Михаил Сипер: Как меня не приняли в НГУ

 439 total views (from 2022/01/01),  2 views today

Кто-то спросит:”Так что, в НГУ вообще евреи не учились?” Ну, зачем преувеличивать, учились, разумеется. Я даже одного такого знал. Но я представляю, какие нечеловеческие усилия они должны были проделать, чтобы пробить стенку, которая укреплялась с каждым годом. Я этого сделать не смог.

Как меня не приняли в НГУ

Из книги «Письма русскому другу»

Михаил Сипер

Михаил СиперНастало лето 1971 года. Я закончил школу, математический класс! Теперь надо поступать в ВУЗ. В какой — даже сомнения нет. Я ведь математик. А лучшая обучающая база для математиков — Новосибирский университет. Так говорил наш Учитель Борис Соломонович, а он знает точно. Если вдруг не удастся поступить (хотя я уверен в своих силах), то на этот случай есть путь к отступлению — в НГУ экзамены сдают в июле, а во все другие вузы — в августе. Правда, был неприятный разговор с отцом. Он сказал, что поступить мне не удастся из-за пятой графы. Лучше идти туда, где я гарантированно поступлю и получу полезную специальность. Он имел в виду Уральский политехнический, где в то время на кафедре термообработки металлов был аспирантом мой старший брат. Я возражал — как это я не поступлю, когда я один из лучших в классе? И какой еще УПИ может быть, я что, инвалид? Даже Уральский госуниверситет мне не подходит, я ведь такой умный! Отец вздохнул и сказал: «Ну что ж, езжай. Когда-нибудь ты должен начать получение шишек…» И я поехал.

Нас было семь человек, семь одноклассников. Семеро будущих членкоров или даже академиков. Мы приехали в Академгородок, сдали документы в приемную комиссию, поселились в общежитие. Академгородок поразил нас. Общежития стояли в лесу, вразброс, без всякого плана. Как нам объяснили, там сначала построили общежития и только через год, когда были протоптаны все тропинки, по ним сделали тротуары. По деревьям, траве и даже по стенам домов бегали, карабкались, прыгали рыжие белки. Они нагло заползали в форточки и воровали еду со столов. В парке невозможно было съесть бутерброд — белка прыгала на колени и пыталась откусить прямо из руки. И, конечно же, мое “любимое” насекомое — комар. Это была их территория. Нас они воспринимали, как сосуд, полный жратвы. И кушать они подлетали постоянно, и днем, и ночью. На фоне битвы с кровососами проходила наша подготовка к экзаменам. В соседней комнате общежития проживала компания из Фрунзе, очень веселые и умнейшие ребята, прирожденные математики, победители международных олимпиад. Мы устраивали конкурсы на быстрейшее решение задач, обменивались методиками и вместе шлялись по Академгородку.

Первый же экзамен привел нас в шок. Получили двойки все фрунзенцы, за ними последовали трое моих одноклассников. Потом мы делились увиденным и услышанным. Одному фрунзенцу преподаватель сказал с усмешкой:”Мы кадры для Израиля не готовим”. Мой товарищ Илья Минухин, по паспорту Илья Авраамович, возразил, когда его назвали “Ильей Абрамовичем”. Тогда экзаменатор сказал, ехидно улыбаясь:”Авраамович, говоришь? Ну, давай, Авраамович, побеседуем…” И Илья вылетел из аудитории через 10 минут обладателем законной двойки. И только я вел битву по всем законам, строя контрэскарпы, флеши и прокладывая траншеи. По правилам экзамена (я забыл сказать, что это была устная математика) нужно было ответить на два вопроса из билета и решить из него же одну задачу. Экзаменатор мог по своему усмотрению дать еще пару задач. Я получил 14 (!) дополнительных задач. И решил их все. Тогда мне дали пятнадцатую, и я сломался. Ну, что можно ждать от семнадцатилетнего пацана! Проведя в аудитории около пяти часов, я вышел в полубессознательном состоянии, получив тройку. Это был крах. Даже сдав прекрасно письменную математику и физику, я получал полупроходной балл, когда все решало собеседование с комиссией. И я сдал на “отлично” остальные экзамены и с разгона даже написал на “отлично” сочинение, которое почему-то не учитывалось в сумме баллов. После чего я стал ждать вызова на собеседование. Наивный! Никто никуда меня не позвал, и после экзаменов, просматривая списки принятых в университет, я себя не нашел. Зато там были трое из моих одноклассников, отличавшихся от меня одним — они были русские. В кадры для Израиля они явно не годились. Итак, из семи приехавших четверо абитуриентов с неправильной записью в паспорте возвращались в Нижний Тагил. Пятеро фрунзенцев, к сожалению, имели такие же некрасивые пометки в паспортах. И тот же результат экзаменов. Третьекурсник, живший через комнату от нас и работавший в приемной комиссии, рассказал, что слышал беседу двух экзаменаторов в буфете:”Опять понаехало всяких куперштейнов — зильберштейнов… Не экзамен, а синагога какая-то”. Так я впервые столкнулся с официальным антисемитизмом. До сих пор мне были знакомы только дворовые, обидные, но терпимые его формы. Так закалялась сталь…

И финальный аккорд. Мы пришли забирать документы. Вдруг разгорелся скандал — моему однокласснику Марику Кравченко не выдали обратно фотографии. А через день — уже экзамены в Свердловске, и времени снова фотографироваться нет. Но фото исчезли, как снег летом. И тот же третьекурсник по секрету рассказал нам, что Марик Кравченко вызвал беспокойство у приемной комиссии. Дело в том, что в экзаменационном листе национальность не указывалась. Нас вычисляли по именам, отчествам, фамилиям и носам. А Марк был по фамилии Кравченко, мордуленцию имел круглую, курносую и конопатую. Светлые волосы и могучая фигура дополняли его былинную внешность. И бдительные приемщики пошли на хитрость — его фото были вложены в кармашек ведомости экзаменатора, чтобы не произошло путаницы, и агент мирового сионизма не проскочил в святая святых. Правда, напоминает детектив? Но нам было очень грустно. Наши детские воззрения были растоптаны, мечты поломаны, и по щекам стекал грязный плевок развитого социализма. Сколько их еще будет…

Кто-то спросит:”Так что, в НГУ вообще евреи не учились?” Ну, зачем преувеличивать, учились, разумеется. Я даже одного такого знал. Но я представляю, какие нечеловеческие усилия они должны были проделать, чтобы пробить стенку, которая укреплялась с каждым годом. Я этого сделать не смог. И меня принял в объятия предсказанный моим отцом Уральский политехнический институт.

Нынче сбылось пророчество безвестного экзаменатора. Другие вузы подготовили кадры для Израиля. В центре Израиля живут Саша Гофман, Сема Куперштейн и Саша Могилевский — трое из тех самых фрунзенцев.

Print Friendly, PDF & Email

52 комментария к «Михаил Сипер: Как меня не приняли в НГУ»

  1. Ну вот опять эта мантра»Россия тюрьма народов».

    Действительно, есть тут некое недоразумение. Самим русским такой порядок вовсе не казался тюрьмой, они всегда так жили, а все другие-прочие так жили не всегда, и им так не нравилось.

    1. Ну да, опять эта мантра: 2 х 2 = 4
      Надоело кому-то, но остается верной уже лет… да всегда!
      А русских жалко, конечно. Как их нацмены в 20 веке потрепали! Как подумаешь оторопь берет! Как они уцелели от всех этих поляков, грузин, осетин, немцев, евреев, калмыков, стрелков латышских, братьев лесных, бандеры, махны, чеченцев, басмачей… Ой, сколько они натерпелись настрадались!

  2. В «Заметках» только что обсуждена статья Краснопольского на эту тему. В комментариях приведены ссылки на десяток статей на эту тему: https://z.berkovich-zametki.com/y2021/nomer5_6/krasnopolsky/
    И вдруг появляется аноним с ником Сергей и начинает рассказывать какую-то русско-фашистскую правду, даже не понимая, что несет. Настойчиво, игнорируя все доводы, убеждает комментаторов изменить свои взгляды. А то мы не знаем их имперских «причин». И заканчивает глумливым: «Не приняли в институт? И это все?». Он уверен, что его ущербные представления о жизни универсально ценны для всех, и что он может всерьез обсуждать со мной, чем я должен быть доволен. И может он ждет, моих откровений? Словно предвидя это, ответил на мой комментарий автор статьи Краснопольский:
    «Арон, к сожалению, в Союзе, да и в России до и после Союза, жизнь вообще мало чего стоила (вспомните известное «бабы еще нарожают»). Ну а кого заботила сломанная жизнь? Остался жив, чего еще надо? Не дали стать ученым? Ну ты даешь!.. Тебе чего жрать нечего?»

  3. Дело было в 71 году. Работал я в ящике в Подольске. Вызывает меня начальник подразделения и говорит. Мне позвонили из отдела кадров , нужно кого то послать на распределение в Ленинград в Полетехнический институт. Пойди в отдел кадров тебя там проинструктируют и отбери нам действительно хороших ребят.
    Прихожу в отдел кадров, отставной военный посмотрел на меня.
    Внешность без подозрений, фамилия тоже, прислан большим начальником.
    Вот он и даёт мне инструкцию. Прибалтов, евреев и западных украинцев не брать. Моё понимание было, что это потенциальные бунтoвщики.

  4. В 67 после разгрома арабов просто стало ясно что Израиль состоялся как государство и иммиграционные настроения среди евреев многократно усилятся.Потому что до этого он во многом сдерживался антисемитизмом в остальном мире.Плюс давление Запада,пресловутую поправку Джексона-Вэника не отменили до сих пор.
    А в случае разрешения выезда евречм у остальных граждан автоматически возникал вопрос :а почему нам нельзя?
    Советская власть не была такой прочной,как казалась,и законам всё таки частично следовала.Этим же объясняется и скрытый антисемитизм в высшем образовании:официально это сделать было нельзя,по конституции СССР все равны независимо от национальности.Поэтому делали полуподпольно,по устным указаниям.Как пишет тот же Сахаров как к нему в ссылку в Горький подсылали каких-то под видом простонародья,которые втирали ему несусветную чушь чтобы он не поддавался дурному влиянию жены-еврейки и не диссидентствовал.
    Или как тут рассказано ниже про надпись фломастером «Жиды вон из русской науки!» в телефонной кабинке на проходной завода почтовый ящик номер …
    Знач советскую секретность и безопасность могу сказать что автор надписи был бы найден в течении нескольких часов и получил бы серъёзные проблемы на работе и не только.
    Поэтому угадайте с трех раз откуда был этот автор…
    В народе антисемитизма не было,кроме маргинальных кругов,которые везде одинаковы.И в СССР кстати были под значительно более жестким контролем,чем за границей.
    Весь антисемитизм тогда политика государства которую так же ненавидели как и всю остальную политику.

    1. Спасибо, Сергей, за еще один урок «ошибка Горького». Подрастерял я навыки, иначе давно бы понял, кто Вы такой. Что же Вы так долго прятали эти наслоения унылой хрени? Все равно же вылезло?

  5. На текст ниже,потому что не даёт.
    Довольны или нет ,это к советскому руководству.Но оно уже всё на кладбищах.
    Мне как-то безразлично,потому что повлиять я всё равно никак не мог.Многие кстати довольно быстро вернулись,потому что здесь жизнь очень даже наладилась.
    И не надо смешивать государственный антисемитизм и народный,который IMHO был ниже всякой погрешности.
    В то время государство вообще подавляло всё и всех без исключения.

    1. Безразлично — и замечательно. Что ж здесь Вам покоя нет, если безразлично? Мы тут, Вы там. Какое Вам дело, о чем евреи пишут?
      Собственно, пишут о том, что в ряд университетов и ВУЗов евреев не брали. И это правда. Да, в некоторые брали. Каждый год в разные. Вот когда мой отец поступал, брали в Лесотехническую и еще в парочку. Когда родители жены поступали, брали в Инженеров водного транспорта (я про Питер). Но и туда, куда брали, были негласные квоты (3% или сколько там…). Ну да, не трагедия, все знали, куда можно, куда нельзя. Я и не считаю, что трагедия.
      Насчет антисемитизма… знаете, я еще когда в 5-6 лет в песочнице играл, то слышал, как другие дети кричали один другому: «Жид! Жид! Чего ты жидишься!» Это в смысле «жадина-говядина», безо всякого национального подтекста, разумеется. Много раз слышал. И настолько это было естественно, и настолько в этом не было ничего обидного, что я однажды сам кому-то стал кричать «жид». Это услышала, к счастью, моя бабушка, и спокойно объяснила мне, что мы эти самые «жиды» и есть.
      Мне не раз встречались собеседники, которые доказывали, что евреям в СССР было вполне комфортно, а самая пострадавшая и угнетенная нация — это сами русские. (И подтекст всегда был такой — Вы нам, русским, еще должны быть благодарны). Не спорю, русские хлебнули горя, и немало. Но они — хозяева. В самом несчастном из них жива гордость за принадлежность к великому народу, хозяину самой большой в мире страны, которая любого может превратить в «радиоактивный пепел». И русской великодержавной гордости в них — хоть отбавляй. Я предлагаю такому: «Ты что, завидуешь, что я еврей? Хочешь — поменяемся? Я буду русский, а ты еврей.» Не хочут меняться.

      И еще. Я не испытываю ни злобы, ни обиды к русскому народу. Я отношусь к нему с уважением. А к многим конкретным русским людям, встретившимся мне в жизни, с любовью и огромной благодарностью. Им, именно им, я готов в ноги поклониться. Я до боли люблю мой родной город, люблю больше, чем любой город в Израиле. Но стране СССР и России я не считаю себя чем-то обязанным, моя семья отдала ей все долги, а мои родители, оттрубив там до пенсии, приехали болеть и лечиться здесь, в Израиле.

      1. Ой, Евгений, меня прям слеза прошибла. Нет, не скупая мужская, а умиления. У Вас нет лишнего платочка?

          1. Памперсы? Неужели у Вас…, нет? А-а, понял, это благодарность русским людям с Вашей большой жизненной дороги!!! Это тронуло даже мою кошку.

        1. Ну, значит, Вам не повезло. А мне повезло. Сочувствую.
          Я только могу добавить, что никогда я не гордился своей национальностью, и среди моих близких друзей не было, и не могло быть, людей, гордящихся своей национальностью. Мне повезло.

          1. Смело, рискованно! Посему, пожалуй, оставлю ответ при себе.

  6. Интересное направление принял спор по теме, по которой ИМХО спорить могут только те, кто евреями тогда не числились.
    Начался спор, что было перевично — курица или яйцо, уезжали потому что к ним плохо относились, или плохо относились, потому что уезжали.
    Тот, кто хоть минимально знает послевоенную историю, не может не знать однозначный ответ —
    первое.
    Конечно были и идейные сионисты, это главным образом 1-я и 2-я алия. Подчёркиваю — не исключительно, но главным образом.
    Численность 1-ой алии — где-то немногим более 30 тысяч, 2-ой — около 40 тысяч.
    И совем не все они были из России.

    1. Не надо обобщать.Не»плохо относились».А не давали поступать в университеты.
      Туда и так было поступить непросто.Партийные квоты,квоты для спортсменов,малых народностей,и много кого ещё.Тот же блат и коррупция.
      И началось это именно с открытием выезда в Израиль.Боялись урона науке на которую возлагали большие надежды по причине неэффективности всего остального.Автор же в политехнический поступил без проблем.
      Второе.
      Считайте не тех кто вьехал,а тех кто выехал.Многие выехавшие в Израиль в итоге оказались в США или где-то ещё.

      1. Cергей,
        1. Выезд в Израиль в более-менее заметных статистически размерах начался в начале 70-х из стран Прибалтики.
        Я поступал, увы, раньше, и прекрасно знал, куда поступать можно, куда нет.
        2. Я привёл общеизвестные цифры именно алии, а не эмиграции.
        (Но без учёта ериды).
        Если Вас интересуют пропорции, то в статье в последнем № Заметок
        «ЙЕККЕ. ЕВРЕИ БЕН ЙЕХУДА ШТРАССЕ»
        http://z.berkovich-zametki.com/y2021/nomer5_6/sdavidovich/
        я привёл соответсвующие цифры.

  7. Сергей, а зачем Вам повторять давно «наложившую вето» российские самооправдания своего жидоедства? Здесь в большинстве люди, вкусившие этого лично. Как же так, уезжают русские, мечтают уехать русские, а запреты были для евреев? Завидно что ли было, как высказала мне перед отъездом одна старушка-профессорша? Гляньте сюда: https://www.svoboda.org/a/29713531.html на статистику эмиграции. Ах, какаяч промашка в определении потенциальных эмигрантов! Вот цитаты:
    В исследовании «Проекта» также отмечается, что Россия находится на третьем месте в мире по общему числу эмигрировавших: на 2017 год зафиксировано 10,6 миллиона человек, покинувших страну, что составляет 7% от всего населения России и 4% от эмигрантов из всех стран. Впереди России по этому показателю – только Индия и Мексика.
    Большинство эмигрантов из России 2017 года – люди трудоспособного возраста, до 34 лет.
    —При этом резко увеличилось количество уезжающих с высшим образованием: по сравнению с 2012 годом – более чем в 4 раза. Количество эмигрировавших с ученой степенью возросло вдвое.—

    1. Ну ведь демагогия же.
      Я говорю о 70-80х годах в СССР ,а не о современной демократической России.
      Ну пусть не совсем демократической,но со свободным выездом.
      То есть советские власти вполне логично считали что нет смысла тратить деньги на людей,которые всё равно никакой пользы государству не принесут,потому что уедут.
      Остальных то не выпускали никуда ни за какие коврижки.

      1. нет смысла тратить деньги на людей,которые всё равно никакой пользы государству не принесут,потому что уедут.

        Извращенная логика. Как можно априори знать, что все уедут? Тем паче, что уехали то далеко не все (я учился в эти годы, и из моих знакомых-евреев половина таки не уехали). А те, кто уехали, может, потому и уехали, что про них так думали.

        1. Постзнание.
          А в 70-80-е было очевидно что в случае открытия границ разбегутся все.Особенно евреи,у которых есть даже собственное государство.

          1. нет, вовсе не очевидно. Но евреев кое-кому еще и хотелось выпихнуть. И тут у советского начальства, действительно, была логика: пусть уехать хочет только одна треть, но мы скажем, что «уедут все, все неблагонадежные», и остальные две трети тоже вынуждены будут свалить. Получилось? Нужно признать, что да… почти. Довольны? Хорошо стало без евреев?

      2. «вполне логично считали что нет смысла тратить деньги на людей, которые всё равно никакой пользы государству не принесут…»
        1. Чьи, пардон деньги? Это мои, наши деньги и есть, в равной пропорции со всем населением, «не получавшем высшего образования».
        2. 15 лет отработанные мною до репатриации, десятки научных статей, на которые ежегодно появляются ссылки (безо всякой «стимуляции» с моей стороны), несколько подготовленных кандидатов, не говоря о студентах-дипломниках, наконец, разработка системы, которая после моего отъезда еще 20 лет крутилась в паре мест с гордым указанием на мое авторство… — этого мало? Моя учеба в третьеразрядном гадючнике этого не стоила? Э, нет, это я вам выставлю счет!!!

        1. Это же просто шедевр абсурда
          1)Учеба в «третьеразрядном гадюшнике»,но по итогам её несколько десятков статей и подготовленных аспирантов и прочие достижения
          2)Недопуск в университеты по национальному признаку(тема статьи),но в «третьеразрядном гадюшнике» достижение результатов указанных в пункте 1.
          Что то здесь не так.

          1. «по итогам её» — 🙂 да Вы фантазер. Впрочем, Вы уже отметились: «фундаментальной наукой, можно было заниматься и без университетского образования» 🙂 Вот я и занимался.
            Так что там с антисемитским поводом «потенциальный эмигрант»? Вы все еще уверены, что это некая реальность? А как быть с немцами и поляками, которых тоже ограничивали? Они тоже потенциальные эмигранты? Т.е. все, кроме русских? Особенно монголы, ага, тех очень рвало на Родину, во Внутреннюю Монголию.

      3. И нет, Сережа, демагогия вся Ваша. Антисемитские ограничения действовали до 1985 года минимум. Их огребли все, старше 17 в 1985 г. Скажем, в 2010 им было 42+. Это прекрасный возраст для принятия решений, я знаю, я уехал в 38. Вместе со всеми остальными, преимущественно ничем прежде не ограниченными русскими.
        И вдогонку, все 15 лет работы после вуза, я «отчислял» на образование «советскому народу» (в основном на вооружения, но это пропустим). Мои дети не получали, славабогу, образования в России. Мои родители прожили и отработали в СССР всю жизнь, оплачивая учебу мою и моей сестры… А когда нам с сестрой пришло время выбирать место учебы, условия, упс!, вдруг изменились. Ах какая неожиданность! Думаете это можно забыть и простить? Чтобы мои дети или внуки снова топтались на этих граблях? Нет, Сережа, я злопамятный!

        1. Антисемитские ограничения-это не допуск в университеты?И всё?Какие ещё?В третий раз- поступить в университет простому смертному и так было настолько сложно,что ограничения по национальному признаку-крайне малая величина.
          То же самое,что скажем я скажу что обижен на государство что меня не взяли в балет,хотя не умею танцевать вообще.
          В СССР хватало несправедливости для всех в значительно больших масштабах.
          И насчёт финансирования образования:у всех родители жили и работали и оплачивали бесплатное высшее образование.От колхозника получавшего палочки трудодней,до учёного получавшего 0.0…1% зарплаты своих заграничных аналогов- всех грабили одинаково.А высшее образование получали далеко не все.
          Ну и кстати из-за перепроизводства инженеров доходы квалифицированных рабочих были как правило выше- невидимая рука рынка достанет даже в СССР.

          1. «Антисемитские ограничения-это не допуск в университеты? И всё?» — «Мадам, вот Вы уже и торгуетесь» 🙂

  8. В 70-80е годы вопрос стоял именно так,потому что выезд всем,кроме евреев был запрещён абсолютно.Помните историю пловца,который прыгнул с борта круизного лайнера и проплыл километров 150 чтобы попасть в Америку?Маршрут круиза проходил на максимально возможном расстоянии от обитаемых земель.Потому что тогда уже было ясно что в случае открытия границ разбегутся все.
    А евреев хоть и с большими проблемами,но выпускали.
    В 90-е уже при демократии вопрос встал опять:зачем при нищенском финансировании высшего образования учить бесплатно людей которые сразу же уезжают.Хотели решить при помощи введения залога или некой платы при выезде за границу,но пока думали ,положение в экономике улучшилось,да и выехало большинство желающих.

    1. «учить бесплатно людей которые сразу же уезжают» — никогда, нигде. ничто не бесплатно. Не уподобляйтесь ребенку, который на вопрос » откуда берутся деньги?», ответит «из стенки», имея в виду банкомат. Это и есть фундаментальная ложь так называемого социализма. Разберётесь продолжим. Повторение этой лжи обсуждению не подлежит. Экономический ликбез в мои планы тоже не входит. Строго говоря, лишение евреев права на обучение, места работы, занятия должностей и т.е. — это, во-первых, настоящий государственный грабеж, во-вторых, продолжение все той же феодальной вплоть до царской политики запретов на виды деятельности и черта экономической оседлости. А «причин»? Хотите я прямо сейчас объясню, что оздоровление генетики требует провести децимацию русских в России?

      1. Правильно,ложь или как говорили тогда «уравниловка».
        Но!Грабило государство одинаково всех,в виде монополии на право собственности,а высшее образование получали далеко не все.Много,возможно даже слишком много ,но не все.Поэтому можно сказать что оно было действительно бесплатным.
        Экономический ликбез тут не поможет,я экономику СССР знаю хорошо,в той мере какой её можно знать.
        И репрессии «по пятому пункту» роли не играют- до них были обычное местничество,кумовство и банальная коррупция.Не говоря уже про требуемую лояльность властям.И всё это абсолютно для всех.

        1. «Грабило государство одинаково всех,» — не грабило, а брало огромный налог. Грабеж начинался с избирательного распределения: этим все дам, подходи бери, а этим не дам, даже не суйся. И ссылаться на то, что «высшее образование получали далеко не все» нельзя это вопрос личного выбора и пропорции были сравнимы для всех народов. Это если забыть о декларированном интернационализме. И провозглашенная конкурсная система отбора это регулировала бы одинаково. И «местничество, кумовство и банальная коррупция», которые еще как были, тут я Вас поддерживаю, все-таки не покрывают ситуации. Было тупое антисемитское подталкивание евреев к эмиграции, и тут же следом обличение нас, как «потенциальных эмигрантов». Я к концу школы (1971), в аграрном областном центре Оренбурге ни разу не слышал, что кто-то уезжает, да и евреев там было не много. А список запрещенных мне вузов получил от дальнего, незнакомого прежде родственника из Воронежа. Спасибо ему, избавил от многих приключений.
          «Обострение» этих правил отчетливо прочеркнуто 6-тидневной войной, когда Израиль нанес унизительное поражение арабам вместе с их советским вооружением и инструкторами. Вот тогда (1967) резко поднялись барьеры для работы в оборонке и эмиграционные настроения пошли вверх, все еще оставаясь мизерными. К 1971 это было уже «отлито в граните». Почему было не сделать это открыто?

    2. Вы, Сергей, путаете. Сначала был двухвековой кровавый, унизительный, протянувшийся из средневековья, как и крепостное право, антисемитизм, а потом желание свалить из самой жидоедской страны в еврейской истории. И никак не наоборот, сначала, мол, евреи — «потенциальные эмигранты», а в ответ наш, т.е. ваш, Вы ведь русский, антисемитизм с запретами на каждой остановке.

      1. Крепостное право- совсем не наше достижение.Для начала рекомендую ознакомится со списком стран где его не было(спойлер:он очень короткий),а также со списком стран где и когда оно было отменено.
        А то сейчас развелось доморощенных БЛМщиков,любителей уравнивать крепостное право и рабство в США,вот у меня заготовки и залежались.
        А насчёт»самого жидоедского государства»- вы нас с кем то путаете.
        Нетрудно догадаться с кем.

        1. И все-таки сначала был 2х-векокой антисемитизм, а потом эмиграция. И началась эмиграция не после законов Александра-II об эмансипации евреев (опоздавших в наполеоновским на 70 лет), а после «шагов назад» Александра-III. Все остальное можно оспаривать, но это не строго, качественно, не по теме.

      2. Мне кажется, господа, тут не одна, а две проблемы. Антисемитизм был и остается не только в России, но в других местах была и остается возможность уехать из того места, где не принимают на работу или учебу, в такое место, где — да. В России же всякий, рожденный на ее территории от родителей, обладающих ее подданством, издавна рассматривался как государственный крепостной, независимо от расы, национальности и вероисповедания. Именно поэтому претензии евреев на отъезд рассматривались как покушение на святая святых. Разве можно так бесстыдно ставить свои удобства выше государственной собственности на свою персону? Ну да, ну антисемитизм, дискриминация, так ведь оно же — по барской воле! Разве тот факт, что украинцев голодом вымаривали, мог бы оправдать их, украинцев, желание, предательски покинуть родину мирового пролетариата? Да у них ведь, кажется, такого и не возникало. Разве \»дискуссия\» о генетике и кибернетике могла бы быть предлогом для отъезда туда, где ими можно заниматься без проблем? Да затем ли тебя, неумытого, посылал барин в свой институт? Не важно, что сотни тысяч обладателей разнообразных дипломов делали потом карьеру на \»общих\» по лагерям — барин денег, потраченных на их образование, не пожалел — его деньги, ему виднее. И когда стали евреев выпускать, тут не только зависть была, но и вполне искреннее возмущение нарушением исконных прав владельца.

        1. Ну прямо таки целый памфлет.
          «Немытая Россия» v.2021
          То что гражданство помимо прав влечет также некоторые обязанности,надеюсь вам известно?
          В Америке,для примера,где бы ты,имея её гражданство не жил и не работал- налоги платишь в её бюджет.Не заплатил — достанут на краю света,из под земли выкопают.
          Рабство?
          У вас же обязательная срочная служба в армии.
          Государство должно защищать своих граждан?
          Рабство?
          И так далее везде по планете.
          Можно еще вспомнить северную Корею.Живут же уже сколько лет.
          Мысль заключается в том что при тогдашнем устройстве СССР ограничение высшего образования для евреев было совершенно логичным и скорее всего единственно возможным ходом с учётом международного положения и экономики.
          Хорошо это было или плохо не является темой данного обсуждения.
          Чем это точно не было — проявлением антисемитизма русских.
          Во первых потому что просто не могли,во вторых- потому что было не нужно.

          1. В Америке,для примера,где бы ты,имея её гражданство не жил и не работал- налоги платишь в её бюджет.Не заплатил — достанут на краю света,из под земли выкопают.

            Так евреи в 70-х и не помышляли о сохранении российского гражданства. Какие к ним претензии?

            У вас же обязательная срочная служба в армии.
            Государство должно защищать своих граждан?

            Вот именно, что своих, а не тех, кто не хочет быть его гражданином.

            Мысль заключается в том что при тогдашнем устройстве СССР ограничение высшего образования для евреев было совершенно логичным и скорее всего единственно возможным ходом с учётом международного положения и экономики.

            Не только при тогдашнем — при всегдашнем. Ну вот, не могли они себе представить, что кто-то (не обязательно еврей, а вообще — любой двуногий) сам решать будет, быть ему гражданином или нет. Не может раб сам выбирать себе хозяина, не по понятиям это.

          2. Ответ на то что снизу,так как форум не позволяет.
            Ну вот опять эта мантра»Россия тюрьма народов».
            Вполне в духе нашей либеральной интеллигенции ,кстати.
            «Да,Россия тюрьма народов.А западная цивилизация-кладбище народов»- кто то из русских философов.
            В самых демократических государствах существуют обязанности и ограничения,зачастую посеръёзней чем в тоталитарной России.Что непонятного?
            И особо умные персонажи,пользующиеся правами,но избегающие обязанностей,как правило заканчивают плохо.
            Это основы государственного устройства во всём мире.

          3. Читаю Вас, есаул, и радостно на душе от того, из какого болота вытащили мы своих детей и внуков. Забудут они русский язык, и помнить будут только наш завет не соваться к северным славянам в Рашу. Придется вам жрать друг друга, по-другому-то вы не можете. А вот и завтрак: ваша «наша либеральная интеллигенция». Приятного аппетита.

    3. Добавлю пару слов к тому, что написал Аарон. Просто из личных впечатлений советского и постсоветского еврея.
      На моей памяти было две волны алии евреев из СССР. Первая была в середине 70-х. Я уже был вполне сознательным, и прекрасно слышал разговоры среди наших знакомых. Так вот, на то время (середина 70-х) «потенциальных эмигрантов» среди знакомых евреев была примерно четверть, если не меньше. Только откровенно сионистски настроенная часть евреев хотела уехать в Израиль. Многие опасались постоянных войн в Израиле, многие дорожили работой, дружбой с неевреями. Многие считали, что выезд очень скоро прикроют, что и было правдой, кстати. Короче, большинство все еще вообще не были «потенциальными эмигрантами», а были готовы связать свою жизнь с родной страной победившего социализма. Добавим к этому, что почти никто не уехал «сразу» по окончании ВУЗа. Я, например, отработал 8 лет. А многие, как Вы верно заметили, работавшие на режимных предприятиях, задерживались на десятилетия.
      А вот когда началась алия 90-х и распад СССР, то в «потенциальных эмигрантов» превратилось уже всё население страны. Экономическое положение стало настолько аховое, что, помнится, мой русский сослуживец сказал со смехом: «бразильский бы выучил только за то, что надо ж куда-нибудь ехать».

    4. При Брежневе, кроме евреев выпускали еще греков, немцев, ла и всех, кто мог доказать наличие родственников за границей. Повод был как правило воссоединение семей, а вовсе не национальность в паспорте. Насчет воссоединения семей Советская власть что-то подписала. Ну а насчет прока от обучения евреев стоит вспомнить кое-что — от спутника 1957 года и прочего космоса до нынешнего Спутника V.

  9. Причём тут видно что политика антисемитизма в вузах хотя и носила государственный характер(У Сахарова есть диалог если не ошибаюсь Брежнева с президентом АН РФ:Когда вы очистите академию от евреев?-Через 20 лет.),но проводилась в жизнь какими-то полуподпольными методами.Что значительно её ослабляло.То ли боялись Запада,то ли все же соблюдали законы.
    В любом случае это было лучше возможной альтернативы:приём и бесплатное обучение с запретом выезда лет на 10 а то и на 20.Как у военных сейчас.
    С другой стороны,и сейчас в мире нет таких государств где бесплатно дают высшее образование потенциальным эмигрантам.

    1. Красивая формулировка: потенциальный эмигрант. Взгляните на статистику эмиграции, какую часть из 10 млн российских эмигрантов составляет этническая (еврейская, немецкая…) эмиграция, а какую часть экономические, политические и др. эмигранты. СССР стоял на болоте патологической лжи. И двуликий янус «интернационализма» при всей его ожесточенности — это лишь красная тряпка, которую удобно потрепать, что бы оставить в тени куда более массивные проблемы импотенции и деградации. Вообразите, какая стоит разносторонняя действительность от миллионов «потенциальных эмигрантов» до крика молодой учительницы: — Таких коммунистов, как Павел Корчагин, сегодня нет!

      1. И разве «потенциальный эмигрант» изучал только точные науки, оборонную инженерию, энергетику, электронику, точную механику?

        1. Автор вообще то указывает что в остальные ВУЗы евреев принимали без проблем.В том числе и с совершенно военной спецификой типа Бауманки.Но там выезд за границу надолго закрывался абсолютно для всех.
          В то же время образование не сильно ограничивало выбор работы.То есть фундаментальной наукой,допустим,можно было заниматься и без университетского образования.При сильном желании,конечно.

          1. Вы заблуждаетесь, не знаю намеренно или нет. Но если «в остальные ВУЗы евреев принимали без проблем», то где и почему именно так проходила «черта оседлости»?
            «не сильно ограничивало выбор работы» — это чистая неправда, испытанная мною на себе.

  10. «Я получил 14 (!) дополнительных задач. И решил их все. Тогда мне дали пятнадцатую, и я сломался. Ну, что можно ждать от семнадцатилетнего пацана! Проведя в аудитории около пяти часов» — Михаил! Позвольте выразить Вам восхищение!

    1. Смешной список с Мариной Освальд как великим фармацевтом ХХ века.

  11. Как бывший доцент, а потом и профессор кафедры физиологии факультета естественных наук НГУ я, еонечно, должен оставить и свой комментарий. Наш университет, основателями которого были академики Векуа (математик) и Спартак Беляев (физик) был известен как раз тем, что талантливых евреев в него таки да принимали. Один год я работал в серетарем приемной комиссии ф-та. Перед началом экзаменов на заседании комиссии у ректора, он рассказал о статистике абитурентов. Оказалось, что вторым городом по их числу после Новосибирска были Черновцы (!?). А этот город евреи называли «городом А», потому что, узнав откуда собеседник приехал, обычно он слышал: «А-а!». Среди студентов и преподавателей евреев было много. Когда я в 1991 г. переехал в Израиль, выпускники НГУ устроили встречу в парке Яркон Тель-Авива. Там под лозунгом «Израильская наука будет прирастать Сибирью» собралось более 300 человек Тем не менее я своему тезке верю. Все знали, что среди математиков, и в НГУ, и в Ин-те математики СО АН, было много жутких антисемитов. К ним не относился, разумеется А. А. Ляпунов, основатель «сибирской био-кибернетики». У него был семинар по моделированию в эедокринологии. Когда А. А предложил создать модель всей эндокринной системы, мы ему возразили, что она слишкос сложна. Надо двигаться по этапам. На что он сказал, что разу мы живем в Сибири, то так и пройдем.

  12. Возможно, в 71-м у еврейского подростка в СССР еще могли быть какие-то наивные надежды на поступление в унивеситет. Но в 77-м, когда я был семнадцатилетним, таких иллюзий уже не было совершенно. Я тоже заканчивал физмат школу, но в Ленинграде. Причем, я совершенно не был воспитан антисоветски, еврейства своего почти не ощущал, напротив, был сперва вполне нормативным пионером, потом комсомольцем. Возможно, русская фамилия зашитила меня от явных проявлений антисемитизма в отношении меня лично.
    Но, как еврей, я не только не мог — я НЕ ХОТЕЛ идти в университет. Мне было бы гадко находиться в атмосфере шовинистического заведения, закрытого для евреев. Я не был медалистом и отличником. Возможно, объективно я не был достаточно силен для поступления. Но дело не в этом. Я именно НЕ ХОТЕЛ туда поступать. Из отвращения. Если бы меня туда какими-то невероятными усилиями, по блату, запихнули, никакой гордости я бы не испытывал. Я был бы несчастлив там, не сомневаюсь в этом. И Вы не сомневайтесь.

    Позвольте еще один эпизод, случившийся с моим приятелем, но уже про трудоустройство. Мой приятель Женя, закончивший на 2 года раньше меня ленинградский Политех, как раз был и отличником, и медалистом. И на потоке, на своем курсе он был просто лучшим. Поэтому, стоял первым в списке на распределение. И пригласили его явиться в некий весьма престижный «ящик». Он пришел. Там на проходной, естественно, кого попало не пускали. А надо было зайти в телефонную будочку перед турникетом, и позвонить по внутреннему номеру — сообщить о своем приходе… Так вот, заходит Женя в будочку, а там, на стенке, прямо рядом с телефонным аппаратом, крупными буквами нацарапано и фломастером обведено: «Жиды, вон из русской науки!». И, явно, давно эта надпись там красуется. Не стал мой приятель никому звонить, развернулся и вышел оттуда на свежий воздух.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *