Михаил Ривкин: Недельный раздел Ки Таво

 353 total views (from 2022/01/01),  1 views today

В перечне проклятий автор, как правило, отталкивался от той реальности, которую он видел вокруг себя. Он описывал известные ему факты, но, при этом, давал полную волю своему художественному воображению, преувеличивая, усиливая, доводя до последнего предела все беды и несчастья, о которых был наслышан.

Недельный раздел Ки Таво

Михаил Ривкин

Благословения и проклятия (Деварим 28:1-68)

Среди множества эпизодов ТАНАХа, которые вызывают бурные споры между сторонниками ортодоксально-канонического толкования и приверженцами историко-текстуальной критики едва ли не самым известным является рассказ о том как Великий коэн Хилкийау обнаружил Книгу Торы

И сказал первосвященник Хйлькийау Шафану, писцу: книгу Торы нашел я в доме Г-споднем. И подал Хйлькийа книгу Шафану, и тот читал ее. И пришел Шафан, писец, к царю, и принес царю ответ, и сказал: высыпали рабы твои деньги, что были в доме, и передали их в руки ведущим работы в доме Г-споднем. И сообщил Шафан, писец, царю, сказав: книгу дал мне Хйлькийа, священник, и читал ее Шафан царю. И было, когда услышал царь слова книги Торы, то разорвал он одежды свои. И повелел царь Священнику Хилькийа, и Ахикаму, сыну Шафана, и Ахбору, сыну Михайа, и Шафану, писцу, и Асае, рабу царя, сказав: Пойдите, вопросите Г-спода обо мне и о народе и обо всей Йеудее о словах этой найденной книги, ибо велик гнев Г-сподень, который воспылал на нас за то, что не приняли отцы наши слов этой книги, чтобы поступать так, как предписано нам. (IIМелахим 22:8-13)

Для ортодоксальных толкователей совершенно очевидно, что найденная Книга Торыהתורה) (ספר это тот самый Свиток Торы, который мы сегодня храним во всех синагогах и который читаем по Субботам и праздником. Однако уже в Средние Века отцами церкви, некоторыми авторитетными христианскими теологами высказывалось мнение, что найдены были не все пять книг Торы, а только книга Деварим. При этом, разумеется, авторство Моше под сомнение не ставилось. В 1805 г. Один из основоположников библейской критики Вильгельм де Ветте высказал мнение, что упомянутая «Книга Торы», т.е. книга Деварим, не была древним свитком, обнаруженным в 622 г. до н.э. среди множества старых храмовых манускриптов. Эта книга, на самом деле, была написана либо в это самое время, либо совсем незадолго до того. Этого же мнения придерживался и Ю. Вельхаузен. К началу ХХ утвердилось мнение, что «свиток Хилкийау», торжественно «обнаруженный», точнее — обнародованный в 622 г. До н.э. включал даже не всю книгу Деварим, а только Законодательный кодекс, своего рода «жёсткое ядро» этой книги. Повествовательная часть была добавлена позднее. Эту точку зрения отстаивает в своей известной монографии Р.Э. Фридман. Современный израильский исследователь, И. Дершович, напротив, склонен считать, что повествовательная часть книги Деварим была создана раньше, чем законодательная, и именно её преподнёс Великий коэн Хилкийау Шафану, а через него — царю Йошийау.

Все эти гипотезы имею серьёзные основания и подробно анализировались на протяжении всего ХХ века. Позволим себе предложить вниманию читателей некую гипотезу, ещё более сужающую объём этой таинственной находки. На самом деле великий коэн Хилкияу передал Шафану перечень благословений и проклятий, содержащихся в гл. 28 книги Деварим. Именно над этим перечнем горевал и плакал царь Йошийау, и именно прочитав его послал царь «вопросить Г-сода обо мне и о народе и обо всей Иудее». Позднее к этому перечню был добавлен законодательный корпус Деварим (гл. 12-26), а на заключительном этапе редактирования — повествовательная часть. Вслед за эпизодом обнаружения «книги Торы» подробно описана церемония заключения царём, коэнами, пророками и всеми людьми Иудеи и Иерусалима «союза [ ברית, точный перевод — завета] перед Г-сподом». И эта церемония сопровождалась прочтением полностью, от начала и до конца «всех слов книги завета [ברית ]». (IIМелахим 23:1-3). Это торжественное возобновление Вечного Завета стало величественной кульминацией царствования Йошийау. По смыслу очевидно, что был прочитан законодательный кодекс, а в завершение — перечень благословений и проклятий: благословений — «если будете послушны» и проклятий — «если не будете послушны».

Следует отдавать себе отчёт, что едва ли перечень проклятий, и, тем более, перечень благословений, дошёл до нас именно в том виде, как он был зачитан. Несомненно, что эти перечни удлинялись, отдельные проклятия делались всё более детальными, и, вместе с тем, страшными, гиперболизировались и преувеличивались. Сразу бросается в глаза существенное стилистическое отличие благословений от проклятий. Автор перечня проклятий стремился добиться сильнейшего, жуткого, «леденящего кровь» действия своих слов на каждого, кто их услышит или прочитает — будь то царь, будь то простой человек. Это своего рода «пророчество катастрофы», которая неизбежно постигнет тех, кто отступил от Слова Г-спода. И, надо отдать ему справедливость, желаемого впечатления автор добился! Это «тёмное пророчество» отличается возвышенным, мрачновато-торжественным, завораживающим стилем, столь характерным для всех такого рода пророчеств в ТАНАХе. При этом автору мало общих, традиционных, ритуально-обязательных проклятий, подобных тем, что прозвучали на горе Эйвал. Он предельно точен и конкретен в описании всего, что случится с отступниками.

Перечень благословений, которые, скорее всего были добавлены автором на заключительном этапе редактирования, служит лишь целям композиционной симметрии, с тем, чтобы не оставалось впечатления, что проклятия «безальтернативны». В перечне проклятий автор, как правило, отталкивался от той реальности, которую он видел вокруг себя. Он описывал некие известные ему факты, но, при этом, давал полную волю своему художественному воображению, преувеличивая, усиливая, доводя до последнего предела все беды и несчастья, о которых он был наслышан. Перечень благословений, напротив — целиком плод воображения автора, это некий идеальный мир, в котором автору очень хотелось бы жить самому. Вместе с тем, автору важно было убедить свою аудиторию, что этот идеальный мир обязательно станет реальностью, все благословения дословно исполнятся, если строго исполнять заповеди Всевышнего.

Как мы уже указали ранее, в перечне проклятий, с течением времени, было сделано несколько важных добавлений, выделяющихся и стилем, и содержанием. Сначала перечислены такие проклятия, которых ещё не бывало на самом деле, но которые нетрудно себе ясно представить (пп. 20-24, 27-27, 38-40, 42). Так, «проказа Египетская» — это та самая болезнь, которою поразил Всевышний, в своё время, египтян во времена Исхода. Это — не раз упомянутая в Торе болезнь.

Остальные проклятья — это описание реальных исторических процессов и отдельных событий, которые имели место ко времени написания этого отрывка. Большую их часть мы хорошо знаем из израильской истории. Бегство Израиля от врагов и множество жертв — это реальные события времён царствования Йошиау и последовавших за ним времён упадка Иудейского царства. Социально-экономическая ситуация последних лет Первого Храма точно описана словами:

Пришелец, который в среде твоей, возвысится над тобою выше и выше, а ты опускаться будешь ниже и ниже. Он ссужать будет тебя, а ты j ссужать его не будешь; он будет главою, а ты будешь хвостом (там 28:43-44)

Некоторые из проклятий описывают события, случившиеся в начале царствования Йошийау. И эти проклятия, несомненно, были записаны в том свитке, который обнародовал Хилкийау в 622 г. До н.э. Это описание страшных бедствий, которые обрушились на Иудею в дни нашествия племени «ашкеназим». Это племя дважды вторгалось в Иудею и принесло ей тяжелейшие разрушения:

Подымет Г-сподь на тебя народ издалека, от края земли; как орел налетит народ, языка которого ты не поймешь. Народ наглый, который не уважит старца и юноши не пощадит. И будет он есть плод скота твоего и плод земли твоей, доколе не будешь разорен, так что не оставит тебе ни хлеба, ни вина, ни елея, ни приплода быков твоих, ни приплода овец твоих, доколе не погубит тебя. И будет теснить тебя во всех вратах твоих, доколе не разрушит стен твоих, высоких и крепких, на которые ты надеешься, во всей земле твоей; и будет теснить тебя во всех вратах твоих, по всей земле твоей, которую дал тебе Г-сподь, Б-г твой. И будешь ты есть плод чрева твоего, плоть сынов твоих и дочерей твоих, которых дал тебе Г-сподь, Б-г твой, в осаде и в угнетении, в которое повергнет тебя враг твой. Человек изнеженный и очень избалованный в среде твоей, злобно смотреть будет око его на брата его и на жену лона его и на остальных детей его, которых он сбережет, Не давая никому из них от плоти детей своих, которых он будет есть, потому что не останется ему ничего в осаде и в угнетении, в которое повергнет тебя враг твой во всех вратах твоих. Изнеженная и избалованная в среде твоей, которая ступни ноги своей не пробовала ставить на землю от избалованности и изнеженности, злобно будет смотреть око ее на мужа лона ее и на сына ее, и на дочь ее (там 28:49-56)

Но есть и проклятия, ставшие отголоском событий позднейших, например — гибели Йошийау в той битве против фараона Нехо, которая предопределила трагические судьбы Иудеи надолго вперёд.

И возвратит тебя Г-сподь в Египет на кораблях тем путем, о котором я сказал тебе: «ты более не увидишь его» и будете продаваться там врагам вашим в рабы и в рабыни, но не будет покупателя.

В книге IIМелахим 23:33-34 сказано, что фараон увёл царя Йеоахаза в плен в Египет, заменив его своим ставленником. Очевидно, что не один царь, но и многие его приближённые, сильные и властные люди в Иудее, военачальники и коэны, были уведены в плен в Египет, вместе со своим жёнами и детьми. Это было важно ради полного и окончательного торжества победителя. И число этих пленных было столь велико, что на рынках рабов предложение превысило спрос…

Но самые страшные картины рисует автор, описывая судьбу изгнанников в Галуте:

И рассеет тебя Г-сподь по всем народам, от края земли до края земли, и будешь там служить божествам иным, которых не знал ни ты, ни отцы твои, — дереву и камню. Но и между теми народами не успокоишься ты, и не будет покоя ступне твоей, а даст Г-сподь тебе там сердце встревоженное, тоску и скорбь души. И будет жизнь твоя висеть (на волоске) пред тобою, и будешь в страхе день и ночь, и не будешь уверен в жизни своей. (там 28:64-66)

Едва ли речь идёт, в данном случае, о Вавилонском Галуте, скорее, это собирательный образ. Ещё до окончательно падения Первого Храма жители Иудеи не раз изгонялись безжалостными завоевателями в далёкие страны и подвергались всевозможным мучениям и издевательствам. И именно эти мучения, хорошо известные автору, он делает самым главным в описании Галута.

«Осады, каннибализм и изгнания были частым явлением в древнем мире. Они часто упоминаются во многих договорах Древнего Востока, и потому могли быть включены во Второзаконие гл. 28 задолго до падения Иудеи. Тот факт, что в качестве единственного места изгнания назван Египет, также является аргументом против хронологической привязки текста ко времени падения Иудеи»[i]

Когда кодификатор-девтерономист объединил перечень проклятий и благословений со своим пространным законодательным кодексом, он счёл свою задачу полностью законченной, ибо только в сочетании со страшными карами для тех, кто законы Всевышнего нарушит, кодекс обретал свой абсолютный, божественный авторитет. Для торжественного заключения законодатель-девтерномист избрал традиционную формулу, обязательный «делимитатор»:

Вот слова завета, который Г-сподь велел Моше установить с сынами Исраэйлевыми в земле Моав, кроме союза, который Он заключил с ними при Хорэйве (там 28:69)

Для кодификатора-девтерономиста именно Галут стал кульминацией, самым страшным из всех возможных несчастий, причём несчастьем необратимым, бесповоротным. В этом плане его мировоззрение существенно отличалось и от взглядов двух ранних авторов, J и Е, и от взглядов Р.

Автор источника J в книге Брейшит предложил такое понимание феномена Галута:

  1. Предсказание о Галуте дано Первому Патриарху, но относится, судя по всему, к будущим временам, когда потомки Авраама умножатся как песок морской и звёзды небесные. Египет прямо не упомянут, хотя указание на «большое имущество», которое прихватят с собой сыны Израиля «на дорожку» позволяет связать это предсказание с Эпосом Исхода.
  2. Кто уходит в Галут? Весь народ Израиля, все потомки Авраама, сколько их будет к тому моменту не понятно.
  3. Кто принимает решение о начале Галута? Пророчество сформулировано однозначно и ультимативно, от людей ничего не зависит, Галут неизбежен.
  4. В чём смысл переселения? «Перед нами раскрывается библейская концепция происхождения и последующего развития Избранного Народа. Этот народ должен пройти длительный путь постепенного созревания, а не просто появиться в результате смешения или конфедерации разных колен. А это значит, что исполнение Б-жественного Обетования займёт много лет»
  5. На какой срок переселяются в Египет? Срок указан дважды: «четыреста лет» и «четвёртое поколение возвратится». Так или иначе, срок пребывания в Галуте строго фиксирован, возвращение «запрограммировано» на определённый момент времени в будущем.

Источник Е отвечает на все эти вопросы иначе:

  1. Кому дано предсказание о Галуте? Третьему Патриарху, непосредственно перед переселением в Египет.
  2. Кто уходит в Галут? Яаков и его сыновья, семьдесят душ, к тому моменту весь народ Израиля.
  3. Кто принимает решение о начале Галута? Яаков явно колеблется, очевидно, что решение принято не сразу. Только после откровения Всевышнего во сне, где Патриарху было обещано покровительство Создателя на протяжении всего периода Галута («не бойся сойти в Египет», Брейшит 46:3-4) Яаков решается покинуть Кнаан. Так или иначе, последнее слово остаётся за Яаковом. До тех пор, пока он не принял решения, Галут не начался.
  4. В чём смысл переселения? Автор Е стремится абстрагироваться от конкретных исторических обстоятельств и осмыслить феномен Галута, как таковой. В этой версии Галут — обязательное звено в величественном Б-жественном замысле умножения рода. Тема Галута перекликается с темой обетования многочисленного потомства, прозвучавшей в Завете между рассечёнными частями животного, одно неразрывно связано с другим.

… не бойся сойти в Египет, ибо народом великим Я сделаю тебя там (Брейшит 46:3)

Более того, на всё время пребывания в Египте потомкам Яакова гарантирована провиденциальная защита:

Я сойду с тобою в Египет Я и выведу тебя обратно (Брейшит 46:4).

Очевидно, что обе стадии, и нисхождения, и восхождения, одинаково значимы и важны Всевышнему, обе являются частью изначального Б-жественного плана.

  1. На какой срок Яаков и сыновья переселяются в Египет? Срок точно не указан, но явно проговорена неизбежность возвращения из Галута.

Автор источника Р предложил своё понимание Галута, как наказания за грехи Израиля:

  1. Кому дано предсказание о Галуте? Поколению Исхода.
  2. Кто уходит в Галут? Не сказано явно, но судя по смыслу, весь народ Израиля, к тому времени уже весьма многочисленный
  3. Кто принимает решение о начале Галута? Галут — это один из двух возможных «маршрутов» грядущей истории Израиля. Народ безусловно обладает свободой воли и сам выбирает свою судьбу. Если Израиль не согрешит — никакого Галута не будет. Если же Израиль упорно будет грешить, настанет момент, когда Б-г прямо вмешается в ход истории, с катастрофическими для Израиля последствиями:

И обращу лицо Мое на вас, и будете поражены врагами вашими, и будут властвовать над вами неприятели ваши, и побежите, хотя никто не гонится за вами. (там 26:17)

И Я пойду наперекор им, и уведу их в землю врагов их (там 26:41)

В качестве исходной точки Галута указано сокрушительное военное поражение, более того, народ «побежит, хотя никто не гонится» — намёк на массовый, повсеместный характер изгнания.

  1. В чём смысл переселения? Галут это не продолжение раз навсегда заданной безальтернативной линейной истории, а некий эксцесс, некий зигзаг, которого могло и не быть. Галут — это наказание за грехи, но это, одновременно, и некая «шоковая терапия», единственный способ заставить народ одуматься:

Тогда может быть покорится непокорное сердце их, и тогда искупят они вину свою, (там)

  1. На какой срок Израиль уходит в Галут? Срок точно не указан, но возвращение совершенно неизбежно:

И Я вспомню завет Мой с Яаковом и завет Мой с Ицхаком, и завет Мой с Авраамом вспомню, и землю вспомню /…/ Но и при всем этом, когда они будут в земле врагов своих, не презрю Я их и не возгнушаюсь ими до того, чтоб истребить их, чтобы нарушить завет Мой с ними; ибо Я Г-сподь, Б-г их (Ваикра 26:42, 44)

Источник Р отражает религиозно-историческое мировоззрение, провиденциальный историзм, качественно отличающееся от мировоззрения двух более ранних источников, и это отличие наиболее ярко и наглядно проявляется именно в осмыслении и объяснении феномена Галута.

Во-первых, для двух ранних источников Галут это некая первичная онтологическая данность. Галут присутствует в бытии Израиля как избранного народа как некий важный, неотъемлемый компонент, как непреложная и непостижимая воля Всевышнего. Продолжительность Галута либо никак не определена, либо прописана в мифологических категориях, таких как четвёртое поколение и т.д. Галут не противоречит идее обретения Земли Обетованной, он её дополняет

Для источника Р Галут это трагический сбой в предначертанном Свыше идеальном, незапятнанном скверной бытии Израиля. Это наказание за отпадение от Всевышнего и за нарушение Его заповедей. В принципе, Галута могло бы и не быть, но грех народа Израиля, достигнув некоего порога, делает его неотвратимым. Галут отрицает и отменяет дарование Земли Обетованной и, в известном смысле, ставит под вопрос саму идею избранного народа.

Во-вторых, для авторов ранних источников предсказание Галута, уход в Галут и возвращение из Галута это часть общего баснословно-эпического повествования, такая же обязательная часть, как рассказ о Сотворении Мира, Завете с Патриархами, Исходе из Египта и т.д. Никакого личного переживания за рассказом о Галуте не стоит, авторы знают о нём только понаслышке.

Для автора Р Галут это нечто очень личное, либо пережитое им самим, либо хорошо известное из рассказов старших современников. Это не просто переселение, это именно разрушение, катастрофа, крушение всех вековечных государственных и культовых моделей.

В-третьих, для автора Р Галут — это болезненное отклонение и извращение нормативной, «правильной» модели бытия, и потому он обязательно должен закончится Исправлением и Избавлением. Гарантией этому служит вечный, абсолютный, безусловный Завет с Патриархами, который оказывается «сильнее» любых девиаций и трансгрессий в поведении Израиля. Главной особенностью Завета с Патриархами является именно его безусловный характер. Он подобен ленному владению землёй, т.е. такому владению, которое в древности царь мог единожды пожаловать, но не мог впредь своею волею отменить (Экев, см. коммент)

Наряду с этими тремя источниками, достаточно подробно Галут описан в историческом повествовании девтерономиста, автором которого, по мнению многих исследователей, является пророк Йирмейау. Как мы уже указывали, во многом его восприятие Галута близко автору Р, но есть важные отличия. Попытаемся резюмировать взгляды этого пророка на Галут:

  1. Предсказание о Галуте дано в степях Моава, первому поколению Земли Обетованной
  1. Кто уходит в Галут? Весь народ Израиля, все потомки Авраама, к тому времени уже весьма многочисленные.
  1. Кто принимает решение о начале Галута? Галут это отклонение от первоначального Провиденциального маршрута, указанного народу Израиля на Синае. Сам народ Израиля своим небрежением к многократным предостережениям «включает» механизм Галута.
  1. В чём смысл переселения? Галут — это наказание за грехи, Мера Суда. Но Мера Суда — это всегда и некая «шоковая терапия», единственный способ заставить народ одуматься.
  1. На какой срок Израиль уходит в Галут? Срок точно не указан, но возвращение совершенно неизбежно, ибо на смену Мере Суда по законам высшей Б-жественной диалектики всегда приходит Мера Милосердия. Но тут Йирмейау решительно отступает от простой модели автора Р: в его мировоззрении Мера Милосердия не может вступить в силу и только в силу Завета с Патриархами, без активного участия самого народа Израиля, самих изгнанников:

Оттуда же искать станешь Г-спода, Б-га твоего, и найдешь, если будешь искать Его всем сердцем твоим и всею душою твоею. При невзгоде твоей, когда постигнут тебя все эти предсказания, в будущие времена, возвратишься ты к Г-споду, Б-гу твоему, и будешь слушаться гласа Его, Ибо Б-г милосердный Г-сподь, Б-г твой; Он не оставит тебя и не погубит тебя, и не забудет союза с отцами твоими, о котором Он клялся им (Деварим 4:29-31)

Сначала, всё-таки, «возвратишься ты к Г-споду», и только потом Он возвратит тебя из Галута. Мы видим, что мировоззрение пророческой школы, ярчайшим представителем которой выступал Йирмейау, отвергало механистический, детерминистский взгляд автора Р на причины кардинальных сдвигов в истории Израиля, будь то сдвиги положительные, будь то сдвиги отрицательные. Не случайно Йирмейау в своём грандиозном повествовании раз за разом вкладывает в уста разным историческим лицам грозные предостережения о Галуте. У народа Израиля на протяжении всей истории, от Исхода и до падения Иудеи было много возможностей раскаяться и предотвратить Галут. Но и после падения Первого Храма, после всех ужасов изгнания, не только вавилонского, но и других, о которых историописец очень хорошо знал из древних хроник, решающее, последнее слово остаётся за людьми.

Это — тоже историзм, но историзм более зрелый, историзм диалектический. Исторические события подчиняются неким законам, которые установил Всевышний. Но эти законы имманентно включают возможность свободного выбора людей, человек всегда может пересмотреть и исправить свой неверный выбор, «вернуться к Г-соду», по словам пророка.

Наконец, в нашем недельном разделе мы видим ещё один пример исторического мировоззрения, ещё одну попытку осмыслить самому и объяснить своей аудитории феномен Галута. Это мировоззрение законодателя-девтерономиста, отчасти близкое мировоззрению историка-девтерономиста, но только безысходное и пессимистическое. Попытаемся выделить основные положения этого мировоззрения.

  1. Предсказание о Галуте дано в степях Моава, первому поколению Земли Обетованной
  1. Кто уходит в Галут? Весь народ Израиля, однако, в отличие от Р и от Йирмейау, девтерономист подчёркивает, что к началу Галута от этого народа «останется вас мало».
  1. Кто принимает решение о начале Галута? Галут это отклонение от первоначального Провиденциального маршрута, указанного народу Израиля на Синае. Сам народ Израиля своим небрежением к многократным предостережениям «включает» механизм Галута.
  1. В чём смысл переселения? Галут — это наказание за грехи, Мера Суда, выступает как самоцель: «будет радоваться Г-сподь, уничтожая вас и истребляя вас» (там 28:63).
  1. На какой срок Израиль уходит в Галут? Похоже, что на веки вечные. Ни малейших намёков на то, что народ вернётся, мы не видим, о такой возможности автор думать не хочет.

Это — тоже своего рода историзм, который вполне можно назвать «историческим пессимизмом». Похоже, что автор не ждал ничего хорошего ни о людей, ни от Творца… Такое мировоззрение наиболее полно выражает ту гнетущую, тяжёлую духовную атмосферу, которая характерна для последних лет Иудейского царства, после смерти царя Йошийау…

___

[i] Jeffry H. Tigay The JPS Torah commentary Deuteronomy NY 1990 p. 491

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *