471 total views (from 2022/01/01), 3 views today
Нет масштабных съёмок, большинство эпизодов или на улице, или в помещениях полиции. Но несмотря на скромность бюджета, действие динамичное и захватывающе. Я бы сказал, что это социальная драма.
Кинорецепт от Бориса Бермана
«Манаек» (“Manayek”)
Борис Берман
Продолжение. Начало
Израильский сериал «Манаек»/“Manayek” (2020 г., 10 серий).
Набрел на него по имени режиссера, Алона Зингмана («Штиссель», «Железный купол»).
Не знаю, каков бюджет «Манаека», но, судя по тому, что я вижу, небольшой. Нет масштабных съёмок, большинство эпизодов или на улице, или в помещениях полиции.
Но несмотря на скромность бюджета, действие динамичное и захватывающе.
Я бы сказал, что это социальная драма.
Но прежде — о названии. Как объяснили мне друзья, живущие в Израиле, Manayek — арабское ругательство, которое, придя в в иврит, стало означать то, что на русском звучит как «легавый» или «мусор» (в арабском — ещё более грубые определения).
Остановимся на «легавом». Именно это слово несколько раз бросают в лицо главному герою. 50-летний Изи Бахар работает в Отделе собственной безопасности крупного подразделения полиции (похоже, в Тель-Авиве). Его сверстники, те, с кем он начинал службу и дружит до сих пор, занимают высокие посты в правоохранительной системе, а Изи, по мнению многих, лузер, который занимается неблагодарной работой: «разгребает дерьмо».
Дерьма, как выясняется, предостаточно.
Перед выходом на пенсию (за выслугу лет) Изи включают в группу, которой предстоит расследовать достоверность сигналов от тайного осведомителя, поступивших на полковника Барака Хареля — одного из лучших в местной полиции. При том, что Барак и Изи — друзья вот уже больше двадцати лет…
С каждым эпизодом Изи не просто приближается к истине, он понимает, что знал совсем другого Барака. А истина, которая открывается перед ним, становится для героя глубочайшей личной драмой.
Это сериал не про «хороших» и «плохих» полицейских. Manayek— сериал про Дон Кихота, который сражается не с ветряными мельницами, а с жестокой и крепкой как сталь, круговой порукой, связавшей правоохранительные органы страны. Примечательно, что в одном из эпизодов, когда Изи уже понимает, что систему эту не порушить, он приходит на банкет, где все его недруги празднуют победу вместе с министром внутренних дел…
И это, согласитесь, серьезный масштаб авторского высказывания.
Я не знаю, как отреагировали в Израиле на этот сериал, но на меня эта лишенная хэппи-энда работа произвела серьезное впечатление.
Впрочем, в конце 10-й серии есть крючочек для второго сезона, и, кто знает, быть может, тогда Дон Кихот победит?
Уже после просмотра я узнал, что исполнитель роли Изи Бахара — Шалом Ассаяг — впервые выступает как драматический актёр; он популярнейший в Израиле комик, в основном концертирующий в жанре стендап-комеди. Поскольку все это мне было неизвестно, я просто смотрел на очень хорошего драматического артиста, глубокого и убедительного.
Словом, дебют в новом амплуа на 51-м году жизни удался вполне!
И вдогонку к теме правового беспредела. Скромная израильская картина «Грязный выпад» (“Foul Gesture”, 2006 г., режиссёр Цахи Град).
Скромный служащий Михаэль Кляйнхаус в День памяти жертв Холокоста попадает в ДТП. Виновник аварии убеленный сединами господин Дрейфус. Он, как выясняется, ветеран войн 60-70-х, и у него прочные связи в полиции. Словом, Кляйнхауса мытарят по полной и битым словом дают понять, чтоб он и не думал приближаться к почтенному ветерану. И тогда Кляйнхаус…. В общем, что предпринимает Кляйнхаус, рассказывать не стану, посмотрите кино. В чем-то отчаянный порыв совсем не смельчака Кляйнхауса напомнил мне знаменитый фильм «С меня хватит!» с Майклом Дугласом в главной роли.
Играющий Кляйнхауса Галь Зайд, конечно, не Дуглас, но в рамках этого камерного фильма он по-настоящему трогателен и достоверен.
Тоже по-своему Дон Кихот.
Иногда такие скромные фильмы способны сказать ту правду, которой не найти в больших кинополотнах.