Михаил Ривкин: Афтара Ноах

Loading

Перед нами нежное, трогательное, очень личное объяснение в любви. Кому именно адресованы эти удивительные слова? Кто именно должен возликовать? Кнессет Исраэль? Восстановленный Иерусалим? Скорее — второе, но и первый ответ не отменяется. Такая двойная персонификация вполне логична.

Афтара Ноах

Михаил Ривкин

Афтара Ноах (Йешайя 54:1-55:5)

С началом нового годичного цикла чтения Торы мы хотели бы изменить формат наших еженедельных заметок. Темой их станут те отрывки из книг Пророков, которые каждую неделю читают в синагогах после чтения недельной главы Торы. Эти отрывки называются Афтара, они сравнительно короткие, охватывают далеко не весь корпус пророческих текстов, но, всё же, дают достаточно полное представление о творчестве каждого из тех великих духовидцев, которых издревле принято именовать Пророки Израиля.

До сего дня исследователи продолжают спорить о том, где же закончил свои дни Пророк Избавления: в вавилонском изгнании или в Иерусалиме, куда он смог вернуться после знаменитой декларации Кореша? Ни единого биографического факта о жизни Пророка у нас нет, а потому и этот спор едва ли когда-нибудь приведёт к однозначному результату. Большинство исследователей склонны минимизировать все произвольные допущения и потому отвергают возможность возвращения Пророка в Иерусалим. Но внимательное знакомство с тремя песнями о восстановленном Иерусалиме, которые вошли в нашу Афтару, помогает поверить, что самая заветная мечта Пророка Избавления сбылась. Ему удалось, в конце концов, узреть Город славы Г-сподней, воспеть хвалу грядущему Храму, во всём его величие, во всей его волшебной красоте и баснословном богатстве.

Песнь об отстроенном Храме (там 54:1-10)

Пророк Избавления славит Дщерь Сиона, и предсказывает ей дни славы и процветания, до скончания веков:

Ликуй, бездетная, нерожавшая, разразись песней и веселись, не мучившаяся родами, ибо сыновей покинутой больше (будет, чем) сыновей замужней, — сказал Г-сподь. Расширь место шатра твоего, и покровы жилищ твоих прострутся, не жалей, удлини веревки твои и колья твои утверди. (там 54:1-2)

Перед нами нежное, трогательное, очень личное объяснение в любви. Кому именно адресованы эти удивительные слова? Кто именно должен возликовать? Собрание Израиля (Кнессет Исраэль)? Восстановленный Иерусалим? Скорее — второе, но и первый ответ не отменяется. Такая двойная персонификация вполне логична: два наиважнейших в самосознании и в духовной жизни каждого еврея объекта в этой песне неразрывно слиты, контаминированы в образе брошенной женщины.

«В Йешайау 44;23 и 49:12 вся Вселенная призвана пропеть гимн, потому что от Б-га грядёт избавление Израилю. В нашем отрывке Израиль сам призван пропеть гимн: «Ликуй, бездетная, нерожавшая, разразись песней и веселись» /…/ Бывало уже, что причитания бездетной женщины (Ривки) становились своего рода персонификацией, бывало, что разрушенный город обращается с плачем и стенаниями к своим обитателям-мужчинам (Эйха 1:1). Не достаточно сказать, что Второисайя использует эту же метафору, в которой город персонифицирован женщиной. Второисайя, действительно, берёт хорошо известную его современникам метафору из Эйха. Но он берёт эту метафору, чтобы полностью её переосмыслить! /…/ Как может радоваться бездетная женщина? Это и бессмысленно, и безжалостно. Но это именно то состояние сильнейшего шока, которое стремится вызвать своей метафорой Второисайя, поскольку он сейчас объявит нечто немыслимое, уму непостижимое. Главный смысл декларации в Б-жественном обетовании: «сыновей покинутой больше (будет, чем) сыновей замужней». Но для постоянных слушателей Пророка такое обещание вовсе не звучало, как невозможное, поскольку в своих молениях они прославляли Б-га, который «Бездетную, сидящую дома, (превращает) в мать, радующуюся детям» (тхилим 113:9). Это — хороший пример переклички Второисайи и с Тхилим, и с Эйха». [i]

Но беда этой самой женщины (и тех, кого она воплощает в сложнейшей поэтике Пророка Избавления) не только в бездетности! Бездетность — это следствие того, что она «оставлена и опечалена духом». И эту, брошенную и оставленную, Пророк Избавления всеми силами утешает:

Ибо как жену оставленную и опечаленную духом, призвал тебя Г-сподь, и (как) жену юности, которая была отвергнута, — сказал Б-г твой. На малое мгновение оставил Я тебя и с Милосердием великим соберу тебя. В пылу гнева сокрыл Я на мгновение лицо Свое от тебя, и милостью вечной помилую тебя, — сказал Избавитель твой, Г-сподь. (Йешайау 54:6-8)

И эту вечную любовь, вечную милость, которая, в конечном счёте, возобладает надо всеми перепадами и скачками человеческой истории, над грозами и ураганами воинственных завоеваний и жестокого чужеземного гнёта, и даже над той страшной тайной, которую Пророк именует «Сокрытие Лица», автор этой трогательной любовной песни выражает ярким образом:

Ибо это у Меня воды Ноаха: как клялся Я, что воды Ноаха не пройдут более по земле, так поклялся Я не гневаться на тебя и не упрекать тебя (там 54:9)

«Когда Второисайя оглядывается назад в поисках поворотного пункта, сопоставимого с тем, что переживает Израиль у него на глазах, он не находит в истории Израиля ничего подобного. И потому он должен заглянуть ещё дальше, в первозданное время, когда благополучно завершился период катастроф, охвативших всё человечество. /…/ Это сравнение следует понимать в контексте множество других сравнений, где Второисайя подчёркивает, что Избавителем выступает сам Творец Мироздания». [ii]

Именно глобальность, всеохватность Потопа делает его удобным сравнением для тех всемирных геополитических подвижек, которые стремился понять и истолковать Пророк Избавления. Покрывшие всю землю бурные воды Потопа были, в известном смысле, необходимым, хотя и весьма брутальным этапом диалектического витка Творение (тезис) — Потоп (антитезис) — Союз (точнее, Завет) Мой (Брейшит 9:9). В чём же именно состоит Завет Мой? В том «что воды Ноаха не пройдут более по земле». Похожую диалектику Пророк Избавления видит и в современных ему событиях: Завет на Горе Синай (тезис) — Разрушение храма (антитезис) — «поклялся Я не гневаться на тебя и не упрекать тебя», иными словами, Всевышний клянётся не повторять страшных катаклизмов и гибельных разрушений, обещает помиловать народ Израиля «милостью вечной».

«Это — также и тот контекст, в котором нам следует рассматривать слово Завет и здесь, и в 55:3. Это слово встречается у Второисайи два раза, в гл. 54 и 55. Он использует его только тогда, когда говорит о Б-жественном избавлении как «граничном условии» Бытия, условии изначальном и неотменяемом. /…/ эти два абзаца во Второисайе делают совершенно ясным, что Завет подтверждает совершенно новые отношения между Б-гом и избранным Им народом». [iii]

Вторая песнь об отстроенном Храме (там 54:11-17)

Бедная, встревоженная, безутешная! Вот Я положу камни твои в сурьму, сделаю основание твое из сапфиров. И сделаю окна твои из рубинов, и ворота твои — из карбункулов, и всю ограду твою — из камней драгоценных. (там 54:11-12)

Яркая, радужная, ослепительная, порою — просто ослепляющая картина того вечного, неземного, парящего в небесах Храма, который, вот-вот, сам спуститься к нам с Небес, завораживает, притягивает, заставляет всматриваться в каждую деталь. И пусть не все перечисленные драгоценные камни мы в состоянии точно идентифицировать (русский перевод далеко не всегда буквален), общая картина от этого не становится менее прекрасной…

Третья песнь об отстроенном Храме (там 55:1-5)

Эта песнь побуждает народ приблизиться ко Всевышнему, ибо настал час избавления.

О, все жаждущие, идите к водам, и не имеющие денег, идите, покупайте, и ешьте, и идите, покупайте без денег и без платы вино и молоко. Зачем вам отвешивать серебро за (то, что) не хлеб, и заработанное вами за (то, что) не насыщает? Слушайте внимательно Меня, и вкушайте благо, и насладится туком душа ваша. (там 55:1-2)

«Вступительные слова уникальны и совершенно необычны для Второисайи. /../ Очень странно то, к чему пророк призывает людей — есть и пить. Несомненно, призывы в 55:1-2 следует понимать в переносном смысле — в известном смысле, они перекликаются с призывом слушать. Но и сам этот призыв слушать звучит парадоксально, поскольку не назван его объект». [iv]

Позволим себе сделать небольшую поправку: «объект призыва слушать» в данном случае, совершенно очевидно, это та же самая аудитория, к которой обращены все три песни. Не менее очевидно, кого надо слушать: «Слушайте внимательно Меня», слушать надо Пророка Избавления, именно его слова должны стать той «вкусной и здоровой» духовной пищей, которой он настойчиво угощает свою аудиторию. Понятно и то, почему Пророк делает такой акцент на том, что эту пищу, эти «Вино и молоко», услаждающие и утоляющие самую сильную жажду, можно получить совершенно бесплатно. Пророк сам ищет тех, кто готов его слушать, ему не нужно никакого вознаграждения за его проповедь, она обращена к каждому, «имеющему уши». И, по контрасту, Пророк намекает на тех корыстных проповедников, которые готовы сделать из своего поучения источник дохода, требуют у своих слушателей «серебро» и «заработанное ими» за право услышать пустые слова, которые, на самом деле. «не насыщают», т.е. это поучение ложное. Вероятно, в этих словах вновь зазвучали отголоски той полемики против лжепророков, которую вели все великие предшественники пророка Избавления и которую мы редко видим у него самого

___

[i] Claus Westermann Isaiah 40-66 Commentary SCM Press Ltd London р. 271-272

[ii] Claus Westermann ibid. р. 275

[iii] Claus Westermann ibid. р. 275-276

[iv] Claus Westermann ibid. р. 281

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.