Мирон Амусья: Другой профсоюз

 514 total views (from 2022/01/01),  2 views today

Я слежу за комментариями на русском языке в ФБ, и нередко читаю комментарии и на английском. Их тоже не характеризует легендарный оксфордский стиль, но ни в какое сравнение с «русскоязычными», в Израиле или в РФ, они не идут. Тут открытая злоба, ложь, оскорбления, угрозы — явления совсем нередкие.

Другой профсоюз

(О почти чужом, ставшем без пяти минут своим)

Мирон Амусья

Число́ — одно из основных понятий математики, используемое для количественной характеристики, сравнения, нумерации объектов и их частей. Письменными знаками для обозначения чисел служат цифры.
Википедия

Без глупых не было бы умных,
оазисов — без Каракумов. …
Есть соль земли. Есть сор земли.
Но сохнет сокол без змеи.

А. Вознесенский

Описание события позволяет не только сохранить его в памяти, но и избавиться от сопутствующих неприятному событию тягостных мыслей.
Из сети

Появление этой заметки определяется чисто личным мотивом — тем, что она — тысячная моя публикация на, в сущности, не близкие мне социальные, с примесью небольшого философствования, темы. Но, привычка — вторая натура, и то, что когда-то было вне поля доступности по тем или иным причинам, стало почти потребностью, увы, времяёмкой, с годами.

Я с довольно раннего детства привык считать всё, что поддавалось счёту. С молодости столкнувшись с проблемой бессонницы, я, по совету бывалых, принимался считать, но не засыпал, а лишь погружался в некую магию чисел, в закономерности их последовательностей и свойства. Считал многое, что счёту поддаётся. Доставалось даже билетам на городской транспорт, где надлежало, для последующей удачи и счастья, находить такие, у которых сумма первых и последних трёх цифр совпадала. Хранил их годами. С их помощью, или нет — не знаю, но до сих пор проносило вполне терпимо. И на том Ему спасибо.

Довольно рано задумался о том, кем быть. Традиционные пожарник или милиционер никогда не вызывали ни интереса, ни желания следовать их путями. Нравилась смолоду политика, дипломатия, военное дело. Всем этим впоследствии по профессиональной литературе знакомился вполне серьёзно. Военное дело в период войны и сразу после неё манило не случайно. Дипломатия утоляла врождённую, видно, тягу говорить. Политика виделась как возможность влиять и командовать. Но особое влияние оказывала физика, главным образом через взрывы атомных бомб, буквально в одночасье позволивших победить Японию и кончить ВМВ, минимизировав при этом потери США, да и Японии, как это ни странно звучит. Году в 1948 возникло быстро укрепившееся решение — буду физиком. К тому моменту мне, по неведомой внутренней и очевидной внешней причине рано осознавшему своё еврейство, стало очевидным — ни политиком, ни дипломатом, ни военным мне стать не дадут, а потому не очень-то это мне и надо.

Но физика — дело другое. Статьи на эту тему в журнале «Америка» и взгляд вокруг не оставляли сомнений — это дозволяемая мне территория. Лишь бы сам пришёлся ко двору. А это уж зависело от меня — подойдёт ли ключик к замку. Но тут у меня была определённая, отнюдь не нулевая, соревнованиями по физике — олимпиадами — поддержанная уверенность. Определившись с выбором, я точно наметил этапы его реализации — по годам, не ставя себе задачи журавля в небе, но и с твёрдой уверенностью, что свою синицу из рук не выпущу. Я довольно скоро, правда уже работая в ФТИ понял, что для самовыражения нужна группа, сознавал, что это должна быть группа единомышленников, а не административных подчинённых, и примерно определил для себя желательное число участников. Отсюда почти автоматически следовало, скольких я должен подготовить кандидатов наук, и сколько примерно из них станут докторами. Выше я никогда не планировал. Должен признаться, что по отношению к графику несколько запаздывал, но, в основном, намеченное выполнялось.

Обязательное по работе заполнение анкет и составление отчётов вёл аккуратно, так что один из моих сотрудников как-то сказал мне: «Вы могли бы быть замечательным делопроизводителем». Я вёл строгий учёт опубликованных работ, сделанных конференционных докладов, опубликованных тезисов, и по каждой позиции, опираясь на результаты подходящих предшественников, намечал и свои цели, выражая их числом, полагая, что принцип «не числом, а умением» следует заменить на «и числом, и умением». По прецеденту я запланировал и написание книг, где, правда уже через ряд лет, но появились контрольная цифра. И этих цифр придерживаюсь, хотя перевыполнение плана внутри себя приветствую.

Наука оказалась миром, очень приятным абсолютно во всех отношениях. Она позволяла контактировать с истинной элитой общества, с людьми, каждое слово которых было глубоко продумано и проверяемо в принципе. Это накладывало на всех членов сообщества довольно жёсткие обязательства. Разумеется, и эта область человеческих занятий не свободна от проявлений пороков. Но насколько же в меньшей мере, по сравнению с другими областями, имея в виду в первую очередь творческие, не говоря уж об остальных. Научный работник немало времени тратит на публикацию результатов своих работ, докладывает их коллегам, даёт иногда интервью обычной прессе по поводу своих, или принадлежащих другим, результатов. Но всё это для физика от социально-философской проблематики весьма далеко.

Вернусь в важные для данной темы школьные годы. Самый маленький по росту в классе, я был классу в основном вполне ортогонален — нормальные отношения, никаких издевательств из-за роста, но и никакого особого взаимного интереса. А мне уже тогда нужна была аудитория, хотя я этого въявь не сознавал. В 1948 прибежала удача — меня, семиклассника, назначили пионервожатым в четвёртый класс. Мне везло и далее. Воспитательница этого класса, имя которой, я, к стыду своему, забыл, была привержена идее самоуправления детей, а потому она охотно предоставила мне значительную часть воспитательной работы с классом, включая и родителей учеников. А класс этот очень быстро стал истинно моим. Я туда норовил забежать на каждой перемене, а после уроков собирался нередко весь актив, в котором видное место сразу занял Виталий Ефимов, Лучанинов и несколько других, имена которых, за давностью лет, забыл.

Здесь я впервые, насколько помню, столкнулся с «прессой» — газетой, свободной по меньшей мере, от опеки школьной власти. Я ещё не знал общий принцип, согласно которому количество переходит в качество, но уже тогда стремился к высоким количественным показателям, ни в грош не ставя народное «лучше меньше да лучше», и на деле руководствуясь пониманием того, что надо стараться, чтоб было «и больше, и лучше». В итоге наша стенная газета стала еженедельной. В петербургском архиве у меня есть фотографии некоторых из этих газет, и всегда приятно вспомнить, как это делалось, и заметить про себя, что сделанного и сейчас не стыдно.

Поступая на журфак Ленинградского университета, где был просто чудовищный конкурс, мой одноклассник Р. Ягубян, ставший впоследствии известным спортивным комментатором, убедил в своём праве быть журналистом участников собеседования, когда на их вопрос «Почему вы так рвётесь на наш факультет?», ответил «Наверно потому, что когда я родился, меня завернули в газету». Они зашлись в хохоте и приняли его в студенты.

Наверное, именно школьная стенгазета заронила интерес к публикации своего мнения по вопросам, непосредственно с работой не связанных. А с началом перестройки, когда был создан Ленинградский союз учёных, в координационный совет которого я входил. С самого начала он имел политическую направленность — на продвижение порядочных людей, в первую очередь научных работников, в политику, и на их поддержку. Союз как организация проявлял большую активность, поддерживая проявления демократии и резко критикуя попытки коммунистического реванша. Было ясно, что без теснейшей связи с прессой, тогда в основном бумажной, а также радио и телевидения, поставленных задач не решить. И пошла череда интервью, статей и заявлений в бумажных СМИ, на русском и английском, выступлений на конференциях, хоть и научных, но по ненаучным вопросам, собиравших много народа, значительно больше, увы, чем сами научные сессии, привлекая в том числе слушателей, от физики крайне далёких.

Считал, что это важно и интересно не только для меня, о чём говорил отклик слушавших и рост числа приглашений. С другой стороны, выступления требовали подготовки, а значит и изучения нового для меня материала. В целом, эта сторона жизни добавила ей дополнительное, наряду с обычными дом-работа, измерение. Несказанно расширился круг людей, с которыми сталкивался, как мне показалось, с интересом и с их стороны. По ходу этой деятельности я познакомился со многими журналистами, притом отнюдь не только советскими.

Среди тех, кого посещал или с кем говорил или обменивался письмами, оказались весьма известные люди не только из СССР, но и США, Германии, Великобритании, Австралии. Всё это, повторюсь, было интересно, но заставляло расширять, притом в хорошем темпе, своё образование. Считал и считаю, что о чём бы ни говорил профессиональный научный работник, он просто обязан следовать принципам, диктуемым его работой: знать материал, причём гораздо шире, чем потом использует при его представлении, иметь не противоречащее известным фактам объяснение механизма того явления, о котором он рассказывает слушателям, честно говорить о том, что ему самому непонятно, или, возможно противоречит его точке зрения.

Научная объективность, честность и открытость особо важны, если твоим слушателями являются люди, пытающийся понять то, о чём говорится, либо компетентно несогласные. Сказанное не распространяется на ситуации, когда собеседник или слушатель есть просто наглый невежда, или, как теперь распространяется, нанятый тролль. В этом случае долг научного работника не столько в попытке переубедить, что, обычно, невозможно, а в названии вещей своими именами.

Сильнейшим толчком для интенсификации моих занятий писанием заметок на общественно-политические темы стало начало работы в Еврейском университете Иерусалима в 1998. По времени это совпало с освоением мною электронной почты — тогда казавшейся мощным механизмом распространения своей точки зрения сразу сотням людей. После прохождения в Еврейском университете того, что я бы назвал «Кратким курсом молодого бойца», в ходе которого левые коллеги пытались обратить меня в свою веру, я понял, что «король левизны абсолютно гол».

Но в это же время я познакомился с авторитетными правыми политиками, среди которых самой крупной личностью, подчёркиваю, личностью, а не политиком, был известнейший физик Ю. Нееман. Он в самом начале нашей с женой жизни в Израиле дал мне брифинг по ситуации в стране, с ним я консультировался всякий раз, когда писал о войнах Израиля, о взаимодействии Израиля с США в ходе войны Судного дня, о первой Ливанской войне. Было потом забавно читать мнение о тех событиях комментаторов — «диванных стратегов» в основном, знакомых с ситуацией «из газет», или ТВ, корреспондентов которых на заседания кабинета министров, членом которого был Неэман, просто не пускали. Кстати, многое я от него узнал и о реальных поставках США Израилю военного снаряжения в ходе войны Судного дня, в организации которых Неэман был главой израильской, принимающей группы. Замечу, что эти поставки значительно преувеличивались некомпетентными «непричастными».

Левые меня интенсивно учили, а я был прилежен, так что уже в 2000 был приглашён на радио РЭКА М. Гильбоа в программу «Говорят учёные», где представлял правую часть политического спектра. Всего с моим личным и в коллективе участием прошло 18 программ у Гильбоа и его сотрудников, вплоть до 2012. Я предлагал сделать совместный круглый стол каждую субботу «Журналисты и учёные о политике», полагая, что политика — хочешь-не хочешь, но касается каждого. Гильбоа с интересом отнёсся к идее, а журналисты от такого формата отказались. Считаю, просто сдрейфили. Спасибо Мише Гильбоа за многолетнюю поддержку.

Было совсем немало и других теле — и радиоинтервью, включая беседы с покойным М. Эдичем. Помню часовое интервью на «Радио Петербург» 11.09.01, которое я закончил словами:

«Если кто-то надеется отсидеться в безопасности, скармливая Израиль террористам, то он глубоко ошибается. И сможет убедиться в своей ошибке в не слишком далёком будущем».

А через несколько часов пришла новость, которую было не вообразить: рухнули в результате атаки террористов «Башни-близнецы» в Нью Йорке.

В 2008 был гостем И. Лернера и Е. Совы в программе «Три мнения» на ТВ. Они меня спросили, сколь опасен для Израиля Барак Обама, а я сказал, что опасаться надо израильского Барака больше, чем американского. На это Лернер довольно громко сказал Сове: «Приехали…». Увы, я оказался прав. Ещё в начале 2018 давал Сове интервью в связи со смертью С. Хокинга, и, с его подачи на эту же тему — RTVi. Естественно, говоря об усопшем всю правду, я не забыл и его отказ приехать, под давлением арабских кругов, для получения премии в Израиль. Иной тогда, по крайней мере внешне, был Сова, чьё имя по сей день в списке тех, кто получает от меня мои заметки. Не был он оперативником не к ночи будь помянутой партии НДИ.

Интервью брали и для газет. Тут были и пару раз «Известия» из Москвы, и «Смена» из Санкт-Петербурга, и «Санкт-Петербургские Ведомости», и ряд других, кого интересовали проблемы борьбы террором. Одной из первых израильских газет были «Вести», которым дал интервью на тему «Почему Арафата не пригласили на встречу, посвящённую столетию Нобелевской премии». Брала его Софья Рон, та, что с ходом времени превратилась в борца с харедофилами, та, что теперь на 25-ом «почётном» месте в раскольнической шести-мандатной партийке «Новая надежда» Г. Саара. В 2002 от «Новостей недели» брал у меня интервью журналист и киносценарист А. Красильщиков. С ним мы дружим до сегодняшнего дня, несмотря на разногласия по многим вопросам. Но, по-моему, отношение к Израилю нас привязывает друг к другу гораздо сильнее, чем отталкивают расхождение по некоторым другим вопросам. Аркадий существенно расширил круг наших с женой знакомств, добавив туда своих друзей — писателей, художников, например уже покойных Э. Люксембурга и, особенно, В. Фромера, ставшего и нашим близким другом. Остались, как напоминание, их книги с дарственными надписями (Фото 1 и 2).

Фото 1. От Э. Люксембурга
Фото 2. От В. Фромера

В течение первого десятилетия, с 2000 и до его смерти в 2010, мы с проф. М. Перельманом работали почти всё время вместе, а общее число публикаций достигло почти 250. Лучшего соавтора, столь близкого единомышленника и друга у меня не было ни до, ни после него. Он обладал огромной эрудицией, я его дополнял профессиональным анализом. Мы работали и под своими фамилиями, и, совсем нередко, абсолютно в ином образе, под псевдонимами. У меня, в дополнение, был ещё один псевдоним, женский. Мы публиковались в «Вестях», «Новостях недели», но в основном, более 100 раз, в Еженедельнике «Мост», издаваемом и редактируемом С. Капланом, которого благодарю за многолетний кров. Мой женский псевдоним, как и было задумано, раздражал читателей, привыкших считать правдой свои фантазии или мифы партии, которая их зафрахтовала. А придуманная женщина была до неприличия дотошная и правдивая.

Примерно с 2001 мы начали широко пользовать электронные СМИ — «7-ым каналом» Т. Лернера, «Иудеей. ру» Г. Левиева и МАОФом, тогда под руководством Э. Непомнящего. Два первых закрылись, но МАОФ жив ещё сегодня. Мы и я сам публиковались в журнале «Мы здесь» у Л. Школьника. А с 2002, вместе с Марком начали всё в большей мере сотрудничать с порталом Е. Берковича. Примерно с 2010 всё, мною написанное впервые публикуется на портале, в основном в «Мастерской» у Берковича, который не только размещает материал, но иногда комментирует, нередко что-то конструктивно критикует, и проявляет терпение, когда исправление приходится вносить из-за допущенной мною небрежности, или вкравшейся ошибки. За всё это ему очень большое спасибо.

Электронные СМИ уже сейчас в мире, пожалуй, эффективнее не только бумажных, но и ТВ. Прогресс касается и распространения научных работ. Раньше изготовление препринта, выходившего примерно в ста экземплярах, предварительно требовало от автора тщательной подготовки машинописной рукописи, а потом примерно месяц занимала типографская работа. Теперь моя статья, минуя этап рукописи, которого больше нет, представленная в Архив Корнельского университета, выходит в свет, как правило, меньше, чем через сутки, и доступна по всему миру каждому, кто имеет компьютер. Резко увеличился поток информации, но неизбежно, на убыль пошло её качество. Специальные меры пришлось принимать против тех, кто начал публиковать полную ерунду. Но очевидное одним, совсем не очевидно графоманам и «вечным двигателям». Вообще, ограничения противоречат безответственной свободе. А свобода должна быть ответственной.

Ситуация с ненаучными публикациями оказалось ещё хуже. Конечно, это хорошо, что любой человек может критиковать помещённую редактором статью. Плохо, что автор комментария не чувствует ответственности за то, что пишет. Часто под кличкой вместо фамилии уютно чувствует себя наглый невежда, неграмотный и/или глупец, а то и платный, специально нанятый провокатор — тролль. Мы разошлись с Перельманом только в одном вопросе — отвечать на комментарии в сети, или нет. Он нервничал и отвечал, я, закалённый привычной резкостью физических семинаров в ФТИ, обычно отмалчивался. Но там, в ФТИ, оппонент был хоть и резок, но компетентен. А здесь атакует обычно некомпетентный грубиян или нанятый тролль. Зачем отвечать на ругань, на выдающие уровень «комментатора» слова в твой адрес вроде «прохфессор» и т.п.? Многим не нужно намеренно искажать слова, поскольку они очевидно неграмотны — плохо в школе учились, или перезабыли когда-то плохо выученное.

Вот пример, вполне заурядный, ещё из вегетарианских времён. Пишет в мой адрес некий Ерушалми, 22 декабря 2007, в Гостевой книге:

«Я не знаю, чем он (Амусья — МА) занимается в настоящее время в Питере и Иерусалиме, … я пытался не в специальном сайте или поисковике найти его труды, а просто — в Яндексе, Гугле и т.д. … Запрос по фамилии уважаемого профессора ничего не дает».

Человек не умеет искать или сознательно лжёт, укрытый за ником. О чём здесь может идти дискуссия?

А скольких до сих пор лишает сна и аппетита приставка «профессор»! Я думаю, напиши я «сутенёр», или «вор-рецидивист», они бы были более спокойны. А я, когда читаю не только статью, но и комментарий, хочу иметь верительные грамоты автора, т.е. знать, что это не «СтёпаУ», и не «ПетяХу», а имярек, который чему-то определённому учился, совершенствовал свои знания после ВУЗа, среди которых тьма просто четверосортных, где-то и кем-то работал, чтоб оценить статистический вес его суждения. Часто это возможно-либо если тебе случайно известен комментатор, либо если пишется полная чушь. Ведь ты, как автор, обдумываешь за время своей работы ворох сложных проблем, да и данную конкретную заметку пишешь, в пределах сил тщательно взвесив разные про и контра. А твой оппонент, часто не перегруженный образованием, так сказать «фун Карл Маркс ан эк ун фун Цивье а шмек»[1], пишет, даже тебя не дочитав, возражение, которое демонстрирует лишь непонимание и незнание.

Я довольно внимательно слежу за комментариями на русском языке, перепалками в ФБ, кстати, имею в ФБ и свою страницу, и нередко читаю комментарии и на английском. Их тоже не характеризует легендарный оксфордский стиль, но ни в какое сравнение с «русскоязычными», в Израиле или в РФ, они не идут. Тут открытая злоба, ложь, прямые оскорбления, угрозы, ругань, включая мат — явления совсем нередкие. Ясно, что модерация просто необходима — ручная или машинная, типа применяемой в ФБ. Система там не идеальна, но явно успешно оздоровляет словотворчество.

Другой, важной проблемой, является падение морали. Во времена оны выяснение, что человек был негласным сотрудником КГБ, прямым пособником этой конторы сильно его компрометировало. Сейчас, как оказалось, нет. Ряд людей, и я в том числе, писали статьи, например «Подвиги» разведчика о Я. Кедми и «Человек меняет кожу?» о Л. Авенайсе (Малинском) с обвинениями такого рода в адрес «героев». Ответ ряда комментаторов был огорчителен — все, мол, были, агентами, или их КГБ сам агентами ложно записывал, а что касается Кедми, то он всё старался для еврейского народа и Израиля. Примечательно, что сходна судьба того, что отмечает Е. Римон, к примеру, в своей недавней статье «Новый навет, или Дер Штюрмер в Израиле», где она пишет об уродливых, но открыто проявляющихся, при поддержке партии НДИ, грубейших поношениях в адрес еврейской религии и ортодоксальных религиозных евреев. Эта правда, и она видна каждому, кто посещает влиятельнейшие русскоязычные сайты, а Римон отвечают, притом совсем не в малом числе, что это она сама сеет рознь среди евреев. Не видеть очевидное без умысла невозможно. Именно потому я и это отношу к примерам снижения морального уровня.

Эпидемия коронавируса поставила перед обществом, помимо медицинских, ещё и чисто морально-этический вопрос. Поскольку коронавирус поражает пока в основном людей старых, а прививки и карантины касаются всех и задевают молодых больше, чем старых, не правильней ли пожертвовать старыми, давая молодым жить почти как прежде? Иудаизм, как я его понимаю, даёт ясный ответ — жизнь человека, вне зависимости от его возраста, есть главный приоритет. Но множество комментаторов такой подход осуждают, отказываясь даже делать прививку, которая определённо защищает и тех, с кем они сами находятся в контакте. Такое ничем, кроме падения уровня морали, я объяснить не могу.

Приведу ещё один пример, иллюстрирующий ту же проблему. В Израиле всеобщая воинская повинность, а верующие, точнее, те из них, что именуются ортодоксами, от службы освобождаются. Подобная несправедливость, мол, задевает секулярных, которые служить обязаны, вне зависимости от пола. Это беспокоит избирателей Либермана и левых. И те, и другие, как известно, виднейшие борцы за социальную справедливость и равенство. Но вот незадача. Пишущие статьи и комментарии по-русски, какой-никакой, но ВУЗ закончили, и, в основном поэтому в армии в СССР (а теперь и РФ) не служили, несмотря на всеобщую там воинскую повинность для мужчин.

Я не говорю о тех, кто как-то выкручивался — таких полно было там, нет нехватки их и в Израиле. Но имели привилегию студенты ВУЗов, которые слушали ненавязчивый курс лекций по военному делу и проходили месячный лагерный сбор в конце обучения. И становились липовыми лейтенантами запаса, так реально и не послужив в армии. Так вот число вновь поступивших на первый курс Университетов и Колледжей в Израиле в 2020 составляет примерно 60-70 тысяч. Человек. Большинство из них, будь в Израиле советские законы, в армию бы не пошли, а либерманцы считали бы это нормальным. Так против кого и чего они под руководством босса воюют — против отказа от службы в армии, нехватки для неё солдат, или еврейской религии? Ответ мне очевиден.

Перечисление недостатков не отменяет того, что писание заметок стало для меня потребностью, и мучительным удовольствием одновременно. Думаю и знаю, что кому-то это интересно. А потому скажу, перефразируя великого барда, и поправляя на разницу масштабов:

Не волнуйтесь — я не заткнулся,
И не надейтесь — я не заткнусь
!

Иерусалим

___

[1] По капле и от Карла Маркса, и от Цивье (идиш.)

Print Friendly, PDF & Email

34 комментария к «Мирон Амусья: Другой профсоюз»

  1. 03.09.21 Дорогие наши родные и друзья!

    Поздравляем вас с наступающим 5782 годом. Пусть он принесёт всем нам удачу, здоровье, достаток. Второй раз подряд Новый год отмечается в обстановке пандемии. Приятно, что без карантина, в надежде на эффективность вакцины, но с опасениями, что вирус за торопливое снятие запретов ещё отыграется. Но всё равно встретим праздник с оптимистичными мыслями о близких, и надеждами, что в следующем году этих близких, наконец, увидим вживую. Пусть год будет мирным и благополучным для всего Израиля, всего человечества, пусть общая болезнь – коронавирус, уже столь сильно усложнивший жизнь людей, покинет, наконец, всех нас.
    В этом году 13 июня в Израиле появилось новое «правительство перемен». В результате интриг и перебежек впервые во главе правительства стал человек с неприлично малой прямой поддержкой избирателя. К власти пришли в основном мелкие партийки, перевес правительственной коалиции в Кнессете всего один мандат. Уход из него любого члена коалиции означает её распад и новые, пятые досрочные выборы, а для лидеров мелких партий – верную политическую смерть, что они отлично понимают. Там, где «переменщики» следуют курсом Нетаньяху — дела идут нормально, у страны в результате многолетнего успешного развития хорошая инерция,
    Из-за «коронаскептицизма» переменщиков, было потеряно время, и уже с конца июня возникла стремительно нарастающая волна заражений. Упорное нежелание нового руководства ввести карантин дало волне развиться до столь высокого уровня, что ЕС отнёс Израиль к странам, где опасность заражения наивысшая. Так страна стала красной, откуда гостей не принимают. Новому руководству удалось поразительно быстро превратить зону успеха в область поражения. Надеемся, что третья прививка, материал для которой обеспечен заботами предшественников переменщиков, сможет изменить ситуацию.
    Другой их провал – это разрыв отношений с дружественной нам Польшей, и грубое поведение в адрес Украины. Мелкие амбиции министра иностранных дел Израиля привели к нешуточным трудностям. Опасно и то, что контроль за финансами перешёл к Либерману, основному виновнику правительственного кризиса в Израиле, возникшего ещё в апреле 2019. Мало сомнений в том, что его руководство обернётся уроном для страны. Опасения вызывают и его энергичные попытки посеять рознь между секулярными и религиозными, что чревато подрывом еврейского характера Израиля.
    В то же время, отмечу, что смена власти не сопровождалась в Израиле фейерверком отмен распоряжений предыдущей администрации. Не было и нет, к счастью, ничего подобного тому, как «вычёркивал» Трамп Обаму а затем Байден – Трампа в США.
    Государство Израиль крепко скроено и ладно сшито, и, несмотря на трудности, продолжало усиливаться и в этом году. О крепости экономики говорит поразительная устойчивость валюты, и даже подорожание шекеля до рекордных 3.207 шекеля за доллар, и то, что экономические потери от пандемии оказались много меньше, чем у большинства развитых стран. Впечатляет, что пока мы ещё на 80-м месте по числу умерших на миллион жителей – много лучше, чем у абсолютного большинства развитых стран. Магазины полны товаров, улицы запружены автомобилями, всюду по Иерусалиму строятся новые дома, нет пока инфляции, ничего, что бы извещало о трудностях экономики – станового хребта государства. Я говорю «пока», поскольку отрицательно отношусь в обширным социальным тратам нового бюджета Израиля и вижу недавно начавшееся, из-за попытки реформы в области сельского хозяйства, повышение розничных цен. Но устойчиво растёт население, стоило открыться Эйлату, и все там буквально переполнилось отдыхающими.
    Израиль провёл в мае короткую и успешную военную операцию против Хамаса – «Страж стен». Наши самолёты и ракеты – постоянные незваные, но необходимые и успешные гости иранских военных объектов в Сирии.
    В ближайшие дни начинается оценка того, что сделано нами за год, и решается судьба каждого на год 5782-ой. Следует осудить плохое, что сознательно или бессознательно каждый сделал в адрес других. Требуется не всепрощение, не непротивление злу, а умение взвешенно отличать друзей от врагов, непростительное преступление от прощаемого проступка. Наверное, в этот величественный период – между Рош ха Шана и Йом Кипур — не следует судить других, оставив Богово Богу.
    С Новым, 5782-м Годом и хорошей записью в Книге Судеб! Шана това у метука вэ гмар хатима това!
    С уважением и любовью к патриотам и друзьям Израиля по всему миру, искренне ваши Анэта и Мирон Амусья.

  2. Давно ничего не комментировал, но мимо такого животрепещущего вопроса, как призыв студентов в армию в СССР пройти не мог. Отвечаю Ярославу, Борису, Виктору, и кому ещё интересно: Уважаемые Господа, «В вузах с военной кафедрой студенты проходили летние сборы после 4-го или 5-го курса, а при выпуске становились лейтенантами запаса[12] (выборочно их призывали офицерами на два года, с соответствующим довольствием). Выпускники вузов без военной кафедры служили один год рядовыми или сержантами, вместо двух (в ВМФ трёх) лет стандартной срочной службы по закону 1967 года[1][12], что было серьёзной привилегией. Способные школьники, кроме нацеленных на военную карьеру, рассматривали призыв как угрозу и стремились его избежать, для чего выбирали институты с военной кафедрой. С 1960-х годов военные кафедры имелись в 497 из примерно 890 функционировавших в послевоенном СССР институтов (в самом конце 1980-х число кафедр сократилось до 441).
    По сути, в стране неявно оформилась и поныне существует альтернатива: «хорошая учёба в школе и затем вуз» — или «армия». Создан искусственный, не связанный с интересом к тому или иному предмету, стимул для успешной учёбы и получения высшего образования, что в итоге влияет на рынок труда», как пишет всё знающая Википедия, с которой не поспоришь.

      1. И конечно же, я не могу спорить с Википедией. Я могу судить только по тем, с кем был знаком. Но по отношению к ним как раз не верно приведенное вами утверждение.

    1. Поспоришь.
      Я после ВУЗа (не было военной кафедры — выбирал по другим критериям) отслужил полтора года (83-85) — полгода учебки, а потом командиром танка. Потом курсы офицеров. Т.е. не год а полтора +. Т.е. не год. Причём, после полутора лет в СА — это уже не совсем служба.
      Мог, кстати, не пойти — отец был болен, но я считал, что каждый мужчина должен отслужить в армии. Возможно, если бы попытался «откосить» (даже мысли такой не возникало — настроен был ну очень патриотически) — отец прожил бы на несколько лет дольше.
      Сейчас даже не знаю — жалею ли я о службе в СА или нет.
      Кстати, и в Израиле мимо милуима не пролетел — короткого, но всё таки.

  3. Привожу ссылку на статью «Как антивакцинаторы манипулируют статистикой» Семена Есилевского, д.б.н., который аккуратно работает со статистическими данными, и одновременно демонстрирует, как незнание и неумение и в этом вопросе плодит ошибки.
    https://yesylevskyy.medium.com/%D0%B2-%D0%B8%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BB%D0%B5-%D0%B2%D1%81%D0%B5-%D1%85%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%BE-%D0%BD%D0%B5-%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%8C-645cf22f163d
    Текст длинный, а потому ограничусь выдержками из начала и конца статьи.
    «Антивакцинаторы — лжецы. Этот нехитрый тезис уже давным-давно доказан и не нуждается в дополнительных подтверждениях. Тем не менее, вполне разумные и грамотные люди все еще удивляются, когда сталкиваются с беспардонным враньем и грубыми манипуляциями, которым антивакцинаторы пытаются подкрепить свою псевдорелигиозную веру!».
    «статистические закономерности часто бывают контринтуитивными и противоречащими бытовой логике. Если пытаться интерпретировать сложные и многофакторные статистические данные с позиций “кухонного эксперта”, который прогуливал математику начиная с 6-го класса, то ничего хорошего не получится. …. Важно не просто манипулировать циферками, а еще и понимать, что за этими цифрами стоит — знать предметную область и владеть методикой статистического анализа данных. Иначе вы будете получать смешные вещи».

    1. Привожу ссылку на статью «Как антивакцинаторы манипулируют статистикой» Семена Есилевского …
      ========
      Все данные этой статьи основаны на «БОЛЬНИЧНОЙ статистике по Израилю по состоянию на 15 августа».
      И как же с помощью таких данных можно опровергнуть тезис «в Израиле привитые болеют так же часто, как не привитые»?
      В больницах ведь оказывается только небольшой % ТЯЖЁЛЫХ больных — а сама статья справедливо утверждает, что прививки эффективно помогают НЕ заболеть в тяжёлой форме.

      Что мы имеем в результате: вполне возможно, что привитые (которые чаще заражаются бессимптомно или болеют легче) примерно так же заразны для окружающих, как и не-привитые.

      Так в чём же причина такого страстного желания ПРИНУЖДАТЬ всех привиться?
      По-моему: в и-рациональном страхе и/или в желании растоптать человеческое достоинство граждан (особенно молодых и здоровых), которые НЕ готовы перепоручать никчемным и безответственным бюрократам право принимать решения, как надо заботиться о своём здоровье.

  4. Прочитал с большим интересом, как и другие статьи уважаемого М. Амусьи. Всегда восхищаюсь его неподдельной любовью к Израилю и преданностью Еврейскому государству. Верю, что его неистовая правизна и слепая идефикс «проНетаниягу» из того же чувства. А те или иные (по-моему, отрицательные) особенности его стиля (категоричность, резкость, оскорбление оппонента, полемическая заносчивость, игнорирование «неудобных» фактов) объяснимы заключением, не мной придуманным: «стиль — это человек». Удачи в интересах Государства Израиля!

    1. Ничего не имею против политических взглядов и даже «пунктиков» Мирона, но считаю его виртуального весьма неприятным человеком. Возможно, реальный Мирон приятнее. 🙂

  5. From: Isaak Sokol
    Sent: Tuesday, August 31, 2021
    To: Miron Amusia
    Subject: 1000

    Дорогой Мирон!
    Примите моё восхищение этой выдающейся цифрой! Здоровья, удачи и дальнейших успехов.
    Ваш Исаак Сокол.

  6. Мнение проф. Мирона Амусьи мне всегда интересно независимо согласен или не согласен. Давайте обсуждать мнения а не автора как на некоторых ТВ помойках. Мне сайт Берковича дорог тематикой и корректными комментами. Здоровья и всех благ нашим авторам и читателям.

  7. From: Leonid Chernin
    Sent: Monday, August 30, 2021
    To: Miron Amusia
    Subject: Привет из Литвы

    Дорогой Мирон, спасибо за каждую Вашу публикацию, которые я стараюсь не пропускать. О практически полном совпадении наших взглядов и оценок я не раз писал в своих преамбулах при перепостах Ваших статей на своей страничке, а также говорил Вам лично и своим друзьям. Кроме того, я не перестаю восхищаться Вашим молодым задором и творческой активностью. «Дай Бог каждому», как говорил герой Олега Ефремова в одной из любимых моих комедий «Ширли-мырли».

    Этим летом мы как никогда надолго сбежали из Израиля в который раз в Литву, где пробудем почти до конца сентября. И дело не в нашей израильской жаре, но куда больше в не оставляющем меня чувстве тревоги и физического удушья от того, что сейчас происходит в нашей стране. Никогда не был так разочарован «умными» своими соплеменниками и снова вспоминаю, как во времена кратковременного правления Барака не мог слышать израильские новости про то что «сегодня заседал кабинет мира». Но тогда это с потерями, но быстро кончилось (не мало благодаря Арафату), эти же будут держаться зубами, если арабы свои и Хамаса как всегда не помогут.
    Здоровья Вам и Анете.
    Ваш Леонид Чернин

  8. From: geta kvyat
    Sent: Monday, August 30, 2021
    To: Miron Amusia
    Subject: Re: инф

    Уважаемый Мирон, спасибо большое!
    Я Ваша верная единомышленница.
    Продолжайте, пишите!
    Гета.

  9. В СССР не в каждом ВуЗе и не всегда была военная кафедра с правом освобождения он срочной службы. По крайней мере в 80-х годах студенты поступали,заканчивали 1 курс и отправлялись в СА.

    1. Yaroslav:
      «В СССР не в каждом ВуЗе и не всегда была военная кафедра с правом освобождения он срочной службы. По крайней мере в 80-х годах студенты поступали,заканчивали 1 курс и отправлялись в СА.»
      ***
      Если мне не изменяет память, под конец 70-ых, в началe 80-ых, от воинской повинности освобождались только студенты медицинских и сельскохозяйственных ВУЗов. Все остальные призывались на службу.

    2. Я отслужил 1 год после окончания университета, поскольку в нашем университете не было военной кафедры.

  10. Как вообще можно рассуждать о харедим понятия не имея о том, кто они в сущности такие? Так, как харедим представлены в антииудейской, антиизраильской по сути своей, пропаганде, является не портретом харедим но злой и несправедливой пародией на них. В пропагандистских масс-медиа коллективный портрет харедим слеплен из смеси юдофобских наветов, стереотипов и ярлыков, он однобок, тенденциозен, бессовестно лжив и соответствует реалиям не более чем соответствует реалиям коллективный портрет нашего же иудейского народа слепленный из того же материала, что и коллективный портрет харедим. Рассуждать о харедим и их роли в жизни нашего народа и нашего государства, не зная о них ничего соответствующего реалиям, не менее безумно, чем рассуждать о зороастризме зная о Заратустре лишь из похабных анекдотов, или о буддизме после того, как почерпнули информацию о нём из разгромной статьи на развороте журнала «Крокодил».

  11. Стишок почи двадцатилетней давности, но… в тему 🙂

    И тут он гордо расчехлил
    Своё большое поливало,
    Того и этого полил —
    И на душе полегче стало.

    Про застарелый геморрой
    Забыл, пока вне туалета,
    Что за косяк цеплял порой
    Рогами — думал, что их нету,

    Что дочка — оторви да брось,
    И что потенция пропала,
    А ведь всего-то и пришлось
    Чуток плеснуть из поливала…

  12. Из репертуара Леонида Кострицы:
    «Я себя целовал, уходя на работу…»

  13. \» Так вот число вновь поступивших на первый курс Университетов и Колледжей в Израиле в 2020 составляет примерно 60-70 тысяч. Человек. Большинство из них, будь в Израиле советские законы, в армию бы не пошли…\»
    Профессор почему-то забыл, что в университеты и колледжи в Израиле молодые люди поступают ПОСЛЕ прохождения службы в армии. В Израиле большинство студентов начинает учебу в возрасте 21 года — после окончания обязательной военной службы.. Да, есть исключения, но эти исключения лишь подтверждают правило.

  14. Спасибо!!!! Небольшое, но на мой взгляд, важное, исправление. «В Израиле всеобщая воинская повинность, а верующие, точнее, те из них, что именуются ортодоксами, от
    службы освобождаются.» Ортодоксы ортодоксам — рознь. От службы освобождаются только те ортодоксы, которые именуются «харедим», или «ультраортодоксами». В отличие от них, «национально-религиозные» (тоже ортодоксы!) служат в армии, считая эту службу своим святым долгом. Это одна из основ НАЦИОНАЛЬНОГО ЕДИНСТВА, ЕДИНСТВА НАРОДА, ВОЗРОДИВШЕГО свою РОДИНУ на СВОЕЙ РОДНОЙ ЗЕМЛЕ.

    1. «От службы освобождаются только те ортодоксы, которые именуются «харедим», или «ультраортодоксами»»©
      ====================================================================

      Нет в иудейском дискурсе такого понятия как «ультраортодоксы», это пропагандистский термин. Есть легитимные названия-самоназвания «харедим» и «нээманим» а у харедим-вязанных кип ещё и «тораним». В армии служат харедим разных направлений иудаизма а не исключительно тораним и хабадники — это ложь антиизраильской пропаганды.
      Согласно законодательству г-ва Израиля призывникам являющимся студентами высших или средних специальных учебных заведений предоставляется отсрочка от воинской службы. Срок отсрочки – до завершения учебы. Учащиеся йешив для взрослых и колелей являются студентами и получают отсрочку от службы не как харедим а как студенты. В законодательстве г-ва Израиля не существует никаких особых/отдельных преференций для харедим, они ровно такие же граждане государства как и любые другие.

    2. Но как доказать харедим, что неверно их твердое убеждение, что их молитвы и изучение Торы важнее для еврейского народа, чем служба в армии?И как доказать им, что направление ортодоксального иудаизма, которое называется религиозным сионизмом, более правильное, чем их представление об иудаизме?

      1. Никак. Это невозможно по многим причинам. По таким, например, что разные течения иудаизма отличаются друг от друга но Тора и hалаха у всех у них одна и они все, без исключения, подчиняют свою жизнь двум этим важнейшим для них вещам. А если Тора и hалаха для всех направлений едины, то как какие-то из них могут быть правильнее или не правильнее? «то риторический вопрос, понятно, что среди харедим вопрос в такой плоскости не стоит. Это когда-то литваки собачились с хасидами но это уж давно быльём поросло.
        Или вот насчёт важности изучения Торы и молитв, так ведь никто из них b не говорит, что молитвы и Тора важнее службы в армии. Если бы у них бытовало такое мнение, то никто из них в армии и не служил бы а они служат. Нет, у них нет такой постановки вопроса, что Тора и молитвы важнее службы в армии, у них есть убеждение, что Тора и молитвы не важнее а не менее важны чем служба в армии, так это у них озвучено и они полагают, что если кто-то, и кто-то из них тоже, служит народу в армии, то они служат народу изучая Тору, чем сохраняют преемственность поколений и историческую память хранящие народ в веках и тысячелетиях.
        При этом нельзя забывать двух вещей — от службы в армии освобождены менее одного процента всего народа, я имею в виду студентов йешив для взрослых и колелей, а в иудаизме нет личных молитв, только коллективные, в смысле просить в молитве у Бога что-нибудь можно только для всего народа — будет дано народу, получит и индивидуум из народа, таков закон иудаизма. Можно, разумеется, молиться и за какого-нибудь индивидуума, например за чьё-то конкретное здоровье, но это другое.
        И вот как им объяснишь то, что они должны отказаться от убеждений, которых у них и так нет?

      2. «Сон смерти не помеха» — можно совмещать изучение Торы с армейской службой, как это делают религиозные сионисты.
        А доказывать не надо — надо действовать «экономическими методами».
        Как правильно говорили наши мудрецы: «Горек хлеб подаяния!» Он (хлеб подаяния) и должен быть горек, а не «сладок:

        Не попади впросак, историк,
        Дающих люди крепко бьют —
        Хлеб подаяния так горек —
        Пусть им другого не дают…

  15. «Говорите (и тем более пишите) о себе только хорошее — источник забудется, а информация останется»
    Статья Мирона реализует этот подход 🙂

    1. Ну и, конечно, парочку четверостиший, на которые меня вдохновили Мирон и его статьи:

      Не помнит давно он ни фактов ни лиц
      И даже при свете не видит ни зги —
      Лишь сыпется порох из пороховниц,
      Который песком называют враги…

      Каких людей я знал когда-то!
      Каким титанам руку жал!
      Кто был моим духовным братом!
      С кем пил и под столом лежал!

      Вообще-то стишков гораздо больше, ни эти «отражают» 🙂

    2. Zvi Ben-Dov 30 августа 2021 at 15:20
      ===
      Да, бахвальство (с прицепом про нехорошего Кеми и т.п.).
      Но ничего страшного. Вполне безопасно (на этот раз).
      Не так как бывает у некоторых (не назваю имён, чтобы не возбудить лишних страстей).

      1. Я Кедми тоже не люблю — он снова на шоу «Вечерний опоссум» (Вечер с Владимиром Соловьёвым) и снова поливает американцев, как Мирон тех, кто выступает против его кумира.

  16. David Aronovich
    30 августа 2021 at 5:59 |
    Чтобы разиндоктринировать человеческое подсознание необходим процесс деиндоктринации который должен проводиться на таком же уровне на котором проводилась сама индоктринация.
    ______________________________
    А как вы это себе представляете? Можете объяснить это на конкретном примере?

  17. “Пишущие статьи и комментарии по-русски, какой-никакой, но ВУЗ закончили, и, в основном поэтому в армии в СССР (а теперь и РФ) не служили, несмотря на всеобщую там воинскую повинность для мужчин.”
    ***
    В СССР многие еврейские юноши, но также и молодые люди из оккупированных национальных стран, затем превращенных в “братские республики Советского Союза”, не желали идти служить в Советскую Армию по схожим причинам, по каким ультраортодоксальная молодежь, получившая ультраортодоксальное воспитание дома и в иешивах (в отличии от воспитания в семьях религиозных сионистов), не желает служить в ЦАХАЛЕ — они не считали коммунистический СССР своей страной, своим домом, и не желали служить в чуждой им армий. Похожее отношение и у многих ультраортодоксов к светскому, демократическому, про-западному Израилю.

  18. Очень хороший материал, ёмкий и наглядный. Жаль, что не всем доступный в плане адекватного восприятия, но это уж дело такое, ло кофцим меаль hапупик (выше головы не прыгнуть).
    Спасибо, профессор.

  19. Мы все должны в полной мере осознать, как нам повезло, что имеем возможность читать труды профессора Амусья.
    И конечно можно только ему посочувствовать, что благодаря Короне профессор не может пользоваться своим петербуржским архивом.
    И страшно даже представить, что бы случилось, чего бы все лишились, застань его пандемия на далёком Севере.
    И восхищает та скромность, с какой профессор рассказывает о своей неустанной борьбе против стремящихся погубить свою Страну, которую он облагодетельствовал, отказавшись от предложения работы в самых престижных американских университетах.
    Особо поразило его сравнение между службой в СА и ЦАХАЛЕ.
    Надеюсь на продолжение и на рассказ, как служили в нём дети и внуки уважаемого профессора.

  20. Это эссе профессора Амусьи напомнило мне о том, с каким удовольствием я цапался с ним на портале незабвенного Леонида Школьника «Мы здесь». О моем отношении к симпатичному мне профессору говорит стишок, опубликованный у Школьника три года назад, каковой я и воспроизвожу здесь.

    МИРОНУ АМУСЬЕ,
    профессору-оппоненту

    Давно уж намотал на ус я,
    как всякий опытный бандит:
    профессор-детектив Амусья
    за мною бдительно следит.

    Профессор высокоморален,
    как зайчик, бел он и пушист.
    Я ж для Амусьи ненормален,
    безнравствен и вообще – фашист.

    Увенчанный великой славой,
    чем обожает прихвастнуть,
    он и не левый, и не правый,
    он – либерал, и в этом суть.

    Изжившие себя идеи
    ведут наш мир в тартарары.
    Но есть на свете иудеи,
    кто верит в истинность Торы.

    И смело предсказать берусь я:
    наш замечательный еврей
    великий моралист Амусья
    однажды согласится с ней.

    2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *