Эдуард Гетманский: Нация Нобелевских лауреатов

Loading

Мощный интеллектуальный потенциал еврейской нации не возник из ниоткуда. Народ, прошедший через неимоверные трудности, вечно гонимый и вечно попрекаемый, смог научиться уважать себя, ценить умные и тонкие решения. Тысячелетия иудаизм учит еврейских детей грамоте, свободе духа и творческому отношению к прочитанному.

Нация Нобелевских лауреатов

(Евреи, выходцы из СССР и РФ — А.А. Абрикосов, Ж.И. Алфёров)

Эдуард Гетманский

Эдуард Гетманский

«Я настаиваю, что евреи сделали для цивилизации
человека больше чем любая другая нация»
Джон Адамс — президент США

Нобелевская премия (швед. Nobelpriset, англ. Nobel Prize) — наиболее престижная международная премия, ежегодно присуждаемая за выдающуюся гуманитарную деятельность и наиболее значительные достижения в области литературы и науки. Премия названа по имени шведского инженера, изобретателя и промышленника Альфреда Нобеля, завещавшего для этой цели значительную часть своего состояния (31,5 млн шведских крон). С 1901 года согласно воле учредителя, присуждаются пять Нобелевских премий — за выдающийся вклад в борьбу за братство народов, всеобщее разоружение и торжество дела мира (Нобелевская премия мира), за лучшие литературные произведения «идеалистического направления духа» (Нобелевская премия по литературе) и за служащие благу человечества наиболее важные открытия в медицине и физиологии, физике и химии. В 1968 году Государственный банк Швеции по случаю своего 300-летия учредил ежегодную премию памяти Альфреда Нобеля в области экономических наук (Нобелевская премия по экономике), которая присуждается с 1969 года. На 2016 год Нобелевскую премию получили 883 человека, из них 216 человек были евреями или людьми еврейского происхождения (один из родителей был евреем). Таким образом, евреи являются обладателями 25 процентов всех Нобелевских премий. Евреи составляют 9 процентов награжденных Нобелевской премией за мир, и почти 12 процентов — среди лауреатов по литературе. По фундаментальным наукам евреи резко вырываются вперед: 21,7 процента всех премий по химии, 26 процентов — по физике, 27 процентов по медицине и физиологии, 39 процентов всех Нобелевских премий по экономике. При том, что на 1 января 2016 года численность евреев на Земле насчитывает 14,5 миллиона человек, что до сих пор меньше показателей 1939 года (16,6 миллиона). При этом за 70 послевоенных лет еврейское население на планете Земля росло со скоростью 0,33% в год.

Евреи в процентном соотношении к населению планеты составляют 0,25%. Получается, что четверть процента людей на Земле подарила миру четверть нобелевских лауреатов — гениев, совершивших ошеломительные открытия. Для сравнения можно взять арабов, которые составляют 3% населения Земли, они подарили миру всего двоих нобелевских лауреата. «Нобелевская плотность» у еврейского народа составляет — 1 лауреат на 100 тыс. человек, в то время как, например, та же величина у Германии составляет — 1 лауреат на 1 млн человек. Согласно данным израильского Министерства по делам диаспоры, сегодня существуют самые крупные еврейские общины в США — 5700000 евреев, Франции — 485000 евреев, Канаде — 385000 евреев, Великобритании — 270000 евреев, России — 186000 евреев; Германии — 100000 евреев. Из этих диаспор и идёт основной поток еврейских лауреатов Нобелевской премии. Первым евреем-лауреатом стал немецкий химик Адольф фон Байер, получивший премию в 1905 году за синтезирование краски индиго. Самым пожилым еврейским обладателем Нобелевской премии был Леонид Гурвич, польско-американский еврей, который получил её в 2007 года по экономике, когда ему было 90 лет. Итальянская еврейка Рита Леви-Монтолкини была, до ее смерти в 103 года, самого пожилой из живущих лауреатов этой премии. Подавляющее большинство Нобелевских лауреатов, родившихся или работавших в границах Российской империи и СССР, являются евреями. Из 21 советского лауреата Нобелевской премии 9 — евреи (42%).

Потрясающая статистика в пользу преобладания еврейских гениев среди научной и культурной элиты населения Земли тем более удивительна, если вспомнить через какие трудности пришлось пройти некоторым лауреатам. Так, лауреат премии мира Эли Визель и лауреат литературной «нобелевки» Имре Кертес выжили в немецких лагерях смерти во время Холокоста. Евреи Уолтер Кон, Отто Стерн, Альберт Эйнштейн и Ганс Кребс бежали из нацистской Германии, чтобы избежать преследований. Другие ученые, включая Риту Леви-Монтолкини, Герберта Хоптмена, Роберта Ферчготта, Артура Корнберга и Джерома Карла испытали антисемитизм в своих карьерах. Российский еврей Борис Пастернак был вынужден отказаться от Нобелевской премии по литературе 1958 года — под давлением советских властей. Нобелевскую премию украли у Розалинд Франклин, которая в 1953 году открыла структуру спирали ДНК. Премию получили её коллеги, они вытравили Р. Франклин из лаборатории и использовали ее расчеты. Она этого так и не узнала, уйдя из жизни в 1958 году, в возрасте 37 лет, за четыре года до триумфа своих обидчиков. Розалинд Франклин подвергалась двойной дискриминации — и как женщина, и как еврейка. Горькая ирония судьбы — эта женщина посвятила науке всю свою жизнь, но ее достижения не получили признания, несмотря на открывшиеся миру факты о грандиозной «академической краже».

Мощный интеллектуальный потенциал еврейской нации не возник из ниоткуда. Народ, прошедший через неимоверные трудности, вечно гонимый и вечно попрекаемый, смог научиться уважать себя, ценить умные и тонкие решения. Евреи тысячи лет изучали Талмуд, а это шлифует логику и оттачивает ум. Тысячелетия иудаизм учит еврейских детей грамоте, свободе духа и творческому отношению к прочитанному. Евреи, «народ Книги», идеально приспособлены к интеллектуальной деятельности, поэтому они охотно идут в науку, среди них процент ученых куда выше, чем среди большинства европейских наций. Когда говорят, что без Бога нет еврея — подразумевают, что нет еврея вне пути к знаниям, мудрости и постижению Вселенной. Необъяснимо огромное число еврейских нобелевцев еще долго будет волновать умы и порождать споры о еврейском национальном гении. На протяжении 116 лет со дня присуждения первой Нобелевской премии евреи становятся лауреатами премии практически ежегодно, за очень редким исключением. Момент присуждения Нобелевских премий становится настоящим «фестивалем гордости» еврейского народа.

Абрикосов Алексей Алексеевич (1928 – 2017) — российский и американский физик-теоретик. Академик АН СССР и РАН, лауреат Нобелевской премии по физике (2003). Родился 25 июня 1928 года в Москве в семье известных патологоанатомов — академика А.А. Абрикосова (он руководил вскрытием тел Ленина, Фрунзе, Куйбышева и прочих вождей, а также провел первое бальзамирование тела Ленина) и главного прозектора Кремлёвской больницы Фани Давидовны Вульф, еврейки. Алексей Абрикосов происходил из знаменитой династии русских предпринимателей. Его прадед основал в 1847 году «Товарищество А.И. Абрикосова Сыновей в Москве». В 1922 году принадлежавшая товариществу кондитерская фабрика стала называться фабрикой имени Петра Бабаева. После окончания школы в 1943 году Алексей поступил в Московский энергетический институт (МЭИ), но в 1945 году перевёлся в МГУ на физический факультет. Его учителем стал Л.Д. Ландау. В возрасте 19 лет Абрикосов сдал ему «теоретический минимум», в 1948 году окончил с отличием МГУ. В 1951 году Абрикосов под руководством Ландау защитил кандидатскую диссертацию. В это же время его родители были отстранены от работы в Кремлёвской больнице в ходе кампании против так называемых врачей-вредителей. В 1951-1965 годах А.А. Абрикосов работал в Институте физических проблем (ныне — Институт физических проблем им. П.Л. Капицы РАН).

В начале 1950-х годов вместе с Ландау и Халатниковым Абрикосов опубликовал фундаментальный труд, получивший название «московского нуля». Построенные в нем новые методы расчета позднее использовались для решения задач статистической физики. А написанная с Горьковым и Дзялошинским книга «Методы квантовой теории поля в статистической физике» стала настольной книгой у многих теоретиков мира. В 1955 году Алексей Абрикосов защитил докторскую работу по квантовой электродинамике высоких энергий. В 1957 году Абрикосов закончил работу, в которой была сформулирована концепция сверхпроводимости второго рода, при которой сверхпроводники сохраняют свои свойство даже при наличии сильного магнитного поля. Абрикосовым была построена теория магнитных свойств таких сверхпроводников, объясняющая существование фазы, в которой магнитное поле проникает в сверхпроводник в виде квантовых вихрей тока («вихри Абрикосова»). Он предсказал существование правильной решетки из таких вихрей, которую вскоре смогли обнаружить экспериментально («решетка Абрикосова»). В 1965-1988 годах Абрикосов работал в Институте теоретической физики имени Л.Д. Ландау АН СССР, одним из основателей которого он являлся. Алексей Абрикосов увлекался альпинизмом, в 1968 году он участвовал в первом восхождении советских альпинистов на африканский вулкан Килиманджаро в Танзании (5895 метров).

В 1975 году Абрикосов становится почётным доктором в Университете Лозанны. Помимо научной деятельности он также преподавал. Сначала в МГУ — до 1969 года, с 1970 года по 1972 год в Горьковском университете, в 1972-1976 годах заведовал кафедрой теоретической физики в Московском физико-техническом институте, в 1976-1991 годах заведовал кафедрой теоретической физики в Московском институте стали и сплавов (МИСиС) в Москве. С 1988 года по 1991 год Абрикосов возглавлял Институт физики высоких давлений в Троицке, в 1988 году был избран директором этого института. Помимо выдающихся работ по сверхпроводимости Алексей Абрикосов немало сделал в области изучения нормальных металлов, полуметаллов и полупроводников. Им была исследована проблема Кондо — эффект увеличения электрического сопротивления при проводимости металлов с магнитными примесями. Результаты работ Абрикосова в области полупроводников стали особенно актуальными после создания графена (самый прочный, самый легкий и электропроводящий вариант углеродного соединения) и развития наноэлектроники (область электроники, занимающаяся разработкой интегральных электронных схем с размерами элементов менее 100 нанометров). В 1988 году Абрикосов издал фундаментальный учебник «Основы теории металлов». В 1991 году принял приглашение Аргоннской национальной лаборатории (Argonne National Laboratory) в Иллинойсе и эмигрировал в США.

«Я видел, что экономика России явно катится вниз. У меня не было сомнений, что первой жертвой этого станет фундаментальная наука, которая никакого дохода не приносит, — вспоминал Абрикосов. — К тому времени некоторые мои коллеги уже уехали за границу и успешно работали, в том числе в Штатах. Так что я был далеко не первым. Сначала попробовал узнать, есть ли возможности для меня работать в США. Если бы их не было, то я бы никуда и не поехал. Во-вторых, политическая обстановка была неустойчива. Явно назревал какой-то заговор, это я отчетливо чувствовал. И понимал: если он будет успешным, то границы опять закроют и тогда уже поздно будет».

В Аргоннской Национальной физической лаборатории руководил группой по изучению физики конденсированного состояния, преподавал в Университете Иллинойса и в Университете штата Юта. В Англии преподавал в Университете Лафборо. Абрикосов написал более 300 научных работ. В 2003 году совместно с Виталием Гинзбургом и Энтони Леггетом получил Нобелевскую премию по физике за «основополагающие работы по теории сверхпроводников и сверхтекучих жидкостей». Член Национальной академии наук США, Лондонского королевского общества, Американской академии наук и искусств. По своему собственному признанию, «в России в свое время, когда я там был, я натерпелся достаточно. И по этому случаю я горжусь тем, что эта премия считается за Америкой. Я этим горжусь». Алексей Алексеевич Абрикосов скончался 29 марта 2017 года в Пало-Алто, Санта-Клара, Калифорния, США.

Алфёров Жорес Иванович (1930-2019) — российский физик, лауреат Нобелевской премии по физике. Родился в местечке Чашники Витебской области Белорусской ССР (по другой версии в Витебске) 15 марта 1930 года в семье И.К. Алфёрова и Анны Владимировны Розенблюм. Имя получил в честь Жана Жореса — французского политического деятеля, одного из лидеров международного социалистического движения, историка, основателя газеты «L’Humanitе» («Юманите»). Довоенные годы провёл в Сталинграде, Новосибирске, Барнауле и Сясьстрое под Ленинградом. Во время Великой Отечественной войны семья Алфёровых переехала в город Туринск (Свердловская область), где его отец работал директором целлюлозно-бумажного завода, и после её окончания вернулась в разрушенный войной Минск. Жорес окончил с золотой медалью среднюю школу № 42 в Минске и по совету учителя физики Я.Б. Мельцерзона несколько семестров отучился в Белорусском Политехническом институте в Минске на энергетическом факультете, после чего поехал поступать в Ленинград, в ЛЭТИ. Со студенческих лет Алфёров участвовал в научных исследованиях. На третьем курсе он пошел трудиться в вакуумную лабораторию профессора Б.П. Козырева. Там он начал экспериментальную работу под руководством Н.Н. Созиной. Так, в 1950 году полупроводники стали главным делом его жизни.

В 1952 году Ж. Алфёров окончил факультет электронной техники Ленинградского электротехнического института имени В.И. Ульянова (Ленина) (ЛЭТИ). С 1953 года Алфёров работал в Физико-техническом институте имени А.Ф. Иоффе, и принимал участие в разработке первых отечественных транзисторов и силовых германиевых приборов. 5 марта 1953 года Алфёров создал первый транзистор. За комплекс проведенных работ в 1959 году он получил первую правительственную награду — орден «Знак почета». В 1961 году защитил кандидатскую диссертацию. В 1960-х годах Ж.И. Алферов с коллегами разработал первые практически применимые устройства на основе гетероструктур, в том числе твердотельные лазеры. Докторская диссертация Алферова в 1970 году обобщила его исследования гетеропереходов в полупроводниках. Работы Ж.И. Алфёрова были по заслугам оценены международной и отечественной наукой. В 1971 году Франклиновский институт (США) присуждает ему престижную медаль Баллантайна, называемую «малой Нобелевской премией» и учрежденную для награждения за лучшие работы в области физики.

В 1972 году следует самая высокая награда СССР — Ленинская премия. С использованием технологии Алфёрова в России (впервые в мире) было организовано изготовление гетероструктурных солнечных элементов для космических батарей. Одна из них, установленная в 1986 году на космической станции «Мир», проработала на орбите весь срок эксплуатации без существенного снижения мощности. В гетероструктурных солнечных батареях, которые обширно используются в космической и наземной энергетике, достигнуты рекордные эффективности преобразования солнечной энергии в электрическую. В 1972 году Алфёров стал профессором, а через год — заведующим базовой кафедрой оптоэлектроники ЛЭТИ. С начала 1990-х годов Алфёров занимался исследованием свойств наноструктур пониженной размерности: квантовых проволок и квантовых точек. С 1987 по май 2003 года — директор Физико-технического института имени А.Ф. Иоффе. С 2003 года — председатель Научно-образовательного комплекса «Санкт-Петербургский физико-технический научно-образовательный центр» РАН. Академик АН СССР (1979), затем РАН, почётный академик Российской академии образования. В 1990-1991 годах — вице-президент АН СССР, председатель Президиума Ленинградского научного центра. Главный редактор «Писем в Журнал технической физики». Был главным редактором журнала «Физика и техника полупроводников», членом редакционной коллегии журнала «Поверхность: Физика, химия, механика», членом редакционной коллегии журнала «Наука и жизнь». Был членом правления Общества «Знание» РСФСР. Являлся инициатором учреждения в 2002 году премии «Глобальная энергия», до 2006 года возглавлял Международный комитет по её присуждению.

Считается, что присуждение этой премии самому Алфёрову в 2005 году, стало одной из причин оставления им этого поста. Является ректором-организатором нового Академического университета. С 2001 года Президент Фонда поддержки образования и науки (Алфёровского фонда). С 2010 года Алфёров назначен научным руководителем инновационного центра в «Сколково» (российская «Кремниевая долина»). В составе фонда «Сколково» существует пять кластеров, соответствующих пяти направлениям развития инновационных технологий: кластер биомедицинских технологий, кластер энергоэффективных технологий, кластер информационных и компьютерных технологий, кластер космических технологий и кластер ядерных технологий. В 2013 году баллотировался на пост президента РАН и, получив 345 голосов, занял второе место. Жорес Алфёров — автор более пятисот научных работ, трёх монографий и пятидесяти изобретений.

Жорес Алфёров — лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР, Государственная премия Российской Федерации, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Он — иностранный член Национальной академии наук США и Национальной инженерной академии США, иностранный член Китайской академии наук, Академий наук Республики Беларусь, Молдавии, Азербайджана, почётный член Национальной академии наук Армении. В 1989 году был избран народным депутатом СССР от АН СССР. В декабре 1995 года Алфёров был избран в Государственную думу второго созыва от движения «Наш дом — Россия»; в 1999, 2003, 2007, 2011, 2016 годах переизбирался депутатом Госдумы РФ по партийным спискам КПРФ, не являясь членом партии. Академик Жорес Алфёров считает, что:

«Распад Советского Союза был не только экономической катастрофой. Это была трагедия для всего человечества в двадцатом веке».

Ж.И. Алфёров — председатель редакционной коллегии журнала «Нанотехнологии. Экология. Производство». Он учредил Фонд поддержки образования и науки для поддержки талантливой учащейся молодёжи, содействия её профессиональному росту, поощрения творческой активности в проведении научных исследований в приоритетных областях науки. Первый вклад в Фонд был сделан Жоресом Алфёровым из средств Нобелевской премии. Алфёров выступает против преподавания в школах предмета Основы православной культуры, в то же время утверждая, что у него «очень простое и доброе отношение к Русской Православной Церкви» и что «Православная церковь отстаивает единство славян».

Обсуждая с корреспондентом газеты «Аргументы и факты» проблемы современной российской науки, заметил:

«Отставание в науке — не следствие какой-либо слабости русских учёных или проявления национальной черты, а результат дурацкого реформирования страны».

Алфёров неоднократно высказывал отрицательное отношение к законопроекту о реформировании РАН. В его обращении учёного к Президенту РФ говорилось:

«После жесточайших реформ 1990-х годов, многое утратив, РАН тем не менее сохранила свой научный потенциал гораздо лучше, чем отраслевая наука и вузы. Противопоставление академической и вузовской науки совершенно противоестественно и может проводиться только людьми, преследующими свои и очень странные политические цели, весьма далёкие от интересов страны… Предложенный Д. Медведевым и Д. Ливановым в пожарном порядке Закон о реорганизации РАН и других государственных академий наук и, как сейчас очевидно, поддержанный Вами, отнюдь не решает задачу повышения эффективности научных исследований. Смею утверждать, что любая реорганизация, даже значительно более разумная, чем предложенная в упомянутом Законе, не решает эту проблему».

Алфёров неоднократно высказывал свое отношение к данному законопроекту:

«Академия наук в организационном и структурном плане — это консервативное учреждение в лучшем смысле этого слова».

Считает необходимым сохранение за руководством РАН права на управление собственностью Академии:

«Кому на руку идеи изменить статус Академии — не тем ли, кто на эту собственность позарился? Не станет ли предложенный в проекте закона Федеральный орган «Академсервисом», — как широко известный «Оборонсервис»».

В 2016 году подписал письмо с призывом к Greenpeace, Организации Объединенных Наций и правительствам всего мира прекратить борьбу с генетически модифицированными организмами (ГМО). В своей книге «Физика и жизнь» Ж.И. Алфёров, в частности, пишет:

«Все, что создано человечеством, создано благодаря науке. И если уж суждено нашей стране быть великой державой, то она ею будет не благодаря ядерному оружию или западным инвестициям, не благодаря вере в Бога или Президента, а благодаря труду ее народа, вере в знание, в науку, благодаря сохранению и развитию научного потенциала и образования… Десятилетним мальчиком я прочитал замечательную книгу Вениамина Каверина «Два капитана». И всю последующую жизнь я следовал принципу ее главного героя Сани Григорьева: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Правда, очень важно при этом понимать, за что ты берешься».

Академик, лауреат Нобелевской премии считает, что:

«Будущее России — это наука и технологии, а не распродажа сырья. Из нашего института вышли уже четверо нобелевских лауреатов: Николай Семенов, Лев Ландау, Петр Капица и я. И будущее страны — не за олигархами, а за кем-то из моих учеников».

Умер Жорес Иванович Алфёров 1 марта 2019 года, похоронен на Комаровском кладбище под Петербургом.

Продолжение
Print Friendly, PDF & Email

19 комментариев для “Эдуард Гетманский: Нация Нобелевских лауреатов

  1. В. Зайдентрегер
    — 2021-07-04 22:41:

    Не хочется ввязываться в дискуссию. Мне кажется, что в наше время кому это положено пришли к выводу, что человек — это наполовину гены, наполовину — воспитание. Очевидно также, что чем дальше от начала гаскалы, тем меньше цивилизованные евреи «учат наизусть тору». К концу 20-го века, думаю, этот фактор сошёл на нет, а приток нобелевцев не иссякает.
    ==============
    Не хочется ввязываться в дискуссию (ах, таки захотелось г-ну Зайдентрегеру), но трудно пройти мимо примера, как ассимилированную еврею не хочется признать тайну удивительной статистики о евреях. Тут главное для него исключить роль иудаизма (Торы), свести вопрос к генам, на которые сегодня сваливают все что угодно.
    Ну, еще воспитание! А откуда такое особое отношение к детям и их воспитанию? Евреев примерно 14-15 миллионов. Так неужели не найдется среди англичан там или французов , да и вместе их, 14-15 миллионов родителей искренне любящих своих детей и заботящихся о них? У тех вместе (включая их евреев!) порядка 200 лауреатов на 125 миллионов населения. Это в десять раз больше евреев, у которых таких лауреатов тоже порядка 200. Среди них порядка 20 лауреатов с одним из родителей не евреем (Специально этой статистикой не занимался, но сейчас бегло прошелся по Вике). Так что ссылка на воспитание не есть отгадка.

    Значит, важен характер воспитания. Но в данном случае сведение его к изучению секулярных наук не будет ответом, ибо, очевидно, и в этой сфере характер воспитания у евреев должен отличаться. Приходится, во избежание ссылки на иудаизм, сослаться таки на генотип. Но с чего гены такие особенные у евреев, что и 15 миллионов озабоченных воспитанием англичан или там французов не могу сравниться с ними? Ну, пусть еврейские гены особенные (хотя еще никто не выделил «нобелевский ДНК!). А почему они не разбавились в течение тысячелетий во враждебной среде со всеми известными в истории насилиями над евреями?

    Так не сформировалось ли что-то в генах евреев (у геров, принявших гиюр и их потомков, в том числе), что не только сформировалось, но и сохранялось и восстанавливалось благодаря Торе как образа жизни евреев? Г-н Зайдентрегер замечает: «К концу 20-го века, думаю, этот фактор сошёл на нет, а приток нобелевцев не иссякает». Однако, возможно, то, что было вложено в евреев (кем – вопрос?) и формировалось (сохранялось) на протяжении тысячелетий не исчезает за 100-200 лет. Да и не хранит евреев некая тайна, которую не снимешь ссылкой только на гены и воспитание? Но ассимилированному еврею, не ценящему наследство своих предков, трудно не только признать значение Торы во всем, что касается евреев, но надо сводить ее к банальностям секулярного мировоззрения, не способного остановиться перед тайнами бытия и задуматься глубже банальностей атеизма, цепляющегося за науку, сколько бы ее результаты ни были не скорее вопросами, чем ответами.

    P.S. Подсчет количества евреев-нобелиантов вне связи с Торой, часто звучит довольно пошлым чванством без личной заслуги, но и отсечение Торы от решения этого вопроса есть сдача еврейского самосознания перед идолами ярмарки секулярной культуры, есть страх (возможно, неосознанный) ассимилированного еврея перед опасностью осознания себя без рода и племени.

    1. На смену фалафельному патриотизму пришел нобелеантский?

      Блистательный пантеон богов и чудовищ, отражавший динамичный многообразный мир в политеизме, монотеизм заменил одним безликим символом, наделив его всеобъемлющей сумасбродной волей, и на путях познания таинств бытия поставил сакраментальный стопор «неисповедимы пути Господни», расписавшись в своем гносеологическом бесплодии.

  2. 1. Считаю, что статьи такого рода следовало бы сопровождать библиографическими ссылками, откуда видны были бы источники информации. Если это не просто готовые тексты, а компиляции из ряда источников — тем более полезно было бы это видеть.
    2. Полагаю, что применять к Р. Франклин, описывая отношение к ней, словами «обокрали», «вытравили», «кража» совершенно неправильно. Это лишено должного основания, как и утверждение о том, что её работы не получили «должного признания». Франклин, кроме того, и не могла бы получить Нобелевскую премию, поскольку, как М. Поляк упоминал, к моменту серьёзного обсуждения награждения за двойную спираль, уже умерла.
    3. Пожалуй, если искать пример роли дискриминации по национальному признаку, то Л. Мейтнер более подходит, поскольку в момент премирования за обнаружение деления ядра была жива.
    4. Еврейские корни свои и Абрикосов, и Алфёров прекрасно сознавали, никак от них не отказывались, и про матерей-евреек их в сообществе физиков было известно. Религии ни тот, ни другой не придерживаюлись. Кстати, Алфёров отмечает, что брак его матери с отцом не был одобрен материнской роднёй, но кто-то, то ли дедушка, толи бабушка (точно не помню) с внуком и дочерью связь поддерживали.

    1. Кстати, Алфёров отмечает, что брак его матери с отцом не был одобрен материнской роднёй, то ли дедушка, толи бабушка (точно не помню) с внуком и дочерью связь поддерживали.
      Мирон Амусья 1 июля 2021 at 14:11
      //////////////////////
      Вот я об этом и написал – Настоящий Еврей! По дедушке с бабушкой.
      А вообще статья, основанная на приклеивании к людям лейбла «еврей», хотя они ими не были и быть не хотели, оставила неприятный осадок.
      У нас в Израиле всё наоборот – люди хотят быть евреями, а их к евреям не причисляют.

      1. Сэм:
        А вообще статья, основанная на приклеивании к людям лейбла «еврей», хотя они ими не были и быть не хотели, оставила неприятный осадок.
        _——————————————————————————————-
        1. Мне кажется, что все статьи на тему наших выдающихся способностей связаны не с поведением прославляемых людей, не с их отношением к евреям, к еврейской вере и тому подобное, а связаны лишь с наличием в человеке еврейских генов, которые согласно науке как будто существуют.
        Человек может быть христианином, может быть даже антисемитом, но если в нём течёт хотя бы частично еврейская кровь, то вероятность стать нобелевцем у него выше, чем у человека, у которого такой крови вовсе нет.
        Нам, евреям, это «греет душу», вот и пишутся постоянно статьи на эту и похожие темы. Например, о высокой доле евреев-героев ВОВ.
        (Мой первый материал на портале — «Корова для нобелевского лауреата» был как раз о таком человеке — Варбурге, евреем по отцу, христианине, на могиле которого поставлен «жирный» крест.)
        2. Уважаемый Сэм, я никак не могу взять в толк, кто же такой «настоящий еврей» по-вашему. Не могли бы вы нарисовать такой образ идеального еврея по-Сэмовски. Может быть среди нас вообще ничего такого даже близко нет, и мы только досаждаем вам, когда пишем о ком-то, что он еврей, после чего получаем от вас — «какая мерзость».

        1. «Настоящий еврей», уважаемый Виктор, ИМХО, исклчительно ИМХО, это тот, кто:
          а) сам считает себя евреем
          б) считал себя таковым и тогда, когда в этом не было материально выгоды
          Указанные в статье академики ни одному из этих критериев не отвечают.
          Мой ответ понятен?
          Соглашаться не обязательно.
          P.S.
          Как у вас восприняли поражение сборной.
          Я всей душой болел за англичан

          1. Сэм:
            «Настоящий еврей» … это тот, кто: а) сам считает себя евреем
            ———————————————————————————-
            Сэм, не ожидал от вас такого простого определения.
            По рождению я просто еврей, а по вашим принципам — настоящий еврей.
            А смутило меня ранее то, что когда вы просматривали (а может быть и читали) мой материал, где присутствуют некоторые автобиографические сведения, вы как-то так хмыкнули, что я подумал, что я недостаточно еврей по вашим меркам.
            Теперь всё встало на свои места, я спокоен.

            Как у вас восприняли поражение сборной. (Германии)
            —————————————————————————
            Трагедий я не видел, не слышал. Немцы, думаю, надеялись, но не очень верили в свою сборную, которая не показала себя грозной в последние годы.
            В столице я не видел столько знаков боления за сборную (флаги, флажки и прочее в цветах госфлага), сколько их было в прежние времена на окнах, балконах, авто … Сейчас вижу в магазинах много нераскупленных товаров такого типа.
            Не было сообщений ни об инфарктах, ни о выпрыгивании из окон после проигрышей.
            Когда мне не за кого болеть в той или иной игре, я болею за проигрывающих, так что можно сказать, что в конце игры я болел за немцев.

  3. В тексте почему то не упомянут ещё однин российский нобелевский лауреат еврей…

    Уважаемые читатели,
    Обратите внимание на фразу «Продолжение следует» в конце текста. Это — не одиночная публикация, а лишь первая из серии очерков. Виталий Лазаревич Гинзбург (кстати, автор нашего Портала) будет в следующем выпуске. И много кто ещё (не буду говорить кто, попробуйте угадать). Всего мы планируем 7 выпусков, если автор не пришлёт ещё.

  4. Насчет Франклин: по статуту Нобелевской премии она присуждается только живущим номинантам.

  5. Юрий Деген 28 июня 2021 at 16:56
    Уважаемый Юрий,
    1. «Гершон Баскин – автор статьи, на которую Вы ссылаетесь»
    Видите, как Вы больше меня разбираетесь в статьях в Википедии! Повторяю свой призыв – откорректируйте статью в Википедии, докажите, что Сегев неправ.
    2. «Разница заключается в том, что немецкие евреи никогда не совершали теракты в Германии»
    Т.е. Вы признаёте понятие коллективной вины, евреи тоже должны нести ответственность за Троцкого, Землячку, Бермана…? Ну а про участие немецких евреев в 1МВ у меня была главка в статье про евреев в этой Великой войне. Но, увы, несмотря на факты, их тоже обвиняли, что они сидели в тогдашнем «ташкенте».
    И правильно ли я понимаю, что Вы против Мансура Аббаса, но ничего не имеете против
    Иссауя Фреджа?
    3. Ведь не я и не мои единомышленники придумали гнусный термин «жертвы мирного процесса»
    Вообще-то этот термин ввела в оборот Геула Коен в 1882 году.
    4. Просто не понял Ваше замечание. Вот что значит «политкорректность»
    Кстати, Ваше замечание про «политкорректность» нашего ПМ меня обрадовало. А то мне до сих пор не совсем по себе, когда я вспоминаю его политическую биографию.
    5. Юрий, я не могу с Вами спорить о происходившем в Израиле в 70-е 80-е годы. Но хотите верьте, хотите нет, но увидеть и услышать такое выступление Переса в то время, когда множество советских евреев не знали «ехать или не ехать», стоило очень многое.
    Скажу про себя. Мы решили раньше, но то выступление утвердило нас в нашей правоте.

  6. «Российский еврей Борис Пастернак был вынужден отказаться от Нобелевской премии по литературе 1958 года»
    \\\\\\\\\\\\\\\\\
    Российский еврей Борис Пастернак мечтал отказаться от своего еврейства
    Про «еврейство» Абрикосова и Алфёрова, (который уже после распада СССР оставался правоверным коммунистом), знали только кадровики, да и то, наверное, не все.
    М.б. я не внимательно читал эту статью, но не нашёл в ней Ландау, вот про еврейство которого знали все.

  7. «Тысячелетия иудаизм учит еврейских детей грамоте, свободе духа и творческому отношению к прочитанному.»

    Автор, к сожалению, не написал об отношении персонажей его очерка к иудаизму. Есть ощущкение, что их связывало с ним лишь ощущение галахического родства, типа, как у израильского равината?

    1. Toshkandi 28 июня 2021 at 9:35 | Permalink
      Автор, к сожалению, не написал об отношении персонажей его очерка к иудаизму.
      ——————————————————————————————————
      Никакого сожаления тут не должно быть. Автор пишет о нобелевцах с еврейской кровью и, следовательно, с еврейскими генами. Какое отношение к этому может иметь иудей, ставший таковым по гиюру. Возможно, среди нобелевцев есть и такие, но я надеюсь, что они в статистику, приведённую в статье, не входят.
      Я также уверен, что не выйди евреи 200-300 лет назад из своего иудейского гетто, доля их среди нобелевцев стремилась бы к нулю. Еврей-нобелевец это совсем не обязательно человек, порвавший с верой, но это обязательно человек современной ему «европейской» образованности и культуры.
      До войны это были по большей части немецкие евреи, после войны — евреи США. Среди нобелевцев могло быть больше и советских евреев, если бы более или менее значимые работы и открытия немедленно не засекречивались.

      1. В. Зайдентрегер
        — 2021-06-28 20:41:

        Toshkandi 28 июня 2021 at 9:35 |
        Автор, к сожалению, не написал об отношении персонажей его очерка к иудаизму.
        ——————————————————————————————————
        1. ”Никакого сожаления тут не должно быть. Автор пишет о нобелевцах с еврейской кровью и, следовательно, с еврейскими генами. Какое отношение к этому может иметь иудей, ставший таковым по гиюру. Возможно, среди нобелевцев есть и такие, но я надеюсь, что они в статистику, приведённую в статье, не входят.

        Была у меня книга об общинах без еврейских ген, которые начинали жить, существенно по Торе, хотя и не полностью по Галахе, и в результате выделялись из своей этнической группе интеллектуально, в бизнесе, в семейной жизни. К сожалению, книга потерялась при переездах, и Вам придется поверить или не поверить мне на слово. Так или иначе, нельзя говорить геру: «Вспомни, кем был твой отец». Генетика интересна, но не единственный свет в окошке. А вопрос о значении традиции изучения Торы на наследование интеллектуальных способностей тут же и возникает, также как и вопрос о уменьшении (возможном? – не занимался такой статистикой) еврейского процента среди «нобелиантов» в случае ослабления изучения Торы и Талмуда среди евреев.

        2. ”Я также уверен, что не выйди евреи 200-300 лет назад из своего иудейского гетто, доля их среди нобелевцев стремилась бы к нулю. Еврей-нобелевец это совсем не обязательно человек, порвавший с верой, но это обязательно человек современной ему «европейской» образованности и культуры”.

        Пример тавтологического мышления, закрывающего вопрос до его анализа. Конечно, если кто-то не работает в сферах науки, то он и не получит премию за результаты в научной деятельности. Если евреи не вошли бы в сферы культуры, где присуждаются нобелевские премии, то и доля их среди нобелевцев стремилась бы к нулю. Но вопрос то только и возникает при осознании их успеха в этих сферах и связи этого успеха с историей евреев до 200-300.

        1. Не хочется ввязываться в дискуссию. Мне кажется, что в наше время кому это положено пришли к выводу, что человек — это наполовину гены, наполовину — воспитание. Очевидно также, что чем дальше от начала гаскалы, тем меньше цивилизованные евреи «учат наизусть тору». К концу 20-го века, думаю, этот фактор сошёл на нет, а приток нобелевцев не иссякает.
          Кто-бы посчитал, сколько евреев-нобелевцев имеют обоих родителей евреев, сколько имеют маму-еврейку и сколько евреев по отцу. Поскольку нобелевцев достаточно много, можно было бы сделать интересные выводы по поводу роли генов.

  8. “Евреи тысячи лет изучали Талмуд, а это шлифует логику и оттачивает ум. Тысячелетия иудаизм учит еврейских детей грамоте, свободе духа и творческому отношению к прочитанному. Евреи, «народ Книги», идеально приспособлены к интеллектуальной деятельности, поэтому они охотно идут в науку, среди них процент ученых куда выше, чем среди большинства европейских наций.”
    ***
    Очень многое зависит от того в какой еврейской семье родился будущий гении. Если в светской, то шансы на карьеру в науке высоки. Мы никогда не узнаем сколько таких гениев и возможных нобелевских лауреатов могли появиться, если с детства им не запрещали бы в школе изучать математику, физику, биологию, химию, археологию, астрономию. Мы не знаем как сложилась бы судьба упомянутых в статье Абрикосова Алексея Алексеевича и Алфёрова Жореса Ивановича, родись бы они не в СССР, а в ультраортодоксальной семье хасидов в Бней Браке, в Меа Шеарим или в Бейт Шемеше.

    1. Борис! Разве вы — персонаж этого очерка? Или, быть может, его автор? Меня интересовало мнение конкретных, в данном случае, нобелевских лауреатов Абрикосова и Алферова, не столь давно ушедших и, видимо, оставивших по себе память по заданному мной автору вопросу. А ваше, ничем не подтвержденное заявление, мне не интересно. Наслышан такого немало.
      Упомянув галахическое определение, я, обладая некоторым жизненным опытом еврея в СССР, в том числе, и в академической среде, могу сказать, что преимущественно, галахические евреи, т.е., те у котого только мама — еврейка, получали воспитание, как можно, более далекое от еврейского и официально, и законно, по-советски, евреями не числились, и таковыми, как правило, себя не ощущали и не позиционировали. Не все, но очень большой процент. НЕ знаю, как эти двое. Вопрос, можно сказать из детского любопытства, вроде: «Мама, а наша кошка тоже еврей?» Но, тем не менее, задать его, полагаю, легитимно.

      1. Toshkandi:
        “А ваше, ничем не подтвержденное заявление … ”
        ***
        Почему же не подтвержденное? О каком “подтверждении” идет речь? В Википедии есть биографии обеих нобелевских лауреатов:
        Абрикосов Алексей Алексеевич после окончания школы в 1943 году поступил в МЭИ и начал изучать энерготехнику, но в 1945 году перевёлся в МГУ и перешёл к изучению физики. В 1948 году окончил с отличием физический факультет МГУ.”
        Алфёров Жорес Иванович окончил в 1951 г. с золотой медалью среднюю школу № 42 в Минске и несколько семестров отучился в Белорусском политехническом институте г. Минска на энергетическом факультете. В 1952 году окончил факультет электронной техники Ленинградского электротехнического института имени В. И. Ульянова (Ленина) (ЛЭТИ)”
        Автор не написал об отношении персонажей его очерка к иудаизму скорее всего потому, что оба ученных с молодого возраста всецело посвятили себя иссключительно науке.

        P.S. В тексте почему то не упомянут ещё однин российский нобелевский лауреат еврей, получивший премию в 2003 году, вместе с А.Абрикосовым. Речь идет о Виталие Лазаревиче Гинзбурге.

Добавить комментарий для Victor Blokh Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.