Михаил Ривкин: Праздник Пэсах в исторической перспективе

Loading

Строжайшее соблюдение всех ритуалов очищения от скверны было первым и непременным условием для участия в пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском Храме. Однако самаритяне не согласились принять на себя устрожающие запреты, проистекающие из централизации жертвоприношений в Иерусалимском Храме.

Праздник Пэсах в исторической перспективе

Михаил Ривкин

Праздник Пэсах во времена пророка Йирмияу и царя Йошияу

После падения Ассирийского царства молодой царь Йошияу значительно усилился и смог захватить ряд городов в Шомроне. Сложилась уникальная политическая ситуация, позволившая объединить в едином государстве все части народа Израиля. Потомки десяти колен в Шомроне сильно враждовали с окружающими их языческими племенами. Многие из них тосковали по древнему центру религии Израиля, по древней столице единого царства Давида и Шломо. Великий пророк тех дней так сумел выразить обуревавшие их религиозные чувства:

Ибо будет день, когда стражи с гор Эфраимовых возгласят: «вставайте и взойдем на Цийон, к Г-споду, Б-гу нашему!» (Йирмияу 31:5)

Более того, потомки изгнанников, тех, кого сто лет назад увели в далёкие северные страны, тоже раскаются в грехах своих и обретут утешение и избавление, вновь сроднившись с народом Иудеи:

Ясно слышу Я, как горюет Эфрайим: Ты наказал меня, и я наказан, как необученный телец; обрати меня, и я обращусь, ибо Ты — Г-сподь, Б-г мой. (31:17)

Пророк провозглашает, что грядёт день, и Всевышний заключит с верным Ему народом Новый завет (см. главу Идея «Нового Завета» в Танахе). И одним из внешних проявлений этого сбывшегося пророчества стало присоединение городов Шомрона к царству Иудейскому во дни Йошияу. Другим зримым проявлением Нового завета стал чудесным образом найденный Великим коэном Хилкияху в Храме Свиток Торы, который коэны якобы, ранее укрыли в Пределе Г-споднем. Писание называет его Книга Завета. Речь идёт, несомненно, о книге Деварим, точнее о её важнейшей части, законодательном кодексе (главы 12-26)

В этой книге прямо сказано, что жертвоприношение Пэсаха нельзя совершать нигде, кроме как «в месте, которое изберёт Г-сподь Б-г Ваш, чтобы водворить там Своё Имя». Для окружения царя Йошияу и иерусалимских коэнов было очевидно, что речь идёт об Иерусалимском Храме, ни разу прямо не названном.

Было созвано огромное всенародное собрание, и во время этого собрания царь Йошияу клятвенно принял на себя обязательство неукоснительно соблюдать всё, что написано в только что чудесным образом явленной народу Книге Завета. Он разрушил все жертвенники в провинциальных городах, осквернил «высокие места» в Иудее (отсюда можно сделать вывод, что дотоле они считались чистыми), и отстранил от служения всех коэнов, которые отправляли там жертвоприношения. В городах Шомрона он сжёг «высокие места» и осквернил их навеки, разбросав там человеческие кости. И только иерусалимские коэны «были освящены для принесения жертвы Пэсах», после ритуала очищения. Праздник Пэсах стал внушительной демонстрацией единства всех частей народа Израиля. Коэны, левиты, жители Иерусалима и все паломники из других городов были совместно участвовали в торжественной праздничной церемонии.

Пэсах во времена пророка Йехезкеля и Эзры

Установленный во времена царя Йошияу категорический запрет приносить жертвы за пределами Иерусалимского Храма строго соблюдался вавилонскими изгнанниками, и потому в течение 70 лет изгнания никаких пасхальных жертвоприношений не было. Когда первые изгнанники вернулись в Иерусалим, под водительством Великого коэна Йешуа и его братьев, они, первым делом, «восстановили жертвенник на месте его». Однако прямых упоминаний о жертве Пэсах мы не встречаем вплоть до того времени, когда был отстроен Храм, и вновь появилась возможность строго соблюдать ритуалы очищения от скверны. В книге Эзры первый Пэсах времён Второго Храма описан так:

И совершили сыны изгнания жертвоприношение пасхальное в четырнадцатый день первого месяца, Потому что очистились священники и Левиты как один, все чисты, и зарезали (жертву) пасхальную для всех сынов изгнания, и для братьев своих священников, и для себя. И ели сыны Израилевы, возвратившиеся из изгнания, и все, отошедшие от скверны народов земли (и присоединившиеся) к ним, чтобы искать Г-спода Б-га Израилева (Эзра 6:19-21)

Даже из этого краткого отрывка видно, что строжайшее соблюдение всех ритуалов очищения от скверны было первым и непременным условием для участия в пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском Храме. Однако самаритяне, племя, происходящее от смешения жителей Северного царства с окружающими народами, не согласились принять на себя устрожающие запреты, проистекающие из централизации жертвоприношений в Иерусалимском Храме. Они установили свою династию великих коэнов, происхождение которых восходит, якобы, к Цадоку. И с тех пор, вплоть до наших дней, они ежегодно совершают пасхальное жертвоприношение на горе Гризим.

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.