Борис Камянов: О спорт! Ты — жизнь, прожитая напрасно!

 525 total views (from 2022/01/01),  2 views today

«Раздвинутые ноги дочери Сиона» — крайнее выражение следования чужому для нас образу жизни, при котором во главу угла ставится культ тела и удовлетворение его ненасытных потребностей, чем соблазнили нас в свое время греки и римляне. Еврей, посвятивший жизнь спортивной карьере, должен понимать, что она будет прожита напрасно.

О спорт! Ты — жизнь, прожитая напрасно!

Борис Камянов

Борис Камянов«Раби Шимон бен Гамлиэль умело жонглировал восемью факелами… Отвешивая поклоны у Иерусалимского храма, он прикасался большими пальцами рук к земле и целовал пол (из этого описания следует, что уже в далекой древности евреи занимались спортом и понимали его значение для здоровья)»
«Жемчужины из древних источников (библейские и талмудические изречения)»

Вот такой смешной «жемчужиной» (и не ею одной!) порадовало нас тридцать шесть лет назад иерусалимское издательство «Нахала». Таких «сокровищ еврейской мудрости», собранных замечательным, но напрочь обделенным чувством юмора человеком, там уйма. Сегодня этот перл мне вспомнился в связи с успехами наших спортсменов на Токийской Олимпиаде. Радоваться нам или огорчаться?

Мне уже не раз приходилось писать о противостоянии в Эрец-Исраэль евреев и израильтян. Сейчас я хочу затронуть определенный аспект иного противостояния: иудеи — израильтяне. Если под словом «евреи» я подразумеваю как религиозных людей, так и нерелигиозных, но признающих Тору как Закон, являющийся основой существования нашего народа и государства Израиль, то к категории иудеев я отношу только тех, вся жизнь которых регулируется Ѓалахой.

На Олимпиаде в Токио замечательная еврейская девочка Линой Ашрам стала чемпионкой, и счастью большинства израильтян, в том числе, и моему, не было границ. Меньшинство же, ортодоксальные евреи, этого события вообще не заметили. В их жизни понятия «спорт» попросту не существует. Только относящиеся к этой категории выходцы из Совдепии, и я в том числе, принявшие на себя уже в зрелом возрасте власть Всевышнего, успев пожить в обществе, которое Его отвергало, сохранили представление об этой стороне жизни в светском государстве.

И вот один из них, мой добрый товарищ, опубликовал в ФБ пост, в котором был такой пассаж: «Никакой “бан” не заставит меня восторгаться и гордиться раздвинутыми на весь мир ногами дочери Сиона и не избавит меня от стыда и боли от этакого выбора моих соплеменников». Через пять минут он, как я понимаю, уже был сам не рад тому, что открыл «ящик Пандоры»: его быстро и с удовольствием размазали по Стене плача, и не только светские патриоты, но даже одна ортодоксальная иудейка, всю жизнь посвятившая художественной гимнастике — сначала как спортсменка, затем как тренер. Ее-то возмущенный комментарий и заставил меня взяться за перо, хотя я прекрасно понимаю, что и моя бренная плоть будет раскатана по упомянутой стене так, что и хоронить-то будет нечего.

Ну, с атеистами все понятно: им абсолютно наплевать на то, кто их создал и была ли у этого действия какая-то цель. Пусть, мол об этом рассуждают всякие там философы, которым делать нечего, а нам жизнь дается, как мы учили в школе, только раз и прожить ее надо так, чтобы ловить кайф от всего — в том числе, и от спорта, занимаясь им профессионально или просто в качестве болельщика.

Для религиозных евреев такое времяпровождение — прямое оскорбление Всевышнего, создавшего нас для воплощения в жизнь Его замысла: освящения материального мира, распространения в нем Высшей духовности путем исполнения заповедей Торы. Спорт требует от человека отдаться ему целиком, и на систематические занятия Торой времени уже не останется. Мастера и гроссмейстеры спорта проводят в спортзалах лучшие годы своей жизни, а фанаты — вообще всю сознательную жизнь, отложив ради их посещения даже «забивание козла», и поставленную перед ними задачу не выполняют. Смысл жизни профессионального спортсмена — улучшение рекордов, что не имеет ни малейшего отношения к духовному развитию человечества. И если, скажем, балет как вид искусства несет в себе определенное духовное начало (в чем со мной не согласится большинство ортодоксов), то художественная гимнастика, в которой девочки соревнуются в том, кто наберет больше баллов, лишает их жизнь высшего смысла. Исполнение ими заповеди плодиться и размножаться приводит к немедленному завершению их карьеры, а потому надолго откладывается.

Я как человек, проживший первые тридцать семь лет жизни в светском обществе, особо не задумываясь о высших материях, был, как и многие в моем окружении, завзятым футбольным и хоккейным болельщиком. И сегодня, в семидесятишестилетнем возрасте, я включаю телевизор, когда на футбольное поле выходит иерусалимский «Бейтар», а на баскетбольную площадку — иерусалимский же «Ѓа-Поэль», не говоря уже об играх сборных команд Израиля. Бывает это достаточно редко, но я все равно каждый раз поеживаюсь, думая о неминуемом наказании за мелкий, но постыдный грешок…

Все игровые командные виды спорта, а также водные, зимние, экстремальные, технические и прикладные ни в коей мере не способствуют духовному развитию человека и служат только для получения удовольствия, удовлетворения амбиций и извлечения материальной выгоды. Крайним выражением порочности самого подхода к профессиональным занятиям спортом является в моих глазах бодибилдинг — культуризм: превращение нормального человека в монстра с гипертрофированно развитыми мышцами и поддерживание своего тела в таком состоянии максимально долгое время.

Я не специалист в области религиоведения, но предполагаю, что мое отношение к спорту разделяет и большинство христиан и мусульман. Кстати, в последнее время в мире распространилась мода демонстративного целования спортсменами перед началом матча, схватки или другого выступления перед публикой висящего на шее амулета, что выглядит глупо и похабно. В Израиле таким амулетом у спортсменов-легионеров служит крестик, в Америке, возможно, евреи целуют магендавид — в любом случае это вызывает тошноту, поскольку имеет к религии такое же отношение, как, скажем, обрезание поросенка на восьмой день после его рождения.

Единственные виды спорта, которые могут принести пользу всем евреям, в том числе, и ортодоксам, — единоборства: бокс, разнообразные разновидности борьбы, фехтование и т.д., а также стрельба. Ими бы я посоветовал заниматься всем подросткам и молодым людям, чтобы быть в состоянии защитить при необходимости себя и окружающих во враждебном нам мире. Полученные во время занятий этими видами спорта навыки окажутся востребованными и в годы армейской службы, и «на гражданке». Так, мой сын, занимавшийся тхэквондо, ставший в свое время чемпионом Израиля и трижды занимавший пятое место на чемпионатах Европы, вовремя завершил карьеру спортсмена-профессионала и уже много лет успешно работает полицейским оперативником.

«Раздвинутые ноги дочери Сиона» меня, повидавшего за три с лишним четверти века немало того, что никогда не увидят ортодоксы, выходцы из традиционных еврейских семей, смущают лишь постольку, поскольку они — крайнее выражение следования чужому для нас образу жизни, при котором во главу угла ставится культ тела и удовлетворение его ненасытных потребностей, чем соблазнили нас в свое время греки и римляне.

— Старик, — сказал мне мой друг, которому я обычно посылаю все свеженаписанное, — ты написал обычное для тебя провокативное эссе. Но чего ты хотел этим добиться?

— Побудить почтенную публику, — ответил я ему, — задуматься над тем, что обычно не вызывает у большинства никаких вопросов. Еврей, посвятивший жизнь спортивной карьере, должен понимать, что она будет прожита напрасно.

Print Friendly, PDF & Email

19 комментариев к «Борис Камянов: О спорт! Ты — жизнь, прожитая напрасно!»

  1. Ура! Мы выиграли в футбол у австрийцев — 5:2!!! (Прости, Господи…)

  2. В мировоззренческих вопросах очень важно уметь различать «грех перед Богом» от «греха перед людьми».
    Но ещё более важно иметь скромность и признать, что Бог НЕ назначил тебя (или твоего раввина) духовным учителем всего еврейского народа. Очень-очень разнообразного еврейского народа.

    Когда не нарушенна ни одна из 613 заповедей и нет «греха перед людьми», то вполне можно сказать «лично я, моя община, весь мой сектор еврейского народа и все его раввины — все мы считаем это (например, профессиональный культуризм) грехом перед Богом» — НО НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ СКРОМНОСТЬ.

    Некоторые религиозные евреи это не понимают. Они расширяют галаху на вопросы мировоззрения и настаивают, что это обязательно для всех евреев в той-же мере, как и 613 заповедей. Скажу вежливо и мягко: когда они настаивают публично и агрессивно, то они делают огромный «грех перед людьми» и они являются мощнейшим источником «синъат хинам» (беспричинной ненависти) и «хилуль а-Шем» (осквернения имени Бога).

  3. Борис, Вы совершенно правы, термин «мракобесие» требует более отчетливого определения. Боюсь, что и сойтись в этом определении будет непросто. Постараюсь объяснить, что я имею в виду под этим навязшим в зубах термином. Мне кажется, что если ты любишь Тору, Талмуд, еврейскую традицию, то вoвсе необязательно ненавидеть и презирать классическую музыку, философию и математику. Но человек, так хитро устроен, что если он начинает что-то любить, так тут же начинает и что-либо ненавидеть (об этом этом много и горько думал Михаил Леонович Гаспаров). Вот эта священная ненависть к другому мышлению, поведению, видению мира и есть по-моему мракобесие. Рав Соловейчик, Любавический Ребе, Рав Закс, Рав Штейнзальц, будучи вполне ортодоксальными евреями, мракобесами не были. Им бы и в голову не пришло высказаться в том духе о Линой Ашрам, о котором Вы написали, цитируя, в Вашей заметке. Они вовсе не презирали чужое знание, чужой ум и чужую мудрость, ясно отдавая себе отчет в том, что они именно чужие. Что же касается спорта, то тут дело тонкое. Я вовсе без энтузиазма отношусь к спорту высоких достижений, калечащему спротсменов. Но есть ли в нем творчество? Иногда есть. И иногда очень высокое. Есть ли в науке, искусствах элемент спортивного состязания? Есть и немалый. Мудрецы не зря говорили о «кинат софрим». Не надо, борясь с дьяволом, обдирать с Земного Шара тени. В мире немного черно-белого. А претензий к нашему духовному руководству у меня нет. Ибо этот обобщающий термин «духовное руководство» не просто наполнить содержанием. Римского папы у нас нет. Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу, духовное руководство. У меня есть претензии не к духовному руководству, а к конкретному способу выражения мысли, у которого, не сомневаюсь, есть и многочисленные последователи. Вы, кажется, судя по Вашему тексту, против подобного высказывания религиозного суждения ничего не имеете. А я имею. Ничего кроме ненависти у немалой части евреев оно не вызовет и не вызвало (а ее, ненависти, и без того вдоволь). Не сомневаюсь, что у другой части евреев, это заявление вызвало столь же горячее одобрение. А вообще, по-моему, дряная история. Ну ее.

  4. Эдуард, я всегда помнил о том, что жизнь (простите за трюизм) конечна, и старался не затягивать путь от описания явления до его оценки. Явление: профессиональный спорт как замкнутое на самое себя содержание жизни миллионов людей, как активно, так и пассивно вовлеченных в бессмысленное времяпровождение, не имеющее ничего общего с творчеством. Оценка: считаю такую жизнь прожитой напрасно. Люди искусства – это нечто совершенно иное, ибо, как правильно сказал цитируемый Вами раввин, они «дарят людям радость». То, чем занимаются артисты, художники, музыканты, литераторы, – истинное творчество, не только позволяющее потребителям его, работающим людям, перевести дух и набраться новых сил для продолжения своих трудов, вдоволь нахохотавшись, к примеру, над клоунадой гениального Никулина или – для менее требовательной публики – примитивного Петросяна, но и возвышающее душу, а если речь идет о молодых, – и формирующее личность. Слово «мракобес», которое Вы используете, означает, согласно словарям, «враг прогресса, просвещения, обскурант» и обычно употребляется атеистами (как правило, с эпитетом «средневековый») в качестве ярлыка, навешиваемого ими на религиозных ортодоксов. Я же считаю прогрессивным возвращение человечества к Богу, евреев – к Торе и национальным традициям, просвещением – изучение Торы и наук, необходимых для более полного ее постижения и соблюдения, а мракобесы для меня – богоборцы, призывающие людей жить по принципу «все дозволено». И последнее. Вы пишете: «Некоторая доля вины лежит и на духовных руководителях, разучившихся разговаривать с большой частью еврейского народа». Свои претензии к еврейским духовным руководителям я готов обсудить с Вами либо с глазу на глаз, либо в компании близких нам по мировоззрению людей, чтобы не присоединяться к толпе, с улюлюканьем этих руководителей преследующих – увы, не без участия кое-кого из кипоносцев.

  5. УВАЖАЕМОМУ Б, КАМЯНОВУ ЭТО ИЗВЕСТНО
    —————————————————
    Почтенный литератор, одарённый поэт Камянов, упражняется в эпатаже на тему «антидуховности», тщетности спорта, одобряя только все виды спортивного мордобоя. Он игнорирует даже очевидные плюсы приверженности спорту: укрепление здоровья, выработка характера, настойчивость в преодолении трудностей, отвлечение от опасных соблазнов и зависимостей. Признавая лишь эгоистические побуждения к спортивной деятельности, он недооценивает зрелищный положительный эффект спортивных соревнований, объединяющую роль спортивных коллективов. А чудачества спортсменов (истерическое ликование от успеха, целование амулетов …), безобразное буйство фанатов, тёмная финансовая составляющая современного мирового спорта — не его вина. «О спорт — ты жизнь!» — глубокого смысла афоризм. Достижения паралимпийцев — рекорды высочайшего преодоления и постижения.
    Я благодарен израильской сборной (очень средних возможностей) за 2-е (пока) место в отборочных играх на предстоящий чемпионат. С приятным волнением жду важной её встречи с сильной командой Австрии на исходе субботы. Всё в копилку престижа и популярности Еврейского государства.

  6. Борис, я считаю спорт высоких достижений с его культом «победы любой ценой» , включая здоровье спортсмена уродливым порождением цивилизации. Вся культура «спортивного боления», когда одни люди у телевизора смотрят за тем, как соревнуются другие, тоже уродлива донельзя. Но от осознания всего этого до утверждения «Еврей, посвятивший жизнь спортивной карьере, должен понимать, что она будет прожита напрасно» путь некороткий, и Вы проходите его подозрительно легко. У братьев Стругацких есть такая фпаза (цитирую по памяти): пока в городе присутствуют циркачи, акробаты, жонглеры и фокусники жить в нем можно. Но, когда они уходят из города, нужно их него бежать так быстро, как удастся. И я понимаю, что хотели сказать братья Стругацкие. С Вашей точки зрения спортсмены, циркачи, акробаты, жонглеры и фокусники проживают жизнь напрасно, им бы Тору учить, ежели они евреи. Но может быть суждение о том, что некто проживает жизнь напрасно превышает наши скромные силы? Когда умер замечательный актер Савелий Крамаров на его похоронах соверщенно ортодоксальный раввин сказал: ушел Праведник. Он дарил людям Радость. В отличие от процитированного Вами раввина, Рав, отдавший долг великому комику Крамарову был человеком религиозным, но он не был мракобесом. Грань между религиозностью и мракобесием очень зыбка и легко переступается. Многие думают, что чем более мракобесно некто изъясняется, тем этот человек религиозней. Нет, тем он злее, не более того. Но и не менее. На счет «раздвинутых ног дщери Сиона», ну, тут, дело скорее психиатра, разбираться в проблемах человека, это написавшего. Талмуд учит нас тому, как следует говорить на подобные темы: «все знают зачем жених и невеста заходт в брачный покой, но не все об этом чешут языкE».
    Я был бы рад, если бы у Линой Ашрам достало силы воли твердо сказать: «я не могу выступать в Субботу. Релилиозные убеждения не позволяют». Как это делал великий гроссмейстер Шмуэль Решевский. И организаторы турниров к нему прислушивались. Почему-то мне кажется, что прислушались бы и к Линой Ашрам. Но у нее силы воли не хватило. А может быть у нее нет и религиозных убеждений. Возможно потому у нее их нет, что иудаизм очень часто твердо ассоциирован с тем замечательным, раввином, которого Вы процитировали. В массовом отходе евреев от традиции виноваты не только агитаторы-революционеры. Некоторая доля вины лежит и на духовных руководителях, разучившихся разговаривать с большой частью еврейского народа. С Вашей точки зрения ведь и моя жизнь, во всяком та ее часть, которая отдана философии, литературе и физике прожита напрасно. Возможно Вы и правы. Возможно ошибаетесь.

    1. Bormashenko
      — 2021-09-02 10:23:

      В массовом отходе евреев от традиции виноваты не только агитаторы-революционеры. Некоторая доля вины лежит и на духовных руководителях, разучившихся разговаривать с большой частью еврейского народа.

      Совершенно верно! Особенно ясно это становится, когда слушаешь рассуждения на тему «вины» евреев в Шоа. Да, конечно, уход от традиции мог сыграть свою роль, но ведь вина за этот уход лежит не в последнюю очередь на ультратрадиционалистах.

  7. Поспорил как-то с Богом он —
    За недозволенные речи
    Господь ему назначил встречу —
    Как оказалось то был… сон…

    1. Второй вариант ближе к теме 🙂

      О спорте спорил с Богом он —
      Его за пламенные речи
      Всевышний пригласил на встречу —
      Но оказалось то был… сон…

  8. Тому, кто увидал в спортивном гимнастическом движении «раздвинутые на весь мир ноги дочери Сиона», конечно, нужно обратиться к сесопатологу. Тут, как говорится, и к Фрейду не ходи. В этом синдроме нет ничего нового. Он прекрасно описан в классическом анекдоте, в котором солдату показывают кирпич с прашивают, что он видит. — Я вижу бабу, — говорит солдат. — Почему? — Потому что я во всем бабу вижу!.. Всегда будет физкультура, как средство закалки тела и поддержание необходимого жизненного уровня физического здоровья. И всегда будет спорт, как присущее человеку стремление к состязательности. «Еврейская точка зрения» на эти проблемы, выскзанная автором, ничего нового не раскрыла, никаких новых выводов не принесла.

  9. “— Побудить почтенную публику, — ответил я ему, — задуматься над тем, что обычно не вызывает у большинства никаких вопросов. Еврей, посвятивший жизнь спортивной карьере, должен понимать, что она будет прожита напрасно.”
    ***
    Нет, не напрасно. Я уверен, что в инном мире Линой Ашрам тоже будут оказаны более высокие почести за ее заслуги перед г-вом Израиль, чем посредственному, ничем себя не проявившему студенту иешивы. Да и сама высшая награда, золотая медаль Олимпиады, признание и любовь израильского народа, разве не доказательство чудесной божественной благодати за упорный ежедневный труд?!

  10. Полное или незнание или игнорирования идей сионизма.
    Если бы евреи были такими, какими хочет их видеть Борис и его «размазанный» товарищ, то они благополучно продолжали бы жить там, где жили раньше.

  11. //Все игровые командные виды спорта, а также водные, зимние, экстремальные, технические и прикладные ни в коей мере не способствуют духовному развитию человека и служат только для получения удовольствия,…//
    Мягко скажем весь вольная трактовка понятий что есть духовное,что есть развитие и где,кто и от чего получает удовольствие.Спорт,даже бох, есть философия, а ни как не мордобой.

  12. Конечно же, уважаемый Давид, Вы правы: мои противопоставления «евреи — израильтяне» и «иудеи — израильтяне» ненаучны и для меня самого весьма условны. Тем не менее они помогают мне лучше понять суть происходящих в Израиле межгрупповых коллизий и объяснить свою позицию читателям.

    1. Да, разумеется, уважаемый Борис, я понимаю. К сожалению в нашем народе, «благодаря» наплыву воинствующих атеистов из галута, трансформировавшихся в Стране в воинствующих антииудаистов, практически юдофобов, таки да возникло инициированное ими противостояние.
      И, разумеется, возникла потребность их как-то словесно определять. Путаница возникает большая, ведь израильтяне, это и мы, народ Израиля, и любой гражданин г-ва Израиля который не обязательно принадлежит к нашему народу.
      Для ивритоговорящих все ныне живущие потомки праотцов, это иудеи или левиты, слова «евреи» они не знают а слово «иврим» для них не несёт той смысловой нагрузки которую несёт для русскоговорящих слово «евреи». Для ивритоговорящих слово «иврим» является полным синонимом слову «йеhудим» но соотносится с историей и, за редкими исключениями, практически не используется в быту. русскоязычные же не признают слов «иудеи» и «евреи» синонимами и словом «иудеи» в быту пользуются только для определения датиим. В общем путаница та ещё, и единственным, наверное, способом уйти от неё является переход на язык нашего народа, на иврит, ведь русский язык, хоть по судьбе и родной нам, но, всё-таки является языком чуждого нам и нехорошо относящегося к нам народа, он, этот язык, несёт в себе много искажений реалий относящихся к нашему народу.
      Понятно, что произойдёт это только тогда, когда последний иудей-носитель русского языка уйдёт в лучший мир а пока, таки да, приходится выкручиваться при помощи того, что есть для обозначения противостоящих друг другу групп народа.

  13. Мне спорт продлил и продлевает здоровую жизнь, — хотя мастером спорта я, как ни тщился, не стал. Для плавания требуются иные физические данные, для гимнастики я был уже немолод, а тяжёлую атлетику на дух не переносил: намотался за годы на мотоциклетном з-де, зачищая поднимаемые к вращающемуся абразиву сваренные пудовые рамы.

    1. «Мне спорт продлил и продлевает здоровую жизнь, — хотя мастером спорта я, как ни тщился, не стал».
      Всё, что Вы написали в этом посте относится не к спорту, а к физкультуре.

  14. «Своим долголетием я обязан спорту. Я им никогда не занимался.»
    Уинстон Черчилль

    Цель, связанная со Смыслом Жизни для того или иного человека должна быть… недостижимой. В спорте всё таки существует эта опасность достижения и приходится искать… другой Смысл Жизни, а это далеко не у всех получается.
    После достижения недосягаемых высот в спорте — идити в религию, дамы и господа — там вы точно скорей всего ничего не достигните и сохраните обретенный Смысл Жизни до конца дней своих 🙂

  15. Да чем же оно провокативное, это эссе, уважаемый Борис? Ничем оно не провокативное. Спорт, как профессия, действительно требует полной самоотдачи и при этом ещё и довольно стабильно забирает здоровье ибо ради официально признанного результата спортсмен вынужден нещадно рвать себя. То есть, пока он молод, это не очевидно, наоборот, он покрепче других, не спортсменов, будет, однако если спортсмен вовремя не остановится то весь этот его спорт ему боком выйдет. А если и не выйдет, что иной раз и может быть, то уж точно не будет гарантией здоровой старости.
    То есть восторгаться спортом лучше находясь на позиции зрителя, болельщика, что, однако, не исключает того, что в хорошей физической форме себя неукоснительно поддерживать следует (по два часа три раза в неделю если это овладение техниками), и, таки да, очень и очень желательно приобрести навыки рукопашного боя (не бокса, бокс, это спорт а не рукопашный бой, хотя, при известной проворности, тоже может выручить), и обращения со стрелковым оружием, да и с холодным тоже – страна у нас такая, что это более чем насущно и вы в этом правы на 105%. Лет пять-десять своей жизни этому уделить стоит но без фанатизма а только для того, чтобы умение стало рефлекторным, чтобы тело его в себя впитало, превратило в своё знание.
    Что касается раздвинутых ног дочери Сиона, то что ж это обсуждать-то? Девочка уже состоявшаяся гимнастка, ноги красивые, да и девочки такие — товар штучный, никакой угрозы её пример не несёт, уж ешиботники-то точно изучать Тору от этого не перестанут, так что пусть себе, ей на здоровье а нам на радость, раздвигает.
    Извиняюсь за столь долгое предстоящее отступление, уважаемый Борис, но насчёт определения нашего народа как евреев, скажу, что это российский дискурс так определяет, что иудеи, это религиозные евреи. В нашем же, иудейском, дискурсе такого нет, в нём мы все йеhудим, что верующие, что неверующие. Ну, или если угодно, то иврим, но опять же таки все, что верующие, что неверующие.
    Нет в нашем дискурсе такого разделения народа, да и слов таких как «евреи» и «иудеи» нет, вы же знаете. Есть «йеhудим» и «иврим». Русские попыхтели и перевели слово «Iudajo» (личное имя правнука Авраhама авину, Йеhуды), на более понятное старославянскому уху слово «иуод Їyдо», потом транскриьировали его в слово «иудей», а уж потом постановили, что русское слово «иудей» почему-то переводится на русский же язык как слово «еврей», каковое появилось в русском языке аккурат в 1876 г, когда вышла в свет русская синодальная христианская Библия, в которой прозвище Авраhама авину, которое до этого писалось как «Еvrэos», стало писаться как «Еврей».
    Кирилл и Мефодий переводили Ветхий Завет с греческого, с иврита на Руси переводить было запрещено и никогда не распрещалось, но ни одного перевода Кирилла и Мефодия не сохранилось, зато сохранилась полная печатная Острожская Библия 1581 года в которую вошли переводы книг Ветхого и Нового Заветов с греческого языка на старославянский, и вот в ней никакого слова «еврей» не было а были слова «: є3врeинъ», » є3врeйскій» и » є3врeанин».
    В «еврей», еврейский». «еврейское», эти слова, согласно новым правилам русского языка, были транскрибированы только в Синодальной Библии в 1876 году. Однако, уважаемый Борис, тогда до насильственной ассимиляции иудейской общины РИ большевиками и отмены ими же иудаизма было ещё далеко и народ наш, та его часть, что до этого жила ещё в Ржечи Посполитой, никак не делился на евреев и иудеев – тогда все были иудеями, жидами по польски и иудеями по руски – так, последнее и писалось в документах РИ, например в паспортах.
    Полагаю я, что это уже Кремль начал эту чехарду с разделением нашего народа на евреев и иудеев, причём не так уж и давно, ведь в СССР иудаизма не было и евреями называли всех, что своих, что израильских етс., тогда как про иудеев был полный молчок, а когда в Страну из СССР хлынули миллион с лишком воинствующих атеистов, то им необходимо было дать обоснование чувству праведности их жизненной позиции заключающейся в ненависти к иудаизму, вот тут оно, это обоснование, и было придумано со ссылкой на ТаНаХ. В самом же ТаНаХе и близко такого нет, там есть иврим но это полный синоним понятию «йеhудим» а не обозначение двух противоположных групп народа Израиля. Впрочем, вы это знаете и сами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *