Леонид Лазарь: Игры Олимпийские. Продолжение

 570 total views (from 2022/01/01),  1 views today

Германия, как и вся остальная Европа, виделась Достоевскому сплошь меркантильной, мелочной, эгоистичной, скучной, пошлой, посредственной, потерявшей веру в бога и в высокие идеалы, и грозящей гибелью «мировой духовности». Невзлюбил Фёдор Михайлович Германию! А за что ему было её любить?

Игры Олимпийские

Часть шестая

Леонид Лазарь

Продолжение. Начало

Леонид Лазарь— Достоевский умер, — сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.
— Протестую! — горячо воскликнул Бегемот, — Достоевский бессмертен!
М. Булгаков, «Мастер и Маргарита»

Когда первая жена Достоевского умирала от чахотки, Федор Михайлович был совсем на мели.

Писатель был вынужден выплачивать долги скоропостижно скончавшегося старшего брата и помогать его семье.

В надежде как-то поправить финансовое положение, он начал играть и вскоре пристрастился к азартным играм.

Иногда выигрывал, но чаще проигрывал, влезал в долги и постоянно искал деньги чтобы расплатиться с кредиторами.

В немецком Висбадене Достоевский бывал несколько раз, ездил туда лечиться от эпилепсии.

Первый раз остановился в знаменитом отеле «Nassauer Hof».

Место известное, до него там встречались кузены Николай II и Вильгельм II, после него — добрые знакомые Владимир Путин с Ангелой Меркель.

Не знаю как там насчёт фрау Меркель, а остальным троим ­— при желании, было на что поиграть.

Поставив немного денег Федор Михайлович сорвал хороший куш — 500 прусских фридрисхдоров, что примерно соответствовало 500 российским империалам (золотая монета достоинством 10 рублей).

Но на следующий день, решив повторить успех, быстро спустил больше половины прежнего выигрыша.

Сумел взять себя в руки, заплатил за гостиницу и билет, а оставшиеся (примерно 600 рубл. золотом) отправил в Россию, Марье Дмитриевне Достоевской.

В свой следующий свой приезд остановился в отеле «Виктория» и сразу же пошел играть.

Проигрался в пух и прах, занял денег, немного выиграл, потом втянулся в игру и проиграл всё.

Ходил по городу и искал — у кого ещё можно было бы занять денег.

Германия, как и вся остальная Европа, виделась Достоевскому сплошь меркантильной, мелочной, эгоистичной, скучной, пошлой, посредственной, потерявшей веру в бога и в высокие идеалы, и грозящей гибелью «мировой духовности».

«В Германии меня всего более поражала глупость народа: они безмерно глупы, они неизмеримо глупы».

Невзлюбил Фёдор Михайлович Германию!

А за что ему было её любить?

Глупый, меркантильный и бездуховный хозяин гостиницы, не оценил широту размаха и своеобразие духа великого русского писателя.

Пригрозив не давать свечей, этот мелочный пошляк, посмел посадить «гордость русской и мировой литературы« на хлеб с чаем.

Отощав и назанимав денег у всех кто давал, писатель снова ринулся в бой.

Снова всё проиграл, удивлялся, и никак не мог понять — в чём дело?

Ведь он был уверен, что открыл систему выигрыша в рулетку.

Из письма к жене:

«Я, Варвара Дмитриевна, в эти четыре дня присмотрелся к игрокам. Их там понтирует несколько сот человек, и, честное слово, кроме двух, не нашел умеющих играть. Все проигрываются дотла, потому что не умеют играть. Играла там одна француженка и один английский лорд; вот эти так умели играть и не проигрались, а напротив, чуть банк не затрещал. Пожалуйста, не думайте, что я форсю с радости, что не проиграл, говоря, что знаю секрет, как не проиграть, а выиграть. Секрет-то я действительно знаю; он ужасно глуп и прост и состоит в том, чтоб удерживаться поминутно, несмотря ни на какие фазисы игры, и не горячиться. Вот и все, и проиграть при этом просто невозможно, а выиграете наверно».

В отчаянии Достоевский пишет собратьям по перу Тургеневу и Герцену — умоляя ссудить некую сумму позволяющую расплатиться с долгами и вернуться домой.

Что-то получил, но опять использовал не по назначению.

Помог настоятель православной церкви в Висбадене отец Иоанн Якушев, оплатил долги за проживание в гостинице и договорился о том, чтобы высокодуховного лудомана отправили домой, в родную Россию.

Только во время одного своего пребывания в Висбадене (1865 год) Достоевский проиграл в казино три тысячи золотых рублей, то есть: шестьсот вот таких монет.

Полуимпериал (5 рублей) = 23 рублям.

Для лучшего понимания цен: этими деньгами 12-15 студентов могли бы полностью оплатить своё университетское образование.

Университетские профессора получали в год — две тысячи рублей.

Поневоле начинаешь понимать и сочувствовать бедняге Раскольникову тюкнувшему топориком менеджера по краткосрочным кредитам Алену Ивановну, и заодно — сестру её Лизавету.

Деньги недоучившемуся студенту были нужны для продолжения образования в Петербургском университете.

Ну где их было взять, если его мамаша получала пенсию в год — всего лишь 125 рублей серебром?

Лудомания (др. греч. μανία — безумие, влечение) — опасная болезнь, которая относится к группе психических расстройств.

Даже понимая, что проиграл всё и надо прекратить игру, лудоман не в состоянии этого сделать.

Не может он остановиться и в случае выигрыша, так как уверен, что вот-вот выиграет еще больше.

Очень тяжелая зависимость, но ведь если бы не она, некоторые из произведений Достоевского так и не появились бы на свет.

Как определить грань между безумием и гениальным прозрением?

Порой кажется, что только безумный человек и может вырваться из устоявшихся стереотипов и стандартов чтобы увидеть нечто совершенно новое.

Фрейд утверждал, что гениальные люди обладают совершенно особым устройством психики, они живут и ведут себя так, что с точки зрения обывателей выглядят — обсолютно сумасшедшими.

Достоевского — по его мнению, — нужно рассматривать в четырех его измерениях: как писателя, как нравственного философа, моралиста, как невротика и как грешника.

Роман «Идиот» был последним шансом «философствующего моралиста» выбраться из денежной ямы, в которую его завела болезненная страсть к игре.

«Игрок», история о том, как ломает человеческие судьбы страсть к игре, «невротическим грешником» была написанпа исключительно для того, чтобы выпутаться из долгов.

Преследования кредиторов и угроза оказаться на улице, значительно ускоряют литературный процесс, рукопись «Игрока» была написана всего за 24 дня.

Автору помогала юная стенографистка — Аня Сниткина в которую Достоевский страстно влюбился (была младше его на 24 года), и на которой в скором времени он женился.

К сожалению, новая любовь не помогла избавиться от пагубной зависимости.

Чтобы расплатиться с долгами, избежать описи имущества, и собрать достаточно денег для поездки за границу, супруге пришлось заложить всё своё приданое, которое они впоследствии они так и не смогли выкупить.

Из письма жене:

«… Милый мой ангел Нютя, я всё проиграл, как приехал, в полчаса всё и проиграл. Ну что я скажу тебе теперь, моему ангелу Божьему, которого я так мучаю. Прости Аня, я тебе жизнь отравил! Пришли мне как можно больше денег. Не для игры (поклялся бы тебе, но не смею, потому что я тысячу раз тебе лгал). Ангел мой, пришли 100 франков. У тебя останется 20 или меньше, заложи что-нибудь. Только бы мне поскорее к тебе! Не считай, Аня, моего требования 100 франков сумасшествием. Я не сумасшедший! И порочным не считай тоже: не сподличаю, не обману, не пойду играть. Я только для верности спрашиваю…»

Играл много и везде где находил игорные заведения, чеще проигрывал, закладывал, выкупал и снова закладывал свои вещи и вещи жены.

Скопились огромные долги.

Умная и решительная супруга предложила мужу исключить из цепочки писатель-читатель всех посредников, и самим стать издателями.

Напрямую сотрудничая с типографией братьев Пантелеевых, она сама занималась распространением тиража.

После смерти мужа Анна Григорьевна Достоевская работала с его архивом и полностью расплатились с долгами

Но не сразу, на это ушло 13 лет.

Достоевский открыл в человеке темные бездны его души, противление человека к его разумной природе, и к разуму как таковому.

Своим жизненным примером он как бы предупреждал человечество: не заблуждайтесь и не поступайте безрассудно, главное, что должно быть в жизни человека — это высокая нравственность, неподдельная вера в Бога и проявление любви к окружающим.

И что же человечество?

Начхав на величие мысли великого русского писателя, оно как посещало, так и продолжает посещать казино, бега, участвует в лотереях, проводит время за карточным столом или у игровых автоматов.

Его — человечество, мало беспокоят уровни нравственности, противления природе и пр. малозначительные события.

Ему — человечеству, охота испытать волнующие чувства риска и азарта, которое хоть и ненадолго, но создает иллюзию достижения в жизни чего-то большего, чем то, что оно имеет.

В 1997 году парке у казино, Достоевскому был открыт бюст, на мой взгляд — явно не шедевр монументального искусства.

В честь «идеала русской духовности« — жертвы гемблинга, один из залов казино назван его именем.

Заведение успешно фунционирует и сегодня.

Не забывают о великом соотечественнике и на его родине.

Видимо в память о том, как на бездуховной чужбине он сидел лишь на хлебе с чаем, его именем названа компания по доставке еды:

«DOCTAЕВСКИЙ: салаты, закуски, напитки, пироги и пицы, роллы и суши — всё самое свежее и в течение 45 минут».

На страницах Библии не раз упоминается возложение на волю случая.

Предводитель еврейского народа, преемник Моисея — Иисус Навин, использовал жребий для разделения земли между различными племенами израильтян.

Наместник Иудеи Нехемья пользовался жребием для определения того, кому жить в стенах Иерусалима, а кому — за пределами города.

По вопросу замены выбывшего Иуды Искариота, среди апостолов была проведена жеребьёвка.

Левиты по жребию выбирали животного для жертвоприношения.

Глава древнегреческого Пантеона — Зевс, часто решал важные вопросы бросая жребий.

Существует легенда о том, как они с братьми делили мир: кинули кости, Зевсу достался Олимп, Посейдону Океан, Аиду — подземный мир.

Игральные кости тогда представляли собой четыре широкие поверхности и две узкие, на каждой стороне была метка от одного до шести.

На самой большой площади была указана единица, на самой узкой — шестёрка.

Обычно их кидали для того, чтобы выбросить наибольшее число.

Играли в «ракушки», «четное-нечётное», делали ставки, выигрывали и проигрывали.

Археологические раскопки показали, что древние греки даже в могилы своих родственников клали игральные кости или камешки, предназначенные для азартных игр.

Так они обеспечивали своим близким людям возможность поиграть даже на том свете!

На этом свете дело развития азартных игр тоже шло неплохо.

Греки следовали примеру Лас-Вегаса: комфортабельные отели, хорошие номера, шоу-программы с участием мировых звезд и другие развлечения.

Первое казино в Греции появилось в 1928 году, сегодня в стране действует 9 легальных игорных заведений.

Согласно действующим законам играть в азартные игры можно лишь на их территории, и только лицам достигшим 21-летнего возраста.

Теория вероятностей, с определённой степенью надёжности, может предсказать многое: время появления пятен на Солнце, поголовье кошерных поросят в Израиле, и даже цену на селедку в 13-ти «русских» магазинах Лос-Анджелеса, исправно снабжающих ею 150 тыс. русскоязычных покупателей.

Но есть несколько явлений, которые и ей предсказать не под силу.

Например: результаты выборов в Америке, или вероятность выигрыша в азартных играх.

Про выборы — не будем сыпать соль на рыны, о них как-нибудь в другой раз, поговорим о том, что более предсказуемо и гораздо интереснее — про азартные игры.

Смешно думать, что среди нас есть глупцы-почитатели такого рода времяпровождения, но — на всякий случай: Loutraki (курорт Loutraki-Agioi Theodoroi) — неплохое заведение, а вот связываться с Xanthi (г. Ксанти) — категорически не советую!

Мало того, что отель старый, комнаты несвежие и еда посредственная, так ещё и персонал — ни стыда ни совести, готовы содрать с приезжего последние портки.

С одним моим знакомым, очень приличным, относительно молодым, человеком, там случилась некое, полутрагическое недоразумение.

Это давно известно, играть в азартные игры на деньги можно только в трех случаях:

  • если есть способности и деньги,
  • если нет денег, но есть способности,
  • если нет способностей, но есть деньги.

Положившись на некую особу по имени «Пруха», этот мой знакомый, решил испытать вариант № 4: когда нет — ни того, ни другого, ни третьего.

У греческого судовладельца, миллиардера Аристотеля Онассиса была любимая поговорка:

«Даже полный идиот может разбогатеть, если он готов всё потерять».

Он, этот мой знакомый, подумал: если судьба предоставляет такой шанс, то почему бы им не воспользоваться?

Большим умом он никогда не отличался, да и терять-то ему особо было нечего.

В предчувствии близкого триумфа стремительно влетел он в этот загадочный лабиринт теории вероятностой, откуда ещё быстрее вылетел вот в таком, малопривлекательном виде.

Спокойно, господа, спокойно, не горячимся, и не торопимся осуждать отважного исследователя!

Как настоящий ученый, он на себе решил проверить эксперимент поставленный Онасисом в 1968 году, когда за один вечер, тот оставил на столе 8 млн долларов и тут же женился (ему 62 года, ей 39 ) на вдове Джона Кеннеди.

Эксперимент не удался по двум причинам: чисто случайно, у этого моего знакомого, не оказалось с собой $8 млн и Мелания Трамп (в девичестве — Кнавс, 1970 г. рожд.) ещё не овдовела.

Кроме этого, он перепутал богинь, вместо официальной богини Тихи, она же — Фортуна (др. греч. Τύχη ­— «случайность») которая согласно штатного расписания небесной канцелярии должна помогать тем, кто иногда (в научных целях) заходит в подобные заведения, положился на какую-то самозванку — Пруху.

Атрибуты Тихи — рог изобилия или колесо, отсюда в римский период и появилось выражение «Колесо Фортуны».

Вот она, раздает удачу кому попало, глаза прикрыты повязкой, конечно — как же она может увидеть приличного человека?

Но не будем расстраиваться, это давно доказано — там где правит случай, всё носит вероятностный характер.

Будем брать пример с греков, которые даже при самом скромном материальном достатке, всегда удовлетворены своим образом жизни, везде чувствуют себя довольными и счастливыми.

Представления эллинов о счастье — eutychia (буквально — добрая судьба, удача) и eudaimonia (благополучие) — имеют глубокие религиозные корни. Слово «судьба» — tyche, означает также акт божества, а «daimon» — божественную силу, определяющую назначение человека.

Идеал счастливой жизни: наличие семьи, определенной собственности (но не чрезмерного богатства), служба родному полису, легкая смерть и общественные почести.

Если ещё прибавить к этому: ласковое солнце, теплое море и множество веселых людей вокруг — что ещё нужно для счастья?

В Древней Греции гениальных философов и ученых, авторов множества важных открытий, называли — «любителями мудрости».

Они первыми высказали мысль о том, что весь мир состоит из крохотных, невидимых глазу частиц — атомов, что звезды — это не что иное, как огромные раскаленные массы вещества, а Луна не сама светит, а лишь отражает лучи Солнца.

Греческая система образования начала складываться ещё в архаическую эпоху и своей вершины достигла в VI в. до н.э., когда в Афинах появилось высшее образование.

Уже в V в. до н.э. среди свободных афинян не было неграмотных людей.

По достижении двенадцати лет древнегреческие юноши помимо обычной школы посещали еще и школу гимнастики — палестру.

Там обучали борьбе, бегу, прыжкам в длину и высоту, метанью диска и копья.

По достижении восемнадцатилетнего возраста начинали изучать военное дело, два года проводили в военном лагере, где обучались владеть копьем и мечом, сражаться в едином строю, метать дротики и стрелять из лука.

Став взрослым, каждый свободный эллин, заботясь о своем физическом здоровье и красоте тела, продолжал заниматься гимнастикой и физическими упражнениями.

Большое внимание уделялось нравственному воспитанию молодых людей.

Дети состоятельных граждан обучались у «любителей мудрости» (за плату) многим наукам: искусству красноречия, логике, истории философии.

И нет нечего удивительного, учиться у самого Учителя — дорогого стоит.

Гераклит, Сократ и другие древнегреческие мыслители рассматривали нравственность, как единство принципов морального сознания и нравственного поведения.

Платон считал, что воспитание и образование должны до мелочей контролироваться государством, дети должны содержаться только в государственных воспитательных домах, причем правители должны сами подбирать подходящих партнеров для заключения браков.

Аристотель, поддерживая идею государственного образования, наоборот — подчеркивал важность роли семьи.

Демокрит полагал, что именно воспитанием создается вторая природа человека, поэтому недостаточно просто образования, необходимо применение этих знаний в жизни, постоянные упражнения в нравственных поступках, выработка навыков нравственного поведения.

Особенно он выделял немаловажный практический аспект воспитания — воздействие на ребенка положительного примера родителей.

Веками, выдающиеся умы античности вырабатывали и оттачивали антропологические и этические концепции формировавшие в человеке добродетели и формировавшие его нравственные ориентиры.

Столетиями такой подход создавал теоретическую базу для реализации идеала человека и формирования общества гармонически развитых людей.

Во что же на практике воплотились эти этические концепции и нравственные ориентиры?

Ситуация в стране плачевна и драматична.

С момента обретения независимости в 1830-х, 50% времени своего существования, Греция находится в состоянии дефолта.

Национальный долг — огромен, по 30 тыс. евро с каждого жителя.

Для сравнения, на каждого украинца приходится лишь $2 тыс. государственных долгов.

Главной финансовой нишей страны стало — казино!

Согласно оценке Центра Терапии Зависимых людей (Κέντρο Θεραπείας Εξαρτημένων Ατόμων) большая часть посететелей игорных заведений, это малооплачиваемые работники частной сферы или пенсионеры.

Ежегодно Комитет по надзору и контролю за азартными играми (Επιτροπή Εποπτείας και Ελέγχου Παιγνίων (ΕΕΕΠ) составляет годовой отчет оборота азартных игр (OПAП, ΟΔΙΕ (Скачки), государственной лотереи и казино), а также доходов, которые приносят государству игровой рынок.

Согласно отчету за 2020 год, общая прибыль от ОПАП составила 1,5 млд евро.

Греческое правительство разработало новый план, в соответствии с которым намеревается получить от игорного бизнеса дополнительно 300 000 000 прибыли.

Одновременно власти пытаются побороть нелегальный игровой бизнес.

На черном игровом рынке успешно фунционируют около 65 000 игровых автоматов, приносящих их владельцам прибыль — около 1,3 млд. евро в год.

Эпохой расцвета азартных игр в Европе является время Людовиков XIII и XIV.

Оттуда, одновременно с ними, пошло и шулерство, которого не чурались самые знатные лица высшего общества.

Игральные карты в России появились в XVI веке.

Императрица Анна Иоанновна была правительницей жестокой, при ней было арестованы и наказаны более 10 тысяч инакомыслящих, а игроком была весьма щедрым и деликатным, чтобы оказать материальную помощь, часто специально проигрывала, а если и выигрывала, то денег не брала.

В Уложении написанном при царе Алексее Михайловиче, говорится: «А которые воры на Москве и в городе воруют, карты и зернью играют и проигрався воруют, ходя по улицам, людей режут и грабят и шапки срывают… таких всяких чинов людем имая приводить в приказ… и тем вором чинить указ тот же, как писано… о татях».

В середине XVII столетия ворами, или татями, называли всех нарушителей законов.

Из воеводских наказов видно, что азартные игры были под запретом, игравших в карты наказывали кнутом, а сами карты велено было отбирать и сжигать.

Несмотря на государственные указы, в карты играли повсюду.

При Александре I вышли несколько указов о запрещении азартных игр.

Азартный А. Пушкин этого своего тёзку не жаловал — «властитель слабый и лукавый, плешивый щеголь, враг труда», все указы которого лишь пополняют череду «бесчисленных пустых мер, принимаемых ежедневно».

Екатерина II была любительницей карт и часто играла со своими придворными или иностранными министрами.

Иногда, вместо денег и векселей, расплачивалась бриллиантами.

Возникавшие в России с XIX века игорные «клубы» имели резкий сословно-классовый характер («Английский» — для знати, «Купеческий», «Приказчичий» и др.)

За игрой проводили время представители практически всех сословий — от простых ремесленников до высших государственных чиновников.

Дедушка Калинин 27 (двадцать семь!) лет, почти до самой смерти бывший председателем ЦИК Советов, а затем Президиума Верховного Совета СССР,

через год после революции предложил Совету Комиссаров Петроградской Трудовой Коммуны эксперимент — легализовать игорные заведения, обложив их налогом в пользу города в размере от 10 до 30 процентов от валового дохода.

По непонятным причинам, это разумное и рациональное предложение «всесоюзного старосты» было отвергнуто.

О нем вспомнили только в годы НЭПа, когда повсеместно стали открывать казино и игорные клубы.

Вскоре выяснилось, что не изучение марксизма-ленинизма, а карточные игры стали основной разновидностью досуга пролетариата.

Музыка, танцы, спорт и разного рода и пр. культурный досуг теперь мало интересовал пролетариев.

По популярности, азартным играм уступало только — пьянство.

Совнарком запретил игорные дома повсеместно, а в Уголовный кодекс добавилась 201 статья, угрожающая организаторам азартных игр тюремным заключением.

Отечественная полиграфия выпускала колоды самой разнообразной тематики.

В колоде «Народности СССР» были изображены представители различных национальности Советского Союза.

Вместо королей с окладистыми бородами, надменных дам и блудливых валетов, появились: старый узбек в халате и чалме, белорус в бараньей шапке и молодая украинка в расшитой рубашке.

А антиклерикальной колоде карт под названием «Антирелигиозные», на лицевой строне были изображены духовные лица — по одной из четырех мировых религий, а на обратной их истинные физиономии и помыслы.

Была колода посвященная советско-финской войне, где в карикатурном виде были представлены лидеры фашистских стран, поддерживавших Финляндию.

Короли червовые — румынский маршал Антонеску и венгерский адмирал адмирал Хорти, один со скрипочкой, другой — с плеточкой.

В 1941 году в блокадных условиях в Ленинграде были выпущены

антифашистские игральные карты.

Они предназначались для антигитлеровской пропаганды, их распространяли среди вражеских солдат.

Бубновый король — Гитлер и Муссолини » в одном флаконе», первый — с нибелунговским двуручным мечом в обнимку, а второй — в нелепой чалме с перьями.

Дамы — все толстые, куряще-выпивающие фашистские пассии.

До нас дошли карты «Атласные» и «Русский стиль», созданные по мотивам национальных костюмов XVII века.

Червовый король — российский император Николай II, дамы — императрица Мария Федоровна…

В 60-х-80-х, в вагонах поездов и электричек продавалась всевозможная самопальная печатная продукция — календари с фотографиями эстрадных звезд, ликами святых или портретом Сталина.

Образцы особой продукции — игральные карты с откровенными картинками, показывались с осторожностью.

Продавцы, как правило — немые или выдающие себя за таковых.

Их жалели, как правило милиция их не трогала, или, скорее всего, получала свой процент от выручки.

Торговая монополия «немой мафии» продолжалась долго и рухнула с началом курса на рыночную экономику.

С перестройкой, когда в страну хлынул весь мировой мусор, этой продукцией завалили все киоски.

Отечественный, разного качества и на любые темы, сегодня тоже — в большом ассортименте.

Советская власть всегда желала контролировать денежные потоки и частную жизнь граждан.

Желающих пощикотать нервы старались переключить на лотереи, в 70-х запустили самую популярную из них — советское «Спортлото».

Народ мечтал выиграть автомобиль «Москвич» или мотоцикл «Урал», за билетами стояли очереди, доход шел на финансирование спорта.

Вырученных средств хватило на проведение Московской Олимпиады.

Проекты построения идеального общества предлагали многие светлые умы: грек Платон (427–347 до н.э.) в трактате «Государство», англичанин Томас Мор (1478–1535 гг.) в книге «Утопия», итальянец Томазо Кампанелла (1568-1639 гг.) в «Городе Солнца».

Проект построения подобного общества был заложен и в коммунистической идеологии, главным догматом которой было создание совершенного общества, где не будет ни эксплуатации, ни войн, ни несправедливости, где расцветут добродетели и исчезнут пороки.

Ни в одной цивилизации не было столько причин для скепсиса и иронии

как в СССР, нигде больше в мире народу не обещалось Царство Божье на земле.

Контраст коммунистических идеалов и советской реальности был настолько ярким и контрастным, что ничего не оставалось делать, как только удивляться неиссякаемому потоку ветвистого словоблудия руководителей партии и страны.

Постоянные призывы ещё шире развернуть строительство светлого будущего, советский народ принимал как очередную тему для анекдотов и частушек:

— Где в в СССР больше всего хлеба?

— В котлетах.

— Товариши! На повестке дня нашего собрания два вопроса: строительство сарая и строительство коммунизма. Ввиду отсутствия досок сразу переходим ко второму вопросу.

— Рабинович приходит домой и застает жену с любовником. Тот залезает под кровать.

— Роза! Быстро в магазин, там апельсины дают!

Заглядывает под кровать:

— Ты тоже иди, отпускают только по два кило в одни руки.

Обижается народ:
Мало партия дает.
Наша партия не б…,
Чтобы каждому давать.

К коммунизму мы идем,
Птицефермы строятся,
А колхозник видит яйца,
Когда в бане моется

Советская власть, надо отдать ей должное, не давала народу особенно скучать и постоянно придумывала для него какие-то несуразные занятия.

То соревнования со зловещим НАТО по вооружению, потом с ним же, но уже по разоружению, то с «находящейся на краю пропасти Америкой» по освоению космоса, то с ней же, но уже по росту производства на душу населения мяса с молоком…

Ленин ещё в 1917 году говорил о том, что народу под силу догнать и перегнать передовые страны.

В сельской местности, каждый ветхий, покрытый соломой сарай, призывал урезонить Америку.

Из стихотворения В.В. Маяковского «Американцы удивляются» (1929г).

«Буржуи,
дивитесь
коммунистическому берегу —
на работе,
в аэроплане,
в вагоне
вашу
быстроногую
знаменитую Америку
мы
и догоним
и перегоним.»

Хрущёв выступает перед рабочими:

— Мы, товарищи, скоро не только догоним, но и перегоним Америку!

Голос из толпы:

— Догнать то Америку мы, Никита Сергеевич, согласные, а вот перегонять её не следовало бы.

— А почему?

— Портки уж больно протертые, жопа будет видна…

Страна Советов жила в постоянной готовности продемонстрировать миру интернационализм, производительный труд и счастливую жизнь.

Советский народ был всегда готов кинуться куда и на что угодно: на единение с неграми Америки, на помощь шахтерам Англии, на защиту республиканцев Испании…

С увеличением производства (на душу населения) хлопка с шерстью, молока с мясом и чугуна со сталью было значительно хуже.

За полвека, сформировалось общество скептиков которое — ну никакак не хотело сбивается в полки строителей призрачного будущего..

Сбивались в свои компании, где вели между собой философские беседы о сложных вопросах человеческого бытия, о труднопостигаемых принципах организации материальных вещей, о стереотипах препятствующих человеку быть свободным…

Ругались, спорили, один раз даже чуть на подрались, обсуждая такие сложные темы, как: абсолютизация влияния социологизаторских концепций, и — можно ли сыграть семерную, когда на руках длинный козырь с коронкой и два бланковых туза по другим мастям?

Молодежь не особо обольщалась перспективой будущего, её больше интересовало настоящее: квадратные метры, румынские «стенки», раз в год — на море, джинсы «levi strauss», и коктейль «дайкири».

Старались, каждый как мог: кто вкалывал две смены, кто халтурил после основной работы, кто брал взятки, кто просто подваровывал.

Наличие у человека, не приближенного к власти и не входящего в высокооплачиваемую элиту, дачи и машины явно указывало на нетрудовые доходы.

Партия и комсомол вели в непримеримую борьбу с мещанством и накопительством.

Власть пыталась превратить обнищание как таковое в предмет гордости, появилось такое понятие, как — «вещизм».

Граждане, как могли, планировали свой культурный досуг.

Имелся относительно широкий выбор прямо сопутствующей ему продукции: портвейн «АГДАМ» за 2 руб. 60 коп. 0.5 л.; «Солнцедар» за 8 руб.80коп.— 3-х литровая банка, «Билэ мицне» за 1 руб. 70 коп. ; горькая настойка «Перцовка», «Украинська горiлка з перцем» и ром «Гавана-Клуб».

Папиросы «Беломорканал» — 22 копейки, сигареты «Шипка» — 14 коп., болгарские «БТ» — 80 копеек за жесткую пачку.

Имелись и сигары: «Погар», «Столичные», «Союзные», «Наша марка», «Гавана».

На коммунальной кухне с бокалом «дайкири» и ароматной «гаваной» не покажешься, засмеют.

Джинсы, ром и сигара ассоциировались с каким-то особым образом жизни, где крутые мужики сидят в баре в компании шикарных женщин, потом, вальяжно раскуривают сигару и прихлебывая коктейли, ведут дам в спальню…

Основными потребителями этой заморской продукции были бородатые эстеты, тащившиеся от Хемингуэя представители творческой и пр. интеллигенции.

Это был их стиль жизни, пропуск в касту продвинутых.

В нашей компании главным хеменгуистом был математик Эрн (бывш. Изя)

Мужественный вид и особенно борода писателя, автора множества замечательных книг, основанных на эпизодах его насыщенной жизни, не давала Изе покоя.

Несколько лет он пытался отрастить такую же, и быть похожим если не на Хемингуэя, то хотя бы на героев его произведений.

Но вот беда, чем больше кучерявилась ростительность на его лице, тем большее её владелец становился похожим — не на отчаянного выпивху и героя-любовника, а на местечкового цадика.

Жидкие пейсы никак не желали становиться пышными бакенбардами, а козлиная бородка и не думала быть похожей на знаменитую шкиперскую бороду старика Хэма.

В любое время года, в польских псевдоджинсах «Odra» и в фирменном толстом свитере (связанным его бобе Симой по кличке «грэпс» (идиш — отрыжка), позвякивая льдинками в граненом стакане, Изя-Эрн давился своим дайкири, а затянувшись сигарой, и вовсе становился похожим на пролежавший в тепле трехдневный труп.

Над ним добродушно посмеивались, вспоминали героев книг Хемингуэя, один из которых болел гонореей, другой страдал импотенцией…

Дорогим сигарам народ предпочитал «Стюардессу» за 30 копеек, а качественному рому — плохую водку за 3 рубля 62 копейки.

Во-первых — дешевле, во-вторых — из под рома не принимали пустую посуду.

Правда она ценились домашними хозяйками, как тара для хранения разливного подсолнечного масла.

Это была другая эпоха, любое развлечение в которой было лекарством от убогого бытия и постоянно нарастающих жизненных проблем.

Каждый день телевизор объяснял: в СССР построено развитое социалистическое общество, своеобразие которого состоит в «… переходе от окончательно победившего и упрочившегося социализма к полному коммунизму».

Пользуясь тем, что полный ̶ п̶и̶ переход, ещё не наступил, народ находил себе занятия, куда более интересные, чем соревнования неизвестно с кем, по построению непонятно чего.

Глубина мыслей коммунистических идеологов развила в народе такие ценные качества как: выдержка, наблюдательность, умение анализировать, логическое мышление, и возможность хоть как-то, хотя бы временно, отстраниться от глупомерзостей социалистического реализма.

Теорию научного коммунизма хорошо замещала практика «игры случая», и не только как способ выхода азарта, но и как соревнование тактик и стратегий

Собирались на квартирах и играли на небольшой интерес.

И вот здесь-то уже Изя Хемингуштейн нещадно мстил за подколки и насмешки, он умел считать и имел хорошую память.

Игра не была источником дохода, никто не стремился никого обмануть, никто не передергивал, и в чужие карты не заглядывал.

С незнакомцами не садились и случайных шулеров из своей компании гнали нещадно.

Приятно вспомнить заседания научных кружков: выходной день, на столе ̶д̶в̶е̶ ̶к̶о̶л̶о̶д̶ы̶ учебник «Playind card GREEK PHILOSOPHTRS» и ̶ б̶л̶а̶н̶к̶ ̶д̶л̶я̶ ̶п̶у̶л̶и̶ тетради для конспектов, вокруг — сплошь жаждующие ̶п̶и̶в̶а̶ парадиигмы (от др.-греч. παράδειγμα), такие же как и ты сам – ̶а̶з̶а̶р̶т̶н̶ы̶е̶ любознательные лингвисты и риторики.

Если для жителей Древней Греции игра имела божественное происхождение и ей сопутствовали ароматы настойки амброзии, роз, фиалок, лилий, ириса, шалфея, тимьяна, майорана, шафрана, мяты, аниса и других прянностей, то отечественные азартные игры обычно сопровождались запахом колбасы «Отдельная» за 2р.30к.— кило, плавленных сырков «Дружба» (26к.-шт.), репьев зелёного лука — 50 коп. пучок, вареной картошки и рыбных очисток.

В мифологии древней Эллады слово «амброзия» (др.-греч. ἀμβροσία «бессмертие») обозначало — дающая молодость и бессмертие пища Богов.

Ну! И кого повернётся язык сказать, что в те времена колбаса с картошкой и соленая рыбка с пивом были чем-то иным?

Разгар застоя, воскресение, в холодильнике — дюжина «Двойного золотого» пр-ва завода им. партийно-государственного деятеля А.Е. Бадаева, на балконе — связка прозрачных (икру видно) копченых лещей.

За столом, все как один, с большим её запасом — любители мудрости.

То и дело слышны умные мысли и цитаты от классиков: взятку снесть — без взятки сесть; к лаптям и бантики; больше часа не думай; пятого игрока — под стол; есть ещё козыри в козырницах; плачь больше — карта слезу любит; в картишки нет братишки; детки хлопали в ладоши — папка в козыря попал; кто играет семь бубён, тот бывает на… ён…

Нет! Что не говорите, а всё таки, что-то из античной философии, сформировавшейся на основе древнегреческой традиции мудроствования, дошло и до нашего времени.

Продолжение
Print Friendly, PDF & Email

11 комментариев к «Леонид Лазарь: Игры Олимпийские. Продолжение»

  1. Soplemennik

    И однажды меня «научили» двое киевлян с корректировщицей, которая, якобы угощая чем-нибудь, постоянно крутилась вокруг заглядывая в карты. Проиграл немного, порядка 20 рублей, но было очень обидно. За меня сел отыгрываться мой товарищ по командировке и тоже «подсел» на пятнашку, хотя уловил роль дамы и вежливо попросил не ходить вокруг стола. Но «киевляне» и без неё мастерски обменивались информацией.
    С тех пор как отрезало. Больше карт в руки не брал.
    =====================================
    Старый, дешевый прием который обычно исполняют «пиковые» ( карточные шулера) третьего разряда.
    Вокруг клиента, создавая суматоху, топчутся другие игроки – «шпульники», которые подглядывают карты и gодают условные знаки.
    Их очень легко вычислить.
    Об этом немного в след части.
    В Америке целая индустрия шулерских карт и приспособлений. Их использование не противоречат закону, т.к. их применение считается – шуткой. Обычно, они продаются в спец магазинах шуток и розыгрышей.
    Если хотите удивить или разыграть родных и друзей, то вам сюда:
    https://www.amazon.com/s?k=Playing+cards+joke&ref=nb_sb_noss

  2. Л.Л.- В надежде как-то поправить финансовое положение, он начал играть и вскоре пристрастился к азартным играм.
    Иногда выигрывал, но чаще проигрывал, влезал в долги и постоянно искал деньги чтобы расплатиться с кредиторами.
    В немецком Висбадене Достоевский бывал несколько раз, ездил туда лечиться от эпилепсии…В свой следующий свой приезд остановился в отеле «Виктория» и сразу же пошел играть.
    Проигрался в пух и прах, занял денег, немного выиграл, потом втянулся в игру и проиграл всё.
    Ходил по городу и искал — у кого ещё можно было бы занять денег…
    ::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
    И никто не занял, ни один немец вицбаденский не поддался широте и размаху приезжего. Вот «Германия, как и вся остальная Европа, виделась Достоевскому сплошь меркантильной, мелочной, эгоистичной, скучной, пошлой, посредственной, потерявшей веру в бога и в высокие идеалы, и грозящей гибелью «мировой духовности».,,
    Как напоминает эта цитата Фёдора Mихалыча стереотип, популярный в Бруклине: «В Германии меня всего более поражала глупость народа: они безмерно глупы, они неизмеримо глупы». Только вместо «Германия» нужно поставить «Америка», «Франция», «Англия»… и так далее, до Австралии 🙂
    P.S. Тысячу раз прав Бегемот у М.А. Булгакова: «Достоевский бессмертен!…»

  3. Не могу поверить, что всё это безобразие началось с Достоевского. Вернулся в начало… нет, все-таки с Достоевского.

    1. ЕвгенийВ
      5 мая 2021 at 22:07 |
      Не могу поверить, что всё это безобразие началось с Достоевского. Вернулся в начало… нет, все-таки с Достоевского.
      ===========
      Не с него началось, не им и закончится. В след. части немного об этом.

  4. Отдельная — 2-20, а 2-30 — Докторская.
    В целом — превосходно. Ждём с нетерпением мы продолжения.

    1. Soplemennik
      5 мая 2021 at 13:57 |
      Отдельная — 2-20, а 2-30 — Докторская.

      ————
      Ага – 2-20. А «Языковая» Это вообще была – песня! Но дорогая! Кажется 3-70 кило.
      Такую страну пр….!?!?!
      Странно, что среди коллег и читателей нет любителей расписать пульку. Мне казалось, что в то время играли все и везде: на лекциях, в больницах, в лабораториях, в банях…
      Интересно было бы почитать воспоминания.

      1. ну, «Языковая»-то, похоже, репатриировалась в Израиль, и прекрасно здесь прижилась. Свидетельствую. Вот только что ел на завтрак (гусары от кашрута — молчать!).

        1. ЕвгенийВ
          6 мая 2021 at 8:49 |
          ну, «Языковая»-то, похоже, репатриировалась в Израиль, и прекрасно здесь прижилась.
          ======================
          Не знаю как сейчас, последний раз я был в Израиле 20 лет назад, тогда мне показалось, что продукты там вкуснее, чем в Америке. Особенно: рыба (копченая!!!), колбаса, хлеб, молочные продукты…

          Ильф и Петров ¬- «Одноэтажная Америка.

          «… такие ублюдки, как сладкие соленые огурцы, бэкон, зажаренный до крепости фанеры, или ослепляющий белизной и совершенно безвкусный (нет, имеющий вкус ваты!) хлеб»…
          «Как же получилось, что богатейшая в мире страна, страна хлебопашцев и скотоводов, золота и удивительной индустрии, страна, ресурсы которой достаточны, чтоб создать у себя рай, не может дать народу вкусного хлеба, свежего мяса, сливочного масла и зрелых помидоров?»,

      2. Леонид Лазарь 5 мая 2021 at 23:09

        Странно, что среди коллег и читателей нет любителей расписать пульку. Мне казалось, что в то время играли все и везде: на лекциях, в больницах, в лабораториях, в банях…
        Интересно было бы почитать воспоминания.
        =====
        Я был любитель преферанса. Но играл очень плохо, не мог верно рассчитать ходы и карты.
        И однажды меня «научили» двое киевлян с корректировщицей, которая, якобы угощая чем-нибудь, постоянно крутилась вокруг заглядывая в карты. Проиграл немного, порядка 20 рублей, но было очень обидно. За меня сел отыгрываться мой товарищ по командировке и тоже «подсел» на пятнашку, хотя уловил роль дамы и вежливо попросил не ходить вокруг стола. Но «киевляне» и без неё мастерски обменивались информацией.
        С тех пор как отрезало. Больше карт в руки не брал.

  5. Ну, знаете, дорогой Леонид, вы превзошли самого себя. Хохотала от души.

    1. Inna Belenkaya
      Хохотала от души.
      ========================
      Речь идет о серьёзных вещах: древнегреческой философии, научных гипотезах и рискованных экспериментах, а Вам всё хиханьки да хаханьки.
      Ну что, что Вы нашли там смешного? Пролежавший в тепле трехдневный труп? Трагическое проишествие в казино Xanthi?
      Такие жестокие удары судьбы могут развеселить только прсихиатра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *