Эдуард Малинский: В карете прошлого никуда не уедешь!

 302 total views (from 2022/01/01),  2 views today

Харедофилы … не дают себе труда вдуматься в тот факт, что всецелое погружение ультраортодоксов в исполнение средневековых догматов не даёт им возможность разорвать порочный круг нищеты, на которую они обрекают себя. Харедофилия… фиговый листок, которым прикрывают политическую борьбу против Либермана.

В карете прошлого никуда не уедешь!

Эдуард Малинский

Эдуард Малинский«Слова и иллюзии гибнут, факты остаются»
Д. И. Писарев «Процесс жизни. Физиологические письма Карла Фохта»

Уже в который раз пытаюсь я разобраться в проблеме: какую роль в Израиле играют ультраортодоксы, или харедим, т.е. «трепещущие перед богом», как они сами предпочитают себя называть — положительную или отрицательную.

Проблема не из легко решаемых, наверное, по сложности не уступающая очень древней задаче о квадратуре круга: построение равновеликих по площади квадрата и круга с помощью циркуля и линейки.

Но надежду не теряю, т.к. даже знаменитая теорема Пуанкаре. которую почти век невозможно было доказать, успешно решена нашим современником Григорием Перельманом.

Существуют разные точки зрения, высказываемые представителями так называемых, по определению д-ра Софии Рон, харедофобов и харедофилов.

Если очень коротко, буквально пунктиром, на уровне тезисов обозначить их позиции, получим следующую картину…«маслом»:

Харедофобы, причём я решительно дистанцируюсь от сайтов, заполненных некорректным содержанием по адресу харедим, и основанных на отрицательных эмоциях, а опираюсь, в основном, на предвыборную программу партии НДИ, ведущей последовательную политическую, а не религиозную войну против партий ЩАС и Еврейства Торы, верхушка которых своей политикой способствует превращению своего электората в послушную машину голосования на выборах в кнессет, поставив перед избирателями дилемму: вы нам — свои голоса, мы вам — дополнительное финансирование из госбюджета.

Третьего, как следует из определения понятия о дилемме, не дано. Но именно этот «третий» путь для выхода харедим из тупика, в который их загнали и держат там раввины, предлагает НДИ, но об этом — чуть ниже.

Это дополнительное финансирование, как и другие социальные льготы, жизненно необходимы ультраортодоксальному сектору, члены которого, будучи не востребованы на современном рынке труда ввиду отсутствия должного образования и трудовых навыков, обречены на нищету. А обязаны они этим незавидным положением, как об этом было уже сказано немного выше, исключительно эгоистической политике своих духовных пастырей, которые делают всё для утверждения своего влияния в секторе.

А партия НДИ не только критикует, она предлагает реальный инструментарий для вывода харедим из-под влияния раввинов, т. к своими силами сами прихожане уже не в состоянии это сделать, настолько они развращены нуждой и бездельем!

Что же касается харедофилов… Здесь совершенно другие воззрения. И характеризуются они двумя точками зрения:

1. Содержание массы не работающих и не отбывающих воинскую повинность ультраортодоксов абсолютно не является обузой для современного Изра — иля, утверждают они, потому что харедим — вполне самодостаточная часть общества, она сама себя кормит и окупает и, вообще, говоря научным языком, «находится на хозрасчёте».

Эта точка зрения, с попыткой привлечь данные статистики в качестве аргумента наиболее полно выражена в статье д-ра филологии Елены Римон «При чины беспричинной ненависти», опубликованной на сайте «Мастерской» 29.03.21.

2. А вторая точка зрения… Здесь уже речь пойдет о духовной составляющей жизни харедим:

Изучение Торы — это именно то, опять же настаивают харедофилы, что сохраняет еврейский характер Государства Израиль, способствует духовному совершенствованию харедим, ставя их на голову выше других членов израильского общества, ибо только они, харедим, сохраняют традиции и обычаи иудаизма, препятствуя тем самым ассимиляции и растворению иудеев в окружающем мире.

И даже научная интеллигенция в лице представителей такой сугубо материалистической науки, как физика, убеждена или, по крайней мере, просто декларирует это убеждение, что следование средневековым догматам является неотъемлемой частью репрезентативной роли ультраортодоксов.

Точка зрения такой категории защитников харедим наиболее полно отражена в цикле статей на эту тему известного советского диссидента, международного гроссмейстера Бориса Гулько и в ряде комментариев к его статьям в «Мастерской».

Начнем же нашу полемику с идеологами противоположных точек зрения.

Правда, хочу заранее оговориться, что это не борьба со взглядами и убеждениями идейных противников, ибо, согласно принципам демократической прессы и свободы слова, никто не вправе отвергать убеждения одних и навязывать взгляды других: речь идёт только о стремлении нарисовать объективную реальность в данной сфере социальных отношений.

В памяти назойливо и не совсем уместно всплывают заключительные строки из Отчетного доклада Н.С. Хрущёва ХХ съезду КПСС:

«Итак, цели определены, задачи поставлены. За работу, товарищи!»

Ну что ж, за работу — так за работу..

И начнем мы нашу работу с выяснения того, в действительности ли материальное содержание 12% населения страны, а именно такой цифрой в настоящее время оценивает ЦСБ Израиля численность ультраортодоксального сектора, не ложится финансовым бременем на экономику и общество, как это утверждает уважаемый доктор филологии Елена Римон.

Мы уже обращались к статье д-ра «Причины беспричинной ненависти», служащей как бы дополнением к увидевшей свет на полгода ранее её другой статье, о русском антисемитизме в Израиле.

Если в первой статье все выводы обосновывались на эмоциях, почерпнутых из анализа харедофобских русскоязычных сайтов, то во второй статье доктор уже приводит многочисленные цифровые выкладки, якобы доказывающие, что расходы госбюджета на харедим, включая образование, пособия и льготы вполне сопоставимы с расходами на «русскую» алию и потому не корректно приклеивать ультраортодоксам ярлык «дармоедов» (эту же статью на сайте «Хроники Иерусалима» в апреле с. г. она опубликовала именно под таким заголовком «Миф о «дармоедах»)

Но выкладки г-жи Римон не очень-то впечатляют, чувствуется, что цифры, как говорится, притянуты за уши, что они подгонялись под некий, заранее заданный результат, да и ссылка даётся на не чересчур авторитетные первоисточники.

Поэтому есть смысл больше доверять другим источникам, а именно: управляющий Госбанка Израиля проф. Амир Ярон сравнил финансовое положение среднестатистической ультраортодоксальной и светской семей, и сделал он это в своем выступлении ещё до мартовских выборов 2019 года, и этому источнику можно вполне доверять. Всё-таки Госбанк… он и есть Госбанк.

Даже беглого взгляда на приведенные главой Госбанка цифры достаточно, чтобы понять: по сравнению со светской семьёй ультраортодоксальная имеет доход ( 3,9 тыс шек) почти вдвое меньший дохода светской семьи (7.5 тыс шек), но зато пособий из казны получает в полтора раза больше. а налогов платит почти в три раза меньше.

Такая арифметика дала проф. Ярону основание заявить, что если ситуация в этом секторе не изменится, то только прямые налоги в стране придется повысить на 16% ! Заметим, что в Израиле налоги платит всего 38% населения.

Ситуация же, конечно, изменится, но в худшую сторону: по данным ЦСБ Израиля в 2040 году доля ультраортодоксов будет составлять уже 20% от населения страны, а в 2065 году — около 32%!

И при этом, по сегодняшней статистике, каждый второй из трудоспособных мужчин — ультраортодоксов не работает! И очень мала вероятность, что эта пропорция изменится в будущем в лучшую сторону, при нынешних-то приоритетах в этом секторе.

Судите сами: при попытке начать трудиться учащийся колеля, имеющий уже многодетную семью, сразу же лишается стипендии и прочих бесплатных субсидий на сумму 5500 шек! Да он столько не заработает при нынешней востребованности на современном рынке труда, учитывая уровень его образованности и трудовых навыков!

А потому не удивительно что именно по этой причине в настоящее время 45% харедим живут за чертой бедности.

И ситуация меняется очень медленно: если за чертою бедности, по свидетельству Израильского института демократии на сайте журнала НЭП, в 2005 году находилось 58% населения ультаортодоксального сектора, то в 2020 году этот показатель снизился только до 45%, т.е. всего на 13% за последние 15 лет.

А если экстраполировать такие темпы на будущее, получим, что для достижения нынешнего уровня бедности остальной части еврейского общества — 11% , понадобится ещё больше 30лет!

. Что же касается той части статистики уважаемого доктора, которая совпадает со статистикой Госбанка Израиля, то, оперируя, примерно, одинаковыми математическими величинами, доктор так же подтверждает, что

На одну душу в харедимной семье доход составляет 0.52 от дохода на душу в не-харедимной семье, а расход на одного члена семьи в харедимной семье составляет 0.46 от расхода не-харедимной семьи.

И, продолжает г-жа Римон:

… эти цифры значат следующее. В харедимных семьях заработок на каждого члена семьи вдвое меньше, чем в светских — но и расход вдвое меньше. Они зарабатывают вдвое меньше, но и о живут вдвое более скромно, чем светские.

Но вывод следует несколько странный:

Те, кто считает, что харедим «жируют» на деньги, заработанные светскими, будут разочарованы: это их убеждение совершенно не соответствует истине… просто … харедим потребляют не больше, чем зарабатывают.

Именно эти, выделенные слова, звучат кощунственно по отношению к несчастным, обездоленным людям, так как доктор забывает, что её подопечные не просто живут «более скромно, чем светские», а они, в массе своей, нищенствуют.

Ведь речь идёт не о сознательном выборе, скажем так, спартанского образа жизни как свидетельства духовного превосходства харедим, а о воспевании вынужденного аскетизма людей, живущих за чертой бедности (выше уже было сказано, что таковых насчитывается 45% от численности всего сектора) и, главное, очутившихся в таком положении не по собственной воле, а в результате усиленной промывки мозгов их духовными пастырями.

Краткие заметки на полях: не могу не вспомнить именно в этой связи уже упомянутое выше славословие гроссмейстера и научной интеллигенции в адрес харедим за их подвижничество на ниве духовного совершенствования путём неустанного изучения Торы, даже за счёт полного отказа от выполнения обязательных гражданских обязанностей, как-то: базовая учеба, общественно-полезный труд, военная или альтернативная служба.

Харедофилы при этом не дают себе труда вдуматься в тот факт, что всецелое погружение ультраортодоксов в исполнение средневековых догматов не даёт им возможность разорвать порочный круг нищеты, на которую они обрекают себя, выполняя священную, с точки зрения харедофилов, миссию предотвращения ассимиляция евреев. Поэтому ещё раз подчеркну своё глубокое убеждение в том, что эта вся харедофилия не суть истинных убеждений моих оппонентов, а просто инструментарий в политической борьбе против Либермана.

А как же всё это выглядит со стороны?

Прямо-таки напрашивается историческая параллель: арена античного Колизея, беснующийся римский плебс, приветствующий идущих на смерть гладиаторов, но… совершенно равнодушный к их судьбе!

Но вернемся к нашей основной теме. Повторюсь ещё раз: почему же я так настойчиво говорю об ущербности статистики доктора филологии?

Изучая материалы на сайте MIGnews.com от 26.08.20. я обратил внимание на информацию о том, что ещё три года назад издание The Marker обнаружило интересное явление: анализируя расходную часть бюджета ультраортодоксального сектора, издание выяснило, что выплаты харедим из госбюджета так искусно разбросаны по разным министерствам, организациям, параграфам и циркулярам, что выяснить конкретно, сколько же бюджетных средств попадает в карман ультраортодоксов, практически невозможно.

Полное отсутствие прозрачности!

Формулировки могут быть самыми разными: строительство и содержание микв, еврейская самоидентификация, субсидирование общественных организаций и т.д.

Главное — найти подходящую формулировку!

В принципе, все эти мероприятия должны проходить по бюджету министерства по делам религий, но его мизерный размер явно не рассчитан на такую финансовую нагрузку,.

Но напрасно уважаемый доктор филологии со скорбным видом сравнивает бюджет Минпроса величиною в 59,6 млрд шек с действительно мизерным бюджетом упомянутого министерства по делам религий размером всего 1,677 млрд шек, потому что все эти названные мероприятия выполняются за счет средств, отобранных у других министерств.

Как это делается на практике? Очень просто.

Вот конкретный пример: В 2019 году йешивы получили из бюджета минпроса 1,6 млрд шек по статьям, которых изначально не было в бюджете.

А что там было? Там было заложено финансирование мероприятий по организации продленного учебного дня для детей с особыми потребностями в раз мере 1,2 млрд шек в 2019 году и 2,4 млрд шек в 2020 году.

Было предложено ввиду «нехватки средств» перенести это на 2023 год (ничего, мол, страшного: дети с особыми потребностями подождут!), а из «сэкономленных» таким образом средств, 1,6 млрд шек были тут же переведены в адрес харедим.

Почему в современном демократическом государстве стал возможен подобный произвол и волюнтаризм? Тоже очень просто можно объяснить.

Именно потому, что ультраортодоксы путем ползучей экспансии узурпировали власть в правительстве: захватили контроль над финансовыми потоками, заняв ключевые посты в финансовой комиссии кнессета и пост замминистра финансов, они получили возможность келейно менять финансовую политику правительства. Поэтому не следует г-же Римон изображать своих подопечных такими «белыми и пушистыми», которых незаслуженно обижают все, кому не лень.

Впрочем, будет корректнее сказать, что у этих «белых и пушистых» есть покровители в правительстве, которые обеспечивают им режим наибольшего благоприятствования, при этом сами не отличающиеся слишком уж высокими моральными качествами!

И подобные примеры не единичны. Поэтому продолжим.

Депутат Кнессета от партии «Исраэль Бейтейну» Алекс Кушнир в интервью от 23.04.21, данном 7 каналу ИТВ, так отреагировал на публикации в прессе, согласно которым министр строительства Яаков Лицман предложил поощрять мэров городов строить жилье для ультраортодоксов в городах со светским и смешанным населением:

«Очень просто: если мэр не соглашается, то все бюджеты от Минстроя для города замораживаются. Как вы это назовете? У меня есть только одно определение: шантаж и злоупотребление финансово-административными рычагами, незаконное давление и превышение полномочий»

В чем это заключается? В ходе эпидемии коронавируса ультрарелигиозная элита осознала, что основная проблема быстрорастущего сектора, учитывая скученное проживание их прихожан, — это жилье. … Причем надо строить дешево, быстро, и в светских городах Израиля, потому что модель отдельных ультрарелигиозных городов не работает: большая часть населения этих городов не платит городской налог («арнону») или получает значительные скидки, что лишает такие города важной статьи дохода.

Поэтому для воплощения в жизнь этой стратегии была призвана «вся королевская рать»: все представители разных ультраортодоксальных течений объединились в общем стремлении решить проблему жилья для своих подопечных.

Первый этап этой многоходовой операции, задуманной Гурским Адмором, покровителем рава Лицмана начался с приходом последнего в Минстрой: ведь не просто так обычно крайне упрямый Лицман практически добровольно покинул пост главы Минздрава и потребовал Минстрой.

А далее, для организации, по словам депутата, «группы захвата», в первую очередь нужно было заполнить список должностей, влияющих на планирование и финансирование строительства, а также на выделение земельных участков: Гафни («Яадут ха-Тора») — возглавляет финансовую комиссию Кнессета, Ицик Коэн (ШАС) — зам. министра финансов, Арье Дери (ШАС) — глава МВД и, наконец, Яаков Лицман — возглавляет Минстрой

«А дальше дело техники: подготовка «правильных» программ со скидками для определенных групп населения, которые утверждаются «правильно» назначенными людьми; шантаж неугодных мэров; — и как результат, в светских городах новые ультрарелигиозные районы вырастают, как грибы»,

добавил депутат он НДИ.

Налицо явная дискриминация: правительство заботится только о харедим, а остальные так и будут продолжать служить, учиться, платить налоги, работать, зачастую не на одной работе, чтобы просто выжить, и довольствоваться … арендованной квартирой. в то время как их же налогами финансируются льготы для других, решаются квартирные вопросы других.

Так выглядит сегодня ситуация с жильём.

Что же предлагает депутат:

Учитывая, что очень хорошо организованное меньшинство, используя свою политическую силу, управляет разрозненным и неорганизованным большинством, диктуя и определяя векторы развития государства и, кстати, не только в вопросах экономики и строительства, нужно определить возможные инструменты противостояния. Я считаю, что самый эффективный, во всяком случае на этом этапе — это политический, причем как на национальном, так и на городском уровнях»,

— добавил он.

Ну а теперь самое время обратиться к духовной жизни ультраортодоксов, выяснить, чем же она так восхищает нашу интеллигенцию и в их лице гроссмейстера Бориса Гулько: ведь именно на анализе его статей на сайте «Мастерской» я хочу попытаться решить поставленную задачу.

Итак, статья «Мина под Израиль» от 05.03.21. , в которой автор утверждает, что принятое 1 марта с. г. Высшим Судом Справедливости (ВСС) Израиля решение о предоставлении израильского гражданства лицам, прошедшим процедуру гиюра в Израиле по канонам реформистского и консервативного иудаизма — это, по сути дела, отмена Декларации Независимости Израиля от 1948 г., т.к. повышает статус этих направлений в иудаизме и будет стимулировать «приток в Израиль антиеврейски настроенных евреев».

И сразу, поток оглушительных цифр: оказывается, Либерман (ох, уж этот Либерман!)— будучи в своё время министром иностранных дел Израиля, инициировал принятие закона об отмене въездных виз в страну для граждан России и Украины. Вот откуда нам, оказывается, следует ожидать вражеского нашествия!

Но ведь в решении ВСС речь идёт о праве на израильское гражданство не для всех мигрантов, а только для принявших реформистский гиюр.

Ну и что, — пугает нас гроссмейстер,— а если хотя бы только 5% из населения России и Украины (их население, в сумме — это 180 млн чел) захотят перебраться в сытый Израиль, (всех трудов-то — согласиться считаться реформистами), то Израиль прекратит быть еврейским, т.к. приезд 9 млн мигрантов будет означать конец Государству Израиль.

Это и есть вынесенная в заголовок статьи та самая «мина под Израиль».

Немного истории по поводу реформистского и консервативного направления в иудаизме.

В начале 19 века среди немецких евреев возникло движение «еврейского просвещения» — приобщения к европейскому образованию. Ключ к нему открывало крещение, но, чтобы избежать этой тенденции, и был создан так называемый реформированный иудаизм — форма еврейства, отказавшегося от большинства канонов иудаизма, но сохраняя причастность к самой религии.

В результате эмиграции немецких евреев в США реформизм был завезён в Новый Свет.

Заклеймив реформизм как путь к ассимиляции, крупный исследователь иудаизма Соломон Шехтер отделил от реформизма так называемый консервативный иудаизм. Эта версия иудаизма также сохраняла для своих последователей Галаху с некоторыми облегчениями.

Хочу заметить, что я только пунктирно затронул эту тему, в рамках концепции своей статьи. К услугам желающих более подробно познакомиться с проблемой есть множество источников.

Рассматривая предстоящие, на момент написания «Мины…» выборы 23 марта как судьбоносные, с точки зрения возможной отмены решения ВСС, гроссмейстер надеялся, что правые партии, а также две партии харедим, которые выступают за сохранение еврейского, в его понимании, характера Израиля, в случае победы, смогут нейтрализовать решение ВСС, предлагающее гражданство фактически всем желающим.

А вот победа левых партий на выборах в Израиле 23 марта, по мнению г-на Гулько, могла бы стать шагом к созданию общества, борющегося с «привилегией евреев» быть образованными и успешными.

Ведь лидер блока левых партий Израиля Яир Лапид прямо заявил по поводу решения ВСС:

«Израиль должен дать равные права для всех направлений иудаизма — ортодоксального, реформистского и консервативного».

То есть,— с негодованием констатирует Гулько, — отказаться на государственном уровне от уважения к главным догматам иудаизма, не существующего у реформистов.

Гроссмейстер полагал, что на этот счёт можно не беспокоиться — не проголосует же большинство израильтян за размывание основ своего общества.

(Здесь, считаю я, вполне уместно сказать несколько слов в защиту реформистов и консерваторов, конечно, с точки зрения, далёкой от ультраортодоксальной.

Дело в том, что обычный светский израильтянин, даже не заглядывая в синагогу, всё равно чувствует себя евреем. А вот на Западе, в тех же Штатах или в Германии светский еврей, чтобы ощущать свою причастность к еврейству, дол — жен как-то подчеркнуть своё отношение к религии, но не по законам Торы, а так сказать, в более облегченном, реформистском или консервативном варианте. И нельзя его обвинять в отступничества от веры, хотя и существует средневековый догмат, утверждающий, что не может быть еврея без иудейской веры. Но на дворе сейчас, слава б-гу, уже не 18 век!) Скобки закрываются.

Но в то же время в Израиле,— считает он,— существует своя национальная форма антисемитизма, направленная на харедим. Местная форма «кровавого навета» — харедим «не работают», «живут за наш счёт». И возвышение в Израиле статуса реформизма с притоком в страну не евреев, равнодушных, а то и враждебных к традициям иудаизма, могут способствовать изоляции харедим.

И вот здесь мы подошли к ключевым словам, выражающим главную идею статьи:

ни в коем случае нельзя отказываться на государственном уровне от уважения к главным догматам иудаизма, соблюдением которых занимаются харедим.

Мы не будем сейчас комментировать эту мысль, сделаем это несколько позднее, после анализа других статей автора, чтобы не повторяться!

В качестве же курьёза в этой статье напомним рассказанный Гулько его «страшный» сон под наркозом: ему приснилось, что произошло в Израиле после нашествия миллионов реформистов-неофитов: электорат Либермана увеличился настолько, что в кнессете воцарилась только одна партия — НДИ (с точки зрения монопольного положения в парламенте, Единая Россия» в ГосДуме России просто отдыхает! ).

Впрочем, не будем чересчур строги: мало ли что может привидеться «под наркозом». Здесь даже страшилки из «чудного сна» Татьяны Лариной могут показаться невинной забавой:

Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,
Людская молвь и конский топ!

А вот призыв Бориса Гулько к израильтянам, сделанный уже на свежую голову, без влияния наркоза, отдать свои голоса на выборах 23 марта право — религиозному лагерю, чтобы не допустить «размывания основ своего общества» в случае победы левых партий, похоже, не был услышан избирателями!

Следующая статья Б. Гулько, привлекшая наше внимание, это «Конвергенция Андрея Сахарова и идеациональность Питирима Сорокина» на сайте «Мастерской«от 19. 04.21.

Гроссмейстер рисует картину всеобщего Апокалипсиса, накрывшего весь цивилизованный Запад, от сверхтехнологичных Северо-Американских Штатов до захолустной Португалии где-то на задворках Европы.

Б. Гулько считает, что озвученная в 1968 г. А. Сахаровым, но предсказанная ещё задолго до него Питиримом Сорокиным идея конвергенции между США и СССР уже происходит и уже видны её плачевные результаты для современного общества. При этом он ссылается на эссе Виктора Д. Хансона «10 радикальных правил, меняющих Америку».

Среди этих правил, в действительности, целый набор т. н. «родимых пятен» капитализма, да и социализма тоже: инфляция, лицемерие, политические репрессии, расовая и национальная дискриминация, избирательное применение законов и т.д.

В общем, взаимное «обогащение», выражаемое в возникновении сходства в строении и функциях разных политических и экономических систем, идёт полным ходом, т.е. конвергенция наяву.

(Попутно хочу заметить, что мне не очень нравится это «щеголяние» наукообразными терминами. Русский язык достаточно богат, чтобы обходиться без них.)

Это все прекрасно, но при чём здесь харедим,- спросит читатель. И его недоумение и даже больше того, непонимание написанного, можно понять. Я тоже с большим трудом пробирался сквозь эти заросли наукообразных терминов.

А вот почему г — н Гулько утверждает что харедим:

служат Израилю якорем нормальности в море безумия современного Западного мира — конвергенции политической культуры умершего СССР с нынешней культурой смерти американского неомарксизма… Будни иудеев — антипод продукту этой конвергенции.

— так и остаётся не до конца доказанным.

Потому что в Израиле также налицо достижения неомарксизма. Тоже проводятся «марши гордости». Левые политики требуют отменить основной закон страны, постулирующий её еврейский характер.

И во время выборов здесь много дискутируют вопрос о харедим. В чём же видится их заслуга?

Может быть, в том, что харедим, придерживаясь средневековых догматов, не воспринимают современную реальность вообще, и застыли на уровне позднего средневековья? Но можно ли это считать достоинством? Очень сомнительный аргумент! . А как же быть со второй составляющей духовной стойкости ультраортодоксов? Что они демонстрируют в качестве своей идеациональности?

Но прежде всего необходимо выяснить, что же это такое по Питириму Сорокину — идеанациональность?

Оказывается, идеациональная истина открывается Б-гом через его глашатаев (пророков, мистиков) посредством прямого откровения, божественной интуиции и вдохновения. Такая истина является истиной веры… Словом, это именно то, что составляет основу жизни харедим. Здесь гроссмейстер, безусловно, прав на 200%!

В СССР Б-га отменили в 1917 году. Западный мир утрачивает эту идею последние полвека. В принятом ныне Западом типе культуре совершается изречённое Фридрихом Ницше: «Бог умер».

Мир, принявший это утверждение Ницше, погружается в безумие, происходит демографическое угасание белой расы на радость неомарксистам: она обречена на замещение переселенцами из других рас и культур. . «Так говорит…» не Заратустра, а… Борис Гулько, и добавляет:

Но есть место в Западном мире, в котором идеациональный тип культуры имеет будущее. Это израильское общество.

В Израиле значительное число населения верят в Бога. Но здесь и много дискутируют вопрос о харедим, стиль жизни которых разительно отличается от светских евреев.

Но именно харедим определяют будущее Израиля. Демографически они — самая перспективная группа евреев. Вера, традиции, стойкость общины харедим выдержали испытание тысячелетиями. И пока в йешивах Израиля харедим изучают Божескую мудрость, мир имеет и другой вектор движения — идеациональный, — этими словами завершает свою статью гроссмейстер.

Я понимаю и даже уважаю убежденность г-на Гулько в том, что харедим — это соль земли вообще, а для Израиля, в частности, и залог его процветания и существования вообще. Это свое кредо Гулько позиционирует неоднократно и при каждом удобном случае. Повторяю, это его убеждение, и как всякое убеждение, оно заслуживает уважения и никто не вправе его оспаривать. . . Но это не исключает существование других взглядов по данному вопросу. А истина, между прочим, одна.

И в поисках истины, не совсем полностью полагаясь на свои познания в этой области, я наткнулся на интервью Менаше Яглома, данное им г-же Анне Гавриловой (оно опубликовано на сайте <NEWSru.co.il> от 25.03.21.) под общим заголовком «Мир харедим: от прошлого до пандемии коронавируса».

Начнем с того, что Менаше Яглом — обладатель второй академической степени по еврейской философии, один из лучших современных экспертов в области каббалы и хасидицизма, преподаватель этих дисциплин в религиозных учебных заведениях; словом, бОльшего знатока в Израиле, наверняка, и не сыскать.

Вот к его просвещенному мнению мы и будем апеллировать.

И начнем с того, что будем вести счёт «харедимским испытаниям на стойкость» не на «тысячелетия», как утверждает уважаемый Борис Гулько, а пока на столетия, т.к. ультраортодоксальный иудаизм возник в Венгрии только на рубеже 18–19 веков в результате столкновения с реформизмом и другими новомодными течениями. Если бы не это, самой идеи ультраортодоксального общества, могло бы и не возникнуть.

Впрочем, сторонникам другой точки зрения не надо отчаиваться: все ещё впереди! Может быть, и сбудутся эти предсказания об «испытаниях тысячелетиями».

А сейчас просто констатируем факт: ультраортодоксальное еврейство сформировалось как оппозиция различным переменам — ассимиляция, эмансипация — не более 220 лет назад.

Вот в чем никак нельзя не согласиться с г-ном Гулько, это в том, что «демографически харедим — самая перспективная группа евреев» в Израиле. . Действительно, по данным Института израильской демократии от 31.12.20. на сайте < NEWSru.co.il> , темпы прироста населения харедим составляют 4% в год, что означает: если количество их в 2009 году составляло 10% от всего населения страны, в 2015–11%, то в 2020 году уже 12,6%, или 1,18 млн чел.

Но что самое интересное в этой статистике: 60% населения сектора — это люди младше 20 лет и по этому показателю община в два раза превосходит средний показатель по стране. Такому потенциалу можно только позавидовать, но нет уверенности в том, что руководство ультраортодоксов способно им распорядиться с пользой для общества. И вот почему.

Согласно данным уже упомянутого Института демократии. в учебной системе ультраортодоксов обучается 347 тыс. человек, из них только 3% — в системе го — сударственных религиозных школ; остальные обучаются в негосударственных школах по учебным программам, в большинстве которых отсутствуют базовые дисциплины,

И как результат: если среди девочек количество получивших багрут в 2009 г. -31%, увеличилось до 55% в 2017 году, то среди мальчиков этот показатель, наоборот, уменьшился с 16% до 14% за те же годы.

А отсюда, неотвратимый вывод, о чём мы уже писали выше, и в результате чего 45% харедим вообще живут за чертой бедности.

И ответ на извечный, кондовый и сермяжный русский вопрос: «Кто виноват?» лежит на поверхности:

Виновато руководство ультраортодоксальной общины в лице партийной верхушки ЩАС и Еврейства Торы, которое должно, наконец, взять на себя ответственность за свою паству.

А государство? Ведь Израиль — единственная страна в мире, которая из госбюджета финансирует систему образования, выпускники которой сразу получают статус профессиональных безработных!

Харедим должны, как можно скорее стать интегральной частью общества, в том числе, в самых современных областях израильской экономики и технологий, сохранив свои духовные ценности, на которые, кстати, никто не покушается, никто, даже тот самый, уже ставший мифическим Авигдор Либерман, которому уже не ставит в вину его антисемитизм разве что самый ленивый, за его искренние попытки предложить реальный инструментарий для переустройства ультраортодоксального общества.

Но эти предложения с порога отметаются руководством харедим, этими дельцами от религии, потому что, с их точки зрения, чем хуже социальное положение их общины, тем легче осуществлять контроль над ней; потому что у бедных и необразованных людей, живущих в нищете, нет времени, желания и возможностей бунтовать против своих духовных пастырей.

Именно поэтому и нет уверенности в способности раввинов распорядиться этим потенциалом должным образом.

Но вернемся к взглядам Менаше Яглома на идеологию харедим: он знает проблему изнутри.

В харедимном мире, — считает он, — сложилась устойчивая модель трайболизма, т.е. это отдельное племя, которое живёт внутри цивилизации, но живёт по своим законам, которые позволяют ему с выгодой для себя взаимодействовать с этой цивилизацией, но при этом сводя контакты к минимуму и сохраняя полностью закрытым для общества уклад своей жизни. . . . Не кажется ли читателю такая модель поведения целой общины антиобщественной: максимум прав и минимум обязанностей, — не очень достойной, с точки зрения общечеловеческих ценностей. И хуже всего, что это полностью соответствует политике руководства харедим, о чем говорилось выше на примере ситуации с госфинансированием в области образования и строительства.

Далее, Менаше Яглом утверждает, чтт в харедимном мире биологическое существование менее важно, чем духовные ценности, определяющие социальную жизнь общины.

Отсюда вытекает целый ряд канонов, носящих характер религиозного установления, а именно: если не работают школы и йешивы, молодежь будет совращаться; без синагог и молитв наступает духовная смерть, которая страшнее физической; госпитализация и связанная с нею изоляция, а также вероятность смерти без прощания с духовником — это хуже самой смерти — в силу всего вышеперечисленного ограничения, вводимые при карантине — это гонения на Тору, которые, естественно, вызывают протесты.

И это — не пустые слова. Мы все были свидетелями этих протестов, когда во время карантина школы и йешивы харедим подчинялись указаниям не Минздрава, а рава Каневского; когда ешиботники в Ашдоде и Бней-Браке вступали в ожесточенные схватки с полицией, стремящейся помешать скоплениям уча — щихся; когда министры — харедим Дери и Лицман участвовали в массовых молитвах в синагогах в то время, когда Минздрав запрещал собираться в них более определенного количества людей; когда хасиды призывали тысячные толпы для участия в свадьбах и похоронах, несмотря на ввод войск в ряд городов для поддержания порядка (мы пока не вспоминаем о катастрофах у гробницы на горе Мерон и в синагоге в Гиват-Зеэве — разговор об этом ещё предстоит) — и все эти мероприятия возглавлялись раввинами, за которыми харедим послушно шли подобно Панургову стаду из произведения Франсуа Рабле.

Заметки на полях: Сразу хочу оговориться, предвидя яростную реакцию харедофилов, протестующих против сравнения их любимцев со стадом баранов: не надо понимать всё в прямом смысле — я далек от намерения оскорблять человеческое достоинство ультраортодоксов. Просто в наши дни это выражение применяется для обозначения толпы людей, слепо подчиняющихся чужой воле, покорно идущей за кем-либо; толпы, лишённой способности и воли к самостоятельному мышлению, но именно эти качества, к сожалению, являются нормой поведения харедим.

К каким же последствиям это привело?

По данным Минздрава, озвученным 13.02.21. на сайте < vesty.co.il > c начала эпидемии в Израиле умер 1 ультраортодокс из каждых 140 . Если эту пропорцию распространить на всё население страны, то получим 17 тыс умерших при 1,5–2,0 млн инфицированных. Впечатляет?

Не очень-то дёшево обходится стране своеобразие идеологии харедим!

И снова обращаемся к Менаше Яглому — о службе в армии: дело не просто в том, что ультраортодоксы просто не хотят, чтобы их дети не служили в Цахале: они считают, что только непрерывное изучение Торы всеми членами общества может спасти еврейский народ от полной ассимиляции.

Прокомментируем этот фрагмент: . Да, тут уж нет места не только для отбывания воинской повинности или альтернативной службы, но и просто для общественно-полезного труда вообще. . . Не слишком ли дорогую цену вынуждено платить общество даже сегодня, когда харедим всего 12% от населения страны? А что будет в 2040 году, в 2065, когда их доля вырастет до 20%, до 32%?

Ведь если сейчас экономический ущерб от неработающих харедим составляет, по данным МВФ, порядка 40 млрд шек, то в будущем он увеличится на целый порядок, и страна обанкротится. . . Поэтому я не очень-то я склонен разделять оптимизм уважаемого гроссмейстера, который он высказывает, отвечая одному из комментаторов к его статье на подобный вопрос;

Поговорим о сегодняшнем дне. Если Израиль примет верования Либермана и прочих левых, пойдёт по пути США и Европы, утратит связь со Всевышним, то страна со всем нашим хайтеком исчезнет как гибнет Запад. И никаких «через 30-40 лет» не будет. Но этого не произойдёт благодаря харедим.
Что же до работы и учёбы — это не критический вопрос и постепенно как-то утрясётся.

Ничего само собою «как-то не утрясётся». И вот почему. Предоставим слово уже хорошо знакомому нам Менаше Яглому.

Он утверждает, что у харедим вектор общественного развития направлен не на будущее, как у светского еврейского общества, а в прошлое, т.е. прошлое подгоняется под сегодняшний день, а завтра будет то же, что и сегодня, т.е. без перемен. А идеолог венгерских ультраортодоксов Хатам Содер прямо заявлял: «Новое запрещено Торой!»

И это значит, что у харедим старая илеология, которой они руководствуются уже более двухсот лет не изменится и в обозримом будущем, и несмотря на то, что сегодня никто не угрожает харедим физическим уничтожением (лозунг НДИ очень либерален: «Живите, как хотите, но не мешайте жить другим!»), идея противостояния уничтожению еврейского религиозного общества до сих пор жива и диктует харедим социальную модель образа жизни в осажденной крепости.

Но пропагандировать эти принципы как гарантию стабильности еврейской цивилизации в борьбе с конвергенцией — это верх ханжества и лицемерия.

Печальнее всего, что такой статус-кво этой общины целиком устраивает не только руководство сектора с его корыстной и эгоистичной политикой в отношении рядовых членов, но и харедофилов, которые, подобно г-ну Гулько, восхищаются духовными ценностями исповедуемыми харедим и считают их жизненное кредо — изучение Торы — высшей точкой духовного совершенствования.

И вот, наконец, третья статья «Катастрофа катастроф» от 04.05.21. Скажу сразу, из этой статьи рассмотрены только фрагменты, касающиеся исключительно трагедии на горе Мерон. Все остальное, как говорится, осталось «за кадром» как не подпадающее под тематику нашей статьи

Итак, трагедия на г на горе Мерон… 29 апреля, в день празднования Лаг ба Омер, случилась страшная катастрофа, в ходе которой погибли 45 человек и свыше 150 получили травмы.

Мне очень сложно комментировать эту статью гроссмейстера Гораздо сложнее других, и дело здесь в объяснении причин трагедии и поисках её виновников. С точки зрения автора упомянутой статьи всё очень просто: божье наказание за грехи людские. Но я атеист, и меня эти аргументы не впечатляют.

Как же он объясняет случившееся? Проследим логику его рассуждений:

Оказывается, совсем недавно, во время каденции администрации самого лучшего, разумеется, для Израиля, , как пишет автор, чуть ли не с времён Джорджа Вашингтона, президента США Дональда Трампа, у Израиля возникла уникальная возможность распространить свой суверенитет на значительную часть Иудеи и Шомрона, а также на Иорданскую долину. Это положило бы конец надеждам наших врагов на появление арабского государства на Земле Израиля, считает г — н Гулько.

Но Нетаньягу упустил её… Вместо того, чтобы немедленно аннексировать территории, он объявил двухмесячный антракт для установления дипотношений с рядом арабских государств.

И просчитался… А ведь Нетаниягу, по мнению автора, самый выдающийся из последних шести лидеров Израиля, таланты и заслуги которого перед страной впечатляют. И далее, как писал классик, «Остапа понесло»: «таких лидеров в мире рождается 2-3 на столетие», — таково мнение Б. Гулько.

Но всё-таки… «Акела промахнулся»… Вскоре враги Израиля организовали кампанию против распространения суверенитета на названные территории. Протесты заявили Германия, Франция, Англия, Римский Папа, ООН, и с планами на аннексию территорий пришлось расстаться, правда, может быть, временно.

По логике истории, продолжает Б. Гулько, за упущением возможностей следует наказание. И оно не замедлило появиться.

В январе 2021 года самого дружественного Израилю за его историю президента США сменила администрация другого президента. И с первых дней она заговорила об арабском государстве на нашей земле. Когда представится возможность избежать подобной опасности в следующий раз, сказать трудно…

(Заметим в скобках: может быть, г-н Гулько запамятовал, что старт этой кам пании под лозунгом «Два государства для двух народов» на территории Израи ля дал сам Нетаниягу своей речью в Бар-Иланском университете еще в самом начале первой каденции Барака Хусейна Обамы, наверное, имея в виду конкретную политическую цель: установление более тесных контактов с новой администрацией. . . . Можно ли его за это осуждать? Скажу прямо: не знаю. Ведь Бисмарк не зря говорил: «Политика — это искусство возможного». . . В любом случае, несправедливо со стороны гроссмейстера упрекать ту часть избирателей, которые придерживаются подобной точки зрения, высквзанной премьер — министром государства. Скобки закрываются.)

Но за эти деяния наказанным оказался не только Нетаньягу, но и весь народ Израиля. Важно понять — за что?

И гроссмейстер излагает свою версию событий.

Оказывается, наказание, постигшее Нетаниягу, заключается в его неспособности сформировать в очередной раз правительство. Почему? . . Потому что грызня глав мелких партий за доступ к рулю управления страной, их ничтожный карьеризм, зависть, сведение счётов («только не Биби»), отсутствие среди мотивов их поведения заботы об интересах страны — всё это приобрело невиданные размеры.

А что же народ, избиратели? — вопрошает гроссмейстер. Выборы за выборами часть народа продолжает голосовать за мелкие партии, видящие своей единственной целью препятствовать созданию правительства. Похоже, судьба страны этих избирателей мало волнует — таково мнение Б. Гулько.

Вот мы и добрались до истинной, по мнению Гулько, причины наказания народа Израиля трагедией на горе Мерон: волеизъявление народ проявляет, видите ли, на выборах не то, что от него ждут небеса.

Израильских евреев — продолжает гроссмейстер, по политическим взглядам можно отнести к двум лагерям. Одни — национально ориентированные — поддерживают Основной закон о еврейском характере государства, заселение всей его территории, включая Иудею и Шомрон. Другая часть не возражает против «двух государств для двух народов», поддерживает процессы вроде «договора Осло» и «размежевания»..

Но гроссмейстер не теряет оптимизма:

Евреи — «избранный» народ и в истории находится на особом по — ложении. Но наказания, настигающие нас, не менее суровы, а даже более, чем у других народов. И приходят они неотвратимее. Но Тора обнадёжила нас, что мы не исчезнем, и в заключительном акте мировой драмы мы будем спасены. А обидчики наши будут наказаны!

Так почему для меня неприемлемо вести дискуссию по этой статье? Потому что оппоненты с такими диаметрально противоположными взглядами на причины катастрофы: «божье наказание за народные грехи», «воля небес» с одной стороны, и обычная человеческая халатность как результат базответственного отношения к служебным обязанностям, с другой стороны, неизбежно понизят ёё уровень до споров между комсомольскими «воинствующими безбожниками и церковным батюшкой где-то в середине 20х годов в российской глубинке.

Поэтому я постараюсь донести до читателя версию чисто земного происхождения причин катастрофы с указанием чисто земных, конкретных виновников.

Итак, праздник Лаг-ба Омер, когда религиозные евреи с трехлетними детьми обязательно собираются на горе Мерон у могилы рабби Шимона Бар-Йохая (известного мудреца кабалиста — автора книги «Зогар»), годовщиной кончины которого является Лаг-ба Омер. Они традиционно впервые стригут своих детей, разжигая в честь праздника костры и веселясь вокруг них. День своей кончины раввин завещал своим ученикам отмечать как день радости и единения.

. В этом году после длительных ограничений в период пандемии туда одновременно отправилось со всей страны огромное количество ультраортодоксов с малыми детьми. Вокруг места центральной церемонии построили амфитеатром трибуны.

Но,.. плохо рассчитали и не учли то реальное количество людей, которое превысило возможное безопасное, и человеческий фактор ажиотажа. Внезапно рухнули трибуны. Люди посыпались друг на друга и началась давка. Результат: 45 погибших, включая детей. Вместо улыбающихся и радостных детей получили вереницы их похорон.

Было ли это неожиданностью для устроителей мероприятия? Отнюдь, нет!

Госконтролёр Матаньягу Энгельман, выступая на пресс — конференции 3 мая напомнил, что его ведомство ещё в 2008 году опубликовало заключение о состоянии инфраструктуры на подходе к гробнице Шимона Бар-Иохая и о недостатках в организации мероприятий на горе Мерон. . В 2011 году его ведомство провело повторную проверку. Оба отчета указывали на ряд дефектов, своевременное устранение которых предотвратило бы катастрофу.

И далее идет перечисление недостатков: отсутствие государственной инстанции, ответственной за общий уход за гробницей и за организацию мероприятий; плохое содержание объекта, незаконные пристройки; плохое содержание подъездных дорог для аварийно — спасательных работ и прочая и прочая.

Но кто же несёт ответственность за не выполнение этих предписаний, если отсутствует соответствующая госинстанция?! Это уже упрёк в адрес правительства.

А что говорит руководство ультраортодоксального сектора? Ведь пострадали в подавляющем большинстве его представители. В чем оно видит причину несчастья?

Сайт <detaly.co.il> от 05.05.21. озвучил заявление рава Каневского, сделанное ультраортоксальной газете «Йатед Неэман» днём ранее:

«Такова была воля небес, и мы не можем знать, чем это вызвано.».

На вопрос сына раввина Ицхака — Шауля: «Что нужно исправить?» рав ответил, что «люди недостаточно тщательно соблюдали омовение рук перед едой». Каково?!

Он также добавил, что

женщины должны строго следовать законам целомудрия», а «мы должны укрепить себя изучением Торы и должны больше сосредоточиться, произнося благословение, чтобы чувствовать близость к Всевышнему.». Как говорится, без комментариев!

И так думает не только рав Каневский.

О «воле небес» как о причине катастрофы в один голос говорят и глава МВД Арье Дери м другие руководители харедим. Они даже организовали кампанию запугивания тех ультраортодоксов, родственники которых погибли на горе Мерон и которые требуют организации независимой комиссии по расследованию истинных причин трагедии.

Но недовольство уже начинают проявлять рядовые члены общины. Так на сайте www.vesty.co.il от 3 мая опубликована беседа корресподентов УНЕТ Тали Фаркаш и Коби Нахшот с хареди Яаковом Дрильманом на похоронах учителя его сына. Вот что он сказал::

«Истоки беды — не в полиции, не в кнессете, а прямо у нас под носом. Это все наши общественные деятели, хасидские дворы. Там не будет никаких расследований. И уроков не извлекут. У нас всё останется по старому. Так что перемен ждать не стоит. Возникает ощущение безысходности.»

Ему вторит последователь одного из хасидских течений некто Ареле:

Что это мне напоминает? Рынок в какой-нибудь стране третьего мира. По таким металлическим пандусам ведут скот на убой. Существуют четкие стандарты. Но почему-то там, где раз в году собирается самая большая толпа в Израиле, эти стандарты не работают.

Не говорите, будто государство тут ни при чем. Очень даже при чем. У государства есть право и обязанность позаботиться о порядке. Но оно оказалось слабее ультраортодоксов-политиков, которые не интересуются ни порядком, ни безопасностью.

И действительно, премьер-министр Нетаниягу до последнего времени, идя на поводу у министров-харедим, противился созданию такой комиссии.

Так что согласно всё того же сайта Вестей, но уже от 24.05.21:

«Семьи погибших в ходе праздника Лаг ба-Омер направили письмо премьер — министру с требованием создания госкомиссии по расследованию причин трагедии, ибо только такая независимая комиссия способна завершить расследование».

А ветеран израильской журналистики Ярон Лондон на сайте <MIGnews. com> озвучил 04.05.21. следующее:

«Налицо — отсутствие ответственности руководства целого сектора, которому важны молитвы человеку, жившему почти 2000 лет назад. Они собираются толпами на его могиле в надежде, что он совершит чудо.»

Но … вспомните, что говорил Менаше Яглом: духовная чистота для харедим важнее физической смерти.

Так вот, очевидцы рассказывают, что уже после трагедии харедим пели и танцевали и вступали в столкновения с полицией, требовавшей покинуть место происшествия. Да, вот уж действительно пляска на костях.

А уже 4 мая, ведомые раввинами, они устраивали уличные беспорядки, протестуя против прокладки трамвайной линии на перекрёстке Бар-Илан: шесть человек были арестованы. Их бы энергию да в мирных целях!

Идентичное событие произошло уже 16 мая в синагоге Гиват-Зеэва, пригородаИерусалима. В недостроенной новой синагоге с возведенными наспех трибунами собралось более 600 человек на встречу праздника Шавуот — праздника дарования Торы и сбора первых урожаев. В самом начале службы трибуны закачались, прогнулись и рухнули. В давке пострадали 200 человек, и есть 2 умерших.

История повторяется с завидной периодичностью.

Но кое-какие уроки харедим всё-таки усваивают, вернее, жизнь заставляет самых твердолобых ультраортодоксов, набивших уже шишки на этих самых лбах, учитывать реальность.

И вот первая ласточка: по сообщению сайта <№ 12/Mavo> от 28.05.21 инженер муниципалитета Бней-Брака направил организатором хасидской свадьбы письмо с запретом на её проведение в помещении, где не завершен ремонт, а наспех сколоченные трибуны очень напоминают по конструкции Гиват-Зеэвские.

И важницкие хасиды, как сообщает сайт < NEWSru.co.il > от того же числа. вняли этому запрету и решили перенести проведение свадьбы в Хайфу.

Какие же выводы напрашиваются из всего вышесказанного?

Не будем предлагать ничего нового: всё старо в этом мире.

Ясно одно — нужно кончать с прикармливанием харедим, подобно прикармливанию рыбы в водоёме. Ведь финал один и тот же: рыба становится легкой добычей рыбака, а харедим с помощью финансовых подачек попадают в полную и унизительную зависимость от дельцов от религии.

Поэтому, — говорим мы, продолжая рыбную тему, — ультраортодоксам надо вручить удочку для самостоятельной ловли и научить пользоваться этим орудием труда, для начала. путем изменения учебных программ в системе образования сектора.

Достойное образование, и как следствие, достойная работа естественным образом приведет общину к современному уровню развития общественных отношений. Все остальное приложится.

Думаю, что вновь образованное правительство, избавленное от опасности быть заложником партийной верхушки харедим, показавшей свою несостоятельность в вопросах здравоохранения и образования в масштабах даже своей общины, и окончательно скомпрометированной полным отсутствием желания взять на себя ответственность в критические моменты, предпочитая уповать на «волю небес»; полагаю, что это правительство найдет в своём арсенале необходимый инструментарий для применения на практике предвыборных программ по изменению ультраортодоксальной общины.

Особенно это касается партий НДИ и Еш Атид: их желания теперь подкрепляются возможностями!

Ну и, наконец, впору подумать о традиционном толковании заголовка статьи.

Это слова Сатина, произнесенные в 4–м действии пьесы Максима Горького «На дне» (1902 г.).

Смысл этих слов: в новое время нельзя жить по старым понятиям, новому времени должны соответствовать новые формы жизни, новые способы действий здесь и сейчас, и что даже символическое спокойное путешествие во времени в карете прошлого по старой колее ведёт в никуда.

Print Friendly, PDF & Email

6 комментариев к «Эдуард Малинский: В карете прошлого никуда не уедешь!»

  1. Вместе с автором удивляюсь тому, что высокообразованные (не важно, верующие или нет) люди могут видеть светлое будущее Израиля в опоре на самую бедную, недостаточно образованную по современным меркам, зомбированную с 3-4 лет и поэтому в значительной степени фанатичную часть еврейского населения страны (харедим). Это мне напоминает видение марксизмом светлого будущего мира в заэкскплуатированном рабочем классе 19-го века.
    Сохранить еврейскую нацию/народ харедим может быть и помогут, но не думаю, что евреям нужна ныне нация в виде харедим. Главной гарантией сохранения нации в её нынешнем современном виде является, конечно, государство, а не харедим.
    Кто бы знал, как преодолеть эту зомбированность, как помочь этим людям разрушить стены своего духовного гетто, в котором они живут по собственной воле, если считать воспитание с детства собственной волей. В любом случае государство должно позаботиться, чтобы доля харедим в населении не росла, а сокращалась. Это будет, ка минимум, борьба с бедностью.

  2. Эдуард! Вы жонглируете терминами и цифрами. Всех ортодоксов или харедим Вы называете «ультра» и у Вас получается, что они составляют почти 13% населения. На самом деле число неработающих студентов ешив — около 140 тыс., т. е. менее 2 %. У мужа-студента жена как правило работает. Да, живут они скромно, но нельзя говорить, что они нищенствуют. Нищие — это попрошайки, паразитирующие на перекрестках.

  3. Замечательная статья. Трезвые и рациональные доводы. Как говорится, “коль миля бэ села”.

    1. Не соглашусь!
      Нельзя оценивать одну достаточно неизвестную автору цивилизацию в критериях другой, постхристианской (с хорошим налетом именно православия) цивилизации. Любую цивилизацию нужно рассматривать не как муравья под микроскопом, а хорошо зная принципы существования и термины самоописания исследуемой цивилизации.
      Автор таким знанием явно не обладает.
      Я не говорю, что у харедим все безпроблемно. Там проблем куда больше, чем светские исследователи могут себе вообразить.
      Но они описываются другими терминами, чем обычно применяемые.
      А Либерман со своей «прогрессивностью» явно раскрывает себя в требовании передать гиюр, во-первых, городскому раввину, а во-вторых, проводить гиюр независимо от «прописки». Достаточно иметь в Израиле всего-то одного «либерального» раввина, чтобы в течение дня «огиюрить» «и миллиард евреев из Китая» (песенка о Ш. Пересе времен Осло), чем полностью стереть с лица земли еврейский народ.

      1. Исраэль Дацковский:
        “Нельзя оценивать одну достаточно неизвестную автору цивилизацию в критериях другой, постхристианской (с хорошим налетом именно православия) цивилизации.”
        ***
        Автор подвергает анализу взаимоотношения двух крупных общин , ультраортодоксальной и светской, в плане проблем их сосуществования в пределах одного общего государства. Будучи светским человеком, он пользуется оценочными критериями светской цивилизации (выражаясь Bашим определением). В такой же степени, в какой ультраортодоксальные партии, требующие запрета транспорта по субботам и закрытия магазинов в светских кварталах, пользуются оценочными критериями ультраортодоксальной цивилизации (вновь воспользуюсь Bашим новоязом) по отношению к светским .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *