Мнение: Харедим, а не арабы или Иран, являются самой большой угрозой для Израиля. Перевод Александра Левковского

 349 total views (from 2022/01/01),  2 views today

Возможно, Израиль найдёт способ изменить свои отношения с харедим, введя основную учебную программу, прекратив зарплаты в ешивот, сократив субсидии на детей, отменив исключения из армейского призыва и проигнорировав их требования/пожелания по вопросам брака, обращения и субботы (в светских районах).

Мнение: Харедим, а не арабы или Иран, являются самой большой угрозой для Израиля

Статья в израильской газете “Jerusalem Post” от 5 июля, 2021 года
“Haredim, not Arabs or Iran, are the biggest threat to Israel — opinion” by DAN PERRY

Перевод с английского Александра Левковского

Примечание переводчика: В целях удобства чтения текста в нём сохранён ивритский термин «харедим» для обозначения членов сообщества ультра-ортодоксальных евреев.

Новое руководство Израиля называет себя “Правительством перемен”, потому что долгосрочный премьер-министр Биньямин Нетаньяху был в конце концов смещён. Но идеологические разногласия [внутри нового правительства] рискуют заблокировать необходимые реальные изменения — в том числе, в отношении основной угрозы, с которой сталкивается страна в ее нынешнем состоянии.

Эти угрозы исходят не от палестинцев, какими бы значительными они ни были (как я утверждал на этих страницах), и не от более широкого арабского мира, или даже от Ирана. Самая большая опасность находится внутри: это быстро расширяющееся «государство» харедим в государстве [Израиль]. Нынешняя [опасная] динамика страны [с «государством» харедим внутри] приведёт к окончанию хрупкого пребывания страны в качестве демократии западного образца с доходом на душу населения, который может соперничать с Великобританией или Францией.

Как мы знаем, харедим придерживаются жесткой интерпретации иудаизма, которая допускает лишь незначительные отклонения от древних традиций. Харедим можно найти в США, Бельгии, Великобритании и в других странах, они всегда образуют сплоченные сообщества, но только в Израиле существует пропитанная ядом стена между ними и их согражданами.

Это восходит к решению (принятому около 70 лет назад Давидом Бен-Гурионом) предоставить студентам ешивот льготы по призыву в армию. Тогда это относилось к нескольким сотням истинных семинаристов.

Это соглашение превратило изучение Торы, пожалуй, в беспрецедентную одержимость, следуя которой все мужчины-харедим всю свою жизнь выполняют обязанности семинариста, — сначала чтобы избежать призыва в армию, а затем, по сути, как источник благосостояния. В то время как другие студенты университетов платят за обучение, харедим получают стипендии, пока они учатся, — если возможно, пожизненно. Более 150 000 человек в настоящее время воспитываются в этих школах в вере в то, что строгость [веры] и раввины заменяют собой законы и должностных лиц государства.

Чтобы сохранить замкнутость, большинство старшеклассников-харедим обучаются в общинных школах, где практически не преподают математику, естественные науки и английский язык; недавно главный раввин Израиля, который сам является хареди, назвал такое изучение светских предметов “чепухой”. Израиль финансирует эти школы, даже несмотря на то, что их несчастные выпускники, по сути, не смогут найти работу в современной экономике.

Как следствие, лишь менее половины мужчин-харедим являются частью рабочей силы, что является самым низким уровнем участия любой идентифицируемой группы в Израиле — и, что характерно, намного меньше, чем занятость харедим в других странах. Меньшинство, которое работает, как правило, населяет обширную религиозную бюрократию, которая включает в себя руководителей ритуальных ванн-микваот, [чиновников] по сертификации продуктов питания («кашрута»), а также других аппаратчиков.

Женщин в общине исключают из списков кандидатов партий харедим и поощряют к деторождению с такой энергией, что они в среднем производят 7,1 ребенка — гораздо больше, чем в любой идентифицируемой группе в Израиле. Они живут в нищете, которая становится минимально терпимой лишь благодаря государственным субсидиям на каждого ребенка за счет работающих израильтян. Таким образом, община харедим удваивается каждые 16 лет, что в четыре раза больше, чем в остальной части Израиля. Число харедим выросло примерно до 12% из 9,5 миллионов человек — а это почти 20% евреев страны. Если положение не изменится, — а уровень вымирания оценивается менее чем в 5%,-то через несколько десятилетий харедим составят большинство израильских евреев.

Ясно, что эта экономическая система страны вполне может рухнуть и тогда харедим придётся работать. Возможно, харедим могли бы постараться как-то изменить свой образ жизни. Но трудно представить, что это произойдет достаточно быстро, чтобы многое могло выжить в “start-up nation” [как часто называют передовой Израиль], который является мировым лидером в области кибертехнологий, агротехнологий и венчурного капитала, завоёвывает всё больше Нобелевских премий [….] и отличился в разработке системы «Железный купол», предназначенной для поражения вражеских ракет. Израиль является также мировым лидером в области прав гомосексуального меньшинства и в декриминализации марихуаны. Действительно, трудно себе представить, чтобы Израиль [с расширяющимся влиянием харедим] побудил светское население оставаться жить в нём; можно ожидать, что люди, ответственные за все вышеперечисленные достижения, сбегут за границу и заберут с собой свои глобальные инновационные навыки.

Напряжённость [в стране] уже давно высока из-за бесконечных исключений харедим от призыва в армию, что усугубляется почти универсальной поддержкой харедим правых партий (ирония судьбы, учитывая раннюю оппозицию харедим сионизму). Многие считают, что это увековечивает конфликт, в котором харедим отказываются воевать. Они также составляют непропорционально большую часть еврейских поселенцев на Западном Берегу.

Кризис COVID-19 ещё больше поднял общественную температуру, так как значительная часть харедим отказалась закрывать школы и прекращать многолюдные собрания для молитв, свадеб или похорон, что привело к исключительно высокому уровню заражённости (усугубляемому тесными жилищными условиями) и способствовало тому, что Израиль стал мировым лидером 2020 года по числу дней национальных блокировок. (Нетаньяху отклонил призывы экспертов к целенаправленным блокировкам, опасаясь вызвать недовольство харедим). Сообщения о том, что харедим усиленно настаивают на сегрегации по половому признаку […] вызывают еще большее беспокойство, как и продолжающееся вмешательство харедим в работу общественного транспорта и торговлю по субботам.

Именно из чувства [нежелания обидеть харедим] Израиль продолжает позволять всем религиям монополию на формальный брак, предоставляя ортодоксальному иудаизму […], с его строгим подходом, власть над [религиозным] обращением. Таким образом, многие русскоязычные иммигранты не признаются евреями, а положение с смешанными парами зачастую доводится до абсурдного состояния, когда пара вынуждается выезжать за границу, чтобы вступить в брак.

С этим соглашением смиряется и его финансирует большинство израильтян, не принадлежащих к харедим, чей образ жизни харедим могут разрушить в силу высокого уровня рождаемости в их среде. Отчасти это происходит из-за страха израильтян быть заклейменными «нетолерантными» — классическая проблема либералов в борьбе с анти-либерализмом.

Вполне возможно, что Израиль найдёт способ изменить свои отношения с харедим, введя основную учебную программу, прекратив зарплаты в ешивот, сократив субсидии на детей, отменив исключения из армейского призыва и проигнорировав их требования/пожелания по вопросам брака, обращения и субботы (последнее, разумеется, в светских районах).

Можно даже предположить, что это может произойти в рамках «Правительства перемен», которое не полагается на партии харедим. Правые партии в коалиции, в том числе партия «Ямина» премьер-министра Нафтали Беннета, действительно имеют верующих членов, но это — более современные люди, такие как сам Беннетт, которые, возможно, захотят спасти иудаизм от харедим. Для того, чтобы правые партии присоединились к левоцентристским в борьбе с нынешним маршем самоубийц, им нужно было бы отказаться от всякой надежды на будущее правительство, которое было бы универсально правым, потому что правые не могут получить более 40% мест в Кнессете.

Это означает, что судьба Израиля зависит от палестинцев. Если Израиль и палестинцы найдут способ достичь мира (или, по крайней мере, серьёзно ослабить конфликт), критическая проблема, придающая правому крылу значение в Израиле, исчезнет. Если они этого не сделают, то правые, возможно, никогда не наберутся смелости решительно порвать с харедим в своей среде.

Поэтому у любого, кто заботится о выживании Израиля, есть ещё одна причина стремиться к миру.

Автор (DAN PERRY) является бывшим редактором на Ближнем Востоке в Каире и редактором Associated Press в Европе и Африке в Лондоне, а также бывшим председателем Ассоциации иностранной прессы в Иерусалиме. Он является управляющим партнером нью-йоркской коммуникационной фирмы Thunder11.

Print Friendly, PDF & Email

30 комментариев к «Мнение: Харедим, а не арабы или Иран, являются самой большой угрозой для Израиля. Перевод Александра Левковского»

  1. Из этой статьи я прочел только одно: Автор является управляющим партнером нью-йоркской коммуникационной фирмы Thunder11. Это и есть новый антисемитизм в Америке: Непонятно, почему Израиль не мирится с палестинцами. Для чего ущемляет их права, а иногда и убивает их? Разве не лучше жить в мире, разве это красиво, когда за забором Израиля живут в бедности и т.д. К этому хору присоединятся и многие американские евреи, которые не имеют связи с Израилем, тысячи евреев, никогда не посещавшие Израиль. Подобные высказывания можно услышать во многих фирмах либеральной Америки. Свои раввины, не упоминающие Израиль, свои синагоги — за вход 5-10 тыс. долларов в год. Евреи — адвокаты, врачи, профессора университетов — они выше устаревшей еврейской доктрины. Их американская либеральная, интернациональная, глобалистская система устраивает, они прекрасно ее доят. Коротко отвечу Борису: именно ортодоксы ( и примкнувшие) являются залогом сохранения иудаизма и Израиля. Не нужен Израиль демократический, равный, похожий на европейские страны. Это уже было в Германии, СССР, а сейчас начинается в Америке.

  2. Это означает, что судьба Израиля зависит от палестинцев. Если Израиль и палестинцы найдут способ достичь мира (или, по крайней мере, серьёзно ослабить конфликт), критическая проблема, придающая правому крылу значение в Израиле, исчезнет. Если они этого не сделают, то правые, возможно, никогда не наберутся смелости решительно порвать с харедим в своей среде.

    Поскольку «палестинцы» в мире решительно не заинтересованы — и их можно понять, ибо утратив статус «борцов за свободу», они неизбежно утратят все источники финансирования, а кушать хотят даже «палестинцы» — предлагаю автору статьи незамедлительно повеситься и не жить.

  3. В статье нет ни цифр, ни фактов хоть минимально достоверных. Сотрудник не очень симпатизирующих Израилю пресс-агентств, а теперь участник неких «Рогов и копыт», он, левак, явно продолжает привычное — врёт про Израиль. Естественный вопрос — кому выгодно, и кто платит.

  4. Зачем вроде бы еврейский сайт печатает антисемитские статьи? Непонятно. Изучение Книги в еврейском мире преставляет собою ценность. В мире, в котором книги выбрысывают на помойку, харедим вскрости останутся единственной компактной, читающей группой населения. Статья представляет харедим однородной бандой паразитов, что совершенно не соотвествует реаальности. Среди харедим есть множество самых разнообразных подгрупп, среди которых есть и трудоголики — вязаные кипы и служащие в армии хабадники. Да мало ли кого нет среди харедим. Зачем перед 9 Ава еврейский сайт печатает статью, разжигающую внутриеврейские конфликты? Много в жизни, разумеется, отанется навсегда непонятным, останется непонятным и это. Мерзость да и только.

    1. Что значит, однако, «изучать Книгу»? Не читать, а именно изучать, изучать всю жизнь… Ведь для нерелигиозного человека ТАНАХ это, по сути, Книга, пусть с большой буквы и очень древняя и объединяющая нас. Очень многое в ней, понимаемое буквально, включая указания Господа, отражает давние, патриархальные представления, плохо вяжущиеся с современностью. Следует ли зазубрить ее наизусть, знать все возможные толкования каждого параграфа, зачастую прямо противоречащие друг другу, и иметь наготове готовую неопровержимую цитату из неё на любой случай и по любому вопросу? В этом смысл «изучения»?
      Какая часть народа должна изучать Тору, согласно самой Торе? Не просто знать, не просто читать по субботам, а именно изучать всю жизнь, сделав это своей профессией?
      Я так понимаю, что сохранение и изучение Торы было поручено одному из 12-ти колен, колену Левитов. Это дает нам, ориентировочно, 8.5% изучающих Тору. Остальные должны заниматься другими, столь же важными делами.
      Вы скажете, что всё много сложнее, и что в секторе харедим много частично занятых, и работающих женщин столько же, сколько у нерелигиозных. Всё правильно. И всё же над тенденцией роста ортодоксального сектора стоит задуматься, прежде всего, самим харедим.

  5. Статья безусловно клеветническая: 150 тыс. ешиботников, которые «не дают жить» автору, составляют не 15%, а 2 % от общего числа евреев Израиля. Ну, изгнали из пр-ва ортодоксов, которые подвигали в нем свои интересы. На их место пришли арабы, члены секты «Мусульманские братья» с их политикой поддержки пр-ва с условием увеличения их бюджета, легализаци незаконного стоительства и захвата земли. Даже из этих соображений уж лучше бы пригласили харедим. Я уж не говорю о том, что большая часть арабского электората — это база для террористов.
    Разумеется, что надо вести продуманную политику для привлечения ешиботников к образованию и производительному труду (армии они не нужны). Но это не значит, что надо разжигать ненависть в еврейском народе. Да, жизнь в еврейском гос-ве накладывает определенные требования и трудности. Но, как говорят в Одессе: «Такова наша се ля ви».

    1. Сентенция «разумеется, что надо проводить продуманную политику для привлечения ешиботников к образованию и производительному труду (армии они не нужны)» означает что такая политика никогда не будет проводиться — ни в образовании, ни в производительном труде, ни на альтернативной службе на благо общества. Это обычная отговорка ликудовцев, значение которой прекрасно понимают представители харедим в Кнессете, и остаются спокойными и уверенными: никаких изменении не будет, миллиарды на религию будут.

      1. Victor Bloch, конечно ешиботники армии нужны. Наборот, многие из них ешивам не нужны, ибо никакими особенными способностями для изучения священописании не блещут. Часть из них покидают учебу и становятся проблемной молодежью (шабабники) на улицах харедимнвх городов. Но даже если бОльшая часть из них армии не нужны, есть альтернативная служба в государственных учреждениях (больницы, клиники, дома престарелых …), где они могли бы внести свой посильный вклад. Но и такая опция среди их представителей в Кнессете даже не обсуждается.
        Утверждение, что «ешиботники армии не нужны» — очередная отговорка интересантов. С таким же успехом можно заявить, что и студенты художественных училищ и консерватории тоже армии не нужны.

        1. BORIS, возможно, физическая подготовка ешиботников не соответствует требованиям, предъявляемым к военнослужащим в боевых частях, а характер их образования не годится для службы в разведке, но и то, и другое это лишь небольшая часть армии. В армии огромное количество вспомогательных подразделений и должностей, где не предъявляются слишком уж высокие требования ни к физической подготовке, ни к уровню образования и где ешиботники вполне могли бы служить. А привлечение дополнительного контингента к службе в армии даже при сохранении актуальной численности ее личного состава позволило бы сократить срок службы в армии, что безусловно выгодно и для экономики страны, и для молодежи. Поэтому «нужны ли ешиботники армии?» — это неправильная постановка вопроса, правильная постановка вопроса это «нужна ли стране служба ешиботников в армии?»

          1. Victor, cогласен с вами. Но представителей харедим в Кнессете, да и самих харедим, интересуют только их конкретные религиозные, секориальные дела. Ни сокращение общего срока службы, ни экономические выгоды стране (как и вопросы производства, оборонной промышленности, аграрной прмышленности, науки, спорта) совершенно не входят в круг их интересов.

    2. Все верно посчитано
      150,000 * ( 1 ешиботник мужчина + 1 женшина + 6-7детей) = от 1,2000,000 до 1,350,000 харедим
      Это примерно 15% еврейского населения Израиля. И нигде в статье не говорится что они не дают жить.
      Не знаю говорили ли в Одессе «семеро с ложкой — один с сошкой», и что говорит Гемара на этот счет, но этому одному с сошкой вкалывающему и подвергающему свою жизнь опасности в армии израильтянину, наличие столь большого числа «святых» с ложками не по душе.

  6. Заголовком объявлена мерзкая статья. Она переадресует естественные опасения реальной угрозы народу и Еврейскому государству с бескомпромиссных наших заклятых врагов на часть еврейского народа, угрозу не несущую. Я за светское еврейское государство, демократическое и правовое, за упразднение тех архаичных норм религиозной жизни, которые ущемляют права и свободы светского общества, за признанием прав харедим (тех, о которых речь в статье) жить по своим законам и традициям. Черту размежевания потребностей и интересов дОлжно законодательно устанавливать с учётом интересов государства. В том числе и бюджетные средства. Ущемлениями, притеснениями, дискриминацией растить себе врагов в поколениях харедим смертельно опасно для народного единства. Многозначительное «Тогда я его не понимал…» Zvi Ben-Dov вызывает (у меня) неуважительное чувство (имея в виду этику его бывшего ментора). Не циника понимать и принимать надо, а историческую реальность нашего трудного времени. Я хочу надеяться, что новое наше правительство будет вводить свои корректирующие законы осмотрительно, разумно и дозированно. Да поможет ему Бог.

  7. С основания Израиля и до сих пор: закон запрещает получившим освобождение от армии харедим работать до 29 лет — под угрозой призыва в армию. С другой стороны: призыв в армию светских евреев он уже давно де-факто полу-добровольный.

    Новое правительство планирует сделать в «харедимном вопросе» то, что хотел (но не смог из-за Либермана) сделать Нетаниягу в 2019 году: временно (лет на 10~20) понизить этот возраст до 21 года, поощрять службу харедим в армии, поощрять проф.образование среди харедим — и постепенно отменять особые финансовые привилегии для харедим, которые сумели «выбить» их политики.
    Всё это направленно на создание финансовой независимости семей харедим от их общин и политиков.

    Но ослеплённый ненавистью автор просто не знает об этом и продолжает говорить об «отмене исключений из армейского призыва».

    1. —(но не смог из-за Либермана)—
      Если б Либермана не было — право слово его следовало бы придумать

      1. Факт: Тот закон о частичной мобилизации харедим в ЦАХАЛь, под предлогом которого в конце 2018-го Либерман развалил правительство Нетаниягу и ушёл в лагерь «только не биби» (я тогда очень-очень хвалил этот действительно мудрый закон) — теперь принятие этого-же закона стало одним из основополагающих принципов правительства Беннета-Лапида, в котором Либерман получил пост Министра Финансов.

        Пункт 15 (иврит) в https://img.mako.co.il/2021/06/07/yesodpdf.pdf :
        «Коалиционные партии обязуются поддержать принятие «закона о мобилизации» в версии Министерства Обороны, одобренного в первом чтении Кнессетом 20-го созыва (включая временное постановление на переходный период, согласно которому возраст освобождения от армии для харедим будет составлять 21 год). … … «

        1. Раз пошла такая пьянка…
          1.Либерман вышел из правительства из-за чемоданов хамасу.
          2.После выхода Либермана из пр-ва у Ликуда было больше 61. Могли бы жить,но решили наказать.
          3.Либерман не присоединился к прав-ву из-за отказа харедим и Биби продвигать закон о призыве,таки разработанным Министерством Обороны в бытность Либерманом его министром.

          1. Yaroslav: Раз пошла такая пьянка… …
            ======
            Дальше пьянствуйте без меня: вы не различаете факты и мнения — но зато в фактах у вас есть некие неточности.

            И это в добавление к тому, что в недавнем прошлом «либерманцы» слишком много поливали дерьмом мою часть народа (традиционалисты и религиозные сионисты) — а для меня вы просто анонимный либерманец и ник на одну статью.

          2. Я так скажу… Пусть уж лучше поливают дерьмом, чем слезами 🙂

          3. Zvi Ben-Dov — 12 июля 2021 at 20:03
            =======
            Я так скажу: у вас тоже есть право «на туман» 🙂

  8. С одной стороны, с другой стороны…
    За и против харедим. Только жителям Израиля стоит решать эту проблему.

  9. Более четверти века тому назад я решил научиться водить машину — жена запилила. Мой учитель вождения когда-то служил в каких-то супер-дупер спец.войсках, боролся с палестинских террором, воевал в Ливане. Он, в отличие от многих своих коллег, был левым и голосовал за Мерец — ещё и из-за того, что те были против харедим. Во время уроков его рот не закрывался ни на минуту — мы много разговаривали о политике (правее меня в то время была только стенка) и «за жизнь», как я ни пытался сосредоточиться на вождении. Мне из этих разговоров врезалось в память следующее:
    «Ты пойми — харедим хуже арабов. Если арабы что-то не то сделают — Израиль может начать против них войну, которую выиграет. А с харедим ничего такого сделать нельзя. От этих паразитов больше вреда (он начинал перечислять), чем от палестинцев, но они ведь евреи…»
    Тогда я его не понимал…

        1. Вот, в свете изложенного Вами, поясните, пожалуйста, как понять в завершении статьи слова » Если Израиль и палестинцы найдут способ достичь мира «… и — о чем писал г-н Дан Перри, по-Вашему.

          1. Я их и не пытался понять — у каждого есть право «на туман» 🙂

          2. » у каждого есть право «на туман» — ?? — у евреев такого «права» нет по определению.

  10. Браво автору текста! Точное описание ситуации, ухудшающейся с каждым годом, особенно получившей ускорение за последнее десятилетие правления бывшего ПМ и его партии. Эту динамику развития внутренних процессов страны хорошо чувствуют как светские олимы, прибывшие в конце 80-ых, начале 90-ых, так и сабры. Государство медленно, но уверенно переходит на кастовую систему, в которой права и обязанности перед страной зависят от того к какой касте ты принадлежишь — к той, что работает, служит, платит налоги, признает государство, его государственные символы и государственные институты, или к той, что на полном гос.обеспечении, но видит себя религиозной автономией внутри страны, с соответствующим поведением и отношением к ней. Плюс, с возможностью политического влияния в органах власти для принудительного распространения своих религиозных норм на всю страну.
    Автор прав и в том, что с углублением этих процессов, молодые светские люди скорее всего будут искать себе другое место для реализации карьерных планов или просто для более подходящей свободной жизни в демократической и либеральной стране.
    Положение требует безотлагательных реформ и перемен, и это должно быть одной из основных задач нового правительства. Новые министр финансов, глава финансовой комиссии, минпрос, минюст и другие члены правительства вселяют надежду, что требуемые реформы будут проводиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *