Шахматные этюды Эмиля Сутовского. Вера Менчик и Майя Чибурданидзе

Loading

Она была первой. Она была единственной. Вокруг почтенные и не очень джентльмены, а то и просто зеваки. И коллеги, многие из которых не считали её за коллегу. И попытки вновь и вновь играть с самыми сильными, несмотря на болезненные поражения. Вера Менчик — легенда мировых шахмат. Именно она проложила путь.

Шахматные этюды Эмиля Сутовского

Вера Менчик и Майя Чибурданидзе

Эмиль Сутовский

Эмиль СутовскийВера Менчик

Она была первой. Она была единственной. Вокруг почтенные и не очень джентльмены, а то и просто зеваки. И коллеги, многие из которых не считали её за коллегу. И попытки вновь и вновь играть с самыми сильными, несмотря на болезненные поражения.

Но начнем с детства будущей Чемпионки. Она выросла в Москве, в очень благополучной семье. Отец — чех, управляющий активами крупных иностранных компаний. Мать — наполовину англичанка, наполовину русская. Детство было счастливым. Шестикомнатная квартира в центре Москвы, достаточно дружная семья — рядом с Верой растет младшая сестра Ольга, которая тянулась за старшей (и впоследствии станет рдной из сильнейших шахматисток мира). Революция нарушает эту идиллию. Отец теряет состояние, семья рушится, и в 1921 году мать забирает дочек и уезжает в Англию, к своей маме, живущей по удивительному совпадению в Гастингсе. Вера на тот момент играет совсем плохо — уроки отца не прошли даром, но назвать ее талантливой шахматисткой никак нельзя. Пока она просто начинающая. И тут, еще одно пересечение судеб, в Гастингс переселяется Геза Мароци — Первая Мировая оставила его без средств существования, и приглашение поселиться в городе, еще помнящем знаменитый турнир 1895 года, приходится как нельзя кстати.

Менчик начинает заниматься с Мароци и резко идет в гору. Она играет без особой искры, но удивительно крепко, хорошо борется и любит разыгрывать длинные эндшпиля. Этого оказывается достаточно, чтоб стать сильнейшей шахматисткой Англии и бороться на равных с английскими мастерами. Благо, в эти годы Гастингс вновь становится центром шахматной жизни — там проводятся ежегодные крупные турниры, а так же ряд местных соревнований.

В 1927 году в Лондоне проводят первый международный женский турнир, получивший статус чемпионата мира. Менчик сильней всех на голову. 10.5 из 11. Она играет в своём неброском стиле, не вставая из-за доски. Очень спокойная и доброжелательная, Менчик завоевывает авторитет в английских шахматных кругах, но первое её появление в крупном международном турнире (Карлсбад-1929) встречается шутками. Австрийский мастер Беккер предлагает учредить клуб Веры Менчик, для тех, кто умудрится проиграть чемпионке — и как водится, сам же ей проигрывает уже в третьем туре… Дальше по сценарию должны идти геройства от чудо-шахматистки, но нет. Она занимает в Карлсбаде последнее место, и тем не менее, вновь и вновь бросает вызов сильнейшим игрокам мира. Женские чемпионаты Вера продолжает стабильно выигрывать, в мужских турнирах ей удаются отдельные партии. В её активе две победы над Эйве, одна над Решевским и множество над мастерами, причем сильными — Султан-Ханом, Земишем, Колле, Ейтсом. Было бы неверно и фальшиво говорить о равной борьбе Веры с сильнейшими игроками мира. Но партии с ней не были легкой прогулкой ни для кого. А уж в Англии она котировалась наравне с лучшими игроками страны. Общий счет её результативных встреч с многолетним лидером английских шахмат сэром Джорджем Томасом составил 7:7. Она жила шахматами. Когда не играла и не готовилась, то сама давала уроки и редактировала журнал «Chess». Была проста в общении, и просто занималась своим любимым делом.

В какую силу Вера играла бы по сегодняшним меркам? Наверное в районе 2300.

Ничего выдающегося вроде, но предположу, что она оставалась бы чемпионкой мира вплоть до прихода Гаприндашвили. Увы, жизнь Веры Менчик (а также её матери и сестры) оборвалась в июне 1944, под самый конец войны, когда фашисты в бессильной ярости обстреливали ракетами Лондон. Одна из ракет попала в дом великой чемпионки…

Вера Францевна Менчик — легенда мировых шахмат. Именно она проложила этот путь. Без всякого самопиара, а самозабвенной любовью к шахматам, терпением и талантом.

* * *

Майя Чибурданидзе

Есть в Кутаиси девочка одна… Полвека прошло-пролетело с этих строк, и вот Майечка, Майя, Майя Григорьевна отметила шестидесятилетний юбилей. Шестая чемпионка мира, великая спортсменка, которая 13 лет удерживала высший шахматный титул, человек с необычной судьбой.

Судите сами — в маленьком Кутаиси появляется талантливая девочка, которую обучил игре её брат. Майю приводят во Дворец пионеров, и тренера Чирадзе и Кантария сразу понимают, что перед ними настоящий самородок. А уже вскоре, ей посчастливилось встретить Эдуарда Гуфельда, который не просто увидел в девочке огромный талант, но и сумел увлечь занятиями. При этом, работа с харизматичным гроссмейстером была творческой, и помогла Чибурданидзе обрести лёгкость. Но поскольку ей еще помогал опытнейший тренер классической школы мастер Михаил Шишов (который, кстати, в своё время был многолетним наставником Гаприндашвили), девочка уже к тринадцати годам стала универсальной шахматисткой.

Дальше был стремительный путь наверх, и в 1978 году Майя становится чемпионкой мира, обыграв по пути весь цвет тогдашних женских шахмат, и одолев Гаприндашвили со счётом 8:6. На волне этого взлёта, Чибурданидзе принимает участие в первой лиге чемпионата СССР среди мужчин, и чуть не выходит в высшую лигу, дав несколько ярчайших партий.

Однако после этого она притормозила. Не берусь судить почему. Может потому, что уже и так всё было хорошо, а фанатично работать над шахматами Майя никогда не умела. Может внешние факторы — в какой-то момент она перестала работать с Гуфельдом, а зажечь на подвиг другие тренеры, несмотря на профессионализм, так и не смогли. Хорошо зная Майю, много общавшись с ней и поиграв в блиц — в ту пору, когда она уже фактически закончила карьеру, я могу с уверенностью сказать — она могла стать первой шахматисткой, набравшей 2600, и могла быть стабильным игроком топ-50 в мире. Невероятный талант, легкость в игре, интуиция, отличный счёт коротких вариантов и разумная смелость в игре — все признаки большого игрока.

Но жизнь распорядилась иначе. Майя продолжала удерживать титул до 1991 года, но серьезного отрыва от конкуренток не было. Матч 1981 года с Александрией закончился 8:8, но хоть Чибурданидзе и удержала титул, стало очевидно, что взлёт закончился, и началось почивание на лаврах. Красивое, талантливое, с неизменными успехами в олимпиадах, но всё же. В середине восьмидесятых после появления Крамлинг и Жужи Полгар, отодвинувших было чемпионку с первой строки в рейтинг-листе, у Майи взыграло ретивое, и она выдаёт свой лучший турнир, набирая 5.5 из 9 в Бильбао, отстав лишь от Карпова и Андерссона. Третье место вместе с Любоевичем, обыгранным в личной встрече, опередив Андрея Соколова и принципиальную соперницу Жужу… Майе только 26, и можно еще рвануть вверх, но нет. В 1991 она проигрывает в упорной борьбе матч Се Цзюнь, и потихоньку начинает отходить от больших шахмат.

Будут еще громкие олимпийские победы за сборную — Чибурданидзе всегда здорово выступала за родную Грузию, и последним громким успехом стало олимпийское золото Дрездена-2008, которое досталось грузинской команде прежде всего благодаря феноменальной игре Майи на первой доске. Но в целом, можно считать, что ее карьера закончилась в девяностые. Она обретает себя в мире духовном. Будучи не просто верующей, посещающей храм по воскресеньям, а именно глубоко погрузившись в этот мир. Много читает, размышляет, думает. С какого-то момента Майя показывается на публике только в головном уборе — при этом впрочем оставаясь жизнерадостной и лёгкой в общении. Она не раз признавалась, что просто очень быстро устала от этого постоянного давления, от необходимости быть всегда лучшей, и даже была где-то рада уступить титул. Шахматы тем не менее она любит до сих пор, и видно как загораются её глаза при виде яркой идеи — и в этот момент она вновь становится той фантастически талантливой, непосредственной девочкой, которая влюбила в себя весь шахматный мир.

Майя, с Днём рождения тебя! До новых встреч!

Майя Чибурданидзе, 1984

Первоначальный вариант статьи опубликован на личной странице автора в социальной сети facebook.

Print Friendly, PDF & Email

2 комментария для “Шахматные этюды Эмиля Сутовского. Вера Менчик и Майя Чибурданидзе

  1. С интересом читаю Ваши шахматные зарисовки-миниатюры. Спасибо!
    Планируете ли Вы написать о шахматистах Вашего поколения, которых Вы знали лично? Такие рассказы — реального « очевидца», из первых рук — были бы особенно интересны.

  2. Отсутствие фанатизма, и выбранное самой нежелание жить под постоянным стрессом и для оправдания чьих-то политических надежд и интересов — это ли не высшее достижение в жизни? Майя Чибурданидзе — умница и великая шахматистка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.