Борис Гулько: Спасители человечества

Loading

Такое чудо — люди, способные на столь интенсивную духовную и интеллектуальную жизнь — досталось нам. Но вместо того, чтобы поражаться такому подарку, жлобы среди русскоязычных израильтян ноют о «мракобесии», будто твёрдо знают, что Бога нет…

Спасители человечества

Борис Гулько

Стараясь внимательно следить за жизнью израильского общества (как и большинство евреев мира), я давно обнаружил, что среди его угасающих и оживающих проблем есть одна постоянно разрастающаяся. Это — отношения между светскими евреями и харедим.

Недавно израильская журналистка София Рон-Мория на сайте «Заметок по еврейской истории» «Мастерская» пересказала свою статью из газеты «Едиот Ахронот» на эту тему, полную катастрофичных предсказаний. Статья взволновала людей, собрала уже более трёх тысяч читателей и полутораста комментариев, и дискуссия не утихает.

Первый тезис автора: «Концепция двух миров, которые не соприкасаются, гибельна для страны. Израиль попросту не сможет выжить, если превратится в государство двух народов… и их ничто не объединяет» — не представляется мне тревожным. Живя в США, я не имел ничего общего ни с андер-классом Гарлема, ни с ковбоями Техаса, ни с амишами Пенсильвании. Да и в Израиле можно насчитать не два народа, а больше. Скажем, я смотрю с недоуменьем на многочисленных участников гейских «парадов гордости» и не чувствую с ними ничего общего. С неменьшим недоумением я смотрел бы на парады гетеросексуалов, или импотентов, или онанистов. Но таких парадов, к счастью, не бывает.

Противоречива вторая тема — «экономическая»: «Извращенная система «хеврат ломдим», общин, где мужчины всю жизнь изучают Тору… а женщины содержат своим трудом большие семьи… Система эта гибельна для экономики Израиля — страна не в состоянии позволить себе поддерживать сотни тысяч неработающих трудоспособных мужчин», — утверждает Рон-Мория. Взялся защищать харедим профессор физики Эдуард Бормашенко. Он заметил, что, во-первых, занятие харедим повышают духовный и интеллектуальный уровень общества: «Человечество перестает читать. Последствия этого будут очень глубоки, поэтому я считаю, что идеалы «хеврат ломдим» актуальны, как никогда (мир с бешеной скоростью движется к новому варварству)». Во-вторых, посвящающие жизнь изучению Талмуда субъективно удовлетворены своей жизнью: «Неужели их жизнь хуже жизни офисного планктона, насельников бессчетных рекламных, туристических, маркетиноговых, коучинговых агентств, добывающих свой бессмысленный хлеб в поте труда своего и вечером оттягивающихся в ночном Тель-Авиве. Необходимо людей, изучающих Тору, превратить в офисный планктон, ибо другой работы современная цивилизация не предоставляет (?) Необходимо обессмыслить жизнь людей, смысл этой жизни имеющих (?)». И третье: проблема неработающих харедим тает сама собой: «52 процента мужчин работают» — признаёт и журналистка. Профессор приводит цифры: «За последние 20 лет число харедим, получающих высшее академическое образование, выросло более чем в 15 раз — с 600 человек к концу ХХ века до 9,6 тысяч в 2018 году» (у меня получается — ровно в 16 раз).

И всё же, как оценить явление: половина мужчин, а в «литовской» общине процент этот значительно выше, сознательно посвящают свою жизнь только изучению Торы? Ведь Раббан Гамлиэль в «Поучении отцов» говорит: «Хорошо занятие Торой сочетать с ремеслом… Учение же, не сочетаемое с трудом, — сходит на нет» (2:2). Вопрос этот чрезвычайно важен. Обсудим его.

Мне представляется, что мы стоим перед грандиозным цивилизационным сломом. На него в своём комментарии мимоходом указал и профессор Бормошенко, помянув «офисный планктон».

В нашем народе всегда ясно отражаются мировые тенденции, часто опережая себя. Молодые люди моего поколения имели широчайший выбор осмысленных профессий. У евреев он был поуже. И слава Богу: на дипломатическую, гебешную, идеологическую работу нас особо не брали. Зато из «нефтяного», «стали» или МИИТа (оставившего в фольклоре рифмованное: «аид идёт в МИИТ») выходили хорошие специалисты, имевшие впереди осмысленную жизнь.

Сейчас нормальные профессии стремительно исчезают — сужу по опыту своей жизни в США. Цивилизация вступила в смертельный круг. В американском штате Орегон власти недавно приняли решение, что умение читать, писать и считать не является обязательным условием успешного окончания школы. Какой-то мальчик спросил свою маму: «Зачем мне учиться? Ведь мой телефон и так уже всё знает». Раньше я считал это шуткой.

Молодые американцы в университетах в большинстве овладевают профессиями, обобщённо называемыми «либерал арт». Кафедры математики, физики, кибернетики, биологии там тоже существуют. Но они — для китайцев и индийцев. А тех — полчеловечества. Остальные изучают что полегче: «расовые исследования», феминистские, гендерные, сексуальные, одним словом то, что сейчас стали называть неомарксизмом. Это — не безвредные глупости. Такое образование превращает молодого человека в безмозглого зомби.

Американский интеллектуал Деннис Прегер в недавной лекции в одной из Нью-йоркских синагог назвал американские университеты «чистым злом». Показателем умосостояния американской «образованщины» являются результаты только что обнародованного опроса, показавшего, что 63% членов правящей в США демпартии предпочитают социализм капитализму. Это означает, что в ближайшие годы Америка может ждать вождями нации Муссолини, Ленина, Гитлера. Правый обозреватель недавно предупредил дискутировавших на ТВ, что они скоро будут вздыхать по нынешним жалким лидерам США вроде Нэнси Пелоси и Джо Байдене.

Можно, конечно, вообще не получать образование. Так поступают многие простые американцы, «белый мусор», как их презрительно называют интеллектуалы. Этих сейчас косит опиумная эпидемия. Ещё Обама обеспокоился, чтобы наркотики беспрепятственно поступали в США. Я писал об этом, например, в эссе «Маньчжурский кандидат». Сейчас бесперебойную доставку наркотиков из Мексики обеспечивает открытие южной границы США, осуществляемое правящей ныне «третьей администрацией Обамы». По последнему опросу белое население США скукожилось на 5 млн — к бурной радости прогрессивных обозревателей.

Преподавание «либерал арт», в израильских университетах, как мне рассказывали, мало чем отличается от американского. Однако физику и химию евреям приходится изучать самим. Положение страны старт-ап обязывает.

И всё же уклониться от мировых тенденций Израилю не удастся. Компьютеризация и роботизация производства, неизбежно захватывающая любую интеллектуальную деятельность, оставит без занятия значительную часть работающих. Грядущие в ближайшее время автомобили без водителей дополнительно освободят от занятия огромные массы трудящихся. К ним со временем добавятся операторы любых движущихся объектов: тракторов, поездов, танков, самолётов, кораблей — включая космические. Даже такая чисто человеческая деятельность как врачевание заставит людей потесниться. Скажем, в рентгенологи — анализе рентгеновских снимков, компьютеры уже вскоре превзойдут людей.

Израиль, похоже, готовится к такому «светлому будущему». В Иерусалиме интенсивно растёт район правительственных зданий. Если США обходятся двумя партиями, в администрации у них занят 31 человек, администрация Швейцарии состоит из 8-ми, то «офисный планктон» Израиля многочислен и хорошо плодится; политических партий здесь немеряно, а министров — зашкаливает.

Между тем Израиль имеет естественное решение подступающей к человечеству проблемы. Он обладает широким кругом людей, готовых за грошовые пособия посвящать жизнь изучению нашего национального наследия, «святому интеллектуализму», как назвал изучение Талмуда переведший Вавилонский Талмуд с арамейского на иврит рабби Штайнзальц. При этом харедим, о которых мы говорим, хранят в мире наступающей дикости постмодернизма мораль и традиции нашего народа, заводят детей, которым передают эти традиции. Ведь для этого Израиль и создавался. Не для «парадов гордости» же!

Наличие широкого круга последователей системы «хеврат ломдим» представляется мне чудом. Это потому, что я много лет в «хаврусе» (кружке) под руководством доктора Цви Фишера раз в неделю изучал Талмуд. Это же чрезвычайно тяжело!

Если перед занятием я не поспал, я засыпал на занятии. Яростные дискуссии наших мудрецов по подчас вполне абстрактным вопросам поражали меня: почему было не уступить уважаемому оппоненту? Споры, описанные в Гемаре, правда, нередко кончались без определения победителя.

И я восторгался нашим учителем Цви. Он, один из лучших гастроэнтерологов северного Нью Джерси, вёл 13 хаврус в неделю! Когда в 7 утра я приходил на молитву в синагогу, Цви уже учил кого-то в зале для занятий. Когда я уходил после вечерней молитвы, Цви начинал заниматься с новой группой.

В конце он оставил свою престижную и денежную работу и посвятил всего себя изучению Торы (Так называют и Талмуд). «Мне просто это больше нравится» — объяснил он мне.

Гениальный Юлий Ким описал такое чудо в песне:

Они по городу идут — читают Тору.
Они в автобусах сидят — читают Тору.
Они за рыбою на рынок, за бумагою в контору
Коридорами идут, читают Тору.

У моря Красного лежат — читают Тору.
У Средиземного лежат — читают Тору.
Они лежат, они сидят
Они стоят, они идут,
Они едят и пьют — и тут читают Тору!

Трясёт Исландию — они читают Тору,
Колотит Грузию — они читают Тору,
Ливану Персия поставила четыре партии
Ракет «земля-земля» — они читают Тору.

Мне замечательно — они читают Тору.
Мне отвратительно — они читают Тору.
Их уважают, унижают, обожают, обижают, ают, ают,
А они её читают.

Лежа и стоя,
Идя и сидя,
Благоговейно и уверенно, —
И Он таким образом видит,
Что всё ещё не всё ещё потеряно, не всё ещё…

Такое чудо — люди, способные на столь интенсивную духовную и интеллектуальную жизнь — досталось нам. Но вместо того, чтобы поражаться такому подарку, жлобы среди русскоязычных израильтян ноют о «мракобесии», будто твёрдо знают, что Бога нет…

Недавно богатое государство Израиль установило для своего президента, функция которого равна нулю, офис со штатом сотрудников, которые будут умножать на этот нуль.

Лучше бы открыли ещё одну йешиву…

Print Friendly, PDF & Email

7 комментариев для “Борис Гулько: Спасители человечества

  1. Victor Blokh: «Это была (горькая) шутка…»
    ***
    Шутки шутками, даже если они от гениального Юлия Кима (“Ливану Персия поставила четыре партии pакет «земля-земля» — они читают Тору”). И тем не менее, потребность страны в специалистах хайтека, врачах, медбратьях и медсестрах, инженерах, учителях, строителях, пожарных, военных, фермерах, рабочих … никто не отменял.

  2. Малинский Эдуард:
    “Вот он, эволюционный путь развития, когда уповают на то, что « проблема харедим решится сама по себе».”
    ***
    Недавно вспомнил очень оптимистический прогноз, данный профессором Бормашенко в комментариях под статьей “Два города, или одна страна?” Софьи Рон-Мория (09.08.2021):

    “И наконец прогноз (самое поганое дело заниматься прогнозами): когда через 10-15 лет харедимные колледжи выплюнут на рынок труда десятки тысяч харедим, наше светское общество, потребует введения процентной нормы для харедим в хайтеке, ибо конкурировать с харедим не сможет. Они же будут упорно вкалывать, а не пастись на порносайтах. Та что, все еще впереди.”

    Через неделю, 17.08.2021, на сайте newsru.co.il появилась заметка следующего содержания:

    “Министр науки и технологии Орит Фаркаш Коэн предложила ввести ускоренный процесс ввоза в Израиль иностранных работников в сфере хайтека, сообщает «Калькалист». Фаркаш Коэн отмечает, что в области высоких технологий, которая отвечает за 25% от национального дохода от налогов, наблюдается серьезная нехватка рабочей силы. Многие компании нанимают сотрудников в других странах и даже переносят свою деятельность за границу. В письме в налоговое управление и в управление инноваций министр предлагает составить план поощрения приезда в Израиль для иностранных рабочих и потенциальных репатриантов, которые могут занять рабочие места в области хайтека.”

    Тут возникают несколько вопросов: Почему мы должны ждать 10-15 лет? Почему за все годы правления ликудо-религиозной коалиции не были созданны харедимные колледжы, о которых пишет профессор, чтобы удовлетворить потребность в специалистах именно сейчас, когда в них есть необходимость? Кто должен позаботиться, чтобы такие колледжы появились?
    Вряд ли лидеры ультраортодоксальных партии Яадут Ха-Тора и ШАС в Кнессете захотят переводить деньги на строительство колледжей, где будет обязательным изучение точных наук. Особенно если у власти будет Ликуд.

  3. Комментарий к статье Бориса Гулько «Спасители человечества» .
    Очень сложно комментировать статью автора, имеющего диаметрально противоположную идеологию. Сложно, да и не совсем корректно: убеждения надо уважать! Поэтому мой комментарий не будет касаться спора на тему о «небесных» делах, а речь будет идти о сугубо земных проблемах, но которые формируют эти убеждения.
    Вот г-н Гулько пишет, что его чрезвычайно тревожит проблема взаимоотношений светских евреев и харедим. Он даже выделяет экономическую тему и пытается оспорить ущербность существующей системы приоритетов в ультраортодоксальной общине, где половина трудоспособных мужчин не работает, занимаясь только изучением Торы, а большие многодетные семьи содержат своим трудом женщины, хотя объективно система эта гибельна для экономики Израиля.
    И… знаменательное явление: если раньше Гулько с порога отметал все обвинения такого рода в адрес харедим, то сейчас он говорит:
    «… как оценить явление: половина мужчин, а в «литовской» общине процент этот значительно выше, сознательно посвящают свою жизнь только изучению Торы? Ведь Раббан Гамлиэль в «Поучении отцов» говорит: «Хорошо занятие Торой сочетать с ремеслом… Учение же, не сочетаемое с трудом, — сходит на нет» (2:2). Вопрос этот чрезвычайно важен. Обсудим его.
    И предлагает свое видение картины «грандиозного цивилизационного слома», при котором, надо полагать, что точка зрения уважаемого раввина устарела. Это было справедливо в доиндустриальную эпоху. А сейчас…
    Гулько рисует нам картину фантастического будущего: всеобщая роботизация, компьютеризация, автоматизация. Словом, всё делают машины, многие традиционные профессии, начиная от водителей и кончая врачами, станут не нужными, по крайней мере, в развитых странах. Они останутся только в развивающихся странах (Индия, Китай), там традиционные специалисты будут ещё нужны. Ну, а чем же занять молодые поколения на просвещенном Западе, в том числе, в Израиле? И гроссмейстер выдаёт на-гора блестящее описание будущих «спасителей человечества» :
    «Между тем Израиль имеет естественное решение подступающей к человечеству проблемы. Он обладает широким кругом людей, готовых за грошовые пособия посвящать жизнь изучению нашего национального наследия, ..как назвал изучение Талмуда …рабби Штайнзальц. При этом харедим, о которых мы говорим, хранят в мире наступающей дикости постмодернизма мораль и традиции нашего народа, заводят детей, которым передают эти традиции. Ведь для этого Израиль и создавался. Не для «парадов гордости» же! .
    Теперь понятен и «новый курс» гроссмейстера: харедим –это спасители человечества вообще, а Израиля, в частности.
    Что можно сказать по поводу этого прогноза нашего будущего?
    Во-первых, это фантастика; а во-вторых, фантастика не научная, а ненаучная; а в-третьих, хотя в Израиле продолжительность жизни – одна из самых высоких в мире, порядка, 83-85 лет, а традиционное в нашем народе пожелание здоровья и долголетия содержит 120 лет, но, чтобы дожить до описываемых фантазией гроссмейстера картин будущего, надо обладать долголетием библейских патриархов, вроде Мафусаила.
    Многие поклонники харедим буквально млеют от восторга, и уважаемый гроссмейстер в их числе, рассказывая о том, каким полезным для общества делом занимаются ультраортодоксы, денно и нощно изучая Тору.
    . Но поражает отсутствие объективности у харедофилов в выборе аргументов в полемике со светскими евреями. Харедофилы, защищая необоснованное финансирование харедим из госбюджета, в один голос заявляют, что оно вполне соизмеримо с расходами государства на пособия по старости и про-житочному минимуму для людей , которые ни дня не проработали в Израиле. Но оппоненты упрямо предпочитают не принимать во внимание тот факт, что 99% российских пенсионеров приехали в Израиль в окружении своих детей и внуков, предоставив государству (правда, звучит несколько цинично, но это неизбежно в подобной полемике ), превосходный человеческий материал. А «благодарное» государство даже отказывает им в признании стажа работы в стране исхода! Но ведь именно в стране исхода в семьях этих пенсионеров выросли дети и внуки и именно в те годы, когда пенсионеры работали, зарабатывая на жизнь себе и будущим гражданам Израиля.
    … Защищая же идеологические позиции ультраортодоксов, г-н Гулько, видимо, не полагаясь на весомость своих аргументов, призывает на помощь профессора Бормашенко, тоже ярого поклонника харедим. . . Что ж, рассмотрим позицию профессора. Я, по правде говоря, не жажду вступать с ним лишний раз в полемику по причине, что я более, по его выражению, «для него не существую». Но раз судьбе, в лице гроссмейстера, суждено свести нас в дискуссии, избегать этого не стану, тем более, что я никуда не делся, не подвергся телепортации, хотя еще в 1993 году Чарльз Беннет доказал теоретическую возможность мгновенного квантового перемещения, конечно, не самого физического объекта, а его состояния.
    Ну, а если я все-таки существую, то, поменяв местами причину и следствие в известном изречении Декарта, то я и мыслю. И этими своими мыслями по поводу аргументов профессора готов поделиться с оппонентами. . Не буду пересказывать его аргументы, они есть в статье Гулько, только свои выводы:
    1. Не может изучение Торы ультраортодоксами «повысить духовный и интеллектуальный уровень гражданского общества и сделать идеалы харедим актуальными» для него ни сейчас, ни в эпоху прогнозируемого Гулько будущего ввиду базовых различий в идеологиях, исповедуемых этими категориями населения; это просто очередной миф об универсализме Торы, придуманный харедофилами.
    2. По поводу «субъективного удовлетворения своей жизни харедим, посвятившим свою жизнь изучению Торы» я выскажусь парою абзацев ниже.
    3. Насчет участия харедим в общественно-полезном труде и получении высшего образования профессор настроен оптимистически: «проблема харедим решится сама по себе»: ведь уже работает 52% мужчин. И вообще он за эволюционный путь развития и в подтверждение этого предъявляет статистику: за последние 20 лет число харедим, получивших высшее академическое образование увеличилось на 1500%, т. е. в 16 раз! Звучит как победная реляция! А в абсолютных цифрах очень даже скромненько: с 600 человек до 9600.
    И добавляем свою статистику: по данным Института израильской демократии, озвученным журналом НЭП, за период 2010 – 2020 годы число ультраортодоксов, прошедших армейскую службу в Цахале, увеличилось на 73%. Тоже звучит? Звучит! А на поверку… речь – то идёт всего о каких – то 3862 чел! А ведь в йешивах и колелях сегодня обучается порядка 140 тыс!
    Когда до них дойдёт очередь, чтобы студентов и солдат из харедим увеличилось до пропорций, средних по стране? . Вот он, эволюционный путь развития, когда уповают на то, что « проблема харедим решится сама по себе». Боюсь, что и века патриарха Мафусаила (для справки – 969 лет ) не хватит!.
    Но это ещё не все, коль речь зашла об эволюции. Читатель, наверное, не успел забыть, что двумя абзацами выше я обещал вернуться к декларируемому профессором «субъективному удовлетворению своей жизни харе-дим…»
    В этом же ряду стоит и восторг г-на Гулько по поводу лучшей, по сравнению с другими развитыми странами, подготовленности Израиля к постиндустриальной эпохе;
    «Израиль… обладает широким кругом людей, готовых за грошовые пособия посвящать жизнь изучению нашего национального наследия, т.е Талмуда.
    А если к этим двум цитатам апологетов харедим добавить еще и мнение г-жи Римон из её статьи «Русский антисемитизм в Израиле: причины беспричинной ненависти»» о том, что семья харедим, имея доход в два раза меньший по сравнению со светской семьёй, и расходует, в свою очередь, в два раза меньше, т.е. аскетизм ультраортодоксов – это сознательно выбранный ими образ бытия без жизненных удовольствий. Если следовать этой логике, то и проживание многодетных семей в условиях ужасной перенаселённости квартир, что особенно чревато нежелательными последствиями в условиях эпидемии — это тоже сознательный, а не вынужденный образ жизни?
    А ведь в унисон звучат мнения и доктора филологии и профессора физики о «субъективном удовлетворении своей жизни харедим, посвятившим свою жизнь изучению Торы», уж не говоря о «грошовых пособиях», за которые харедим готовы посвятить свою жизнь изучению Торы, о чем почти с восторгом говорит шахматный гроссмейстер.
    С какой целью я хочу заострить внимание читателя именно на этих цитатах харедофилов?
    Да потому, что здесь, как в зеркале, видно, что они демонстрируют своё полнейшее равнодушие к судьбам, якобы, своих опекаемых.
    Но неужели они не видят, что харедим, сохраняя «традиции еврейского народа», поставлены своим руководством в такие условия, что вынуждены круглосуточно заниматься только изучением Торы, а потому 45% из них живёт за чертою бедности.
    Поэтому, представляется мне, совершенно справедливо Софья Рон в своей недавней статье «Штраймл и креветки…» очертила позиции харедофилов:
    « В йешивах пусть сидят, в бедности живут – это же правильно, чтобы люди духовные в бедности жили.». . «А еврейские традиции ХСН любят – из своего светского далека» , . «Если «духовные» евреи весь день молятся и учат Тору, ..то они, светские, будут жить своей правильной жизнью…Зато они будут поддерживать «духовных» евреев»,
    От себя добавлю: Есть в этой позиции харедофилов что-то от поведения древнеримского плебса, жаждущего получить удовольствие от зрелища идущих на смерть гладиаторов, но остающихся при этом совершенно равнодушными к их судьбе.
    Хочу вернуться к эволюционному пути решения проблем харедим в израильском обществе, на который так уповает профессор, имея в виду, прежде всего, проблему нищеты.
    Один из комментаторов утверждал, что не существует проблемы «жизни за чертою бедности» в ультраортодоксальном секторе Израиля, потому что «харедим не попрошайничают на перекрестках». . Конечно, у каждого человека могут быть свои личные представления о бедности, но существуют официальные критерии этого явления, Так, по стандарту ООН, доход семьи ниже половины медианного, принятого по обществу, является основанием для отнесения субъекта к данной категории населения.
    Конкретно, по данным уже упоминавшегося Израильского института демократии на сайте журнала НЭП, в 2005 году численность харедим, проживаюших за чертою бедности, составляла 58%, а в 2020 году – 45%, т.е. за 15 лет она «сама по себе» снизилась на 13%. . . Не трудно посчитать, что для достижения нынешнего уровня бедности израильского общества в 11% потребуется почти 35 лет! Это – эволюционный путь развития, когда «проблемам предоставляется возможность решаться самим по себе».
    Может быть, я опять наступаю на больную мозоль харедофилам, но именно НДИ предложила после выборов в марте 2019 года самую конструктивную программу реформирования ультраортодоксального сектора, которая была отвергнута право – религиозным лагерем.
    Как же можно верить, что они искренне желают добра своим подопечным?
    Заканчивая свой несколько затянувшийся комментарий, делаю резюме: 1. Проблема, поднятая гроссмейстером, явно не угрожает ни промышленному Западу вообще, ни Израилю, в частности, в обозримом будущем: г-н Гулько, играя с «машиной времени» по Герберту Уэллсу, нажал явно не тот рычаг – эпоха мэрлоков и элоев наступит не скоро, не надо пугать читателей. 2. Декларируя привычные уже для нас свои взгляды на общечеловеческие ценности, гроссмейстер не привёл, как всегда, достаточно убедительные ар-гументы в пользу положительного влияния харедим на гражданское общество Израиля. 3.Последняя же фраза его статьи, вынесенная в подзаголовок, вообще поражает своей, мягко говоря, некорректностью:
    «Такое чудо — люди, способные на столь интенсивную духовную и интеллектуальную жизнь — досталось нам. Но вместо того, чтобы поражаться такому подарку, жлобы среди русскоязычных израильтян ноют о «мракобесии», будто твёрдо знают, что Бога нет…
    А вот когда верующий человек называет атеиста жлобом, это, извините, уже определяет место для полемики вне цивилизованного разговора.
    . Эдуард Малинский

  4. Дочитал до «президента, функция которого равна нулю» и расхотелось писать что-либо.

  5. Есть легенда (или традиция) о разделении труда между коленами Звулона и Иссахара.
    Сказал Рабби Йехуда: «Звулун и Иссахар договорились между собой о том, что Иссахар будет сидеть и изучать Тору, а Звулун будет заниматься торговлей и поддерживать Иссахара».
    Но вся суть тут в «договорились между собой», а НЕ в «один принудил другого силой государства и коалиционных переговоров».

    Вся суть потому, что любое принуждение силой государства даёт бюрократии ещё больше власти и ещё меньше ответственности. Развитие технологии даёт человечеству огромный потенциал, но действия огромной и безответственной бюрократии направляют этот потенциал во зло того «грандиозного цивилизационного слома», об ужасах которого Вы пишете в Вашей статье. Это из-за действий такой бюрократии студентам массово стало ВЫГОДНО учить всякие «расовые исследования, феминистские, гендерные, сексуальные» и становиться безмозглым неомарксистскими зомби.

  6. На сайте «Мнения» Арье Барац написал, что цель обучения в ешиве состоит в самом процессе познания, в том числе и понимания таких законов, которые давно не исполняются. Например правил принесения жертв Всевышнему. Более того, время, когда народы мира признают иудеев избранным народом, это будет не время властвования над другими и даже не когда они будут ими восхваляемы, а время, когда у них будет возможность наслаждение от изучения Торы. Но ведь иудеи в этом смысле не уникальны. Так профессиональные шахматисты «не пашут, не строят», а только «передвигают фигурки». Или физики-теоретики и математики сочиняют теории, понятные может быть пару десяткам человек на Земле, и т. д.
    Очевидно, что далеко не все ешиботники относятся к «талмидим хахамим» (мудрым учащимся), которые искренне готовы пожертвовать маетериальными благами ради обучения. Но их наставники «держатся» за число учеников, потому что гос. поддержка ешивы зависит от этого . Может быть тут надо найти какое-то разумное решение, например в виде конкурса на поступление в ешиву после хедера?

Добавить комментарий для Victor Blokh Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.