Аркадий Гайсинский: Упражнение в исторической логике

Loading

«Дилетант» — пожалуй, самое безобидное определение, даваемое обладателями дипломов исторических факультетов тем, кто вознамерился утверждать, например то, что грузинские цари рода Багратуни были потомками евреев или то, что битву при Бородино русские проиграли. Впрочем об этом говорено — не переговорено.

Упражнение в исторической логике

Аркадий Гайсинский

Аркадий Гайсинский1

Уверен, что читатели «Заметок» оличают понятие «алтернативная история» от «альтернативная историческая теория»: первое — это литературный жанр фантастики, а второе — это обоснование сомнений в реальности сказанного о исторических событиях в учебниках и официальных публикациях.

Уже сама по себе та известная истина, что история — наука политизированная, говорит о том, что документы, описывающие исторические факты и явления не могут и не должны рассматриваться как отражающие действительные события или причины их вызвавшие

Но эта «политизованность» не есть проблема самой истории: некое событие имело место, произошло именно так и по конкретным причинам, а в том, что оно преломляется через особенности личности его комментаторов и трактователей — так это «человеческий фактор»

За ещё недавнее заблуждение, что Земля находится в центре Мира — кого будем винить: нашу планету?

Появление альтернативных исторических теорий вызванно самой банальной причиной: то ли обнаружением любопытным умом противоречий в самом повествовании о событии, то ли при сравнении его содержания с параллельным документом.

«Не существует единой, вечной и неизменной «истины» о событиях прошлого и их значении. Бесконечные попытки историков разобраться в прошлом, по сути «ревизионизм», как раз и делают историческую науку жизненно важной и значимой».[1]

«Дилетант» — пожалуй, самое безобидное определение, даваемое обладателями дипломов исторических факультетов тем, кто вознамерился утверждать, например то, что грузинские цари рода Багратуни были потомками евреев или то, что битву при Бородино русские проиграли. Впрочем об этом говорено — не переговорено.

Поэтому хочу привести небольшой пример рассуждений «дилетанта от истории», для чего обращусь к самому что ни на есть заурядному и малоизвестному событию.

2

Итак, на глаза мне — «дилетанту», интересующемуся историей европейской еврейской диаспоры и связанной с ней историей Хазарского каганата, «попадается на глаза» следующая цитатата:

«.. воинствующий прадавний казацкий народ, раньше званый хозарским, Господь сперва возвеличил рыцарским характером, просторными владениями и вечною славой. Тот народ своими упорными походами морем и сухопутью не только окружающие племена, а и самую Восточную империю (Византия) потрясал таким страхом, что восточный император, стремя жить с ним в мире, заручился прочной супружеской связью с его главой — нарёк своему сыну дочь кагана, а именно князя казаков…»[2].

Сноска указывает адрес нахождения этой цитаты — она в документе, именуемым «Конституция Орлика».

Вполне понятно, что следует уточнить: а кто он такой — этот Орлик и что это за «Конституция Орлика»? Выясняется следующее:

Филипп Орлик — ближайший соратник того самого Ивана Мазепы, гетмана Войска Запорожского, который предал русских во время Полтавского сражения и перешёл на сторону врага.

В Украине Иван Мазепа — национальный герой, боровшийся за независимость Украины от России, в честь которого названы населённые пункты, улицы, установлены памятники. Существуют памятники Ивану Мазепе в Румынии, в США .

Филипп Орлик после его смерти был провозглашён гетманом Правобережной Украины. Память о Филиппе Орлике сохраняется и почитается не только в Украине, но и в Белоруссии, где он родился, и в Щвеции, где проживал некоторое время в изгнанании.

Филипп Орлик получил образование в иезуитском коллегиуме в Вильно, окончил Киево-Могилянскую академию , где особенно интересовался богословием и философией. Владел многими европейскими языками (польским, шведским, французским, болгарским, сербским, итальянским, немецким, греческим), а также латынью и древнегреческим. Был автором многих поэтических сочинений, книг, публикаций.

Но знаменит Филипп Орлик тем, что составил «Договоры и постановления прав и вольностей Войска Запорожского» (Pacta et Constitutiones legum libertatumqe Exercitus Zaporoviensis), получившие в украинской историографии название «Конституция Филиппа Орлика».

«Конституция» состоит из преамбулы и шестнадцати статей и предназначалась:

«Генеральным особам, полковникам и тому же войску Запорожскому с полным согласием обеих сторон. Утверждённые при вольном избрании формальною присягою».

То есть, (и это важно понимать) подлежала обсуждению на всех уровнях войска Запорожского и только после этого принималась под присягой

Хочу подчеркнуть, что слова «.. воинствующий прадавний казацкий народ, раньше званый хозарским» принадлежат высокообразованому и наделённому властью человеку, хорошо понимавшему значение сказанного и, значит, убеждённого в своём мнении. Поэтому кто бы и как бы не пытался рассматривать слова Орлика лишь как стремление «отделиться от москалей»,— должен понимать, что объявить «с кондачка» казакам о том, что они происходят из народа, «раньше званый хозарским» и не предвидеть реакцию «масс», мог только человек ограниченный, каким Филипп Орлик, несомненно, не был. Более того, он приводит действительный исторический факт, когда:

«… восточный император, стремя жить с ним (хазарским народом) в мире, заручился прочной супружеской связью с его главой — нарёк своему сыну дочь кагана, а именно князя казаков…»

Здесь имеется ввиду византийский император Константин V, женатый на Ирине, дочери хазарского кагана Вихора которого Орлик называет «каганом казаков». Их сын император, известный под именем Лев IV Хазар, правил в 775—780 годах. Уместно напомнить, что митрополит Иларион в своих трактатах «Слово о законе и благодати» и «Исповедание веры» (1040-е годы) называет каганом Владимира— крестителя Руси («великий каган нашей земли», «каган наш Владимир») и его сына Ярослава Мудрого («благоверному кагану нашему Георгию», «благоверному кагану Ярославу»). На стене собора Св. Софии Киевской имеется короткая надпись «Спаси, Господи, кагана нашего». Полагают, что речь идёт о сыне Ярослава Мудрого — Святославе Ярославиче, княжившем в Киеве в 1073—1076 годах. Автор «Слова о полку Игореве» (конец XII в.) называет каганом тмутараканского князя Олега Святославича.

Из приведенных рассуждений следует, что казаки сохраняли память о том, что раньше «звались хазарами»

2

Считается, что Хазарский каганат прекратил своё существование в конце 10в., но в исторических документах он упоминается ещё в середине 11-го.. А вот образование казачества относят ко времени не ранее 15в., когда те из населения Большой и Малой Руси, которые по разным причинам не хотели или не могли жить в зависимости то ли от государственных структур, то ли от власть в этих структурах придержащих, уходили на свободные земли — туда, где давление на них со стороны государства было крайне затруднительно. Ни о какой-либо связи казаков с хазарами, понятно, нет и речи.

Так, выходит, Филипп Орлик, написавший свою «Конституцию в 18в всё-таки поддался искушению — отмежеваться от общей с великоросами истории, «придумав» свою?

Но ещё раз повторюсь: в таком важном документе как «Договоры и постановления прав и вольностей Войска Запорожского» его автор не стал бы обращаться к безосновательным фактам. На рашифровку цитаты из «Конституции Орлика» я потратил немало времени, но многое из мной узнанного, оказалось очень даже неожиданным и интересным и вошло в книгу «Радания-Русь». Понятно, что ниже приводятся даже не тезисы, а тезисы тезисов в этой книге изложенного..

3

В Раннем Средневековье земли расположенного в Северном Причерноморье Таманского полуострова принадлежали двум народам: на его (приблизительно) северной половине — обитали русы. Это часть Таманского полуострова изестна как «Остров русов».

О существовании «Острова Русов» знали восточные авторы, например, персидский историк ибн Махмуд Гардизи:

«Рус — это остров, который лежит в море. И этот остров три дня пути на три дня пути и весь в деревьях. И леса и земли его имеют много влаги».[3]

Упоминаются русы и в книге «Природа сельджуков» Тахира ал-Марвази Шараф аз — Замана:

«..И они народ сильный и могучий, и ходят в дальние места с целью набегов, а также плавают они на кораблях в Хазарское море… Храбрость и мужество их хорошо известны, так что один из них равноценен многим из других народов. Если бы у них были лошади и они были наездниками, то они были бы страшнейшим бичом для человечества»[4].

Ибн Русте подчёркивал, что:

«… все свои походы они (русы) совершают на кораблях»[5].

4

Южная часть Таманского полуострова принадлежала Хазарскому каганату-здесь главным городом был Самкерц, известный нам как Тмутаракань. Но следует уточнить, что эту южную часть полуострова населяли евреи, потомки изгнанников из еврейских царств — теперь граждан Хазарии.

Топоним Самкерц упомянут и в той части ответного письма хазарского кагана Иосифа кордовскому министру Хасдаю ибн Шапруту, где Иосиф описывает географическое положение Хазарского каганата:

«С западной стороны — Ш-р-кил, С-м-к-р-ц, К-р-ц, Суграй, Алус, Л-м-б-т, Б-р-т-нит, Алубиха,Кут,Манк-т Бурк Ал-ма, Г-рузи. Эти (местности) расположены на берегу моря Кустандины, к западной (его) стороне».

Не позднее 6в. евреи создают торговую организацию «Радания»:

«Радхониты, или раданиты — странствующие еврейские купцы, которые на протяжении Раннего Средневековья контролировали торговлю между исламским Востоком и христианской Европой по Шёлковому пути и другим торговым маршрутам, создав первую в истории постоянную торговую сеть, простиравшуюся от Китая и Индии до Западной Европы»[6]

В городе Самкерц находилось управление еврейской купеческой монополией:

«В Самкерше-еврее находилась таможня и хорошо снаряжённыные люди хазарского царя»[7].

Арабский географ ибн аль — Факих в «Книге стран», рассказывает о пути купеческих судов через Боспорский пролив:

«…Затем они идут по морю к Самкушу—Еврею (Samkerš al-Jahudi) после чего они обращаются к Славонии…»[8]

5

Превращение созданной евреями Хазарского каганата торговой компании в международную тороговую монополю произошло далеко не сразу: для этого понадобились даже не годы, а десятилетия. Эта компания развивалась по тем же законам, что и нынешние подобные компании: сначала торговля имела локальный характер, затем успешная деятельнность позволила постепенно расширить зоны торговли до Испании на западе и Китая — на востоке. А поскольку доставка товаров водным путём была и остаётся многим выгоднее, чем сухопутным, а компания процветала — появилась необходимость в постоянном, а не в наёмном флоте, что давало и упомянутую выгоду. и большую надёжность доставки товаров про назначению.

Русы стали идеальными партнёрами еврейских купцов, потому что имели важное для их деятельности преимущество: русы были не только профессиональными воинами. но и прекрасными мореходами, имевшими свой флот. Важным условием партнёрства стало близкое территориальное соседство евреев и русов на Таманском полуострове.

Евреи были богатыми и, что не менее важно, постоянными заказчиками охранных и военных услуг, какие оказывали им русы, получавшие, очевидно, в начале договорную плату, а затем и твёрдый процент от прибылей. Из наёмников воины — русы превратились в равноправных компаньёнов купцов, то есть теперь уже речь идёт о торгово — военном союзе между евреями и русами.

Означенная торговая организация стала дву-этнической и состояла из двух основных подразделений («разрядов»):

  • торгового: купцы — евреи
  • силового: воины-русы.

На языке раданитов «חזק» (хазак)— значит «сильный» (последующее изменение начального «х» на «к» не нуждается в объяснении). Множественное число от «хазак» — «хазаким» («казаким»): так называли еврейские купцы своих компаньёнов, представлявших «силовую» часть еврейско-русского союза. Ведь и сейчас те подразделения, которые выполняют защитные функции, называют «силовыми».

6

Вот откуда в «Конституции Орлика» «.. воинствующий прадавний казацкий народ, раньше званый хозарским». Но есть ещё не менее интересное:

У Филиппа Орлика:

«восточный император, стремя жить с ним (с казацким народом) в мире, заручился прочной супружеской связью с его главой — нарёк своему сыну дочь кагана, а именно князя казаков…».

У Абу Али Ахмед ибн Омара Ибн Русте в книге «Дорогие ценности»:

«Что же касается ар-Руссийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на коем они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами,… У них есть царь, называемый Хакан русов….»[9]

Каков же вывод из приведенного — тот, что русы стали не просто уважаемым союзником Хазарского каганата: их князья назывались «равнохазарским» титулом «каган» и если этот титул ещё достаточно долго сохранялся за русскими князьями, то, значит, они считали его почётным. В рассмотренной преамбуле к своей «Конституции» Филипп Орлик основывался, если не на письменных документах, то на переходивших из поколения в поколение преданиях, имевших реальную основу.

Такой вот, господа, пример дилетантских упражнений в исторической логике.

___

[1] Джеймс М. Макферсон Википедия

[2] Википедия. Конституция Филлипа Орлика.

[3] Цит. По Б.А. Рыбаков. Киевская Русь и русские княжества 12— 3вв. Наука. М.1982. с.343

[4] А.П. Новосельцев. Восточные источники о восточных славянах и Руси 6-11вв. М.1965. с.400.

[5] Цит. по Л.Н. Гумилёв. От Руси до России. ДКДИК. М. с358.

[6] Википедия. Раданиты.

[7] Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербента. сс. 198-199.

[8] Цит по Б.А. Рыбаков. Киевская Русь и русские княжества12— 13вв. Наука. Москва.1982. с.335.

[9] Цит. по Л.Н. Гумилёв. От Руси до Росии. ДИК. М.1995. сс.357-359

Print Friendly, PDF & Email

9 комментариев для “Аркадий Гайсинский: Упражнение в исторической логике

  1. Уважаемый Ефим!
    1.Украинский язык «предпочитает» (не обязательно) в начале иностранного для него слова твёрдую согласную букву перед гласной.Например,в подлиннике «Конституции Орлика» фигурирует слово «козаре», а не «хазары»- так же ивритское «хазаким» преобразилось в «казаки».
    2. Прочитал вашу статью «Еврей, как много в этом звуке…» Очень интересно, но также есть вопросы.
    3.Мы с Вами- земляки.(днепропетровцы)

    1. я уважаю украинский язык, но не до того, чтобы объяснять им смену звука «ха» на «ка» в мировом масшатбе, как на самом деле есть. Есть множество слов, сменивших арамейское «ха» ה на «ка». Предложите, пожалуйста, другую более основательную версию. А мы с Вами не только земляки. Мы, скорее всего, родственники.

    2. кстати, «Еврей, как много в этом звуке…» — это была просто разминка перед… Рекомендую к прочтению имеющуюся в «Мастерской» первую главу моей книги «ЭТИ»

  2. Уважаемый Аркадий! Вот это Ваше: (последующее изменение начального «х» на «к» не нуждается в объяснении).
    Если можно, с этого места поподробнее. Объясните, пожалуйста, эти переходы «ха в «ка»

  3. Более политизированной и перевранной истории, чем Русская, сегодня нет в мире. Российский официоз больше, чем когда-либо требует красивого и героического прошлого, намного красивее, чем могут представить проплаченные и обласканные властью исследователи нашего неприглядного прошлого. О чём писать? О крепостной дикости? О том, как кормили креьнки человеческим молоком борзых щенков, как рвали ноздри беглым крепостным или о том, как Александр Первый при помощи шарфика и тяжёлой бронзовой табакерки взошёл на Росскийский престол? А ожет о том, как 40 000 русских солдат войдя в Наполеоновский Париж, разбежались и стали невозвращенцами? А как объяснить сегодня школьникам, что три еврея из Черты Оседлости, которые спешили перейти вброд зимой студёную Березину, чтобы успеть сообщить командующему армиией о том, где на самом деле должна быть переправа отступающего Наполеона, были повешены Чичаговым, как предатели -тихо, без барабанного боя? И это только для того, чтобы скрыть глупость и трагическую ошибку адмирала.? Ответ один:-продолжать врать.

  4. «История — это политика, опрокинутая в прошлое».
    На этой типично большевистско-ленинской «мысли» (сформулированной акад. Покровским) непременно зиждится любая гипотеза очередного «новатора», не понимающего, что грешит он против элементарной логики. Ведь если история — «не наука», значит и предлагаемое им тоже наукой не является, тоже всего лишь политика — правда микроскопическая. Большевистская ложь (одним из т. с. основоположников и был Покровский) была, во всяком случае, масштабной: коммунизм и социализм не прошедшие социальные эпохи, но будущие — чаемые! Ну, а Пугачёв, скажем, борец за народное счастье, предтеча большевиков. (Пугачёв сдирал кожу с живых людей, тогда как императрица, приказав четвертовать его, всё же уточнила: сперва отрубить голову — чтобы не мучился!).
    Мне кажется, не следует выпригивать из штанов, изображая (!) историю своего народа. Сейчас этим грешит российская «историография» — что выглядит достаточно гнусно.
    Подражать ли?

    1. Ваш тёзка сказал, что история мать всех наук (раньше таковой называли философию), но отцы у них (у наук) разные.
      Как правильно назвывается то, чем в этом случае является история? 🙂
      «Политика, опрокинутая в прошлое» всё таки приятнее для уха.
      И ещё…
      «Историю пишут победители», а в случае их (прежних победителей) проигрыша — новые «победители» её переписывают, причём, обязательно. И как после этого историю можно называть наукой? 🙂

  5. История — это «не совсем наука», что раз за разом повторяют даже сами историки, а некоторые (АНевзоров, например) даже считают её (историю) набором баек, которые ссылаются на другие байки, которые ссылаются на другие байки, которые… — и так до Геродота, которого Цицерон назвал «отец истории».
    На самом деле «отцов» у истории было намного больше.

    По-моему лучше всех про историю сказал М.Н.Покровский:

    «Все эти Чичерины, Кавелины, Ключевские, Чупровы, Петражицкие, все они непосредственно отразили определенную классовую борьбу, происходившую в течение XIX столетия в России, и, как я в одном месте выразился, история, писавшаяся этими господами, ничего иного, кроме политики, опрокинутой в прошлое, не представляет»
    М. Н. Покровский, Общественные науки в СССР за десять лет.
    Доклад на конференции марксистско-ленинских учреждений 22 марта 1928 г.

    Т.е. «История – это политика, опрокинутая в прошлое».

    Поэтому почему история евреев, включая поиск десяти потерянных колен Израиля по всему миру, должна быть иной? Исторические байки, лингвистический и даже ДНК-анализ в помощь. Дело это весьма увлекательное и можно сделать массу «открытий чудных» 🙂

  6. Уважаемый Аркадий! Из-за Вашей склонности к иронической манере изложения фактов не всегда понятно на чьей Вы стороне. Но тема очень интересная и не менее взрывоопасная. Удельный вес иудеев в истории Руси-это табу постсоветских историков-борзописцев. Разговор непрменно коснётся истории известных евреев, таких, как Кирилл и Мефодий или Владимир Креститель Руси. А это очень болезненная тема для параноидальных борцов с «Русофобией»

Добавить комментарий для Zvi Ben-Dov Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.