Аркадий Гайсинский: Волк и коза

Loading

Я не намерен вникать в политические метаморфозы статьи, тон которой задан уже «тонким намёком» предпосланного ей эпиграфа: «Коза з вовком тягалася, тiльки шкура вiд кози зосталася», где под «волком» нужно понимать Россию, под «козой» — Украину… Напомню пословицу русскую: «Волка бояться — в лес не ходить».

Волк и коза

Аркадий Гайсинский

Аркадий Гайсинский1

Газета «Коммерсантъ» опубликовала в авторской редакции статью Заместителя председателя Совета безопасности России и в недавнем прошлом Президента этой страны Дмитрия Медведева:

«Почему бессмысленны контакты с нынешним украинским руководством.

Пять коротких полемических тезисов»

Когда в СМИ появляются публикации, авторы которых — должностные лица уровня Дмитрия Медведева, то сказанное в таких публикациях, конечно же, не является только личным мнением автора, тем более, что он не оговорил этого статуса.

Я не намерен вникать в политические метаморфозы указанной статьи, тон которой задан уже «тонким намёком» предпосланного ей эпиграфа:

«Коза з вовком тягалася, тiльки шкура вiд кози зосталася»

где под «волком», разумеется, нужно понимать Россию, а под «козой» — Украину, но обращусь только к 1-му полемическому тезису этого сочинения — вот он:

«Украина находится в поиске своей идентичности и особого пути, сочиняет свою отдельную историю (хотя та же история учит, что на это требуются столетия). А вот украинские руководители, особенно первые лица,— люди, не имеющие никакой устойчивой самоидентификации. Несчастные люди. Кто они, гражданами какой страны являются, где их корни, какова их историческая идентичность, этническая составляющая, каким богам они молятся? Кем они себя ощущают? Они «щирие» украинцы? «Европейцы»? Русские? Евреи? Татары? Венгры? Караимы?»

2

Да, бывший презедент России Д. Медведев в определённом смысле близок к истине: Украине действительно нужно восстановить свою «отдельную историю», а не навязанную ей Россией — ведь образование Киевской Руси варягами, пришедшими из Скандинавии — это выдумка летописца, назвавшего варягов «русами» без всякого на то основания. И не кто иной, а уважаемый академик российской истории Герой Социалистического Труда Борис Рыбаков определил рассказ «Повести временных лет» о «призвании варяг» как «не заслуживающим доверия». Такое же отношение к истории образования Киевской Руси и у не менее авторитетного Дмитрия Лихачёва — также российского академика, потому что они (и не только они) не могли не знать, что всё было совсем не так, как поведал Нестор. Киев действительно основали русы, но пришли они в Среднее Поднепровье не с севера Европы, а с её юго востока: не из холодной Скандинавии, а из тёплого Северного Причерноморья. С «Острова русов» — слыхали о таком?

«Рус — это остров, который лежит в море. И этот остров три дня пути на три дня пути и весь в деревьях. И леса и земли его имеют много влаги». (Махмуд Гардизи)

Этот «остров Рус находился на Таманском полуострове, а его главный город назывался Росия.

«На западном берегу этой реки (Боспорский пролив) лежит Росийя — главный город русов». (ибн Саид ал-Магриби)

Таманские (Таврические) русы были хорошо известным «народом моря» и неоднократно упоминаются в исторических документах восточных авторов:

«Все свои походы они (русы) совершают на кораблях». (ИбнРусте)

«И они народ сильный и могучий, и ходят в дальние места с целью набегов, а также плавают они на кораблях в Хазарское море. Храбрость и мужество их хорошо известны, так что один из них равноценен многим из других народов (Ал Марвази)

В древности Азовское море называлось «Русским морем» — «никто кроме русов них не плавает по нем и они живут на одном из его берегов» (Ал Масуди)

Русы — «этнос отнюдь не славянский» (Л. Гумилёв) принадлежали к северо-иранским народам как и асы (осетины)

3

Но таврические русы были не только отличными мореходами и храбрыми воинами, но и стали полноправными участниками торгового союза «Радания», образованного еврейскими купцами — гражданами Хазарского каганата и соседями росов по Таманскому полуострову. Известно, что Тмутаракань знали и под другим именем — «Самкерш-еврейский»

«Радхониты, или раданиты — странствующие еврейские купцы, которые на протяжении Раннего Средневековья контролировали торговлю между исламским Востоком и христианской Европой по Шёлковому пути и другим торговым маршрутам, создав первую в истории постоянную торговую сеть, простиравшуюся от Китая и Индии до Западной Европы» (Википедия. Раданиты)

Союз еврейских купцов и их ближайших соседей воинов-русов, следует объяснять с точки зрения исторической логики.

Созданная евреями Хазарского каганата торговая развивалась по тем же законам, что и нынешние подобные компании: сначала торговля имела локальный характер, затем успешная деятельнность позволила постепенно расширить зоны торговли до Испании на западе и Китая — на востоке. А поскольку доставка товаров водным путём была и остаётся многим выгоднее, чем сухопутным, а торговля процветала — появилась необходимость в постоянном, а не в наёмном флоте, что давало и упомянутую выгоду, и большую надёжность доставки товаров по назначению.

Еврейские купцы были постоянными заказчиками охранных и военных услуг, какие осуществляли русы, ставшие равноправными компаньёнами купцов, то есть теперь уже речь идёт о торгово — военном союзе между евреями и русами. Нам известно, что торговое подразделение этого союза называлось «раданиты». Но, оказывается, сохранилось название и его военной части — об этом сообщает аль Масуди:

«Город румов, известный как Масна, который препятствует тем кораблям кузакана и других русских разрядов (подразделений), которые прибывают в это море. Византийцы называют их «русия».

Уже знакомый нам академик Б. Рыбаков, пытаясь объяснить этимологию определения «кузакана», предлагает считать его родственным слову «киевляне», но согласимся с тем, что подобное толкование надуманно. А вот для еврейских купцов — раданитов, это слово имело вполне конкретный смысл, потому что в их языке «хазак» — значит «сильный» Множественное число от «хазак» — «хазаким» («казаким»): так называли еврейские купцы своих компаньёнов, представлявших «силовую» часть еврейско — росского союза. Ведь и сейчас те подразделения, которые выполняют защитные функции, называют «силовыми». Так что «кузакана — это «казаки», а именно: переданное арабским автором название одного из тех «разрядов» (подразделений) торгово — военного союза, известного византийцам как «русия»

4

Во все времена торговые организации устраивали и устраивают свои базы (фактории) в местах наибольшего благоприятствования главной цели своей деятельности: получения максимальной прибыли при наименьших затратах

Между такими базами образовывались торговые пути, а сами базы превращались в станции и населённые пункты. С течением времени по различным причинам одни селения исчезали или останавливались в развитии — другие превратились в крупные города и стали центрами областей и даже государств.

Опытные купцы оценили торговые возможности территорий в среднем течении Днепра Здесь было решено основать торговый пункт — крепость, выбор места для которого был хорошо продуман. Во-первых, впадающая в Днепр Почайна образовывала в своём устье удобную гавань для стоянки кораблей, вокруг которой к реке вплотную подступали горы, поросшие непроходимым лесом, защищающим крепость от нападения с суши. Во — вторых, невдалеке в Днепр впадали полноводные притоки, позволявшие проникать вглубь прилегающих земель, населённых многими племенами. В историю, основанная крепость вошла под названием Самбат. И опять обратимся к авторитетному мнению академика Б. Рыбакова:

«… торговый, а может быть таможенный пункт у Киевских высот существовал задолго до постройки Кием «града», получившего его имя……. Уже высказывалась мысль: не является ли название киевской крепости Самбат древним именем торгового пункта, подступавшего к самому Днепру? . Этимология слова не ясна».

Но можно ли поверить тому, что директору Института российской истории «под рукой» у которого находились специалисты-языковеды, была «неясна этимология слова «самбат»?

Он, несомненно, прекрасно понимал, что «самбат» происходит от еврейского «шабат» — «суббота», но признанание этого факта потребовало бы от российского исторического официоза слишком уж далеко идущих объяснений, не исключаваших и того, что кому-то могла прийти в голову крамольная мысль об участии евреев в основании Киева. Кто ж такое допустит?!

Тесное сотрудничестово между предками евреев и украинцев имело место ещё в Раннем Средневековье и принесло очень важные плоды: достаточно сказать и о других основаных в Европе еврейскими купцами и воинами-русами торговых факториях: Придунайская русь, Франкская Русь, Варяжская Русь, Приильменская русь — оказавших существенное влияние на экономическое развитие Европы.

Самым доступным примером упомянутого сотрудничества может служить множество слов в украинском языке, имеющих ивритские лексические корни.

5

Выше был упомянут главный город Острова русов — Росия. Её знали и под другим именем: Малороса. Этот город

«… упомянут анонимным географом из Равенны в седьмом веке.«Мал» означает по — осетински «болото», «трясина». Итак, Малороса будет означать «Болото росов». В равенском учебнике Малароса упомянут среди боспорских городов близких к Киммериуму. Последний находился на таманской стороне Керченского пролива, и кажется наверняка Малароса также находился в дельте Кубани, близ Фанагории, возможно в Темрюке». (Г. Вернадский)

Вполне убедительно, что название города Малороса (Болото росов) вполне соответствует описанию Острова русов,

«… на коем они (росы) живут…. покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр, так что стоит человеку ступить ногой на землю, как она трясется из-за обилия в ней влаги». (Ибн Русте)

В связи с этим вероятно, что название «Малороссия», которым Украину до недавнего времени отличали от «Великой России», связано не с количественным показателем, а с историческим: таврических русов называли «малоросами» по имени их главного города подобно тому как, например, россиян называют «москалями» или «московитами» по имени их главного города Во всяком случае, топоним «Малороссия» существовал ещё в те времена когда понятия «Великороссия» ещё не было.

6

Так что, на самом деле «сочинённой» историей образования Киевской Руси является та, которую в буквальном смысле слова «проповедуют» в России и в своё время навязали Украине, вычеркнув тем самым из этой «перевёрнутой с ног на голову» истории тот очевидный факт, что действительными этническими продолжателями древних русов являются украинцы, а в первом приближении — запорожские казаки.

Поэтому пассаж:

«А вот украинские руководители, особенно первые лица,— люди, не имеющие никакой устойчивой самоидентификации. Несчастные люди.»

безоснователен, потому что «украинские руководители» как раз ищут эту «устойчивую идентификацию», а самоиденификация российских рукводителей «как и других первых лиц» имеет шаткую основу «придуманной» истории. Этому утверждению можно было бы привести ещё множество доказательств, но вряд ли в этом случае есть надежда на то, что «имеющий уши — да услышит». Однако не забывайте предупреждения Василия Ключевского о том, что история раньше или позже «наказывает за невыученные уроки».

Касательно вышесказанного привожу мнения известных (именно российских) учёных:

«Название Русь было гораздо более распространено на юге, чем на севере, и, по всей вероятности, Русь на берегах Черного моря была известна прежде половины IX века, прежде прибытия Рюрика с братьями».( С.М. Соловьев)

«Имя «Русь» уже в это время (в первой половине IX столетия) не только было известным, но и общераспространенным; по крайней мере на южном побережье Черного моря» (В. Г. Василевский)

«Тмутраканская Русь может объяснить и те известия у Арабов, где ставится Русь отдельно от Киева…. Вообще Арабы ближе были знакомы собственно с Азовско-Черноморскою Русью, нежели с какою-либо другою» (Д. И. Иловайский)

«Как бы ни было, но происхождение нашего казачества должно уходить в глубокую древность, ибо оно, казачество, есть так сказать неизбежное физиологическое явление древнейшей жизни наших украинцев, вызванное на Божий свет их географическим положением и ходом самой истории». (И. Е. Забелин)

А что до вышеупомянутой украинской пословицы о печальной судьбе «козы», не осознавшей, что нельзя тягаться с «волком», то напомню другую — русскую:

«Волка бояться — в лес не ходить».

Print Friendly, PDF & Email

5 комментариев для “Аркадий Гайсинский: Волк и коза

  1. Уважаемый Евгений! В Раннем Средневековье еврейские купцы «раданиты» являлись монополистами в торговле между Западом и Востоком. В иврите «רודן (родан)- «неограниченный властитель (монополист)»

  2. Не вижу никакого смысла искать идентификации современных русских и украинцев в отдаленной истории. В наследственности населения, составляющего современные Россию и Украину намешано огромное число представителей самых разных народов. Идентификацию каждого из них определяют особенности языка и семейных традиций. И если некая часть населения чувствует общность этих особенностей, то она имеет полное право на самоопределение. Трудность такого самоопределения для украинского народа состоит в том, что последние 200 лет его представители жили в основном в деревнях. Пришлые же люди — поляки, русские, евреи, кавказцы — жили в городах и обустроили их. Они же составляли основную рабочую силу в появившейся промышленности. Преодолеть же возникшие в связи с этим реальные противоречия можно только с помощью компромисса. Но для этого в гос-вах-соседях должно существовать гражданское общество. А его нет ни в России, ни в Украине.

    1. В России гражданского общества нет, а в Украине есть-таки. Слабоватое, может быть, но Януковича одолело.

  3. Ирма Хайнман «Еврейская диаспора и Русь», Иерусалим, 1983
    Автор на основании изучения арабских, еврейских и византийских источников и трактовок понятий на основе иврита, приходит к выводу, что «Русь» являлась крупной торгово-военной и религиозной организацией объединения еврейских купцов «Радания», которая осуществляло торговые операции в бассейнах Средиземного, Черного и Каспийского морей. Эта «корпорация» средневековья имела сухопутные маршруты, с запада на восток через Прагу и Киев, к IX в. «Русью» были освоены торговые пути по Днепру и Волге с выходом в Балтийское море и Скандинавию; Ибн Хордадбек зафиксировал существование в IX в. международной организации еврейских купцов «Радания».

    Используя различные источники, И. Хайнман проводит анализ имени «РОС», она считает, что свидетельства арабского историка Ибн–Руста (X) можно считать обобщенными сведениями о «Руси» и позволяют локализовать это торговое сообщество в IX-X вв. на Таманском полуострове.
    — Живут на острове, окружность острова 3 дня пути, остров окружен озером (Азовское море называли – озеро Меотида).
    — Остров покрыт лесом и болотами, нездоров и сыр.
    Дельта р. Кубань до сих пор представляет 180 км полосу, сплошь покрытую озерами и болотами; стоит наступить ногой на землю, и она трясётся, по причине (рыхлости) обилия в ней воды. Этот признак характерен для региона и в наше время, на реке Кубань, Таманском и Керченском полуострове – грязевые вулканы, они извергают грязевые массы, особенно много Г. В. в дельте рек (БСЭ., т. 7, с. 418.)

  4. Я больше верю термину «рахдониты», а не «радониты» (так у Л.Гумилева) — как «дороги» — «драхим» знающие (дон). Вообще и язык русский — диалект иврита, когда говорят и пишут , что он самобытный, делается смешно; ведь слово «язык» переводится с иврита как « он скажет», а «самобытный» состоит из 2х ивритских корней: «само» — это «шэм» — имя, а «бытный» от байт (дом).

Добавить комментарий для Eugene Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.