Лев Мадорский: Слава Богу и в 21 веке у нас есть свои великие музыканты

Loading

Его игра не только волнует. Она потрясает, захватывает, поражает воображение. Были великие скрипачи, которые, как Яков Хефец, Давид Ойстрах, Леонид Коган, во время исполнения на сцене внешне оставались непроницаемыми, спокойными, невозмутимыми. У негоа другая манера. Он погружается в музыку, сливается с ней.

Слава Богу и в 21 веке у нас есть свои великие музыканты

Лев Мадорский

Лев МадорскийПосле большого перерыва продолжаю бесконечный сериал, в котором уже побывали воры, проститутки, скрипачи, шахматисты, лидеры государств, феминистки и многие другие. Начинал с воров не потому, что вспомнил Соню золотую ручку, Мишку япончика или своего американского однофамильца и дальнего родственника Бернарда Мэдоффа, укравшего у вкладчиков 50 млрд (!) долларов, но и потому что, по одной из версий фразу «Слава Богу, у нас есть свои воры» произнёс Теодор Герцль, когда у него в Эрец Исраэль вытащили бумажник. По другой, по подобному поводу так среагировал в Тель-Авиве 20-х годов прошлого века, поэт Хаим Нахман Бялик.

Но особенно значительный след евреи оставили в мировой истории, конечно, не в воровском искусстве, а в музыкальном. Только перечисление великих композиторов и музыкантов еврейского происхождения (Д. Мейербер, Ж,Оффенбах, Л. Сен-Санс, Николай и Антон Рубиштейны и многих других) превысило бы возможные рамки интернет статьи. Уходят столетия, но присутствие музыкального гения крошечного народа (002% населения планеты) не только не уменьшается, но, кажется, только набирает силу. Вспомним замечательных музыкантов 21 века Владимира Спивакова, Максима Венгерова, Ицхака Перлмана, Дениса Мацуева и других. Рассказать о каждом не получится и я выбираю из этого созвездия две звезды: Ицхака Перлмана и Максима Венгерова. Оба скрипача и оба граждане Израиля.

Ицхак Перлман

 

Величайший скрипач современности родился 31 августа 1945 года в еврейской семье в Тель-Авиве (Яффо). Малыш-вундеркинд, как и Давид Ойстрах, в три года влюбился в скрипку. Даже не в саму скрипку, а в её звук, который услышал по радио. И у него, как и у Давида, в таком раннем возрасте появилась мечта — стать скрипачом.

И тут случилась беда. Мальчик заболел полиомиелитом, детским параличом ног. Страшным, неизлечимым заболеванием. Если бы не было примера Перлмана, то любой педагог по скрипке сказал бы уверенно, что стать профессиональным скрипачом ребёнку с такой болезнью невозможно. Но маленький Ицхак доказал, что прав был древнеримский поэт Квинт Гораций, когда сказал, что нет ничего невозможного для людей.

Родители (выходцы из Польши) всячески поддерживали малыша и в 5 лет он поступил в музыкальную школу, где делал невероятные успехи, в 9-ть выступил с концертом по израильскому радио, а в 10-ть был принят в музыкальную Академию в Тель-Авиве. В дальнейшем большое значение на судьбу Ицхака оказало выступление в 1955 году на популярном шоу Эдда Салливана в США. Мальчика услышал великий скрипач Айзек Стерн. Благодаря ему юный Перлман смог переехать с родителями в США и продолжить обучение в Джульярдской музыкальной школе (Нью-Йорк) у известного педагога Ивана Галамяна, которого Стерн считал лучшим учителем по скрипке в США.

В 18 лет (1963 год) юный скрипач с огромным успехом выступил в самом престижном концертном зале Карнеги-Холл в Нью-Йорке, а на следующий год выиграл американский конкурс имени Левентритта. После этого начинается концертная деятельность скрипача по всему миру. Три раза он играет в Белом доме. Его слушали президенты Р. Рейган, Билл Клинтон и английская королева Елизавета. 16 раз (!) Ицхак становится обладателем премии «Грэмми».

Мало кто знает, что Перлман был и незаурядным певцом. Однажды он даже принимал участие в записи на радио оперы «Тоска» Пуччини. В этой же записи принимали участие такие знаменитые певцы как Пласидо Доминго, Рената Скотто, Ренато Брузон. Это, пожалуй, единственный пример в истории музыки, когда великий скрипач одновременно обладает прекрасным оперным голосом.

Другим мало известным направлением музыкальной деятельности израильского скрипача стало, после гастролей в России, исполнение еврейской народной (клезмерской) музыки.

Причём он играет обработки еврейской народной музыки не только с клезмерскими коллективами, но и (снова единственный случай) в сопровождении ИСО (израильского симфонического оркестра). С ИСО впоследствии Перлман выступает по всему миру. Играет с великими дирижёрами (Ю. Орманди, К. Джулини, З. Мета) и музыкантами (М. Растроповичем. П. Цукерманом, В. Ашкенази). В его исполнении совершенно по-новому прозвучали знаменитые песни, «А идишэ мамэ», «Рейзелэ» и «Ойфн припечек».

В 2016 году скрипач получил престижную американскую премию «Генезис», которую неофициально называют «еврейской нобелевской премией». Создатель Фонда премии, известный филантроп Стэн Половец, сказал при вручении премии, что Ицхак Перлман:

«… достиг беспрецедентного успеха на музыкальном поприще и стал неисчерпаемым источником вдохновения для людей с ограниченными возможностями.»

Живёт Перлман с женой в Нью-Йорке.

Максим Венгеров

Родился 20 августа 1974 года в Челябинске. В музыкальной, еврейской семье. Детство провёл в Новосибирске. Малыш, как и Ицхак, был вундеркиндом. Но, чтобы стать большим скрипачом, этого мало. Далеко не все вундеркинды становятся моцартами. Нужно, чтобы родители заметили талант ребёнка и создали возможности для его развития. А, главное, нужен хороший учитель. У огромного количества чудо-детей, не получивших вовремя поддержки, талант, что называется, «зарывается в землю» и из них вырастают обычные смертные.

Максиму повезло. Когда пятилетнего мальчика привели в музыкальную школу, его учителем стала замечательный педагог Галина Турчанинова, которая воспитала многих знаменитых скрипачей. Повезло и в том, что Турчанинову пригласили в 1981 году стать педагогом ЦМШ (центральной музыкальной школы), где, как и в школе им. Гнесиных, учились одарённые дети, работали лучшие педагоги и сама атмосфера способствовала быстрому музыкальному развитию ребёнка.

Плохо было только то, что маленький мальчик должен был жить отдельно от родителей в интернате. Но и тут пришло очередное везение. В родном Новосибирске появился прекрасный педагог по классу скрипки, Захар Нухимович Брон. Поэтому в 1983 году Максим возвращается в Новосибирск и продолжает обучение у этого второго Столярского. Для тех кто не знает про этого педагога от бога из Одессы, напомню, что Пётр Абрамович Столярский воспитал таких великих скрипачей, как Давид и Игорь Ойстрах, Михаил Фихтенгольц, Елизавету Гиллельс и многих других. Такие учителя встречаются крайне редко. Об одном таком втором Столярском я уже писал.

Далее музыкальные достижения и популярность Венгерова развиваются быстро и по нарастающей. В начале 1984 года Максим выиграл 1-й приз на Международном конкурсе юных скрипачей имени Генриха Венявского и Кароля Липинского. В 1990 году — первая премия на Международном конкурсе скрипачей имени Карла Флеша. 5 раз он становится лауреатом премии «Грэмми».

Немного о моих впечатлениях об игре Максима. Она не только волнует. Она потрясает, захватывает, поражает воображение. Были великие скрипачи, которые, как Яков Хефец, Давид Ойстрах, Леонид Коган, во время исполнения на сцене самой эмоциональной музыки внешне оставались непроницаемыми, спокойными, невозмутимыми. У Максима другая манера. Он на наших глазах погружается в музыку, сливается с ней. Все эмоции написаны у него лице. Как писал музыкальный критик:

«Венгеров воспринимает исполняемую музыку не только на звук, но и на вкус, запах, цвет. От него исходит в зал невероятная энергия. Немногим музыкантам удаётся так заразить энергией зал, что люди встают, танцуют, кричат».

Это удивительный феномен. Особенно Венгеров любит музыку Бетховена. Как он сам говорит:

«Для меня концерт Бетховена это Эверест. Когда играешь такую музыку, хочется быть совершенным инструментом».

И великий скрипач им становится.

Венгеров принял израильское гражданство и сегодня имеет не совсем обычное звание почётного посла культуры Израиля. В этом качестве он играл для детей в Уганде, Таиланде, Косово, многих других неблагополучных странах. Есть у скрипача и хобби, когда он меняет смычок на биллиардный кий или садится в спортивные автомобили.

В 2008 году Венгеров на три года приостановил концертные поездки и посвятил себя педагогической (профессор Лондонской академии музыки и в Петербургской консерватории) и дирижёрской деятельности. Но с 2011 года вернулся на большую сцену. Его мечта — написать хороший скрипичный концерт и объехать Америку на мотоцикле своей любимой марки «Харли Дэвидсон».

Максим Венгеров женат, у него двое детей. Живёт в Москве и США, совмещая исполнительскую и дирижёрскую деятельность.

Великий скрипач — человек мира, лучше всего чувствует себя в Израиле:

«Я очень люблю Израиль, я очень люблю наш тель-авивский зал, который стал еще лучше, люблю израильскую публику, — сказал Венгеров в недавнем интервью, — Думаю, что нет места лучше на свете, где я чувствую себя так комфортно на сцене — я действительно чувствую себя дома».

Print Friendly, PDF & Email

19 комментариев для “Лев Мадорский: Слава Богу и в 21 веке у нас есть свои великие музыканты

  1. Большое спасибо, Лев за прекрасную статью о классике, которую я обожаю, не умея играть ни на чем, поскольку учился лишь полтора года на пианино с преподавателем Саррой Наумовной в 8-9 классах, когда было слишком поздно. Всю жизнь лишь подбираю по слуху и иногда играю с ошибками на семейных сборищах, но это совсем не тот коленкор. Но вспоминается изумительно красивое адажио Давида Штейбельта, которое мне так понравилось в качестве домашнего задания, что я играл его просто без остановки, как заведенный и в итоге это был редкий, может быть единственный случай, когда преподавательница похвалила мое исполнение на следующем уроке. Увы, к сожалению, Сарра Наумовна выбора мне не давала и адажио осталось исключением в уровне моего исполнения. Но это адажио только для самых-самых начинающих конечно. Возможно, вы подумали, что я критикую мою еврейскую учительницу музыки! Но уж эти мне евреи (это я и о С.Н. И о себе), они ведь вечно выкрутятся! Дочка С.Н. была старше меня на год и ходила в математический класс в школу 820 в московском районе «Тушино» и С.Н. посоветовала мне перейти в этот класс, занимавшийся по сильно продвинутой программе еще с 8 класса, я перешел и именно этот класс послужил моим трамплином к МГУ, но это уже совсем другая история. Закончу тем, что идя на первый урок в этот класс я мысленно воспроизводил в своей голове одну из мощных победоносных мелодий пятой симфонии нееврея Бетховена, и это немного помогло вписаться в новый класс

    1. Но вспоминается изумительно красивое адажио Давида Штейбельта, которое мне так понравилось в качестве домашнего задания, что я играл его просто без остановки, как заведенный и в итоге это был редкий, может быть единственный случай, когда преподавательница похвалила мое исполнение на следующем уроке.
      —————-
      Вы, Анатолий, владеете главным. Потому что главное не уметь играть на муз.инструменте, а получасть от слушания музыки удовольствие. И ещё. Важный вывод из моей многолетней работы учителем музыки: самая лучшая пьеса, которую учитель предлагает ученику, это та, которая ему нравится. А ещё лучше, которую он сам находит.

  2. Хочу поблагодарить Вас Лев, и также Леонида за чудесный фильм о Перельмане!
    Венгерова я слышал в Тель Авиве «живьем» и это было изумительно.

    Добавлю свою короткую музыкальную историю, но она, увы, не чисто еврейская, потому что инструмент не тот…

    Когда-то, когда деревья были большими, меня пытались учить играть на пианино, года три или четыре они со мной промучились. Но я надежд не оправдал. Можно даже сказать, с треском. Я был слишком ленив и медлителен. На занятиях я больше всего любил, чтобы мой преподаватель — добрейший, худющий, насквозь прокуренный Евгений Александрович (не еврей) — играл мне новые вещи, дабы «его высочество», т.е. я, выбрал, что ему угодно будет разучивать. Но домашних заданий я катастрофически не выполнял. И на четвертый год обучения (я был в 3-м классе) Евгений Александрович сказал моим родителям (евреям), что ему стыдно брать с нас деньги.
    С моим школьным другом Димой (не евреем), сидевшим со мной за одной партой, призошло примерно то же самое. Но много позже, классе примерно в восьмом, Дима, в отличие от меня, уже совершенно осознанно, с огромной энергией и увлеченностью вернулся к урокам фортепианной игры. Будучи человеком необычайно упорным и способным, Дима достиг, по моим меркам, невероятных высот: он играл целиком сонаты Бетховена (не еврея) и сложнейшие этюды Шопена (не еврея) и Листа (не еврея), и много еще чего. Клавиши на его домашнем пианино стерлись до деревяшек, а подушечки пальцев стали жесткими и плоскими, как у моего учителя Евгения Александровича, недоучившегося год в Консеватории. К сожалению, или к счастью, он всё же к окончанию школы понял , что ему не удастся достичь того уровня игры, какой отличал лучших профессиональных пианистов, ставших для него кумирами, и переключился на физику.
    Но своим увлечением фортепианной классикой он заразил и меня, мы слушали пластинки, вместе ходили в большой и малый залы Филармонии почти на всех пианстов, на каких только могли достать билеты.
    Дима и сейчас, через сорок лет, отслеживает события в мире классической музыки и часто слушает фортепианные концерты. Тогда, сорок лет назад, моим кумиром был Святослав Рихтер (не еврей), Диминым — Эмиль Гилельс (еврей). Зато относительно третьего номера мы сходились: Григорий Соколов (не еврей). Сегодня уже давно нет с нами ни Рихтера, ни Гилельса. И Григорий Соколов, постаревший, поседевший, сгорбленный, но играющий как никогда, с потрясающей глубиной проникновения в музыку, для нас обоих теперь — лучший.
    Недавно Дима написал мне: «ты должен послушать это, эта музыка уже четыре дня сидит у меня в голове». И прислал вот эту ссылку. Григорий Соколов исполняет 4 экспромта Шуберта (не еврея).

    Послушайте. Гениальное исполнение, я считаю. Не пожалейте полчаса. Если у вас есть хоть капля любви к классической музыке, вы получите истинное наслаждение:
    https://www.youtube.com/watch?v=OE3EEnbv0DE

    1. Уточню… Григорий Соколов — не еврей по Галахе, но по папе — кто надо!

    2. На занятиях я больше всего любил, чтобы мой преподаватель — добрейший, худющий, насквозь прокуренный Евгений Александрович (не еврей) — играл мне новые вещи, дабы «его высочество», т.е. я, выбрал, что ему угодно будет разучивать.
      ————————
      Большое спасибо, Евгений.В за интересный коммент и за ссылку, которой Вы в какой-то степени, компенсировали мою оплошность: я не дал в статье о современных музыкантах ссылок на их игру. Судя по Вашему интересу к классической музыки, детские музыкальное воспитание не прошло даром. В развитии такого интереса, собственно и состоит цель музыкального воспитания. У Вас ,видимо, был хороший учитель, так как предоставление ученику возможности самому выбрать пьесу очень правильный метод. Я тоже так всегда делаю. Дети должны, по возможности, играть музыку, которая им нравится. Совершенно другие результаты. Ну а сноски еврей -не еырей, конечно носят шуточный характер

      1. Ну а сноски еврей-не еврей, конечно носят шуточный характер
        Конечно, Лев! Вы правильно поняли. Иногда встречаются комментаторы, для которых «еврей — не еврей» становится основным критерием оценки в любой области, и любяшие поговорить о нашей еврейской исключительности и самодостаточности… и очень хочется вставить им шпильку. Самодостаточны… Ну, конечно, — и дикари, живушие тысячи лет в изоляции, самодостаточны. Музыка — как раз та область, в которой очевидно, насколько евреи интегрированы в обшую мировую культуру.

  3. Этот замечательный фильм 1995 года: Itzhak Perlman plays Klezmer (1/8) надо посмотреть всем.
    И особенно тем, кто любит делить евреев на «настоящих и ненастоящих».
    Перельман в Польше, на родине своего отца. Встречается с немногими выжившими евреями, импрвизирует ( и как!!!) со студентами консерватории. Жизнь Нью-Йорка 60-х годов. Он встречается с еврейскими актерами, выдает дочь замуж…
    Всего в фильме 8 частей. Это адрес первых трех
    https://www.youtube.com/watch?v=RiBxUsYqWMM
    https://www.youtube.com/watch?v=FjkUJ9d6dDQ
    https://www.youtube.com/watch?v=zTb-s5VJ6A4
    Остальные там рядом. Легкий английский, да и так все понятно.
    Изумительный фильм, смотреть обязательно!

    1. Этот замечательный фильм 1995 года: Itzhak Perlman plays Klezmer (1/8) надо посмотреть всем.
      ———————-
      Орромное спасибо, дорогой Леонид за сноску фильма. Жалею, что не посмотрел до написания текста.

  4. “Слава Богу и в 21 веке у нас есть свои великие музыканты”
    ***
    Вы правы, Лев, насчет еврейского музыкального гения (одного из многих других!). В связи с этим мне подумалось и о другом. В 19-ом, 20-ом и 21-ом веках у нас гениальные музыканты, композиторы, величайшие ученные (интересный похожий материал Эдуарда Гетманского на сайте), художники и писатели. В 57-ом веке мы в большинстве своем ограничиваемся иудейскими мудрецами, раввинами, синагогами, иешивами и молитвами. Вопрос, как, без ощущения когнитивного диссонанса, соединить в единное целое два совершенно разных, отдаленных друг от друга временных пласта в единное гармоничное целое, в которм симфонии Густава Малера, чудесные портреты обнаженных женщин Модильяни, отцовское еврейство Альфреда Шниттке, чувственной неординарность Марселя Пруста соседствуют в мире и гармонии с Галахой и Шульхан Арухом в одном еврейском времени и пространстве (в том числе и на кладбище). Только от одной такой замечательной мысли о возможности сей перспективы в будущем аж дух захватывает, так это красиво и возвышенно выглядит …

    1. Вопрос, как, без ощущения когнитивного диссонанса, соединить в единное целое два совершенно разных, отдаленных друг от друга временных пласта в единное гармоничное целое,
      ————————-
      Мне кажется, Борис, что совсем не обязательно для полноты картины срединять в одно целое музыку и религию. Эти два пласта еврейского гения вполне могут существовать отдельно, не вытесняя друг друга…

  5. Лев, внесу некоторый диссонанс в Ваши рассуждения о современных музыкантах. В настоящее время в США еврейских детей в музыкальных школах немного. То ли мода прошла, то ли приоритеты поменялись. Во всех школах доминируют китайцы. Китайских музыкантов- американцев, действительно хороших, появилось множество, в том числе и на высшем уровне. Евреи перестали доминировать в мире в музыке, шахматах, — надо это признать. Возможно, временно. Но мне нравится, что появилось намного больше евреев — спортсменов. И победы на Олимпийских Играх и в разных чемпионатах израильтян впечатляют. Я побывал на концерте Ицхака Перлмана в Форт Лодердейле. Впечатляюще!

    1. В настоящее время в США еврейских детей в музыкальных школах немного. То ли мода прошла, то ли приоритеты поменялись. . Во всех школах доминируют китайцы.
      ————————
      Я думаю, Анатолий С, что в данном случае количество и качество идут по разным измерениям. От количества детей в музыкальных школах напрямую не зависит количество еврейских великих скрипачей. Хотя бы потому что гении-штучный товар. И даже если их ста музыкантов -китайев гениальным будет только один. И он еврей. Только он останется в веках…

  6. Написано с любовью к Израилю и выбраны, действительно, не только самые замечательные музыканты,но и самые израильские.. Чувствуется, что автор музыкант, понимающий, что скрипка — еврейский инструмент.
    Вернее, скрипка не еврейский музыкальный инструмент (поскольку на скрипке предствители разных народов, например, молдаване, румыны и др.), а это инструмент, через который (по крайней мере в 19 — 20 веке) именно евреи наиболее полно и наиболее точно выражают свою душу.

    1. это инструмент, через который (по крайней мере в 19 — 20 веке) именно евреи наиболее полно и наиболее точно выражают свою душу.
      ——————
      И ещё потому, Анатолий, что почти все великие скрипачи евреи. Да что там почти. Все…

  7. Все прекрасно Лева написал. Но есть пара замечаний:
    1. Не грех было бы пришпилить к каждому по клипу из Ютюб, на твой вкус.
    2. Список можно было бы гораздо расширить!

    1. Не грех было бы пришпилить к каждому по клипу из Ютюб, на твой вкус.
      ———————
      Спасибо, Тошканди! Ты совершенно прав. Вылетело из головы.

Добавить комментарий для ЕвгенийВ Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.