Сергей Баймухаметов: Памятники воспевателям Гитлера. Как это все понимать?

Loading

В свете жесточайшего внимания законодателей и правоохранителей к историческим исследованиям, к обмену информацией в интернете, представляется странной полная глухота к обращениям общественности по поводу публичного возвеличивания и воспевания тех, кто воспевал и возвеличивал Гитлера и гитлеризм.

Памятники воспевателям Гитлера
Как это все понимать?

Сергей Баймухаметов

Сергей Баймухаметов

Четыре комитета Госдумы — по законодательству, информационной политике, международным делам и по культуре — поддержали внесенный в парламент законопроект, который запрещает «публичное отождествление роли СССР и нацистской Германии во Второй мировой войне» и «отрицание решающей роли советского народа в разгроме нацистской Германии».

По поводу последнего пункта можно лишь сказать, что только сумасшедший может отрицать решающую роль СССР в разгроме фашизма. И что теперь, принимать для него отдельный закон? Все остальное тоже вызывает вопросы у политологов, историков, общественности. Например, что понимают законодатели под словом «отождествление»? Каковы его приметы, юридическая квалификация, параметры, границы? Поэтому большинство комментаторов сходится на том, что усилится запрет на исторические исследования, обмен информацией в интернете. Помнится, лет пять назад судили архангельца Михаила Листова, который переопубликовал из учебника истории фото с парада Победы 1945 года. На нем советские солдаты повергают на брусчатку Красной площади нацистские знамена. На них отчетливо видна свастика. Вот Листову и вынесли приговор за «публичную демонстрацию нацистской символики».

В свете новых, многочисленных поправок к законам теперь есть риск получить срок, например, за цитирование советских газет 1939 года? Тех, где публиковались телеграммы, которыми обменивались Гитлер, Сталин и Риббентроп, в том числе со словами:

«Дружба народов Германии и Советского Союза, скрепленная кровью, имеет все основания быть длительной и прочной» (газеты «Правда», «Известия», 25 декабря 1939 года). Или тех, в которых печаталось выступление главы советского правительства Молотова на сессии Верховного Совета СССР: «Оказалось достаточным короткого удара по Польше со стороны сперва германской армии, затем — Красной Армии, чтобы ничего не осталось от этого уродливого детища Версальского договора».

Но в то же время, в свете жесточайшего внимания законодателей и правоохранителей к историческим исследованиям, к обмену информацией в интернете, представляется странной и даже загадочной полная глухота к обращениям общественности по поводу публичного возвеличивания и воспевания тех, кто воспевал и возвеличивал Гитлера и гитлеризм, призывал русских людей воевать на стороне Гитлера. Например, с 2006 года в станице Еланской высится памятник бывшему Донскому атаману Петру Краснову, который был казнен по приговору советского Военного трибунала как пособник Гитлера.

Возможно, здесь сказывается уважение государства к частной собственности. Ведь частный музей и семиметровый монумент находятся на территории частной усадьбы, впрочем, открытой всем посетителям.

Протесты общественности, обращения в Генпрокуратуру и в суд ни к чему не привели.

Правда, с основания монумента свинтили табличку, что это Краснов, и потому официальные органы получили возможность отвечать так:

«Памятник установлен не генералу Краснову, автором создан обобщенный образ донского атамана. Нарушений земельного и градостроительного законодательства судом не установлено. С учётом изложенного оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется».

Распространяются ли на частную собственность и подобные памятники ранее принятый закон об уголовной ответственности «за публичное отрицание фактов и одобрение преступлений, установленных приговором Нюрнбергского трибунала»?

Однако, представляется, что абсолютно невозможно распространение подобной информации по государственному телевидению. Но…

26 апреля 2020 года генеральный директор государственного информационного агентства «Россия сегодня» Дмитрий Киселев в эфире программы «Вести недели» огласил список исторических деятелей, которым, по его мнению, следует ставить памятники, включая Петра Краснова.

В день нападения гитлеровской Германии на СССР, 22 июня 1941 года, Краснов обратился к казакам с воззванием, которое закончил так:

«Да поможет Господь немецкому оружию и Гитлеру!»

В одном из очередных манифестов писал:

«Казаки! Помните, вы не русские, вы казаки, самостоятельный народ. Русские враждебны вам. Москва всегда была врагом казаков, давила их и эксплуатировала. Теперь настало время, когда мы, казаки, можем создать свою независимую от Москвы жизнь».

В первом номере журнала «На казачьем посту» Краснов призывал казаков:

«Идите в германские войска, идите с ними и помните, что в новой Европе Адольфа Гитлера будет место только тем, кто в грозный и решительный час последней битвы нелицемерно был с ним и германским народом!»

Краснов возглавлял Главное управление казачьих войск Имперского министерства восточных оккупированных территорий Германии. Затем, 30 марта 1944 года, его перевели в подчинение Главного управления СС.

Воинское звание Краснова — бригадефюрер СС.

В 2005 году на кладбище Донского монастыря со всем государственными почестями перезахоронили перевезенный из Швейцарии прах писателя и философа Ивана Ильина. Его в то время часто цитировали высокие государственные чины, политики, некоторые деятели культуры, считая идеологом русской патриотической мысли. В России издано многотомное собрание его сочинений.

В 1933 году Иван Ильин в статье «Национал-социализм: Новый дух», напечатанной 17 мая в парижской эмигрантской газете «Возрождение», приветствовал приход к власти Гитлера:

«Европа не понимает национал-социалистического движения… Мы советуем не верить пропаганде, трубящей о здешних «зверствах»… То, что совершается, есть великое социальное переслоение; но не имущественное, а государственно-политическое и культурно-водительское… Что cделал Гитлер? Он остановил процесс большевизации в Германии и оказал этим величайшую услугу всей Европе. «Новый дух» национал-социализма имеет, конечно, и положительные определения: патриотизм, вера в самобытность германского народа и силу германского гения, чувство чести, готовность к жертвенному служению (фашистское «sacrificio»), дисциплина, социальная справедливость и внеклассовое, братски-всенародное единение. Удаляется всё, причастное к марксизму, социал-демократии и коммунизму; удаляются все интернационалисты и большевизаны; удаляется множество евреев…»

С 1933 года прошло 15 лет. 15 лет после страшной войны, трагедии человечества. В 1947 году состоялся Нюрнбергский процесс. С кинокадрами из концлагерей, потрясшими мир.

Тем не менее, в 1948 году Иван Ильин в статье «О фашизме» писал:

«Фашизм был… прав, поскольку искал справедливых социально-политических реформ… Фашизм был прав, поскольку исходил из здорового национально-патриотического чувства, без которого ни один народ не может ни утвердить своего существования, ни создать свою культуру». (И. А. Ильин, «Наши задачи», М., Айрис-пресс, 2008)

Еще раньше, в 2000 году, на том же кладбище Донского монастыря с почестями был перезахоронен перевезенный из Франции прах писателя Ивана Шмелева. Того самого, который писал О.А. Бредиус-Субботиной:

«Я так озарён событием 22 июня, великим подвигом Рыцаря, поднявшего меч на Дьявола. Верю крепко, что крепкие узы братства отныне свяжут оба великих народа. Великие страдания очищают и возносят. Господи, как бьётся сердце моё, радостью несказанной».

Рыцарем русский писатель Шмелев называл Гитлера, 9 октября 1941 года, когда гитлеровцы прорвали наш фронт под Вязьмой и начали наступление на Москву (когда в окружение попали 4 армии, только по официальным данным советские войска потеряли более 380 тысяч убитыми и ранеными, более 600 тысяч пленными), Шмелев делился с Бредиус-Субботиной своими переживаниями и предчувствиями:

«Вчера был день преп. Сергия Радонежского, России покровителя. Я ждал. Я так ждал отзвука — благовестия ждал… Я не обманулся сердцем, я услыхал фанфары, барабан — в 2 ч. 30 мин., — специальное коммюнике: прорван фронт Дьявола под Вязьмой, перед Москвой, армии окружены». (И.С. Шмелев и О.А. Бредиус-Субботина. Роман в письмах: В 2 т. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2003)

Московский монетный двор выпустил памятную медаль в честь Шмелева.

В центре Москвы, в небольшом сквере неподалеку от Третьяковской галереи, высится памятник-бюст Шмелева.

В 2014 году сквер назвали именем Шмелева.

Как это все понимать?

Print Friendly, PDF & Email

Один комментарий к “Сергей Баймухаметов: Памятники воспевателям Гитлера. Как это все понимать?

  1. Указанные думские законы — идиотские. В Лондоне перед парламентом стоит памятник Кромвелю, в половине городов США стоят памятники деятелям Конфедерации, в Испании есть мемориал-базилика, где похоронены и франкмсты и республиканцы, на окраине Ашдода есть мемориал египетским солдатам, погибшим во время войны за независимость Израиля. Ведь это же история, ее не отменишь.

Добавить комментарий для Михаил Поляк Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.