Кинорецепт от Бориса Бермана. «Бар Эдди»

Loading

В сериале, где не пренебрегают короткими планами и энергичнейшим монтажом, только хороший актёр в состоянии создать полноценный, полнокровный образ. Нужно все время быть в тонусе, камера чутко улавливает актерские реакции; и здесь, как в настоящем джазе, фальшь тут же вылезет наружу…

Кинорецепт от Бориса Бермана

«Бар Эдди» (“The Eddy”)

Борис Берман

Продолжение. Начало

«БАР ЭДДИ» (The Eddy, 8 серий, Netflix, 2020 год). С этим сериалом у меня сложились непростые отношения. Сначала он меня раздражал, и я даже хотел его бросить; но досмотрел. И вот уже несколько дней он не идёт у меня из головы, я все время к нему возвращаюсь…

Почему раздражал. Я пренебрёг замечанием знатока, который, хваля сериал, предупредил, что,

«… если вы равнодушны к джазу, вам не стоит тратить время на «Бар Эдди».

А я, признаться, к джазу равнодушен. Мои познания в нем ограничиваются 5-7-ю хрестоматийными именами и десятком всемирно известных композиций.

А здесь все построено на джазе.

Во-первых, главный герой, темнокожий Эллиот Удо, знаменитый джазмен. После смерти сына он, чтобы попытаться начать жизнь с чистого листа, переезжает из Нью-Йорка в Париж и вместе с приятелем собирает тут команду и открывает джазовый клуб Eddy.

Во-вторых, и это главное, драматургия выстроена так, что значительная часть действия — это репетиции и «обкатка» номеров, причём если звучит композиция, то ее показывают не фрагментарно, а зачастую целиком. И также зачастую джазовые номера идут в параллельном монтаже с диалогами героев; например Эллиот ссорится с певицей Майей (на почве любви, а не музыки) — а в коротких паузах на экране соло то контрабаса, то саксофона, то ударных.

Красиво? Быть может. Простенько? Однозначно. Даже туповатый зритель поймёт настроение ссоры, и акценты, которые расставляют авторы.

Вдохновителем сериала и режиссером первых двух эпизодов стал 35-летний американский режиссёр Дэмьен Шазелл. Он ещё в юности хотел стать джазовым музыкантом, и музыка, по сути, привёла его к первому громкому успеху в кино: «Одержимость» — фильм Шазелла о барабанщике и о его мучителе-дирижере — был удостоен трёх Оскаров. А уже следующая картина — мюзикл «Ла-Ла Ленд» — принёс Шазеллу Оскар «за лучшую режиссуру» (всего у этой картины 6 Оскаров).

В общем, понятно: язык, предложенный Шазеллом в «Баре Эдди», не стал моим. Тогда почему же я не могу забыть этот сериал, почему вспоминаю его все время?

Потому что постепенно (так случается и с хорошими книгами) я все же вошёл в мир этого кино, проникся его атмосферой: совершенно не туристический, а живой Париж; отношения Эллиота с приехавшей к нему из Нью-Йорка дочерью; детективная интрига, связанная с тем, как на клуб наезжает мафия (то ли югославская, то ли арабская)..

И ещё выскажу предположение: эпизоды с 3-го по 8-й сняты уже не Шазеллом, а другими режиссерами, и они, мне кажется, смогли уйти от «джазового экстремизма», и я как зритель сосредоточился на героях, на актерской игре…

В сериале, где не пренебрегают короткими планами и энергичнейшим монтажом, только хороший актёр в состоянии создать полноценный, полнокровный образ. Нужно все время быть в тонусе, камера чутко улавливает актерские реакции; и здесь, как и в настоящем джазе, фальшь тут же вылезет наружу…

Актеры не фальшивят.

Прекрасный неврастеник Андре Холланд в роли Элиота; его глаза забыть невозможно, то, что читается в них, говорит, мне кажется, о герое больше, чем написано в сценарии…

Его 15-летнюю дочь Джулию (которую за то, что она делает, как говорится, «убить мало») играет Амандла Стенберг. Хорошо играет, с чувством. И в разных, я бы сказал, регистрах.

И, конечно, польская звезда Иоанна Кулиг в роли Майи. Конечно, она пела и в «Холодной войне» Павликовского, но здесь… Здесь она творит чудеса. Столько в ее голосе драматизма и, не побоюсь этого слова, сексуальности, что не возникает вопроса: а почему Шазелл выбрал именно ее, почему сюжет придуман так, что для своего клуба Эллиот взял певицу именно из Польши…

Короче, должен чистосердечно признаться: я полюбил «Бар Эдди». Любовь ведь не всегда бывает с первого взгляда. И чем труднее к ней путь, тем она крепче.

Случай с «Баром Эдди» показывает, что сериал — это не всегда «легкое чтиво». Иногда он требует (как, повторяю, и книга) неких усилий со стороны зрителя.

Но эти усилия окупаются.

Я не стану, разумеется, рассказывать об окончании сюжетной интриги (а она держит в напряжении до конца), скажу только, что финальная сцена останется в моей зрительской памяти forever, pour toujours…

И мне отчаянно захотелось в Париж.

Продолжение
Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.