Михаил Ривкин: Афтара Ваера

Loading

Сохранилось немало легенд и даже сказочных сюжетов, связанных с образом Элиши, где ему приписывались сверхъестественные свойства. Современники, ученики и почитатели Элиши рассказывали эти легенды и сказания и в своём кругу, и при царском дворе. Особенно преуспел в этом ученик Элиши Гейхази.

Афтара Ваера

(IIМелахим 4:1-37)

Михаил Ривкин

С началом нового годичного цикла чтения Торы мы хотели бы изменить формат наших еженедельных заметок. Темой их станут те отрывки из книг Пророков, которые каждую неделю читают в синагогах после чтения недельной главы Торы. Эти отрывки называются Афтара, они сравнительно короткие, охватывают далеко не весь корпус пророческих текстов, но, всё же, дают достаточно полное представление о творчестве каждого из тех великих духовидцев, которых издревле принято именовать Пророки Израиля.

Пророк Элиша, это, несомненно, реальное историческое лицо, хотя в его образе можно разглядеть немало собирательных черт. В ТАНАХе он представлен как преемник пророка Элийау, более того, ему дарована свыше чудодейственная сила, большая, чем самому Элийау.

Эйлийау сказал Элише: проси, что сделать мне для тебя, прежде чем я буду взят от тебя. И сказал Элиша: прошу, пусть дух, который на тебе, будет на мне вдвойне. И сказал он: трудного ты попросил. Если ты увидишь, как я буду взят от тебя, то сбудется тебе это; а если нет, — не сбудется. И было, когда они шли, и, идучи, разговаривали, вот, (появилась) колесница огненная и кони огненные и отделили они одного от другого; и вознесся Эйлийау вихрем в небо (IIМелахим 2:9-11)

Однако знакомство с биографией Элиши, позволяет усомниться, что это тот же тип пророка, что и Элийау, что на нём почиет тот же дух пророческий, «только вдвойне». Элиша — это новый тип, он сочетал в себе черты чудотворца-харизматика и пророка-мыслителя, мудрого и дальновидного государственный деятель, оказавшего серьёзное влияние на политическую историю Израиля.

«Елисей стал героем двух разновидностей повествований. Одна состоит из историй, рисующих его, как политическую фигуру: он спас израильскую армию, не дав ей погибнуть от жажды, помог своему народу противостоять вражеским вторжениям, особенно во время осады Самарии королём Дамаска Венададом II, сверг Венадада и Израильского царя Иорама, посадив на их место, соответственно, Азаила и Иуйя, сказал Иасу, что тому следовало упорней сражаться с Дамаском»[i]

Вместе с тем, сохранилось немало легенд и даже сказочных сюжетов, связанных с образом Элиши, где ему приписывались сверхъестественные свойства. Современники, ученики и почитатели Элиши рассказывали эти легенды и сказания и в своём кругу, и при царском дворе. Особенно преуспел в этом ученик Элиши Гейхази (IIМелахим 8:4-5). Именно Гейхази первым свёл воедино и записал все эти рассказы, которые, позднее, вошли составной частью в грандиозное историческое сочинение Девтерономиста. Не все эти рассказы имеют одинаковую художественную ценность, но все они очень интересны в историческом плане. Так, рассказ об опреснении воды под Йерихо очень похож на рассказ в книге Шемот (15:23-25). Причём именно рассказ в книге Мелахим первичен, а книга Шемот это уже вторичное воспроизведение сюжета. Рассказ о медведях, разорвавших детей сильно выделяется на общем фоне. Разумеется, никакой исторической основы в этом рассказе нет, он, всего лишь, показывает, до какой степени изменило рассказчику его художественное дарование и нравственное чувство. Рассказ о «женщине из жён учеников пророков», у которой умер муж и чьих детей безжалостный кредитор хотел забрать за долги, имеет несомненную историческую ценность. Он содержит достоверную картину общества и юридических отношений в Израиле в те времена. Однако чудо в этом рассказе — не более чем точное повторение того чуда, которое, ранее, приписывали пророку Элийау. Ещё рассказано про Элишу, что прокормил он сто человек двадцатью хлебами, «и ещё осталось». Этот сюжет практически дословно повторяется в Евангелие, но только там цифры ещё более баснословные. Другое чудо, которое совершил Элиша — это извлечение топорища, упавшего в воду.

Одна из самых известных историй про Элишу это история про женщину Шунаммитянку, которую мы читаем в нашей Афтаре. Пророк часто приходил в город Шунам, «а там была знатная женщина». Эта деталь содержит важную информацию о социальном статусе женщины в Древнем Израиле. В знатной семье не муж — главный по дому, а именно жена. Она имеет важный голос в делах семьи. Именно она предложила мужу устроить в доме «верхнюю комнату», постоянное жилище для «человека Б-жия». Именно она принимает важного гостя. Именно с ней вступает пророк в разговор и обещает ей, бездетной женщине, долгожданное потомство, несмотря на то, что муж её — очень стар. Этот рассказ повторяет, во многих деталях, рассказ об даровании потомства Аврааму. Это — типологический сюжет, который часто повторяется в ТАНАХе. Рассказ о воскрешении сына Шунаммитянки также повторяет рассказ о воскрешении мальчика пророком Элийау. Автор изображает яркими красками самое настоящее воскрешение из мёртвых: мальчик был, несомненно, мёртв в тот момент, когда его мать бросилась к ногам Элиши. Эта история очень реалистична и подробна в деталях, но, при этом, выдержана в нежных, трогательных тонах, в ней нет прямолинейной назидательности. Рассказчик не стремится к нарочитому прославлению и возвеличиванию пророка, да и сам пророк, похоже далёк в этот удивительный момент от всякой мысли о своём величии и уникальности. Он просто и буднично говорит Шунаммитянке: «возьми сына своего». Пророк не стремится выставить себя на первый план, чудо само за себя говорит.

___

[i] Майкл Грант История Древнего Израиля Терра — Книжный клуб М 1998 стр. 137

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.