При всей своей сюжетной неоднозначности сериал подкупает достоверностью — и характеров, и деталей. Понятно, что это заслуга режиссёра, который умеет работать и с бытом, и с тем, что зовётся «процедуралом», но во всех обстоятельствах не забывает о психологической правде.
Кинорецепт от Бориса Бермана
«Защищая Джейкоба» (“Defending Jacob”, Apple TV+, 2020, 8 серий)
Борис Берман
Продолжение. Начало
Долго не решался на этот сериал, отзывы меня не убеждали, а фабула не предвещала ничего нового.
В небольшом городке в штате Массачусетс зарезали подростка, недалеко от школы… Начато следствие.
Понимаете, да? Сколько мы такого кино повидали, не счесть… Однако одноименный роман Уильяма Лэндея, лёгший в основу сценария, недаром стал бестселлером во многих странах.
Есть в этой истории загадка, разгадать которую нельзя, вот просто нельзя, и поэтому «Защищая Джейкоба» — сериал из разряда необычных. Его, извините за выражение, амбивалентность манит и открывает в зрителе то, о чем тот, быть может, и не желает задумываться.
Итак, следствие об убийстве Бена Рифкина поручено вести помощнику окружного прокурора Энди Барберу. Но вскоре выясняется, что единственным подозреваемым оказывается сын Энди Барбера — 14-летний Джейкоб. Энди отстраняют от работы, и, собственно, всё последующее действие — это попытки Энди и его жены Лори защитить сына.
Если следовать за названием, то сериал можно было бы назвать другими деепричастными оборотами: например, Узнавая Джейкоба. Или — Узнавая себя. Или даже Погружаясь в бездну.
Это история о том, что мы не знаем своих детей, и в этом своём незнании совершаем одну ошибку за другой.
Это история и о том, что дети наши не знают нас, и стена, стоящая между нами (по нашей, прежде всего, вине), подчас становится трагически непреодолимой границей.
Авторов интересует и природа Рока, заложенная в предыдущих поколениях, и как этот Рок отзывается в судьбах тех, кто о нем и не ведал…
Конечно, вся эта линия с Роком — дань беллетристике, но она так умело вживлена в сюжет, что, на мой взгляд, не вызывает никаких нареканий по части вкуса.
Сериал смотреть интересно, от него не оторваться. А уж с Роком (верить в него или нет) зритель разберётся сам.
Сериал поставил норвежский режиссёр Мортен Тильдум, чья «Игра в имитацию» (с Бенедиктом Камбербэтчем) собрала массу призов и была номинирована на Оскар.
Тильдум — режиссёр со своим почерком, он предпочитает неторопливый ритм повествования и даёт возможность вглядеться, пристально вглядеться в актеров.
Для красавца Криса Эванса («Капитан Америка») роль Энди Барбера — истинный подарок: артист успешно доказывает умение работать в драматическом регистре (хотя поначалу, признаюсь, никак не мог отрешиться от его сходства с Беном Аффлеком; но Аффлек старше лет на десять, и эта роль, конечно, для Эванса). Отца Энди Барбера (и это как раз тема Рока) сыграл великий Дж. К. Симмонс — мастер нюансов, виртуоз смены настроений…
И вот на этом звездном фоне (а там ещё, к примеру, невероятная Черри Джонс в роли адвоката) нисколько не теряется юный Джейден Мартелл; в его Джейкобе столько не высказанного словами, но прочувствованного, пережитого, что становится ясно: без этого артиста сериал бы не состоялся.
Мне во всяком случае так кажется.
При всей своей сюжетной неоднозначности сериал подкупает достоверностью — и характеров, и деталей. Понятно, что это заслуга режиссёра, который умеет работать и с бытом, и с тем, что зовётся «процедуралом», но во всех обстоятельствах не забывает о психологической правде. И в этом, я полагаю, Тильдум во многом опирался на опыт автора романа: до того, как стать писателем, Лэндей работал помощником окружного прокурора в штате Массачусетс — там, где и происходит действие сериала.
Хорошая работа. Она, мне кажется, из тех, что не забываются.
Ну, а если и забываются, то далеко не сразу.
Спасибо!