Шахматные этюды Эмиля Сутовского. Тигран Петросян

Loading

Мы так и не увидели Петросяна на пике возможностей. Возможно, тяжелое, полное лишений детство наложило свой отпечаток, и Тигран Вартанович чаще всего не готов был полностью выкладываться. Но покоренные им высоты еще раз свидетельствуют о невероятном масштабе природного дарования. Великий уникальный шахматист.

Шахматные этюды Эмиля Сутовского

Тигран Петросян

Эмиль Сутовский

Эмиль СутовскийУникальный талант великого шахматиста, девятого чемпиона мира Тиграна Петросяна, до сих пор, как ни странно, недооценен. «Если Петросян начнет комбинировать, с ним невозможно будет бороться» — так отозвался о нём Макс Эйве. А если бы Петросян еще бы немножко больше работал над шахматами, если бы в нем был постоянный внутренний настрой… Но, как говорится, и так неплохо вышло. Тонкий стратег, обладавший невероятным чувством опасности, блестящей интуицией и конечно же тактическим дарованием, Петросян был практически непобедим в свои лучшие годы. Как всегда, это имело и обратную сторону — ему всё давалось так легко, что играл он с ленцой, и как ни парадоксально звучит в адрес чемпиона мира, полностью не раскрыл свой феноменальный талант. Если честно, он и в чемпионы не очень-то и рвался, но повезло со спутницей жизни — Рона Яковлевна буквально заставила своего мужа собраться на штурм Олимпа. Петросян одолел Ботвинника (1963) в очень убедительном стиле, затем отбил первую попытку Бориса Спасского (1966) в ярком поединке, и лишь в 1969 уступил корону тому же Спасскому. Но еще 15 лет после этого оставался в числе самых-самых. Тигран Вартанович ушел из жизни раньше всех послевоенных чемпионов мира, всего в 55 лет, но успел преподать урок молодому поколению.

Молодому Каспарову довелось дважды испытать на себе его мощь. Борис Гельфанд до сих пор с придыханием вспоминает занятия в школе Петросяна…

А нашему поколению сыграть с Тигран Вартановичем уже не довелось, но все мы учились на его книгах. И хотя мало кто мог играть в том же стиле, изучение «Стратегии надежности» очень многое дало как мне, так и моим сверстникам. Кстати, и эта книга, как многое, связанное с творчеством Петросяна, осталась недооценённой.

Отчасти, виноват он сам. Не было в нём этого корчновского огня, талевского волшебства, ботвинниковской железной воли. Был огромный, очень своеобычный талант, и нужные люди рядом — жена, которой хватало амбиций на двоих, многолетний тренер Болеславский, которому хватало любви к анализу на двоих, поддержка армянской диаспоры…

И всё же жалко, что мы так почти и не увидели Петросяна на пике возможностей. Возможно, тяжелое, полное лишений детство наложило свой отпечаток, и Тигран Вартанович чаще всего не готов был полностью выкладываться. Но покоренные им высоты еще раз свидетельствуют о невероятном масштабе природного дарования. Великий уникальный шахматист.

Первый вариант статьи опубликован на личной странице автора в социальной сети «фейсбук».

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.