Эдуард Гетманский: О прошлом можно только помнить

Loading

Экслибрис — часть книжной культуры, он характеризует личность, он лицо и отражение души, за экслибрисом всегда стоит человек. Экслибрис Якова Шаевича позволяет напомнить о себе последующим поколениям, он перекидывает мост из прошлого через настоящее в будущее, помогает гордиться славою своих предков.

О прошлом можно только помнить

Эдуард Гетманский

Эдуард ГетманскийВ одном из писем мне учёный с мировым именем профессор Яков Шаевич писал:

«О военных годах — не совершал никаких подвигов, как герои моих книг. Служил честно и добросовестно. Стоит ли обо мне писать. Отказывал всем».

Стоит, потому, что человек смотрит в будущее, через своё прошлое. Яков родился в 12 мая 1926 года в украинском городе Александрия, что в Кировоградской области. Рос в обычной еврейской семье, отец Хаим (Ефим) — бухгалтер, мама — Фейга (Феня) Золотаревская — швея. В 1932 году семья переехала в город Днепропетровск. В 1941 году Яков окончил 8 классов — кем только он не мечтал стать. Но началась Великая Отечественная война. В июле отца призвали в Красную Армию. С первыми бомбежками Днепропетровска семья эвакуировалась в Черкесск, откуда под стремительным наступлением немцев мать с двумя детьми бежала в направлении города Нальчик. Под деревней Баксан её ранило при бомбёжке. Яков попытался в соседней деревне выменять мамино колечко на кукурузную муку, но вернуться к маме он не смог. Фашисты заняли Баксан. Плачущего мальчика подобрал лейтенант из отступающего заградотряда, хотя первичной задачей загранотрядов было недопущение отхода войск. В Нальчике, на эвакопункте Яшу отправили в город Махачкалу, откуда он добрался до города Ташкента. Здесь он учился в ремесленном училище энергетиков. После его окончания в 1942 году Якова направили в город Каменск, что в Ростовской области на восстановление местной ТЭЦ. В Каменске Якова разыскал отец, который и сообщил сыну, что в Пятигорске маму и брата Роберта (Рувима) расстреляли фашисты и местные полицаи среди сотен других евреев. Яков работал слесарем до сентября 1943 года, когда его 17-летнего призвали в Красную Армию. Начал службу в сержантской сапёрной роте в городе Азов. Учились на реальных минных полях. Знакомили с немецкими минами разных систем, показывали и миноискатели. Основное снаряжение было до смешного просто — 1,5–2 метра палка с металлическим щупом на конце, сапёрная лопатка и нож. С такой экипировкой Яков прибыл в 7 резервный саперный полк, где со временем стал командиром отделения.

В ноябре 1943 года в районе Белой Горы и Устиновки на Северном Донце Яков участвовал в разминировании громадных минных полей. Эти территории в течение 1942-1943 годов неоднократно переходили из рук в руки и каждый раз и немцы, и Красная Армия укрепляли район боёв своими минными полями. В этих нашпигованных смертью полях были сделаны лишь проходы, через которые пропускались люди и боевая техника. Каких только там мин не было. В том числе знаменитые германские противопехотные выпрыгивающие осколочные мины кругового поражения — S-mine или «Springmine» (шпрингмины), начинённые металлической шрапнелью, 350 шариками от шарикоподшипников или бракованными пулями калибра 7.92 или 9 мм. Взрывалась мина на высоте до 1,5 м. Приходилось разминировать и наши противотанковые и противопехотные мины. Немало ребят были ранены не обошлось и без гибели сапёров. Илья Эренбург писал:

«Есть солдаты, о подвигах которых говорят мало, мужество их лишено блеска. Отвага их носит защитный цвет. Саперы — это солдаты-труженики, чернорабочие войны. Сапер — один на один со смертью. Враг незрим. Он в тончайшей проволоке, в неприметном колышке. Сапер ползет под огнем, он ищет мины среди разрывов. Он должен смотреть зорко, напряженно».

Саперы выбывали из строя практически ежедневно. На фронте говорили, что сапер — это когда за год войны не понимаешь, почему ты до сих пор цел. Яков выжил в этой кровавой мясорубке, потому что был смелым и ответственным, обладал высоким уровнем самоконтроля и выдержкой, умел концентрироваться и трезво оценивать ситуацию, обладал аналитическим складом ума. Ежедневная игра со смертью закончилась, когда Яков после расформирования сапёрной части попал в совсем другой род войск. Началась служба в отдельном артиллерийском дивизионе 28 стрелковом Люблинском Краснознамённом ордена Суворова гвардейском корпусе, отличившемся на 1-м Белорусском фронте. Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» ему вручал после войны легендарный комкор Герой Советского Союза генерал-лейтенант Александр Рыжов. В 1946 году Якова направили служить в группу отдела контрразведки по розыску эсесовцев и их пособников в город Веймар, где находился штаб восьмой гвардейской армии В.И. Чуйкова. Эта работа, как считает Яков, была интересной, но не всегда безопасной. В 1950 году старшина Яков Шаевич демобилизовался и вернулся в Днепропетровск, где после возвращения в 1946 году после его демобилизации жил отец. И началась активная жизнь на гражданке. Яков работал воспитателем в школе трудных детей, учился в вечерней школе, которую окончил в 1952 году с золотой медалью. В том же году, стал студентом геолого-географического факультета Днепропетровского университета. В 1957 году окончил университет и уехал работать в Новосибирск. Проработал в институте «Новосибгражданпроект» более 20 лет, стал главным геологом института. Построил геологическую карту территории будущего Академгородка. Яков в эти же годы окончил аспирантуру и стал кандидатом геолого-минералогических наук. Преподавал в институте, получил звание доцента. В 1979 году Яков Шаевич переехал на работу в Москву. Работал в научно-исследовательском институте, защитил докторскую диссертацию.

В 1989 году он создал в Москве институт геоэкологических проблем и до переезда в Израиль занимал должность его директора. Яков Шаевич приехал в город Кфар-Саба, здесь создал первый клуб русскоязычной интеллигенции, составил экологическую карту города и окрестностей. В 1995 году уехал в город Мицпе-Рамон. Сделал проект и осуществил строительство большого мемориала «Никто не забыт, ничто не забыто. Провел семь персональных выставок «Волшебный мир Негева». В 2013 году занялся писательской «деятельностью». Написал и издал девять книг. В работе десятая. В канун 75-летия Великой Победы профессор Яков Шаевич опубликовал «Книгу-реквием. Отвага и мужество детей Второй мировой войны» о юных героях, которых война лишила детства, но не силы духа. Эта книга является ценным источником для историков. Такая вот у фронтовика Якова Ефимовича Шаевича за плечами достойная и беспокойная жизнь. В 2020 году в канун празднования праздника Победы тульский график Николай Карасёв для домашней библиотеки профессора Якова Шаевича выполнил иконографический (портретный) книжный знак (ex libris). Экслибрис слово латинское, в переводе на русский язык дословно означает «из книг». Благодаря книжному знаку книга приобретает документ, удостоверяющий её принадлежность к определённой библиотеке. Экслибрис — часть книжной культуры, он характеризует личность владельца и его библиотеку, он лицо и отражение души библиофила, за экслибрисом всегда стоит человек. Экслибрис Якова Шаевича позволяет напомнить о себе последующим поколениям, он перекидывает мост из прошлого через настоящее в будущее, помогает гордиться славою своих предков. Время стремительно бежит вперёд. Всё дальше от нас в прошлое уходят события Великой Отечественной войны, становясь нашей историей. Всё меньше остаётся тех, кто сделал возможным нашу мирную жизнь — тех, кто горел в подбитых танках, мёрз в окопах, таранил вражеские самолёты и закрывал собой амбразуры. Они — наша история, написанная кровью уже ушедших ветеранов. Годы сурового лихолетья остались в памяти ветеранов войны, не затуманились давностью прошедших лет.

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.