Лев Мадорский: Скандал в ультраортодоксальном семействе, или Где происходят браки

 303 total views (from 2022/01/01),  1 views today

Тут мне бы промолчать. Но страсть вечного спорщика… Какой же я идиот! Ну кто меня тянул за язык. Меня, незнакомого человека, тепло приняли, пригласили переночевать, а я полез со своим уставом в чужой монастырь…

Скандал в ультраортодоксальном семействе, или
Где происходят браки

(Невыдуманная история)

Лев Мадорский

Лев Мадорский

Это произошло в Израиле пару лет назад. Когда ещё не было мировой напасти и этих чёртовых масок. Когда можно было подходить к человеку так близко, как ты хочешь и даже целоваться, если есть желание…

Стояло декабрьское, пасмурное утро. Временами слегка моросил дождь. Я сидел под навесом на зарешеченной, видимо, от террористов, пересадочной станции (не помню названия) между Хайфой и Ашдодом. До поезда оставалось минут 20-25. Народу поблизости не было, в электронной книге кончилась зарядка и время тянулось тоскливо.

Неожиданно на платформу, с шумом и криками выкатилось многочисленное семейство: папа, мама (лет 40-45) и пятеро детей. Три мальчика (примерно, 2,7и 8 лет) и две девочки. Младшая (лет 12) и старшая, героиня моего рассказа (лет 17-18). Судя по одежде, семейство было ультраортодоксальное. Мама и девочки в тёмных платках и длинных юбках. Папа и мальчики в чёрных костюмах, чёрных шляпах, с пейсами и нитками цицит.

Под навесом было две скамейки и к моему удовольствию (никогда не сидел так близко с ультраортодоксами) папа и два мальчика сели на мою. Мама и девочки расположились на соседней. Малыш спал на коленях у мамы.

Мальчишки, несмотря на ультраортодоксальную экипировку, вели себя так, как ведут себя обычные мальчики. Они затеяли игру в догонялки вокруг скамейки. Временами подбегали близко к краю платформы, но родители никаких замечаний им не делали.

Я без иврита, и, когда хочется пообщаться в Израиле, или когда возникает такая необходимость, использую три языка — русский, английский и немецкий. Немецкий понимают, в основном, знающие идиш, по-русски харедим говорят редко, мой английский слабоват и я спросил соседа по скамейке по-немецки:

— Не знаете когда поезд на Ашдод?

Это был вопрос типа того, который задал Вицин в 3 часа ночи: «Как пройти в библиотеку», так как информационные указатели на иврите и английском висели сверху. К моему удивлению папа понял вопрос и ответил, взглянув на вокзальные часы:

— Через десять минут.

Так завязалось знакомство.

— Знаете немецкий?— спросил я.

— Да. Дед и бабушка выжили в Холокосте и репатриировались в Израиль после войны. В нашей семье сохранили язык. К сожалению, детям передать не удалось. Да и жена не говорит. — Подумал и добавил,— Некоторые до сих пор против немецкого в Израиле, но я думаю, что ужас, который пережили евреи в Шоа, и язык никак не связаны. А Вы из Германии?

— Да, турист.

— Немец? Нет еврей.

— Вы в Ашдод? — спросил я.

— Да, мы там живём. — А Вы?

Я воспользовался случаем похвастаться.

— В 14 часов в ашдодском филиале Союза русскоязычных писателей Израиля состоится вручение удостоверения члена СРПИ.

— Вас приняли?

— Да.

— Поздравляю.

Подошёл поезд. Народу было немного и мы устроились на соседних скамейках.

— Лев, — протянул я руку.

— Ашер. Мария, Сарра, — представил он жену и старшую дочь. — У Вас в Ашдоде родственники?

— Нет.

— А как же поедете обратно? Сегодня Шаббат и поезда не ходят.

Судя по обилию вопросов Ашер тоже получал удовольствие от общения.

— Сниму номер в отеле.

Новый знакомый что-то спросил на иврите у жены. Она кивнула и приветливо мне улыбнулась.

— Мы С Марией, — продолжал Ашер — приглашаем Вас провести Шаббат с нами и заодно у нас переночевать.

— Да как-то неловко.

— Да что Вы, Лев. У нас большой дом и нам будет приятно.

Так, к вечеру, я оказался за шаббатним ужином в доме Ашера и Марии. Дом был, действительно, просторный, двухэтажный. Рядом с Саррой сидел полноватый, молодой человек лет 19-20.

Аврам, жених Саррочки. — представил его папа.

Я заметил, что при слове “жених” Сарра состроила недовольную гримасу и что-то сказала отцу на иврите. Папа ответил. На глазах у дочки выступили слёзы. В конце праздничного ужина Ашер поднял тост на иврите, но по выражению лица и жестам я понял, что тост за молодых. И тут случилось непредвиденное: Сарра резко встала из-за стола, что-то громко сказала и убежала в свою комнату. Аврам сидел молча с отстранённым взглядом.

После ужина Ашер провёл меня в мою комнату. И тут я задал вопрос, который не следовало задавать:

— Сарре не нравится её жених?

Задал я его, признаться, под впечатлением дороги в Израиль, когда в самолёте сидел рядом с девушкой из Франкфурта-на-Майне. Попутчица рассказала мне, что кончила еврейскую, ультраортодоксальную школу для девочек, организованную на деньги американского раввина и летела в Иерусалим к жениху. Она рассказала также, что в ультраортодоксальной среде жениха и невесту рекомендует раввин и что до свадьбы жених и невеста не должны прикасаться друг к другу.

Не ожидал, что этот мой вопрос окажется таким болезненным. Ашер отвечал громко, взволнованно, активно жестикулируя,

— Лев, брак это не яблочный пирог? Нравится-не нравится. Браки совершаются не на земле, а на небесах. К тому же никто не заставляет Сарру выходить замуж именно за Аврама. Но мы с Марией против того, чтобы дочь выходила замуж за не еврея. А её жених — еврей по отцу и, значит, не еврей по галахе.

Тут мне бы промолчать. Но страсть вечного спорщика…

Я тоже хотел, чтобы сын женился на еврейке, но не считаю себя вправе вмешиваться в его выбор. Когда он привёл в дом невесту, русскую, христианку, мы приняли её как родную. Всё-таки сейчас не Средневековье.

— Вы не боитесь, Ашер, что повторится трагическая судьба влюблённых, описанная Шекспиром в «Ромео и Джульете? К тому же тот, кого Сарра выбрала, вполне может принять гиюр и стать евреем.

— Да, может, но не хочет. Мы разговаривали с этим молодым человеком, уж не знаю, где они познакомились. Он даже не верит в Бога. А Вы понимаете, что неискренний гиюр намного хуже полного отсутствия гиюра? Мы с Марией сделаем всё возможное, чтобы этот брак не состоялся.

Ашер пожелал доброй ночи и ушёл, а я долго не мог уснуть.

Какой же я идиот! Ну кто меня тянул за язык. Меня, незнакомого человека, тепло приняли, пригласили переночевать, а я полез со своим уставом в чужой монастырь. Ведь ультраортодоксы не секта. Они составляют более 15% еврейского населения Израиля. У них свои представления о жизни, о религии, о браке. Не случайно их называют «трепещущие» перед Богом. Что я знаю о их жизни. Практически, ничего. А может они правы, что браки, действительно, происходят не на земле, а на небесах…

Print Friendly, PDF & Email

36 комментариев к «Лев Мадорский: Скандал в ультраортодоксальном семействе, или Где происходят браки»

  1. Внесу и свои 5 копеек. Во -первых, жених еврей, по папе, по маме, по соседям. Это не соседям определять, кто еврей, а самому человеку. И чем меньше будет ограничений назваться евреем, тем лучше для евреев. Во-вторых, ортодоксы правы: родители должны участвовать в выборе жениха — невесты. Я тоже, как и Вы , Лев, живу в нееврейской стране США, но , знаете, большинство детей моих друзей и знакомых (не ортодоксов) создали еврейские семьи. Все зависит от воспитания. Родители должны делать свою работу (женись на еврейке) с детства. Там, где играют в независимость выбора, идет ассимиляция.

    1. Родители должны делать свою работу (женись на еврейке) с детства. Там, где играют в независимость выбора, идет ассимиляция.
      ——————
      Тут я ,Анатолий С., пожалуй, впервые с Вами не соглашусь. Выбор сына или дочки никак не зависит ( не должен зависеть) от родителей. Хотя высказать своё мнение они, конечно, могут. Другое дело- еврейское воспитание с детства: кто мы, откуда идём, история Холокоста и др. Это правильно. Об этом надо говорить. Но это совсем другая песня.

  2. Из лучших побуждений, разумеется, но это уж как всегда бывает с хотелками как лучше.
    ——————
    Согласен, С.Л., что формулировки мы с Виктором выбрали не самые удачные. Но у нвшей героини, воспитанной с детства в ультрадоксальных традициях , другие представления, чем у обычных современных девочек, о значении мнения родителей. Знаю по одной, живущей в Германии семье.

    1. Лев Мадорский 6 октября 2021 at 7:04 |
      Согласен, С.Л., что формулировки мы с Виктором выбрали не самые удачные.
      ——————————————————————————————————
      Лев, вы зря здесь взяли меня в компанию. Я высказал своё мнение, а не хотелку по С.Л. (не знаю, что эти буквы означают, поэтому и не отвечал).
      Опыт показывает: если нельзя, но очень хочется, то способ найдётся.
      Всегда сначала высказывается идея, потом, если она овладевает массами, ищут способ её осуществить, а если ещё и жареный петух клюнет, то находится способ и силы, чтобы идея стала реальностью.
      Хорошей пример — образование современного Израиля, который сначала был «хотелкой».
      (На месте родителей-евреев я бы вообще не переживал за дочек, за кого ни выйдут они замуж, родят всё-равно еврея.)

      1. Но запретить родителям/семье запрещать детям выбирать себе супруга по своему усмотрению
        можно и нужно.
        ________________
        И, всё-таки, Виктор запретить запрещать невозможно.

  3. Лев, много интереснее этих псевдо-израильских майсов было бы узнать ваше мнение о результатах прошедших в вашей стране выборов.

    1. много интереснее этих псевдо-израильских майсов было бы узнать ваше мнение о результатах прошедших в вашей стране выборов.
      ——————-
      Во-первых, Сэм, как Вам не покажется странным, « псевдо-израильские» сайты для меня важнее политики на моей новой да и старой родине. Во-вторых, пока не совсем ясно каковы реальные результаты выборов. Я по инерции голосовал за христианских демократов, но победа СПД ( социальных демократов) по мнению сына-лучший вариант. Время покажет…Не думаю, что нас ожидают серьёзные перемены.

      1. Лев, я уже призывал Вас, приехать к нам хоть раз в июле-августе.
        А то. что Вы пишите про Израиль, это извините….
        P.S.
        Может я ошибаюсь, но СДПГ — это не «социальные демократы», а социал-демократы.

        1. А то. что Вы пишите про Израиль, это извините….

          С названием партии, Сэм, Вы правы. А почему Израиль летний так отличается от Израиля зимнего? И что Вам не понравилось в рассказе? Это всё-таки, больше рассказ, чем репортаж.

          1. Отличается способом жизни, перебежками от одного мазгана к другому.
            Лев, я перечитал свои предыдущие посты и понял, что должен извиниться перед Вами за свой тон и излишнию резкость.

          2. я перечитал свои предыдущие посты и понял, что должен извиниться перед Вами за свой тон и излишнию резкость.
            ———————
            Я, Сэм, приезжаю в декабре, потому что это каникулярное время и потому что плохо переношу жару. И ещё. Много лет пишу в «Заметках» и в первый раз оппонент извиняется за что-то. Честно говоря, я не почуствовал резкости в Ваших комментах и это тем более приятно. Спасибо…

  4. Насколько я знаю, главная проблема «нееврейскости» супруга возникает, если есть сомнения относительно невесты. В этом случае есть вероятность, что ее дети окажутся «мамзерами» (что-то вроде незаконорожденные). В описанном Вами, Лев, случае этой проблемы нет: ведь невеста — еврейка. И судя по тому, что жених все-таки участвовал в шабатней трапезе, родители в конце концов согласятся. А вот если еврейский парень выберет себе нееврейку, то действительно это проблема. Видимо гаоны должны найти выход, кроме гиюра, тем более, что до вавилонского плена еврейство считалось по отцу (Авраам родил Ицхака…). В СССР ходил анекдот: ВЛКСМ родил Осовиахим, Осовиахим родил ДОСААФ, ДОСААФ родил ВДОАМ, а тот оказался бесплодным.

    1. И судя по тому, что жених все-таки участвовал в шабатней трапезе, родители в конце концов согласятся.
      —————————
      Я, Михаил, видимо, описал события недостаточно отчётливо. Жених сидевший за столом это выбор раввина. Парень которого выбрала Сарра ( еврей по отцу), родителями отвергается категорически и его за столом не было.

    2. Лев, по-моему, вы достаточно ясно описали ситуацию:

      — Аврам, жених Саррочки. — представил его папа.
      — … К тому же никто не заставляет Сарру выходить замуж именно за Аврама…
      — … К тому же тот, кого Сарра выбрала, вполне может принять гиюр и стать евреем…

      — Да, может, но не хочет. Мы разговаривали с ЭТИМ молодым человеком …

      1. Меня ,Виктор, больше всего поразило безучастное, отстранённое поведение кандидата в женихи, сидевшего за столом. Он уплетал за обе щеки и казалось, что происходящее его не касается.

        1. Он послушный, «старшина» сказал люминь, значит люминь. На самом деле тема эта не простая — с желаниями детей надо считаться, это их будущая жизнь, но и родители обязаны оберегать детей от ошибок. Все это банально, но проще от этого оно не становится.

          1. с желаниями детей надо считаться, это их будущая жизнь, но и родители обязаны оберегать детей от ошибок.
            ———————
            Всё верно, Виктор. Родители могут посоветовать, высказать своё мнение, но никоим образом не давить: » Я сказал значит так и будет » и т.п.

  5. “Нравится-не нравится. Браки совершаются не на земле, а на небесах. … Он даже не верит в Бога. … Мы с Марией сделаем всё возможное, чтобы этот брак не состоялся.”
    ***
    Скольких случаев искалеченных судеб изза такого деспотичного подхода еврейских родителей пришлось быть свидетелем, особенно в той, прошлой жизни. После Холокоста огромные районы бывшего СССР остались практически без евреев. Небольшие остатки тех, кто выжил, селились в разных городах, далеко друг от друга, за десятки, сотни километров. Не было практически никакой общинной жизни, евреи жили, учились работали, знакомились, дружили в нееврейском окружении. Молодому человеку, если он решил подчиниться диктату родителей, ничего другого не оставалось, как только брать то, что есть, то что ему нашли из того, что осталось. “Нравится-не нравится…” — чувства не играли важной роли, по принципу “сживется, слюбится”. Те, кто послабее характером, отказывались от своих нееврейских любимых и брали тех, на кого им строго указали. Ненадолго. Как результат, чувство чужой, силой навязанной жизни, нескончаемые конфликты, скандалы, измены, разводы, покинутые дети. Насильно никому ни люб, ни мил не будешь.
    Несомненно, что позиция Льва (“Я тоже хотел, чтобы сын женился на еврейке, но не считаю себя вправе вмешиваться в его выбор.”) в такой деликатной ситуации выглядит намного более честной и человечной, чем религиозно-этнический деспотизм таких, как родители Сарры.

    1. Молодому человеку, если он решил подчиниться диктату родителей, ничего другого не оставалось, как только брать то, что есть, то что ему нашли из того, что осталось.
      —————-
      Согласен с Вами, Борис. В этом суть текста. Сегодня в Германии такая же ситуация. Мы живём в окружении неевреев и не удивительно, что у всех ( у всех!) моих знакомых евреев дети женились- вышли замуж за неевреев. В Израиле, конечно, другая ситуация, но и там, даже в среде ультраортодоксов попытки родительского и религиозного диктата в брачных делах не имеют будущего.

      1. “попытки родительского и религиозного диктата в брачных делах не имеют будущего.” (Лев)
        ***
        Вы правы, Лев. Всякой диктатуре, в том числе и диктатуре консервативных религиозных традиции, есть предел. Предел того, сколько отдельный человек способен послушно их терпеть и безропотно им подчиняться. Со временем даже многие те, кто такое положение вещей считают неоспоримой данностью, не подлежащей никакой реформе, будут вынужденны пересмотреть свои консервативные установки или сами созреют к переоценке ценностей.
        Вспомнил недавно тут опубликованный Александром Левковским перевод статьи Кэррин Бодди, “Родители, отвергнутые собственными детьми”. Эта статья — наглядный урок, статья — серьезное предупреждение о том, что бесконечно и безнаказанно творить насилие над человеком не получится.

    2. Никому ничего запретить нельзя (в рамках уголовного законодательства, естественно). Но запретить семье выражать свое мнение о происходящем — тоже нельзя.

      1. Елена Римон. 5 октября 2021 at 9:06 |
        Но запретить семье выражать свое мнение о происходящем — тоже нельзя.
        ———————————————————————
        Запретить семье выражать своё мнение, конечно, нельзя. И не нужно.
        Но запретить родителям/семье запрещать детям выбирать себе супруга по своему усмотрению
        можно и нужно.
        Как запрещают, например, в законодательствах бить детей.

        1. запретить родителям/семье запрещать детям выбирать себе супруга по своему усмотрению
          можно и нужно.
          —————
          В точку, Виктор. Насилие в любой форме насилие.

  6. «Всё-таки сейчас не Средневековье». Вы уверены? В средневековье не додумались травить евреев газом, у инквизиционных трибуналов был очень маленький, средневековый кпд. Вот сейчас совсем другое дело.

    1. «Всё-таки сейчас не Средневековье». Вы уверены? В средневековье не додумались травить евреев газом, у инквизиционных трибуналов был очень маленький, средневековый кпд. Вот сейчас совсем другое дело.
      ——————
      Я согласен, Эдуард, что 20 век по, как Вы пишете, кпд намного обошёл Средневековье, которое не додумалось до Катастрофы. Но согласитесь, что это другая песня. Браки, действительно, совершаются на небесах и в этой сфере, по моему убеждению, родители должны дать детям свободу.

    2. По этому поводу очень советую прочесть перевод А. Молотова книги Канделя в последнем номере Еврейской Старины. В той части, где речь о предвоенной Вене (и в целом об Австрии). В продолжени будет много интересного, в том числе о том, что и сегодня в Австрии ситуация примерно такая же, только как и до Аншлюса — скрытная. Вы, Эдуард, абсолютно правы: нынешнее модернистское время по жестокости если и отличается от прежних времен, то в худшую сторону. Только за последние 125 лет (если считать с геноцида армян в 1895-96) прогрессивное человечество скушало и не поперхнулось геноцидом армян, греков, евреев, цыган, советских, китайцев (со стороны Японии и Мао), индонезийцев, комбоджийцев-вьетнамцев, разных югославов, конголезцев — чуть ли не всех, разных тутти и прочих, кого уже забыли.

    3. Bormashenko4 октября 2021 at 16:13 | Permalink
      «Всё-таки сейчас не Средневековье»
      \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
      Можно считать, что коньяк пахнет клопами, а можно, что клопы — коньяком.
      Нельзя, Эдуард, смотреть только на чёрное, самому можно почернеть (душой).
      Да, в прошлом веке был Холокост, были 2 страшные МВ и многое, многое другое, чернее не представить.
      Но было и другое, был колоссальный технический прогресс, были победы над многими болезнями, было увеличение продолжительности жизни. И не только продолжительности, но и её качества.

      1. Сэм — 2021-10-04 20:44:17(366)

        … Да, в прошлом веке был Холокост, были 2 страшные МВ и многое, многое другое, чернее не представить.
        Но было и другое, был колоссальный технический прогресс, были победы над многими болезнями, было увеличение продолжительности жизни. И не только продолжительности, но и её качества.
        ======
        Уважаемый коллега Сэм!
        Технический прогресс и прочие положительные явления не исключали паралельного существования террора и прочих гадостей гитлеризма. Тогда, например, были построены шикарные дороги — автобаны.

    4. В Средневековье кпд травли газом был меньше кпд сжигания на костре. Приемлемого кпд для травли газом достигли только в 20-м веке и начали не с евреев.

  7. https://blogs.7iskusstv.com/?p=93779
    Демобилизованный лётчик Матан Кахана получил должность Министра по вопросам Религии. Новый министр проводит политику модернизации Ортодоксального Иудаизма; встречает жесткое сопротивление всем изменениям. На повестке дня вопросы кашрута и иммигранты из бывшего Советского Союза; в первую очередь 300,000 человек, у которых мать не еврейка и евреями не считаются, по еврейским законам. Кахана не намерен узаконивать не Ортодоксальную практику, но имеет намерение внести изменения в соответствии с обстановкой, как это было на протяжении еврейской истории.

    1. Кахана не намерен узаконивать не Ортодоксальную практику, но имеет намерение внести изменения в соответствии с обстановкой, как это было на протяжении еврейской истории.
      ————————
      Уверен, что поиск компромисса между харедим и светскими, один из наиболее важных путей, чтобы заработал плавильный котёл и израильтяне превратились в одну нацию. Преодоление разделения по религиозной линии важнее, чем преодоление разделения между приехавшими из разных стран исхода и, особенно, между ашкеназами и сефардами. Хотя это тоже важно…Только преодолев эти разделения ( о левых правых пока не говорим) израильтяне превратятся в один народ. Как справедливо написал Алекс: » Не искать виноватых, а строить мосты»

  8. В условиях современной сексуальной революции, когда вступить в интимные отношения почти равняется выпить вместе чашечку кофе, в пуританских установках харедим не вижу ничего плохого. Тем более, как известно, воздержание еще никому не навредило.

    1. В нашей ситуации, Анатолий, палка о двух концах и удар ортодоксальным концом, когда ограничивается выбор пары, может быть наиболее болезненным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *