Леонид Лазарь: Игры Олимпийские. Продолжение

Loading

Наутро, после первой брачной ночи, предварительно испытав его действие на двух собаках, молодожены, вместо шампанского, пригубили цианистого калия. Смертельное зелье новобрачный, для верности, закусил ещё пулей. Хочется надеяться, что он горит в аду, а если в этой истории кого-то и жалко, так разве что — собак.

Игры Олимпийские

Часть двенадцатая

Леонид Лазарь

Продолжение. Начало

Леонид Лазарь

«Обычно убийцы несут на себе клеймо скотства»

Вынесенная в эпиграф цитата из книги Жака Деларю «История гестапо» хорошо иллюстрируют личности значительной части руководителей Третьего рейха.

Нацисты привели человечество к невиданной мировой катастрофе, в развязанной ими войне погибло около 55 миллионов человек.

Эти страшные факты и цифры обладают некоей магической силой. Их злодеяния настолько чудовищны, что придают Гитлеру и его окружению какую-то масштабность и значимость.

Но это не так, совсем не так.

По окончании Второй мировой войны, Международный военный трибунал в Нюрнберге судил главных военных преступников, элиту национал-социалистического режима.

Американские и английские военные трибуналы рассматривали дела преступников рангом пониже: чиновников, врачей, охранников, исполнителей убийств и истязаний военнопленных.

Присутствовавшие на них говорили, что одним из самых потрясающих впечатлений этих многомесячных процессов, было колоссальное несоответствие между ничтожностью личностей обвиняемых и грандиозностью зла, которое они совершили.

Они не были его порождением, бо́льшей частью это были посредственные люди, которыми руководили их комплексы и пороки.

Да и сам фюрер, ко всему прочему, был тем еще жуликом.

Отказавшись от зарплаты рейхсканцлера, единственным своим денежным вознаграждением оставил платежи от реализации «Майн кампф».

Эту книгу должна была иметь (и не по одному экземпляру) каждая немецкая организация, каждое учебное заведение — от детских садов до университетов.

Учитывая, что её ещё и вручали в день бракосочетания всем молодоженам, колоссальными гонорарам Гитлера (специальным распоряжением они были ещё и освобождены от налогов) мог позавидовать любой всемирно известный писатель.

* * *

Когда, в день рождения фюрера 20 апреля 1945 года, дальнобойная артиллерия советской армии начала крушить Берлин, из города вереницей потянулись груженные имуществом машины верных слуг гитлеровского режима.

Командование британских и американских ВВС тоже приготовили Гитлеру подарок — серию массированных воздушных ударов.

Количество сброшенных бомб в этот день почти в два раза превысило среднемесячные показатели.

В этот день, «настоящий ариец» рейхсмаршал Геринг, в своем поместье Каринхалль, спешно снаряжал конвой автомобилей забитых награбленным имуществом.

Дав последние указания офицерам из эскорта мотоциклистов сопровождавших конвой, он повернул рычаг взрывного устройства и Каринхалль взлетел на воздух.

Второй человек Третьего рейха очень торопился, было необходимо успеть поздравить Первого человека с Днем ангела, а по дороге продумать подробный план своей сдачи американцам.

Этот Führergeburtstag (день рождения фюрера), здорово отличался от прошлых праздников по случаю дня рождения лидера нации, когда сотни тысяч жителей Берлина высыпали на улицы.

Каждому хотелось лично поздравить вождя германского народа.

Спортсмены Германии дарили имениннику свои награды.

 

Поздравить своего фюрера приезжали дети из самых отдаленных уголков Германии.

Повсюду шли праздничные мероприятия с торжественными речами о выдающейся исторической роли именинника сопровождаемыми исполнением национального гимна и песней Хорста Весселя.

Обычно, речи о величии фюрера и его роли в мировой и германской истории, заканчивались антисемитскими лозунгами и призывами — быстрее покончить с врагами великой Германии.

Почти все женщины были безоговорочно влюблены в лидера нации: в стране вновь открываются военные заводы, безработных стало гораздо меньше, кругом пропаганда здорового образа жизни и спорта, каждый день проходят соревнования, парады, демонстрации и факельные шествия.

Гитлер олицетворял их мечты и фантазии, выражал их затаенные желания и надежды, его голос зачаровывал, его речи доводили слушателей до экстаза.

Из раза он изрекал одни и те же примитивные банальности:

«Не народ для хозяйства и не хозяйство для капитала, а, наоборот: хозяйство для народа, и капитал для хозяйства»
«Я пришёл в этот мир не для того, чтобы сделать людей лучше, а для того, чтобы использовать их слабости».
«Кто хочет жить, тот должен бороться, а кто в этом мире вечной борьбы не хочет участвовать в драке, тот не заслуживает права на жизнь».
«Люди бывают склонны приносить жертвы лишь тогда, когда они могут действительно ждать успеха, а не тогда, когда бесцельность этих жертв очевидна».

В моменты полного слияния с толпой, даже такие затасканные шаблоны обретали силу убеждения и пророчества.

Он обещал навести порядок и взять на себя все проблемы, для чего надо всего лишь — ликвидировать тех, кто мешает строительству «тысячелетнего рейха».

Ему верили и клялись в готовности к ликвидации всех, кто стоит на пути великой Германии, и посланному ей свыше — фюреру!

Хайль Гитлер! Зиг хайль! — разносился по Берлину миллионной рев.

Главными участниками митингов и шествий были женщины, недаром фюрер назвал Германию своей «единственной невестой».

Вряд ли в то время, кто-нибудь из них мог предположить, что их ждет в недалеком будущем, когда под шквальным огнем придется пробираться к водопроводной колонке, и рыскать по городу в поисках гнилой картошки, или дохлой лошади.

А ночью, слушать плач голодных детей и выносить из подвалов мертвых.

Но это всё потом, пока же, огромная толпа, прорвав оцепление, бежит поздравить своего фюрера с днем рождения.

И как всегда — женщины впереди!

* * *

Геринга арестовали вблизи австрийской деревни Радштадт.

На первом допросе он выдвинул жалостливую версию о том, как Гитлер приговорил его к смерти, но храбрые солдаты люфтваффе спасли своего командира, и сейчас он «как маршал с маршалом» желает лично поговорить с главнокомандующим Эйзенхауэром.

На всех допросах, рейхсмаршал твердил одно — не знал ни о каком геноциде, и даже не догадывался о том, что происходило в концлагерях.

Один из самых влиятельных политиков в нацистской Германии, как обычно, нагло врал.

Он участвовал во всех значимых для режима событиях: Пивном путче, Ночи длинных ножей, аншлюсе Австрии, преследованиях и убийствах евреев.

Именно он, 31 июля 1941 года, отдал письменное поручение обергруппенфюреру СС Рейнхарду Гейдриху — окончательно решить «еврейский вопрос».

Рейхсмаршал любил повторять: «У меня нет совести, мою совесть зовут — Адольф Гитлер! »

У фюрера, насчет совести, было своё мнение: «Совести нет. Совесть придумали евреи».

* * *

25 апреля советские и американские союзники встретились на Эльбе и объединили усилия по штурму Берлина.

Конец войны приближался куда более стремительно, чем того ожидал Гитлер.

Генерал Гельмут Вейдлинг (через несколько дней подписавший приказ о капитуляции Берлина) так описал картину, которую он застал в гитлербункере:

«Я был поражен, когда, увидел Гитлера, передо мной сидела развалина, его голова болталась, руки дрожали, голос был невнятный и дрожащий».

Назначив своими преемниками триумвират — Деница, Геббельса и Бормана, и сообщив о своём решении покончить с собой, фюрер всё ещё не терял надежду: «У меня еще есть Венк, у меня еще есть Венк«, — как заклинание повторял он, трясущимися руками терзая замусоленную карту.

В имперской канцелярии, и в бункере, уже был слышен грохот взрывов, предупреждающий их обитателей о близком конце.

Фанатичная вера в свою судьбу, в предназначение свыше, и упование на чудо, не позволяло Гитлеру трезво оценить обстановку.

Геббельс посоветовал Гитлеру оставаться в бункере и если придется, то здесь встретить ослепительные мистические «Сумерки богов» (Gotterdammerung)*, что на века сохранит легенду о великом фюрере.

Чтобы подтолкнуть его, хитроумный интриган придумал тонкий психологический ход.

Он зачитал сообщение из Италии: подвешенные за ноги на городской площади Милана, трупы Муссолини и его любовницы Клары Петаччи оплевываются и закидываются камнями собравшейся толпой.

Мысль о том, что его — лидера нации, посадят в железную клетку и выставят на всеобщее обозрение — пугала больше всего, он очень боялся попасть в руки врагов, которые «для увеселения своих подстрекаемых масс нуждаются в инсценированном евреями зрелище«.

В полуразрушенной столице царила паника, офицеры и рядовые бежали в пригороды, добывали гражданскую одежду и прятались по чердакам и подвалам.

Массово побежали нацистские главари не желающие разделить судьбу своего фюрера: Геринг, Гиммлер, Риббентроп, Дениц, Шпеер и многие другие.

Некоторые из них попытались начать игру по спасению собственной шкуры.

Гитлер издал Приказ:

«Каждый, кто пропагандирует или одобряет мероприятия, ослабляющие нашу силу сопротивления, является предателем. Он немедленно подлежит расстрелу или повешению. Эти меры должны быть применены также и в том случае, если кто-либо отдает подобные приказы от имени имперского министра доктора Геббельса или тем более от имени фюрера».

На защиту «свободной от позора» Германии бросили 15-16-и летних фанатично настроенных «детей Гитлера».

Членам молодежной организации Hitlerjugend, хорошо промыли мозги фашистской идеологией и они были готовы к смертельному сражению с врагами Третьего рейха.

В униформе больше на несколько размеров и в болтающихся на головах касках, эти вояки выглядели трагикомично.

Тех (12-14-и летних), кого на войну пока не взяли, стали партизанами, они стреляли из окон, распространяли листовки, расклеивали плакаты и писа́ли на стенах патриотические лозунги.

Членство в гитлерюгенд было возможно с 10 лет и начиналось оно с тщательного изучения родословной семьи, и её «расовой чистоте».

«Свободным от позора» претедент считался только после успешного прохождения «испытания мальчиков» и врачебного обследования.

К началу Второй мировой войны в «Гитлерюгенде» состояло свыше 2 миллионов юношей и девушек, более ста тысяч их них сложили головы во славу «тысячелетнего рейха».

* * *

Из письма Евы Браун к подруге 22 апреля 1945 года

«Моя милая Герта! Мы будем бороться до последнего, но боюсь, наш конец все ближе и ближе. Не знаю, как это случилось, но я больше не верю в Бога. Я не могу рассказать тебе, как сильно я переживаю за фюрера. Я не понимаю, как мы могли все это допустить. Передавай привет всем моим друзьям. Я умираю так, как жила. Для меня это нетрудно. Ты знаешь.»

22 апреля 1945 года Гитлера «уплотнили», в бункер въехал Йозеф Геббельс с семьей.

Новоселам выделили четыре комнаты.

29 апреля Гитлер скоропостижно женится на Еве Браун.

Специально доставленный в бункер городской чиновник зарегистрировал брак, который засвидетельствовали Мартин Борман и Йозеф Геббельс.

Процедура прошла в сокращенном виде и в быстром темпе.

Аккордов свадебного марша немецкого еврея Мендельсона** не было, была клятва жених и невесты о их безупречном арийском происхождении, и отсутствии у них каких-либо наследственных заболеваний.

Решение о самоубийстве не повлияло на аппетит страдающего от хронического метеоризма венценосного вегетарианца.

Врач Теодор Морелль годами пичкал своего пациента — ипохондрика наркотиками и десятками других, каких-то сомнительных препаратов.

Пациенту ненадолго становилось легче, потом — всё сначала, и вновь усиленная доза метамфетамина.

За свои усилия шарлатан от медицины Морелль был вознагражден железным крестом и шикарной квартирой конфискованной у еврейской семьи.

Обожавший сладкое фюрер, поглощал по 7-8 пирожных подряд.

Историк Штефан Дитрих нашел письма поварихи Констанции Манциарли, в которых она описывает кулинарные пристрастия Гитлера:

«Большая часть моей работы заключалась в выпечке тортов, потому что Гитлер ел их в огромном количестве. Каждый день я много часов посвящала выпеканию, но к вечеру уже все заканчивалось».

Констанция Манциарли подала новобрачным последний ужин — яичницу и картофельное пюре***.

Наутро, после первой брачной ночи, предварительно испытав его действие на двух собаках, молодожены, вместо шампанского, пригубили цианистого калия.

Смертельное зелье, новобрачный, для верности, закусил ещё и пулей, выпущенный им из своего золоченого «Вальтера» с монограммой «АН».

Хочется надеяться, что он горит в аду, а если в этой трагикомической истории кого-то и жалко, так разве что — собак.

Имя каждого из шести детей Геббельса начиналось (в честь фюрера) на «Н» (как Hitler).

Ни двенадцатилетняя Хельга, ни одиннадцатилетняя Хильда, ни девятилетний Гельмут, ни восьмилетняя Хольда, ни шестилетняя Хедда, ни четырехлетняя Хайда не знали, что в фюрербункер их привезли на смерть.

1 мая 1945 года уложив детей в постель, мама Магда сказала им:

«Не бойтесь, доктор сделает вам укол, который делают детям и настоящим солдатам».

Чуть позже приняли яд и сами родители.

Трупы были свалены охраной в яму, куда раньше бросили двух собак, на которых Гитлер испытал яд.

 

* * *

«Последняя надежда», которую так ждал великий фюрер, один из самых молодых генералов германской армии Вальтер Венк, умирать не собирался.

Вместе со своей армией, 7 мая 1945года, сдался в плен первым западным союзникам пересёкшим Эльбу — 9-ой американской армии.

И не прогадал, освободившись через два года, стал менеджером одной из немецких фирм, в 1950-х управляющим крупной компанией, а в 1960-х — дослужился до директора группы предприятий, производящей оружие для бундесвера — Diehl.

Боевой генерал Венк принимал участие в захвате Франции и обороне Берлина, геройски воевал под Москвой, под Ленинградом, на Кавказе и в Сталинграде.

С фронта писал сестре письма:

«Мы все морщились от еврейских погромов, от слухов о жестоком обращении с военнопленными, депортациях, морщились и выполняли приказ».

Остальные убивали и не морщились, а этот — совестливый какой, приказывал убивать и морщился.

Небольшая разница, вполне — поморщившись, заслужил пулю в лоб.

Любой убийца, даже оправданный, остаётся убийцей до конца дней, и судьба сама исправляет свои ошибки.

Его прочили в руководство Бундесвера, но судьба распорядилась иначе: в 1982 году Вальтер Венк погиб в Австрии, его машина врезалась в дерево.

Генералу здорово повезло, после войны прожил еще 37 лет, а ведь запросто мог попасть в умелые руки старшего сержанта американской армии Джона Вудса.

 

Последовательно, им и его помощником Джозефом Мэлтой, в Нюренберге, в один день были повешены зачинатели Третьего рейха: Иоахим фон Риббентроп, Вильгельм Кейтель, Эрнст Кальтенбруннер, Альфред Йодль, Фриц Заукель, Юлиус Штрайхер, Артур Зейсс-Инкварт, Ганс Франк, Вильгельм Фрик и Альфред Розенберг.

Отправлять на тот свет высокопоставленных персон, этому труженику узла и петли, было не впервой.

Его с тринадцатиузловые петли исправно ломали шейные позвонки не только генералам и министрам нацистской Германии, но и отправили не тот свет японских военных преступников, в числе которых были: шесть генералов и один бывший премьер-министр.

Вся элита нацистской Германии, так или иначе, стояла за самым жестоким геноцидом в новейшей истории.

По их теориям, законам и указам, миллионы людей умертвили в газовых камерах и сожгли в печах крематориев.

Десятки миллионов погибли от голода, непосильного труда и болезней.

Даже в конце войны, когда рейх находился на последнем издыхании, антисемитская бацилла разъедала их мозг.

Уже было очевидно — ресурсы на исходе и война проиграна, но последние средства шли не на помощь голодающему населению, а на ускоренную отправку евреев в концлагеря, где массовые убийства продолжались до последней минуты.

Тысячи заключенных были убиты накануне освобождения, или погибли в ходе изнурительной эвакуации, когда их гнали вглубь страны.

* * *

Каждое поколение должно поучаствовать в войне — просвещал немцев их фюрер.

Для войны нужны солдаты.

Один из лозунгов национал–социализма: долг каждой здоровой женщины — подарить фюреру ребёнка.

Многие дарили, в «материнское воскресенье», по всей Германии торжественно награждались почётным крестом «Мать–героиня» женщины, родившие пять и более детей.

В бездетные немецкие семьи передавались дети, похищенные на территории Восточной Европы.

Не зная о своём истинном происхождении, многие из них остались в Германии и до сих пор считают себя немцами по национальности.

В предчувствии приближающейся катастрофы, вдоль линии фронта, прокатилась волна самоубийств.

Население бедствовало, не было электричества, не работало водоснабжение.
Испытывая ужас и надежду одновременно, Trümmerfrauen — (женщины руин) ночью выползали из подвалов, всех интересовало только одно — где раздобыть воду и хоть какую-нибудь еду?

Пересечение любой улицы превратилось в смертельно опасное предприятие, разрывы снарядов накрывали очереди к водопроводным колонкам.

Вокруг каждой их них лежали трупы, непрекращающийся артиллерийский огонь загонял людей обратно в укрытия.

Кругом пылали пожары, едкий дым вызывал мучительный кашель.

Закрытые магазины подвергались грабежу, искалеченные тела были разбросаны по всей Германплац на юго-западе Берлина.

Это были те, кто пытался пробраться к универсальному магазину Карштадт.

К тем, кто сумел совершить опасный рейд к водопроводной колонке, выстраивалась очередь, люди обменивали воду на драгоценности и последние съестные припасы.

Тащили все, что попадалось под руку, после чего начинался спонтанный процесс обмена краденым.

Когда до кого-то доходила информация об оставленном без охраны каком-нибудь складе, все подобие цивилизации законопослушных и добропорядочных граждан в момент испарялось.

Грабили закрытие квартиры и о морали не вспоминали, каждый была свидетелем такого же недостойного поведения соседей.

Женщины составляли большинство штатных стукачей завербованных из жителей многоквартирных домов.

Еще совсем недавно, они писали доносы на подозрительных соседей, евреев и других врагов государства.

И потом заявления — с просьбой занять их квартиры.

Они первыми выстраивались в очередь у государственных магазинов, где продавались мебель, украшения, домашняя утварь и одежда отправленных на смерть соседей.

Сейчас им не до морали, было большим счастьем, если удавалось набрать ведро воды, обменять на десяток картофелин украденные из еврейской квартиры серебряные подсвечники, или набрести на мертвую лошадь.

Проклиная, не оправдавшего их надежд фюрера, они отказывались больше верить в его сверхчеловеческие способности и божественное происхождение.

Кругом пылали пожары, матери искали новые убежища для своих детей.

Ночью из подвалов выносили детские трупы.

 

В Берлине, от голода, погиб каждый четвертый новорожденный.

* * *

Страшно конечно и жалко, особенно детей.

И особенно, если можешь заставить себя, хотя бы ненадолго, забыть невиданную в истории ненависть и жестокость культурных и просвещенных «арийцев», унесшую жизни миллиона цыган и шести миллионов евреев, из которых полтора миллиона — дети.

Это при их молчаливом согласии, а то и при активном участии, у этих детей отбирали кровь, на них ставили медицинские эксперименты, травили их газом, их сжигали и закапывали живыми.

 

В природе человека — пытаться извлечь хоть что-то хорошее из самой плохой ситуации.

Антималярийные препараты, метадон и метамфетамины, медицинские исследования гипотермии, гипоксии, обезвоживания и так далее, всё это — результаты экспериментов на людях в нацистских концлагерях.

Можно ли положительно рассматривать, с точки зрения морали, результаты опытов, полученных в ходе бесчеловечных экспериментов над узниками нацистских концлагерей?

Известная своими исследованиями в области гетерохромии радужной оболочки (глаза разного цвета), блестящий биолог и физиолог Карин Магнуссен, была фанатичной последовательницей национал-социализма по убеждению, а не ради карьеры или денег.

Она присоединилась к Национал-социалистической немецкой студенческой лиге (NSDStB) в 23 года, когда была еще студенткой колледжа, и вскоре стала одним из лидеров Лиги немецких девушек Bänd Deutscher Mädel).

Будучи научным сотрудником Института антропологии, человеческой наследственности и евгеники, написала научный труд «Инструменты политики в отношении расы и народонаселения».

Для её экспериментов по исследованию образцов радужной оболочки на глазных яблоках, было необходимо иметь много материала, желательно свежего.

Его, в необходимых количествах, из концлагеря Освенцим ей поставлял доктор Менгеле.

После войны, эта фанатичная антисемитка, сумела доказать, что была лишь «попутчицей» режима, тем самым сохранив право преподавать в университете.

Пользовалась большим авторитетом среди коллег-ученых и так и не раскаялась в той роли, которую сыграла в своих «медицинских экспериментах».

Умерла в 1997 году, в возрасте 89 лет.

Научные интересы её коллеги, доктора Менгеле, были куда обширнее: он анатомировал живых младенцев; кастрировал мальчиков и мужчин без использования анестетиков; подвергал заключенных ударам тока высокого напряжения с целью тестирования их выносливости; опускал их в кипяток и в ледяную воду.

Любил ставить необычные опыты, однажды, при помощи рентгеновского излучения, стерилизовал группу польских монахинь.

Сшив между собой цыганскую двойню, пытался создать сиамских близнецов.

Это, замученные им: цыганская девочка Йоханна и еврейские сестрички-близнецы Иегудит и Леа.

Дети-близнецы интересовали Менгеле особенно.

Он пытался выяснить: можно ли добиться того, чтобы «арийская» женщина исправно рожала двойни или тройни:

Для этого доктор ставил эксперименты над тысячами «неарийских» близнецов.

По разным данным, только близнецов через его руки прошли более 1000 пар.

 

К подопытным детям относились хуже, чем к животным, от чудовищных экспериментов в день умирали по сто человек и больше.

Отработанный материал отправляли в газовые камеры и печи крематориев.

 

Когда все это вспоминаешь, то голодающих по берлинским подвалам, всё равно, конечно, жалко, но уже не так сильно.

Пойти на службу — было лучшей карьерной возможностью для молодой женщины в Германии конца тридцатых годов.

Особенно для тех, кто с детства знал своё предназначение — Kinder, Küche, Kirche (дети, кухня, церковь), жительниц германских провинций.

В школах их учили: послушанию мужу, домоводству, уходу за детьми и сельскому хозяйству.

Им запрещали учиться в вузах, работать в офисах и на производстве, они должна была исключить из жизни личные желания и возможность руководствоваться своими чувствами.

Брак, в нацистской Германии, в первую очередь должен был служить не персональному счастью, а выполнению обязанностей стоящих перед «народным сообществом» — увеличению «арийского генофонда нации».

Многие женщины стремились вырваться из такой постылой жизни, служба открывала новые возможности и перспективы.

 

Надзирательницы Равенсбрюка, самого большого женского лагеря в Третьем рейхе, через который прошли больше 120 тысяч узниц со всей Европы, жили в красивых коттеджах в старогерманском стиле.

Им нечего было заботиться о пище и одежде, не надо было платить врачам, уборщикам, портным и парикмахерам.

 

Выйдя на балкон, они могли любоваться лесом и живописным озером, а из окна кухни — трубой крематория и колоннами заключенных.

Их 30 тысяч погибших в лагере, большинство умерло от недоедания, болезней и непосильного труда.

Вего 77 надзирательниц гитлеровских лагерей были привлечены к ответственности, а осуждены — еще меньше.

На следствии все они твердили только одно — выполняла указания, если бы отказалась, то сама заняла бы место на нарах.

Архивы Равенсбрюка показали другое, увидев то, чем им предстояло заниматься, некоторые увольнялись.

Никаких отрицательных последствий для них это не имело.

Оставались те, кому нравилась их работа, она давала власть и придавала значимость, к тому же, многие были из них считали, что помогают становлению великой Германии.

Даже в условиях Третьего рейха оставался выбор, и каждая женщина была вольна самостоятельно выбирать свой путь.

Отказывались единицы, большинство прельщала хорошая зарплата и почти неограниченная свобода.

Избегая утомительных ограничений, можно было не только продвинуться вперед, но и воплотить в жизнь свои фантазии, а они, как показала жизнь, у многих из них были весьма причудливыми.

В основном это были женщины из среднего и низшего слоев общества, без образования и какого-либо другого опыта работы, поэтому им часто поручали самую грязную работу.

Главное — надо было показать рвение в служении Третьему рейху.

И они доказывали: одни — впрыскивали яд в вены заключенных, другие — набивали ими газовые камеры, третьи — мастерили из их кожи абажуры и кошельки, четвертые — строго следили за сортировкой их одежды, волос и зубных коронок.

Работы было много, но находилось время и для отдыха.

 

Это тоже они, но уже не такие веселые.

 

В последние дни войны много убивали, крематории не справлялись с такой нагрузкой.

Американцы заставили арестованных надзирательниц перезахоранивать наспех присыпанные землей трупы.

Некоторые из них заболели тифом и не дожили до суда.

Целые женские легионы помогали мужчинам в уничтожении миллионов людей.

К концу войны гестапо на 40% состояло из женщин.

Полтора миллиона немок прошли через вспомогательные службы Вермахта, Люфтваффе и Кригсмарине.

Одних только охранниц и надзирательниц концлагерей было более 3,5 тысяч.

После окончания войны, все они, пытаясь снять с себя ответственность, утверждали, что были лишь винтиками огромной машины, где все приказы отдавали мужчины.

Эту красотку звали Ирма Грезе.

 

Выглядела она — как ангел: белокурые волосы, большие голубые глаза, точеная фигурка.

Между собой, узники называли её — «гиена Освенцима».

В свои 22 года она замучила до смерти многих, не все мужики-надзиратели могли соревноваться с ней в жестокости и технике издевательств.

Ей было пять лет, когда в городке Пазевальк, где она родилась, осенью 1918 года, после отравления горчичным газом с кратковременной слепотой, проходил лечение её будущий кумир, 29-летний ефрейтор Адольф Гитлер.

В своей книге «Моя борьба» он написал, что именно в госпитале этого города он «принял решение стать политиком».

В 15 лет Ирма бросила школу, и вступила в рялы Союза немецких девушек — женское движении в составе Гитлерюгенда.

Там, в неокрепшие умы юных фройляйн, круглосуточно вдалбливали нацистскую идеологию.

Бредни про превосходство арийской расы и необходимость уничтожения рас неполноценных, пришлись девушке по душе, и она стала одной из активисток Союза.
Надо было зарабатывать на жизнь, она устроилась помощницей медсестры в санаторий СС.

Полученные навыки, позже пригодились.

Когда в 1942 году объявили набор женщин во вспомогательные подразделения СС, она тут же записалась на собеседование.

Требования были не особо сложными: физическое здоровье, отсутствие судимости, и знание на зубок нацистской идеологии.

Её отправили на курсы в женский концлагерь Равенсбрюк, тренировочную базу для Aufseherin (надзирательниц).

Там их обучали жестокости, невосприимчивости к чужим страданиям и методам раскрытия саботажа.

Объясняли, что к заключенным надо относиться крайне враждебно, и всякие признаки сострадания к ним — подавлять в самом зародыше.
Приобретя необходимые навыки в Равенсбрюке, за свои старания, в свои 19 лет, она получила должность SS-Oberaufseherin (старшая надзирательница) в женском лагере смерти Аушвиц.

По значимости, этот пост был вторым после коменданта концлагеря.

Ей надлежало следить за 30 бараками, где содержались около 30 тысяч женщин.
Она любила власть, и здесь ей было где развернуться.

Выстроив заключенных в ряд, она устраивала «русскую рулетку» — наводила пистолет на всех по очереди.

Ожидая, на которой из них она спустит курок, женщины падали в обморок.

Морила голодом собак, чтобы потом спустить их в толпу плененных женщин, и с хохотом наблюдала, как они в клочья рвали беспомощных жертв.

Плетью, насмерть забивала женщин-заключённых и лично отбирала смертниц для газовых камер и экспериментов доктора Менгеле.

Она любила подолгу наблюдать его за медицинскими экспериментами, особое наслаждение получала от операций на женщинах, входила в экстаз от их стонов и криков.

В апреле 1945 года, Ирму Грезе, незадолго до этого переведенную в концлагерь Берген-Бельзен, арестовали британские пехотинцы.

Её содержали в одной камере с коллегой Элизабет Фолькенрат, наставницей которой была Доротея Бинц, одна из самых известных женщин-охранников в СС.

Элизабет изо всех сил старалась превзойти свою учительницу в жестокости по отношению к заключенным.

По большей части ей это удалось и в ноябре 1944 года Элизабет Фолькенрат, за особое усердие, повысили в должности до Оберауфсехерин (надзирателя) и назначили руководителем всех женских лагерей в Освенциме.

* * *

Делами 45-и охранников и надзирателей (половина из них — женщины) занимался британский военный трибунал.

Подсудимых должно было быть больше, но не все дожили до судного дня: 17 человек умерли от тифа, троих застрелили при попытке бегства, один повесился сам.

Самая страшная смерть — слишком мягкое наказание за те зверства, что совершили эти не́люди.

И даже не за 11 миллионов погибших, и даже не за 1,5 миллиона детей, а только за одну, одну девочку с маленьким братиком на руках, которую они по дороге в газовую камеру подгоняли плеткой, а она умоляла их: не убивайте нас, мы еще можем работать.

Сколько скорби на их лицах, видимо ещё на что-то надеются.

 

Не знают пока, что из Лондона, специально для знакомства с ними, уже вылетел вот этот весёлый джентльмен.

Продолжение

___

*) Сумерки богов (нем. Götterdämmerung) — название финальной части оперы Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга», одной из любимых опер Гитлера.

**) Есть версия, что знаменитый марш написала его старшая сестра Фанни Циппора (после крещения — Фанни Цецилия).

***) По другим показаниям: сославшись на отсутствие аппетита, Ева обедать с мужем не стала. Молодожен, в компании двух своих секретарш и поварихи, ел сдобренные соусом спагетти пр-ва фирмы Maggi, исправно кормившей армию консервированными супами и другими полуфабрикатами. Базировалась крмпания в городе Зинген, где находится и по сей день, радуя потребителей замороженными полуфабрикатами, сухими супами и разнообразными пищевыми приправами.

Print Friendly, PDF & Email

22 комментария для “Леонид Лазарь: Игры Олимпийские. Продолжение

  1. https://stmegi.com › posts › 92813 › leyba-feldgendler-ostanovivshiy-fabriku-smerti
    «Конец сентября 1943 выдался прохладным…Когда он увидел этих ребят в оборванных красноармейских гимнастёрках, то не мог поверить своей удаче. Они стояли на плацу лагеря номер 1 — голодные, усталые, но не растерянные, нет! Яростные, готовые сражаться. Стараясь не привлекать внимания охраны, он приблизился к ним.
    — Что так дымит? – спросил один, широкоплечий и высокий
    Ответил по польски — Palą się ci, których przywieźli z Tobą … (Горят те, кого привезли с вами).
    Говорил медленно, чтобы разобрали. Глаза вновь прибывших широко раскрылись, лица закаменели.
    — Меня зовут Леон. Я тут больше года…»

  2. «Разве не могли, дополняя и обогащая друг друга, мирно ужиться две культуры: ивритская и идишская?»
    —————————————
    Нет, Леня, не могли. В условиях алии из самых разных стран с самой разнообразной культурой, обычаями, часто предрассудками, именно иврит стал той нейтральной и объединяющей силой, давшей относительный консенсус всем: ашкеназам и сефардам, религиозным людям и безбожникам, интеллигентам и людям от сохи. Никто не получил преимущества, все должны были начать жизнь на новом месте с чистого листа. Сегодняшнее положение Израиля есть результат правильно принятого тогда решения. Понятно, что не обошлось без перегибов, пострадали определенные группы населения, я где-то читал про это, сразу не вспомню.

    1. Ефим Левертов
      28 октября 2021 at 17:29 |
      Понятно, что не обошлось без перегибов, пострадали определенные группы населения, я где-то читал про это, сразу не вспомню.
      ============
      Всё так Фима, не о чем спорить. Но сейчас, зачем повторять те, же ошибки, только в обратную сторону? Почему сегодня должны страдать «определенные группы населения»? Кто возьмет на себя смелость определять – кто есть кто, и выносить приговоры? На каком основании? Позаимствуют в Яд ваШем циркули для измерения черепа и носа? Или тесты ДНК? Я читал, как некий шутник не пожалев сто баксов, отправил на экспертизу слюни своего дога и получил замечательную родословную.
      Пока же, достойно встретили кошерного еврея в 8-м поколении, у которого все были 100% иудеями, включая соседей, и домашних животных. Наверное, и оркестр подали к трапу самолета.
      https://www.bbc.com/russian/news-59021385
      В сражении дебилов с идиотами, Фима, победителей не бывает.

      1. Вообще-то, Леня, я имел в виду совсем другое. Например, я где-то читал о случаях отъема маленьких детей из религиозных малообеспеченных йеменских семей. И все это, по прежней идеологии партии Труда, чтобы воспитать нового израильского человека. Сейчас за такие случаи, кажется извинились, но что толку. Зло было сделано.

  3. Автору — низкий поклон и сердечная признательность за адски трудную работу. Вы правы: надо читать и надо знать. .. «И особенно, если можешь заставить себя, хотя бы ненадолго, забыть невиданную в истории ненависть и жестокость культурных и просвещенных «арийцев», унесшую жизни миллиона цыган и шести миллионов евреев, из которых полтора миллиона — дети». Не могу и не хочу заставить себя забыть ни на долю секунды, поэтому яркие страницы возмездия читал и наслаждался, перечитывал и ликовал, всматривался в фотографии голодных и униженных немок, смеялся над слезами их обманутых юнцов и сожалел (и сожалею), что их заслуженные мучения были скоротечны и провалилась попытка массового их отравления еврейскими мстителями. Принимаю «конструктивное возмездие» Бен-Гуриона, признаю за любым евреем право жить в Германии (в этом тоже есть элемент возмездия), но продолжаю считать немцев — нацией убийц, ещё долго несущей ответственность за содеянное. Возражений, и справедливых, тьма, но они пустопорожние на фоне тотальной греховности народа Третьего рейха.

  4. Леонид Лазарь
    27 октября 2021 at 21:51 | Permalink
    Вам не кажется, что переживаемый ныне кризис еврейской идентичности, есть следствие принятых годы слишком радикальных решений 50х-60х годов?
    Так уж страшен был идиш для иврита?
    Разве не могли, дополняя и обогащая друг друга, мирно ужиться две культуры: ивритская и идишская?
    ______________________________
    Я не знаток идишской культуры. Но возрождение иврита, как необычное явление, своеобразный феномен меня интересовало. Я когда-то написала статью: «Прав ли был Элиэзэр Бен Иегуда, возродив древнееврейский язык?» Позволю привести оттуда заключение: «Возрождение иврита и процесс его модернизации со всей актуальностью ставят вопросы, сформулированные Гумбольдтом: как язык воздействует на нацию, и наоборот, какое воздействие на язык может оказать нация, переживающая тот или иной исторический перелом своей судьбы.
    Полагая, что это покажут только время и исследования, он писал, что «приступая к этим вопросам, нужно помнить, что можно попасть в трудно доступную, а не в давно исхоженную область», в чем убеждают нас события наших дней».

  5. Видимо, нельзя или невозможно совместить эти два языка.
    Я — сторонник совмещения, но это никак не может повлиять на государственную языковую политику. Иврит уживается с арабским, а с идиш — никак. За — единицы, против — тысячи. Будем слушать сестёр Берри или других сестёр и довольствоваться этим. Благо, у меня есть личный переводчик с идиш.

  6. Леонид Лазарь 27 октября 2021 at 21:51 | Permalink
    _____________________________
    Леонид, так нечестно: я не говорю ни на идише, ни на инглиш. Но мое ощущение причастности, принадлежности к еврейству напрямую связана с музыкой. И этим я обязана своему родителю, дорогому моему отцу. Он очень любил музыку, играл на скрипке, у него было много пластинок с песнями и хором а капелла на идише. И я с детства прониклась любовью к этой музыке. Вообще я с детства мечтала играть, но увы, тогда не было возможности. Но я не теряла надежды. В психбольнице по штатному расписанию полагается музыкальный работник. Вот как-то, задержавшись на работе, я увидела Елену Фирсовну, которая играла для больных Штрауса, Шопена и т.д. Я стала у нее брать уроки, оставаясь после работы. Однажды мимо проходила заведующая отделением. Увидев меня за пианино, она спросила, что я делаю. Услышав ответ, сказала: у меня одна больная тоже в 40 лет начала учиться музыке… Но гены отца все-таки не пропали, дочка моего брата – первая скрипка квартета солистов Московского камерного оркестра CANTUS FIRMUS

    1. Inna+Belenkaya28 октября 2021 at 7:13 | Permalink
      Леонид Лазарь 27 октября 2021 at 21:51 | Permalink
      _____________________________
      Леонид, так нечестно: я не говорю ни на идише, ни на инглиш
      ==============
      И я тоже, + еще ло медабер и ло иванти иврит..
      И не надо.
      Здесь достаточно смотреть, слушать и чтобы сердце плакало.

  7. Леонид Лазарь
    Не такой страшный, как мой текст, наоборот – веселый и жизнеутверждающий, а почему-то наворачиваются слезы?
    https://www.youtube.com/watch?v=RiBxUsYqWMM
    Вроде бы этот фильм не имеет к моему тексту никакого отношения?
    Но это не так, имеет и самое прямое.
    Вам не кажется, что переживаемый ныне кризис еврейской идентичности, есть следствие принятых годы слишком радикальных решений 50х-60х годов?
    Так уж страшен был идиш для иврита? Разве не могли, дополняя и обогащая друг друга, мирно ужиться две культуры: ивритская и идишская?
    :::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
    Дорогой Лазарь, перечитывая Вашу работу и просматривая предлагаемый фильм,
    как мне кажется, всё это, — вместе или порознь,- возвращает нас к нашему прошлому,
    к нашим отцам, матерям, бабушкам и дедушкам. И также, как Ицках Перльман, мы возвращаемся домой, к мемэлошн, к языку, который присутствовал в нашем детстве.
    Именно – дополняя и обогащая друг друга, эти две культуры могут (и – смогут!)
    ужиться, если им не будут мешать и отрывать друг от друга. М а з л т о в!
    И спасибо за напоминание о том, кто мы есть.
    Абисл трэрн, абисл лафер…

  8. Сэм
    27 октября 2021 at 22:22 |
    Не могли.
    Идиш был языков штетлов, а государство строили те, кто не хотел там жить.
    Долгое время именно «ивритским» называли то, что относилось к Ишуву.
    И на 1-ой марке Государства Израиль было написано דאר עברי Еврейская почта
    ============

    Что я могу сказать Вам Сэм, так чтобы помягче, и поделикатней.
    Человек из местечка это нормально. И не особо смешно. Люди быстро меняются. И часто-местами.
    Смешно и нелепо выглядит тот, кто неистово, всеми силами изображая то, что он принимает за культуру, и презирая остальных, считает себя вправе выносить вердикты: где, кому, как и с кем жить.
    Это уже было в одной стране, напомнить в какой?.
    Так было и после 1 М.В., когда в Америку приехало много очень культурных немцев. Они быстро встали на ноги и стали люто презирать приехавших позже, неопрятных, не умеющих себя вести, размахивающих руками и по три раза в день, пьющих чай, восточноевропейских местечковых братьев по вере. Не брали их на работу и вообще, обходили стороной. Кофе – вот, что пьют культурные люди. Над пьющими чай евреями, кстати, издевались и в Израиле, где ему объявили войну.
    Еврейские студенты из Германии не желали жить в одной комнате общежития с местечковыми евреями, их не пускали на порог своего дома.
    Быстро, Сэм, всё поменялось. Очень быстро.
    И когда перед 2 М.В в Америку поехали немецкие евреи, то помощь им оказывали, большей частью — местечковые евреи, а не бывшие соотечественники. Тысячи немецких и австрийских евреев умоляли родных и знакомых прислать им приглашение с обязательствами содержать их.
    Понимая, что их ждет, местечковые посылали такие вызовы (для получения визы) даже незнакомым людям.
    А новые немецкие американцы или не отвечали, или писали нравоучения: прежде чем суда ехать, подумайте, здесь деньги на дороге не валяются и т д.

    Теперь, объясните Вы мне такой факт. В Калифорнии много, очень много израильских американцев (или наоборот). Их число каждый год значительно растет. О Канаде – вообще молчу.

    Еще больше в Калифорнии китайцев, корейцев, мексиканцев итд. Все их дети и внуки, рожденные в Америке– 100%, свободно говорят на испанском, китайском, корейском… языках.
    И, никто, из таких же детей израильтян, о внуках и не говорю, не говорит на иврите.
    Что это?
    Может быть, это и есть отголоски не совсем правильной политики по поискам еврейской идентичности?

    1. Дорогой Лазарь, перечитывая Вашу работу и просматривая предлагаемый фильм…, мы возвращаемся домой, к МАМЭЛОШН мемэлошн, к языку детства. Тогда об иврите не говорилось ни в школе, ни дома, ни на улице.
      Абисл трэрн, абисл лафер…
      продолжение: Так много прекрасных синагог в Кракове. Но они пустуют, в Кракове нет евреев.
      Но на улицах польских городов, пустых от евреев, звучит еврейская музыка и звучит идиш, о котором мы, евреи, никогда не забудем. M A Z E L T O V !
      И на улицах городов США и Израиля громко звучит ИДИШ, громко звучит еврейская музыка. И будет звучать вечно.
      Ицках Перльман: Когда ВЫ имеете дело с музыкой, ВЫ имеете дело с ДУШОЙ народа.
      И в данном случае это – музыка Клезморим.
      A они, как и еврейский народ, — вечны.

    2. Уважаемый Лазарь, спасибо за желание быть деликатным, получилось не очень, но главное – это желание.
      Попробую возразить Вам по пунктам, снизу вверх.
      И, никто, из таких же детей израильтян, о внуках и не говорю, не говорит на иврите.
      Что это?

      Не знаю. Вы имеете дело с бывшимиизраильтянами, я — просто с израильтянами. Интересно было бы тут узнать мнение нашего со-сайтовца Бенни. К сожалению, Онтарио уже давно не присутствует на сайте.
      И когда перед 2 М.В в Америку поехали немецкие евреи…
      Про бежавших немецких евреях я в курсе, даже статью недавно про них написал: «ЙЕККЕ. ЕВРЕИ БЕН ЙЕХУДА ШТРАССЕ»
      https://z.berkovich-zametki.com/y2021/nomer5_6/sdavidovich/. Правда там в основном про «йеке» – тех, кто приехали в Палестину. Но есть и про тех, кому повезло получить визу в Америку, и про тех, кому не повезло. И цифры там привёл, и про политику тогдашних властей, и документы есть.
      Над пьющими чай евреями, кстати, издевались и в Израиле, где ему объявили войну.
      Опять-таки не в курсе. Мы все пьём чай, кофе очень люблю, но позволяю себе только 2 раза в день. Но настоящий, крепкий , делаю в финджане, 4 ложки с верхом на 2 маленькие чашки. Другое дело, что чай у нас получается не слишком хорошо – вода не та. Специально привозил из Лондона – увы совсем не то.
      Человек из местечка это нормально
      Конечно, нормально. В местечке. А, повторюсь, в Палестину строить страну приехали те, кто не хотел жить в местечке. В той же моей статье рассказано и про языковые войны, правда против немецкого.
      А если Вам хочется послушать, кто и как говорят на идише в Израиле, то есть хороший израильский сериал «Штиссель». Если не смотрели, то очень рекомендую http://seasonvar.ru/serial-14561-SHtisel_-1-season.html
      С уважением
      Сэм

  9. Так уж страшен был идиш для иврита?
    Разве не могли, дополняя и обогащая друг друга, мирно ужиться две культуры: ивритская и идишская?
    ======
    Да, к сожалению, могли, но не получается. Государственный язык — иврит! Масса \»против\» идиша и лишь немного \»за\». Можем обсуждать, слушать сестёр Берри, а дальше…

    1. Soplemennik
      28 октября 2021 at 2:56 | Permalink

      ======
      Да, к сожалению, могли, но не получается. Государственный язык — иврит! Масса \»против\» идиша и лишь немного \»за\». Можем обсуждать, слушать сестёр Берри, а дальше…
      —————-
      О чем Вы?
      Да разве речь идет о настоящем времени.
      Поезд давно ушел, и назад возврата нет. Да и незачем.
      Речь идет о 50х-60х годах, когда идишескую культуру истребляли всеми доступными способами. Когда израильские посланцы ездили по Америке по синагогам и еврейским школам, убеждая переходить на иврит. Никто не спорит, за четверть века это дало свои результаты – иврит возродился. Но и восточноевропейскую культуру надо было как-то сохранить, не гнобить, а бережнее к её языку. В Америке он сыграл колоссальную роль, благодаря сестрам Берри, еврейским мюзиклам, еврейской кухне и пр., американцы лучше узнали и где-то даже полюбили евреев. Послушайте о чем говорят в фильме Перельман и два замечательных еврейских актера.
      В СССР я видел два замечательных спектакля, один с Михаилом Ульяновым, второй по пьесе Григория Горина «Поминальная молитва» в театре Ленинского комсомола в главной роли Евгений Леонов. Два русских актера, без картавости и кривляний замечательно сыграли еврея.
      Видел его в Польше, Германии и Австрии. В трех театрах Америки.
      На Бродвее зрители аплодировали пол часа.
      «Скрипач на крыше» стал первым коммерчески успешным спектаклем на английском языке, в котором главными героями являлись восточноевропейские евреи.
      В 1965 году Бродвейский мюзикл получил девять наград премии «Тони», по нему сняли фильм, который стал самым кассовым фильмом 1971 года. Был выдвинут на «Оскар» в восьми номинациях и в трёх одержал победу. Как лучший музыкальный фильм был удостоен «Золотого глобуса».
      https://www.youtube.com/watch?v=gRdfX7ut8gw
      https://youtu.be/gRdfX7ut8gw
      https://www.youtube.com/watch?v=03rzUoyq9K0
      https://www.youtube.com/watch?v=B8qPQz0-mgc
      Бродвейская постановка продержалась на сцене более девяти (!!!)лет, было сыграно 3223 спектакля.

  10. Летом 2003 года я с женой (она за рулём старенького фольксвагена) прибыли в Braunau-am-Inn. Я писал тогда работу «Адольф Гитлер и его Книга» — и ездили мы «по гитлеровским местам». Чистенький городок Верхней Австрии тысяч на пятнадцать жителей на пограничной с Германией реке Инн был итогом и главной целью нашего путешествия. Мы распрашивали горожан о доме, где родился Гитлер – все вежливо, но как-то смущённо уклонялись от ответа. Наконец, выяснилось: дом находится тут же за воротами крепостной башни в сотне метров — Salzburger Vorstadt 15.
    В этом крохотном городке всё было на расстоянии вытянутой руки.

    Слегка обшарпанный жёлтый трёхэтажный вполне рядовой дом в линии нескольких таких же; трёхэтажная пристройка в открытом, никак не огороженном дворе, выходящем уже на соседнюю улицу. В пристройке по всем трём этажам крытые галереи с арочными незастеклёнными пролётами.
    На верхней родился младенец Ади…

    Весь день я не мог заставить себя покинуть этот двор (дом выглядел необжитым, двери и с улицы, и со двора были заперты) – мне мерещилась площадь в Киеве*/, где 2 февраля 1946 г. вешали палачей Бабьего Яра. В центре площади в шести пролётах под общей деревянной перекладиной стояли шесть грузовиков с откинутыми задними бортами; в кузове каждого стояли по двое осуждённые с петлями на шеях. Руины домов, окружавших площадь, были полны народа. Молча ждали. Грузовики тронулись – и двенадцать повешенных закачались над площадью…
    Я был в толпе, повалившей с развалин, окружавших площадь, под виселицу. Головы повешенных были склонены набок. Все они протекли мочой…
    */»Славнозвiсний Майдан», где в феврале 2014 г. совершалась «Революцiя гiдностi»!..

    1. Маркс+Тартаковский.27 октября 2021 at 15:26 |
      Чистенький городок Верхней Австрии тысяч на пятнадцать жителей на пограничной с Германией реке Инн был итогом и главной целью нашего путешествия
      ========
      Я там тоже был. Об этом пишу в след части. Дом у хозяйки выкупило государство и вроде бы там собирались разместить городскую полицию. Но это в проекте. Но это же Германия, немцы народ рачительный, мгут открыть и какое-нибудь веселое заведение., как гостиница в бывшей тюрьме Gefängnis Hameln, где во времена нацизма в погибли 474 человека..В её камерах ждали суда обвиняемые в военных преступлениях, и их пособники.
      Там же, приводились в исполнение смертельные приговоры. В середине 90-х, в качестве развлекательной программы (за 45 евро) там предлагались «тюремные развлечения» с участием надсмотрщиков, выдачей полосатых роб, и блюд из тюремного меню с напитками.

  11. Не представляю, чего стоило вам это писать, Леонид. Ведь от этого можно заболеть, умом рехнуться

    1. Inna+Belenkaya
      — 2021-10-27 19:18:

      Не представляю, чего стоило вам это писать, Леонид. Ведь от этого можно заболеть, умом рехнуться
      =====================
      Трудно писать и трудно читать, а надо. Нельзя забывать.

      У меня к Вам просьба. Посмотрите этот, на мой взгляд – изумительный фильм, короткие 8 частей. Они переходят одна часть в другую. В конце каждой части надо кликнуть на «воспроизвести».
      Не такой страшный, как мой текст, наоборот – веселый и жизнеутверждающий, а почему-то наворачиваются слезы?
      https://www.youtube.com/watch?v=RiBxUsYqWMM
      Вроде бы этот фильм не имеет к моему тексту никакого отношения? Но это не так, имеет и самое прямое.
      Вам не кажется, что переживаемый ныне кризис еврейской идентичности, есть следствие принятых годы слишком радикальных решений 50х-60х годов?
      Так уж страшен был идиш для иврита?
      Разве не могли, дополняя и обогащая друг друга, мирно ужиться две культуры: ивритская и идишская?

      1. Не могли.
        Идиш был языков штетлов, а государство строили те, кто не хотел там жить.
        Долгое время именно «ивритским» называли то, что относилось к Ишуву.
        И на 1-ой марке Государства Израиль было написано דאר עברי Еврейская почта

Добавить комментарий для Леонид Лазарь Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.