Михаил Глуз — на волне воспоминаний

Loading

Михаил Глуз — на волне воспоминаний

8 июля 2021 года в Москве ушел из жизни Михаил Семенович Глуз, Народный артиста России, основатель и генеральный директор Международного культурного центра имени С. Михоэлса, замечательный композитор, музыкант и человек.

В творческом наследии М.С. Глуза особое место отведено ашкеназской культуре. Среди сочинений — мюзиклы «Танго жизни», «Шалом-Шагал», «Ломир алэ инэйнем!» («Давайте все вместе!»), оперы «Тевье из Анатевки», «А голдэне хасэне» («Золотая свадьба»), поставленные Камерным еврейским московским театром (КЕМТ), в котором с 1977 по 1989 годы Михаил Семенович работал главным дирижером, а затем художественным руководителем. 27 августа 2021 года, спустя почти 25 лет со дня премьеры, на сцену Московского театра ЛЕНКОМ возвращается легендарный спектакль «Поминальная молитва», музыку к которому написал М.С. Глуз.

Для многих людей, знавших М.С. Глуза лично или общаясь с ним лишь по телефону, его внезапная смерть стала потрясением, не желанием верить в случившееся.

Илья Альтман, сопредседатель Центра «Холокост» (Москва, Россия)

Сочетание уважения к исторической памяти с высоким исполнительским мастерством — таким был фирменный стиль Михаила Семеновича Глуза. Вспоминаются наши встречи в его офисе с тщательным обсуждением каждой детали конференции, вечера, церемонии. Он был не только блестящий организатор, но и очень теплый человек.

Михаил Глуз и Илья Альтман

Мы разговаривали с ним по телефону последний раз около 7 часов вечера 7 июля. «Илюша, нужно встретиться. Попьем чайку?». Утром узнал, что Михаила Семеновича не стало. Это был шок…

О чем он собирался со мной говорить? Возможно, о предстоящем в будущем году 70-летии казни руководителей Еврейского антифашистского комитета. Ведь с проведения на Донском кладбище мемориальной церемонии в 1997 г. и началось наше сотрудничество с Международным Центром имени Соломона Михоэлса. Именно Михаил Семенович инициировал установку там памятника и информационных досок выдающимся деятелям еврейской культуры. А через несколько лет мы провели Международную конференцию и издали книгу о деятельности ЕАК. А может быть, речь бы зашла о другой юбилейной дате — трагедии в Змиевской балке. В декабре 2014 г. М.С. Глуз и И.Э. Горюнова провели совместно с Центром «Холокост» в Ростове замечательное мероприятие с участием Евгения Евтушенко. Или продолжения совместных проектов по линии Россотрудничества, в том числе показов нашей выставки за границей — весной 2019-го мы практически одновременно проводили свои мероприятия в Вене. Сейчас это уже не важно. Ведь больше никогда я не услышу его неповторимый голос.

Игорь Хентов, драматург, поэт (Ашдод, Израиль)

С Михаилом Глузом мы встретились в 2014 году в Ростове-на-Дону, в рамках проекта «Мужество помнить». На концерте в ростовской филармонии состоялась премьера наших произведений. Конечно же, мне было знакомо имя Михаила Глуза за много лет до премьеры, которая объединила наши творческие чаяния и надежды: в первом отделении концерта шло его сочинение «Атиква», во втором — поэма «Боль земли» на мои стихи (муз. Игоря Левина). Премьера была знаковым событием: за дирижёрским пультом стоял сам Миша Кац, играл всемирно известный Юлиан Милкис (кларнет), вела концерт профессор Ирина Горюнова, с приветственным словом выступал Евгений Евтушенко. Репетиции и организационная суета длились не менее недели, и именно это превратило всех нас в команду единомышленников. От Михаила Глуза, казалось, исходил свет, который согревал каждого, кто с ним соприкасался. Премьера прошла триумфально, а память и о ней, и о нашем сотрудничестве осталась на всю жизнь.

Инесса Двужильная, музыковед (Гродно, Беларусь)

Более десяти лет занимаюсь музыкой композиторов Восточной Европы, которая обращена к одной из самых трагических страниц истории человечества ХХ века, к Холокосту. Одним из авторов, воплотивших эту тему, был Михаил Семёнович Глуз, его сочинение «Атиква», премьера которого состоялась в Ростове-на-Дону в 2014 году. Наше заочное знакомство произошло лишь летом 2020 года, благодаря фотографии, на которой рядом с Михаилом Семеновичем Глузом я увидела хорошо знакомого мне Илью Александровича Альтмана. Началась переписка, спустя несколько месяцев — разговор по телефону. Поступило предложение подготовить онлайн-конференцию о еврейской музыкальной культуре на площадке Центра Михоэлс, а затем, 26 января 2021 года, — беседа-интервью о его произведении «Атиква» («Надежда»). Сегодня, после случившейся трагедии, я прослушиваю эту запись. Наш диалог далёк от официального интервью: в нем есть место шутке, обмену информации, он динамичен, позитивен. Через несколько дней, 4 февраля 2021 года, встречаемся на площадке онлайн-конференции. Переведенный М.С. Глузом текст сообщения Брета Уэрба (США, Вашингтон) выявил высокий уровень владения английским языком, который для Михаила Семеновича, был практически, родным, позволил слушателям проникнуть в сущность доклада. По окончанию конференции, длившейся более 4-х часов, — теплые слова ее организаторов в адрес докладчиков и слушателей.

По ряду объективных обстоятельств наша встреча не смогла состоятся в Москве, в конце июня 2021 года. 2 июля я получила последнюю СМС от Михаила Семеновича: «Дорогая Инесса! Очень извиняюсь, что не вышел на связь, на это были свои причины! Вы еще в Москве? С неизменным уважением М. Глуз». Несколько тёплых слов застыли в моем сердце и душе. Написаны первые строки статьи о симфонических картинах «Атиква» («Надежда») Михаила Глуза…

Белла Либерман, музыкант, писатель (Германия, Кёльн)

Есть люди, которые располагают к себе после первой же минуты общения. Таким был Михаил Глуз. Мы познакомились с Михаилом Глузом и Ириной Горюновой благодаря неутомимой энергии Инессы Двужильной, организатору и координатору международной научно-практической конференции «Шолом-Алейхем-Гала», состоявшейся 4 февраля. Инесса помогла всем участникам конференции познакомиться друг с другом еще до того, как конференция состоялась и сделала возможными также личные контакты.

Мой личный контакт с Глузом — это разговоры по телефону, касающиеся еврейской культуры. Конечно, затрагивались и другие темы, которые невозможно было обойти — судьбы евреев в Германии, где я живу, музыка и выступления клезмерского ансамбля «Kol Cole», участницей которого я являюсь, наша интерпретация еврейской музыки, в которой развивается ориентальная традиция еврейской культуры, и, конечно же, готовящаяся к печати моя книга, посвященная еврейской музыке в Беларуси. Михаил Глуз счел необходимым участие в издании этой книги, его поддержка была очень важна для меня — это был знак признания моего многолетнего труда.

Каждый телефонный разговор с Михаилом Глузом был коротким, неформальным и позитивным. Он сразу понимал суть вещей, собеседник с его проблематикой был для него на первом плане, он моментально входил в ситуацию и давал свою оценку ситуации. В этой оценке всегда присутствовало будущее и какие-то планы; она опиралась на реальность, но была и свободна от реальности, в какой-то мере фантазийна. И тогда для собеседника открывался новый смысл вещей. Ему интересно было все! Создалось впечатление, что его любознательность не знает предела. Он хотел увидеть мою книгу напечатанной, а ансамбль — участником клезмерского фестиваля в России. Я хотела побывать на его концертах и познакомиться лично. После Короны… После всех карантинов… После открытия всех границ…

Неожиданная смерть Михаила Глуза для меня остается утратой, с которой невозможно примириться. Я благодарна ему за те плодотворные минуты общения, которые он мне предоставил.

Светлая память о М.С. Глузе остается в сердцах тех, кто стал участником онлайн-проектов «Шолом-Алейхем-Гала»: писателя на идиш Бориса Сандлера (США), пианиста и композитора Евгения Кисина (Россия — Чехия), профессора Зелины Искандеровой (Канада), музыковедов Брета Уэрба (США) и Евгении Хаздан (Россия), журналистов Виктора Семашко (Беларусь-Варшава) и Светланы Баркан (Канада). Творческие проекты и музыка Михаила Глуза продолжают свою жизнь.

Миша Кац, дирижер (Канны, Франция)

Михаила Глуза и меня связывала глубокая дружба 45 лет. Поэтому мне очень трудно писать об этом человеке, который посвятил всю свою жизнь проектам памяти Холокоста и искусству.

Наша дружба началась в конце 1970-х годов, когда я работал в еврейском театре (КЕМТ) в Москве под художественным руководством Михаила Глуза. Это были фантастические проекты, объединившие в себе самую талантливую еврейскую молодежь Советского Союза!

После моего отъезда в 1983 году во Францию, мы продолжали общаться в рамках фестиваля имени Соломона Михоэлса, генеральным директором которого являлся Маэстро Глуз, а потом в рамках проекта «Культура без Границ» под патронажем ЮНЕСКО .

Наши концерты проходили в разных городах мира. Это были Москва, Санкт-Петербург, Берлин, Прага, Бухарест, Париж, Канны, Тель-Авив, Хайфа, Ашдод, Ашкелон, Нью-Йорк, Вашингтон, Оттава, Монреаль…

Этот выдающийся Артист посвятил всю свою жизнь тому, чтобы человечество никогда не забывало ужасов Второй мировой войны. Я не знаю ни одного мирового политика самого высокого уровня, который бы не прислал приветственное письмо в адрес проектов Михаила Семёновича Глуза.

Михаил Глуз

Текст подготовила Инесса Двужильная

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.