнимые со скрипками Страдивариуса, Гварнери или Амати. Это прерогатива гения.

Мой опыт

В моей практике три раза встречались невероятно одарённые к музыке дети. В молодости, когда я только начинал работать, это была ученица в московской музыкальной школе. Она прыгала через ступеньки и в 9-10 лет играла «Патетическую» Бетховена или, скажем, «Революционный этюд» Шопена. Передо мной уже, казалось, замаячили лавры учителя лауреата международного конкурса. Но не получилось. У папы девочки оказалось психическое заболевание — маниакальный бред ревности.

Во время летних каникул я подрабатывал аккордеонистом в пионерском лагере в Подмосковье и мама в тихий час (время послеобеденного сна) привозила дочку. В лагере был актовый зал и стояло старенькое пианино. Однажды, после занятий, когда девочка с мамой уехали, ко мне в зал прибежала вожатая: «Лев Романович. Спрячтесь где-нибудь. По лагерю бегает с ножом какой-то мужик и ищет Вас». Я ничего не понимал, но попросил вожатую снова зайти, когда таинственный мужик уйдёт. Позже выяснилось, что это был папа ученицы-вундеркинда, который вскоре после лагерного инцидента попал в психушку. Когда рассказал о произошедшем сестре, врачу психиатру, она предупредила, что такие больные агрессивны и всё может плохо кончиться, Я вынужден был отвести ученицу в Центральную музыкальную школу и показать знакомому профессору-женщине. Она её забрала, что называется, с руками. Но лауреатом девочка не стала. Через несколько лет она занятия музыкой бросила, ушла из дома, связалась с дурной компанией. Видимо, сказалась наследственность.

Вторая встреча с гениальным ребёнком произошла уже в Германии. Я о ней писал несколько лет назад в «Мастерской» и не буду повторяться.

С третьим гениальным учеником (13 лет) занимаюсь сейчас. Он, как и моя первая ученица, играет произведения высшей технической трудности и, не зная гармонии, пишет интересную музыку. Когда спрашиваю, как ты нашёл этот странный аккорд, который не вписывается ни в какие гармонические каноны, он отвечает одинаково: «Услышал». Как тут не поверить в божественную суть гениальности?

Откуда они берутся?

Есть разные теории происхождения гениев:

  • Гениальность зависит от генетики.
  • Гениями становятся в результате напряжённого труда. Существует даже магическая цифра — 10 тысяч часов. Если постоянно и напряжённо идти к цели, то столько часов нужно, чтобы стать гением.
  • Есть прямая связь между гениальностью и уровнем
  • Существует теория географии гениальности. Согласно этой теории в определённое время и в определённом месте, благодаря соответствующим культурным параметрам, рождаются гении. В Древних Афинах (550 лет до н.э.) это были Сократ, Платон, Аристотель, Гиппократ, Софокл и многие другие. Также много гениев появилось во Флоренции через 2000 лет: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Донателло, Боттичелли, Росселли. Этими местами концентрация гениальных людей, конечно же, не исчерпывается. Достаточно вспомнить китайскую провинцию Ханчжоу (1-3 в. в. н.э.) или современную Кремниевую (Силиконовую) долину.
  • Лично я думаю, что гениальность — божественный дар. Это подтверждают две удивительные истории о Моцарте.

Моцарт сочиняет концерт для фортепиано

В тот день, когда случилось чудо, о котором хочу рассказать, всё было как обычно. Папа с утра ушёл на работу. Мама готовила обед на кухне. Пятилетняя сестрёнка Наннерль играла с куклами в соседней комнате.

И вдруг, неожиданно, в какой-то момент трёхлетний Вольфанг услышал музыку. Эту музыку он никогда раньше не слышал. Она явилась непонятно откуда. Она звучала у него в голове. Она повторялась снова и снова. Вольфанг чувствовал, что ему надо что-то сделать с новой музыкой, но он не знал что.

Малыш зашёл к маме на кухню:

Я слышу музыку. Что мне делать?

— Не мешай. Видишь я готовлю обед. Если тебе скучно, иди поиграй с Наннерль.

Он зашёл к Наннерль:

— Я слышу музыку. Что мне делать?

— Я тоже слышу. Ну и что? — Ты не могла её слышать. Это новая музыка.

Вольфанг ушёл в свою комнату, замер и прислушался. Музыка продолжала звучать и надо было что-то делать. Если бы папа был дома, он, наверно, подсказал бы что. Мальчик подошёл к столу. Там лежали нотные листы, на которых папа записывал музыку. Вольфанг с трудом влез на высокий стул, взял лежавшее рядом гусиное перо и обмакнул его в чернильницу. С этого момента и начинается чудо.

Трёхлетний Моцарт записывал музыку, звучавшую в его голове. Он стал писать концерт для фортепиано. Тут всё непонятно. Всё — чудо. Во-первых, малыш не знал нот. Он не мог их знать, потому что никто его нотам не учил. Да и кому придёт в голову учить нотам трёхлетнего ребёнка. Во-вторых, он никогда не записывал музыку в нотах. Ведь чтобы записать музыку в нотах, надо уметь это делать. И, наконец, в третьих, маленький Моцарт не имел представления, как сочиняются концерты для фортепиано. Этому его тоже никто не учил.

Тем не менее, маленький Моцарт писал быстро и увлечённо. Он перепачкал в чернилах всё, что можно было перепачкать: руки, лицо, одежду, стол, пол около стола. Да и сами нотные листы были в нотных кляксах. Он писал и писал. Тут не остаётся сомнений. Рукой малыша двигал Всевышний.

Малыш даже не заметил, как вошёл в комнату, вернувшийся с работы отец.

— Ты что делаешь, сынок?

— Пишу концерт для фортепиано.

— Можно посмотреть?

— Да, посмотри, папа.

Старший Моцарт, бывший учителем музыки, взял нотные листы и стал их рассматривать. Его изумлению не было предела. Малыш написал концерт для фортепиано. Написанный по всем правилам. С оригинальными музыкальными темами. Это было невероятно. Это было сказке подобно. Такого просто не могло быть.

— Тебе помогала мама?

— Нет, никто не помогал. Мама сказала, чтобы я не мешал ей готовить обед.

Леопольд (так звали отца Моцарта) долго и задумчиво смотрел на сына, не зная, что сказать. Он стал свидетелем чуда. Настоящего чуда. Как жаль, что ноты концерта не сохранились…

Орден за божественный дар

В 1770 году Моцарт и Наннерль (сестра Моцарта прекрасно играла на клавесине) были на гастролях в Риме. У Наннерль приближался день рождения и Вольфганг раздумывал, какой

же сделать подарок любимой 16-летней сестричке. Как-то он услышал, что по религиозным праздникам папский хор исполняет литургическую мессу известного итальянского композитора Грегорио Аллегри для двух хоров. Рассказывали также, что месса Аллегри — личная собственность папского хора. Её ноты запрещено переписывать и, тем более, издавать. Месса хранится в Ватикане под строгой охраной в рукописи и в одном экземпляре. Тогда у юного композитора появляется сумасшедшая, немного мальчишеская идея — записать по памяти эту мессу и подарить ноты сестре.

Как раз приближался религиозный праздник. Моцарт пошёл в церковь, прослушал один раз эту сложнейшую, девятиголосую, длившуюся целый час, мессу и, придя домой, записал её в нотах. По памяти! Наннерль была очень довольна необычным подарком и, видимо, кому-то проболталась.

Доносчики Папы Римского знали всё и через некоторое время Святейшему сообщили о случившемся. Но он не поверил: «Человеку такое не под силу». Однако, упорные слухи, что юный музыкант сделал невозможное, продолжали ходить по городу. Однажды вечером около гостиницы, где во время гастролей проживал Леопольд Моцарт с детьми, остановилась карета с папским вензелем. Из неё вышел священник в чёрной сутане. Он спросил портье, в каком номере проживают Моцарты, поднялся на второй этаж и постучал. Открыл дверь Моцарт старший.

— Я руководитель папского хора, — представился пастор.

Проходите, пожалуйста, садитесь, — пригласил его Леопольд, подозревая, о чём пойдёт речь, и немного волнуясь.

Они сели. Вольфганг и Наннерль вышли из соседней комнаты.

Это правда, что Ваш сын по памяти записал мессу Аллегри?»

Леопольд помолчал и посмотрел на сына.— Да, правда, — сказал мальчик. — Разве это запрещено?Принеси, пожалуйста, ноты, — не отвечая на вопрос, попросил пастор.

Вольфганг взглянул на сестру. Та ушла в соседнюю комнату и вернулась с рукописью и передала её священнику. Тот погрузился в изучение нот. Все напряжённо молчали.

Просто немыслимо! — воскликнул пастор, просмотрев ноты до конца.— Я не нашёл ни одной ошибки. Неужели ты слушал мессу всего один раз? — спросил он мальчика.

— Да, один.

Пастор восхищённо развёл руками и удалился.

Через некоторое время вышел указ папы Римского о награждении Вольфганга Моцарта одним из высших орденов Ватикана, орденом рыцаря Золотой Шпоры за удивительный, данный Богом, музыкальный дар.

Послесловие

На тему «откуда берутся гении», сняты кинофильмы, написаны статьи и книги, но всё равно, по большому счёту, это загадка, чудо, некий феномен. Однако, есть некоторые общие для гениев особенности, которые их объединяют. Гении встречаются очень редко. Как считают некоторые генетики, например Харди-Вайнберг, один гениальный ребёнок рождается на 100000 обыкновенных детей. При этом, по мнению того же Харди-Вайнберга, из 500 гениев получает признание только один. Это как раз понятно. Для проявления гения нужны соответствующие условия. Неизвестно проявился бы, скажем, гений Моцарта, если бы он родился не в городской, музыкальной семье, а в глухой деревушке, и если бы у них дома не стоял клавир. Кроме того, гении не вписываются в окружающий мир. Они, как правило, изгои, отверженные, одиночки, склонные к апатии и частой смене настроения. Гении по другому видят окружающий мир, замечая в самом обыденном и обычном, необычное. Гении не зациклены на своей узкой специальности. В своём большинстве, они умеют многое.

Не исключено, что в будущем учёные сумеют выяснить наследственные признаки гениальности и определить в чём состоит гениальность новорожденного. И тогда не один из 500, а все люди, имеющие гениальные задатки, смогут проявить себя. Это было бы самым большим достижением за всю историю человечества…

Print Friendly, PDF & Email

37 комментариев к «Лев Мадорский: Удивительная тайна человеческой природы»

  1. Лев Мадорский:
    «Гению реально не нужно то что нужно нам. Просто не имеет никакого значения“.
    David Aronovich:
    „Мне, например, тоже мало что нужно, если сказать точнее, то практически ничего не нужно, всё своё, как говорится, я ношу с собой, однако выставлять своё мировоззрение напоказ я не стану никаким эпатажным образом и вообще никаким образом, особенно в реальном публичном пространстве, и если вы, например, увидите меня в толпе, то я ничем не привлеку вашего внимания — я такой же как и все и ничем среди всех не выделяюсь. я имею в виду, что ничем не выделяюсь в Стране, в других местах я бы выделялся кипой и цицит, но это в других местах а в них меня нет“.
    :::::::::::::::::::::::::::::
    „Когда в толпе ты встретишь человека,
    Который наг;
    Чей лоб мрачней туманного Казбека,
    Неровен шаг;
    Кого власы подъяты в беспорядке;
    Кто, вопия,
    Всегда дрожит в нервическом припадке, —
    Знай: это я!
    Кого язвят со злостью вечно новой,
    Из рода в род;
    С кого толпа венец его лавровый
    Безумно рвёт;
    Кто ни пред кем спины не клонит гибкой, —
    Знай: это я!..
    В моих устах спокойная улыбка,
    В груди — змея!“ (Весь Ваш. Козьма).

  2. Л.М.:»…воспринимаю чудачества Перельмана немного по другому.Ему реально не нужно то что нужно нам. Просто не имеет никакого значения. У Григория доминирует исследовательское начало, которое гасит на корню все остальные стороны личности. Он бы вполне мог быть отшельником.» — — От безумцев до отшельников, от протопопа Аввакума до Велемира Хлебникова…Не сосчитать… «- Можно с уверенностью сказать, что гениальных людей было гораздо более на свете, чем вписано на страницы истории славных имен. Ибо гения признают только тогда, когда он сделает что-либо полезное…» (Елена Пацкина)
    Дорогой Л.М., помещаю отрывок из своего коммента к работе Т. Хохриной «Цыпа» — для порядка. Не пропадать же вашему старому рассказу
    🙂 «не то погибнут в неизвестности его талант и красота…»
    6) Что вам сказать за Л… не всегда Л.М. писал философские эссе. Были у него и другие веши… Вот, к примеру: “В тот день, 5 марта, я шёл со скрипкой из музыкальной школы. Во дворе нашего дома меня остановил Коля Котов по прозвищу «Бешенный». Двор наш, надо сказать, был один из самых шпанистых на Красной Пресне, а 12-13-летний Коля считался среди шпаны одним из наиболее крутых… Так вот. Этот самый Коля подошёл ко мне: «Пошли завтра на похороны Сталина». Я, мальчик из интеллигентной, еврейской семьи, учившийся в музыкальной школе им. Гнесиных, как ни странно, пользовался уважением у этой шпанистой компании. Тут надо пояснить. Однажды вечером… возвращался со скрипкой из музыкальной школы. Неожиданно меня окружили человек десять мальчишек. Через минуту скрипка гуляла по рукам, и я с ужасом увидел, что Коля Бешеный достал её из футляра и водит по струнам смычком. Потом он вручил скрипку мне: « Ну-ка сыграй, музыкант». Я понял, что играть придётся, и предложил зайти в подъезд. Компания расположилась на лестнице, а я заиграл пятый танец Брамса. Мальчишки слушали внимательно. Акустика в доме была хорошая. На площадку высыпали жильцы, которые, к моему удивлению, нас не прогнали, а тоже слушали. … Потом, прямо как в известном фильме, «Мурку»…С того дня дворовая шпана стала относится ко мне уважительно… — Груздь и Муха тоже идут, — продолжал Коля. – они будут по карманам шмонать. А мы так, позыркаем…” https://club.berkovich-zametki.com/?p=1175
    Л. М-ий: ПРЫГАЙ, СУКА Авг 18, 2012 — — деладавноминувшихднейпреданьяста

    1. Дорогой Алекс! Мне ,конечно, приятно ,что Вы вспомнили мой старый рассказ, но из текста коммента не ясно, какое он имеет отношение к проблеме гениальности. И я не увидел Ваш обещанный коммент к статье Хохриной. Извините, но как-то «Всё смешалось…»

  3. «…мы возвращаемся в сад Эдема. По спирали.Изначальное бессмертие полученное от Него становится бессмертием, созданным самим человеком. Его гением. Который ( гений) тоже является даром Бога. Только теперь незнание становится не наивным, младенческим, устами которого глаголет истина, а мудрым, сократовским: «Знаю, что ничего не знаю»» ©
    ==============================================================
    Хотелось бы, уважаемый Лев, однако пока что человечество идёт в противоположном направлении, а Бог не будет вечно помогать тому, кто сам себе помогать не хочет, поэтому развязка непредсказуема, вернее предсказуема но печальна — вместо машиаха бен Давида придёт машиах бен Йосэф, чтобы огнём и мечом расчистить путь машиаху бен Давиду. В результате машиаха бен Давида удастся узреть далеко не всем.
    Не я говорю — Тора.

    1. Хотелось бы, уважаемый Лев, однако пока что человечество идёт в противоположном направлении
      —————-
      И всё-таки, Давид, надежда умирает последней. До новых встреч…

  4. «Чтобы разрешить нашу небольшую дискуссию, Давид, надо, как минимум, пообщпться с Перельманом лично. Гениев, подчас, нельзя оценивать с точки зрения обычных критериев. А Григорий, как ни крути, гений.»©
    ==================================================
    Так ведь сам Григорий ни с кем не общается и потому мы ровным счётом ничего о нём от него не узнаем, Лев. Однако же нам этого и не нужно, ведь мы говорим о Перельмане не как о личности о которой необходимо что-то узнать (мы и так знаем о нём более чем достаточно), а как о примере того, что талантливый в чём-то одном человек может не блистать исключительными способностями в чём-то другом или во всём другом.
    Да и вообще, Лев, ведь талантливый человек даже не знает природу возникновения своего таланта, он вне своей воли получил его в дар свыше и просто живёт с ним не имея возможности от него отделаться — даже если он, волею судьбы, будет лишён возможности его развивать, всё равно он останется с ним до самой смерти — это ведь не физическая сила мышц, которая есть если человек тренируется и уходит, если тренировки прекращены — талант, это из сферы энергетики (нам привычнее называть её духовной сферой), и пока человек жив талант никуда не уйдёт, разве что без развития останется в зачаточном состоянии.
    Я хочу сказать, Лев, что талантливый человек или гений, без разницы как называть, явление то одно и то-же, это, прежде всего, обычный смертный человек со всеми плюсами и минусами обычного смертного человека, только и того, что в чём-то одном у него плюсов больше, что вовсе не обеспечивает ему лучшую и более комфортную чем у других жизнь но напротив, усложняет её и порой усложняет до неприличия жёстко.

    1. пока человек жив талант никуда не уйдёт, разве что без развития останется в зачаточном состоянии.
      ——————-
      Вот, Давид, важная проблема человечества. Определить и развить гениальный потенциал тех 499 из 500, у которых он «остался в зачаточном состоячнии

      1. Это сложно и прежде всего из-за того, что необходимо суметь определить гениальность ещё в детском возрасте а в детстве каждый второй вундеркинд, только значительно позже обнаруживается то, что период вундеркиндства так им и закончился. Но поди ж ты пойми это тогда, когда он ещё вундеркинд.
        Вообще-то гениев на Земле не так уж и много и те из них, кому по судьбе предрешено, те пробиваются, в противном случае мы их и не знали б.
        Ну а те, у кого гениальность в зачаточном состоянии так и осталась, так может быть так оно и нужно, Лев? Нистерот мибинатэну даркей элоким — скрыты от нашего понимания пути господни. Если тому, кому дарована гениальность, по воле дарящего не суждено проявить этот дар, то хоть ты тресни а он проявлен не будет.

        1. Если тому, кому дарована гениальность, по воле дарящего не суждено проявить этот дар, то хоть ты тресни а он проявлен не будет.
          ———————
          Может Вы, Давид, правы, а, может, и нет. Сколько болезней, благодаря тому самому человеческому гению, о котором мы говорим, отступило. Увеличилась продолжительность жизни и рвётся к заветной цифре-120. Генная инженерия делает чудеса: искусственный интеллект, киборги. Больные руки, ноги, печень, сердуе-заменить. Не за горами бессмертиие. на этом пути и раскрытие потенциала детей. Вы правы- пути господни неисповедимы. Может быть бессмертие и есть цель Его, дарящего.

          1. Так ведь это благодаря а не вопреки, Лев. В смысле все эти вещи тоже были предрешены и предначертаны.
            Бессмертие? А вот тут Адам с Хавой напортачили. Человек-то бессмертным был создан а они плод с древа познания добра и зла съели и вот, пожалуйста, алей-ап! и прощай бессмертие. А ведь предупреждали их.
            Теперь, уважаемый Лев, человек должен проделать путь назад, к тому состоянию которое имел тогда, когда его создали, только не через науку а через кропотливую работу над собой — он должен научиться перестать делать различие между добром и злом и тому подобными социальными установками, ведь Вселенной такая дихотомия неведома, она свойственна только социуму и если человек хочет снова стать частью бессмертной Вселенной, он должен научиться жить по её законам, тогда никакой науки не понадобится.
            Помните пуримское выражение «Ад дило йеда бэйн арур hаман лебарух Мордэхай» – до тех пор, пока не исчезнет различие между проклятым hаманом и благословенным Мордехаем? Это вот как раз про это.

          2. Бессмертие? А вот тут Адам с Хавой напортачили. Человек-то бессмертным был создан а они плод с древа познания добра и зла съели и вот, пожалуйста, алей-ап! и прощай бессмертие
            ———————-
            А, по моемуДавид, , мы возвращаемся в сад Эдема. По спирали.Изначальное бессмертие полученное от Него становится бессмертием, созданным самим человеком. Его гением. Который ( гений) тоже является даром Бога. Только теперь незнание становится не наивным, младенческим, устами которого глаголет истина, а мудрым, сократовским: «Знаю, что ничего не знаю»

  5. Виды деятельности человека (во всех областях, кстати) могут быть следующие:
    1. Рутинная;
    2. Решение известной задачи известными средствами;
    3. Решение известной задачи новыми средствави;
    4. Решение новой задачи известными средствами — этакое применение по новому назначению;
    5. Решение новой задачи новыми средствами;
    Гений добивается результата где-то на 4-м, 5-м уровнях. Естественно он для этого должен обладать определёнными качествами, но если он таковыми даже обладает, но результата не добивается — он гением так и не становится, поскольку его «потенциальная энергия не перешла в кинетическую»
    О небходимых качествах субъекта (гения в потенциале) можно рассуждать много, долго и бесполезно, но всё это имеет смысл только если это привязано к объекту — результату деятельности субъекта.

    «Чтобы дальше видеть — встал на плечи гигантов, но их уши закрывали обзор» 🙂

    1. Уважаемый Цви, может быть вы приведете пару конкретных примеров, иллюстрирующих ваши слова о том «Гений добивается результата где-то на 4-м, 5-м уровнях»? Возможно я вас не понял, но на мой взгляд деятельность человека в ваших п.4 и п.5- это то, чем занимаются обычные инженеры и исследователи практически ежедневно.

  6. Наверно нужен гений, чтобы объяснить кто такой гений.
    ——————————————————————————
    Никакой гений не нужен, поскольку неизвестно, что это такое. Лучше исходить из этимологии слова: гений — значит порождающий, т .е. создающий новое, творец.. Что человек порождает, настолько он и гений. А то, насколько ценно и ново то, что порождается, то, что получается в результате творчества, не могут оценить ни психологи, ни физиологи. ни медики, ни генетики. Эту оценку могут дать только профильные специалисты. У них только и осталось истинное понимание тог, что такое гений. В быту же, на уровне дилетантов любой ребенок, который играет на арфе быстрее других, или, как Джемс Сайдис в 1.5 года прочитал газету, или может складывать огромные числа вместо калькулятора, легко от изумления нарекается гением. Так девальвируется само понятие «гений». Поэтому и возникают идеи того, что «можно искусственно, подбирая гены с помощью биоинженерии, создавать гениев», создавать гениев. Мощный замах. Ос обенно хорош для осваивания неплохих бюджетов.

    1. А то, насколько ценно и ново то, что порождается, то, что получается в результате творчества, не могут оценить ни психологи, ни физиологи. ни медики, ни генетики. Эту оценку могут дать только профильные специалисты
      ———————
      Профильные специалисты, Анатолий, это, как правило, самые консервативные эксперты. А гений выдвигает нечто абсолютно новаторсое. Поэтому, мне кажется, что оценивать гений-не гений должны не специалисты, а люди со свежим взглядом. Поэтому при жизни не признавали творчество Баха,не могли поверить Галиллею, что «А всё-таки она вертится», а раньше Пифагору, говорившему, что земля шар. Фактически любое серьёзное изобретение: паровой двигатель, телефон, телевидение поначалу «профильными специалистами» выстречалось в штыки

  7. На тему «откуда берутся гении», сняты кинофильмы, написаны статьи и книги, но всё равно, по большому счёту, это загадка, чудо, некий феномен.
    —————————————————————————————————-
    Некоторые полагают: гениями не рождаются, гениями становятся. Почему так? Это связано с тем, что о человека судят по вкладу в культуру. Причем не вообще, а в конкретную область культуры: наука, искусство и т.п. И не просто в науку, а в тот или иной вид научного знания: математика, физика, агрономия, литература, музыка, медицина и т.д. В силу такого подхода к оценке вклада, который вносит тот или иной человек, — оценка идет по объему масштаба новизны, — судить о том, гений данный человек или нет, могут только специалисты соответствующей области знаний. Отсюда идут всем известные споры о том или ином деятеле, о его роли, о его вкладе и т.п.
    Итак, ни один ребенок не может быть признан гением, — просто есть дети, существенно опережающие остальных по своим достижениям (см. например, историю Джеймса Сайдиса). И не всегда дети, опережающие остальных детей, вносят существенный вклад в определенную область знаний. это известная проблема вундеркиндов, которые вырастая уже ничем не удивляют. И, наоборот, достаточно многочисленны случаи, когда именно в зрелом возрасте люди достигают серьезных успехов и вносят существенный вклад в определенную область знаний. Поэтому, если ребенок, к примеру, быстрее всех играет на балалайке, или легко запоминает огромные музыкальные тексты. Это еще не основание считать его гением. Поскольку здесь еще не просвечивается его вклад в музыкальное творчество, причем не вообще, а в создании оригинальных произведений, и просто в создании произведений, а в ПОРОЖДЕНИИ новых музыкальных форм, нового музыкального языка.

    1. И не всегда дети, опережающие остальных детей, вносят существенный вклад в определенную область знаний. это известная проблема вундеркиндов, которые вырастая уже ничем не удивляют.
      ———————-
      С этим тезисом, Анатолий согласен. Например признанный вундеркинд Буся Гольдштейн к 50 годам играл посредственно. Трудность в том, что нет общепризнанной формулировки, общепринятых критериев понятия гений. Для одних гений\\. а для других просто одарённый человек. В этом смысле далеко не каждый нобелевский лауреат гений. Наверно нужен гений, чтобы объяснить кто такой гений.

  8. Леопольд Эпштейн

    Зададимся вопросом таким:
    Что талант отличает от бездари?
    Больший страх перед вечными безднами
    И стремление большее к ним.

    Зададимся вопросом иным:
    Что талант отличает от гения?
    Жажда быстрого вознаграждения
    И боязнь показаться смешным.

    1. Зададимся вопросом иным:
      Что талант отличает от гения?
      Жажда быстрого вознаграждения
      И боязнь показаться смешным.
      ———————
      По моему, Алексаедр, очень точно. Особенно, последняя строчка. Мы все боимся показаться смешными, а для гения это не имеет значения. Я встречал людей, которые не боялись . Это были хоть и не гении, но по настоящнму одарённые личности.

  9. «…гений, вопреки общераспространенному предрассудку, самое бестолковое, а потому и самое беспокойное существо. Недаром еще в древние времена гения считали сродни помешанному. Можно с уверенностью сказать, что гениальных людей было гораздо более на свете, чем вписано на страницы истории славных имен. Ибо гения признают только тогда, когда он сделает что-либо полезное для человечества. В тех же случаях, когда метания гения не приводят ни к каким осязательным результатам, – а нужно думать, что большей частью именно так и бывает, – он возбуждает в окружающих людях только чувство отвращения и омерзения. Сам не знает покоя и другим покоя не дает.
    Если бы Достоевский или Лермонтов жили в такие времена, когда спроса на книги не существовало, их бы никто не заметил».
    Лев Шестов (Апофеоз беспочвенности)

    1. В тех же случаях, когда метания гения не приводят ни к каким осязательным результатам, – а нужно думать, что большей частью именно так и бывает, – он возбуждает в окружающих людях только чувство отвращения и омерзения. Сам не знает покоя и другим покоя не дает.
      ——————
      Спасибо, Елена. Цитата очень по теме. Печально, но близко к истине. Люди не любят, а, порой, ненавидят спорадические элементы в своей среде. Тех кто дкмает по другому, одевателся по другому, верит не в то,во что верит большинство. Ведь именно это и было одной из причин антисемитизма в Диаспоре, а также нелюбви к ультраортодоксам в Израиле

  10. Сказать, что причина гениальности в генах, это значит не сказать ничего. Ведь все наше функционирование определяется генами. Скорее всего, когда так говорят, имеют в виду наследственность. Но гении рождаются и в самых посредственных семьях. Хотя, конечно, вероятность раскрытия такого сверх-таланта завиисит от окружения. И Ваши примеры с Моцартом (+) и Викой (-) это прекрасно демонстрируют в индивудальном плане. И не только в нем, но и в общественном. Известно, что китайцы, корейцы, японцы прекрасные исполнители, но подлинных новаторов среди них до сих пор не появилось. Это может быть связано с их тысячелетней культурой жесткого иерархического стиля. Всякая инициатива в ней не приветствуется. Поведение вообще, а тем более творчество это, я бы сказал, имеет очень-очень полигенную природу плюс еще решающее значение факторов среды (образование, уровень техники и т. п.). Так что надеяться, что ученые найдут «ген гениальности» не приходится. Поэтому роль генального учителя — определяющая для реализации гениальности в ребенке. Не меньше, чем роль генов и чуткости его родителей.

    1. Скорее всего, когда так говорят, имеют в виду наследственность. Но гении рождаются и в самых посредственных семьях
      ————————
      Возможно, Михаил, что дело не столько в гентиальных предках ( не обязательно родителях), но и в неожиданном, непредсказуемом сочетании генов со стороны отца и матери. Иногда эти гены создают необыкновенную личность, но безвольную. А, иногда, ( так было, например, с Ломоносовым) гении как бамбук, пробиваются наверх через асфальт.

  11. «Приводите малыша в мою музыкальную школу. Я сделаю из него большого скрипача». Пропущено ключевое для одесской бедноты слово бесплатно.

  12. Три понятия: способный, талантливый, гениальный. Способный – означат, что у человек есть возможности освоить какое-либо дело. Талантливый – может производить редкие образцы чего-либо, что поражает современников, — например, талантливые исполнители продуцируют интересные, редкие, убедительные трактовки известных произведений.
    Гениальный — происходит от латинского genius «гений, дух», далее из gignere «рождать, порождать, – «…гений парадоксов друг…». Гениальный (в отличие от талантливого) – человек рождающий принципиально новое: новые пути, новые подходы и т.п.
    Талант и гений различаются новизной вклада в культуру: одно дело новая трактовка известного произведения, другое дело – создание нового направления, в частности в музыкальной культуре, например, додекафонная музыка.
    Есть еще такое явление, как дети, опережающие в развитии сверстников. Их часто а быту называют гениями, что неверно, поскольку еще не ясен их вклад в культуру.
    В связи с этим имеет смысл задуматься о судьбе такого человека, как Уильям Джеймс Сайдис, котороый оценивается некоторыми биографами как самый одарённый человек на Земле. Вот моменты биографии, породившие это мнение.
    -На четвёртом году жизни он прочёл Гомера в оригинале.
    — В шесть лет изучил аристотелевскую логику.
    — Между 4 и 8 годами написал 4 книги, включая одну монографию по анатомии.
    — В семь лет сдал экзамен Гарвардской медицинской школы по анатомии.
    — К 8 годам Уильям знал 8 языков — английский, латынь, греческий, русский, иврит, французский, немецкий и ещё один, который он изобрёл сам.
    — В зрелой жизни Уильям свободно владел 40 языками, а, по утверждениям некоторых авторов, это число достигало 200.
    — В 11 лет поступил в Гарвардский университет и вскоре уже читал лекции в математическом клубе Гарварда.
    — Он окончил Гарвард с отличием в 16 лет.
    С бытовой точки зрения – он несомненный гений. А с точки зрения вклада в культуру – нет, хотя ему прочили лавры Эйнштейна и других великих ученых. Как говорится, не все то золото, что блестит

    1. С бытовой точки зрения – он несомненный гений. А с точки зрения вклада в культуру – нет, хотя ему прочили лавры Эйнштейна и других великих ученых. Как говорится, не все то золото, что блестит
      ———————
      Спасибо, Анатолий за отличный коммент. Про Сайдиса никогда не слышал. Но с Вашим мнением, что он ничего не внёс нового в культуру, не согласен. Сайдис показал возможности, потенциал человека. И в этом его огромный вклад. Особенно, если ориентироваться на наших потомков.

  13. У меня несколько иное мнение по поводу гениальности…
    В любом случае вот несколько иронических стишков в тему:

    Вас парадокс такой не поражает?
    У гениев знакомые ведь есть,
    Но многие при этом возражают,
    Что лично им досталась эта честь…

    В нем гений спит,
    Всё крепче сон,
    Порой храпит
    С присвистом он…

    Жизнь с Гением
    Лишает сна?
    …С презрением
    Храпит жена…

    На гении Природа подустала,
    На сыне отпуск длительный взяла,
    На внуке почему-то в кому впала,
    На правнуке и вовсе умерла…

    Ну последнее — прямо «из печки» и без иронии

    Заставив в зеркало всмотреться,
    Представил мне слепой старик
    Природы искажённый лик,
    И я пытался наглядеться…

    Согласитесь, что гений — это «Природы искажённый лик» 🙂

    1. Согласитесь, что гений — это «Природы искажённый лик» ?
      ————————
      Четверостишия, Цви бен-Дов, отличные. Особенно последнее. Новое. В отношении Вашего вопроса, то затрудняюсь ответить. Потому что, права Инна, гений- «тайна великая». Не исключено, что гении-это люди будущего, когда наша ограниченность как раз и будет «природы искажённый лик»

  14. Объяснений тому, почему время от времени рождаются гении таки нет, вернее их нет в каких либо доступных для человеческого понимания формах а так-то они во Вселенной есть, в ней вообще всё есть, только нам ко всему не дотянуться — ни интеллекта ни человеческой жизни на это не хватит, да и ответы на некоторые вопросы больно уж неподъёмны, за некоторые и жизнью или, как минимум, душевным здоровьем заплатить пришлось бы.
    А вот почему они гении, так этому объяснение есть и оно довольно логично, только маленький но весомый нюанс, уважаемый Лев, оно логично для подготовленного ума, то есть это можно сравнить с каким либо уравнением высшей математики, которое выглядит вполне понятным и логичным в глазах Карла Фридриха Гаусса например, но является полной абракадаброй в наших глазах, причём абракадаброй настолько, что, поспекулируем, мы скорее всего горячо возжелали бы поколотить Гаусса если он попытался б настойчиво это уравнение нам разъяснять.
    Ну а насчёт всесторонней развитости гения, Лев, то это уж кому как повезёт, кто-то может быть и всесторонне развит а кто-то только в одном, узком направлении, — нет такого закона Вселенной, что уж если гений, то гений во всём.

    1. Ну а насчёт всесторонней развитости гения, Лев, то это уж кому как повезёт, кто-то может быть и всесторонне развит а кто-то только в одном, узком направлении, — нет такого закона Вселенной, что уж если гений, то гений во всём.
      —————————
      Спасибо, Давид. Интересный коммент. Я, например, пытался понять мотивацию Перельмана,живущего в маленькой квартире с больной мамой, и отказавшегося принять заслуженный миллион долларов. Григорий не придавал-ёт материальным благам какое -то значение. Есть крыша над голосовй, есть кусок хлеба. Остальное не имеет значение. И слава ему до фонаря. Что-то вроде перенесённого через века Диогена. Лично я был бы рад, если бы мог так воспринимать мир. Не получается…Я не гений

      1. «Есть крыша над голосовй, есть кусок хлеба. Остальное не имеет значение. И слава ему до фонаря. Что-то вроде перенесённого через века Диогена. Лично я был бы рад, если бы мог так воспринимать мир. Не получается…Я не гений»
        ===================================================================
        У Перельмана это чересчур, Лев, а чересчур всегда и во всём нехорошо — чревоугодие по любому губит человека, тогда как умеренность его сохраняет. Аскеза и сибаритство, это маргинальные состояния, пограничные т. е. а пограничное всегда безумием отдаёт.

        Коли есть у тебя для житья закуток
        В наше подлое время и хлеба кусок,
        Если ты никому не слуга, не хозяин —
        Счастлив ты и воистину духом высок
        Гийас ад дин абу ль Фатх Омар ибн Ибрахим аль Хайам Нишапури.

        Это, разумеется, верно, об этом Тора сказала а из неё и в христианство и в ислам это перешло, однако не стоит же понимать это как буквальную инструкцию по питанию и способу ношения одежды, а в случае с Перельманом, который в ненастье одет в короткие штаны и калоши на босу ногу, это вообще явный перебор — он и близко не нищ даже несмотря на отказ от премии.
        То есть это, разумеется его право но выходит как-то слишком уж болезненно напоказ. Он христианин, кстати, и христианин довольно фанатичный (лично я его не знаю и утверждать этого не берусь но так о нём пишут те, кто заявляет о том, что близко с ним знаком).
        В общем я хочу сказать то, что модель жизни Перельмана скорее говорит о патологии чем о норме. Полагаю, что его пример является примером тому, что можно быть гениальным в чём-то одном и рутинным, вплоть до безумия, во всём другом.

        1. В общем я хочу сказать то, что модель жизни Перельмана скорее говорит о патологии чем о норме. Полагаю, что его пример является примером тому, что можно быть гениальным в чём-то одном и рутинным, вплоть до безумия, во всём другом.
          ——————-

          Я, Давид, воспринимаю чудачества Перельмана немного по другому.Ему реально не нужно то что нужно нам. Просто не имеет никакого значения. У Григория доминирует исследовательское начало, которое гасит на корню все остальные стороны личности. Он бы вполне мог быть отшельником. А, точнее, он и есть отшельник в городе. Среди массы людей. Допускаю, что его мама не столько гордится гениальным сыном, сколько переживает его отшельническую судьбу

          1. «Ему реально не нужно то что нужно нам.»
            ===================================================
            Тут я с вами, Лев, не соглашусь и вот почему — мне, например, тоже мало что нужно, если сказать точнее, то практически ничего не нужно, всё своё, как говорится, я ношу с собой, однако выставлять своё мировоззрение напоказ я не стану никаким эпатажным образом и вообще никаким образом, особенно в реальном публичном пространстве, и если вы, например, увидите меня в толпе, то я ничем не привлеку вашего внимания — я такой же как и все и ничем среди всех не выделяюсь. я имею в виду, что ничем не выделяюсь в Стране, в других местах я бы выделялся кипой и цицит, но это в других местах а в них меня нет.
            Это не потому, что я боюсь чем-то выделяться, если понадобится для дела то не постесняюсь, однако просто так — нет.
            В обществе, в социуме т. е., есть свои установки и правила и не все их стоит нарушать эпатируя членов социума и пытаясь своей внешностью претендовать на роль #особеннойнетакойкаквсе личности — это как минимум ребячество.
            Нимало не сомневаюсь в том, что Перельман эпатировать никого не желает и выделяться не желает, скорее всего он просто об этом не думает а думать об этом нужно хотя бы из чувства самосохранения — Питер не Европа, там и за меньшее можно люлей отхватить с непредсказуемо каким исходом, а ведь талант не даёт фирмана на бессмертие. Кроме того ему из-за этого постоянно перемывают косточки а энергетически это более чем ослабляет независимо от того, верит в это человек или нет.

            Нильс Бор, который был эпикойресом, на вопрос о висящей у него над дверью подковой (ему заметили что-то типа того, что «неужели такой великий ученый, как вы, может действительно верить, что подкова над дверью приносит удачу?») – ответил, что разумеется он не верит во всю эту чепуху, что это предрассудок. А на вопрос о том, зачем же он, зная что это предрассудок, её туда повесил, ответил — «Вы знаете, говорят, она приносит удачу даже тем, кто в это не верит».
            А мама? Скорее всего вы правы, Лев, меня бы такое печалило.

          2. Чтобы разрешить нашу небольшую дискуссию, Давид, надо, как минимум, пообщпться с Перельманом лично. Гениев, подчас, нельзя оценивать с точки зрения обычных критериев. А Григорий, как ни крути, гений.

  15. эта «тайна» граничит еще и с психопатологической тайной или проблемой. «Гениальность и помешательство», как это показал Ч.Ломброзо, — две стороны одной медали. И там, и там чувство овладения, подчинения чужой воле, вкладывание мыслей, галлюциноз. И пока никто не приблизился к разгадке. В общем, тайна сия велика есть…
    Спасибо, Инна. Более того, я думаю, что гениальность это некоторое, порой, значительное отклонение от нормальной человеческой природы, часто несёт в себе признаки помешательства. Среди гениев много аутистов. Они, зачастую, отверженные, изгои, не от мира сего. Вспомним хотя бы Ван Гога, отрезавшего себе ухо, Перельмана, живущего одиноко и отказавшегося от премии. Вспоминаю также застрелившегося Хэмингуэя и Маяковского, страдавшего от алкоголизма Высоцкого и Есенина, аутиста Эйнштейна и многие другие. Гений и безумие шагают рядом. Печально…

  16. «Удивительная тайна»…хорошую тему вы затронули, Лев. Но эта «тайна» граничит еще и с психопатологической тайной или проблемой. «Гениальность и помешательство», как это показал Ч.Ломброзо, — две стороны одной медали. И там, и там чувство овладения, подчинения чужой воле, вкладывание мыслей, галлюциноз. И пока никто не приблизился к разгадке. В общем, тайна сия велика есть…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *