Кинорецепт от Бориса Бермана. Три фильма на тему Холокоста

Loading

Они были замужем за евреями и, в отличие от других немок, отказавшихся от мужей, сносили все унижения, которым подвергали «еврейских подстилок»… Когда их мужей согнали в здание на Розенштрассе (там была прежде еврейская богадельня), чтобы потом отправить в концлагеря, эти женщины…

Кинорецепт от Бориса Бермана

Три фильма на тему Холокоста

Борис Берман

Продолжение. Начало

Холокост. Тема для мирового кино неисчерпаемая.

Многие, быть может, слышали о событиях, произошедших в феврале-марте 1943 года на Берлинской улице Розенштрассе. Ну, а если не слышали (или если даже слышали), посмотрите фильм, поставленный Маргареттой фон Тротта, признанным классиком европейского кино. Картина так и называется — «Розенштрассе» (“Rosenstraße”, 2003), и, как утверждается в некоторых источниках, именно благодаря этой картине мир узнал о беспрецедентном протесте немецких женщин.

Они были замужем за евреями и, в отличие от других немок, отказавшихся от мужей-евреев, сносили все унижения, которым подвергали «еврейских подстилок»… Когда их мужей согнали в здание на Розенштрассе (там была прежде еврейская богадельня), чтобы потом отправить в концлагеря, эти женщины в течение нескольких дней стояли под окнами узилища и скандировали «Верните нам наших мужей». И это Берлин, столица рейха, 43-й год…

Как все это происходило и чем закончилось, — об этом, собственно, фильм «Розенштрассе». Маргаретта фон Тротта излагает историю не как эпос, а как драму конкретных людей. Фильм у неё получился убедительным и трогательным. Но нисколько не слащавым, напротив — весьма жестким.

Прекрасные актерские работы. И Ютта Лампе, и Мария Шрадер, и Катя Риманн, получившая за свою роль Кубок Вольпи на Венецианском кинофестивале.

Две другие картины из моего сегодняшнего списка связаны с именем оскароносной Хелен Миррен. Русская по отцу и англичанка по матери, в этих фильмах Миррен сыграла еврейских женщин (и если это кого-то удивляет, им можно только посочувствовать).

В американском фильме 2015 г. «Женщина в золотом» (“Woman in Gold”) героиня Миррен — Мария Альтманн, девочкой сбежавшая из Австрии, когда страна оказалась под властью Гитлера. Семья Марии была весьма состоятельной, но нацисты конфисковали всё ее имущество, в том числе и картины Густава Климта. И вот спустя десятилетия молодой адвокат Рэнди Шонберг убеждает Марию подать иск австрийскому правительству с целью вернуть хотя бы часть из реквизированного нацистами и, в первую очередь, картину Климта «Золотая Адель», на которой художник запечатлел тетю Марии — Адель Блох-Бауэр…

Актерское мастерство Хелен Миррен не нуждается в моих рекомендациях, здесь она царит в слаженном трио с молодыми коллегами — Райаном Рейнольдсом (он играет адвоката) и Даниэлем Брюлем, который играет австрийского журналиста, помогающего Марии не отступиться от борьбы за восстановление справедливости…

И совершенно другая Миррен в фильме Джона Мэддена «Расплата» (“The Debt”, 2010). Здесь ее героиня — Рэйчел, агент Моссада. Действие разворачивается в двух временных пластах — на рубеже 90-х и в 1965 году, когда Рэйчел вместе с двумя другими агентами Моссада дано задание выкрасть из Восточного Берлина нацистского преступника, известного как «доктор Фогель из Биркенау»…

Ретроспективная часть фильма — это триллер, со всеми атрибутами жанра. Молодую Рэйчел играет Джессика Честейн — актриса такого диапазона, что она с успехом снимается и в блокбастерах, и в артхаусе…

Но надо сказать, что «экшена» достаточно и в современной части «Расплаты», так что Миррен (которой в ту пору было 55) показала себя как отважный боец… И ещё об одном актерском имени в связи с «Расплатой» хочу сказать. Нациста-изувера из Биркенау играет датчанин Йеспер Кристенсен, играет с изумительной тонкостью, и эта актерская изощрённость придаёт его персонажу дьявольский масштаб (если кто забыл, Кристенсен сыграл злодея Мистера Уайта в трёх эпизодах Бондиады, Ларс фон Триер снял его в «Меланхолии» и в «Нимфоманке»…

Как же радуется душа зрительская, когда видишь, что творят хорошие актеры, попав руки к хорошим режиссерам.

Bonne projection, как говорят французы.

Продолжение
Print Friendly, PDF & Email

2 комментария для “Кинорецепт от Бориса Бермана. Три фильма на тему Холокоста

  1. Это, пожалуй, единственный случай, когда я не согласен с тем, что пишет уважаемый Борис Берман. О фильме фон Тротта мы говорили с профессором Вольфгангом Бенцем в далеком 2005 году. Он назвал этот фильм «слащавым и пошлым». Саму историю я описал двадцать лет назад в статье «Женский бунт на улице Роз»: https://www.berkovich-zametki.com/Rosenstr.htm
    Фильм фон Тротта не просто исторически недостоверен, он смещает центр тяжести проблемы в сторону любовной интрижки Геббельса. Не мужество и стойкость женщин во время единственной в истории Третьего Рейха массовой протестной акции немцев против властей, а прихоть гауляйтера Берлина, соблазненного женской красотой, спасли захваченных евреев. Хотя в действительности причина освобождения еще более сложная — тут не место приводить все факторы. Но мужество женщин, вышедших спасать своих мужей и сыновей, отрицать нельзя. Беседа с профессором Бенцем тут: https://berkovich-zametki.com/2005/Starina/Nomer10/Benz.htm

Добавить комментарий для Евгений Беркович Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.