Ханс Рюле: Тайна Натанза. Перевод Леонида Комиссаренко

Loading

У Ирана теперь есть оружейный уран, и путь к бомбе кажется коротким. Или все-таки нет? Израиль смог выиграть для Запада больше времени — с помощью впечатляющей операции спецслужб с тяжелыми последствиями для Ирана. Реконструкция..

Тайна Натанза

Ханс Рюле[i]
Перевод с немецкого Леонид Комиссаренко

11 апреля Иран сообщил об «инциденте» на ядерном объекте в Натанзе, где было полностью парализовано энергоснабжение чему изначально не было объяснений. Но уже на следующий день несколько иранских официальных лиц заговорили о «саботаже» в результате «теракта».

Тем не менее, иранское руководство изначально пыталось преуменьшить ущерб и спрогнозировать немедленное восстановление полной работоспособности станции. Это также связано с тем, что Израиль, который сразу был назван причиной инцидента, допустил лишь наименьший возможный триумф. Но это не помогло. Не позднее, чем на третий день, когда были получены отчеты о конкретных повреждениях, поток информации больше не мог быть направлен.

И, когда бывший руководитель иранской службы по атомной энергии Бероуз Камальванди с больничной койки сообщил по иранскому телевидению, что при инспекции установки упал в 7-метровой глубины яму, получив при этом серьёзные травмы, с попытками тривиализации «инцидента» было покончено.

Заявление, переданное по иранскому государственному телевидению Алирезой Закани, главой исследовательского центра иранского парламента, о том, что взрыв в Натанзе «уничтожил тысячи центрифуг», иллюстрирует этот вывод. Тем временем положение с фактами стабилизировались. После этого Моссаду — возможно, с помощью противников иранского правительства — очевидно удалось доставить взрывное устройство на завод по обогащению урана в Натанзе и подготовить его к дистанционной детонации.

Завод по обогащению урана в Натанзе представляет собой комплекс из шести зданий на площади 220 000 квадратных метров, расположенных частично на поверхности и частично под землей. Собственно производство состоит из двух цехов, скрытых на глубине восьми метров. В 2004 году крыша цехов была укреплена несколькими метрами железобетона и около 25-ю метрaми земли.

И теперь это… Моссад, очевидно, проник на объект в Натанзе и пронес неизвестное количество взрывчатки (вероятно, C4) в подземные залы. Судя по имеющимся в распоряжении данным, взрыв был опустошительным.

Подземные залы, в которых обогащался уран, скорее всего в значительной степени разрушены. Возможно, что ни одна из примерно 5000 центрифуг, использованных там, не уцелела. По крайней мере, такой вывод можно сделать, если учесть последствия серии сильных землетрясений в период с 1989 по 2005 год в Пакистане, которые Адриан Леви и Кэтрин Скотт Кларк описали в своей книге «Обман».

Центрифуги P-1, развернутые тогда в пакистанских цехах и производившие уран-235 на скорости вращения 1500 оборотов в секунду, не выдерживали ни малейшей вибрации, саморазрушаясь в результате неизбежного дисбаланса; при этом разрыв центрифуги по своему воздействию сопоставим со взрывом нескольких ручных гранат.

Впоследствии было еще раз подтверждено, что ставшая нестабильной в результате воздействия волны давления центрифуга не только непригодна для использования в долгосрочной перспективе, но и не подлежит ремонту вообще. Всё это является стандартным знанием тех, кто теоретически или практически занимается центрифугами. В средствах массовой информации часто высказывалось мнение, что после авианалета на Натанз «повреждённые центрифуги можно будет быстро вернуть на место».

Это полная чушь. Голам Реза Агазаде, многолетний глава Иранского агентства по атомной энергии, описал по иранскому телевидению ещё в 2006 году, насколько чувствительны ультрацентрифуги, когда рассказывал о проблемах Ирана с изначально незнакомой технологией центрифуг.

Вдруг на земле

«После многих неудачных попыток мы обнаружили, что наши специалисты не использовали перчатки при настройке центрифуг. Нам стало ясно, что при прикосновении к центрифуге голыми руками происходит крошечный перенос массы, который создает дисбаланс в роторе и в конечном итоге приводит к взрыву центрифуги и ее рассыпанию в пыль».

На фоне этих фактов и контекстов становится ясно, что мощное взрывное устройство, которое было взорвано в самой глубокой точке подземных цехов, вероятно покончило с Натанзом — единственным национальным центром обогащения урана в Иране.

Если требовалось доказательство судьбы подземного предприятия по обогащению урана в Натанзе, то им было заявление Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) от 13 апреля о том, что Иран не повысит уровень обогащения до 60 процентов в подземных залах Натанза на базе центрифуг Р-1, как с барабанным боем первоначально планировалось, а продолжит работы на наземном, незащищенном опытном заводе по обогащению топлива.

Так и случилось. 19 апреля МАГАТЭ опубликовало соответствующий документ. Правительство Ирана с гордостью объявило результат. При этом не было упоминания об отсрочке процедуры, потому что это неизбежно привело бы к неявному признанию того, что первоначально запланированное использование подземного объекта и обязательное использование центрифуг P-1 более невозможно, и, следовательно, как сообщило МАГАТЭ, «обогащенный до пяти процентов U-235 UF-6 (гексафторид урана — пер.), выдавался четырьмя каскадами центрифуг IR-4 и центрифуг IR-6 на пилотной установке по обогащению топлива в Натанзе».

Результат: поскольку тем временем стало известно, что Иран не только на короткое время ввел центрифуги в наземную пилотную установку по обогащению ядерного топлива, использование которой для высоко обогащения урана запрещено ядерным соглашением, но и с начала апреля непрерывно работает на них. Если верны оценки МАГАТЭ, то к настоящему времени произведено около 2,4 кг UF-6 с 60-процентным обогащением.

Это еще одно серьезное нарушение ядерного соглашения и договора о нераспространении.

Даже если для создания способного к взрыву ядерного устройства потребуется 25 килограммов U-235, обогащенного до 90 процентов, эта деятельность Ирана, которая осуществляется параллельно с ходом венских переговоров, представляет собой беспрецедентный вызов тем, кто ведет переговоры в Вене, и вызов этот должен получить в ответ немедленное прекращение переговоров.

Тот, кто производит уран с обогащением до 60 процентов, безусловно, работает над ядерным оружием — другого вывода нет. Наземной, чрезвычайно уязвимой пилотной установки по обогащению достаточно, чтобы кратко продемонстрировать варианты обогащения, но для промышленного производства оружейного урана требуется комплексно защищенная крупномасштабная установка, такая, как подземная часть установки по обогащению.

Последнее более невозможно, благодаря удачному ходу Израиля.

Особенность этого момента заключается в том, что Израилю удалось парализовать иранский завод по обогащению урана в Натанзе на неопределенный период времени с помощью одного взрывного устройства и без какого-либо значительного побочного ущерба. Это особенно важно, поскольку ядерное соглашение 2015 года предусматривает, что Иран имеет объект по обогащению урана только в Натанзе —«Natanz exclusively», как говорится в тексте контракта.

Для всех государств, участвующих в ядерном соглашении, Иран с нейтрализацией Натанза, вероятно, потерял все свои национальные возможности по обогащению урана. Более того. Поскольку иранская «услуга» в соглашении, по существу, заключалась в сокращении обогатительных мощностей в Натанзе, с обширным разрушением Натанза для Ирана было бы объективно невозможно предоставить свои контрактные услуги. Таким образом, ядерное соглашение устарело и должно быть расторгнуто. В любом случае, текущие события в Натанзе должны привести к приостановке переговоров на неопределенный срок.

Конечно, Иран и некоторые европейские страны постараются продолжить переговоры. Тем не менее, будут ли, в частности, США, готовы вести фиктивные переговоры без иранского переговорного пула, который в этих условиях мог бы заключаться только в снятии санкций, введенных в отношении Ирана, без встречных его уступок и — согласно требованиям Ирана в преддверии нового раунда переговоров — в выплате компенсаций. А уж выплата трехзначных миллиардов более чем сомнительна.

Так что сказать можно только одно: атакой на Натанз Израиль совершил гениальный ход. И сейчас? Если бы речь шла только о проблеме ядерной угрозы со стороны Ирана, путь был бы намечен. Тогда нужно бы уделить внимание ядерной активности Стражей исламской революции. Теневая война Израиля против Ирана достигла предварительного апогея, но еще не закончена.

Только с нейтрализацией подземной ядерной инфраструктуры Стражей исламской революции Израиль достигнет своей цели. До тех пор, и никак не ранее, будет применяться «Доктрина Бегина», согласно которой Израиль «ни при каких обстоятельствах не позволит врагу разработать оружие массового уничтожения, которое может быть использовано против израильского населения».

Не случайно премьер-министр Израиля Менахем Бегин сформулировал этот принцип в 1981 году, через день после успешной атаки израильских ВВС на иракский реактор Осирак. Эта доктрина снова цитируется сегодня почти во всех выступлениях израильских лидеров. Израильские элиты теперь поняли, что они должны бороться с Ираном и его ядерной программой без помощи США.

Все попытки убедить несколько американских правительств в необходимости совместных действий против теократической диктатуры провалились. Многое из этого хорошо задокументировано. Кто хочет узнать об этом больше и почувствовать атмосферу разговоров между ведущими американскими и израильскими политиками, может прочесть главу «Заключительный акт» в истории жизни Эхуда Барака «Моя страна, моя жизнь» („My Country, My Life“).

У Израиля нет оснований надеяться, что политика Америки коренным образом изменится при новой администрации Джо Байдена. Красивых слов, которые, безусловно, есть у Байдена, не хватит, чтобы заменить активные действия. Конечно, в Израиле приняли к сведению сообщение Байдена о конце Усамы бен Ладена: «Мы последовали за Бен Ладеном к вратам ада — и мы поймали его».

К сожалению, как с удовольствием описал в своих мемуарах экс-президент Барак Обама, тогдашний вице-президент Байден был одним из трех скептиков (другими были госсекретарь Хиллари Клинтон и министр обороны Боб Гейтс) на решающих консультациях относительно успешных действий по устранению бен Ладена. Так что решимость нынешнего президента ограничена.

___

[i] Ханс Рюле, экс-глава департамента планирования Минобороны ФРГ, был главой исследовательского института Фонда Конрада Аденауэра, генеральным менеджером агентства НАТО. Его книга «Иранское атомное соглашение: прогресс или самообман» только что была издана LIT-Verlag.

Print Friendly, PDF & Email

6 комментариев для “Ханс Рюле: Тайна Натанза. Перевод Леонида Комиссаренко

  1. “Израиль смог выиграть для Запада …”
    “… очевидно, удалось доставить взрывное устройство на завод по обогащению урана в Натанзе и подготовить его к дистанционной детонации …”
    “вероятно, покончило с Натанзом — единственным национальным центром обогащения урана в Иране.”
    «Пораженье от победы ты сам …»
    «совершенство наполовину»
    «Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль
    Смиряться под ударами судьбы,
    Иль надо оказать сопротивленье …»
    Вот, собственно, весь комментарий. Победа несомненна, когда кейтель подписывает Акт. Или когда противник полностью уничтожен. В «случае Х.Рюле» представлена попытка изобразить возможную чужую деятельность (Мосада), как достоверно подтвержденную. Прибавить хочу еще, что население Ирана – 78 млн потенциальных юдофобов – скомпенсирует любую неудачу, подобно временному поражению Германии в 1918. Спасение же Израиля возможно только вследствие победы антиисламистских сил на планете Земля, а таковая не видится пока.

  2. Хорошо укрытым подземным заводам всё равно нужны воздух, вода, еда и электроэнеергия поступающие снаружи. Вот тут у израильской разведки есть ещё больше возможностей.

  3. Очень показательно, что персы лапали роторы суперцентрифуг голыми руками. Я вообще-то сомневаюсь, что они скоро построят бомбу. Больше беспокоит большое кол-во точных ракет, которыми они снабжают Хамас и Хизбаллу.

  4. Слава Богу и спасибо кому-надо, у иранцев сейчас много таких неприятностей случаются — и именно в самых критических элементах их режима и особенно их военных программ. Например, недавно взорвался и потонул самый большой военный корабль (их единственный корабль логистики этого класса, важнейший элемент в их экспорте террора) и был сильный пожар на нефтеперерабатывающий заводе (похоже, что им скоро придётся импортировать бензин и солярку).

    P.S.: Молитва-благословение солдат ЦАХАЛа и работников сил безопасности, которую читают в синагогах в Шабат после чтения Торы:

    «Тот, Кто благословил наших отцов Авраама, Ицхака и Яакова, да благословит Он бойцов Aрмии Обороны Израиля и работников сил безопасности, которые стоят на страже нашей страны и городов Г-спода — от границ Ливана до пустыни египетской и от великого моря до степей, в любом месте, где они находятся — на суше, в воздухе и на море.
    Пусть даст нам Б-г увидеть наших врагов, нападающих на нас, разбитыми и поверженными перед ними. Всесильный, благословен Он, да сбережет их и спасет их от всех бед и несчастий, от всех бедствий и болезней, и да ниспошлет им благословение и удачу во всех праведных деяниях их рук. Да покорит Он их врагов перед ними, и увенчает их венцом спасения и короной победы. И пусть исполнится сказанное в святом Писании: «Ибо Г-сподь, Б-г ваш, идет с вами, чтобы сражаться за вас с вашими врагами, дабы помочь вам» — и скажем: «Амен.»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.