Лев Мадорский: Один хороший оратор стоит армии

Loading

Прекрасная речь. Его жесты и интонации точны и выразительны. Думаю, что не случайно при Нетаниягу произошли такие важные изменения в международном положении Израиля, как налаживание дипломатических отношений со многими странами и, что особенно важно, с некоторыми арабскими.

Один хороший оратор стоит армии

Лев Мадорский

Лев Мадорский

«Вся мощь и искусство красноречия в том и должны проявляться, чтобы или успокаивать или возбуждать души слушателей»
М. Т. Цицерон

Не удивляйтесь заголовку. Это не преувеличение. Во время французской революции 1792 года при штурме королевского дворца в Париж послали депешу:

«Пришлите нам тысячу солдат в подкрепление или тысячу экзэмпляров «Марсельезы».

Думаю, что тысячу солдат мог бы также заменить один хороший оратор. Потому что умение говорить с толпой или с многолюдным собранием, умение повести людей за собой, которое и составляет суть ораторского искусства, способно, подчас, повернуть ход истории. Способно повести людей как к добрым, справедливым целям, так и к варварским, изуверским.

Искусство оратора

Когда человек поднимается на трибуну и говорит без бумажки (читающий заранее приготовленный текст не является оратором), то обязательно выявляется его суть. Не случайно Пётр Первый, который, кстати, был, по воспоминаниям современников, хорошим оратором, говорил:

«Указую господам сенаторам, чтобы речь держать не по писаному, а своими словами, чтобы дурь была видна каждого».

Особенно важно владеть ораторским искусством политику. Это только в советские времена, когда мнение народа, практически, не имело значения, публичные выступления «дорогого Леонида Ильича», читающего не только по бумажке, но и чуть ли по слогам, неминуемо заканчивались «бурными продолжительными аплодисментами, переходящими в овацию». В демократических странах претендующий на роль лидера политик почти всегда хороший оратор. Посмотрите публичные выступления Черчилля, Де Голля, Жан Ширака, а сегодня Макрона, Меркель (особенно, в первые годы канцлерства), Трампа, Нетаниягу. Все они хорошие ораторы. Боязнь публичных выступлений и лидерство в политике — вещи почти несовместимые…

Пару слов о моём опыте выступлений перед публикой, так как мне, если не считать времени пандемии, нередко приходилось это делать. В детстве и ранней юности я заикался. Это началось после нервного срыва в пять лет, когда меня сильно напугал сосед по коммуналке — алкаш и антисемит. Об этом я уже писал.

Несмотря на заикание, мне нравилось выступать публично. Нравилось ещё и потому, что на сцене я почему-то прекращал заикаться и, вообще, чувствовал себя комфортно. Признаюсь, что во время музыкального выступления такой уверенности не было. Поэтому в студенческих шефских концертах я всегда старался быть ведущим. Тем более, что на эту роль никто не претендовал.. В 17 лет даже поступал на отделение конферанса в цирковое Училище, но учиться не стал, так как совмещать с гнесинкой было нереально…

В Германии уже много лет веду клуб бардовской песни, в котором рассказываю о бардах, начиная с Вертинского и до современных, и выступаю перед родителями на классных концертах с рассказами о композиторах произведений, которые играют ученики. Поэтому знаю как важно, чтобы заинтересовать слушателей, использовать хотя бы некоторые из ораторских приёмов Цицерона.

В этом очерке хочу рассказать о трёх ораторах — Цицероне, Гитлере и Нетаниягу.

Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н.э.)

Перед нами тот случай, когда умение говорить перед многочисленными слушателями стало основной причиной политической карьеры. Великий оратор, именно благодаря ораторскому искусству в 63 г. до н.э. (33 года) стал депутатом сената. Это была блестящая карьера, так как в сенат (совет старейшин) избирались в римской республике пожизненно 100 самых влиятельных граждан. В 73 году до н.э. Цицерона избирают на высшую должность Древнего Рима — он становится консулом.

Марк Туллий был не просто великим оратором, он открыл законы ораторского искусства, которое считал труднейшим из искусств. Эти законы он сформулировал к концу жизни в двух книгах: «Оратор» и «Об ораторе». Книгах, которые должны стать настольными для тех, кто хочет сделать политическую карьеру. Вот некоторые из этих законов.

  • Оратор должен понимать душу человека, а, значит, быть философом.
  • Хорошо знать то, о чём говорит.
  • Уметь с разной публикой говорить по разному: в простом или в возвышенном стиле.
  • Владеть актёрским мастерством и помнить о жестах, выражении лица, звуке и тону голоса.

Это понятно. Невозможно только словами без внешнего, актёрского наполнения, вызвать у публики сострадание, страх, гнев, восторг или какие-то другие эмоции.

Цицерон приближал ораторское искусство к музыкальному, полагая, что в нём имеет большое значение ритм, точно выдержанные паузы, темп, который нужно замедлять или ускорять. Немало значения придавал он и юмористической составляющей (Марк Туллий умел смешить до слёз), но в умеренных количествах, чтобы не превратить выступление в клоунаду. Кроме того, к ораторскому искусству, по мнению Цицерона, как и, скажем, к музыкальному, надо иметь дарование. И если этот дар есть, его надо, как и в случае с музыкальной одарённостью, развивать.

Вооружённый столь мощным оружием как ораторское искусство, и защищая республиканский строй в Риме, Цицерон имел много врагов среди высшей знати, представители которой стремились к неограниченной власти. В результате в 43 г. до н.э. гениальный оратор был не только изгнан из Италии, но и зверский убит (ему отрубили голову) подосланными убийцами.

Адольф Гитлер-Шикльгрубер (1889–1945 гг.)

Прошло 76 лет с момента окончания «12 чёрных лет Германии» (выражение Конрада Аденауэра), но продолжаются споры о том каким образом культурный народ, народ Гёте, Бетховена и Гейне, за короткое время превратился в варваров и убийц. Несомненно, что одной из причин такой невероятной метаморфозы было ораторское мастерство Адольфа.

Во многом, именно благодаря ораторскому мастерству фюрера, рейтинг NSDAP (национал — социалистической рабочей партии Германии). к концу тридцатых годов вырос в шесть (!) раз. За эти годы главный злодей всех времён и народов выступал перед публикой более 450 раз и сумел разжечь самые низменные человеческие инстинкты, шовинизм и антисемитизм, среди населения.

Исследователи пытались и до сих пор пытаются понять феномен Гитлера-оратора. Одна из причин успеха, по общему мнению, его актёрское мастерство. Однажды Адольф похвастался, что он «величайший актёр Европы». «… Его личный мангетизм, — писал А. Петрушин,— его сценическое искусство, помноженное на тщательную продуманность каждого выступления, подавляло всё рациональное, что было у слушателей». Каждое выступление фюрера это своеобразный сеанс массового гипноза. Оратор-гипнотизёр проникал в подсознание публики и придавал самой гнусной лжи видимость правды. Не случайно в «Mein Kampf» он писал, что ритуал массового внушения даёт возможность «оратору и трём — четырем тысячам слушателей слитья в мощном ощущении, дающем опьянение и энтузиазм».

Характерно, что Гитлер предпочитал выступать в тёмное время суток, справедливо считая, что ночью слушатели лучше поддаются влиянию его мощной гипнотической силы. Любопытно описание очевидца одного из массовых митингов, который состоялся на берлинском аэродроме Темпельхоф, когда, возбужденные ораторским экстазом фюрера, женщины истерически визжали и падали в обморок. Это был, действительно массовый гипноз. Даже дипломаты и иностранные журналисты попали по его воздействие и обнаруживали, что они непроизвольно вытягивают руки в приветствии с криками Зиг хайль!

Ораторское искусство, повторяю, грозное оружие и страшно, когда оно попадает в руки злодею и фанатику.

Беньямин Нетаниягу

О действующем премьере, особенно, человеку не живущему в Израиле, говорить сложно, но совершенно очевидно, что ПМ блестящий оратор. Таких ораторов среди лидеров Израиля не было раьше. Ни Бен-Гурион, ни Голда Меир, ни Эхуд Барак, ни все другие лидеры не могут в этом отношении с ним сравниться.

Нужно ли это качество хорошему израильскому премьеру? Учитывая важность выступлений ПМ вне Израиля, например, в США, в ООН или, скажем, перед Всемирным еврейским конгрессом (международное объединение еврейских общин 115-ти стран) можно утверждать, что очень нужно. В этом смысле, важно и то, что Биби в совершенстве говорит по-английски. Я просмотрел несколько его внеизраильских выступлений. Нетаниягу говорит ярко, образно, «без бумажки», умеет привлечь и удержать внимание. Иногда вносит в текст юмор. Вот, например, выступление ПМ перед Генассамлей ООН.

Прекрасная речь. Его жесты и интонации точны и выразительны. Думаю, что не случайно при Нетаниягу произошли такие важные изменения в международном положении Израиля, как налаживание дипломатических отношений со многими странами и, что особенно важно, с некоторыми арабскими.

Советую посмотреть и другое замечательное выступление ПМ перед Генассамблеей ООН, где он демонстрирует уникальные документы, подтверждающие, что Иран нарушает договорённости и стремится к созданию ядерного оружия.

Конечно, у Биби, как у каждого человека, есть недостатки, но нет никакого сомнения, что с его именем, с его правлением, с его харизмой связаны успехи Израиля, как во внутренней, так и во внешней политике. Некоторые в Израиле считают, что Нетаниягу циник и его основная цель остаться у власти. Это неправда. Его главная цель — благополучие и безопасность еврейского государства. И, в немалой степени, эти успехи связаны с умением ПМ убеждать словом. Другими словами, связаны с его ораторским искусством.

во время Французской революции генералы Бонапарта, требуя подкрепления, писали ему буквально следующее: «Пришлите два полка солдат или тысячу экземпляров «Марсельезы».

Кстати, а ведь «Марсельеза» весьма своеобразное музыкальное произведение:

Print Friendly, PDF & Email

58 комментариев для “Лев Мадорский: Один хороший оратор стоит армии

  1. Продолжение. 3.«Думаю, что тысячу солдат мог бы также заменить один хороший оратор». Красивая фраза. Но вряд ли подходит для Израиля. Лучшего оратора, чем Нетаньягу, да ещё и с его опытом ораторства, найти невозможно. Да и он постоянно заявляет , что только и думает, что о безопасности. Особенно перед выборами. Но за 12 лет безопасность в Израиле ухудшилась невообразимо. Это не значит, что при левых ПМ, Лапиде, кажется, тоже неплохом ораторе, или косноязычном Ганце, было бы лучше. Ни в коем случае. Но хуже — некуда. ЗАДОЛГО до начала нынешнего кошмара в смешанных городах прочла: «Практически ежедневно по нескольку попыток терактов –и предотвращённых, и осуществлённых. Стон стоит в Израиле: «Арабский терроризм неизмеримо возрос, причём не только арабов ПА, но и израильских, евреев убивают, преследуют и унижают на улицах, сотрудников служб безопасности избивают без ответа, коктейли Молотова, фейерверки и стрельба становятся повседневным делом для Государства Израиль, подвергающегося нападениям из дома…». М.б., это писали злобные клеветники, ненавистники Израиля? Так это бы не публиковали бы на правых сайтах… А что творится сейчас? Синдром толпы —известная штука. Но даже Гитлер, который действительно осчастливил немцев, подняв Германию с колен после позорного для них Вестфальского мира, дал работу, накормил, дал социальные льготы, даже этот зомбирующий толпу оратор, имея власть, вёл своих подданных к Хрустальной ночи 15 лет. Как же надо умудриться руководить страной, чтобы арабы городов, которые были оплотом мирного существования на протяжении многих лет, вдруг превратились в чудовищ, устраивающих погромы, линчевания своих соседей? Страшно, больно и — -стыдно.Кто-нибудь может это попытаться объяснить?
    4. «Не сотвори себе кумира». Эта первая из 10 заповедей нарушена Биби фанатами. Сейчас я работаю над статьёй аналогичного названия. Статья основана на фактах, полученных из произраильских, наиболее правых, по моему мнению, источников. Предполагаю, что получу очередную порцию ненависти от той небольшой части «колбасных репатриантов», которые считают своей особой заслугой пребывание в Израиле и ненавидят всяких «забугорщиков», осмеливающихся судить о происходящем не из своего окошка, где только улицы немножко. Но я рассчитываю, что остальные задумаются над вопросом «Как получилось, что Израиль —единственная демократическая государство, где руководитель — пожизненный, и правильно ли это?».
    Извините, уважаемый Лев, если Вам не понравится то, что я написала.

    1. Дорогая Софья! Спасибо за оценку текста и за интересный отзыв. У меня тоже, как и у Вас,
      болит сердце за происходящее в Израиле. И, в первую очередь, пережиаваю даже не обстрелы. Такое было не раз и мощные ответы ЦАХАЛ дадут хамасовцам хороший урок. Больше всего переживаю столкновения евреев и изр арабов. По моему, такого противостояния в Земле обетованной ещё не было. Погромы ( !) в Израиле ( !). Не умещается в голове. Театр абсурда. Что касается ПМ, то я , Софья затронул в рамках темы затронул только один аспект- Нетаниягу хороший оратор и, особенно, вне Израиля это важный оложительный момент. В остальном не берусь судить. Кроме того мне не нравится израильская и немецкая избирательные системы, когда премьер ( даже самый лучший) может быть у власти неограниченно долго. Долгая, неограниченная власть портит. Даже мудрейший из людей Соломон к к концу свего правления ( сотни наложниц, невероятное богатство, неограниченная власть) превратился в диктатора.

  2. Уважаемый Лев, Вы написали прекрасную информативную статью о великих ораторах всех времён и народов, включив в их число Б.Нетаньягу. С этим трудно не согласиться. Б.Н. —таки-да прекрасный оратор. Но с рядом других утверждений согласиться трудно, или просто нельзя.
    1. «не случайно при Нетаниягу произошли такие важные изменения в международном положении Израиля, как налаживание дипломатических отношений со многими странами и, что особенно важно, с некоторыми арабскими», имея ввиду «авраамические соглашения». «Биби фанаты» заявляют об огромнейшей заслуге Н-гу в появлении этих соглашений. Но никому в голову не приходит простой вопрос: «А если бы во времена Трампа ПМ-ом был бы левый Лапид, тоже вроде неплохой оратор, или левый косноязычный Ганц, кто-нибудь отказался бы вместе с Трампом принять участие в реализации идеи трамповского «нового Ближнего Востока», а затем уже без него продолжить начатое и санкционированное им в других арабских странах?». Ну, фанаты —на то они и фанаты, чтобы видеть то, что хочется, а не то, что есть. Но и сам Нетаньягу в интервью NEWS. co.il хвастал СВОИМИ заслугами в заключении этих соглашений, не упомянув Трампа. Нравственно ли? В этом же интервью он напомнил о своих заслугах в экономике 12-ти и 18!-ти летней давности. Никто не отрицает его заслуг как министра финансов при ПМ Шароне в 2003г. Но почему он не упомянул об огромном прорыве гораздо позже, в 2013-2014гг министра экономики Беннета? Сам он приобщился к уже достигнутому, проявив свой ораторский талант в Давосе. Через 2 года он заменил Беннета…Арье Дери, вышедшим из тюрьмы за мошенничество… Кстати, авраамические соглашения не помешали обвинить Израиль в арабских беспорядках в Иерусалиме и «потребовать прекратить все атаки»…
    2.Вы написали : «замечательное выступление ПМ перед Генассамблеей ООН, где он демонстрирует уникальные документы, подтверждающие, что Иран нарушает договорённости и стремится к созданию ядерного оружия» А где же можно познакомить столь широкую аудиторию с результатом очередного фантастического, уму непостижимого талантливого героизма МОССАДа? Это мог бы сделать и самый посредственный чиновник , если бы таковых допускали к трибуне ООН- с тем же результатом. На этой же Ген.Ассамблее выступал М.Аббас, уверенно с убеждённостью в своей вседозволенности он заявлял своё очередное требование шантажа «На Ближнем Востоке не будет мира без 2-х гос-в» и заявлял о «законном праве палестинского народа на справедливую борьбу против оккупации». И некому было дать этому бандюге достойную отповедь, вернуть на надлежащее место. Его выступление было встречено с бОльшим пониманием.

  3. Не могу не отметить то, как успешно вы, Лев, всколыхнули здешних «истебителей» и их ьединомыслов. Замечу, никто из них не оспаривал ораторского мастерства Гитлера, никто не обвинил его в пустом «чёрнобайстве», никто не отметил, будто он, Гитлер, в отличие от автора письма вам Марка Ф. , «не позволяет себе вещать, о чём некомпетентен (как важно — не правда ли?)», не перечисляли длинного ряда не слышанных ими никогда ораторов, которые этого шляпника превосходили, не отмечали, что шляпник всё своё мастерство употребил, бесспорно, на организацию войн и убийств, не грозились срочно написать трктат, не приведи Господь, «О вреде красноречия». Вообще, выбрали бы вы другое имя в качесте примера, а не имя действующего ПМ, сколь многих отзывов местных пиитов и аналитиков вы бы не досчитались. Однако, не скрою, встретил вал чернословия с определённым интересом и даже с некоторым, несмотря на возраст, удивлением — всё-таки поразительно, что делают с людьми те черты характера и манер, которых в обычных условиях принято стыдиться. Да, кстати, а на фронте-то, кстати, после изрядной встрёпки, прыть хамаса утихает. Слава Богу!

    1. Мне слово «истебитель» понравилось. Это, думаю, те, кто сильно стебёт фанатов Биби 🙂

      1. Слово взято у И. Яковенко, комментирующего передачи В. Соловьёва. Яковенко к ним относит Кедми, Сатановского и т. п., а кто там кого «стебёт» — поищите по Гуглу.

        1. Нашёл! Не скромничайте, Мирон! «Истебитель» — это ваше слово, а не какого-то там Яковенко 🙂

    2. Сепйчас предвыборная борьба, Мирон, слава богу, отступила и , как всегда перед лицом внешнего врага, израильтяне стали одной нацией. Надеюсь, что и после окончания конфликта, это чувство единения останется.

  4. Лев, полемика для меня не самоцель. Будь я политологом, я бы сочинил трактат «Об опасности красноречия». Афористичные аксиомы Тютчева (Нам не дано предугадать,
    Как слово наше отзовется, ) и Антуана де Сент Экзюпери ( Мы всегда будем в ответе за тех, кого приручили. ) вышли из употребления. Ныне циничные пламенные ораторы умело впаривают в уши толпы заранее запрограммированные отзывы, нисколько не заботясь об ответственности за зомбирование охлоса.
    Мясник зовет. За ним бараны сдуру

    Топочут слепо, за звеном звено,

    И те, с кого давно на бойне сняли шкуру,

    Идут в строю с живыми заодно. (Бертольд Брехт).

    1. Будь я политологом, я бы сочинил трактат «Об опасности красноречия».
      ——————-
      Я согласен, Барух. Потому и написал, что хороший оратор стоит армии. Всё зависит от того, кому оружие красноречия попадает в руки.

  5. Дорогой Лев!
    Жаль, что Вы не опубликовали письмо Марка Ф. от 12 мая 2021 г. в 17:47, несмотря на его призыв к Вам сделать это.

    1. Жаль, что Вы не опубликовали письмо Марка Ф. от 12 мая 2021 г. в 17:47, несмотря на его призыв к Вам сделать это.
      ——————-
      Дорогой Юрий! Я очень хорошо отношусь к Марку, с которым лично знаком, и очень ценю его мнение. Но я считаю, что письма с резкой критикой он должен публиковать сам.

  6. Не прав Барух Герман и другие, кто тщится утверждать, что речи действующего ПМ бессодержательны. Такая оценка абсолютно не соответствует правде и говорит лишь об авторе оценки, а не о речах ПМ. Само сравнение ПМ с выступлениями Наполеона (?) и Эйнштейна (??), якобы косноязычных, с ПМ абсолютно нелепо. Оно, боюсь, показывает, что сравнивающий с выступлениями ни Наполеона, ни лекциями Эйнштейна не знакомился. Политик в демократической, да и диктаторской стране , пробиваясь наверх, должен обращаться к массе, чтоб она его выбрала, поддержала, если он не пупка, двигаемая другими. Без овладения массовой аудиторией на выборах не победить, опять же если «победителем» не становишься в результате сделок мелких непобедителей друг с другом, чему мы печальные свидетели. Можно не соглашаться с содержанием того или иного выступления ПМ, но говорить о его лживости и бессодержательности нет никаких оснований. Это просто ложь, диктуемая разными мотивами и причинами, касающимися говорящего. Выплёскивать к тому же очевидные сплетни подозрительного происхождения, к управлению ПМ страной отношения не имеющие есть дурновкусие, опять же исчерпывающе характеризующее самих «выплёскивателей».

  7. «Моисей был либо косноязычен, либо заикой, о чем прямо говорится в Библии» (П. Люкимсон. Из книги «Моисей»).
    Красноречие не является ни необходимым, ни достаточным условием признания личности великой. Нетаниягу — пример лидера, когда с годами красноречие остается, а величие исчезает.

    1. Красноречие не является ни необходимым, ни достаточным условием признания личности великой.
      ————————
      Это, Барух, конечно верно. Но если у лидера задача убедить слушателей, в том числе, в Кнессете или вне страны в правильности своей политики, в необходимости идти именно этим путём, то искусство оратора играет важную роль. Порой, даж, как это ни странно звучит, не столько важно что ты говоришь, сколько как ты это делаешь.

      1. Порой, даж, как это ни странно звучит, не столько важно что ты говоришь, сколько как ты это делаешь.
        ————————————————————————————————————————
        Здравствуйте, Лев, спасибо за комментарий.Да, есть множество профессий (помимо актерской), где артистичность и красноречие — половина успеха. И все же косноязычные наполеоны и эйнштейны мне ближе краснобаев, прикрывающих нищету содержания изящными манерами и острословием. Особенно когда красноречие служит самолюбованию, самовосхвалению и прикрытию политтехнологических уловок.

        1. И все же косноязычные наполеоны и эйнштейны мне ближе краснобаев, прикрывающих нищету содержания изящными манерами и острословием.
          ————-
          Тут, Барух, Вы совершенно правы. Но, согласитесь, что, тем не менее, умеющий хорошо говорить Эйнштйен лучше, чем косноязычный. Воспользуюсь случаем сказать, что я , когда писал в рамках темы об ораторском искусстве Нетаниягу совсем ( это вне моей компетенции) не хотел вмешиваться в политическое противостояние между израильятяна » За Биби» и «Только не Биби». Да и, вообще, сегодня эта проблема отодвинулась на второй план. Но не согласен с теми комментаторами, которые считают, что сегодняшние события выгодны ПМ и даже спровоцированы им. Это полный абсурд…

  8. Лев, спасибо, что сказали справедливое слово о ПМ Израиля, и задели так справедливо местных «истребителей» Авраама, Цви Бен-Дова, Давидовича, Блоха. Слушая и читая речи ПМ, как в первую очередь, на английском, так и на иврите, поражался их и формой, и сдержанием. На лжи не удалось поймать ни разу, что характерно и легко иллюстрируемо многими примерами из комментариев перечисленных господ. В прозе и стишках, но без устали распространяют они форменные небылицы про ПМ, его, что наиболее постыдно, семью. Трудно понять их цель, и жаль, что абсолютно необоснованная личная неприязнь заводит столь далеко. Что касается вопроса Давидовича, знаете ли вы, Лев, что происходит в Израиле, я отвечу — я знаю. Это прямое следствие задуманного и организовапнного левыми, которым удалось сломать Шарона, выселения евреев из Гуш-Катифа. Как интифада Осло была следствием бегства Барака из Ливана. Вид этого бегства просто говорил Арафату — хватай, они бессильны. Так и сейчас, когда несколько лет левой разъедающей работы спровоцировало кризис власти, бандиты решили, что настал их час — грех бессилием врага не воспользоваться. Но неустанно вели эту работу левые, пока к ним не примкнули и перебежчики, мимикрирующие под правых.

    1. Вообще-то профессор, в Израиле в такое время как сейчас, не принято заниматься внутренними разборками.
      Когда кончится, а кончится похоже не скоро, я, если не забуду, то объясню, почему назвал это написанное вами МЕРЗОСТЬЮ.

      1. Не «мерзость», а самая обычная х..фигня 🙂

        Пришла мне в голову х…фигня,
        Но то, как я с ней обошёлся
        Сюрпризом стало для меня —
        Единомышленник нашёлся!

      2. Вот тут, думаю, мы все согласимся. И я ,и Мирон, и Вы: сейчас не время заниматься разборками.

        1. Разборки — это любимейший еврейский спорт. Сейчас по израильскому (не русскоязычному) ТВ эти разборки транслируются 24 часа в сутки. Причём, «разбираются» очень знающие люди вроде различных генералов, включая бывшего командующего ВВС Израиля. Даже бывший заместитль начальника генерального штаба «засветился». Про политиканов молчу — те продолжают заниматься тупой пропагандой.
          Слава Богу, что в них не участвуют те, кто руководит военными действиями.

          1. И Вас, Цви Бен-Дов, приглашаю прсоединиться к нашему компромиссу: сейчас не до \»разборок\»

          2. Мы люди независимые — от нас до очередных внеочередных выборов (Нетанияhу на это надеется) ничего не зависит. Поэтому наши русскоязычные разборки не влияют ни на что — «не парьтесь» 🙂

        2. Лев Мадорский12 мая 2021 at 7:11 |
          Вот тут, думаю, мы все согласимся. И я ,и Мирон, и Вы: сейчас не время заниматься разборками.
          \\\\\\\\\\\\\\\
          Дорогой Лев, вы прочли ЭТО:
          Мирон Амусья 12 мая 2021 at 7:48
          убедились, как профессор внял?
          Но очень подозреваю, что не заметите.

      3. Не вам, Давидович, указывать мне, какое сейчас время. Это моя, по возрасту — не ваша жизнь началась под вой сирен, взрывы и пожары от бомб и снарядов. Но там наступал мощный враг, а Израиль мучают бандиты, левыми лелеемые и взбадриваемые годами. Лелееемые настолько, что Рабин привёз бандита, прямо назвав его необходимым противовесом действий Багаца. Не будь ваших действий — не отдали бы Газу, да ещё раньше не привезли бы тунисского разбойника, назвав его «партнёром по мирному процессу». А ещё раньше — не стал бы он и тунисским, а гораздо раньше кормил бы где-нибудь червей. Вы поучали меня так, будто я не знаю имени Гринцвейга. Смешно, как не знать всю вакханалию «Шалома Акшав», которая принесла столько вреда стране. И сейчас вполне время даже здесь прямо, без экивоков сказать «кто есть кто»

    2. И Вам спасибо, дорогой Мирон, за поддержку. Незасисимо от того кто виноват ( сейчас это не так важно) , переживаю за то, что происходит в Израиле. С болью узнал про обстрел Тель-Авива и других городов. , попадание в автобус, смерть женщины и пятилетней девочки. Неужели ещё одна война?

  9. Если слушатели, слушая речь политика, ловят его на лжи, то врядли можно считать этого политика хорошим оратором. Скорее. он краснобай. а не оратор.

    1. Если слушатели, слушая речь политика, ловят его на лжи, то врядли можно считать этого политика хорошим оратором. Скорее. он краснобай. а не оратор.
      ——————-
      Так оно и есть, Виктор. Но, как правило, уличить во лжи сразу не получается, так как правда это или ложь понимают далеко не все. Если политик публично заявляет, что ( ну не знаю) «на Марсе будут яблони цвести», или «через 20 лет наступит коммунизм», то подавляющее большинство слушателей верят. Чем чёрт не шутит. К тому же через пару лет обещания забывается, или воспринимаются под девизом « чего не скажешь в шутейном разговоре».

      1. Что касается Нетаниягу то в Израиле ловят его на лжи во время его речи.

    2. Это ложь, быдто ПМ ловят на лжи. А вот его поносящих, даже на этом сайте, на лжи поймать ровно ничего не стоит — лгут, как дышат. Захотите примеры — их много у меня. А Льву спасибо за слово правды.

      1. Чистая правда — ловят на лжи всякий раз.
        Ну какой Нетанияhу на сегодняшний день оратор — у него это давно в прошлом.

  10. Лев Мадорский11 мая 2021 at 16:18
    \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
    Ольмерт — оратор никак не хуже.
    Насчёт выгоды, понимаете какая штука, Лев.
    Я не хочу даже думать о том, о чём нельзя не думать сегодня, но в Иерусалиме костёр заливали бензином. Это факт.
    Что касается Газы, то альтернатива Хамасу — возврат Мазена.
    А с ним есть всегда опасность, что можно будет договориться.

    1. Это ваша очередная, старательно сеемая неправда, г-н Давидович. Так левые обвиняли Шарона в начале интифады Осло. Нет, это левая работа — и превращение Сабры и Шатилы в якобы преступление Шарона, это левые делишки привели к бегству Барака из Ливана, это левые организовали изгнание евреев из Гуш Катифа, сломав Шарона, это левые травят ПМ и теперь пытаются захватить потерянную власть. Строители страны во времена Бен Гуриона и Голды Меир, они уже давно стали разрушителями и пособниками разрушителей. Это по левой работе шайки из СМИ и присных по нам палят из Газы. Ваша, левая работа. Не отмыться от этого факта перерождения. «Зачем Перикла тень тревожит один не слишком древний Грек. Что ныне в Греции похоже на золотой Перикла век?» — писал поэт. Замените греков на левых, чтоб перестать сегодняшним левым прибирать к своим рукам достижения отцов-основателей. Нет у сегодняшних левых с ними ровно ничего общего.

  11. Отзыв на почту от Марка Ф.
    ——————-
    Не буду высказывать свои мысли о талантах лидера Германии в период с 1933 по 1945 год. Это хорошо на мой взгляд сделали классики немецкой литературы. Добавить нечего.

    Касательно наших еврейских ораторов, то список их достаточно обширен и нынешний ПМ в нем далеко не одинок.

    Только на нашей памяти и только на примере еврейства Российской империи и Советского Союза: Л. Троцкий, М. Литвинов, В. Жаботинский, М. Бегин, Д. Бен-Гурион.

    Появление Б. Натаниягу на политической карте Израиля ознаменовало собой новое поколение ораторов, воспитанное и образованное по американским стандартам, ораторов, бравших уроки сценического мастерства, подготовленных к работе с современными СМИ и прежде всего с телевидением.

    Учились говорить и брали уроки речи и И. Рабин, и Ш. Перес, и, например, Ора Намир.

    Я бы сказал, что умение вести беседу на уровне аудитории, поиск подходящих доводов, риторика и т.п. у евреев на генетическом уровне. Опыт религиозных дебатов, разбора текстов священных книг передается из поколения в поколение в ходе занятий в ешивах, хедерах, колелях.

    Обращаясь к вашему личному опыту, могу сказать, что я лично в принципе не испытываю робости перед аудиторией, могу находить доводы и аргументы, готов к диалогу, могу заинтересовать слушателей и удерживать их внимание (сказывается опыт преподавания и лекционной работы), но никогда не позволю себе вещать по вопросам, в которых некомпетентен, или недостаточно подготовлен.

  12. Лёва, ты прав — роль ораторов-политиков в истории огромна. Как бы это не шокировало некоторых, Гитлер был гениальный оратор. Впрочем, что тут удивительного — мировое зло выбирает и своих исполнителей, и своих гениев.
    Мне кажется, судя по одному из твоих ответов на комментарии, ты рассматривал Троцкого как кандидата в твой список. Мой отец лет в 17 слушал его в Питере, и рассказывал, как Троцкий бешено заводил толпу. Я запомнил несколько слов: «Шапки долой! Я буду говорить о мучениках революции!».
    Полностью согласен, что Трамп был замечательным оратором. Когда нибудь история о нем вспомнит…
    А вот в отношении Сталина сомневаюсь. Разве что для людей, не умеющих мыслить… Впрочем, многие политики аппелируют именно к ним.😜
    Хочу сказать и об одном негативном комментарии от человека, который всегда противопоставляет себя остальным. Все суждения имеют право на существование. Но эти самые «суждения» хорошо бы облекать в корректную форму. Однако «чёрного кобеля не отмоешь до бела».

    1. Мне кажется, судя по одному из твоих ответов на комментарии, ты рассматривал Троцкого как кандидата в твой список. Мой отец лет в 17 слушал его в Питере, и рассказывал, как Троцкий бешено заводил толпу
      ——————-
      Любопытно, Гриша, что и мне папа рассказывал в том же ключе про Троцкого. Отец любил повторять: «Лучше быть хвостом у Льва, чем задницей у Сталина». О злопятности и злобности Иосифа говорит и то, что он черекз много лет достал Троцкого.

  13. А мне кажется, что эффективность оратора в неменьшей степени зависит от публики. Если я правильно понимаю (Лев как житель Германии меня поправит), немцы исключительно дисциплинированный и подчиняющийся иерархии народ. Поэтому когда Адольф стал не просто канцлером, но и фюрером, то они ему верили и подчинялсь до самого конца, до 30 апреля 1945 г., пока он не покончил собой. Хотя уже после Сталинграда и Курска большинству было ясно, что война проиграна. А вот еврейские избиратели, у которых «на двух человек три мнения», давно уже разделились попополам, несмотря на все ораторское искусство Нетаниягу.

    1. А мне кажется, что эффективность оратора в неменьшей степени зависит от публики. Если я правильно понимаю (Лев как житель Германии меня поправит), немцы исключительно дисциплинированный и подчиняющийся иерархии народ. Поэтому когда Адольф стал не просто канцлером, но и фюрером, то они ему верили и подчинялсь до самого конца
      ————————
      Вы правы, Михаил, для немцев печатное слово много значит. Если написали что-то в газете, то по Маяковскому «замри и ляг». Так оно и есть. Тут трудно представить антимеркелевсие разъярённые взрывы толпы. Также как леса в Германии, превращённые в парки. Или как, например, антитрамповские шествия или «Только не Биби».Но в случае с Гитлером, по моему, что-то иное. Перед 33 годом ( вспомним Ремарка ) были мощные антифашитские силы. И вдруг они исчезли. Где-то растворились. Сникли и пропали. Думаю, в значительной мере, потому, что Адольф-оратор сумел разбудить самые низменные инстинкты.

  14. Уважаемый Лев, спасибо за очень интересную статью. В связи с упомянутыми Вами ораторами:
    — Цицерон. А. Столяров в работе «Еврейский вопрос» в зеркале античной философии» пишет, что Цицерон не питал к евреям особого интереса и упоминал о них только по конкретными делам:
    Речь «О консульских провинциях» V 10: «Иудеи и сирийцы, народы, рожденные для рабского состояния»
    Речь «В защиту Флакка» 28,66: «Именно из-за этого обвинения ты, Лелий, и выбрал это место и собрал эту толпу. Ты знаешь, как велика эта шайка, как велико в ней единение, как велико ее значение на народных сходках. Поэтому я буду говорить, понизив голос, чтобы меня слышали одни только судьи; ведь в людях, готовых натравить иудеев на меня и на любого честнейшего человека, недостатка нет; не стану им это облегчать».
    — Гитлер — вопли этого оратора, вмонтированы в многие сов. фильмах. Почему-то в связи с этим «оратором» мне вспоминается роман Фейхтвангера «Братья Лаутензак».

    Кроме упомянутых в статье трех ораторов, возможно, упомянуть Ленина
    как «Апологета ложной ясности, оратора «не для умников» (радио Свобода):
    Из воспоминаний Бориса Бажанова: «… Я хотел узнать, какими книгами чаще всего пользовался Ленин. Как мне сказала Гляссер, среди этих книг была «Психология толпы» Густава Лебона. Остается гадать, пользовался ли ею
    Ленин как незаменимым практическим ключом к воздействию на массы или извлек из замечательного труда Лебона понимание того, что, вопреки наивным теориям Руссо, то сложное вековое переплетение элементов жизни
    декретами фантазеров и догматиков изменить совсем не так легко (отчего после всех блестящих, революций и возвращается всегда ветер «на круги своя»).
    ———————————————————————-
    Собрания я, по возможности, избегал, но изредка приходилось посещать..
    Из услышанных мной немногих речей впечатляют две, хотя они явно не соответствуют законам ораторского искусства:
    – «речь начальника транспортного цеха»
    — и вторая — 7 ноября 1970 — выступление замдиректора главка «Азчеррыба»
    где после обычных праздничных призывов было заявлено: Здесь мы сами решаем, когда и что нам делать, надо будет — пойдем за лимонами в Кейптаун» (И действительно, пошли, правда, через несколько месяцев). Место той речи —
    палуба транспортного рефрижератора в нескольких милях от мыса Доброй Надежды.

    1. Кроме упомянутых в статье трех ораторов, возможно, упомянуть Ленина
      как «Апологета ложной ясности, оратора «не для умников»
      ——————
      Спасибо, Виктор, за оценку и за чрезвычайно интересный коммент. Я согласен. Ленин, как, впрочем, и Сталин -хороший оратор. Хотя они разные. Как и Гитлер, Ленин умел заставить себя слушать и умел менять язык, ораторские приёмы в зависимости от аудитории. Наука Цицероан. И у Ленина, и у Сталина, убежденность и особая энергетика. Но у Ульянова невероятная энергия рвётся наружу, а у Джугвшвили видимость спокойствия и энергия спрятана за кажущейся медлительностью и прячется внутри. Блестящий оратор был и Троцкий, но у него подкачал пятый пункт и не было сталинского уменя интриговать и беспощадно расправляться с врагами. Что касается речи накчальника транспортного цеха, то здесь в полной мере раскрывается комический талант Михаил Михайловича оратора. Интересно было бы послушать Жванецкого как оратора в политическом ключе…

  15. Оратор-гипнотизёр проникал в подсознание публики и придавал самой гнусной лжи видимость правды. Не случайно в «Mein Kampf» он писал, что ритуал массового внушения даёт возможность «оратору и трём — четырем тысячам слушателей слитья в мощном ощущении, дающем опьянение и энтузиазм».

    Любопытный феномен. Как-то на нём, пишущие о Гитлере, редко акцентируют внимание. А, между прочим, превращение культурного народа за короткое время в народ варваров и убийц, во многом, от этого феномена зависел. Действительно, хороший оратор-злодей, владеющий массовым гипнозом, страшное оружие. Также много добра может принести хороший оратор и хороший человек.

    1. Действительно, хороший оратор-злодей, владеющий массовым гипнозом, страшное оружие. Также много добра может принести хороший оратор и хороший человек.
      ————————
      Не совсем соглашусь, Анатолий! Оратор владеющий массовым гипнозом, даже если он хороший человек, тоже может принести много зла. Во-первых, потому что «хороший человек» не достаточно убедительное понятие. Кому-то хороший, а кому-то не очень. Но воздействует и на первого и, на второго. У слушателей как бы атрофируется возможность собственного выбора. Это своеобразное зомбирование, которое всегда неприятно.

  16. По поводу Нетанияhу — он действительно был блестящим оратором, пока не заврался так, что ему не верят даже большинство тех, кто его поддерживает. Это очень мешает вешать лапшу на подготовленные ко лжи уши — люди дёргают головой, сбрасывая её (лапшу) на пол.
    Дошло до того, что после каждого его выступления приводят длинный список фактов лжи, поднимая его интервью, выступления, твитты и т.д.
    В том, что он не будет выполнять подписанные соглашения и данные обещания никто даже не сомневается. К этому все в Израиле давно привыкли.

    1. По поводу Нетанияhу — он действительно был блестящим оратором, пока не заврался так, что ему не верят даже большинство тех, кто его поддерживает.
      ————————-
      Такова, Цви бен-Дов, участь любого политика. Не было политика у которого предвыборные общания не расходились бы с делом. Обещания охотнее даются, чем исполняются. Предвыборные обещания стали речевым штампом, в который всегда (!) мало кто верит. Например, Путин обещал, что к 20 году удвоит ВВП и Россия станет самой ( !) »привлекательной для жизни страной. Именно к политикам больше всего подходит выражение «Мели Емеля»

      1. Лев, м.б. всё-таки не стоит судить о том, в чём ничего не понимаете?
        Вы хоть краем уха слышали, что у нас вчера и сегодня происходит?

        1. Вы хоть краем уха слышали, что у нас вчера и сегодня происходит?
          ——————
          Очень даже слышал и переживаю вместе с вами.Всегда начинаю день с израильских новостей. Но при чём здесь Нетаниягу оратор? Это совсем другая история.

          1. При чём?
            Да при том, что он не «оратор», а руководитель страны.
            Ничего не сделавший, чтобы решить проблему с Хамасом. Потому что ХАМАС ему выгоден.
            Я даже думать не хочу, почему эта вспышка произошла именно в эти дни.

          2. При чём?
            Да при том, что он не «оратор», а руководитель страны.
            Ничего не сделавший, чтобы решить проблему с Хамасом. Потому что ХАМАС ему выгоден.
            ———————
            Хороший оратора совсем не обязательно и хороший лидер. Я тут не провожу параллель.Но в ораторском искусстве ему, как многие считают, нет сегодня равных, что для израильского политика, часто выступающего в ООН и, вообще, вне Израиля, согласитесь, важное качество- суметь убедить слушателей, И почему Нетаниягу выгоден радикальный Хамас, особенно, в свете последних обстрелов, тоже не совсем понятно. Неужели Вы, Сэм, серьёзно счиаете , что для ПМ власть важнее безопасности Израиля?

          3. Вообще-то произошла интересная штука… Нетанияhу действительно очень хотел торпедировать образование правительства и средства для этого не выбирал, но предусмотреть динамику развития событий даже его «гений» был не в состоянии. Нетанияhу реально не ожидал такого. Когда говорил — впервые за последнее время не врал и даже пятнами пошёл — Хамас ведь ему такую свинью подложил…
            Теперь ему придётся действительно что-то делать, а «иммитировать крутизну».

          4. Теперь ему придётся действительно что-то делать, а не «иммитировать крутизну».

  17. Вот старый стишок «в тему»:

    Глотнул слегка для разогрева —
    Ну чем я Цицерона хуже?
    Растёкся мыслию по древу,
    А мысль превратилась в лужу…

  18. Хороший оратор знает также еще где можно приврать,чего у Натаниягу никак не отнимешь.
    Сколько раз он обещал уничтожить ХАМАС, каждый раз вызывая восторг у слушателей.
    Прав Мадорский, безусловно прав! А как талантливо он разжег конфликт вокруг Храмовой горы? причем не сам, а спомощью верного друга Оханы. В результате летят ракеты, ХАМАС в истерике, арабское хулиганье орет «Смерть евреям» и почти развалились планы создания правительства перемен — антиБиби. Что и было главной целью великого Биби , почти царя Израиля. Пока только почти, у него есть собственный отдел кадров, супруга там назначает кого надо куда надо, есть и цензурный комитет, пока неофициальный, но требовательный, Яир Натаниягу шастает по редакциям, требуя то и се, и разоблачая клевету на Биби некоторых злопыхателей, не считающих этого великого оратора чуть ли не заменителем армии. Ясно, зачем Биби довел Израиль до новой войны, но нам-то зачем?

    1. Ясно, зачем Биби довел Израиль до новой войны, но нам-то зачем?
      ———————-
      Когда спорят о политике израильтяне, я, Авраам, «молчу в тряпочку», а , тем более, в это напряжённое время. Но тут, по моему, явный перебор. Нетаниягу не виноват в происходящем. А уничтожить Хамас можно только наземной операцией или ковровой бомбёжкой. И в том и в другом случае и Европа и Россия, и проарабская ООН, и даже байденовская Америка встанут на дыбы. Это легче сказать, чем сделать…

      1. Виноват, конечно, но он (Нетанияhу) и сам не ожидал, что так получится — он «всего лишь» хотел «чуть-чуть подогреть» ситуацию, чтобы предотвратить создание правительства.
        За две недели до этого, например, не хотел — Нетанияhу тогда сам вёл переговоры с лидером одной из арабских партий и несколько десятков ракет Хамасу «простил ради такого дела.
        Как я уже писал динамику развития событий почти невозможно предвидеть.

Добавить комментарий для Юрий Деген Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.