Игорь Юдович: Щаранский о жизни, американских евреях и еврейской истории

 410 total views (from 2022/01/01),  2 views today

Главным для Щаранского, как теолога, историка, политика, является вопрос «как мы должны жить как евреи?». Ответ заключается в том, что как исторически вневременные аутсайдеры мы должны руководствоваться принципами лояльности и любви к СВОЕМУ народу. Потому, что мы все только часть одной, общей истории и судьбы.

Щаранский о жизни, американских евреях и еврейской истории

(По материалам статьи Sharansky’s Exodus,
by Daniel Gordis in Jewish Review of Books, Spring 2021)

Игорь Юдович

Хорошо, что есть люди, которых не надо представлять. Натан Щаранский написал еще одну автобиографическую книгу — Never Alone: Prison, Politics, and My People, by Natan Sharansky and Gill Troy.

Книга формально разделена на три части. В первой рассказывается о девятилетнем периоде жизни в СССР до эмиграции в Израиль, вторая — о девяти годах в Израильском политическом истеблишменте, третья — о девяти годах во главе Еврейского Агентства (известное русскоязычным репатриантам как Сохнут).

Соответственно, большая часть книги рассказывает о той части жизни Щаранского, которая прошла в борьбе за выезд из СССР и его жизни в Израиле как общественного и политического деятеля. В том числе об его работе и взаимодействии с Пересом и Натаньяху, причем обоим, особенно Натаньяху, достается “на всю катушку”. Но мне был более интересен другой аспект книги, в основном рассказанный в третьей части.

Книга одновременно оптимистичная и весьма грустная, как и положено быть книге, написанной евреем. В грустной части есть, например, рассказ о том, как “израильские органы”, которые вели “проект” по помощи советским евреям эмигрировать в Израиль, поставили, извините за выражение, крест на его судьбе и уговаривали его жену, Авиталь, уже находящуюся в Израиле, следующими сентенциями: “Забудьте его. Он сломал свою жизнь и в конце концов сломает вашу. Вы еще так молоды. Мы поможем вам начать новую жизнь”. Но я хочу перевести несколько фрагментов из той части книги, где приведены его размышления об американских евреях сегодня. Цитаты (в моем переводе) даны вместе с небольшими комментариями из рецензии книги в Jewish Book Review, Spring 2021.

Обвиняя Трампа, не осудившего действия неонацистов в Шарлотсвилле (что само по себе не более, чем обобщенное мнение левой прессы того времени и не вполне соответствует фактам), он еще больше осуждает Натаньягу, который промолчал и никак не высказал свое отношение как к событиям, так и к молчанию Трампа. В этой связи он понимает отношение американских евреев к Трампу, но находит куда хуже, чем просто странным, их отношение к политике Трампа в отношении Израиля. «В то время, когда многие израильтяне не могут заставить себя критиковать Трампа, большинство американских евреев не могут уговорить себя поблагодарить его за признание Иерусалима столицей Израиля, а многие либеральные американские евреи даже осуждают его решение, за которое они сами боролись много десятилетий». И дальше: «Израильтяне удивлены, что ненависть к ограниченному кратким сроком пребывания у власти президенту, оказалась сильнее вечной любви к Иерусалиму». На протяжении всей книги, при всей критике Переса, Биби и других, самые горькие слова он произносит в отношении американских евреев, для которых сегодня наиболее характерны намеренная наивность и самообман. На одной из страниц книги он вспоминает встречу в Москве евреев-отказников с американским раввином, который объяснял им теологию натурализма. «После встречи, Саша Лунц, один из отказников, с горькой усмешкой сказал: «Только Америка смогла воспитать раввина, который точно знает, что Бога нет».

Но настоящей болезнью американского либерального иудаизма является не религиозный радикализм, но интеллектуальная ленность.

В этой связи он рассказывает историю о том, как во время пребывания в Америке евреи старших поколений просили его и Авиталь рассказать их детям и внукам историю еврейского отказнического движения в СССР и в целом — еврейскую историю Исхода. И каждый раз они были обескуражены отсутствием какого бы то ни было интереса к их рассказу. Щаранские долго думали как решить эту «шараду» и придумали следующее:

«С некоторого времени мы после просьб о выступлении перед детьми в школьных классах или перед студентами говорили приглашающим: «Сначала попросите их прочесть книгу. Любую книгу о положении евреев (в СССР) и о нашей борьбе за выезд. Пусть они задают вопросы, мы будем рады ответить на любой». После этого количество просьб о выступление упало почти до нуля»

Сравнивая образование, или в такой же степени — его отсутствие, у советских евреев-отказников его поколения с американскими евреями, он пишет, что по его мнению «сложнее преодолеть умышленное безразличие, чем навязанное невежество (выделено мной, ИЮ)».

При всем при этом, «навязанное невежество» по мнению Щаранского ещё не самый большой грех. Хуже — слишком обычное, уже привычное нежелание американских евреев постоять за евреев в целом, американских и не американских. Однажды во время посещения американского университета один из студентов-евреев ему сказал: «Для меня, как либерального еврея, было бы лучше, если бы Израиля вообще не было». Другой, студент Гарвардской школы бизнеса, откровенно признался: «Если мои профессора узнают о моем про-Израильском активизме, я могу не получить нужные мне оценки. Но как только я устрою свою карьеру, я начну выступать в защиту Израиля» — это он сказал мне, который «за выступления в защиту Израиля» провёл в тюрьме и лагерях 13 лет».

Многое в поведении американского еврейского истеблишмента поражает Щаранского. Например, снобистское неуважение евреев, живущих в одной из старейших демократий, к демократии в Израиле. Он безуспешно пытается понять причину, по которой либеральная элита американских евреев уверена в том, что их определение еврейства и их идеи решения Израиле-арабского конфликта должны преобладать над демократическим мнением израильского большинства. Хотя их двоемыслие и принятие желаемого за действительное очевидны всем политическим силам в Израиле, а их лозунг — «Нет партнёра — неважно, мы хотим мир сейчас. Давайте поспешим и заключим мир. И все будет хорошо» — не перестаёт удивлять. По крайней мере, как считает Щаранский, хорошо, что в Израиле уже понимают, что идеологи такого подхода не будут нести никакой ответственности за последствия.

Щаранский считает, что совсем недавняя история, к сожалению, подтверждает его точку зрения. Речь, конечно, о трагедии — по мнению Щаранского — Соглашения Осло. Не надо забывать, что Щаранский не только политический активист, но и защитник прав человека. «Если есть действительно одно преступление, которое Израиль совершил по отношению к палестинскому народу, то это Соглашение Осло», которое усилило и придало законность тирании и коррупции Палестинской Администрации. Безнадёжная и саморазрушительная государственная цель уничтожения государства Израиль приносит только горе палестинскому населению. Или, как пишет Щаранский: «По прошествии тридцати лет все, что мы получили, это больше неуверенности, больше страданий, больше жертв и гораздо больше ненависти».

Но Щаранский не был бы политиком, если бы оглядывался только в прошлое и видел в жизни еврейских общин Америки только недостатки. Совершенно очевидно, что он не готов отказаться от надежды на лучшее взаимопонимание, от позитивного взгляда на происходящее в американском еврейском мире. Как пишет Щаранский, американские евреи не только «вечные спарринг-партнёры, но и первая линия обороны». Что он оценивает как позитивное, что полезно помнить и чему стоит учиться у американских евреев? Во-первых, взаимодействие и общение с американскими евреями помогает лучше определить и оценить само многообразие понятия «еврейский народ». В частности, американский опыт помогает понять самоценность компромиссов во взаимодействии и общении с еврейскими общинами не такими, в которых нам комфортно, и важность поиска компромиссов через продолжение дискуссии. Например, перенесение такого опыта в Израиль очень важно в принципе и особенно в сглаживании антагонизма между светскими и ультра-ортодоксами. Опыт общения с американскими еврейскими общинами помогает, перефразируя Щаранского, стать немного меньше израильтянами и немного больше евреями.

Во-вторых, при всех идеологических и политических несогласиях Щаранский видит в американских еврейских общинах, включая самые левые, приверженность тому, что он называет «Республика tikkun olam» — древней еврейской традиции «исправления мира» добрыми делами.

В центре повествования книги находятся его размышление и память об Исходе.

В одной из глав Щаранский вспоминает своё посещение Эфиопии во время помощи эфиопской еврейской общине вернуться в Израиль. Наблюдая «современный Исход», во всем не похожий на Исход его поколения из СССР, он вспоминает свои мысли во время самых трагических дней своего пребывания в советской тюрьме. Мысли, которые по его мнению спасли его. «Твоя история не начинается с твоего рождения или с рождения советского режима. Ты часть Исхода, который начался в Египте. История внутри тебя».

Если подвести некий общий знаменатель после прочтения книги, то может быть, он будет такой:

Главным для Щаранского, как теолога, историка, политика, является вопрос «как мы должны жить как евреи?». Ответ, а он относится в равной мере к американским и израильским евреям, заключается в том, что как исторически вневременные аутсайдеры мы должны руководствоваться принципами лояльности и любви к СВОЕМУ народу. Потому, что мы все только часть одной, общей истории и судьбы.

Октябрь 2021

Натан Щаранский и Авиталь Щаранская после освобождения Натана из советской тюрьмы.
Print Friendly, PDF & Email

47 комментариев к «Игорь Юдович: Щаранский о жизни, американских евреях и еврейской истории»

  1. В. Зайдентрегер — 2021-10-14 22:15:23(968)

    «Нам в Америку пенсии никто из России не обещает… Это опасно!»
    ——————————————————————————————-
    Не очень понятно, в чём опасность Российской пенсии в Штатах. В пределах Европы я что-то не слышал и о том, что кому-то отказывают в получении заработанной в России пенсии.
    ======
    Российскую пенсию за рубежом выплачивают (переводят) на условиях взаимной договорённости между странами.
    Если её нет, то Вы можете дать доверенность кому-то в России получать вашу пенсию и откладывать на ваш (или его) счёт. В этом случае вы можете воспользоваться пенсией через банковскую карту. Так делают некоторые мигранты из России в Германии.
    Далее. В разных странах законодательство о пенсиях из-за рубежа очень разное. Скажем Узбекистан и его соседи не платят своим бывшим гражданам ни копейки. А в Австралии вы можете получать российскую пенсию плюс австралийскую, если общая сумма дохода не превышает некоторый предел. Выше некоторого предела, сумму дохода обрезают на 40% превышения. При этом тоже есть огромные льготы. Например, не учитывают стоимости жилья, автомобиля и домашнего имущества. Ежегодно вы должны явиться в консульство или на приём выездной сессии работников консульства и подтвердить «нахождение в живых». Если вы серьёзно больны, то именно в день посещения ваш представитель должен принести справку от лечащего врача или от адиминистрации госпиталя.

    1. Soplemennik15 октября 2021 at 12:56 |
      ———————————————————————
      Спасибо, всё так оно и есть, но меня заинтриговало, что за особенность такая по поводу роспенсии в Штатах и чем это ОПАСНО.

  2. Моя маленькая заметка набрала уже больше 1000 просмотров и более 40 комментариев. Разрешите автору подвести некий итог.
    Интересно было окунуться в очередной раунд разбора полета сверхдинамичной израильской политической жизни, но заметка и книга Щаранского была не о том. Что же касается основной темы моей заметки (в книге были и другие темы, их было по количеству страниц им посвященных много больше), которую Щаранский определил как оценка состояния американской еврейской общины в ее духовной, национальной связи с Израилем (мы — один народ) и отношение ее к реалиям Израиля, то в их — различных общин, организаций, элит, не элит, разного уровня религиозности, прогрессивности, консервативности и прочее — СЕГОДНЯШНЕМ (а не в прошлом!) отношении к Израилю по моему мнению надо сказать следующее. В этом вопросе нельзя ссылаться на лично знакомых, как это постоянно делают несколько человек в Гостевой. Нельзя ссылаться на детей и их мнение. Нельзя ссылаться на историю и исторические объяснения. Нельзя ссылаться на происходящее в «моем» городе или общине. Это вопрос точного и объективного опроса всех слоев и уровней евреев-американцев и статистического анализа, осмысления результата. А он не вызывает восторга и даже добрых надежд. Особенно среди еврейской молодежи. Во всяком случае, тот анализ, который я видел в последние годы в разных источниках. В крайнем случае, можно поверить мнению человека, который по многолетней работе Директором Сохнута был осведомлен в этом вопросе лучше любого из нас. Конечно, всегда можно сказать, что стакан наполовину полный. Но мой пунктик в том, что он никогда не был таким пустым.
    Спасибо всем написавшим комментарии.
    Шабат Шалом вам завтра.

  3. Anatoly S
    — 2021-10-14 19:55:09(958)

    Не совсем так Вам объяснили, либо Вы не совсем так Вы поняли.
    ———————————————————————————————
    Уважаемый Анатолий С,
    Если это обращение ко мне, то я Вам скажу следующее. Республiканцы гордятся что они консерваторы а демократы гордятся что они прогрессивные.
    Что ближе к эксремизму?
    Вы говорите что евреи и чёрные обязаны демократам. Буквально как они стали поддерживать евреев и чёрных, они были основой ККК. Это по моему доказывает провоту старого еврея.

    1. В общем-то да. Старый еврей прав и объяснил все правильно. Я только уточнил: не демократы поддержали евреев, а евреи , войдя в демократическую партию, изменили ее. Демократическая партия середины прошлого века, времени, который еще помнят евреи, и есть демократическая партия, особенно в больших городах: Нью-Йорк, Чикаго, Филадельфия, Массачусетс. Не забудьте, каждый из этих городов размером в Израиль. Заодно отвечу другим уважаемым оппонентам: в чем опасность российской пенсии? Пенсии сами по себе не опасны, но они есть результат долгих переговоров и уговоров России. Пенсия не платится евреям США, во всяком случае , я не слыхал о таком. Эти пенсии, бесплатное российское ТВ, парады Победы ( наших ветеранов русские просто игнорируют, не приглашают…), и даже легкость совместных бизнесов привели к сдвигу в мышлении русских израильтян. В Америке очень многие так думают. Отвечу и еще на одно замечание: Вообще-то республиканская партия родилась в середине позапрошлого века — и хотелось бы услышать, откуда это мнение, что она родилась как партия богачей и антисемитов — в большей степени, чем были в то время другие партии. Безусловно, партии родились одинаковыми, и не евреи правили там бал,,но мне казалось, что я ясно выразился о времени середины прошлого века. И совсем не факт, что обе партии не могут поменяться местами по отношению к евреям хоть завтра. Двухпартийная система США порочна и устарела. В Израиле, на мой взгляд лучше. Но все мои замечания не являются поучениями. Так, мысли со стороны Америки…Шаббат Шалом

      1. Не могу удержаться еще о русских пенсиях и русских льготах. Помимо того, что, понятно, кто платит, тот и заказывает музыку. Среди русскоязычных СМИ Израиля появились российские тролли. Смею думать, что и здесь на этом уважаемом сайте они есть. Они -то и поворачивают общественное мнение. Этого не было 40 лет назад, когда появилась наша диаспора в Америке. Русские тоже пытались организовать что-то такое у нас: финансировали курсы русского языка, русские театры, советы соотечественников. У нас не прошло. Русским припомнили все. И , хотя в Америке появилось много русских гоев, мы как-то не очень смешиваемся.

  4. file:///C:/Users/User/Pictures/Israel.jpg Демонстрация в поддержку Израиля в городе, где я живу. Фото мое.

  5. Anatoly S
    — 2021-10-13 16:04:37(902)
    В основном я с Вами согласен , но тут есть некоторые нюансы.
    Я привык делать выводы из личных наблюдений. К сожалению в Америке обсуждать политику считается дурным тоном. В моей ситуации , когда знакомые по темплу знают что я республиканец , это в двойне неприлично.
    Давным давно, когда я не знал о этих причиях, я спросил одного старика, почему евреи в большинстве демократы. В кратце, он сказал что еврейский вопрос не самый главный, обе партии будут приходить к власти и чтобы сдерживать антисимитизм надо присутствие и там и там. Так как дем. партия более склонна к экстремизму ( рабовладение,ККК ) то большее количество евреев должно быть там. Это обьяснение меня устроило.
    В общем пока это работает. Если разговаривать о другом экстремизме, то во времена Трампа я обнаружил что евреи находятся на осрие экстремизма,
    Просто слушал в медио экстремиские высказывания (типа Трамп это гитлер ),
    находил кто этот человек и почти всегда это был еврей.

    1. Не совсем так Вам объяснили, либо Вы не совсем так Вы поняли. Республиканская партия родилась, как партия богачей и, хотите верьте, хотите нет, антисемитов США. Республиканцы 30-х годов прошлого века- это ирландцы (армия, полиция, власть), нефтяные короли Техаса, белые националисты США. Евреев не принимали в частные клубы, запрещали заходить в некоторые рестораны (так и было написано: евреям вход запрещен), не продавали дома. Все это по тем законам Америки было законно. Демократическая партия вступила в борьбу с антисемитизмом. Я встречался и разговаривал с теми людьми (и не с одним, и не с двумя). Они с гордостью рассказывали, как блокировали такие рестораны, скупали жилье, судились. Президенты Америки того времени были далеки от еврейского вопроса. Евреи боролись за прием беженцев из фашистской Германии. Не всегда все получалось. Евреи объединились с гонимыми тогда итальянцами и черными. Мартин Лютер Кинг — это тоже евреи. Евреи поддержали движение Черные Пантеры. В синагогах говорили: нужно принимать черных на работы, помогать. Сегодня в США 250 тысяч чернокожих евреев, что прекрасно. Евреи и есть Демократическая партия. Сегодняшняя Республиканская Партия не за евреев, не за Израиль. Это политическая борьба с Демократами. Завтра они вполне могут поменяться местами. Евреи США не всесильны. Для того, чтобы влиять, надо лавировать. Тем более в последнее время появилось много арабов с деньгами и влиянием. Есть целые арабские районы. Многие евреи поменяли партию (я перешел из-за Трампа из Дем. в Республиканцы) Евреи на распутье. Поддержать полностью Республиканцев нельзя. Но и Демократы сегодня другие. И черные другие.30% евреев поддержали Трампа, 70% нет. Как граждане Америки, у них есть внутренние интересы помимо Израиля. Образование, пенсии, торговля, бизнес, полиция… Не могут же они все бросить и голосовать только за посольство в Иерусалиме. Антисемитизм гуляет по миру. В Англии, Франции, Германии опасно носить кипу или Моген Дэвид. Иранские евреи осуждают Израиль… Разве мы не понимаем их, разве осуждаем? Во время Инквизиции евреи жрали сало, чтобы не попасть в костер…Нет евреев против Израиля! Студенты… Как говорит мой сын, Не знаю в какой университет послать детей, везде антисемитизм. Идите Вы поучитесь в таком университете и кричите о поддержке Израиля! Легко быть категоричным. Сегодня создаются группы поддержки евреев, ХИЛЕЛ, собираются деньги на защиту евреев в университетах. Об этом не пишут, но мы платим. На прошлой неделе Конгресс принял двумя партиями закон о борьбе с антисемитизмом в мире. Вы думаете, это произошло без евреев? Скажу так: пока ситуация под контролем. Риторика — одно, реальность другое. Смешно читать о протесте в Google. 400 человек что-то подписали, никто и внимания не обратил. И еще: очень опасным вижу новомодный антиамериканизм русскоязычных израильтян. Под давлением Москвы забыли все? Забыли, за что боролся Щаранский. Памятники победы в Израиле? Красная Армия спасла евреев ( что ложь!) Медали — побрякушки из Москвы… Нам в Америку пенсии никто из России не обещает… Это опасно!

      1. «Нам в Америку пенсии никто из России не обещает… Это опасно!»
        ——————————————————————————————-
        Не очень понятно, в чём опасность Российской пенсии в Штатах. В пределах Европы я что-то не слышал и о том, что кому-то отказывают в получении заработанной в России пенсии.

      2. Anatoly S
        — 2021-10-14 19:55:09(958)
        «Республиканская партия родилась, как партия богачей и, хотите верьте, хотите нет, антисемитов США. Республиканцы 30-х годов прошлого века»
        ////
        Вообще-то республиканская партия родилась в середине позапрошлого века — и хотелось бы услышать, откуда это мнение, что она родилась как партия богачей и антисемитов — в большей степени, чем были в то время другие партии.

  6. А пока мы с вами здесь обсуждаем кто из евреев занимает наиболее правильную позицию в отношение американской политике к Израилю, подоспело очередное требование от работников Гугла и Амазона. Взгляните: Nearly 400 Google and Amazon employees called for the companies to end a $1.2 billion contract with the Israeli military.

    https://www.theguardian.com/commentisfree/2021/oct/12/google-amazon-workers-condemn-project-nimbus-israeli-military-contract

    https://www.yahoo.com/news/nearly-400-google-amazon-employees-151334671.html

    Интересно отметить, что это гневное послание анонимное. Кто бы сомневался в активности и открытости антиизраильских сил. И ведь не среди американского рабочего класса, а в среде айтишников, выпускников университетов. Кто им преподавал технические дисциплины, а заодно и просвещал о политических и международных реалиях? Вот где этот левый образованный класс плюс пропаганда (между прочим в стране, в которой мы с вами, американские граждане живем).

    Стараюсь фокусировать студентов и аспирантов, с которыми работаю, уметь/учиться анализировать не только экспериментальные данные, полученные в их проектах , но и окружающую их реальность. Надеюсь, что они будут в своей жизни порядочными людьми, способными различать в серых полутонах нашей (и их жизни), где все же более черные оттенки, а где более белые.

  7. Уважаемые господа,

    Мне, как довольно случайно зашедшему на форум (благодаря Игорю Юдовичу), представляется, что дискуссия, которой дан толчок (и которая, безусловно, волнует уважаемую публику) комментарием Игоря на книгу Щаранского, далеко отошла в сторону от наблюдений и замечаний Щаранского, которые выделил и прокомментировал Игорь. А именно:

    1. «…настоящей болезнью американского либерального иудаизма является не религиозный радикализм, но интеллектуальная ленность.»
    2. «Сравнивая образование, или в такой же степени — его отсутствие, у советских евреев-отказников его поколения с американскими евреями, он пишет, что по его мнению «сложнее преодолеть умышленное безразличие, чем НАВЯЗАННОЕ НЕВЕЖЕСТВО (выделено мной, ИЮ)»».
    3. «…привычное нежелание американских евреев постоять за евреев в целом, американских и не американских».
    4. Поражащее Щаранского «…снобистское неуважение евреев, живущих в одной из старейших демократий, к демократии в Израиле».

    И все же, общим знаменателем после прочтения книги, по мнению Игоря (и это самое важное, как мне кажется, ради чего он написал свой текст) является то, что главный вопрос это — «как мы должны жить как евреи?». И ответ, который относится в равной мере к американским и израильским евреям, состящий в том, что «как исторически вневременные аутсайдеры мы должны руководствоваться принципами лояльности и любви к СВОЕМУ народу. Потому, что мы все только часть одной, общей истории и судьбы».

    Поэтому, те две линии, на которые разделилась дискуссия: различия в идеологии левых и правых, с одной стороны, и различия американских, израильских и бывших советских евреев (при этом надо учитывать различие бэкграундов этих трех групп), с другой стороны, на мой взгляд являются лишь двумя (а может быть и не только двумя) сторонами одного феномена — глобального различия между людьми левых и правых взглядов (в нашем понимании) и, что важно отметить, специфики различия на СЕГОДНЯШНИЙ день. Общим же в этом различии является вечное (и банальное): всегда будут существовать люди правых и левых взглядов внутри всех обществ и наций.

    И последнее. Сложность и многослойность проблемы порождает возврат к ее обсужденя вновь и вновь. Вот почему я уже в четвертый раз возвращаюсь (недеюсь, не повторяясь) со своими комментариями. Спасибо за внимание всем.

    1. Felix Simonovsky — 13 октября 2021 at 4:02
      =====
      Я с Вами согласен. По-моему, на более глубоком уровне причина всех этих споров в том, что американские, советские и израильские евреи принадлежат к разным номерам поколений, выросших в относительной свободе-безопасности-благополучии: американские — к 2~3 поколению, советские и израильские — к 0~1.

      На данный момент человечество (любая цивилизация) не умеет сохранять свободу-безопасность-благополучие более 3 поколений. Я верю, что оно научится — но через хаос, конфликты и страдания.

  8. Не понятно, почему так лихо обсуждают и осуждают американских евреев. Живу почти 40 лет в Америке, не встречал анти изральски настроенных евреев. Либералов встречал, любителей всех людей встречал, Африки, Азии и т.д. Так же, как и все читал о каких-то малых группах за палестинцев, но не больше, чем в Израиле. И Холокост никто не забыл. В США множество музеев и памятников жертвам Холокоста, это учат во всех школах. В каждом городе, где есть евреи, есть еврейские центры с израильскими флагами на входе. евреи не поддержали Трампа? Так и во всем мире евреи придерживаются разной политики. Голосуя против Трампа, они не голосовали против Израиля. Правительство Байдена в общем-то не менее про израильское, чем правительство Трампа. А уж евреев у демократов намного больше. Американские евреи не побывали в шкуре советских и израильских? Но у них была своя шкура. В 30-40 годы антисемитизм в Америке зашкаливал. И в 50-х был. И проводниками были республиканцы. И незачем делать вид, что Израиль совершенно независим от Америки, а на страже этих отношений стоят американские евреи. Но для того, чтобы влиять, надо быть лояльным к любому правительству США. Живу и вижу еврейскую молодежь Америки. Горжусь ею: все соблюдают традиции, ходят в синагоги больше, чем евреи СССР, работают, посылают деньги в Израиль. Никто ничего не утратил. Думаю, некоторые евреи Израиля, утратили чувство меры и решили, что только они и есть правильные евреи

    1. Анатолию S
      Так бывает: живут люди в одно время в одной стране, а видят и время и страну по-разному. Это нормально.

      1. Добавлю, что именно американские евреи организовали, добились и оплатили большую алию евреев СССР в Израиль. И Щаранского освободили. И Щаранский помнит об этом. И он правильно сказал, что американские евреи стоят на первой линии обороны. Не израильские, а американские евреи борются со всемирным антисемитизмом. И еще: не было неонацистов в Шарлотвилле. Антисемиты были, а неонацистов не было. Будучи республиканцем и сторонником Трампа, скажу, удивительно читать оценки израильских комментаторов об американских евреях. «Они забыли, им напомнят». Ничего не забыли и все прекрасно видят. Граждане США, они голосуют не только за посольство в Иерусалиме, но за внутренние дела Америки: здравоохранение, образование, нелегалы и т.д. Борьба в Америке идет не за или против Израиля. Противостояние евреев США — это левые и правые, впрочем, как и в Израиле. В США, кстати, сильно увеличивается количество израильтян, переселяющихся на постоянно.

        1. Anatoly S : … Не израильские, а американские евреи борются со всемирным антисемитизмом. …
          =======
          И как же они борются с антисемитизмом сторонников BDS, BLM и среди других корбино-подобных левых?

          Они сами признают, что через игнор: «Большинство американских евреев больше озабочены антисемитизмом правых (61%), чем антисемитизмом левых (22%)». (Источник: https://www.jewishelectorateinstitute.org/july-2021-national-survey-of-jewish-voters/ )

          А кто же тогда являются главными подстрекателями антисемитских нападений на евреев в университетских городках по всей территории США?
          Элементарно: это НЕ антисемиты, это борцы против «системного расизма», против «израильской оккупации» и за «справедливость для палестинского народа». Еврейский истеблишмент США ведь поддержал «Заявления о Включении», в которых утверждается, что нельзя бороться с антисемитизмом, не борясь со всеми формами ненависти («ненависти» в лево-прогрессивном определении теории интерсекциональности).

          1. Бенни, но это ведь факты. А кого интересуют факты, когда споры развернулись об абстрактных теориях и взглядах. Когда у человека или прессы сложилась определенная интерпретация событий, то интеллигентный человек всегда договорится сам с собой не замечать факты. События в Шарлотсвилле или 6 января в Вашингтоне — классический пример. Реалии жизни американских общин США, когда больше половины евреев-студентов НЕ интересуются жизнью Израиля от слова совсем и не планируют когда-либо его посетить — это, фу, такая мелочь.

          2. Уж не знаю, где Вы черпаете свою информацию, но , если, Вы не живете в США, то Вам этого и не видеть. Пресса на 90% левая. Мне пришлось побывать на Трамп ралли, где тысячи людей орали о другой Америке, и я видел там сотни евреев, если не тысячи, и среди них ортодоксов. ВЛМ — это и есть неонацисты, и евреи это понимают. Никто их не поддерживает. Несколько десятков студентов? Ну, и что? ВДС совершенно не популярна и даже запрещена во многих штатах Америки под давлением евреев. Мое замечание в ФБ о бойкоте БДС компании Ben & Jerry набрало тысячу лайков за несколько часов. Мне не впервые приходится говорить о новой теории русскоязычных израильтян о какой- то вине американских евреев. Среди ивритоговорящих этого нет. Думаю, совок еще не вышел: поиск врага, влияние бесплатного московского ТВ. Не додали, слишком сытно живут, с жиру бесятся… Приезжайте и посмотрите. Да, кстати, никакого штурма Капитолия не было. Там были евреи, там были мои друзья. Левые пытаются представить ситуацию, когда ВЛМ , жгущих города, рестораны, полицейские машины, противостоят некие правые силы: неонацисты, ККК. Но это ложь. Половина из них провокаторы из левых, их несколько сотен, их просто нет. И последнее, евреи забыли Израиль? Уважаемые, не забыли! А , если бы забыли, не уверен быть ли Израилю. Во всех синагогах Америки молятся за Израиль, поминают израильских погибших солдат. Сейчас евреи Америки борются с антисемитизмом в университетах. ХИЛЕЛ противостоит. Советую вам смотреть FOX, слушать американское радио, многие другие интернет порталы. И не собирать сучки типа J-street. Их никто никогда не видел. Проверьте статистику, сколько миллионов долларов поступает от евреев США в Израиль . Почитайте, сколько американских евреев едут а ЦАХАЛ ежегодно. Вы считаете, что голосования в ООН. да, и вся про израильская американская политика проходит без участия евреев? Вы считаете, что русские евреи, для которых придумали смешной термин : репатрианты, создали Израиль? Даже наши русскоязычные американские евреи удивлены новой моде русскоязычных израильтян предъявлять претензии к нам. Мы один народ, живущий в десятках стран мира, считающий Израиль нашей святыней. Извините, что не вписался в общее направление дискуссии.

          3. Anatoly S: «Уж не знаю, где Вы черпаете свою информацию …»
            ====
            Я живу в Канаде возле Торонто и я из первых рук хорошо знаю о ситуации в нескольких канадских университетах. О ситуации в американских университетах я тоже немного знаю из американских источников: на 90% англоязычных и консервативных.
            Кроме того я периодически волонтирю и регулярно читаю новости от канадской Бнай-Брит, которая борется в Канаде против антисемитизма и BDS. Канадская Бнай-Брит она тоже левая как американская Антидиффамационная лига, но канадские левые евреи (как и британские левые евреи) де-факто отрицают «Заявление о Включении». И несмотря на это: ситуация с BDS в Канаде далека от победы над этими ублюдками. А они таки ублюдки.

            Anatoly S: «… ВЛМ — это и есть неонацисты, и евреи это понимают. Никто их не поддерживает. Несколько десятков студентов? Ну, и что? ВДС совершенно не популярна и даже запрещена во многих штатах Америки под давлением евреев …»
            =====
            Уж не знаю, где Вы черпаете свою информацию 🙂
            Поддержка, сбор денег и декларации лояльности идеологии BLM это де-факто консенсус среди американских евреев-демократов и канадских евреев-леволибералов. Правда, и те и другие иногда критикуют наиболее выдающиеся антисемитские речи и поступки лидеров BLM — но продолжают их финансово поддерживать и полностью одобрять их идеологию, по которой «слепота к цвету кожи» Мартина Лютера Кинга это теперь тоже расизм — и обычный расизм и более ужасный «системный расизм».

            С BDS ситуация лучше, но всё же очень плоха: выше я привёл ссылку на опрос «еврейского электорального института». Это организация еврейского истеблишмента США, которая скорее стремится создать общественное мнение, чем его честно отображать. И они вообще не говорят, что BDS это антисемитская организация. Но зато они говорят, что только 31% и 28% американских евреев считают антисемитизмом заявления «Израиль делает геноцид палестинцам» и «Израиль это государство апартеида». Скажу вам из первых рук: во многих американских и даже канадских университетах (где Хилель слаб, а BDS слишком сильна) эти теоретические заявления трансформируются в травлю и постоянные оскорбления еврейских студентов, которые не хотят публично и активно декларировать свою полную лояльность BDS.

      2. Игорю Ю
        Среди моих знакомых а Америке есть и такие, о которых пишете вы, и такие, о которых пишет Анатолий. И те, и другие, в моем представлении, глубоко порядочные люди.

    2. Впечатление, сложившееся у меня от жизни в Израиле и от жизни на «доисторической» родине таково, что Израиль силен диаспорой, а диаспора сильна Израилем. Убери любое из этой пары и оставшееся потеряет свое значение и свое влияние в мире.

  9. Пару слов о Щаранском как об израильском политике. Сразу оговорюсь, что мои суждения субьективны… Итак середина 90х, большая алия из бывшего СССР и встал вопрос о создании партии русскоязычных израильтян. Проблем у репатриантов было огромное количество. Нужен был авторитетный лидер и им стал Натан Щаранский. На выборах в Кнессет парти Щаранского получает двухзначное число мандатов. А дальше г-н Щаранский проблемы репатриантов отодвинул на второй план и стиль руководства партией стал авторитарным. Это привело к тому, что многие русскоязычные политики стали покидать партию. Разочарование в Щаранском, как политике, привело в конечном итоге к полному краху партии. И к сожалению многие проблемы так и не были решены. Так что этот период жизни ему занести в актив я не могу…

    1. Двузначного числа мандатов у партии ישראל בעליה (Исраэль ба-Алия) никогда не было. Партия была основана в марте 1996г. и в том же году получила 7 мандатов на выборах. На выборах 1999г. партия получила 6 мандатов, а на выборах 2003г. — 2 мандата, после чего влилась в Ликуд. Программа у партии была неплохая, но Щаранский не стал бойцом на бранном поле израильской политики.

      1. Леонид, видимо, спутал ИБА с НДИ, у которой были 15 мандатов. Поэтому комментарий правильнее наверно будет звучать так:

        “Проблем у репатриантов было огромное количество. Нужен был авторитетный лидер и им стал Авигдор Либерман. На выборах в Кнессет партия Либермана получает двухзначное число мандатов. А дальше г-н Либерман проблемы репатриантов отодвинул на второй план и стиль руководства партией стал авторитарным. Это привело к тому, что многие русскоязычные политики стали покидать партию” (тут наверно имеются в виду Т.Плоскова, Р.Илатов, С.Ландвер).

        1. BORIS, я думаю, что Леонид все-таки писал о Щаранском и об ИБА. Многие русскоязычные политики действительно ушли из ИБА: Нудельман и Штерн ушли в НДИ к Либерману, Бронфман и Зинкер присоединились к МЕРЕЦ, Солодкина ушла в Кадиму. Это неизбежно — в политических вопросах израильское общество настолько расколото, что партия, стремящаяся быть одновременно секторальной и общенациональной, обречена на раскол.

    2. Леня, рад тебя увидеть-услышать!
      Мне просто невозможно судить о роли Щ. в политической жизни Израиля. В 90-е было просто не до того, да и жизнь у вас настолько динамичная, а парламентская система настольно отлична от нашей, что я даже не берусь за оценки. В книге, которую я комментировал, мне была интересна его оценка еврейской элиты в америкакнских известных (больших) еврейских организациях. Поскольку его мысли в этом узком вопросе совпали с моими и с моим опытом наблюдения за еврейскими организациями в Калифорнии, то я об этом и написал. Что же касается роли Щ во внутренней жизни Израиля, то ты не одинок в своем мнении. Вот, например, из личного письма мне от израильтянина, которого я очень уважаю и ценю его оценку жизни. По поводу моей статьи он написал:
      «…Личность А. Щаранского, уверен со временем привлечет еще серьезных исследователей.
      Диссидент по призванию и по образу открытой для обывателя части своей деятельности, он не оставил видимого и ощутимого следа в израильской политике. Он как правило в последний, критический момент, когда требовалось отстаивание принципиальной позиции умело ретировался, уходил в тень, покидал переговоры, самоустранялся от должности.
      Его критика БН мне непонятна. Он был среди тех, кто в критические для БН моменты его безоговорочно поддерживал и даже с потрохами сдал свою партию ИБА в Ликуд для укрепления позиций последнего.
      Когда я прочел у вас «Главным для Щаранского, как теолога, историка, политика является вопрос «как мы должны жить как евреи?», не могу не заметить, что историком он является с большой натяжкой, теолог он никакой, а вот политик по всей видимости искусный. Переиграл многих.
      Не знаю известно ли вам имя Юлия Нудельмана – травматолога-ортопеда, участника войн Израиля, офицера, журналиста, издавшего несколько книг.
      Одна из этих книг была практически изъята из продажи и послужила причиной долгого судебного процесса, который автор проиграл.
      Эта книга посвящена исследованию личности А. Щаранского.
      Я эту книгу читал и естественно у меня возникло несколько вопросов и к автору, и к герою этого повествования, но даже судебный процесс и его решение не внесли в мое сознание ясность и не дали ответ на вопрос «Кто вы господин Щаранский?»
      После ухода с руководящей должности в Сохнуте, имя Щаранского исчезло в СМИ вовсе и для меня всплыло только в мае нынешнего года, когда он передал (что является принятой традицией) миллион долларов полученной им премии «Генезис» на борьбу с коронавирусом. Поступок, благородный и заслуживающий уважения….».

      Тем не менее, наблюдения и выводы Щ о еврейских общественных организациях и об их лидерах мне кажутся ценными сами по себе. Как и заключительная фраза в моем переводе.

      Есть ли у тебя ответ на более важный вопрос: увидим ли мы возвращение нормальности, когда можно будет без проблем летать друг к другу в гости?

      1. Дорогой Игорь!
        Израильтянин, которого Вы очень уважаете и цените его оценку жизни, не совсем точен в деталях (что вызывает у меня сомнения и в верности его заключений):
        1. Юлий Нудельман – хирург, но не травматолог-ортопед. Травматологом-ортопедом был Виля (Вилен) Нудельман, папин друг, несоизмеримо менее знаменитый, чем Юлий (с которым у папы тоже были очень хорошие отношения).
        2. Щаранский с потрохами сдал свою партию ИБА в Ликуд в 2003 г., во времена правления Шарона. Никогда не встречал даже намёка на то, что он это сделал для укрепления позиций Нетанья́hу. Щаранский был лоялен по отношению к Шарону и не участвовал во внутрипартийной борьбе в Ликуде до провозглашения Шароном плана «размежевания» в 2004 г., против которого он решительно выступил (в отличие от Нетанья́hу). Лишь в августе 2005 года, накануне начала выполнения плана размежевания, Нетаньяhу ушёл из правительства и стал во главе внутрипартийной оппозиции — и тогда Щаранский тоже ушёл из правительства и примкнул к Нетаньяhу.
        А если и когда Вы прилетите в гости к Леониду, найдите, пожалуйста, время, чтобы выпить коньячку и со мной.

        1. Юрию Дегену
          Юрий, я как раз и написал, что в вашей политической жизни черт (конечно, еврейский) рога обломает. Как это вообще возможно запомнить что было 20-30 лет назад? Но — спасибо за уточнение. Не знаю, согласны ли с самой сутью вопроса «Кто вы, господин Щаранский?». Мне из моего далека и из моей неосведомленности он всегда казался достойным человеком. Хотя я всегда подчеркиваю, что слова «политик» и «честный человек» обычно плохо сочетаются. Особенно это верно для политиков пожизненных. Но не это было целью заметки. Как часто бывает, обсуждение ушло в боковую ветвь.
          По поводу рюмки коньяка — спасибо. С вашим отцом у меня была счастливая возможность это сделать у него дома. Hennesy XO, его любимый. Давно это было, но в памяти осталось навсегда.

  10. То, что написал Феликс о господствующей среди американских евреев идеи об адекватности их модели для любого общества, выглядит как обычная идеология, неважно какого толка. Пример краха такой идеологии — провал американской демократизации Афганистана. Приверженцы таких идеологий неспособны понять и тем более принять другие модели. Для этого нужна та самая «шкура», о которой упоминает Феликс. Возможно такой опыт отказа от неадекватной идеологии еврейские прогрессисты приобретут лишь после провала политики неомарксизма в США. Главное, чтобы цена такого опыта была не чрезмерной.

    1. Михаил: «Возможно такой опыт отказа от неадекватной идеологии еврейские прогрессисты приобретут лишь после провала политики неомарксизма в США»

      Уважаемый Михаил,

      Я думаю, мое поколение (70+) не приобретет в силу устоявшихся взглядов, во-первых, и недостатка физического времени для кардинального их пересмотра, во-вторых. Что касается молодежи, с которой я работаю и наблюдаю (студенты, аспиранты, пост-докторанты), они — очень и очень разные во всем, в том числе в своих интересах во всем, и в том числе, в отношении к своему происхождению. Многое, конечно, определяет семья, но, в первую очередь, как мне кажется, молодые люди независимо идентифицируют себя как американцы (и это абсолютно нормально — они родились и живут в своей стране). Семья и друзья, конечно, оказывают влияние на формирование их взглядов, но это, по моим наблюдениям вторично. Первичная самоидентификация начинает осознанно возникать в школьные годы. Окружающая социальная среда, включая общение с учителями и однокласниками, плюс социальные сети (во все большей и большей степени) дают толчок и развитие такой самоидентификации. А дальше, те, кто включены в еврейскую жизнь в семье, кто проявляет интерес и посещают молодежные еврейские сборы, самоорганизующиеся, или, например, еврейские лагеря, или, участвующие в израильских молодежных программах и прочей активности, постепенно погружаются в еврейскую традицию и среду. Помимо сторонней молодежи, я отчетливо вижу это и по своим внукам.

      В целом, мы видим обычное социальное бунтарство, свойственное всем молодым людям. И, конечно, левый прогрессизм привлекателен и свойственен многим из них. Тем более, студентам, подпитываемый левой профессурой. Ну что ж, будем жить и будем наблюдать, как совокупный американский и еврейский опыт будет проявляться в нашей молодежи. Однозначного ответа, я (да думаю не только я) дать не могу.

      1. Дорогой Феликс! Я еще раз о «шкуре» советских и израильских евреев. Ведь среди нас, поколения 70+, в СССР было очень мало молодых «антисоветчиков», Да и не только молодые верили в социализм с человеческим лицом, сочувствовали чехам. Но были уверены, что этого можно достичь и при власти КПСС. Полное отторжение социализма стало массовым лишь после того, как провалилась перестройка. Нечто похожее произошло и в Израиле. Ведь Бен-Гурион и его соратники начинали с построения рабочего гос-ва евреев и арабов. И к 1948-му году оно таки было фактически построено (оставалось его официально провозгласить), но уже вопреки арабам. И от социализма тоже пришлось отказаться окончательно после кризиса 80-х. Так что когда я пишу о смене парадигмы, я имею в виду отнюдь не незрелую молодежь, а так скажем, элиты.

        1. «Ведь среди нас, поколения 70+, в СССР было очень мало молодых «антисоветчиков», Да и не только молодые верили в социализм с человеческим лицом, сочувствовали чехам. Но были уверены, что этого можно достичь и при власти КПСС. Полное отторжение социализма стало массовым лишь после того, как провалилась перестройка.»
          ———————————————-
          Похоже, мы с вами жили в разных СССР.

          1. Согласен с Вами, Виктор. Отторжение социализма как раз и началось в 70-х

        2. 1. Хотя мы отошли от начальной идеи заметки Игоря, хочу согласиться с репликой Виктора с уточнением, что СССР то был один, но в нем жили люди с различными взглядами. Не думаю, что надо здесь развивать эту тему (тем более, личностного характера).

          2. Что касается американского еврейского сообщества, то оно, на мой взгляд, весьма и весьма разнородно, и по социальному, и по образовательному статусу, а, следовательно, и по отношению к политическим феноменам. Отсюда же вытекает и возможность, как Вы формулируете «смены парадигмы», тем более, для элиты (вероятно под элитой, в данном случае, Вы подразумеваете профессуру, а не политиков). По моим наблюдениям, такое, если и возможно, то для очень ограниченного круга людей из этой группы. Надо быть весьма политически активным и мотивированным, чтобы такая «смена» произошла спонтанно/самопроизвольно (а иначе такое не происходит, здесь бесполезна»работа над собой», даже под влиянием изменяющихся событий в политическй и социальной жизни).

  11. Большое спасибо, Игорь!

    Хотел бы добавить, что еврейская тематика в американском кино и театре заслуживают положительной оценки в «воспитательном» смысле.

  12. «… Главным для Щаранского, как теолога, историка, политика является вопрос «как мы должны жить как евреи?». Ответ, а он относится в равной мере к американским и израильским евреям, заключается в том, что как исторически вневременные аутсайдеры мы должны руководствоваться принципами лояльности и любви к СВОЕМУ народу. …»
    ======
    Я полностью согласен с мнением статьи Кэролайн Глик «В Америке победил Корбин»:
    http://dom.co.il/news/view/14559

    «… В начале июля американский еврейский истеблишмент попытался доказать, что способен бороться с антисемитизмом и одновременно быть прогрессистским. И доказал, что не может. …
    … И это подводит нас к умеренным, составляющим большинство американского еврейского истеблишмента … они поддержат «Заявления о Включении», в которых утверждается, что нельзя бороться с антисемитизмом, не борясь со всеми формами ненависти, потому что в ненависти к евреям нет ничего уникального. И вообще, «оккупация» вызывает разногласия и т. д.
    Они будут повторять эти заклинания, не осознавая, что они переняли подлый и лживый лексикон Джереми Корбина. Ведь именно Корбин защищаясь от обвинений в антисемитизме, утверждал, что он просто не может быть антисемитом, поскольку настроен против расизма.
    Жертвами же провала еврейского американского истеблишмента являются американские евреи. …»

  13. Да, для советского человека — большое и трудное открытие, что есть некий «свой народ», и принадлежность к нему имеет смысл. Не только для евреев — вообще для всех. И сдается мне, что американские евреи в значительной степени утратили это понимание.

    1. Элле
      И сдается мне, что американские евреи в значительной степени утратили это понимание.
      ***
      Сдается мне, что им напомнят. Пока что в истории по другому не было. Хотя несколько поколений в разное время в разных странах таки смогло проскочить в узкую временную щель. В США уже живет третье поколение местных евреев, которые уверовали что на них история закончилась.

      1. Уже напоминают, и будут напоминать всё чаще и активнее.
        Да и где это — по-другому?
        Разве что в Галилее…
        P.S. ‘В одной из глав Щаранский вспоминает своё посещение Эфиопии во время помощи эфиопской еврейской общине вернуться в Израиль. Наблюдая «современный Исход», во всем не похожий на Исход его поколения из СССР…’ — — Исходы во всём не похожи, совсем не похожи.
        Евреи Эфиопии привезли с собой в Израиль (по листочку) Книгу.
        Многие евреи из СССР привезли с собой скрипки, ностальгию и обломки совка.

        1. “Евреи Эфиопии привезли с собой в Израиль (по листочку) Книгу. Многие евреи из СССР привезли с собой скрипки, ностальгию и обломки совка.”
          ***
          Со всем уважением к эфиопской общине (мне, например, она симпатична) и к личному мнению A.B., я никогда, за почти 30 лет своей жизни в Израиле, не видел эфиопа или эфиопку с Книгой или с любой другой книгой. С картами по сбботам в сквере на скамейке перед домом, с шеш-беш (нарды), с бутылкой пива Голдстар, со смартфоном видел, но с книгой — никогда. А вот русских я никогда не видел со скрипками, но зато со множеством книг и сотнями книжных магазинов по всему Израилю, от Эйлата, и до Кацрина. У нас в городе русскоязычный зам.мэра год назад проявил инициативу и у матнасов (домов культуры) соорудил уличные библиотеки, где жители города могут приносить и оставлять прочитанные книги для общественного пользования. Там три отдела — книги на иврите, книги на русском и книги на английском (бывают иногда и на французком, румынском, немецком … и тд. языках). Я туда часто прихожу, приношу свои прочитанные и беру другие, если нахожу для себя подходящие. Основные клиенты этих уличных библиотек — русскоязычные и сабры. Эфиопы никогда туда не заходят. Правда, нужно отметить, что и книг на амхарском языке я там никогда не видел.

          1. Уважаемый Борис!
            Всё многолетнее существование этих людей в Эфиопии — преследования и голод. Наверное отсуда вытекает всё остальное.

      2. Игорь Ю.
        — 2021-10-08 08:13:20(609)
        —————————————————————————————
        Сдается мне, что им напомнят.

        Напомнят, вне всякого сомнения! Но вот, поможет ли? Отцы и деды их, что из Германии и Австрии в Америку прибежали, и по сей день демонстративно отказываются понимать Холокост — это, мол, нечто непостижимое, неестественное, вспышка иррационального зла, заброшенного десантом с Марса, никоим образом не связанная с ну такой хорошей и гуманной западной цивилизацией. Всякое же исследование есть святотатство и надругательство над памятью жертв.

    2. «для советского человека — большое и трудное открытие, что есть некий «свой народ»»
      ——————————————-
      Видимо, разные бывают советские люди.

  14. Из моего весьма ограниченного (26 лет работы в американском университете) опыта общения с американскими профессорами, в том числе и еврейского происхождения (а их взгляды по широкому кругу политических вопросов, по моему мнению, весьма близки), эта группа людей отражает, в определенной степени, взгляды образованных американцев (т.е. тех, кого в СССР называли интеллигенцией). (Здесь хочу оговориться, что сказанное не относится к американской «интеллигенции» китайского, индусского и, в целом, азиатского происхождения в первом поколении). А поскольку специфика американского общества, в целом, традиционно была (и остается, в определенной степени) изоляционистской (возможно, в силу географического положения американского континента), проблемы остального мира ими видятся под специфическим углом зрения. Мне кажется, что американско-еврейское коммьюнити (имея ввиду евреев в третьем и далее поколениях) до последнего времени, не отождествляла себя с мировым еврейством и не солидаризировалась с ним. Их миссионерская позиция, имеющая в своей основе безусловную уверенность в том, что только американская модель демократии явлаяется наиболее «правильной», подразумевает ошибочность других моделей, а, следовательно, необходимость «просвещения» путем продвижения своих идей в «правильном» направлении. С этой точки зрения, израильская модель (в том числе), с их точки зрения, требует коррекции и моделирования/исправления. Из этого фундаментального тезиса проистекает все остальное, касающееся политики, экономики, международных отношений и других структурных факторов, регулирующих государственное устройство и функционирование.

    Другими словами, американские евреи не побывали «в шкуре» советских или израильских евреев, и не имеют их опыта, с одной стороны, и считают свой опыт наиболее адекватным и правильным, с другой стороны. Хотя, я вижу, что в последнее время ситуация меняется, и согласен с тем, что, в этом случае опыт американского еврейского мира помогает «понять ценность компромиссов во взаимодействии и общении с еврейскими общинами не такими, в которых» им комфортно. В этом случае, «поиск компромиссов через продолжение дискуссии» безусловно важен. И в этом смысле постановка вопроса «как мы должны жить как евреи?» Щаранским справедлива. Также, как и ответ, заключающийся в том, «…что мы должны руководствоваться принципами лояльности и любви к СВОЕМУ народу. Потому, что мы все только часть одной, общей истории и судьбы.»

    1. Спасибо, Феликс. Вы хорошо дополнили и обобщили «тезисы» выделенные мной в книге.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *