Илья Буркун: Девять мер красоты

 472 total views (from 2022/01/01),  4 views today

Каждый раз посещая Страну, поражался величию и окружающей красоте, имеющей столь глубокие корни. Восхищался пейзажами, уникальной историей, оставляющей неизгладимые впечатления и желание возвращаться снова и снова в эти святые места.

Девять мер красоты

Илья Буркун

Илья БуркунИзраиль по судьбе своей непрост,
Был два тысячелетья без отечества.
Он — вечный раздражитель человечества.
И в нынешних сражениях — форпост.
Юрий Солодкин

Земля уже предчувствует рассвет,
И алый цвет к лицу Иерусалима.
Замри мгновенье, ты неповторимо,
Хотя и повторялось тыщу лет.
Поклон тебе, святой Иерусалим,
Я эту землю увидать не чаял.
И мой восторг пред нею нескончаем,
Как будто я — удачливый олим.
А солнце поднимается всё выше.
Я с городом святым наедине,
И снова поражаюсь, как он выжил
В той ненависти, войнах и огне.
Андрей Дементьев

Ближний Восток остаётся регионом, раздираемый конфликтами, где сталкиваются интересы многих стран. И Израиль, пожалуй, единственная демократическая страна на Ближнем Востоке, стремящаяся стать островком стабильности в неспокойном мире, несмотря на постоянные угрозы и непрерывные атаки террористических исламистских группировок. Что же позволяет сохранять стабильность в условиях постоянной войны, ведущейся против Израиля?

Буркун 1Прежде чем ответить на этот вопрос, вспомним самую мощную террористическую атаку по Израилю, за которой следил весь мир. В ночь с 11 на 12 мая этого года, из сектора Газа, контролируемого террористами ХАМАС, были выпущены тысячи ракет по мирным городам Израиля. Вой сирен, десятки светящихся шаров трассируют по ночному небу, повсюду видны вспышки, слышны звуки взрывов. К счастью, эти взрывы означали, что опасность для населения на этот раз миновала. Сработал «Железный купол», ракеты взорвались в воздухе. Но как страшно, когда, постоянно находясь под угрозой обстрела, жители Израиля вынуждены обучать маленьких детей как поступать при первых звуках воздушной тревоги. Пожалуй, Израиль — одна из немногих стран в мире, где нормальным считается при строительстве жилых домов обязательно предусматривать бомбоубежище.

Я был ребёнком, но и сейчас помню ужасы войны. В первые месяцы, когда Одессу ожесточенно бомбили, отец в войсках ПВО сражался среди защитников города, а мы с мамой прятались в подвале трехэтажного дома на ул. Советской Армии 31 (ныне Преображенская).

Буркун 2При прямом попадании бомбы в наш дом, мы бы не спаслись. Реальные события подтвердили это. Бомба попала в наш дом. От него остались развалины и груда камней. Разрушен был и подвал, где мы недавно прятались. На счастье, в эти трагические минуты нас дома не было. Остались без кола́ и без двора, но пережитый ужас ещё долго жил в моей памяти.

Сейчас в Израиле очередное перемирие. Каковы же итоги варварского нападения ХАМАСа. Маленькая страна, идя в авангарде новейших разработок в области науки и технологии, создала руками израильских инженеров и учёных уникальный щит — «Железный купол» — изобретение, позволившее предотвратить значительные потери мирного населения. Недруги упрекают Израиль в непропорциональности принимаемых мер. Мало погибает израильтян, много гибнет террористов — непропорционально. Их бы устроило, чтобы израильтян гибло больше. Им мало, что за короткий период существования страны, террористами было убито более 6 тысяч граждан Израиля, более 15 тысяч пострадавших и раненых — и всё это в мирное время. И даже в день подписания перемирия продолжали гибнуть израильские граждане. В одном из кафе Тель-Авива двое террористов расстреляли четырёх израильтян, пятеро ранены.

Вот почему так важны для израильтян любые средства, предотвращающие террор.

Система ПВО «Железный купол» считается гарантией выживания Израиля. Каждая перехваченная ракета могла стать причиной тяжелых разрушений и многочисленных жертв.

Этот красочный фейерверк — ракеты, вероломно запущенные из сектора Газа по израильским домам.

И несмотря на это, принимая ответные меры, Израиль проявляет максимальный гуманизм, предупреждая о бомбежках объектов ХАМАСа население сектора Газа. Посол Израиля в России Александр Бен Цви рассказал, что ЦАХАЛ выбрал три способа предупреждения жителей Газы о предстоящей бомбежке. Первый способ — телефонные звонки. Второй — разбрасывание листовок. И третий — так называемый стук по крыше. То есть военные используют учебную ракету, в которой нет взрывчатки. Жители слышат только стук по крыше.

Тому подтверждением появившаяся в сети шокирующая запись, сделанная солдатами Армии обороны Израиля перед тем, как нанести авиаудар по зданию в Газе, где располагался штаб ХАМАСа.

Информационное агентство «Аруц Шева» предоставило телеканалу «Sky News Arabic» записи телефонных звонков ЦАХАЛ, оповещающих жителей дома, в подвале которого базировались боевики, о необходимости эвакуации.

В одном из переговоров израильского ЦАХАЛ с местными жителями был зафиксирован такой момент:

ЦАХАЛ: «Мы собираемся бомбить здание».
Житель Газы: «Вы хотите бомбить? Ну, бомбите всё, что хотите».
ЦАХАЛ: «Нет, брат, мы должны сделать всё, что в наших силах, чтобы вы не погибли».
Житель Газы: «А мы хотим умереть».
ЦАХАЛ: «Но вы же несете ответственность за жизнь детей».
Житель Газы: «Если детям суждено умереть, они умрут».
ЦАХАЛ: «Не дай Бог! Что, ты хочешь умереть?»
Житель Газы: «Этим мы покажем вашу жестокость».

Комментарии излишни.

Каков же результат «победоносной войны» ХАМАС? По сообщению палестинской прессы: более чем 200 погибших, 1000 раненых. В основном, это командиры высшего и среднего звена ХАМАС, рядовые боевики. Надо полагать, что реальные цифры раза в два больше.

Сотни километров подземных тоннелей пресловутого «Метро» Газы — «генеральный план» ХАМАСа, которые они так усердно строили в течение 7 лет, практически полностью уничтожены. На их строительство были потрачены миллионы долларов полученной помощи. Бо́льшая и лучшая часть элитных сил ХАМАС — «Нухбы», натасканной на ведение подземных войн, испеклась внутри туннелей и навсегда останется лежать обугленными грудами, погребёнными под толщей бетона, песка и грунта. Заводы по производству ракет превратились в развалины. «Киберцентр» ХАМАСа, куда контрабандой завозилось электронное оборудование, стал грудой бесполезного хлама. Уничтожены многочисленные склады оружия, офисы, штабы. И, по вине ХАМАСа, народ сектора Газа вернулся к тому, что имел десять лет назад. Прав был Гегель: история учит только тому, что ничему не учит.

Конфликт Израиля и ХАМАС — это первая в мире война с применением искусственного интеллекта. Искусственный интеллект стал ключевым компонентом военной операции «Страж стен» армии обороны Израиля (ЦАХАЛ). Нейросеть собирает все сведения о террористических группах в секторе Газа в одной системе, а затем анализирует и извлекает разведданные, что позволило за 11 дней боев нанести интенсивные удары по ключевой инфраструктуре ХАМАС в секторе Газа.

Военные считают, что применение нейросети помогло сократить продолжительность боя, поскольку она позволяет эффективно и быстро поражать цели. Благодаря искусственному интеллекту, ЦАХАЛ устранил сотни объектов ХАМАС, включая ракетные установки, объекты производства и хранения ракет, объекты военной разведки, беспилотные летательные аппараты, военные штабы и практически всё подразделение военно-морских сил.

А мне вспомнился курьёзный случай во время войны Судного дня. Против маленького Израиля выступили Египет, Сирия, Ирак и Иордания. Их поддерживал не только арабский мир, но и Советский Союз, направивший в Египет инструкторов и на миллионы долларов военной техники. Силы противников явно не равны, коалиция намного превосходила силы Израиля. И если арабы, проигрывая войну, понесли бы только потери в людях и технике, то для Израиля на карту было поставлено само существование.

В те времена секретарь парторганизации института, где я работал, каждую неделю по пятницам проводил политинформацию. Он рассказывал о вероломстве сионистов, о победе советского оружия в руках египтян. Сегодня хорошо известен исход молниеносной войны. Всего шесть дней понадобилось Израилю, чтобы одержать блестящую победу. Вспомнил и такой эпизод. Я и многие мои друзья ночами слушали «Голос Америки». Несмотря на враньё советской прессы, мы знали о реальных событиях. В процессе разгрома египетской армии израильтяне в пустыне обнаружили армаду тяжёлых советских танков. Их было в два раза больше израильских. Но израильтяне пошли в атаку. Каково было удивление, когда они увидели, что танки брошены, а египетские вояки бежали. Израильтяне, переоборудовав танки, использовали их для дальнейшего наступления. Я был молод, захотелось похулиганить, и я обратился к докладчику, говоря: «Да здравствует советское оружие! Наши советские танки оказались лучшими в мире, ещё немного и они бы вошли в Каир».

Пронесся смешок в зале. Был скандал, рапорт директору от докладчика. Мог лишиться работы. Повезло, директор был порядочным человеком, только пожурил. А весь мир осуждал Израиль, считая его агрессором.

На сей раз на заседании Совбеза ООН, в отличие от предыдущих конфликтов, хор голосов, осуждающих Израиль, был не столь согласованным. Первое заседание завершилось ничем.

К сожалению, собравшись вторично, тон задал Генсек ООН Антонио Гудиерос. Он заявил, что потрясён гибелью мирных палестинцев, ни словом не упомянул о евреях, убитых ракетами ХАМАС. Выступавший за ним посол Израиля Делатер Данс сказал, что у государств есть выбор — поддержать Израиль, либо стать на сторону террористов. И обращаясь к Гутиеросу, отметил, что любая попытка поддержать террористическую организацию ХАМАС, прячущуюся за спинами женщин и детей, — преступление с моральной и юридической точки зрения.

К сожалению, вновь подавляющее большинство поддержали ХАМАС. Только канцлер Германии Ангела Меркель и премьер-министр Нидерландов Марк Рюте выразили полную поддержку Израилю. И США заблокировали антиизраильскую резолюцию, которую подготовила ООН.

Свой позорный вклад в антисемитские выступления вносит и Евросоюз. Но у них нет главного козыря. Не Израиль напал на ХАМАС — ХАМАС первым нанес ракетный удар по мирным городам. Тем не менее, во многих городах Европы прошли антиизраильские выступления, напоминавшие фашистские шествия. И никто этому не препятствовал. Очень хочется надеяться, что наступившее перемирие принесёт долгожданный мир. Но, к сожалению, как сказал Гегель, «если история чему-то и учит, то только тому, что она ничему не учит».

Я четырежды посещал Израиль. В один из приездов, в городе Ашдоде попал под обстрелы. Прятался вместе с друзьями в бомбоубежище. Это было ужасно. Особенно тяжело переживали старики, пережившие Холокост.

Так хочется пожелать Израилю Мира и процветания, видя всю несправедливость по отношению к нему. Я убеждён в правоте Израиля, противостоящему впервые в мире созданному государству-террористу Хамас — агрессивному, непримиримому, открыто высказывающему фашистские взгляды.

Но мир меняется, вслед за Египтом и Иорданией дипломатические отношения с Израилем установили Арабские Эмираты. Признали Израиль Марокко, Бахрейн и Судан. И это вселяет надежду.

С этой священной землей породнился и я. В ней покоится прах моей мамы. Живёт родная сестра с детьми и внуками.

Хочу познакомить со своими ощущениями от страны, с её удивительной историей и традициями, родиной Библии — величайшей книги человечества. В Иерусалиме создан и уникальный музей — Храм книги, где хранятся и свитки Мёртвого моря и множество других артефактов, связанных с историей Израиля. Они написаны теми же буквами, что и страницы современных книг и газет.

На фотографии Храм Книги виден на переднем плане. Над землёй высочеет его купол. Он из особо прочного армированного бетона. Основные этажи Храма под землей.

Храм книги — часть Музея Израиля. Удивительный энциклопедический Музей — макет всего Израиля —занимает площадь более 50 кв. км! Макет создан в масштабе 1:50. И мы, словно Гулливер, прогуливались среди городов Израиля, знакомясь с его достопримечательностями.

Общий вид Иерусалима христовых времен. На переднем плане — макет Первого храма
Общий вид Иерусалима христовых времен. На переднем плане — макет Первого храма

Здесь же Сад искусств — около полусотни известных скульптур, собранных со всего мира, в том числе и Огюста Родена. В одном из залов, где установлена скульптура Родена, по инициативе израильского музея разработана специальная новаторская программа под названием «Движимый искусством», цель которой — показать, что искусство и исторические артефакты помогают совершенствоваться не только в движении, но и духовно.

Здесь можно увидеть полотна Рембрандта, Писсаро, Ван Гога, Шагала, французского художника Гюстава Курбе, написавшего скандальную эротическую картину «Происхождение мира», потрясшую общество XIX века своими реалистичными полотнами, на которых он изображал не исторические и библейские сюжеты, как тогда было принято, а повседневную жизнь простых людей.

В своё время барон Ротшильд передал в дар музею подлинный интерьер китайской комнаты начала прошлого века.

А те, кто читал роман Булгакова «Мастер и Маргарита», смогут удостовериться в реальности надписи, подтверждающей существование Понтия Пилата на плите, найденной во время раскопок в Израиле: «Тибериум … Понтий Пилат, префект Иудеи … Посвятил».

И текст написан теми же буквами, словами, орфографией, что и учебники, на которых преподают сегодня в израильских школах. В истории человечества не было ничего подобного. Минуло два тысячелетия — и страна возродилась вновь, воссоздав свою историю, традиции и письменность. Это продиктовано многовековым стремлением евреев, рассеянных по всему миру, к созданию и возрождению очага на исторической родине. Эта история и отражена в Музее Израиля.

Но Израиль не только родина иудаизма. Здесь, под охраной государства, находятся всемирно известные святыни христианства и мусульманства. И миллионы паломников посещают святые места ежегодно.

Одна из святынь — Храм Господень. Его строительство связывают с именем матери императора Константина — Еленой. Уже в преклонном возрасте, она совершает паломничество к месту распятия Христа. Один из местных жителей привел её на холм, где располагался храм Венеры, в его подземелье и был обнаружен Гроб Господень — величайшая христианская святыня, место погребения Христа. Помимо гробницы, Елена обнаружила также три креста и, для того чтобы определить, на каком из них распяли Сына Божьего, она прикладывала их к умершим. После прикосновения истинного креста произошло чудо воскрешения. Храм неоднократно разрушали и снова восстанавливали. Большая часть нынешней постройки относится к XI–XII векам.

Храм Гроба Господня
Храм Гроба Господня

Самым известным исламским объектом в Иерусалиме является мусульманская святыня — Купол Скалы, построенная в VII веке, когда палестинские земли были под управлением Египта. Стоимость строительства тогда в семь раз превысила налоговый доход Египта.

Купол Скалы
Купол Скалы

Купол Скалы был построен на месте Святая Святых иудеев. По преданию, здесь Господь положил краеугольный камень мирозданья, и, согласно библейской истории, на этом камне Авраам должен был принести в жертву своего сына Исаака. На этом месте царем Соломоном был воздвигнут первый храм. Он просуществовал 364 года: с 950 до 586 г. до н.э. Но потом был разрушен во время штурма Иерусалима в ходе Первой Иудейской войны римской армией во главе с Титом. На месте прежнего царь Ирод построил второй храм. Он простоял 586 лет.

Кроме музея под открытым небом, на территории Израиля — десятки национальных парков — археологические музеи, где можно изучать историю древнего Израиля — родины трех цивилизаций, и все они из колыбели иудеев. К сожалению, так случается, не все дети осознают свой долг перед родителями.

Христиане в лице Папы Римского Бенедикта XVI покаялись за свои злодеяния по отношению к иудеям, признав, что они являются одним народом, назвав немыслимым антисемитизм и неприемлемым отрицание Холокоста. «Это ужасная глава нашей истории никогда не должна подвергнуться забвению… Ненависть и презрение к людям, проявленные в годы Холокоста, стали преступлением против Бога и человечества»», — заявил понтифик, глава Ватикана, когда он посетил Израиль.

К сожалению, иначе считают мусульманские террористы. Их мечта — уничтожить Израиль. А в результате приходится платить столь высокую цену и тем, и другим.

Последнее моё посещение Израиля произошло 8 лет назад. Путь мой лежал через Одессу. Пробыл я в ней всего ничего после 19-летнего расставания — и вновь аэропорт, паспортный контроль, посадка, традиционная команда «Пристегните ремни» и самолет начинает разбег.

Далеко внизу остается Одесса. Город, где я родился, прожил большую часть жизни, где тесно переплелись прошлое и современность, легендарная Дерибасовская, полный очарования Приморский бульвар, знаменитая Потёмкинская лестница. В иллюминаторе удивительный пейзаж. Бесконечная изумрудная гладь спокойного августовского Чёрного моря, где предзакатное солнце, погружаясь в морской изумруд, оставляет на поверхности воды золотистую дорожку, уходящую за горизонт. И скользя над ней, самолет стремительно набирает высоту. Черное море, казавшееся безбрежным, через час сменяется горными кряжами Турции. И уже слева появляется Сирия, Иордания. И маленькая страна на средиземноморском побережье, промелькнувшая за несколько минут полёта.

Шасси мягко касаются земли Израиля. Мы в знаменитом Тель-Авивском аэропорту «Бен-Гурион».

Странное совпадение: накануне, работая в архиве одесской городской библиотеки, собирая материал для своей книги, я натолкнулся в издаваемой еврейской общиной газете «Оф Са-мех» на любопытную заметку. Автор — Натан Лопес Кардозо. Из нее явствует, что государство Израиль могло реально появиться более 220 лет назад. Такую попытку возродить Израиль в 1799 году предпринял Наполеон Бонапарт. Известно благосклонное отношение Наполеона к евреям. Он освободил их из гетто, где евреи жили при прежних монархах, уравнял в правах с прочими гражданами Франции. Думаю, не менее интересна и его инициатива по созданию государства Израиль.

Эстамп «Наполеон эмансипирует евреев», 1806 г.
Эстамп «Наполеон эмансипирует евреев», 1806 г.

В конце XVIII века, захватив земли, на которых когда-то была расположена древняя Иудея, Наполеон обратился к еврейской общине со следующим воззванием:

«Штаб Главнокомандующего, Иерусалим. 1 флориала 7 года Французской Республики (20 апреля 1799 года)

Бонапарт, Главнокомандующий армии Французской Республики в Африке и Азии — к Законным Наследникам Палестины Евреи, единственная в своем роде нация, которую за тысячу лет страсть к завоеваниям и тиранство смогли лишить только наследственных земель, но не имени и национального существования!

Внимательные и беспристрастные наблюдатели за судьбами наций, даже если вы не были одарены талантами пророков, как Исайя и Иоиль, вы тоже давно чувствовали, что предсказали эти провидцы с прекрасной и возвышенной верой, когда увидели надвигающееся разрушение своего царства и отечества.

Они предсказали: «И возвратятся избавленные Всевышним, и придут в Сион с ликованием; и радость вечная будет над головою их» (от обладания и отныне бесспорного пользования их наследством) (Исайя, 35:10).

Восстаньте, ликуя, изгнанники!

Война, беспримерная в летописях истории, которую, обороняясь, вела нация, чьи наследственные земли ее враги считали добычей, чтобы разделить ее росчерком пера правительств, по их произволу и как им удобно, отомстит за ваш позор и позор самых отдаленных наций (давно забытых под игом рабства), и за навязанное вам почти двухтысячелетнее бесчестье. В такое время и при таких обстоятельствах, которые, казалось бы, меньше всего благоприятствуют выдвижению ваших требований, и даже их выражению, и как будто заставляют полностью отказаться от этих требований, она (Франция) предлагает вам теперь, именно в это время и вопреки всем ожиданиям, наследство Израиля!

Доблестная армия, с которой Провидение послало меня сюда, под руководством справедливости и сопровождаемая победой, установила мою штаб-квартиру в Иерусалиме и через несколько дней перенесет ее в Дамаск, близость которого больше не наводит страх на город Давида.

Законные наследники Палестины!

Наша великая нация, которая не торгует людьми и странами, как делали те, которые продавали ваших предков всем народам (Иоиль, 3: 6), ныне призывает вас не отвоевывать ваше наследство, а лишь принять уже завоеванное и удерживать против всех пришельцев, получая гарантии и поддержку нашей нации.

Поднимитесь! Покажите, что некогда превосходящая сила ваших угнетателей не подавила смелость потомков тех героев, братский союз с которыми делал честь Спарте и Риму (Марк, 12:1–14), и что две тысячи лет рабского обращения не смогли ее подавить.

Спешите! Сейчас момент, который может не вернуться тысячи лет: потребовать перед народом всего мира и, вероятно, навсегда, восстановления ваших прав, в которых тысячи лет вам позорно отказывали, не давая вам политически существовать как нации среди наций и ограничивая ваше священное право поклоняться Богу в соответствии с вашей верой (Иоиль, 4:20)»(Из газеты Franz Kobler, «Napoleon and the Jews»)

Какие политические соображения преследовал Наполеон, выступив с подобной инициативой? Об этом можно строить различные предположения. Существует притча, как бы поясняющая его поступок:

Девятого ава, в день скорби, Наполеон проезжал по улицам Парижа в сопровождении своей свиты. Попав в еврейский квартал, он удивился безлюдности улиц. «Где люди?» — спросил он. Кто-то из сопровождавших сказал: «В синагоге». Удивленный, он вошел в синагогу и увидел такую картину: на полу сидели евреи и горько рыдали, читая траурную элегию пророка Иеремии. «Почему евреи в таком горе?» — спросил Наполеон у раввина. — «Кто обидел вас, может быть, произошел погром, о котором мне не сообщили?» «Хуже, — ответил раввин, — был разрушен наш Храм и нас изгнали из Эрец Исраэль!» «Но ведь это произошло 1800 лет назад», — удивился Наполеон. «Нет, — ответил раввин, — это случилось час назад!» «Как это понять?» — спросил Император. Раввин пояснил: еврейская история застыла с момента разрушения Храма и изгнания евреев с Земли Обетованной. В восприятии евреев это горестное событие — как будто только что происшедшее. Осознав глубину их ответа, Наполеон сказал: Если евреи до сих пор так сильно переживают из-за Храма и Родины, они несомненно удостоятся его восстановления, и никакая сила в мире не помешает им вернуться на свою землю».

Пожелание Наполеона исполнилось, но лишь через 220 лет.

Аэропорт Бен-Гурион

А я уже в зале паспортного контроля. Непривычны задаваемые вопросы: К кому прилетел? Какая степень родства? Где проживают родственники? Знаю ли я их телефон? Кто меня встречает? Есть ли обратный билет? Цель визита? Отвечаю на все вопросы. Девушка-офицер, выслушав ответы, что-то долго проверяет по компьютеру и, наконец, поставив штамп в паспорте, пропускает в таможенный зал. Таможенный досмотр. Специально обученные собаки обнюхивают каждого из нас, наш багаж; — и вот я в объятиях родных, моей сестры Софии Геллер, её мужа Оскара, сына Яна после десятилетней разлуки.

Призна́юсь, на первых порах, не покидало чувство тревоги, знакомое всем, кто живет за пределами Израиля, но имеет там друзей и близких и ежедневно следит за сводкой новостей. Каждый новый теракт, помимо волнения, рождает лавину тревожных звонков.

Аэропорт заполнен людьми. Слезы и улыбки радости одновременно. И уже машина мчит нас по прекрасному шоссе в сторону Тель-Авива. На протяжении всего пути поселения арабов сменяются еврейскими кварталами. Очень быстро начинаешь их различать — по крышам домов, по большому количеству зелёных насаждений вокруг еврейских районов. Мы приближаемся к району Ган-Авив, где живет семья моей сестры. Дорога проходит вдоль арабского поселка, и это нормально. В дальнейшем мы посещали и арабские магазины, и это тоже нормально. Нормально для тех, кто здесь живет, и непривычно для меня.

Итак, Израиль. Страна, не на всех картах обозначенная буквами, на некоторых — лишь цифрой, с соответствующим примечанием. Маленькая страна на полоске побережья Средиземного моря. Меньше ее — только Лихтенштейн, Монако и Андорра. Страна парадоксов. Один из них заключается в том, что большинство евреев проживает за пределами Израиля: из общего числа 14 млн на Израиль приходится меньше 50 процентов. До сих пор в стране нет единого мнения, каким должно быть государственное устройство. Должен ли Израиль быть еврейским государством или государством евреев? Иначе говоря, государством, в основе которого лежат традиционные еврейские законы, или государством, основанным на принципах еврейского права и еврейской государственности? Как написал литератор Яков Map, в Израиле живет «своеобразный, упрямый, любопытный, извращенный, беспокойный, непоследовательный, забавный и скучный, жестоковыйный и весь мир раздражающий народ«. Евреи стали непохожими на других, а еврейское государство стало для всего мира неким «коллективным евреем». Но если верно, что парадоксы украшают жизнь, делая ее более интересной, верно и то, что каждому еврею не приходится скучать.

Учитывая краткость моего пребывания, мой шурин Оскар тщательно продумал маршруты нашего путешествия по стране — с тем, чтобы показать как можно больше. И на следующий день мы через всю страну отправляемся на север, в Галилею, к Тивериадскому озеру.

Страна Израиль — одна из колыбелей человечества и современной цивилизации. Здесь найдены древнейшие следы пребывания людей. В долине Иордан в пещерах горного кряжа Кармель жил доисторический человек.

Он выходил на охоту с каменным топором.

Самый древний инструмент
Самый древний инструмент

Ощущение древности сопровождает вас везде и постоянно. Библейские рассказы приобретают убедительность документальных свидетельств. Общение с историей становится непосредственным. Национальные археологические парки изобилуют древнейшими памятниками культуры. Их намного больше, чем в известных музеях мира.

На небольшой территории страны представлены практически все климатические зоны. На севере прохладно, а всего в 500 км южнее — тропическая жара. На побережье Средиземного моря и в предгорьях — благодатная почва, а в Мертвом море даже водоросли не растут. И между этими крайностями размещается почти все, что можно представить в отношении почв и климата, кроме сибирских холодов, вечной мерзлоты и тундры.

А мы тем временем приближаемся к г. Тверии. После двух национальных катастроф, постигших еврейский народ, — поражения всенародного восстания против римлян под предводительством Бар-Кохбы и разрушения Храма, — центр еврейской жизни из Иудеи переместился на север, в Галилею, оставшуюся в стороне от восстания. Именно в Галилее сохранились самые впечатляющие руины памятников старины, когда значительную часть населения составляли христиане. Здесь можно увидеть соперничество в великолепии и роскоши между христианскими храмами того времени и синагогами.

Первый город, где мы останавливаемся, — Тверия. Вместе с Хевроном, Иерусалимом и Цфатом это один из четырех святых городов. И хотя город основан лишь в начале I века н.э. царем Иродом Антипой и назван в часть римского императора Тиберия, в еврейской истории он занимает особое место. Расположен он на берегу Тивериадского озера, уровень которого на 200 м ниже уровня моря.

Тверия
Тверия

Во II веке н.э. в Тверии обосновался Синедрион. Именно здесь было закончено создание Мишны и Иерусалимского Талмуда. Здесь жил мудрец и ученый рабби Меир. Его мавзолей с белым куполом сохранился до наших дней.

И еще одна заслуга ученых Тверии. Бен Ашер и Нафтали создали грамматику, по которой записана Книга Книг — Библия, дошедшая до нас на языке, который мы называем иврит. После непродолжительного пребывания в Тверии, проехав несколько километров вдоль пограничной полосы, за которой хорошо видна Иордания, мы оказались среди руин древнего города Хамат, где находятся знаменитые горячие сероводородные источники. Рядом с современным комплексом бассейнов, ванн, массажных кабинетов, кафе — раскопки древних римских бань.

Современные бассейны горячих сероводородных источников. Здесь же остатки римских бань.

Перед тем как окунуться в целебных источниках, мы посетили крокодиловую ферму.

В Тверии найдены остатки синагоги IV века Бар’ам. Сохранился мозаичный пол, где изображен Ковчег Завета и еврейские символы: семисвечники, пальмовые листья, а также имена тех, кто пожертвовал на эту синагогу.

Рядом — город Кфар-Нахум (Капернаум), где сооружена ещё одна известная синагога. Знаменитый Капернаум. Он занимает особое место и в истории христианства. Жители этого города слушали проповеди Иисуса и не поверили ему. Тогда он воскликнул: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься» (Матфей; 11:23).

Недалеко от синагоги Кфар-Нахум ещё одна христианская святыня — церковь умножения хлебов и рыб, на месте, где произошло чудо, когда Иисус пятью хлебами и двумя рыбами накормил пять тысяч человек, не считая женщин и детей.

Вволю накупавшись в горячих источниках Хамата, расслабленные массажем, мы возвращаемся в Тель-Авив. Уснул я, только прикоснувшись к подушке, и сновидения — словно продолжение нашего путешествия по удивительным библейским местам.

Иерусалим

Мы отправляемся в город городов, колыбель трех религий — древний Иерусалим. Как было сказано в Агаде, «в центре мира находится Израиль, в центре Израиля — Иерусалим, в центре Иерусалима — Храм, в центре Храма — Ковчег Завета, а перед Ковчегом — краеугольный камень мироздания. Камень, где Моисей собирался принести в жертву своего сына». Камень, ставший камнем преткновения между иудеями и мусульманами. Древности на каждом шагу. Некоторые жители Старого города ведут раскопки в подвалах собственных домов и наталкиваются на следы древней жизни, так давно и плотно заселен этот участок земли.

Мы спускаемся по склону горы к тому месту, которое именуют «город Давида». Вверх ярусами поднимаются стены, сложенные из камней, не скрепленных цементом. Просто и грубо. Их возводили во времена, когда не задумывались особо об архитектуре. Это остатки стен неврусеев. Когда царь Давид осадил Иерусалим, местный правитель вывел на стену слепых и хромых. Это было насмешкой: «Даже слепые и хромые сумеют защитить столь хорошо укрепленный город». Но Давид взял крепость, и место это, ставшее основным кварталом столицы, получило имя царя Давида.

Из города Давида мы видим возвышающуюся вдали Храмовую гору. Именно отсюда поднимались толпы паломников, направлявшихся в Иерусалимский Храм.

Иерусалим — город Давида
Иерусалим — город Давида

Во времена царствования Ирода Великого Храм был почти полностью перестроен. Сегодня каждый израильский школьник может отличить каменные блоки эпохи Ирода: огромные, отлично отесанные. Самый большой из найденных имеет длину 12 м и весит около 100 тонн. Трудно представить, как в те времена перемещали эти огромные глыбы.

Храм сожгли воины Тита Флавия. Сохранились только стены. Впечатляет Западная часть, так называемая Стена Плача. Правда, и Южная не менее величественна, но в течение веков евреям позволяли молиться только здесь.

Заглянув в пробитые рядом со стеной колодцы, можем увидеть, на какую глубину уходит стена: еще 19 горизонтальных рядов каменных блоков!

Кесария

Ирод Великий — самый крупный строитель, когда-либо правивший в Эрец-Исраэль. Он не только построил Храм, он возвел города Себастию и Кесарию.

Амфитеатр царя Ирода
Амфитеатр царя Ирода

Кесария требует особого рассказа. Один из древнейших городов Израиля появился на месте поселения, построенного финикийцами, и вошел в историю под названием Башни Стратона, упоминаемой в папирусе Зенона. Город был захвачен хасмонийцами во II веке до н.э. Вскоре был отвоёван римлянами и подарен царю Ироду. Именно ему принадлежат основные постройки этого города. При нем был сооружен один из древнейших театров на 4000 мест, где авансценой служило море. Был построен порт и гавань с волнорезами, великолепный храм в честь Рима и Августа. В византийский период здесь была построена восьмиугольная церковь, в арабский — большая мечеть, в эпоху крестоносцев — кафедральный собор. Во времена Римской империи — один из древнейших виадуков.

Но евреи не любили своего правителя. Они не прощали ему и то, что предки его были идумеяне, лишь за два поколения до Ирода насильно обращенные в иудаизм хасмонийским царем. Ему не простили и уничтожения хасмонийской династии, чудовищной подозрительности и жестокости, пренебрежения к еврейским обычаям. Он фактически был наместником Рима на святой земле. Был чужак не только по крови, но и по духу.

Ирод знал о всеобщей нелюбви, понимал, что день его смерти превратится в праздник. Безнадежно больной, он приказал привести во дворец в Иерихон всех старейшин и казнить их сразу же после своей кончины — тогда общий траур был бы неизбежен. К счастью, завещание Ирода выполнено не было. А сегодня нам, живущим две тысячи лет спустя, остается лишь восхищаться сооружениями эпохи Ирода.

Мертвое море

Покинем на время Иерусалим и отправимся на берег Мертвого моря. Здесь находится гора Масада, точнее, не гора, а гигантская, 462-метровая скала с плоской вершиной. В наши дни на вершину можно подняться не только по извилистой «Змеиной тропе», но и в вагончике канатной дороги. Панорама Иудейской пустыни (к западу) и Мертвого моря, окаймленного горами Иордании, потрясает воображение.

Масада
Масада

Издали на горе видны три уступа. Они возникли по воле царя Ирода: на этих трех террасах располагался личный дворец Ирода с жилыми комнатами, баней, дворик с колоннами — все на краю бездны.

Здесь были и жилые постройки, и синагога, и склады, где хранились продовольствие, которого хватило бы на годы осады, запасы воды в каменных цистернах, пополняемые зимними дождями.

Когда римляне смогли по насыпи добраться до вершины скалы, вождь защитников Масады Элеазар бен Яир обратился с речью к своим товарищам. Эта речь, пересказанная пятью уцелевшими (двое женщин и пятеро детей) и дошедшая до нас в записи Иосифа Флавия, — одна из самых ярких страниц его повествования о борьбе зилотов.

«Пока наши руки свободны и могут держать меч, пусть они окажут нам добрую услугу. Умрем прежде, чем стать рабами наших врагов, и покинем мир свободными — мы, наши жены, наши дети».

Был брошен жребий, он определил десять человек, которым предстояло совершить самое страшное. Умертвить всех, а затем по жребию один должен был убить девять оставшихся и покончить с собой.

Во время раскопок у ворот, ведущих к Северному дворцу, было найдено несколько черепков с именами и прозвищами: «Сын пекаря», «Человек из Долины», «Иов», «Бен Яир» — возможно, это и есть последние приветы от тех десяти.

А мы возвращаемся в Иерусалим, в старую часть города. На платформе Храмовой горы сейчас находятся две знаменитые мечети: мечеть Омара («Купол над скалой») и мечеть Аль-Акса.

Мечеть Омара ("Купол над скалой")
Мечеть Омара («Купол над скалой»)

Оба этих выдающихся образца архитектуры ислама построены в VII веке. Фотографию мечети Омара можно увидеть на любом туристском плакате Иерусалима. Она стала таким же символом города, как Собор Нотр-Дам для Парижа, Адмиралтейство — для Санкт-Петербурга. Правда, внутри мечеть достаточно тесна и не слишком удобна. Центр здания занимает огромный необработанный камень (отсюда и название «Купол над скалой»).

Многими талмудистами Храмовая гора отождествляется с горой Мория — согласно библейскому повествованию, она находилась в трех днях пути от города Беэр-Шева и была видна издалека. В исламе — это место вознесения на небо пророка Мухаммеда.

На нескольких квадратных километрах Старого Иерусалима каждая эпоха оставила свои следы, которые сохранились, несмотря на то что римляне старательно уничтожали еврейское прошлое, христиане — языческое, мусульмане — христианские памятники, крестоносцы — памятники ислама…

Существует и хронология периодов Израиля: Персидский, Эллинский, Римский, Византийский, Арабский, Эпоха крестоносцев, Эпоха мамлюков, Оттоманский период. И наконец — период современного Израиля.

К западу от Старого города на одной из пологих высот находится здание израильского парламента — Кнессет, ряд министерств. Здесь же располагается университетский комплекс и музей Израиля. Все это составляет гигантский архитектурный ансамбль — очень современный и очень иерусалимский.

Кнессет

В Кнессете самый знаменитый зал — несомненно, нарядное фойе, именуемое «зал Шагала». Великий еврейский художник Марк Шагал — автор мозаик и гобеленов в этом зале. Гобелены составляют триптих. В центре «Исход», слева — «Царь Давид», справа — «Пророчество Исайи».

В хороводе бесчисленных фигур проходит перед нами вся еврейская история и мифология. Праотец Яков, борющийся с ангелом; Моисей, получающий скрижали Завета; Юдифь с головой Олоферна; Иерусалимские холмы и горящее местечко Витебск, откуда родом сам Шагал. Но самые знаменитые работы Шагала в Израиле — это не гобелены в Кнессете, а витражи в синагоге Иерусалимской больницы «Хадасса». Витражи серии «Двенадцать колен израилевых» — это больше, чем подарок известной клинике. Они олицетворяют религиозность и национальное самосознания Шагала, его дар всему еврейскому народу, который «… всегда мечтал о библейской любви, о дружбе и мире среди всех людей».

Витражи М. Шагала в синагоге Эйн-Карема
Витражи М. Шагала в синагоге Эйн-Карема

Марк Шагал, создавая свои знаменитые витражи «Двенадцать колен Израилевых» в синагоге медицинского центра Хадасса, писал о своей работе:

«Витражи кажутся очень простым делом: материалом является сам свет… Что должен я придать земле Всевышнего, огню Всевышнего, листве, древесной коре, свету? Быть может, воспоминания об отце, о матери, о детстве, о моем народе на протяжении тысячелетий… Быть может, мое сердце… И еще нужно смириться перед материалом, покориться. Художник в меньшинстве в состязании с природой, удача сопутствует ему, лишь если он умеет покориться. Когда я иллюстрировал Библию, я приехал в Израиль и нашел там мои материалы — свет и землю».

Есть творения, ради которых стоит приехать с другого конца света: скульптуры Шартра, плафон Сикстинской капеллы, расписанный Микеланджело, росписи Рублева… В Израиле таких произведений множество, одно из них — витражи Шагала в Синагоге Эйн-Карема.

Яд ва-Шем

84 года назад — в мае 1937 года — была создана самая известная антивоенная картина в мире: «Герника» Пабло Пикассо. 26 апреля 1937 года немецкая эскадрилья «Кондор» нанесла мощный бомбовый удар по маленькому баскскому городку. Герника была почти полностью разрушена, из 5 тысяч жителей погибло 2 тысячи. Немыслимая реальность, смерть, трагедия, боль и гнев самого художника — все заключается во внутреннем смысловом движении полотна. Пикассо создал полотно вне времени, предвосхищающим события, названия которым еще не было. Ведь война, в которую будет вовлечен весь мир, начнется позже. И мир увидел фашизм таким, каким он был в действительности, — зло, не приемлющее всё живое.

Одного дня явно недостаточно даже для беглого знакомства с главным памятником не только Иерусалима, но и всего Израиля. Речь пойдет о единственном в своем роде комплексе зданий Института памяти жертв нацизма и героев Сопротивления «Яд ва-Шем». Музей-мемориал — совершенно особый среди музеев страны. Вообще-то, название музей — не совсем верное. Это не место, где что-либо выставляют. Это огромный исследовательский центр катастрофы европейского еврейства. Здесь находится уникальный архив, где собирают и хранят сведения обо всех евреях, погибших от рук нацистов, — мужчинах, женщинах, детях, — не просто по численности, а о каждом поименно. Название «Яд ва-Шем» как раз и означает: «память и имя». Это место поклонения, скорби и размышлений. «Яд ва-Шем» далек от какой-либо театральности, экзальтации, патетики. Его образная система полна сдержанности и мужественного достоинства. Для человека, впервые посетившего «Яд ва-Шем», это одно из самых сильных впечатлений его жизни. Это испытал и я.

Храм Мертвых, где представлена история одной из самых трагических страниц в мировой истории человечества — уничтожение евреев в годы Второй мировой войны, получившая во многих языках название «Холокост». В иврите существует другой термин — Шоа (‏השואה‏‎ — бедствие, катастрофа). На тебя глядят тысячи лиц: маленьких детей, девушек и юношей, мужчин и женщин, дедушек и бабушек, чья жизнь была насильственно оборвана. Уникальный мемориал — памятник миллионам людей, уничтоженным во время Катастрофы. Звучат имена, возраст и место рождения, сопровождая каждого, кто входит в этот скорбный зал. Трудно передать страшное потрясение, которое испытываешь в этом необычном мемориале-предупреждении: — ЭТО НЕ ДОЛЖНО ПОВТОРИТЬСЯ!

Когда мы вышли из музея, солнце приближалось к закату. Причудливые тени на холмистом рельефе Иерусалима придавали особую загадочность силуэту вечного города. А мы, потрясённые, прощались с Иерусалимом, с надеждой вновь вернуться, чтобы продолжить знакомство с наследием минувших эпох…

Тель-Авив

Израильская поговорка гласит:

«Иерусалим учится, Хайфа работает, а Тель-Авив танцует».

Тель-Авив — символ современного Израиля, так же как Иерусалим — воплощение его истории.

Тель-Авив возник в 1904 году как один из еврейских кварталов близ арабского города Яффа. Сегодня древняя Яффа — всего лишь квартал Тель-Авива. Она напоминает средневековый средиземноморский город-музей.

В отличие от памятников, созданных иудеями и разрушенными завоевателями, Яффа создавалась в стиле средневековых городов Европы. В ней сохранился каждый камень. Расположенная на холме, где в просветах между улочками открывается вид то на теряющийся в дымке Тель-Авив, то на искрящееся под солнцем Средиземное море, Яффа стала туристским центром с бесчисленными кафе, сувенирными магазинами, художественными мастерскими. Ее дома, тротуары, мостовые сложены из прочного золотистого известняка, и это придает дополнительную прелесть средневековому ансамблю.

Если облик Иерусалима определяется холмистым рельефом, а главный строительный материал — местный розоватый камень — известняк, то Тель-Авив в целом — плоский город со зданиями из бетона. За век своего существования Тель-Авив пережил все архитектурные увлечения стремительно меняющегося времени.

В 1920-е годы стиль застройки определялся иерусалимской художественной школой «Бецалель»: комбинация европейского модерна и книжного ориентализма. Несколько слов о создателе этого стиля Борисе Шаце (1867–1932). Сын меламеда (религиозный учитель) из Ковно, ученик виленского ешибота (ешибот в древнееврейском от слова ешива — школа, где изучали Талмуд), он выбирает для себя возмутительную и недопустимую с религиозной точки зрения профессию: скульптора. Становится учеником одного из известнейших мастеров того времени, Марка Антокольского. Сам родом из Вильнюса, Марк Антокольский прославился скульптурными портретами деятелей русской истории: «Иван Грозный», «Петр I», «Нестор-летописец». Борис Шац в начале ХХ века создает свою знаменитую статую «Матитьягу Хасмоней» (он возглавил восстание иудеев против селевдиков во II веке до нашей эры). Скульптуру экспонируют на Всемирной выставке в Париже, где она получает золотую медаль.

Борис Шац. Еврейские образы
Борис Шац. Еврейские образы

Шац переезжает в Болгарию, основывает там Академию искусств. Знакомство и дружба с Теодором Герцлем превращают его в сиониста. Он приезжает в Иерусалим и здесь создает художественную школу «Бецалель». Школа становится законодателем мод во многих творческих сферах Израиля того времени: архитектуре, скульптуре, живописи, дизайне.

Модернизм, изощренный, причудливый орнамент, еврейские символы — щит Давида, семисвечник, стилизованные изображения реальных исторических памятников — вот главные элементы этого стиля.

В 1930-е годы, когда население Тель-Авива бурно растет за счет эмиграции из Германии, возникает типичный «тель-авивский дом». Ничем не украшенные стены, четкие горизонтали этажей и окон.

В последние десятилетия, после блистательной победы в Шестидневной войне, возникают новые постройки, поражающие своей оригинальностью. Здание фирмы IBM: весь многоэтажный ствол сходится к одной точке опоры. «Дом Азии» напоминает две сливающиеся капли. Причудливый торговый центр «Дизенгоф». Появляется множество музеев, галерей. Реконструируется набережная, вдоль которой уже выросло множество роскошных отелей, посольств, административных зданий. Все это на фоне великолепных золотистых пляжей, вдоль ласкового и теплого Средиземного моря. Завершив прогулку по городу, остаток дня мы провели, нежась в шезлонгах, изредка охлаждаясь в волнах прибоя. А вечером наслаждались приморским бризом в одном из многочисленных кафе на Тель-Авивской набережной.

Экономист Джордж Гилдер, «протестант… как пишут о нем — без малейшего намека на еврейское происхождение», когда-то придумал «Тест Израилем». Этот тест содержит вопрос:

«Может ли этот мир подавить в себе зависть и признать, что все они зависят от выдающихся достижений сравнительно небольшого количества мужчин и женщин. Ибо выживание человеческой расы зависит от признания совершенства, где бы оно не появлялось… Оно зависит от того, сможет ли мир пройти тест Израилем».

Джону Гилдеру 75 лет. Живет в Америке. По мнению журнала ФОРБС, является один из столпов рыночной экономики. По его мнению, Израиль — символ экономического прогресса и процветания в ХХI веке. Об этом когда-то писал и Уинстон Черчилль. В 1939 году английское правительство объявило о введении ограничений на иммиграцию евреев в Палестину, равно как и на их возможности покупать землю у арабов. Уинстон Черчилль, тогда член парламента, ответил на это следующим образом:

«Они (еврейские колонисты) заставили пустыню цвести… открыли множество успешных производств… основали огромный город на голом берегу… укротили Иордан и провели во всей земле электричество… Совершенно никем не ущемляемые арабы толпами хлынули в эту страну и умножились в количестве так, что их население превзошло еврейское даже с добавлением сюда евреев со всего мира. Теперь нас просят декретировать, что все это должно быть остановлено и все это должно закончиться. Теперь нас просят уступить — и это то, что бесит меня более всего, — агитация, которая ведется на иностранные деньги и беспрестанно разжигается нацистской и фашистской пропагандой».

В древности говорили:

«Десять мер красоты отпущено Богом, девять из них достались Иерусалиму, и одна — всему свету».

Несколько дней, проведенных в Израиле, позволили только слегка прикоснуться к этой красоте — и почувствовать верность этого изречения. Становится более понятным, почему евреи, рассеянные по всему миру, через 2000 лет осуществили свою извечную мечту — воссоздать страну. И это свершилось в ХХ веке.

Каждый раз посещая Страну, поражался величию и окружающей красоте, имеющей столь глубокие корни. Восхищался пейзажами, уникальной историей, оставляющей неизгладимые впечатления и желание возвращаться снова и снова в эти святые места.

Print Friendly, PDF & Email

Один комментарий к “Илья Буркун: Девять мер красоты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *