Юрий Садомский: На всё воля Божья!..

Loading

Талантливые произведения предвосхищают ход жизни, её события. Не впрямую, не иллюстративно, а опосредованно, по сути… Эти произведения похожи на предвестия, сполохи грядущего… Пример?!. Извольте… Минувший 2020-й год, хотя сказать, что он минул, я не осмелюсь. Астрономически, да, минул, а содержательно?

На всё воля Божья!..

Юрий Садомский

Юрий СадомскийУпаси Бог!.. Я не собираюсь вести теологический диспут, тем более, ничего не мысля в этой сфере общественного сознания… Я про другое… Я, скорее, о лозунге, что был размещён над экранами тысяч и тысяч кинотеатров, и гласил: «Из всех искусств, для нас важнейшим является — кино»… Фраза Владимира Ленина свидетельствовала, что вновь созданному пролетарскому государству и его идеологии, а скорее новой религии, необходим инструментарий, и кино, как прозорливо считал Ленин, мощный проводник основополагающих догм этой религии. При том, слово «искусство» в понимании Ленина, было исключительно «прилагательным»; к искусству «вождь мирового пролетариата» относился потребительски, разделяя его на нужное, и чуждое, в деле решении вопросов «классовой борьбы», и построения нового государства…

Вряд-ли Ленин задумывался над тем, что искусство, во всяком случае, искусство высокое, то о котором Пушкин говорил; «Ума холодных наблюдений, и сердца горестных замет», зачастую несёт в себе провидческие и пророческие особенности. Трудно отрицать, что гениальные творцы «Возрождения», к примеру, Рафаэль или Сервантес своими художественными образами предугадывали особенности грядущего…

Совершенно очевидно, что кинофильм далеко не всегда является произведением искусства, более того, не всегда и стремится к этому… В отличие от театра киноиндустрия, является частью рыночной экономики, создаёт продукцию той, или иной ценности, определяемой рентабельностью произведённого продукта…

Ни в коем случае не отрицаю возможности кинематографа создавать высокохудожественные произведения… Напротив, изобразительные возможности кинематографа совершенно необозримы, плюс его доступность буквально всем слоям населения, целиком оправдывают ленинскую формулу «Из всех искусств»… и так далее…

На этом преамбула, пожалуй, завершается, и я со спокойной душой, но с отягощённым сознанием от предстоящей попытки внятно объяснить, что фильмы, о которых я буду рассуждать, обладают провидческими, и даже, не побоюсь этого слова, богоборческими особенностями в своей художественной философии…

О каких же фильмах я намерен говорить?.. Извольте… Это многосерийный фильм «Зулейха открывает глаза», режиссёр Егор Анашкин, это многосерийный фильм «Обитель», режиссёр Александр Велединский, и, наконец, многосерийный фильм «Неопалимая купина», режиссёр Дмитрий Тюрин…

Несомненно начать следует с того, что фундаментом перечисленных фильмов является литература таких мастеров российской словесности, как; Гузель Яхина, Захар Прилепин, и, к прискорбию покинувший земную жизнь, Борис Васильев…

Все три упомянутые фильмы, как и их литературная основа, охватывают период от конца 20-х годов, до середины 40-х. То есть период коллективизации, начала индустриализации, зарождение и развитие системы ГУЛАГ, Великая Отечественная война и первые послевоенные годы. Это время колоссального напряжения всех, сил огромной страны, сил физических, сил нравственных, сил духовных…

Опережая полные праведного гнева возгласы; — Это время массовых преступлений, необузданного произвола, всеобщего бесправия, и тому подобное,.. — сразу отвечаю: — Всё верно!.. И я об этом знаю, как миллионы моих сограждан, как миллионы граждан других государств. НО… Пусть ответят мне обуреваемые гневом «праведники»; могут ли они назвать в обозримом временном отрезке государства, рождённые без социальных, экономических и прочих гуманитарных потрясений?.. Мне такие государства неизвестны… Но, мне точно известно, что за период, отражённый в упомянутых фильмах, т.е. за неполные 30 лет, в бывшей Российской империи была полностью ликвидирована безграмотность, была создана высокоразвитая промышленность, была создана и получила широкое развитие прогрессивная наука, получили серьёзный импульс и развитие литература и искусство, что позволило, в конечном итоге, государству именуемому СССР победить в невиданной, по жестокости и бесчеловечности, войне… А ещё, за этот период произошло то, о чём, по сути, и повествуют указанные мной фильмы, и которое мы будем рассматривать… Итак…

В глухой татарской деревне живёт молодая крестьянка Зулейха. Живёт с мужем Муртазой и его матерью Упырихой.. Живёт в обстановке ужасающего невежества и домостроя, с повседневным изнуряющим трудом, с неизменными издевательствами Упырихи, без какой-либо надежды на иную жизнь. Да, и какая надежда, когда Зулейха считает свою жизнь вполне удавшейся. У неё есть муж, который кормит её, исполняет супружеский долг, как положено, бьёт её, как положено, — всё как принято у односельчан… А то, что Упыриха над ней измывается, то в этом, как полагает, Зулейха, её собственная вина… Это она не в состоянии родить Муртазе сына, а родила только троих дочерей, и те в младенчестве умерли… Одним из немногих душевных отдохновений Зулейхи, являются ритуальные поклонения языческим божкам, в них она находит духовную опору…

Но, вот в селе появляется отряд красноармейцев, руководимых Иваном Игнатовым, его задача укрепить колхозное хозяйство за счёт раскулачивания зажиточных крестьян. Муртаза, ослеплённый ненавистью, замахивается топором на Игнатова, но Иван, выхватив револьвер, на глазах у Зулейхи, пристрелил Муртазу… В результате дом Муртазы конфискован под сельсовет, Упыриха выселяется неведомо куда, а Зулейха, с пожитками, грузится на телегу и отправляется на неведомое поселение…

И вот в теплушке для перевозки скота, как в «Ноевом» ковчеге оказываются на сколоченных наспех нарах; татарская крестьянка Зулейха, профессор-медик Казанского университета поражённый безумием Вольф Лейбе, петербургские интеллигенты Константин Арнольдович и Изабелла Юрьевна, живописец Илья Петрович Иконников, уголовник Горелов /куда же без них/, и ещё прочие и разные горемыки-переселенцы… В этом многомесячном путешествии, в обстановке полнейшей антисанитарии, голода, смертей стариков и младенцев, нежданно-негаданно между совершенно, казалось бы, несовместимыми людьми начинает возникать невидимая, но всё более крепнущая духовная связь, в которую оказывается втянутым даже классово-непримиримый красноармеец Иван Игнатов. А когда медик, всю научную жизнь практикующийся в области гинекологии, профессор Вольф Лейбе безошибочно констатирует у Зулейхи беременность, то это событие освещает и освящает жизнь её попутчиков ещё большим светом творимого в их присутствии чуда — зарождающейся жизни…

Но, вот Сибирь… Оперуполномоченный Зиновий Кузнец цинично приглашает еле живых переселенцев в трюм ржавой баржи, вручает не менее ржавый замок от трюма Ивану Игнатову, который с трудом этот замок закрывает. На палубе баржи Игнатов разрешает остаться только беременной Зулейхе и ещё нескольким пожилым людям… И баржа отправляется в путь, сопровождаемая, плывущим следом катерком с уполномоченным Зиновием Кузнецом и не поместившимися в трюме баржи переселенцами… Ночью разыгрывается буря, ржавую баржу бросает по волнам Ангары, она надламывается, и начинает стремительно тонуть… Игнатов из-за всех сил пытается отомкнуть замок, но у него ничего не получается, и баржа с двумя сотнями людей идёт ко дну… Лишь те, кто был на палубе, и те, кого Ефим Кузнец погрузил на катерок добрались до берега, в их числе беременная Зулейха, которую Иван Игнатов собственноручно, из последних сил дотащил и вытянул на берег…

Все необходимые строительные инструменты, одежда, продукты — всё осталось на затонувшей барже. Только несколько одноручных пил, бутыль самогона и мешок с патронами для нагана Игнатова оставил Кузнец, и уплыл на своём катерке, пообещав вернуться через месяц с новой партией переселенцев…

И вот малочисленная группа, в основном немолодых людей, в одночасье оказывается на совершенно диком берегу сибирской Ангары, не имея ни малейших навыков выживания в подобной среде. И лишь обретённое ими за месяцы мытарств в мучительном пути в эту таёжную глушь чувство привязанности, и ответственности друг перед другом, позволяет собрать воедино волю и остатки физических сил, дабы попытаться найти какое-то решение… Но, вряд ли удалось бы это, не будь железной, мобилизующей воли Ивана Игнатова, подкреплённой зажатым в руке револьвером… Он мгновенно понял, что лишь железная, беспрекословная дисциплина, и каждодневный, изматывающий труд дадут возможность этой крохотной колонии переселенцев устоять перед лицом надвигающейся лютой сибирской зимы, осознавая, что возвращение Зиновия Кузнеца может затянуться…

И начинается фантасмагорическая одиссея «Робинзонов» в дикой, неприступной тайге… Примитивными одноручными пилами они вырывают землянку, возводят над ней кровлю из веток хвои, сооружают какое-то подобие лежанок. В это время Игнатов, в близь лежащих чащах, добывает, посредством револьвера, жирных, непуганых куропаток, и женщины, в их числе и Зулейха, ощипывают их и варят спасительные бульоны… Фантасмагория являет себя в том, как эти люди в своём большинстве горожане, а некоторые, как Изабелла Юрьевна и Константин Аркадьевич — рафинированные ленинградские интеллигенты, в короткий срок и достаточно успешно «срастаются» с окружающей, кажущейся, попервоначалу, жестокой и безжалостной природой, но оказывается, что эта суровая, таёжная быль может быть дружелюбной и надёжной, при условии уважительного к ней отношения…

Но, наиболее фантастичным стало событие, когда у Зулейхи начались предродовые мучительные схватки. Многоопытный Вольф Лейбе, осмотрев и ощупав её, отошёл в сторону, и задумчиво присел на корягу.

— Что с ней?.. — тут же оказался рядом Игнатов.

— Она не сможет родить самостоятельно… — горестно ответил Лейбе. — Плод лежит поперёк… Я бессилен чем-либо помочь,.. без инструментов, без анестезии…

— Встал!.. — злобно зашептал Игнатов… — Лейбе удивлённо поглядел на него… — Встал, и пошёл принимать роды!.. — заорал Игнатов…

И Лейбе встал, Лейбе пошёл, Лейбе умыл руки самогоном, Лейбе этими умытыми самогоном руками без перчаток проник в чрево Зулейхи, повернул плод в нужное положение, и с величайшей осторожностью извлёк ребёнка из чрева,.. извлёк живого и невредимого… Чудотворность момента на этом не завершилась, чудотворность продолжалась, потому, что с головой и сознанием безумного профессора произошла полная и необратимая ремиссия,.. безумие навсегда покинуло его…

… Но, и с сознанием Зулейхи происходят метаморфозы; беременная Зулейха была убеждена, что у неё, в очередной раз родится девочка, и в очередной раз, она умрёт в младенчестве, как было с предыдущими рождёнными детьми… Но, на этот раз родился мальчик и, несмотря на катастрофические условия, умирать не захотел, а вырос вполне здоровым, молодым человеком с именем Юзуф… Более того, у Юзуфа обнаружился талант, талант художника. Этот талант всячески пестовал и развивал художник Иконников, а общую культуру Юзуфу своими рассказами-лекциями формировали ленинградские интеллигенты Изабелла Юрьевна и Константин Аркадьевич…

… Чуть не через год вернулся Зиновий Кузнец, привезя новую партию переселенцев,.. и был крайне изумлён, нет, не изумлён,.. потрясён, застав группу случайно уцелевших из погибшей баржи бедолаг, живыми и активно здравствующими,.. более того — числом приросшими на одного человека, а именно, на родившегося Юзуфа…

Рождение Юзуфа преобразило Зулейху, она избавилась от чувства неполноценной матери, могущей рожать только дочерей обречённых на скорую смерть… Более того, у Зулейхи появилось, неведомое ей досель, сладостное ощущение себя женщиной, способной вызывать к себе любовь, и способной любить, любить страстно и безрассудно,.. что и произошло между ней,.. и Иваном Игнатовым… убийцей её мужа Муртазы…

Но, наиболее значимое заключено в том, что эти, выброшенные из привычной жизни, люди, а вслед за ними и сотни вновь прибывших, не озлобленны на общество, якобы отвергшее их, ни на «звероподобную» власть… Они воспринимают, полный жути, период, ими переживаемый, как всплеск социальной стихии, сродни наводнению, извержению вулкана, либо засухе, и клеймить подобные проявления, либо осуждать их — бессмысленно и нелепо…

С ними происходят мистические прозрения, и может «Зулейха открывает глаза» именно на эти прозрения, открывая тем самым, и наши глаза…

… Вот и в многосерийном фильме «Обитель», режиссёра Александра Велединского, опираясь на роман Захара Прилепина «Обитель», нас, как и в «Зулейхе…», окунают в атмосферу зарождения системы ГУЛАГ конца 20-х годов…

Как и в «Зулейхе…» мы сталкиваемся с мистическими коллизиями, когда по стечению обстоятельств, либо по чьему-то дьявольскому умыслу, один из древнейших русских монастырей превращён в лагерь для заключённых с аббревиатурой С.Л. О. Н. /Соловецкий лагерь особого назначения/.

Не так давно победившая большевистская диктатура ещё полна революционного пыла, и воодушевлённая строками «Интернационала»: «Мы наш, мы новый мир построим…», решила экспериментальным путём «перековать» «заблудших». Но, памятуя заповедь вождя, что «революцию в белых перчатках не делают», не «заморачиваясь» старорежимными понятиями законности, использовала расстрел, как, как доходчивую и популярную меру революционной целесообразности…

Вновь прибывший на «Соловки» свободолюбивый, а скорее легкомысленный недоучившийся студент Артём Горяинов оказывается в непривычной, для него, среде преступного конгломерата, в котором собраны бывшие белогвардейцы, контрреволюционеры, священнослужители, и обычные уголовники…

Бескомпромиссный в своей, якобы, честности Артём завоёвывает симпатии поэта Афанасьева, бывшего белогвардейца Василия Петровича, которые опекают его. Но, избежать проблем с уголовниками и администрацией лагеря, Артёму, тем не менее, избежать не удаётся… Артём по своей сути игрок, и как положено игроку, он азартен, склонен к риску, а риск, в свою очередь, чреват последствиями далеко не всегда благополучными…

Помимо небезопасной игры с уголовниками, Артём затевает интригу, при том интригу любовную со следователем лагеря Галиной Кучеренко, женщиной в последней стадии молодости, потому подверженной ряду комплексов… Наряду с, попахивающей садизмом, жестокостью, она склона к необузданной похоти, чем авантюрно и воспользовался Артём, подвергая себя смертельному риску, в первую очередь со стороны начальника лагеря Фёдора Эйхманса, любовника Галины Кучеренко. Правда, любовью их взаимоотношения можно назвать с большой натяжкой, это скорее оправление похотливой нужды со стороны Фёдора, но Галина склона рассматривать это как проявление любви…

Следует отметить, что Захару Прилепину, во всех его произведениях, свойственны характеры героев со сложной, противоречивой конструкцией. К их числу в полной мере относится и Фёдор Эйхманс… Человек, несомненно, незаурядный, активно участвующий в создании нового социального устройства страны, при этом вряд ли искренне верящий в осуществление этой затеи, но, тем не менее, он пытается в одном, отдельно взятом месте, а именно в Соловецком лагере создать показательный оазис торжества социальной законности и справедливости, в котором разрешены диспуты, возможны досрочные освобождения, в котором создан свой театр, в нём ставит «Дни Турбиных» Михаила Булгакова, но в котором, тем не менее, сурово карают за малейшую провинность… Фёдор, в своё время, был достаточно близок к Троцкому, о чём знает Галина и не брезгует этим шантажировать Эйхманса, и чего тот опасается.

В фильме «Обитель» явственно присутствует ещё один активно действующий персонаж. Это сам Соловецкий монастырь, его атмосфера, его аура. Эти, выработанные веками мистические особенности монастыря, его обособленность от внешнего мира, проявляют и оголяют суть не только пребывающих в нём «сидельцев», но так же проявляют суть переживаемого ими времени. Прозорливо один из героев говорит: «Это империю вывернули наизнанку, как старую шубу. А там вши, гниды всякие, и прочая нечисть»…

Сквозь плесень и копоть стен заброшенной старой церкви на Секирной горе, церкви превращённой в лагерный штрафной изолятор, пробиваются глаза святых и великомучеников, их взгляды впиваются в душу наказанных и обречённых на неминуемую смерть, выворачивая наизнанку их прошлое, полное греха и подлости…

В стенах и пустошах, Соловецкого монастыря, ставшего узилищем сотен и тысяч заключённых, тем не менее, не встречаются в фильме «Обитель» невинно пострадавшие. Они безвинны в тех проступках, в коих их обвиняют, но они грешны в других, более вопиющих преступлениях перед своей совестью, перед будущим…

Попыталась несгибаемая чекистка Галина Кучеренко последовать за пробудившейся в ней, под влиянием любви Артёма, женской жертвенности и готовности созидательно любить. Она даже решается на смертельно рискованное мероприятие — бежать вместе с Артёмом из лагеря, она даже на пути их побега, повстречав на одном из островов Соловецкого архипелага англоязычную молодую пару, в которой мужчина тяжело болен, она решается взять этих людей с собой в лодку, которая станет вдвое тяжелее и потребует вдвое больше драгоценного бензина, которого в обрез…

Но, по воле злого рока лодку с беглецами прибило обратно к берегу Соловецкого лагеря, и все четверо беглецов оказались в руках садиста Ногтева, сменившего на посту коменданта лагеря Фёдора Эйхманса…

Галина Кучеренко, желая спасти себя, тут же лживо заявила, что исследуя, окружающую флору и фауну, она задержала двух иностранных шпионов, и тем самым обрекла ни в чём не повинных людей на неминуемую гибель…

Но, эта очевидная подлость не спасает Галину. Ничтожество Ногтев, зная о её отношениях с Эйхмансом, из чувства злобной зависти и мести к интеллектуалу Эйхмансу, без суда и следствия приговаривает Галину к сроку заключения в этом же лагере, более того, Галина попадает в случайно набранное число приговорённых к расстрелу…

… В самом названии, как романа, так и фильма «Обитель» кроется полный иронии и зловещего оскала смысл… Монастырь, по определению обитель молитвы и покаяния, но в данном контексте, в данном случае — это обитель зла и порока. Соловецкий лагерь, С.Л. О. Н. создан, для искоренения пороков, направления «грешников» на путь истинный, но в фильме «Обитель» преступная сущность персонажей, под обжигающими взглядами великомучеников со стен заброшенной церкви, выжигает и уничтожает самих персонажей…

Дать название «Неопалимая купина» фильму, — это ответственно, если не сказать, — дерзко, как-ни-как, ссылка на сюжет библейского «Пятикнижия», где, в виде горящего, но не сгорающего куста, Бог явился Моисею, пасущему овец в пустыне у горы Синай, и призвал его вывести народ Израиля из Египта в землю обетованную… Библейское название фильма требует определённого этического и стилистического соответствия данному названию…

Выдающийся писатель Борис Васильев был горазд давать своим произведениям парадоксальные названия, достаточно вспомнить его повести «Вы чьё, старичьё», или «Завтра была война»…

Вот и в названии «Неопалимая купина» уже лежит парадокс, лежит противоречие; как это — горит куст, но не сгорает?.. — конфликт на лицо… Режиссёр Дмитрий Тюрин конечно уловил, учуял, озарился этими признаками драматургии, заложенными в названии повести, как и библейской притчевостью этого названия…

Так, о чём же снимать фильм, — наверняка озаботился режиссёр? Просто и добросовестно изложить событийный ряд, благо он весьма разнообразен и многоцветен?.. Зрителю достаточно, зритель будет доволен… Тогда на выходе ещё один «попкормовый» сериал, что забудется на следующий день… А где библейская притчевость с соответствующей образностью, где стилистическая выразительность, то есть где искусство?..

Но, вот фильм снят, фильм просмотрен многими тысячами телезрителей, и… не уверен, что все они одинаково восприняли фильм, но уверен, что были такие, к коим отношусь и я, которых фильм «Неопалимая купина» впечатлил…

Так, о чём фильм… — задаю я себе вопрос?.. И не могу найти ответ,.. кроме одного; — фильм о женской красоте…— Ответил, и продолжаю думать…— И это всё?.. Только об этом?.. А она, вообще-то, красивая?.. Антонина Иваньшина,.. её можно назвать красавицей? Нет, конечно же,.. — отвечаю сам себе… Она просто,.. просто… озаряет всё вокруг…

Те, кто нашёл в себе силы дочитать мой опус до этих строк, полагаю, обратили внимание, что рассуждая о двух предыдущих фильмах, я ни разу не помянул исполнителей ролей, а ведь в там задействованы созвездья великолепных артистов, и они мастерски справились с поставленными задачами… Смею уверить, что сделал я это продуманно и совершенно осознано…

… Я хотел собрать, сфокусировать внимание на актрисе, которая досель была мне недостаточно известна, или, во всяком случае, не запечатлелась в памяти какой-либо ролью. Я говорю об исполнительнице роли Антонины Иваньшиной в фильме «Неопалимая купина», а именно о Клавдии Коршуновой из знаменитой актёрской династии Коршуновых-Еланских, так что она генетически пропитана «ядом» лицедейства…

Не знаю, как и в чём помогала актрисе её родословная, так же как не знаю-не ведаю, как можно играть женскую красоту?.. Понятно, когда в фильме «Весёлые ребята» Любовь Орлова играет провинциальную «дурёху», но при этом изначально поёт и пляшет, на глазах у зрителя из «Золушки» превращается в красавицу, прекрасно сложённую, с очаровательной улыбкой и статью. К тому же «Весёлые ребята» — лирическая комедия с музыкой Исаака Дунаевского, которая во многом определила как успех фильма, так и красоту Любови Орловой…

Антонина же Иваньшина, женщина, лучшие годы молодости, которой пришлись на войну, в которой она активно участвовала, где мы и застаём её в качестве командира роты полковой разведки, то есть в должности присущей матёрому мужику-воину… Уже наступили первые дни победы, но Антонина, возвращаясь с последнего боевого задания, сталкивается с отрядом «власовцев», которые пробиваются к «союзникам», что бы сдаться в плен им. На глазах у Антонины «власовский» офицер застрелил ни в чём не повинного ребёнка… Не смотря на наступивший мир, Антонина настаивает перед командиром полка, о необходимости перехватить и покарать вражеский отряд… С группой добровольцев, она идёт на перехват. Но, «власовцев» оказывается значительно больше, чем предполагалось, и у них танки…

… Завязался бой, в котором Антонина в рукопашную схватилась с, пытавшимся улизнуть с поля боя, «власовским» офицером, и, несмотря на его явное превосходство, в физической силе, изловчилась и прикончила гада кинжалом, забрав, в виде трофея, его пистолет…

… Затем мы видим Антонину уже в госпитале, где она залечивает ранения полученных в последнем бою… Там ей доставляют приказ о её демобилизации из армии…

И вот демобилизованный старший лейтенант Антонина Фёдоровна Иваньшина оказывается в городе, по которому прошла война, оставив после себя руины и опустошения. В этом городке проживает единственный, оставшийся живым, родной человек Антонины, её тётка. Но, тётка, причитая и извиняясь, отказывается приютить Антонину, так как у неё появился мужчина, и это большая удача в первом послевоенном году, и она не может подвергнуть своё счастье опасности в виде Антонины…

Так начинается мирная жизнь Антонины Иваньшиной, жизнь, которую она не понимает, но к которой ей необходимо приспособиться… Мирная жизнь таит для Антонины массу опасностей, которые были ей неведомы на войне. Антонина, привыкшая за последние годы жить по законам фронтового братства, когда, командуя полутора сотней вооружённых отчаянно-смелых разведчиков, она понимает и знает, что от неё во многом зависит жизнь и здоровье её бойцов. Но, она так же знает, что и они готовы пожертвовать собой ради своего командира, ради неё Антонины Иваньшиной…

С этими немудрёнными принципами пришла Антонина в мирную жизнь… А «в миру», в коем оказалась Антонина, недосуг, своих проблем послевоенного разора у каждого по макушку, не до того, что бы разглядывать, что таит в себе мужеподобная, из-за постоянного ношения военной формы, /а что делать, платьев-то нет, как и нет навыков их ношения/, да походка чуть не строевая… Как может обожжённый войной, голодный «мир» воспринимать такую женщину?.. «Да какая она женщина!.. Солдафон, и только»…

Вот тут и начинается, изумляющее мастерство актрисы Клавдии Коршуновой. С первых же эпизодов фильма от Антонины Иваньшиной, экипированной в неизменную, армейскую, выцветшую, вылинявшую форму, с солдатским вещмешком на спине, с резкой, командирской манерой общения,.. но при всём при том от неё исходит нечто неуловимо женское, одновременно застенчивое и притягательное. Как надо прочувствовать, проникнуться психологией женщины на войне, которая, конечно же, интуитивно пытается среди жути боёв, непоправимости смертей, ужаса искалеченных тел и госпитального смрада, сохранить в себе ту незащищённость и трепетность, что и зовётся женственностью?..

Главная проблема Антонины в том, что, будучи на войне бесстрашной, она в мирной жизни робеет, она опасается, при том опасается саму себя. Фронтовая жизнь была прямолинейной; там враг, здесь друг, врагу возмездие, другу протянутая рука… В мирной жизни всё извилисто, всё зыбко и противоречиво…

В забитом до отказа офицерском общежитии, куда Антонину «запихнул», военком, появился среди ночи, в чулане, а больше некуда её поместить, в комнатах, как сельди в бочки, офицеры, понятное дело, мужчины, так вот, появился среди ночи капитан Валентин Вельяминов. — Пусти мол, друг, переночевать собрата фронтовика, на дворе дождь, офицеры из комнат погнали сюда, к тебе… — а офицеры, по возрасту мальчишки, порезвиться решили, и послали Валентина, по сути, в женскую спальню… Тут Валентин, наконец, разглядел, что перед ним молодая женщина, смутился, стал бормотать какую-то чушь…

— Гаси свет и ложись, капитан,.. спать пора — прервала его смущение Антонина…— и упала лицом в подушку, вряд ли испытывая удовольствие от того, что мужчина должен приглядеться, что бы распознать в ней женщину…

Так началась дружба между старшим лейтенантом, и капитаном, как они друг друга попервоначалу называли, так начался период мирных манёвров в жизни Антонины Иваньшиной, атак на «господствующие высоты», что заканчивались, в основном,, поражениями, душевными травмами и контузиями…

Закрутилось-завилось с Валентином Вельяминовым; сперва увлечение, а затем и любовь с планами на будущее… Женщиной себя почувствовала Антонина, платьице прикупила, красивое платьице, но в сочетании с армейскими сапогами смотрелось как-то… И к туфелькам присматривалась, но тут произошло…

С женщиной повстречалась Антонина, случайно повстречалась… Разговорились… Выяснилось, что муж женщины получил известие, мол она погибла, а она,.. вот.. выжившая… Стала искать мужа, знала, что он в этом городе, а здесь его не нашла и теперь уезжает…

— А как зовут-то его?.. — из простой вежливости поинтересовалась Антонина… И услышала… — Валентин Вельяминов…

Ну, чего бы Антонине не посочувствовать женщине, не пожелать ей доброго пути, и… и сохранить своё счастье?.. Нет, Антонина мгновенно осознала, что поступи она подобным образом, — вся дальнейшая жизнь стала бы невыносимой… Она отвела женщину к своему дому, она позвала Валентина… Сквозь пелену собственного страдания, видела, как вспыхнули счастьем глаза Валентина,.. как бросился он в объятья жены… И вскорости уехал…

А Антонина пошла в военкомат, проситься обратно в армию, потому, как не получается жить в «миру»… Уже знакомый, пожилой и мудрый военком, сочувственно вздохнув, сказал, что в армии Антонине места нет, и уже не будет, а жизнь устраивать надо… обязательно. И тут же похлопотал, и благодаря его хлопотам, Антонина получила комнату в «коммуне», что в те годы было счастьем несказанным…

Пожилой, мудрый военком знал, что в изуродованном войной социуме, у женщины со своей жилплощадью шанс на счастье значительно выше… И он понимал, что Антонина Иваньшина достойна этого счастья. И он был прав пожилой многоопытный военком… Антонина, конечно, воспользовалась выпавшей удачей, и, вскорости,.. привела в дом… Зинку…

Зинка хлопнулась в обморок рядом со своим чемоданом посреди вокзала, где была обнаружена Антониной, которая работала на тот момент комендантом этого учреждения… Отощавшая, совсем юная студентка Зинка, захлёбываясь в слезах, лепетала, что боится возвращаться к себе, в какую-то глушь, домой, потому, что,.. потому что… беременна…

Вот она!.. Вот «боевая» задача, возникшая перед Антониной, и её надо решать…

Особенностью дарования актрисы Клавдии Коршуновой есть то безошибочное чутьё, каким она определила, говоря языком актёрской профессии, «зерно» роли. Она чётко уловила, — сутью характера Антонины Иваньшиной является неистребимая потребность быть необходимой, при том необходимой в нужный момент и без промедления. Эта потребность, закалённая на фронте, помноженная на ответственность боевого командира, обрела качество неукоснительного принципа. Ситуация «усугублялась» тем, что Антонина взамен ничего не требует, ей нужен только успех в решении задачи…

Как уже упоминалось, благодаря дарованию актрисы, из Антонины всегда проблёскивали сполохи сугубо женского обаяния…

… Одним словом, Антонина привела Зинку домой, и объявила соседям, что отныне Зинка будет жить у неё…

Мы уже знаем,— привлекательностью Антонины Иваньшиной, особенностью её красоты, — является присущее ей озарения… А озарение далеко не всегда фееричность жизнерадостного ликования, оно. зачастую, высвечивает всяческие грехопадения…

Первые послевоенные годы,.. страна заполнена героями с искалеченными телами, но война рождает и уродов с искалеченной совестью… Израненные в боях герои один за другим уходят из жизни, а нравственные калеки, наоборот, напитываются соками греховных благ, и стремительно идут в рост…

Живёт себе соседка Нюрка,.. баба, как баба, как сотни подобных вокруг. Но вот появляется Антонина, и становится ясно, что Нюрка — злобно-завистливая дрянь, готовая на любую пакость во имя убогой корысти…

Несчастное существо Зинка в ужасе от предстоящего… Она не хочет рожать от случайного насильника, она хочет сделать аборт, а это запрещено, это уголовно наказуемо в послевоенные годы… Аборты делают,.. но подпольно и за большие деньги, которых, у Зинки нет… Но, есть тварь Нюрка, которая сводит Зинку с пожилым кобелём, готовым ссудить Зинку нужной суммой, если Зинка удовлетворит его похотливое вожделение…

… Антонина вовремя замечает исчезновение Зинки,.. она находит «убедительные» доводы что бы Нюрка сообщила, куда и зачем пошла Зинка… Мигом Антонина оказывается у дома пасудниках, где отчаявшаяся Зинка готовится к… Но, врывается Антонина; поставленной рукой полкового разведчика «огревает» по голове похотливого мерзавца чайником с кипятком, и утаскивает Зинку за собой…

Большие усилия затрачивает Антонина, убеждая Зинку не делать аборт, и, наконец, добивается своего, Зинка соглашается… Зинка рожает девочку и это великое счастье… для Антонины… Но, Зинка, по-прежнему, не хочет этого ребёнка, он вызывает в ней не любовь, а ужас и отвращение, связанное с его зачатием…

Что же,.. перед бывшим командиром роты Тоней Иваньшиной возникает новая задача… Зинка в её помощи больше не нуждается, а новорождённая малютка очень даже нуждается. Потому, Зинке предлагается ехать восвояси к родителям, а малютку оставить Антонине, на что Зинка, без промедления, соглашается…

Те, кто знаком с Библией, в частности с той её частью, что зовётся «Пятикнижие», тот знает, что путь, которым Моисей вёл свой народ к свободе из египетского рабства, был полон нескончаемых испытаний, лишений и греховных соблазнов. Испытания и лишения заключались так же в том, что народу еврейскому необходимо было победить в себе психологии раба, обрести свободу духовную. Только в этом случае ему откроется путь к Землю обетованной…

Антонина Иваньшина ни в коей мере не являла собой еврейский народ, она являла народ русский. Более того Антонина Иваньшина вряд ли знакома с библейскими текстами, в силу советского воспитания. Но, Антонина Иваньшина тот, увы, не часто встречаемый, тип человека, тип женщины, ведомой непосредственно Божьим промыслом, в этом её предназначение, в этом кроется и привлекательность Антонины… Божественный замысел, направляющий Антонину ведёт её не в «райские кущи» благополучия, он ведёт её через тернии к звёздам,.. или к одной из них,.. может быть к Вифлеемской…

А пока тернии… Не стало Зинки, Но, осталась кроха, грудной младенец, которого необходимо кормить. А чем?.. Колом в голове вопрос: Чем!?… В роддоме роженицы, у них молоко, они кормят своих детей, так покормите и мою кроху!.. Я не могу!.. У меня нет молока!.. Покормите!.. Умоляю!.. Глас вопиющего…

Вот так, старший лейтенант… Вот так, бесстрашный командир стрелковой роты. Таков он послевоенный «мир», в котором ты оказалась,… Умерла твоя Кроха, умерла твоя малютка, которую ты всем сердцем полюбила ещё до её рождения, умерла от голода,.. ну, да,.. от голода…

По дороге на кладбище, куда Антонина несла завёрнутую в пелёнки, как в саван, мёртвую Кроху, её «подобрал» на своём грузовике, недавний знакомый Фёдор. Довёз до кладбища, помог с погребением, отвёз домой и… остался… Фёдор был симпатичен Антонине; прошедший фронт, простой, работящий, какой-то надёжный, казалось, вот и пришла Антонине удача… Но, оказалось,.. пришли очередные тернии… Появился ночью Фёдор, окровавленный, со сквозным огнестрельным ранением… Утром узнала Антонина, что было бандитское нападение на склад, с перестрелкой, убит охранник… Поняла Антонина, — это дело рук Фёдора,.. и сдала его властям…

Если бы можно было задать вопрос Антонине Иваньшиной, достойна ли она той, неказистой, нелепой судьбы что ей перепала,.. что бы ответила Тоня?.. Думается, пожала недоумённо плечами, как бы отвечая; — а что собственно такого, судьба, как судьба,.. не хуже и не лучше, других… Подобный ответ, на схожий вопрос дала своим исполнением Клавдия Коршунова… Излагая актёрскими средствами судьбу героини, она не позволила себе внести в эту, несомненно героическую, судьбу ни малой толики пафоса, не говоря уже о самолюбовании…

«Ах, война, что ж ты сделала, подлая…» — из песни Булата Окуджавы. Многое сделала «подлая»… Несут люди в себе эту «подлую», но несут по разному… Почему директриса школы, в которой работает, закончившая институт Антонина Иваньшина, так невзлюбила Антонину? Трудно ответить, может быть разный опыт войны, разное восприятие этого опыта… Во всяком случае, директриса с радостью воспользовалась обстоятельством, когда милиционер Клим, которому Антонина однажды спасла жизнь, но, узнав, что Клим отпетый лиходей и мздоимец, чётко припечатала, что жалеет, о спасённой его подлой жизни, и тем самым Антонина обрела лютого врага в его лице…

Незадолго до этого в присутствии Антонины в людном месте обнаглевший хам оскорбил, тяжело больного, фронтовика Трошина и «схлопотал», хорошо проведённый, «апперкот» в челюсть, нанесённый Антониной, за что её забирают в милицию… Злопамятный Клим доносит об инциденте в школу, — в результате — увольнение…

К моменту «изгнания хулиганки» Иваньшиной из школы, она уже побывала дома у Трошина, так как его дочь Таня учится у неё в классе. Антонина узнаёт диагноз Трошина; пуля от фронтового ранения застряла в голове, не извлекаемая пуля… В связи с этим у него случаются приступы неконтролируемых вспышек гнева, после которых он ничего не помнит, и которых очень стыдится… Конечно Антонина берёт под опеку Трошина и его детей, конечно эта семья становится смыслом её жизни…

Злопамятный Клим знает, что Антонина хранит не сданный трофейный пистолет, он хочет найти его, и использовать для привлечения Антонины за незаконное хранение оружия. В её отсутствие, он проводит у неё в доме обыск, но не находит тайник, в котором Тоня прячет пистолет. Узнав об обыске, Антонина извлекла из тайника пистолет и переложила его в свой учительский портфель…

После стычки на базаре с Климом, который догадался, что пистолет у Тони в портфеле, и пытается отобрать его, преодолевая сопротивление Антонины… Но, тут дерзкий вор, воспользовавшись неразберихой, выхватывает портфель и пытается убежать,.. Клим — за ним… В свалке вор убил Клима и скрылся… Дочь Трошина Таня, подхватила портфель своей учительницы, и они понеслись домой к Трошину…

Разбирая, принесённые с базара, продукты, она услышала гневные, болезненные крики Трошина. Выскочив Антонина увидела, что любопытная Таня вынула из её портфеля пистолет, что вызвало у отца припадок гнева, необузданно крича, он выхватил у Тани пистолет и направил его на дочь… В мгновение ока Антонина подскочила и закрыла Таню собой… Раздался выстрел, пуля из трофейного, отобранного у «власовского» офицера пистолета, ударила в грудь Антонины…

Режиссёр фильма Дмитрий Тюрин оставил нам худосочную надежду… Мы не знаем в точности; убил Трошин Антонину Иваньшину, или только ранил… В любом случае история, поведанная фильмом «Неопалимая купина» являет собой трагедию, при том трагедию в классическом, античном, либо шекспировском звучании, когда гибель героя являет собой гибель морально-нравственной идеологической сути времени, в котором живёт, и которое олицетворяет герой…

«Майскими, короткими ночами, отгремев, окончились бои…» — поётся в прекрасной песне Василия Соловьёва-Седова… Действительно бои на фронтах войны окончились, а фронтовой командир Антонина Фёдоровна Иваньшина не может определиться в мирной жизни, потому, что не видит мира «в миру». Антонина своим исконно женским чутьём понимает, что мир это гармония, это искренность, это чуткость взаимоотношений, а «в миру» озлобленность, взаимная неприязнь и душевная неприкаянность. Не вписывается Антонина Иваньшина в «боевые порядки» мирной жизни, не может она встроиться в мирную дисгармонию,.. и потому погибает…

Ну, вот, пожалуй, и всё… О трёх, на мой взгляд, значимых фильмах я, как мог, поведал. Понятное дело возникает вопрос; а почему именно об этих фильмах, неужели они единственные достойные внимания? Дело, конечно, не в этом… Если читатель помнит, надеюсь, такой найдётся, то началом повествования была определённая преамбула. А раз была преамбула, то не обойтись и без резюме…

В преамбуле была определяющая фраза, что в философии фильмов, о которых я берусь рассуждать, присутствует провидческий и даже богоборческий мотив. Ну, и где же проявляются эти смелые умозаключения, возникает вопрос?.. Ответ прост; в существующем вокруг нас бытии…

Талантливые произведения предвосхищают ход жизни, её события. Не впрямую, не иллюстративно, а опосредованно, по сути… Эти произведения похожи на предвестия, сполохи грядущего… Пример?!. Извольте… Минувший 2020-й год, хотя сказать, что он минул, я не осмелюсь. Астрономически, да, минул, а содержательно? Нет, не минул, более того усугубляется и крепнет необъяснимая, во многом мистическая особенность переживаемого периода. И дело не только в неутихающей пандемии смертельно опасной инфекции. Пандемия — результат! Результат очевидного кризиса того, что называется мировым либеральным глобализмом, порождённым «европейской демократией», включающий в себя высокомерную «демократию» США…

На мой взгляд, стало совершенно очевидным, что, так называемые, «европейские ценности», на самом деле таковыми не являются. Истинными европейскими ценностями были и есть Христианство и, соответственно,— «Заповеди христовы». Но, они вытеснены размытым понятием «демократия», которая породило общество «потребления», взамен христианского «воздержания». Главным, почти религиозным постулатом стал «золотой телец» то есть — деньги. Под маркой демократии расцвело гендерное безумие, убеждён, что это не что иное, как торжество «дьявола», и в свою очередь в этом неоспоримые признаки вырождения. Кто знаком с историей и гибелью великой античной римской цивилизации, тот понимает, о чём я…

Невозможно отрицать всё более нарастающие природные катаклизмы… Кто-то может с уверенностью утверждать, что между социально-общественными процессами, и процессами окружающей среды нет взаимозависимости?.. Я таких утверждений не знаю…

Рассмотренные фильмы своими философскими и художественными особенностями, на мой взгляд, развенчивают самонадеянное утверждения, мол «Человек — венец творения»! Увы… Человек — часть природы, при том не лучшая её часть…

Print Friendly, PDF & Email

3 комментария для “Юрий Садомский: На всё воля Божья!..

  1. Всем известные фразы Ленина были «усечены»: например , «учиться, учиться и учиться коммунизму». Про кино говорилось в связи с почти поголовной неграмотностью населения (дословно не помню). Но сказано было, как говорится на века. Только место кино заняло ТВ. Население, которое, как известно училось «понемногу, чему-нибудь и как-нибудь», почти целиком находится в плену у ангажированных СМИ, и ТВ в первую очередь.

  2. Насчёт того, что «талантливые произведения предвосхищают ход жизни, её события» — автор прав. Но не только талантливые — просто другие не запоминаются (или даже не читаются). Предвосхищают любые и главное условие вовсе не талантливость, а скорее этакая туманная противоречивость, позволяющая найти массу скрытых смыслов и оттенков там, где её нет, толкуя произведение.

    Я иногда себя листаю —
    Лижу, как в детстве эскимо,
    Пишу и даже не читаю —
    Вернее, пишется само.
    Слова случайные и числа
    На лист ложатся от руки,
    Десятки кажущихся смыслов
    Вдруг вылезают из строки…

  3. Но, мне точно известно, что за период, отражённый в упомянутых фильмах, т.е. за неполные 30 лет, в бывшей Российской империи была полностью ликвидирована безграмотность, была создана высокоразвитая промышленность, была создана и получила широкое развитие прогрессивная наука, получили серьёзный импульс и развитие литература и искусство, что позволило, в конечном итоге, государству именуемому СССР победить в невиданной, по жестокости и бесчеловечности, войне
    ________________________________…
    Понятно, это ваше кредо, как я понимаю. Но зачем надо было уничтожать мозг нации, цвет нации — ученых, философов, деятелей культуры? Это все делалось из высшей необходимости? В чем тогда она заключалась?

Добавить комментарий для Inna Belenkaya Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.