Геннадий Разумов: Прощайте, русские евреи! (?)

Loading

Еврейская жизнь русских евреев благодаря неуемной активности хабадских просветителей продолжает благополучно развиваться не только в России, но и в США, Германии, Израиле и других странах. Будем надеяться, что еврейский Ренессанс не остановит своего движения и свечи меноры русского еврейства не угаснут.

Прощайте, русские евреи! (?)

Геннадий Разумов

Гугл вылавливает в мировом информационно-публицистическом океане грустные предсказания грядущего исчезновения русского еврейства. Вот что, например, пишет израиле-американец профессор Леонид Штиль:

«Хотел попрощаться с евреями, как я знал их в моем советском детстве… Их больше нет. Но я хотел бы попрощаться и со всеми… евреями, которые еще есть, но исчезают.

Мои правнуки еще увидят евреев, но их дети, только смогут прочитать про это племя, но никак не встретить их. Если, конечно, праправнуки заинтересуются историей. Прощайте евреи».

В подтверждение своих печальных мыслей автор предлагает посмотреть на свою старую фотографию 60-х годов, с которой 12 молодых еврея шлют в будущее веселые улыбки. Даже для простого воспроизводства потомства, пишет Л. Штиль, у них должно было бы быть по меньшей мере 50 еврейских внуков. А их всего 14.

Еще один пример автора показывает, что, если в 1950 году Массачусетский технологический институт в США напоминал:

«… иешиву с примкнувшей к ней небольшой протестантской школой, то в 2020 список студентов выглядит там, как меню китайского ресторана».

Другой ностальгирующий советский эмигрант Б. Гулько тоже считает, что:

«Русское еврейство после недолгой, бурной, периодами трагической истории умерло… Русские евреи не имеют будущности ни как русские, ни как евреи. Их дети мигом становятся американцами, а супругов себе они берут из неевреев… Количество смешанных браков превышает в последние годы 80%».

Этим навевающим печаль пессимистическим цифрам, приводимым нашими соплеменниками и современниками, можно противопоставить другую более долговременную статистику исторического плана, позволяющую оптимистичнее смотреть на будущее. И понять, что мы имеем дело не с чем то неизвестным, уникальным а с обычным природным процессом, который не остановить и не предотвратить.

Ведь народ, нация — это не навеки установившаяся, неизменяемая, а постоянно меняющаяся, мобильная общность людей. Какая-то одна из ее частей может исчезать, другая появляться. Движущей силой этого естественного процесса служат либо географические подвижки (миграция людей, их перемещение, завоевание), либо идеология (религия, вера).

В еврейской истории первый фактор сыграл свою роль, например, в библейские времена принудительного вавилонского пленения или добровольного поселения в фараоновом Египте. Второй — в I-II-м веках н.э., когда значительная часть иудеев (до 40%, по мнению предвзятых авторов, что возможно, но маловероятно), а также в королевской Испании XY-XYI веков (мораны) перешла в христианство.

Ныне происходит тот же процесс. В наших внуках, действительно, остается в лучшем случае 1/2 еврейской крови, у правнуков — 1/4, а дальше — 1/8, 1/16,… И в конце концов остается почти 0, то есть, практически полное обнуление. Таким образом, от бывшего советского еврейства может не сохраниться даже названия, в отличие, хотя бы, от бритов и саксов, оставшихся в наименовании Британии и Саксонии.

Грустно? Только нам, сильно пожилым выходцам из бывшего СССР. Ведь уход из истории советских светских евреев (атеистов, агностиков), не означает исчезновение всего русского еврейства, которое благополучно существует, развивается, растет (главным образом, за счет молодежи) и, несомненно, останется в будущем. Благодаря чему? Ну, конечно, Закону, данному евреям на горе Синай. Одним из наиболее прочных фундаментов русского иудаизма служит движение хабад.

Оно уже сыграло большую роль в восстановлении национальной еврейской, особенно религиозной иудаистской, жизни в России последнего десятилетия ХХ века. Именно этому ответвлению иудаизма бывшие советские евреи, слывшие ими до этого только номинально, по паспорту, обязаны тем, что, они, наконец, начали становиться евреями по-настоящему.

Тогда в начале 90-х молодые энергичные хабадцы во главе с лосанджелесским ребе Куниным произвели революцию в мозгах и душах русских евреев, до этого осознававших свое еврейство лишь, когда слышали, что они — жиды. В небольшом двухэтажном московском особняке на Бронной они оборудовали помещение для синагоги, где стали собираться десятки людей на шабад и сотни на еврейские праздники. Ими была открыта и бесплатная столовая, где кормили людей обедами, и, кроме того, устраивали интересные встречи, беседы, проводили собрания, читали лекции.

А потом по пятницам в качестве помощи сотням пожилых московских евреев там стали выдавать пакеты продуктов с крупой, яблоками, курами, чаем, сахаром.

Можно по-разному относиться к тому, что в России ХХI века главным раввином страны был признан Бен Лазар, лидер одной из религиозных сект, которой является движение Хабад — ответвление Хасидизма. А ведь и то, в свою очередь, является лишь ветвью традиционного ортодоксального иудаизма.

Возникшая когда-то в белорусском местечке Любавичи, небольшая религиозная группа по какому-то волшебству в 80-90-х годах прошлого столетия быстро выросла в мощную международную организацию. Возможно, это произошло благодаря выдающимся вождистским и предпринимательским способностям ее главы ребе Шнеерсона, много лет управлявшего из Нью-Йорка своей империей.

Может сильно смущать (даже возмущать) то, что плохо говоривший по-русски миланский еврей Б. Лазар так бесцеремонно оттолкнул от лидерства действовавшего в то время главного раввина России А. Шаевича. Можно упрекать его за угодничество перед властью, негодовать по поводу получения им от нее всяческих привилегий, наград, включая освященные РПЦ (Русской Православной Церковью) орденов Минина-Пожарского и Александра Невского. Но…

Что не говори, этот прижившийся в России хабадский функционер оказался довольно толковым менеджером и достаточно ловким политиком. Его стараниями, подкрепленными не худым американским кошельком, были возрождены еврейские общины в 450 городах страны, где открылись синагоги, учебные ишивы и кое-где даже отделения работающего в Москве «Еврейского университета».

И ныне еврейская жизнь русских евреев благодаря неуемной активности хабадских просветителей продолжает благополучно развиваться не только в России, но и в США, Германии, Израиле и других странах.

Будем надеяться, что еврейский Ренессанс не остановит своего движения и свечи меноры русского еврейства долго еще не угаснут. Прощаться с ним пока очень рано.

Print Friendly, PDF & Email

7 комментариев для “Геннадий Разумов: Прощайте, русские евреи! (?)

  1. ХАБАД и хабадники (а не «хабадцы) распространились по всему миру, а не только в РФ. Дело в том, что Любавичский ребе завещал им возвращать евреев рассеяния в лоно иудаизма. Рав Шаевич этим никогда не занимался. И вообще в иудаизме нет понятия патриарха, религиозноой главы народа. Все общины, в том числе и ХАБЮАД, автономны. А Израиле два главных раввина, ашкеназский и сефардский, но они не религиозные авторитеты, а чиновники, распоряжающиеся бюджетом. А скажем миссионерская деятельность ХАБАДа требует немалых благотворительных средств , в том числе и на чисто гуманитарные мероприятия. Росийские старики приходят на шабат (не шабад) в синагоги за помощью, а молодежь интересуется самоидентификацией. Мне представляется, что молодым русским и американским евреям импонирует реформизм, который есть замаскированная ассимиляция. Это вариант германских «немцев моисеева закона». Известна их судьба. Евреи, религиозные и светские, останутся только в Израиле, и то если НЕ согласятся на «мир с арабами в обмен на территории». А такая опасность существует.

    1. Спасибо, Михаил за поправки, которые я обязательно учту в книге, которую сейчас готовлю к изданию («Еврей в России больше, чем еврей, и более, чем русский»). Но почему такой пессимизм, разве я не прав, считая, что лишь часть (хотя и очень заметная, в большинстве своем ашкеназы) евреев может ассимилироваться и отпасть, но это не значит, что евреи, как народ, исчезнет. Деревья тоже теряют отдельные
      ветки, но корни, ствол и крона остается. И нам неведомо, какие новые ветви еврейства вырастут, появятся вновь

  2. «грустные предсказания грядущего исчезновения русского еврейства»?? Эх мечты! А как было бы хорошо без этого «особенного еврейско-русского воздуха», только с еврейским!
    Я правильно Вас понимаю: грустно от несбыточности предсказаний? Не грустите, они непременно исполнятся, русские становятся все нетерпимее, выбор будет прост: уехать или перестать играть в еврея. Взгляните, среди Ротшильдов нет ни одного еврея, осталась фамилия, а «талант», как в анекдоте зарыт очень глубоко. Удачи нам всем и тем и другим, тем более, что интересы неантагонистичны.

  3. Будем надеяться, что еврейский Ренессанс не остановит своего движения и свечи меноры русского еврейства долго еще не угаснут. Прощаться с ним пока очень рано.
    ——————
    Не скажу ,Геннадий, за всю Одессу, но то что в Германии русское еврейство идёт к концу ( ассимиляция, самоиндетификация) не вызывает сомнений. К сожалению

    1. В том, что русское еврейство Германии идёт к концу, Вы правы.
      Но только причины (в скобочках), мне кажется, Вы указываете неверно. Основная причина проста, и она та же, что у всего коренного населения зап. Европы — падение рождаемости. Что же касается самоидентификации, то мне трудно представить себе еврея, возомнившего себя чистокровным арийцем.

      1. «еврея, возомнившего себя чистокровным арийцем» — О, Евгений, я таких знаю, правее папы, точнее обоих пап и своего и римского. Ну, с точностью до арийской чистокровности. Это придет со временем, если оно позволит.

Добавить комментарий для Aharon L. Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.