Элла Грайфер: Про Сола Алинского и не только

 564 total views (from 2022/01/01),  5 views today

При всех достижениях и талантах не видит Алинский дальше своего шнобеля, и хорошо еще вовремя успел помереть, не то не миновать бы ему швондеровой судьбы. … Да ладно, ему-то уже все равно, а вот с нами-то что же будет? С нами, мирными гражданами западного мира? Алинские приходят и уходят — проблема остается.

Про Сола Алинского и не только

Элла Грайфер

«Ненавистники знати,
вы хотели того ли?

Не сумели понять вы
Народа и Воли.

Он в подобной заботе
нуждался едва ли, —

Вас и на эшафоте
мужики проклинали».

А. Городницкий

Книга Сола Алинского «Правила для радикалов» (Rules for radicals) — очень хорошая книга. Не каждый умеет так просто описать и выразить сложные вещи. И английский такой, что даже мне понятен, и предельная искренность — а что ему скрывать? И уже в предисловии раскрывается главное: вся эта борьба за права убогих и сирых на самом деле вовсе не цель, а средство. Очень важное и даже самое необходимое средство для того, чтобы обрела смысл жизнь индивида.

Какого индивида? А вот того среднестатистического студента, вполне обеспеченного выходца из среднего класса, что затем в радикалы и подался, и пришел маститого, знаменитого радикала Алинского просить, поделиться опытом.

Как только со страниц книги взглянул на меня этот самый начинающий радикал, так сразу зазвучали в памяти знакомые с детства строки:

Стонет и тяжко вздыхает
Бедный, забитый народ;
Руки он к нам простирает,
Нас он на помощь зовет.
Час обновленья настанет,
Гимн нам народ пропоет,
Добрым нас словом помянет,
К нам на могилу придет.

Как известно, народ тогда в России, при всей своей бедности и забитости, самозванных защитников не оценил, быстро догадавшись, что не его (зачастую даже и непонятные им) проблемы пришли они решать, а свои собственные, которые ему, народу, в свою очередь, тоже непонятны, да и не очень-то интересны. Оставалось только изумляться героизму студентов, выгнанных в дверь, но упрямо, вплоть до самопожертвования, лезущих в окно.

Разгадку встретила я много лет спустя в публицистике Н. Лескова. Оказывается, реформы Александра II включали, кроме всего прочего, значительное сокращение чиновничества, в ряды которого и рассчитывали влиться студенты по окончании курса, а тут, значит: на палубу вышел, а палубы нет. Думали — социальный лифт, а оказалось — на безработных выучились, лишние люди России.

Виктор Франкл, психолог, всю жизнь исследовавший проблему смысла жизни, пришел к правильному выводу, что искать его надо не в себе, а в других людях, в их солидарности, уважении, сотрудничестве, но где это найдет «лишний»? Только у товарищей по несчастью.

Лишние люди — смесь взрывоопасная. А запалом в ней те, кого Гумилев-младший именовал пассионариями — те, кто от природы предназначен для борьбы, для лидерства, люди беспокойные и беспокоящие, но необходимые, иначе общество закиснет. Так вот, не найдя себе места в обществе, такой человек естественно становится его опасным врагом, ибо смыслом жизни для него является разрушение, за это его любят и уважают друзья и соратники.

Именно за разрушение «старого мира» боролись, убивали и умирали народники-революционеры. А заявленные цели… мало кто задумывался об их достижимости, хватит и того, что послужили центром кристаллизации для создания сообщества.

Алинский, впрочем, задумался и дал честный ответ: недостижимы они, да и не надо. Ибо вся-то наша жизнь есть борьба, борьба, не за, а против, на этом держится наше сотрудничество, в этом смысл нашей жизни. Так ответил он на главный вопрос американских студентов, попавших во второй половине 20-го века в ту же ловушку, что их российские коллеги во второй половине 19-го.

Ну, то есть, полной идентичности, конечно же, быть не может. В России, как известно, права и законы были и остаются экзотикой, и несостоявшимся чиновникам только и оставалось что на каторгу, либо с шапкой на паперть, а в Америке существуют дозволенные рамки политической борьбы и множество фондов, чтобы за наличный расчет заниматься спасением человечества от чего вы только хотите, так что до цареубийства дело все-таки не доходит. Но все же ощущается серьезный недостаток рабочих мест для избыточных специалистов по изобретению дополнительных гендеров и истории философии племени мумбо-юмбо, причем, диплом им, заметьте, обходится отнюдь не дешево. Значит — самое время искать, за чьи бы права побороться.

Вот на этот-то вопрос и нашел ответ один из таких лишних пассионариев — Сол Алинский. И секрет успеха не только в его талантах, энергии, остро — и хитроумной методике, но, прежде всего, в том, что оказался он в нужное время в нужном месте. Российским народниками противостояла крестьянская община, а в общине проблема смысла жизни по определению возникнуть не может, потому и не находили «спасители» со «спасаемыми» общий язык,

Алинский же искал и находил материал для самоутверждения революционера в рыхлом, неструктурированном обществе массы. Ему указывают на то, что какие-то конкретные требования обитателей чикагских «Задворок» или черных гетто остались неудовлетворенными или оказались лекарством хуже самой болезни, а он отвечает: наплевать. Люди обрели достоинство, научились себя уважать, сплотились в борьбе против… да не важно, против кого/чего, а важно, что сплотились — вот это главное.

Да если бы и все их требования удовлетворили, все равно надо идти дальше, требовать больше не ради конкретных результатов, но ради строительства сообщества, ибо у Алинского держится оно только на дружбе «против». Стоит только перестать натравливать организуемых на «классового врага», пририсовывая ему рога и копыта, а себе — ангельские крылышки, как часы прозвонят полночь, карета обратится в тыкву, лошади — в мышей, и останется только, теряя хрустальные туфельки, бежать с королевского бала.

Модель Алинского есть созидание себя через разрушение того, кто назначен «козлом отпущения». Не важно, мешает ли он на самом деле жить «неимущим», а важно, что создаваемое Алинским сообщество — молох, требующий непрерывного жертвоприношения, иначе — сдохнет. Любое сообщество нуждается в противопоставлении свой/чужой, но объединяет своих обычно не только противостояние чужим. Это может быть родство и соседство, общая профессия, общая культура и традиция…

У Алинского же кроме противостояния ничего — пустое место, и не его в том вина, он берет — что дают, а современное общество — скопище разрозненных индивидов, включая, кстати, и зажиточный средний класс, из которого Алинский уже вовсю вербует сторонников, в отличие от нелюбимых им реднеков, что взаимоподдержкой богаты более, чем деньгами.

Потому и затрудняется он, при всем желании, решить вопрос, оправдывает ли цель средства. В реально существующем сообществе ограничителем при выборе средств является мораль, автоматически вырастающая из существующих отношений между людьми, но где же вы ее возьмете, когда отношений в исходном моменте и вовсе нету? Нет никаких зацепок, никаких тормозов на пути скатывания в полную нечаевщину.

Так что все рассуждения — я, мол, на стороне неимущих против имущих — не более чем фрейдовская «рационализация» — точно также Желябов с Перовской искренне верили, что они на стороне крестьян против помещиков. Но крестьяне-то правильно сделали, что не поверили им.

Нет, линия раздела проходит совсем в другом месте. Алинский на стороне ищущих смысл в разрушении против тех, кто его видит в созидании. Естественно, его методы прекрасно подошли тем, кто стремится Америку ликвидировать, а не тем, кто хочет в ней жить, причем, ни расовая, ни классовая принадлежность серьезной роли не играет. На стороне Трампа оказался черный профессор экономики Томас Соуэлл, а белый еврей Марк Цукерберг из «университетских мальчиков» оказался на стороне противоположной.

Но это еще не самый большой и опасный самообман Алинского. Один из примеров, приведенных им в книге — как лихо управилась их «комьюнити» с большим универмагом, заставив его начальство взять на работу по квоте черных, да не просто черных, а тех, чью кандидатуру утвердили храбрые борцуны. Попробуем угадать, что из этого может выйти.

Вряд ли черные, принятые по квоте, используют представившуюся возможность для повышения квалификации. Зная, что уволить их нельзя, они, скорее всего, будут действовать в соответствии с древней мудростью: «Работа не волк, в лес не убежит». Значит, работать за них будут какие-то белые, а фирма — нести убытки. А поскольку борцуны, по заветам Алинского, на достигнутом не остановятся, через некоторое время универмаг начнет работать себе в убыток и закроется, на радость конкурентам, которые не преминут этим воспользоваться, т.е. повысить цены. И у разбитого корыта останутся не только герои квот, но и все жители данного населенного пункта… черные, между прочим.

Теперь смоделируем ситуацию: доблестные борцуны нагнули не злобных буржуинов, а местную администрацию, заставляя работать себе в убыток (таких случаев Алинский вспоминает много). Администрация, разумеется, просто скинет убытки на налогоплательщиков — предприятия и частных лиц. Это, конечно, не получится делать бесконечно, ибо в пределе Детройт, но до ближайших выборов можно день простоять да ночь продержаться, а там уж выставить свою кандидатуру где-нибудь в другом месте, выдавая свои уступки борцунам за пламенную любовь к народу.

Алинский может сколько угодно (и даже вполне искренне) клясться, что ни к какой идеологии непричастен, что «верит в народ» (что бы сие ни означало), но на самом деле воюет он, в основном, с буржуем, а с чиновником готов взаимодействовать. С ним легче сговориться, ибо деньги он тратит чужие, к тому же и сам не прочь у борцунов поучиться ведению избирательной кампании. И сколько бы Алинский ни объяснял, что совершенно не симпатизирует ни Сталину, ни Гитлеру — дорогу к власти он прокладывает именно тем, на ком держались они — бюрократам.

А уж эти, у власти закрепившись, с борцунами миндальничать не станут: красногвардейцев — к стенке за грабеж, штурмовикам — ночь длинных ножей под ребро, хунвейбинов — в деревню на перевоспитание. При всех достижениях и талантах не видит Алинский дальше своего шнобеля, и хорошо еще вовремя успел помереть, не то не миновать бы ему швондеровой судьбы. … Да ладно, ему-то уже все равно, а вот с нами-то что же будет?

С нами, мирными гражданами западного мира, где распадается все больше общин, все больше людей начинают искать смысл жизни и не могут найти его ни в чем, кроме разрушения… Алинские приходят и уходят — проблема остается.

Print Friendly, PDF & Email

16 комментариев к «Элла Грайфер: Про Сола Алинского и не только»

  1. «Разгадку встретила я много лет спустя в публицистике Н. Лескова. Оказывается, реформы Александра II включали, кроме всего прочего, значительное сокращение чиновничества, в ряды которого и рассчитывали влиться студенты по окончании курса, а тут, значит: на палубу вышел, а палубы нет. Думали — социальный лифт, а оказалось — на безработных выучились, лишние люди России.»
    ——————————————————-
    Если посмотреть (в Гугле) состав «Народной воли», то окажется, что «народники» по большей части студенты-медики, меньше — физики-математики и учителя, пара-тройка юристов и столько же технарей. Профессия врача или фельдшера никак не обещает чиновничьей карьеры, а работа в земской больнице не ассоциируется с представлением о «лишних людях», но … Что значат факты, когда есть идея?

  2. Элла, кажется, во фразе «Так ответил он на главный вопрос американских студентов, попавших в первой половине 20-го века в ту же ловушку, что их российские коллеги во второй половине 19-го» у вас описка. Вы ведь имели в виду «американских студентов во ВТОРОЙ половине 20 века»?
    А за заметку — спасибо. Разрушители, причем серийные. И изобретательные.

    1. Игорю Ю.

      Спасибо, конечно вы правы. Попробую поправить, если получится.

  3. Элла Гр.: «Разгадку встретила я много лет спустя в публицистике Н. Лескова. Оказывается, реформы Александра II включали, кроме всего прочего, значительное сокращение чиновничества, в ряды которого и рассчитывали влиться студенты по окончании курса, а тут, значит: на палубу вышел, а палубы нет. Думали — социальный лифт, а оказалось — на безработных выучились, лишние люди России..«
    :::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
    ПереПУтала кое-что уваж-ая Элла Грайфер, — не на ту палубу вышла.
    И не мудрено переПУтать, если изучать народовольцев по Лескову Н.С.
    Ещё больше можно наПУтать, если изучать ИстОрию по Достоевскому Ф.М. и книге «Война и мир» Л.Н. Толстого- так хоТЕлось мне закончить свой пост.
    Уж очень унизительно отоЗВАЛАСЬ Э.Г. о светлых самоотверженных людях, оскорбив их память. К тому же, не они «лишние люди«, лукавит уважаемая Э.Г. «Лишние» — Онегин, Печорин, да и М. Лермонтов, пожалуй (не спроста ведь так долго обсуждалось авторство его «..мундиров голубых»…
    Так что напишу-ка по-другому: Филолог-германист-публицист- уважаемая Э.Г. рассказала о СВОЕЙ точке зрения на народовольцев. По Лескову Н.С. рассказала. Моя т.з.- другая. Полагаю, что и наш еврейский опыт, и аллея Праведников в Яд-Вашем тоже говорит о другом. Вспомним В. ФРАНКЛА —
    «…Мало кто станет оспаривать, что он оказался одним из величайших духовных учителей человечества в XX веке. Он не только построил психологическую теорию смысла и основанную на ней философию человека, он раскрыл глаза миллионам людей на возможности открыть смысл в собственной жизни. Актуальность идей Виктора Франкла определяется уникальной встречей масштабной личности с обстоятельствами места, времени и образа действия, которые придали этим идеям столь громкий резонанс..«
    Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере — Виктор Франкл.. LibreBook.me
    https://librebook.me/skaji_jizni__da/vol1/3
    «Психолог в концлагере» — таков подзаголовок этой книги..
    «Эта книга принадлежит к числу немногих величайших человеческих
    творений« — Карл Ясперс

    «Блажен, кто посетил сей мир
    В его минуты роковые,
    Его призвали всеблагие
    Как собеседника на пир«
    Ф.И. Тютчев
    P.S. Выйдем и на «другую палубу» — http://www.leskov.org.ru/biography/ — Лесков Николай Семенович [1831-1895] — русский писатель-этнограф, публицист и мемуарист. Родился в селе Горохово Орловской губернии…Незаслужено забытый писатель, первый вегетарианец России, православный, с необычными взглядами на христианство.
    Многие помнят его со школьных лет по таким произведениям как: Левша, Леди Макбет Мценского уезда, Очарованный странник. Но давайте раскроем личность Н.С. Лескова несколько глубже…Творчество Лескова нравилось Ф.М. Достоевскому, некоторое время они сотрудничали в журнале братьев Достоевских «Время».
    А.П. Чехов дружил с Лесковым, называл его одним из первых своих учителей…
    Л.Н. Толстой любил Лескова, восхищался, критиковал, называл «самым русским из русских писателей». Писателя заслуженно ставят в один ряд с классиками русской литературы.
    Но как отмечал критик Борис Эйхенбаум, поставить Николая Семёновича в ряд с Толстым, Достоевским и Гоголем можно и нужно — особенно за несхожесть с ними. Исследователь русской литературы Мирский, уловив эту разницу, писал, что если творчество Чехова и Тургенева можно сравнить с пейзажами Коро, то творчество Лескова с картинами Брейгеля Старшего, полных ярких красок и гротескных форм…
    Одно из удовольствий, которое приносит творчество Лескова — это разнообразие стилей. Некоторые рассказы схожи с триллерами, другие превосходные комедии о провинциальной жизни и т.д. Только вы успеваете привыкнуть к одному стилю, он сменяется другим и вновь удивляет вас…«
    https://zen.yandex.ru/media/t_t/pisatel-s-samoi-russkoi-dushoi-ns-leskov-5e79e829b489d73ea5ce9a90
    https://www.culture.ru/persons/8216/nikolai-leskov

    1. Сидорову

      Извините, но из вашего поста поняла только, что вы на меня обиделись за недостаточное уважение к народникам. Пусть так, но это — первый абзац, а остальное-то все про что?

      1. «Виктор Франкл, психолог, всю жизнь исследовавший проблему смысла жизни, пришел к правильному выводу, что искать его надо не в себе, а в других людях, в их солидарности, уважении, сотрудничестве, но где это найдет «лишний»? Только у товарищей по несчастью…»- Замечательнo сказано, дорогая Элла.
        а) За В. Франкла — см. вчерашний, не совсем понятый Вами коммент A.B. Сидорова: «Он (В.Франк) не только построил психологическую теорию смысла и основанную на ней философию человека, он раскрыл глаза миллионам людей на возможности открыть смысл в собственной жизни…
        Сказать жизни «Да!» — Виктор Франкл.. LibreBook.me
        https://librebook.me/skaji_jizni__da/vol1/3
        «Психолог в концлагере» — таков подзаголовок этой книги…«
        б) Пойдём дальше, к теме и к Алинскому —
        Э.Г.: «…Именно за разрушение «старого мира» боролись, убивали и умирали народники-революционеры. А заявленные цели… Алинский, впрочем, задумался и дал честный ответ: недостижимы они, да и не надо. Ибо вся-то наша жизнь есть борьба, борьба, не за, а против, на этом держится наше сотрудничество, в этом смысл нашей жизни. Так ответил он на главный вопрос американских студентов, попавших во второй половине 20-го века в ту же ловушку, что их российские коллеги во второй половине 19-го. Ну, то есть, полной идентичности, конечно же, быть не может…» — Не может быть даже неполной, уважаемая Э.Г. Вы, извините, ошиблись с ВЕКом (см.комментарий Игоря Ю.) и кроме того, ошибся Алинский с целью, ибо »вся-то наша жизнь есть борьба», — сказал тов. Будённый)) Однако (благодаря Вам), начёл несколько источников крылатого «марша Будённого»:
        1. » Выражение восходит к античным авторам. У Еврипида в трагедии «Просительницы»: «Жизнь наша -борьба».
        В письмах Сенеки: «Жить значит бороться».
        3. Вольтер в трагедии «Фанатизм, или Пророк Магомет» вкладывает в уста Магомета фразу: «Жизнь -борьба».
        4. «Что наша жизнь — игра!» — Вот это выражение знаю! — Мастер (ник)
        5. Дарья Князева: «от народа, потому что так и есть, мы все время за что то боримся, пытаемся быть на высоте и к этому прикладаем много усилий…»
        — — Мне нравится нумер 5: «..пытаемся быть на высоте и к этому прикладаем много усилий…»
        ____________________
        С заключением вашим: «… Алинские приходят и уходят — проблема остается.» — можно согласиться на 100%, как «заключают» в позитивных комментах, когда нет времени копаться в деталях.
        P.S.»из вашего поста поняла только, что вы на меня обиделись за недостаточное уважение к народникам. Пусть так, но это — первый абзац, а остальное-то все про что?» — Не обиделся я на вас за народников; обижаются те, кто сам был народником, а я… какой из меня народник в галуте? Все мы — только прохожие, не больше. В отличие от В. Франкла — «Что наша жизнь — игра!».
        Как написал А.П. Межиров — https://45ll.net/aleksandr_mezhirov/stihi/ — один из немногих, кстати, сайтов, где А.П. подаётся без мифотворчества:
        * *
        Всё круче возраст забирает,
        Блажными мыслями бедней
        От года к году забавляет.
        Но и на самом склоне дней
        И, при таком солидном стаже,
        Когда одуматься пора,
        Всё для меня игра и даже
        То, что и вовсе не игра.
        И даже, крадучись по краю,
        В невозвращенца, в беглеца,
        И в эмиграцию играю,
        И доиграю до конца.
        1988-92
        И, извините, позволю себе ещё одну вольность
        * *
        Впервые в жизни собственным умом…
        Под старость лишь раскинул я немного.
        Не осознал себя твореньем бога,
        Но душу вдруг прозрел в себе самом.

        Я душу наконец прозрел —
        и вот
        Вдруг ощутил, что плоть моя вместила
        В себе неисчислимые светила,
        Которыми кишит небесный свод.
        Я душу наконец в себе прозрел,
        Хотя и без нее на свете белом
        Вполне хватало каждодневных дел,
        И без нее возни хватало с телом.
        А.П. Межиров, 1963 —
        — Вечная ему память и — земля пухом.

  4. «… Модель Алинского есть созидание себя через разрушение того, кто назначен «козлом отпущения». … … Алинский на стороне ищущих смысл в разрушении против тех, кто его видит в созидании. … … воюет он, в основном, с буржуем, а с чиновником готов взаимодействовать. …»
    =========
    Согласен: это его уровень «мега-стратегии». Это чистейшее Зло.

    Но на уровне стратегии у него есть некоторые созидающие элементы, которые приняли и консерваторы. Логично: ложь тоже «стоит на одной ноге», а правда — на двух.

    А его уровень тактики просто великолепен именно для эпохи начала раскола, когда очень сильна позиция ищущих смысл в созидании, но многие уже активно ищут смысл в разрушении. Тогда Большой Прессе ещё важно сохранить маску объективнисти. Но по-моему в будущем, с обеих сторон, будут эффективны менее гуманные тактики.

    1. Но по-моему в будущем, с обеих сторон, будут эффективны менее гуманные тактики.

      Умный человек тем и отличается, что подбирает подходящую тактику для здесь и сейчас.

  5. В России, как известно, права и законы были и остаются экзотикой,
    ===========
    Амлинский тут «Сбока припёка». Люди в массе своей согласны с этим безобразием.

    1. Разумеется, масса русских согласны с русскими порядками, я просто отметила отличие от Америки.

  6. Должен признаться в своей серости – я ничего не знал про Сола Алинского. И ничего не узнал из этой статьи, в которой есть цитаты из кого угодно, начиная от всем известного Городницкого, и кончая никому не известного Михайлова (это имя я просто нагуглил), но нет ни одной того, кого автор как всегда очень яростно обличает.
    Но в очередной раз узнал, какой хорошей была царская власть и какой «бяка» есть этот еврей Цукерберг.
    Остаётся только последовать Элиной традиции и в качестве подтверждения процитировать одного не без известного «русскописавшего»
    «Если Евтушенко против колхозов, то я – за».

    1. Сэму

      Должен признаться в своей серости – я ничего не знал про Сола Алинского. И ничего не узнал из этой статьи

      В этой статье приведен заголовок книги Алинского, по которому ее нагуглить не сложнее, чем Михайлова. Так что дерзайте, не все еще потеряно. А вот вашим советом, сослаться на 20 канал, воспользоваться, увы, не могу, бо телевизора вообще не смотрю и не держу в доме.

      1. Спасибо за совет.
        У нас с вами разные подходы.
        Мне кажется, когда критикуешь, надо привсти прмер, того критикуешь. А не посылать в GOOGLE

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *